Mf

nn

$.

т
бете

НОМ участке отряд немцев пытался раз-
’ мать Hall позиции.

rcKM
анех
ного
(AM
прим:
бин
KHON
ином

—.

. él
Cit
) py:

HAR
несли

мя
Хо
gh
ний
58.

об
Мод»
rach!

би
OF
ont
ти

oft

чика посадили на советской территория

ВТОРНИК, 8 ИЮНЯ 1943 г. 15 488 (8126)

——ыы—ы ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

От Советского Информбюро

(Ококчание. Начало ка 1-й стр.).

вутеров. На другом участке артихлери-
«ты Н-ской части обстреляли большой обоз
противника и уничтожили несколько де-
ытков п0в030к © грузами.

*

В районе Лисичанска противник дваж-
IH пытажя переправиться на левый бе-
рег реки Овверный Донец. Напти подразде-
чения метрим огнём истребили несколько
всятков гитлеровцев и вынулили BX от-
‘тупить. Советская авиация соверптиля
валбты на аэродромы противника. В ре-
зультате бомбардировки на неомепких
зародромах отмечены пожары и взрывы,

*

Западнее Ростова на Дону происходила
рая артиллерийско-миномётная и ру-
хейно-пулемётная перестрелка. Наши Нод-
разделения разрушили 10 блиндажей и
3 набтюдательных пункта, уничтожили,
зртиллерийскую батарею и 13 пулемётов.
противника. Разведывательная группа по
командованием старшего лейтенанта т. Яко-
pena и лейтенанта т. Завьялова проник-.
а в тыл противника и истребила 18 гит-.
лровпев. Захватив пленных и трофеи,
разведчики вернулись в свою часть.

*

На Волховском фронте огнём нашей ат-
тернии уничтожено 9 блиндажей и дзо-
тов, одно орудие и рассеяно до батальона.
немецкой пехоты. На одном участке про-,
пвник пыталея вести разведку боем.
Бты Н-ской части ружейно-пулемётным
omex отбросили гитлеровцев. Взяты rpo-
фи и пленные.

\,

П

варных вагонов с военными грузами не-

*
Отрях украинских партизан ночью нз-
ни  ва охрану железнодорожного раз’езха

аменец-Подольской области. Сняв не-
мецких часовых, партизаны заминировали
железнодорожное полотно. Следовавший по
Этому пути вражеский эпелон наскочит
на мины и взорвался. Уничтожены паро-
Bos, 16 вагонов и платформ с боеприпа-
сами и другими военными грузами.
*

Перептохтитей на сторону Красной Армии
солдат 17 немецкой танковой ДИВИЗИИ
Гюнтер Д. рассказал: «Я  полуинвалих.

осле многих переосвилетельствований ме-
ня в апреле прошлого года признали «гол-

ным к гарнизонной службе на родине».
В феврале 1943 гола медицинская комис-
сия признала,

7 что я годен к строевой!
службе. В конце марта я выехал в Рос-
сию. В нашей роте преобладают солдаты,
виервые попавшие на фронт. Был среди
нас  обер-ефрейтор,  возвратявнийся на
Фронт после ранения. Однажды он нам
сказал: «Почти все мои земляки уже по-
гибли в России, а товарищи, с которыми
Яя воевал, тоже все убиты или ранены.
После  олного боя в батальоне осталось
всего лишь 16 человек». Многие солдаты.
вилят безналёжность своего положения и
все время думают о том, как бы им пе-

лыми и невредимыми выбраться из Рос-
сии».

+

*

Ha железной дороге Амьен — Монтитье
французские патриоты уничтожили 20 то-

мецких оккупантов. В городе Cen-Raox
вольные стрелки бросили гранаты в ка-
зарму, занятую немецкими зенитчиками.
Убито и ранено много гитлеровцев.

ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 7 ИЮНЯ

В течение 7 июня на фронте суще-
венных изменений ие произотло.
Нашей авиалией в Рижском заливе по-
плен немецкий трачспорт, в Чёрном мо-’
№ потоплены 3 баржи и 5 катеров с вой-

вами п боеприпасами противника.

*
6 яюня частями нашей авлапии на раз-
ичных участках фронта тничтожено WIA:
повреждено не менее 60 автомашин ©
зйсками и грузами, взорвано 5 склалов.
боеприпасов, рассеяно и частью уничто-’
оно ло двух рот пехоты противника

*

На Запалном фронте наши части уни-
ожили 10 300 немецких солдат и офи-
ров, подавили огонь 2 артиллерайских
1 ной миномётной батарей, разбили
3 лата и 5 блинлажей противника. Ha

Советские бойцы
втретили вражеских развелчиков ружей-
-пулемётным огнём и истребили He-
(ROJERO десятков гитлеровцев.

*

В районе Балаклен рота пехоты про-
пвника при поддержке танков атаковала
mame боевое охранение. В результате ко-
porno схватки немпы были отброшены
Ha исхолные рубежи. На поле боя оста-
съ: ло 100 вражеских трупов. Ваши лёт-

бомйарлировиик противника. }
лётчики взяты в плен.
*

Запалнее Ростова на ony  ReMIHbI B
ряде мост пытались боем разведать Ha-
шу оборону, но всюду были отброшены
¢ большими для них потерями, Только па
мЕом участке вражеская развехыватель-
ная группа потеряла убитыми 70 солдат
1 офицеров. Н-ская артиллерийская
ть уничтожила артиллерийскую и две
унномётных ^ батарея, 15 полвод с rpy-
ими и разрушнла”3 блиндажа против-
ana.

Немецкие

*

Ha Северо-Западном фронте снайперы
Н-о5ой части в мае месяце истребили
150 вражеских солдат и офицеров. Снай-

пер т. Мелвелев убил 23 немца, снайтер

т. Бурлацкий — 20, снайпер т. Пезмя-
Kop — 15. орленоносец снайпер Василий
Егоров в мае убил 20 гитлеровцев,

*

Партизанский отряд, действующий в
одном из районов Калинияекой области,
за последние дня разгромил два немеп-
ких гарнизона и уничтожил  болез 100
гитлеровцев, Групповым огнём партизаны
сбили немецкий самолёт «Юнкерс-88».
Подрывники этого же отряда пустили!
пот откос два немецких воинских эше-
лона. Другой отряд калининских парти-
зан пустил пол откос поезд е войсками
пративника. Под обломками вагонов по-
тибло большое число немецких солдат и.
офицеров.

*

Перешедший на сторону Красной Армии
солдат 40 немепкого мотострелкювого пол-
ка, поляк по национальности, Сигизмунд
Н. рассказал: «В налнем полку немцы со<-
тавляют меньшинство. Их не больше 40
процентов. Большинство солдат — поля-
ки, словаки и другие. Мы ненавидим нем-
пев. Разве могу я хоть на одну минуту
забыть, что сделали гитлеровцы с моей
ролиной. Разве я могу забыть, что немец-
ие баянтиты вытпнали мою семью из род-
ной деревни, лишили еб хозяйства, земли,
скота и всего имущества. Наше хозяйство
забрал немен Гринке, а мою семью высе-
лили, не разрентив ничего взять © собою.
Я считал для себя позором олужить в ие-
мепкой армии и носить немецкую форму.
Улучив удобный момент, я убил находив-
тнегося вместе со мной на посту немца,
обер-ефрейтера, взял ручной пулемёт
перебежал на сторону русских». у

Немецко-фаптистские мерзавцы учинили
кровавую расправу над мирными жителя-
ми деревень Бажаниха, Канашенки, Стари-
на и Поречье, Витебской области. Тольк
в теревне Баканихе гитлеровские убийцы
расстреляли и сожгли 112  стафиков,
женшин я детей. Рааправы ›‚ избежали

Митинг представителей

украинской

молодежи

6 июня состоялея третий митинг пред-  Сталина — разгромить врага и освободить

ставителей украинской молодёжи.

На митинге выступили секретарь ПК
комсомола Украины М. Пидтыченко, Герой
Советского Союза гвардии сержант Л. Оста-
пенко, работпица шахты № 17—10-бис
«Краснодонугля» А. Коротких,  твархии

майор лётчик С. Швеля, Герой Советского   приветствии, — как и весь украинский
Союза генерал-майор Наумов, бежавшая с народ,

немецкой каторги украинская
М. Задороженко, учительница из Воро-
шиловграла А. Орлова, котхозница 0630-
бождённой от номепких захватчиков де-
ревни Бонхрашевки, Харьковской области,
М. Григорьева, заслуженный деятель
искусств УССР композитор Ф. Козицкий.

Участники митинга приняли обращение
К молодёжи Украины, в котором пишут:

— Юноши и девушки Укранны! Нем-
цы стремятся сделать вас своими рабзми.
Знайте — единственный путь к вашему
освобождению из плена и неволи — борь-

бу с врагом! Илите в’ партизаны! Убивай-
те немпев! Поможем нашей  теронческой
Ерасной Армии и всему совотекому наролу
выполнить первомайский приказ товаряшща

девушка   Красной Apyan и Вам, ropapum Сталин,

фронтах Отечественной войны и в тылу

ма ненавистного
советской
тов. Пусть живёт советская отчизна! Пусть
живет скреплёниая кровью великая друж-
ба. Подымайтесь все, как одни, на борь- ба русского и украинского наролев и всех
наполев Советского Союза!

Украину от фаптистской нечисти!

С болыним воодушевлением участниками

митинга было послано приветствие Вер-
ховному  Главнокомандующему
Советского Союза товаришу Сталину.

Маршалу
—- Молодёжь Украины, — говорится в

Ter сердечную благодарность
за освобождение от немепких захватчиков

ряда районов Советекой Украины. На

врага, на эвакуированных с ‘Украины
предприятиях, Ha полях  освобождённых
районов- верные сыны п дочери украин-
ского народа отдают вес свои силы, зна-
ния и умение для окончательного разгро-
врага и освобождения
земли от фэлиастских оккупан-

Митинг послал приветствие секретарю.
ПЕ КП(б) Украины тов. Н. С. Хрущеву.

,

Налёт наше

й авиации

на железнодорожный узел Унеча

В ночь на 7 июня нмиа авиация дальнего действия соверотила крупеый налёт
ва железнолорожный узел Унеча (Орховская область) и бомбартировала склалы 60е-
припасов, вооружения, горючего и скопления железнолотюжных эптелонюв MmpOTHB-
ника. В результате бомбарлировки возникло много пожаров и отмечены сильные

взрывы.

Bee maim самолёты, кроме одного, вернулись на свои базы.

Налёт немецких самолётов на г. Горький

В ночь © 5 на 6 ис б на 7 июня звиация противника силелои хо 100 само--
лётов пыталась соверпеить налёт на г. Горький. Большая часть вражеских само-
летов на подступах к тороту была раксеяна налими ночными истрейителями и огнём
зенитной артиллерии. Несколько прорвавшихся самолётов противника беспорядочно
сбросили бомбы на жилые кварталы. Нанесён некоторый материальный ущерб. Есть
жертвы CDCI гражианекого населения. Ши отражении налётов сбито 12 немецких
бомбарлировитиков. Наша авиация потерь не имела.

Долг шахтеров Караганды

Шахтёры Караганды поставляют Магня-
тогорску коксующиеся угли, этот хлеб!

Митинг транслировался по радио.

Новый завод вступил в строй

ГОРОД Н., 7 июня. (По телегр, от соб.
корр.). (Сегодня завод, где директором
т. Аграчев, выдал первую боевую продук-
цию. Ha состоявшемся собрании прелсе-
датель облисполкома вручил грамоту Вер-
ховного Совета республики и ценные по-
дарки 47 работникам завода.

‘Принимая награду, днректор
т. Аграчев заявил:

завода

— Год тому назад мы приступили к

созданию оборонного завода. Сегодня
вступил в строй огромный завод с много-
тысячным  коллектизом, выдана первая

продукция для фронта,
Коллектив обязался в ближайшие дни
значительно увеличить выпуск про-

дукции.

sé

Актюбинская и Нустанайская области выполнили
план сева яровых

АЛМА-АТА, 7 июня. (ТАСС). Колхозы
ктюбинской области на две недели
раньше прошлогоднего выполнили плав
сева яровых на 101 проц. По целине за-
сеяно 78.000 гектаров — план перевыполнен
более чем в лва с половиной раза. Госу-
дарственное задание по посеву проса пре-

вышено на 12 процентов. В фонд обороны
и помощи колхозам, освобождённым OT
немецкой оккупации, засеяно около 3.000
гектаров.

Значительно раньше, чем в прошлом го-
ду, завершила сев яровых Кустанайская
область.

400-летие со дня смерти Коперника

Вчера в Московском Доме учёных со-
стоялось заседание Академии наук СССР,
посвящённое  400-летию co дня смерти
Коперника.

Во вступительной речи вице-президент
Академии наук СССР академик А. Bait-
ков охарактеризовал выдающуюся роль,

лишь те жители деревни, которым уда-

лось скрыться в лесах.

которую сыграл гениальный учёный-астро-
ном в истории человечества, в истории ми-
ровой науки.

Доклад на тему «Коперник и его уче-
ние» сделал профессор Н. Идельсон; про-
фессор С. Сказкин сделал доклад об эпо-
хе Коперника. ;

ЛЕНИНГРАДОКИЙ ФРОНТ. В носяедних боях особенно отличился канитан И. Е. Тка-

ченко, за что награждён орденом Александра Невского. На снимке — канитан Ткаченко
на командном пункте.

Фото Д. Трахтенберга.

чёрной металлургии. Чем шире фронт вы-
плавки металла, тем больше от караган-
динцев требуется высокосортного, отбор-
ного коксующегося угля.

Добыча коксующегося угля в Караганде
всё ещё отстаёт от плана и по сей день
остаётся узким местом бассейна. Март был
знаменательным месяцем в жизни Караган-
динского угольного комбината: — ком-
бинат в пелом справился с производствен-
ным планом. Однако задание по добыче
коксующегося угля в этом месяце оста-
лось невыполненным. Из 14 шахт, добыва-
ющих малозольный уголь, 7 сорвали вы-
полнение месячного плана. Та же картина
повторилась в апреле. Комбинат в целом
справился с месячным заданием. Но добы-
ча, особенно же отгрузка ценнейшего то-
плива для металлургии, продолжала от-
ставать. В мае из 10 ‘шахт, получивших
задание на добычу коксующегося топли-
ва, только 3—4 шли на уровне плана.

Особенно нетерпимо отставание круп-
нейших шахт бассейна № Ги № 2, выдз-
ющих. уголь, как здесь говорят, на пря-
мой выход, то-есть могуший без предва-
рительного обогащения следовать в Ма-
гнитогорск. Апрельский план обе эти
шахты не выполнили. Руководители шах-
ты № 2 до последнего времени не пере-
ставали ссылаться на плохое состояние
внутришахтных путей, на недостаток ва-
гонеток и конную откатку.

— Вот что мешает нам выполнять
план,—заявляли они.—Пусть только улуч-
ирится техническое состояние шахты, разве
мы будем работать хуже других?

Чем же теперь об’яснят командиры шах-
ты № 2 непрекращающееся отставание?
Известно, что в май вступили они с при-
ведённым в порядок путевым хозяйством,
увеличенным парком вагонеток с механи-
ческой откаткой, заменившей конную.

О том, что шахты и участки, добываю-
щие коксующийся уголь, могут выпол-
нять план, лучше всего свидетельствуют
цифры добычи последней декады мая. Под
конец. месяца в отдельные дни комбинат в
пелом, а шахты № [Г и № 2 в частно-
сти, не только справлялись с заданием по
добыче этого вида топлива, но дали зна-
чительное количество продукции сверх су-
точного задания.

Чувствуя приближение конца месяца и
стремясь хотя бы частично покрыть долг,
накопившийся в результате неудовлетво-
рительной работы в течение первых двух
декад, командиры бассейна, трестов, шахт,
как это нередко бывает ещё в Караганде,
«поднажали» на добычу  коксующегося
угля, больше стали уделять ему внима-
ния, лучше руководить. Результаты не за-
медлили сказаться.

Немало говорят в Караганде о том, что
необходимо превратить шахты-поставщики
металлургических заводов в лучшие в бас-
сейне, поставить их в центр внимания,
поддержать здесь особенно высокий уро-
вень производственной культуры. В ком-

В

лать много лучшего. Нет ещё пока тако-
го положения, чтобы тут концентрирова-
лось лучшее оборудование, лучние кадры,
хотя насущная необходимость в этом не
раз признавалась командирами бассейна.

Караганда располагает большими ресур-

ами увеличения выдачи угля как идуще-

го непосредственно на металлургические
предприятия, так и угля, который после
обогащения превращается в неннейтий ма-
лозольный концентрат.

— Мы можем и должны из месяца в
месяц расширять фронт добычи коксую-
щихся углей, заклалывать новые шахты,
вводить в строй новые горизонты, лавы.
1943 году на шахтах, добывающих
коксующийся уголь, должно б введено
18 новых горизонтов, заложены десятки
новых шахт. Богатства недр нанего бас-
сейна велики.

С этими словами заместителя главного
инженера комбината «Карагандауголь» тов.
Афанасьева нельзя не согласиться.

К сожалению, темпы подготовительных
работ по коксующемуся углю никак нель-
зя признать удовлетворительными. BH-
полнение намеченных мероприятий очень
часто срывается, а в лучшем случае за-
тягивается. В начале апреля т. Афанасьев
заявил нам, например, что в течение ме-
сяца п 12 шахтам, выдающим топливо
металлургам, должны быть введены в ра-
боту не менее 16 новых лав. Прошёл
апрель, за ним май, но вместо 16 только.
в пяти новых лавах начали добывать кок-
сующийся уголь. Теперь тов. Афанасьев

обещает, что ещё 8 лав будет нарезане в

июне. В июне же. по его словам, начнут
функционировать три новых горизонта на
шахтах №№ 1, 2 и 6-й новой.

Обещание — хорошее. Оно должно быть
выполнено во что бы то ни стало.

С наступлением летних месяцев несколь-
ко улучшила свою работу центральная
обогатительная фабрика бассейнй. Олнако
фабрика не справляется со своими весь-
ма возросшими за последнее время зада-
чами. Случается ешё нередко, что ценное
коксующееся топливо, предназначенное для
металлургии, разбазаривается, исполъзует-
ся как Энергетическое только по той при-
чине, что его здесь не в состоянии свое-
временно обогатить.

За последнее время руководители бас-
сейна стали больше внимания уделять
центральной обогатительной фабрике. Бла-
годаря этому наметился определённый
сдвиг в её работе. Лучше стал обслужи-
вать фабрику транспортный цех. Но это
никому не даёт права на самоуспокоение.
Необходимо изо дня в день улучшать и
совершенствовать работу фабрики. Она
должна постоянно находиться в центре
внимания комбината, его командиров, пар-
тийно-профсоюзных организаций.

Огромна роль коллектива карагандин-
ских обогатителей в борьбе за всё возра-
стающее снабжение домен Магнитки до-
брокачественным коксующимся углем.
И карагандинцы отвечают за работу круп-
нейших наших домен. Об этом следует

бинате «Карагандауголь» вынуждены, од-
нако, констатировать, что на шахтах кок-
сующегося угля за редким исключением
производственная культура заставляет же-

всегда помнить. ‘
А. ЭВЕНТОВ,
соб. корр. «Известий».

КАРАГАНДА.

В небе над Курском

В эти беспокойные для лётчиков-истре-
бителей дни мне хотелось написать о Най-
Ценове. Все на аэродроме — и товарищи,
и молчаливый командир — отзывались
о 1ём ос большим уважением. Он
действительно работал, как вол. пем-
цы, раздражённые предыдущими  неуда-
чами в воздушных боях, с упрямым по-
стоянством пытались совершать бомбарди-
ровочные налёты на район Курска. Лётчики
встазали в 3 часа ночи и трудились до
наступления темноты, Рёв немецких и на-
ших моторов стал неприметен для слуха,
как мозотонный шум леса или морской
волны. Война со всем своим громоздким
багажом, с картами, пулемётами и даже
пушками, переселилась на время < суши
fa небо.

По сигналу «воздух» дежурные  истре-
бители срывались с земли и растворялись
в июньской синеве в течение малых вих-
ревых секунд. Только-что, изнывая от
жары, стоял рядом с вами и неторопливо
беседовал плотный, кряжистый, на редкость
добродушный Тыртычный или маленький,
как дитя, Токарев, или флегматичный
Аленин. Вдруг ракета швыряла HX B BO3-
дух, и они, даже грузный Тыртычный,
уменьшались сначала до размера мер-
пающей в небе точки, а потом и совсем
исчезали и были так же недоступны для
зрения, как атом кислорола вы возлухе.
Они становились только звуком, порою
слабой тенью звука; шопотом далекого
мотора, и всегда уливляло, как, прислу-
шавшись, дежурный командир на старте
вдруг уверенно отмечал:

— Шатравин.

Или:

— Урусов,

В мае и в начале июяя лётчикам этого
аэродрома пришлось крепко поработать.
Немцы пытаются бомбить города и станции
в наших тылах, сигнальная ракета бросает
истребителей в воздух, два-три боя о
день — средняя норма каждого, а бой—э
бой, ты должен) сбросить на землю
врага, иначе погибнешь сам. Если 60a
нет, всё равно никто не сидит без дела.
Нужно летать в немецкий тыл на развед-
ку, нужно прикрывать штурмовку Наших
«Илюшиных-2», нужно вести одиночную
охоту по наземным целям, нужно сопро-
вожлать бомбардировщиков и пороо самим
бомбить малыми бомбами: истребитель —
укизерсальный боец. Он первым входит в
бой к выходит из него последним. Вот то,
Что здесь называют работой.

Итак, я собирался написать
Найдёнове. Я и лышал о нём много

о Николае
xopo-

mero, энал, что на фронте он с первого
дня войны, что за это время он совершил
280 боевых вылетов, провёл 34 воздушных
боя и в этих боях лично сбил девять не-
менких самолётов, а совместно с товари-
щами три самолёта; знал я, что в возду-
ХЕ он точен и быстр, но в то же время
спокоен и рассудителен, хотя время для
«рассуждения» лётчику отпускается в до-
дях секунды, и мысль тут же должна ста-
новиться действием, атакой, боевым разво-
ротом, выстрелом, тараном, а мысль, при-
шедшая с опозданием, может стать смер-
тью. Я многое узнал о Найдёнове.

Но серьёзным преиятствием для более.
полного ‘рассказа был сам  Найдёнов.
Скромность его оказалась просто несокру-
шимой. Он не видел ничего примечатель-
ного в своих тридцати четырёх воздушных
 боях, кроме реального их итога — две-

Как я ни бился, хитростью и наводящими
вопросами заставлял его вспомнить об-
стоятельства хоть одного сложного боя,
где происходит поединок воли и нервов
  двух воздушных противников, он отвечал
технически точно и убийственно коротко:

— Вынудил его перейти wa удобный для
меня и неудобный для него бой на вира-
жах, вот и всё. Мне легче было ободрать
его на виражах. Ну, и сбил!

В другом случае он заставил неменкого
лётчика перейти на бой по горизонтали
или на бой но вертикали, или на комбини-

правильно и точно, секрет победы в том и
состоит, что более сильный и умелый леёт-
чик навязывает противнику свою тактику,
но я не собирался писать учёного труда о
  воздушной войне, меня интересовал чело-
век в ‘бою—Найдёнов Николай Алексее-
“вич. Что происходило с ним там, над об-
лаками, н=> чувствовал он в трудную ми-
нуту, когда смерть приближалась к нему
на крыльях чёрного самолёта CO свасти-
кой? С земли этого не увидишь, а из боя.
лётчики возвращаются такими же, Kak
 улетали,--обыкновенными людьми с обык-
новенными потребностями и нуждами, ру-
таются, что некогда помыться в бане, рас-
сказывают анекдоты, пишут письма домой,
обсуждают. достоинства. или недостатки
\ новых немецких самолётов. и никак не
распознаешь,
воздухе в короткие секунды

надиати сбитых им немецких самолётов.

рованный бой н т. д, и т. п. Всё это очень,

`ровщиков, которая была в районе Курска

что же творилось с ними в
военной яро-

=
Найденов и всё же остался таким же

сдержанным и молчаливым. 2 июня ой
заговорил. у
В тот день в пять утра нас разбудили

бешеный лай зениток, дребезжание сте-
кол в рамах, вой собаки во дворе, крик
нетуха, стук упавшей с потолка штука-
турки, бормотание старухи-соседки: «Гос-
поди, спаси и помилуй нас, Тамара, на-
дела бы шубу, всё от осколков легче
будет». Мы вышли во двор. Прелестное
июньское утро было наполнено стонущим
звуком моторов, чьими-то  исполинскими
вздохами, как будто ныл и вздыхал из-
мученный, истерзанный воздух. Женщины
Убиргали в ямы самые нужные вещи,
пальто, одеяла, подушки. Задрав головы,
номинутно сбиваясь, мальчишки считали ©
трудом различимые на большой высоте
самолёты. Их было много, но шли они
каким-то рваным строем, и следом за ни-
ми, иногда опережая их, вспухали белые

и

вые и новые волны моторного гула.
Молнией врезался в него пронзительный
вой наших атакующих
Звуки разрывов зенитных снарядов были
как бы трёхмерными, с нарастающими к
последнему удару раскатами. В той сто-
роне, где мы вчера мирно в’езжали в
город, голубое утро стало грязно-серым
от дыма. В первые же минуты мы увя-
дели, как двух  бомбардировииков  со-
жрало и кинуло на землю красное пламя.

Это был только первый из пяти мас-
сированных налётов на Курск в тот день:
Служба оповещения работала безукориз-

тревоги город знал о приближении сле-
дующих- групп немецкой авиации. При
мне один из  командиров-лётчиков со
спокойной убеждённостью Делал такой
подсчёт: Г

— Один из налётов произойдёт в три
часа дня. Учитывая расстояние от базы,
а также время, необходимое на заправку
горючим и подвеску бомб, полагаю, что
налёт будет совершён грунпой бомбарли-
в пять утра. За вычетом, конечно, сбитых
нами самолётов.

Когда в середине дня снова и снова
заговорили зенитки, я взглянул на часы.
Было ‘ровно три часа.

В грохоте и в дыму город жил, рабо-
тал. В том районе, куда отдельным не-
мецким самолётам удалось беспорядочно
сбросить бомбы и куда они могли на-

сти.
Но мне помог день 2 июня. Грохочу-

ший день, когда немцы бросили Ha
Курск 500 самолётов, чтобы отомстить
за свою неудачу мая: тогда немпы
  потеряли 65 самолётов. Два из нах сбал

целить новый удар, старики-добровольцы
выстроились после тушения пожара в.

дымки разрывов. Издали наплывали но-

истребителей.

ненно точно. За 20—30 минут до новой!

И старички старательно выкликали:

— Первый, второй, первый, второй,
первый...

И аккуратно сдваивали ряды.

На улице я видел девочку с папкой
нот. Она шла на урок музыки, Из швей-
ной мастерской выскочили зна крыльцо
молоденькие портнихи. Они смотрели на
небо. Люди стояли возле булочных, ма-
газинов, парикмахерских. В большом крас-
HOM доме собирался партийный актив го-
рода.

Первый, второй, третий налёты. Багровое
солнце в дыму. В громе зениток Курск
продолжает ра $

Но что же происходит там, в воздухе?
Где Найденов, Тыртычный, Токарев, За-
киров, Шатравин? Тяжёлый лень выдался
им сегодня. Гигантская воздушная битва
длится уже девять часов. В воздушном
бою каждая секунда может принести
победу или смерть. Душераздирающий
визг выходящего из пике самолёта—это
не только звук, это человек и его судь-
 ба. Сколько чёрных молний вонзалось на
наших глазах в тяжёлую зловещую тучу
немецких бомбардировщиков? Это не
молний. Это — люди, наши товарищи. Чьи
руки ешё держат штурвал? Чьи руки раз-
жались? i

Мы приехали на аэродром. Майор
с ракетницей наготове стоял у команд-
ного. пункта. Большинство истребителей
было в воздухе, в далёких отсюда боях:
Один из командиров держал с ними связь
по радио. Когда он ‘переключал аппарат
на прием, десятки голосов одновременно
звучали в наушниках. Говорил воздух.
Говорил бой.

Иные из лётчиков уже вернулись с
победой. Усталые, они лежали у само-
лётов, ожидая сигнала к Новой атаке.
Остальных ожидали,

— Что-то летих-—сказал наблюдатель.

В самом деле, это было лишь «что-
то» —— не азроплан, не птица, нечто с не-
знакомыми формами ‘и странной манерой
полёта. Но это «что-то» держалось в воз-

духе, двигалось, приближалось н вот
коснулось земли. Все, кто был свободен,
\побежали навстречу. Да, это все-таки

самолёт. Но ‘из такого впору только вы-
брасываться с парашютом, он уже не жи-
лец в воздухе,

— Теоретически самолёт уже сгорел! —
сказал кто-то недоуменно.—Его уже нет.

— А практически парень прилетел
просто на палках. Но прилетел, чорт по-
бери! Да где же он?

Найденов! Он шёл нам навстречу, Он был

шеренгу, и олин из них командовал:
— Равнение!
takes!

возбуждён, порывист, быстр, он выглядел

На первый-второй рассчи.   необычно. Упрямое выражение не изгла- возлуха.

дилось на его лице—- нервы его

ве] слишком много — целое небо. Но не мо-

вышли низ боя. Он улыбался. Механики в жет человек дышать в урагане. Он 3a-

немом изумлении смотрели на его само-  сыпал,

его втягивало в сон, засасывало,

лёт. Мы узнали, что в этот вылет Найдё-  необычайный покой манил его, ему стало
нов провёл восемь воздушных боёв, сбил! легко, совсем легко.

у немцев два самолёта и два покалечил.
Он был в самом центре свалки.

— Отдохни! — сказал ему командир,
когла улеглась буря товарищеских вопро-
сов и восклицаний.

Мы отошли в сторону. После некото-
рого молчания Найденов сказал:

— Сегодня четвёртое моё рождение.

‘Bot когда он заговорил, закоренелый
молчальник! Неостывшее возбуждение боя
прорвалось в этих словах. Раз начав, он
должен был рассказать всё. Так мы узна-
ли историю четырёх его рождений. г

Что’ он понимал под этими словами?
Уход от неминуемой смерти. Первый раз
OH вторично родился, когда мотор его
сдая в расположении немцев, он. прова-
ливался к ним в лапы и уже слышал свист
пуль над головой. Пять метров остава-
лось до земли, до смерти, как вдруг мо-
тор рванул, и ослепительная буря вновь
заработавшего винта вынесла Найденова в
жизнь. Второй раз он ушёл от смерти в
воздушном бою под Воронежем, где семь
немецких истребителей намертво зажимали
его, и все же он вырвался. Они ушли в
дураках, эти семеро. Третий раз решилась
судьба Найденова в схватке с четырьмя
«Фокке-Вульф-190»,

новыми немецкими
истребителями. Коротко рассказал Найде-
нов, как он вынуждал четырёх врагов

принять его тактику боя и, отбиваясь, сам

переходил в нападение. Немецкий снаряд!

пробил левую плоскость, и всё же Найде-
нов вёл бой, сделал вираж, пошёл в ло-
бовую атаку на «Фокке», ближе и ближе,
и тут оба ударили друг в друга из пушек.

«Фокке» сразу превратился в огонь и.
в дым, это был уже не самолёт, а обык-
новенный пожар, больше ничего.

Найденова тоже обдало жаром. Пламя!
вспыхнуло в самой кабине. Он задыхался.
Выход был один — выбрасываться с пара-
шютом. Пересиливая встречный поток воз-
духа, он выбрался из кабины, рванулся,
ещё раз рванулся. Нет, его как будто
пришило к телу гибнущего самолёта. Сла-
бея, он сделал ещё одно страшное уси-
лие, но уже не мог перебороть ревущего,
навстречу урагана. Воздух вдавливал его’
обессилевшее тело назад, спина его вы-
гнулась так, что кости позвоночника за-
хрустели. Он понял всё — парашют заце-
пился за козырёк над кабиной. Он ещё
раз рванулся, но тут силы ему изменили.
Найденов проваливался в смерть вместе с
пылающим своим самолётом.

Он стал засыпать. Это был недостаток
А может быть, воздуха было

Так он заснул в вихре падающего,
хоб’ятого пламенем самолёта.
Он проснулся, как просыпаются после

долгого сна, но прошли только малые
секунды. Самолёта рядом с ним не было,
OH свалился в штопор, и тут, очевидно.
парашют сбросило с козырька. Лицом к
небу, на спине, кружась, как в водоворо-
те, Найденов падал: человеческое тело
тоже может валиться в штопор. Найленов
дёрнул за кольцо и в третий раз вернул-
ся в мир.

И вот теперь он шёл рялом с нами по
аэродрому, и это был день его четвёртого
рождения, так он сам сказал в первую
же минуту.

Это был день больнюго воздушного сра-
жения под Курском. При выходе из пике
Найденов поймал «Фокке-Вульф» и сбил
ero, ринулся на <МЕ-1!10» и сбил его,
ввязался в бой с двумя другими и отпу-
стил их покалеченными, и кинулся в но-
вую схватку. Шесть «Фокке-Вульф» хоте-
  ли задавить его численным  превосход-
ством, но он дрался на виражах, выскаль-
зывая из-под ударов, он сам стал зажн-
мать одного «Фокке», настигал его всей
мошью мотора, ближе и ближе. Каких-
нибудь десять метров разделяют врагов,
и тут Найденов решает: таран! Таранить
винтом плоскость. Он уже приготовился
зажмурить глаза на мгновенье, — может
быть, в это самое мгновенье мы и видели
на улице Курска девочку с косичками,
которая шла на урок музыки. И в страш-
ной высоте над нею Найденов решался
тогда на таран, чтобы убить немца, что-
бы Курск был спокоен, чтобы в невинной
радости раннего лета зеленели его сады.

Но в это мгновенье снаряд одного из
шестерых врагов пробил самолёт Найде-
нова. Двадцать пять километров Найденов
тянул к своему аэродрому на аппарате,
который уже нельзя было считать само-
лётом, с нарушенным управлением, с брыз-
жущим в кабину бензином, с рваной об-
шивкой и торчащими наружу «рёбрами».
В день своего четвёртого рождения к
списку своих тридцати четырёх боёв Най-
денов . добавил ешё восемь. Две сбитых и
две подбитых немецких машины он при-
числил к девяти уничтоженным ранее. Ик
вечеру 2 июня он получил настоящий
подарок; сообщение о том, что сто шесть-
десят два своих самолёта из пятисот нем-
цы потеряли в этом грандиозном сражении.

Евгений КРИГЕР,
спец. корреспонлент «Известай».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.