а
-
=
[>

W
[*
ie
ы
т.
“

с

B
Я
Be

‘>
Bs
№
г»
AB

(=
›й
AX
BY
2.
на
Ha

a
ВЫ
it
att
1B
№,

у
I,
as
Ix
Ш

«Советская Грузия»

ЕДА, 9 ИЮНЯ 1943 в № 134 90. ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Схватка в траншеях
врага

Откуда Утодно, ТОЛЬКО Fe ¢   этой во
уршенно открытой стороны, мегли ожи-’
ить нашей атаки  засевшие в траншеях
емны. Вражеское сторожевое охранение’
эдодилось ‚ значительно превее, и. пуле.
цы противника были нацелены именно
тула,

Наши развелчикч ползли, прижимаясь x
‘олотистой земле. Враг обнаружил бой-
{03 ТОЛЬКО ТОРДа, Когда они приблизились
х проволочным заграждениям. Был откоыт!
пулемётный  огань. (Но стремительным
броском бойцы проскочили полосу обетре.
ин торзались в расположение протиз.
а В ночной темноте завязалась руко-
я схватка, В ход пошла «карманная
длерия» — гранаты.

Гварлии старший сержант Николай Со-
клев броенл гранату в немецкий лзот,
кщарший продвижению наших бойцов, и
уиожил авух гитлеровских пулемётчи-
лю. Гвардии старший сержант Усмар
Дезликаноз на другом ` конце траншей!
юлкоалея К омбразуре немецкого блинда-.
в я метнул в неё поотнвотанковую гра-_
пу. Блиндаж рухнул, похоронив под!
обломками пулемёт со всем ero!
мечётом. й
Не имея времени  ) перезарядить KCK,
ирдии краскоармеец Шеглов, трижды.
меный крушил’ гитлеровцев диском, а
том саперной лопаткой. Истребив ше-
  чевых немцев, он заставил седьмого
;итья. Пленный немец случайно насту-
ma на свою же мину и был убит. Шег-
ns, раненый при этом в четвёртый раз,
be покинул поля боя, а продолжал помо-
}иь товарищам, подавал им гранаты я
итроны.

Яростно дрался гвардии старший. сер-
нит Георгий Шахматов. Он был в самой
  Противотанковой гранатой он

му из них удалось ранить старшего
xara в руку. «Вперёд!» — скомандовал
хматов и первым ворвался в траншею.
1  он был ранен вторично, но сполна
платил врагу: метким броском гранаты
шрший сержант убил ещё четырёх гит-
` вовцёв.

Автоматчики зажали немцев в изгибах
иней, Они подбирались к противнику
зрху, забрасывали его гранатами и рас-
меливали в Упор. Надолго запомнят
плеровцы эту тёмную ночь! Враг потерял
`итыми до 150 солдат и офицеров.
Через несколько дней в госпиталь, где
WOIATCA на излеченни четверо раненых
пастников этой ночной рукопашной
цзатки, приехал генерал. В торжественной
\тановке ан вручил героям правитель-
пенные награды. Орден Отечественной

у ны 1-Й степени получил гвардии стар-  ми,

ий сержант Соболев. Орденом Отече-

венной войны 2-й степени  чаграждён
‘рший сержант Девликанов. Орденами
{раеного Знамени награждены  твардии

‘шарший сержант  Шахматов и

уасноармеен Шеглов.
(СЕВЕРО.ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 8 июня.
(7 спец, корр. «Известий»),

гвардия

Боевые успехи эскадрильи

о первых боевых
«Советская

Получены сведения
клехах лётчиков эскадрильи
Грузия»,

Старший лейтенант Проворихин открыл
почетный боевой счёт, сбив немецкого пи-
рта. . Старший лейтенант ‘Михайлов уня-
тожил в схватках три немецких самоле-
  а капитан ‘Александрович — два Ca-
уюлёта лично и два в групповых боях. По
ти фашистских самолёта сбили.лично и в
групповых боях старшие лейтенанты Зия-
динов, Макаренко, Нетупахин, Карнаухов:
Вкего за короткое время лётчики гварлни
\цайора Терпугова, летающие на самолётах,
построенных на средства трудящихся Гру:
зи, сбили 27 фашистских самолетов.

‚ ДЕИСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, (От спец,
корр. «Известий»)-

Друе с

И, ках всетла, мир охазался тесен, и
среди ‘раненых в госпитале я встретил
знакомого, я встретил доброго друга Це-
рена Бадминова, учителя из Яшкуля, кал-

мыка, называвшего Пушкина запросто
«дунгчи», что по-калмыцки значило «гла-
щатай». é

Мы ехали из Цаган-Усуна вниз, на юг,
мимо Состинских озёр, к которым прите-
кает Восточный Маныч, мимо редких ко-
лодцев — худуков, и впереди были пески
Бортха и пески Хахачи, и Долбанский
улус, богатый водой протоков и ёриков
дельты Волги. Учитель Бадминов был вы-
‘ном чабана, одного из тех славных паету-
XOB, которые перегоняют осенью скот Ha
богатые черные земли, и тогда от отар
узкоголовых курлючных озец степь ка-
жется зацветаиам хлопковым полем.

Степной лёгкой ночью, котла зелёная
вечерняя заря встречается с утренней ро-
SOBOH, MH сидели на кошмах в доме ча-
бана Бадминова, из раскрытых дверей до-
ходила степная ночная прохлада, и в ти-
шине ночи лежали во дзоре верблюды,
горбы которых на фоне зелёной зари ка-
зались барханами на степи. Мы. сомкнули
с учителем Бадминовым стаканы за кал:
мыцкую славу, за калмыцкую степь, ни-
щета которой кончилась, и теперь степь
ломилась от отар овец и конских косяков,
И за чабана Бадминова, на груди которого
светились орден Ленина и медаль Сель-

‘скохозяйственной выставки.

Мы ехали потом по степи, мёртвые со-
лончаковые озёра’ которой казались мне
богатством, ибо всё в этой некогда пу-
стынной и нищей степи было теперь пред:
назначено для жизни, и учитель Бадми-
нов читал вслух по-калмыщки свой пере-
вод «Зимнего вечера» Пузикина. Была та
пора осени, когда озёра на стени полны
птичьих стай, готовящихся к перелёту, и
дальним промельком пронесутся и как бы
истают быстроногие пугливые джейраны,
и между созревших поднявшихся трав хо-
ронятся дрофы. Церен Бадминов был
охотник, в нём жила древняя душа степ-
ного человека, и он взял. своё ружьё ив
лёгким шагом ушёл в сторону озера. По-
том я усльмнал выстрелы, и над озером
поднялась туча уток. Мы свернули с до-
роги и поехали в сторону озера и увиде-
ли учителя далеко среди камьышей. On
стоял по пояс в воде, по временам грохот
прокатывался над камышами, и утка, спот-
кнувитись на лету, падала на воду, но он
не собирал их, и они плавали вожруг
мёртвые, ( :

— Вот это рука, — сказал
нюфёр, — ничего не упустит.

И тот ничего не упустил, он простоял
четыре часа на одном месте среди камы-

завистливо

шей н бил без единого промаха, пока в

его патронташе не кончились все патро-
ны. Потом он пошёл собирать набитую
дичь, и где было глубоко —он плыл’и
вылез на берег, етоль обвешанный птица-
что походил на шалаш. Ето сухие
руки не упустили ни одной из намеченной
птицы, это было для чего главное. У не-
го было тридцать восемь патронов, и он
убил ими сорок три птицы, поразив заря-
дом дроби дважды по нескольку птиц,
Он был очень счастлив, что смог нока-
зать своё искусство охотника, в его ма-
леньких руках была сноровка калмыка,
степного добытчика, ‘может быть, потомка
эпического Хонгора, богатыря н охотника,

тепей

отца, и школу в Япкуле, я «Зимний ве-
чер» Пушкина, пленительно и странно
звучаюмший для меня на’ незяакомом MHC
языке, и степное озеро, где безоптибочной
рукой охотника набил ои столько птиц,
что мы завалили ими доверху «тазик».

Потом надо было рассказать обо всём,  -

что случилось с каждым из нас за войну,
й он, рассказывая, снава всё пережил для
себя с самого начала. Он пережил снова
всю ибторню гибели отца, славного чаба-
на, угнавшего от немцев свои овечьи ота-
ры—всех овец до одной, в жёсткую не-
погоду степной осени. Он ‘гнал их Ye
рез степь и нёс на руках двух народив-
щихся ягнят, нёс их на груди под своим
обветшавшим халатом, на котором блесте-
ли орден Ленина и медаль Сельскохазяй-
ственной выставки. Он угнал овец к ме-
стам зимних пастбищ и не отдал ни одной
овцы немцам, и ни куска курдючного са-
ла, ни клочка шерсти, ни куска баранины
не увидели немцы, н Бадминов сказал еще:

— Оя ничего не отдал немцам, мой ста-
рик... он угкал/свон отары я умер от вос-
паления лёгких, он нёс на руках ягнят и
простудился, и я не знаю, где его схоро-
нили.  Немцы были тогда в Элисте, ия
дрался нод Сталинградом... я дрался ешё
в плавнях, и здесь мне пригодилось, что
я был охотником. Я стал снайпером, и в
ящике тумбочки ты можешь найти мой
счёт, он заверен командиром полка.

Я открыл ящик его ночной тумбочки, и
в яшике среди других документов и TH-
сем лежала справка, что снайпер Церен
Бадминов убил восемьдесят четыре немца.

— Но это я только. открыл счёт, —<ка-
зал Бадминов.—Подумай сам, сколько им
нужно мнё заплатить: за отца — раз, за
нашу сожжённую школу в Яшкуле — два,
за Элисту — три... а за наших калмыков,
ты знаешь, сколько’ их погибло? Нет, во-.
семьюдесятью четырьмя немцы от меня не
отделаются... дешево считаю — пятьсот!
Дешево считаю, понимаешь?

Я вспомнил неподвижную его фигуру
среди камышей, и как он выбрался на бе-
per, обвешанный птицами и похожий Ha
перистый шалаш. Я вспомнил калмыцкую
степь, которая ешё ждала своего отище-
ния, и лёгкую осеннюю ночь, счастливо
прилёгитую на богатую землю, и древнее
степенное достоинство  чабана, и стихи
Пушкнна, переведенные другом степей —
калмыком на свой язык... Маленькая сухая
рука сына пастуха, рука, в которой зажа-
та была месть, лежала поверх одеяла, и
из-под белой повязкя на лбу темнели не-
утолённые глаза, и всё, что должен был
человек совершить, ещё лежало перед
ним, как непройденная дорога, как завтра.

— Ты, думаешь, снайпер — это только
Tuas HW рука?—сказал он, усмехнувшись.—
Снайпер — это сердце... прежде всего —
сердце.

И оч взял мою руку и положил её на
левую сторону груди—там, где билось его
выносливое и торопливое, как у степной
птицы, серлце. В эту минуту он напомнил
мне кобчика, птицу из семьи соколиных,
прославленного истребителя саранчи, стре-
мительным и безошибочным ударом кото-
рого не раз любовались мы с ним на пу-
ти из Цаган- Усуна ‘к прохладным вер-
ховьям Волги,

Мы всё это вопомнили в тиинене госци-
таля. Мы вспомнили ночь в доме его

Н-СКИЙ АЭРОДРОМ, 8 яюня. (По те-
леф. от соб. корр.). Как уже сообщалось,
немнпы пытались совершить налёты на го-
pox Горький. Лётчики Н-ской части про-
явили немало мужества,
ской доблести в отражении

стунах к городу.

Особо следует отметить подвиг ночного
истребителя старшего лейтенанта Табарчу-
ка, в ночной схватке .таранившего немец-
кий самолёт «Хейнкель-111>».

Вот что рассказал тов. Табарчук вашему
корреспонденту об этом таране:

— 6 летел на высоте около’ 4.000
метров, когда совсем рядом увидел
немецкий самолёт: Тот летел к
с полным грузом бомб и‹ держался
значательной высоте. В ночном небе с ред-

уменья и воин-  несколько минут,

‘командиру части,

час же

Вл. ЛИДИН.
НА ВОЛГЕ.

Ночной таран лётчика Табарчука

кой облачностью он меня не заметил. Вос-
пользовавшись этим, я пристроился под
хвостом немецкого самолёта и` полетел на
одинаковой с ним скорости. Так мы летели
Что делать? Стрелять?:-

фашистских   А если самолёт бронированный и мон пули
атак. Экипажи многих немецких бомбар- ничего с ним не сделают? Немец вдруг от-
дировщиков нашли свою смерть на под-.

вернул в сторону и заметил меня. Положе-
ние создалось опасное. Я передал тю радио

нул его по хвосту. Немецкий самолёт сей-
стал падать, Я стал снижаться,
чтобы проследить место падения немецкого
самолёта. Через короткий промежуток я
увидел, как на земле взметнулось пламя

взрыва — одним разбойником стало мень-
цели   ше.
на,

Мантина моя от удара не пострадала,

je я благополучно приземлился Ha своём

аэродроме.

что иду на таран, ‘дал.
ее газ, нагнал фашиста н винтом руба-
:

В ГОРОДЕ
вьнике.

ЛЕНИНА. На наблюдательной

Фото А. Секретарева.

Пенсионное обслуживание
и трудовое устройство инвалидов
Отечественной войны

Наркомсобес РСФСР разработал ряд
мероприятий по улучшению пенсионного
обслуживания, трудового и бытового уст-
ройства инвалидов Отечественной. войны.
Республиканским, краевым, областным,
городским и районным органам социаль-
ного обеспечения предложено установить
постоянный контроль за правильным на-
значением и своевременной выплатой пен-
cull, привлекая к этой работе широкий
актив, в том числе самих пенсионеров. В
течение этого года должна быть прове-
дена ревизия выплаты пенсий во всех
районах и городах. РСФСР.

Особенное внимание уделяется направле-
нию ‘инвалидов Отечественной войны на
работу и созданию им необходимых про-
изводственных и бытовых условий.

Расширяется круг специальностей, ко-
торым обучаются инвалиды Отечествен-
вой войны. Вводится обучение токарному,
слесарному, чертёжному, часовому делу и
другим  спепиальностям. В  интернатах,
где живут инвалиды Отечественной вой-
ны, создаются мастерские.

Реставрация архитектурных
памятников

х

САМАРКАНД, 8.июня. (По телегр. от
506. корр.). В Самарканде началась рестав-
рация архитектурных памятинков эпохи ти-
мурилоз. В первую очередь восстанавлива.
ются мавзолей Гур-Эмира, усыпальница ди-
настии тимуридов, в которой погребен ве-
ликий узбекский учёный Улугбек, Затем
будут полностью восстановлены обсервато-
рия Улугбека и медрессе — здание сред-
невековой высшей-школы его имени,

Реставрацией памятников старины руко-
водят доктор археологических наук Мас-
сон и архитектор Засыпкин, В работах при-
нимают участие вилднейптие узбекские мас-
тера-зодчие Усто-Ширин Муридов, Усто-
Карим Джалилов и другие, На восстановя-
тельные работы правительство ассигновало
ean миллиона рублей. Будет произведено
600,000 штук кирпичей древнего орка,
Территория вокруг мавзолея Гур- ра
благаустраивается,

Подготовка к зиме жилищ
семей фронтовиков

ГОРЬКИЙ, 88 июня. (ТАСС). Исполкомы
  местных Советов депутатов трудящнхся я
правления колхозов оказывают большую
помошь семьям фронтовиков в подготовке
к зиме, Организованы строительные ‘брига-
ды, которыми за последнее время отре-
монтированы 5.800 квартир. Для тех, кто
ремонтирует жилища своими силами, соз-
дан фонд строительных материалов. На-
‘чалась заготовка топлива.

`Фронтов
Цена минуты

Командирскую выучку подполковник
Либерман проходил У Доватора.

С тех пор прошло много времени. Тан-
ковая бригада, которой командует под!
полковник Либерман, не раз взаимодеи-
ствовала с Кавалеристами и пехотинцами.
В боях отшлифовывалась ‘тактика, укре-
плялась дисциплина, росли кадры, форми-
рвались традиции. Сейчас на командир»

«их собраниях Либерман любит повторять:

— Воевать мы как будто научились.

Теперь надо научиться побеждать в лю-

Re
fe
bi
И

}
tr

бых условиях, в любой обстановке.

Вот уже два’ месяца все подразделения
бригады изо дня в день по двенадцати, а
иногла и по пятнадцати часов в сутки
проводят учебные занятия. Основная цель
нх может быть сформулирована так:

—В любую минуту быть готовым к
бою,

.. Подполковник приказал собрать ко-
мандиров всех. подразделений.

— Срок — пятнадцать минут.

По полевому телефону приказ команди`
ра полетел во все подразделения, распо-
ложенные на расстоянии от 2 ло 5 кило-
метров от названного в приказе пункта.

Раньше в бригаде всё измерялось ae
ми, Теперь счёт идет на минуты. ети
командир подразделения’ отлучается -от те-
лефона, он говорит: «Я буду там-то».
Средства транспорта у ‘него’ всегда Haro’
Tose. Сегодня, заняв с бригадой новый
участок, подполковник Либерман назначил
для сбора командиров пятналиать НЫЙ

Время засечено, Через четыре минут
распахнулись двери, и В хату вошёл ка-
пя илейко,

ao вашему приказанию, товарии  под-
полкозник, капитан’ Милейко явился! —
отрапортовал он.

Ещё через две минуты прибыл старший
лейтенант. Ченцов. Последним явился ка
питан Пенешко. Командир сказал ему с
укоризной:

— Расположены ие дальше других, а
цобирались сюда дзеналцать минут. 114°
значаю срок для следующих сборов в де-
сять минут!

Пенешко, стоя
«Есть!», но добавил:

— За десять минут добратьея трудно-
Bato.

Тут подполковник
‘мнил. своего учителя,
нерала:

— Когда Доватор приказывал мне: «Но.
чевать сегодня будешь в Синявкино», он

«смирно», ответил:

Либерман снова вспо:
прославленного ге

ые будни

знал, что нам будет очень трудновато. На
ночью, приехав в Синявкино, говорил:
«Сегодня ваши танки с боем прошли че-
тырнадцать километров, завтра тридцать
пройдете! Ясно?» И на завтра мы с боя-
ми проходили тридцать километров.

Либерман замолк и пристально посмо-
трел на капитана. Пенешко ответил:

— Ясно, товарищ подполковник! Срок
в десять минут вполне достаточный.

Мне довелось наблюдать одну из учеб-
ных тревог: «пеший по танковому». В ноч-
ной темноте, еле приметными, извилясты-
ми тропинками по 2, 3, 5 человек выхо-
дили на шоссе группы танкистов.

— Кто ‚идёт? спрашивал бойцов пред-
ставитель командования бригады,

— Трёхтонка «ЗИС» с боеприпасами.

— За кем следуете?

— Впереди нас замыкающий танк тре-

ты.
ыы полполковнику доложили, что
бригада вышла на пункт сосредоточения,

н приказал:

ОИ дайте aoe Пусть я
иры отдыхают. Срок для следую:
А МН восемь мннут меньше, Ясно?

Но в следующую ночь произошло то,

цего танкисты ждали каждую минуту. В

‚са. Войдя в хату, он приказал:
и Ницеаленир всей бригаде сняться и в

м порядке выйти на шоссе,
а ан уже настоящая боевая трево-
га. По телефону во все подразделения был
передан сигнал тревоги. Одним из первых
в штаб прибыл ° командир бригады,
за ним — начальник штаба и начальник
оперативного отдела. И уже через десять
минут в штабе были командиры всех под-
разделений. Срочно составлялись приказы,
на карты наносилась обстановка, уклады-
валось на машины штабное хозяйство.

А в подразделениях в это время танко-
вые экипажи выводили машины WS YKPbI-
тий. Скоро всё кругом наполнилось роко-
том моторов. ‘Танки, грузовики, пушки
двигались К Шоссе, erpera:, AOA SE ин-

‚ Фары ие зажигались.
И р а минут с колоннами
всех подразделений, двигавшихся в TEM-
ноте инюньской ночи, была установлена
СВЯЗЬ.
oe точно условлеиное время oe
нбермая докладывал генералу:
т пам бригада в боевом порядке
сосредоточена в у вами пункте и
выполнить приказ.
ия проверил ‘всё на месте и об’ я-
вил, что можно дать отбой.
В штабе к этому времени были готовы

таб бригады приехал генерал, командир’

оперативные документы. Генерал ознако-
мился с ними и сказал:

— Сегодня тревога учебная, а завтра
может быть и настоящая. Время такое.
Поднимаетесь вы неплохо. Но штабные
документы готовите медленно и приказы
пишете длинноватые, Добейтесь чёткости
штабной работы. Ясно?

— Ясно, товарищ тенерал! — ответиля
работники штаба. :

Алексей Алексеевич

Военный почтальон Алексей Алексеевич
Голубев почти всех батарейцев радовал
новыми письмами. По почерку на конверте
и другим приметам он узнавал, кто кому
пишет. И бывало издалека кричит:

— Курцев, браток тебе приветствие
шлёт!

— (Савин, пляши, письмом от Надежды
порадую!

Но ни разу Алексею Алексеевичу не
довелось о сообщать подобную новость
командиру пулемётного расчёта  Васи-
линию Варгану; Не получая Варган писем:
семья его осталась в Минске. Голубев за-
метил, что Варган выходит из избы, как
только товарищи его начинают читать
полученные письма. Тоскливо становилось
Варгану в такие минуты,
. — He ropwok, ‘Василий, — полошёл к
нему однажды Голубев. — И тебе’ кого-
нибудь подыщем.

На завтра на ППС Алексей Алексеевич
перерыл всю почту, пришедшую на целое
соединение, и не успокоился до тех пор,
пока не нашёл письма с пометкою; «Бойцу,
не получающему писем».

На батарею Голубев вернулся сияющий.
В первую очередь он подошёл к Варгану.

— Ну, дорогой, вот тебе счастливое на-
цало! Теперь всё от тебя самого зависит.

Так началась переписка между сотрул-
ницей Виноградовского райзо Архангель-
ской области Анной Николаевной Сенчук
ин зенитчиком Василнем Петровичем Вар-
ганом. Недавно Голубев удовлетворённо
  отметил закономерный результат переписки:
Анна Сенчук прислала Василию Варгану
свою фотографию. Василий после этого
  заметно повеселел, спорее у Hero пошло
дело и в пулемётном ‘расчёте. у

В такой же роли Алексей Алексеевич
  выступил и на’ стороне Анатолия Дени-

ный зенитчик, основной автор «Боевого
  листка». Все, у Кого не получалось заду-

пались х Анатолию.

Десятки писем написал Анатолий по
просьбе товаришей. Но излагать в нисьмах
Свон собственные чувства ему не доволи-
лось. Некому. Алексей Алексеевич решил

сова. Анатолий, тоже из Минска, — отлчч-

цевное письмо к любимой девушке, обра-

вязать ето с кем-нибуль в переписку.
Натолкнувшись на очередное послание:
«Бойцу, не получающему писем», оч при-
нёс его. на батарею и торжествемно вручия
Анатолию с9 словами: :

— Совет да любовь :

Наталия Поликарпова из Ярославского
облоно и Анатолий Денисов из гвардей-
` ской зенитной батареи теперь часто пишут
друг другу. ‘ ‘

Голубев понимает работу военного поч-
тальона как важную политическую задачу.
Недавно Голубев разыскал родственников
Лютова и Павличенко в районах, прошлой
зимой освобождённых от оккупантов. Он
не только раздобудет письмо бойну, но н
подскажет, что написать домой. На почте

явнзшись на батарею, сообщает военные
и международные новости.

Так незаметно для самого себя Голубев
стал беседчиком, а потом и агитатором.
Через некоторое время в дневной распоря-
док был введён неизменный час: «Полит-
занятия агнтатора ефрейтора Голубева».

И в это дело Голубев вложил много
инициативы. Для бесед о немецких зверст-
вах требовались живые, конкретные ипрч-
меры. Голубев нашёл эти примеры в лич-
ных письмах из родных мест. Жители
Нелидовского района Калининской областя
охотно откликнулись на запросы Голубева.
Учительница  Бобурова сообщила, как
немцы расстреляли Учителей Пельмина,
Шубикова, Остроухова, Иванова. Жители
родного Голубеву села описали ему
зверскую расправу немцев над учениками
8 класса Борисом Каско и Александром

Ульяновым.

На очередном  политзанятии Голубев
прочитал эти письма — человеческие до-
кументы. Они придали беседе действенный
характер. Гвардейцы-зенитчики тут же на-
писали письмо учителям Нелидовского
района, поклялись им отомстить врагу за
все его зверства.

Логическим завершением честного, па-
триотического отношения Голубева к сво-
им обязанностям является его вступление
в члены большевистской партии.

С кем я ни заводил. разговора об Алек-
cee Алексеевиче, все на батарее говорят
о нём с уважением и любовью. ;

— Он у нас и почтальон, и пихарь, и
агитатор, а в боевой обстановке — развед-
  чик и орудийный номер.
  Так оценивается скромный труд воен-
‘ного почтальона, если в этот труд вложена
душа русского человека,

Л. КУДРЕВАТЫХ,
степ, кореспондент «Известий».
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

и в дороге они читает свежие газеты и,

“ левых

Удар нашей авиации по

аэродромам противника

В ночь на 8 июня наша звизаиия дальнего действия, крупными силалги, нанесла
ухар по аэротромам противника. В результате бомбардиревки вражеских зэретромов
уничтожен и повреждено большое количество немецких самолётов. Успешной бо!

бадиировке были полвергнуты таже склад

ы горючего и боеприпасов, расположены»

в районе аэротромов. Налги лётчики наблюлали мноточисленные пожары и взрывы.
(еобенно сильные взрывы отмечены на аэродроме северо-запациее горола Брявсеаь
Bee наши самолёты, кроме одного, вернулись на свои базы.

Попытка налёта неменких

В ночь на 8 июня гуупча немецких

г. Горький. Над пояступах 5 горту вражеские самолёты были рассеяны

самолётов на г, Горький

самолётов пыталась соверптить налёт #3
нашей.

истребительной авизпией и зенитной артиллерией. В район горла прорвались 2 не-

мецких самолёта, сбросивших несколько
пожара, который был быетро ликвитирова

бомб на жилые дома. Возник олин очах
н; Шри отражении налёта сбито 7 немец“

ких бомбалдировииков. Наша авиация потерь не имела.

Поиски

В сложных условиях военного времени

работает коллектив нашего завода, Об ём
производства увеличился, меняется номен-
клатура изделий, многие из них подвер-
гаются модернизании. Однако ‘завод, пре-
одолевая все трудности, из месяца в месяц
выполняет свон обязанности перед фрон-
том.
‚ Чтобы быть на уровне современных тре-!
бований, пред’являемых к военному заво-
ду, приходится искать и находить новые,
всё более совершенные методы производ-
ства.

Мысль конструкторов и технологов не-
прерывно работает над изысканием новых
возможностей экономии материалов и по-
вышения производительности труда. Очень
эффективным оказался метод литья под!
давлением. Недавно на смежном с нами
заводе создалось затруднительное  поло-
жение с выпуском одной сложной детали
для важнейшего вида вооружения. Народ-
ный комиссар поручил нам попытаться по-
лучить эту деталь методом литья под
давлением. До сих пор эта деталь изго-
товлялась механическим путём из штам-
пованных заготовок. Задание было техно-
логически весьма сложным. Тем не менее
оно было успешно выполнено в очень ко-
роткий срок. Весь процесс проектирова-
ния, изготовления форм литья, само экспе-
риментирование ‘длялись всего тринадцать
суток. Вместо стали был подобран специ-
альный сплав. Была сформирована ком-
плексная фронтовая бригада, состоявшая
из конструктора, технолога и рабочих, из-
готовлявших формы. Все они’ вели работу
параллельно. Экономический эффект полу-
чился очень высокий. Сокрашено go 200
операций горячей и механической обра-
ботки, освобождено до 100 станков и
очень значительное количество рабочих, в
том числе высококвалифицированных. Свое-
му соседу мы оказали необходимую по-
мощь. .

Сейчас коллективы инженерно-техниче-
ских работников продолжают интенсивно
внедрять методы литья под давлением,
горячей и холодной штамповки и изготов-
ления деталей из пластических масс. Нам
удалось добиться об’единения нескольких
деталей в одну, изготовляемую методом
литья под давлением. Так, по одному из-
делию 7 деталей были заменены двумя.
В результате количество станонных опера-
ций сократилось с 78 до 20, нормативное
время уменьшилось в четыре с лишним
раза, а расход металла—в шесть с лишним
раз. В этом же изделии в одном узле
9 деталей были заменены одной;

Подлинными борцами за технический
прогресс являются наши тысячники и ра-
  бочие, об’едниённые в фронтовые  брига-
ды. Количество их непрерывно растёт, и
сейчас на заводе уже имеется 32 фронто-

вых бригады. В последнее время среднее
выполнение норм по всем фронтовым
бригадам почти в два раза выше, чем
среднее. выполнение норм но. заводу. Ха-
рактерная особенность в работе фронто-
вых бригад — их техническое  новатор-
ство. Оно порой граничит со зрелыми ин-
женерными работами.

Знатный фрезеровщик нашего завода
Н. Сарапкин, соревнуясь с лауреатом
[oa премии Д. Босым, добилея на

одной из основных деталей боевого изде-\

лия выполнения 38 норм, применив при-
  способление, позволяющее крепить и обра-
батывать одновременно 8 деталей, при чём
это приспособление даёт возможность

HOGO1LO

ха добился  токарь-резьбовик  KOMCOMO-
внутренней нарезке девятизаходной резь-
бы одной‘ сложной дётали комбинирован-
ным метчиком с последующей  калибров-
кой резьбы окончательным метчиком. Та-
ких смелых новаторов, в корне перелелы-
вающих существующую технологию непо-
средственно на своём рабочем месте, ие
один десяток на заводе. 7
Рост творческой активности характерен
не только для одиночек, но и для веего
коллектива. Количество поступающих ра-
бочих о предложений всё время ‘увеличи-
вается,
Сейчас на_заводе активно проходит ме-
сячник по рабочему  изобретательству и
конкурс на лучшего изобретателя.
Техническое . новаторство неразрывно
связано с вопросами организации произ-
водства ня планирования, Мы укрупнили
существующие цехи. Это, дало  возмож-
ность лучше использовать оборудование и
увеличило маневренные возможности пред-
приятия. Одновременно сократилось коли-
чество  административно-технического и
обслуживающего персонала, -
Органнзания труда приспосабливается
условиям вовлечения в
ство ‚ массы новых людей, не имею-
щих квалификации. Мы стали на
путь более дифференцированного разлеле-
ния труда и более узкой спениализации
рабочих, закрепляя за ними ограниченное
количество операций. Значительно измени-
лись форма и содержание производствен-
ного планирования. Новым в планирова-
нии является формирование заданий каж-
дому рабочему в отдельности, исходя из

к

том того, на каких именно деталях и на
каких именно операциях он достигает наи-
более высокой производительности тру-
да. Определение об’ёма задания каждому
рабочему производится на основании ere
фактической выработки, достигнутой за
истекший месяц, с перспективой на даль-
нейший рост производительности труда.

Да и по всему заводу план органяза-
  ционно-технических мероприятий стал зна-
чительно более оперативным. Он еостав-
  ляется ежемесячно, исходя из учёта пред-
стоящих условий работы, и охватывает не
только  собственно-производетвенные во-
просы, но и вопросы снабжения, коонерни-
  таким образом, заранее предунреждать воз-
можные ‘перебои в работе. Например, из-
вестно было, что в таком-то месяце завох
не сможет получить нужных ему труб.
Тогда своевременно была разработана тех-
нология изготовления заготовок из листо-
 вого материала с последующей  пайкай
шва. Правда, это не совсем экономичный
способ, но зато мы не нарушили произ-
 водственный ритм и выдержали график.
 С успехом были проведены работы но за-
  мене отсутствующих размеров прутковога
материала. Эти вынужденные операции,
вызванные условиями снабжения,  даля
возможность обеспечить выполнение гра-
фика и сэкономить за счёт уменьшения
припуска 14 проц. пруткового материала.

Так в большом и малом
и находим новые пути к увеличению вы-
 пуска боевой продукции, Сейчас завод
успешно работает над освоением двух
новых изделий, нужных для фронта. Мы
  уверены, что и на этот раз коллектив в
короткий срок с честью справится ©

производить крепление и с ’ём деталей, не
останавливая станка. Выдающегося успе-

фронтовым заданием.
  Директор завода В. САФРОНОВ.

Справедливый счёт

Взэсилий Семёнович Косинов — предсе-
датель колхоза имени Кирова — ведёт
нас по степи. Сухой ветер, вздымая пыль,
порошит глаза. Печёт солнце, словно на
юге.

Василий Семёнович уже старик. Широ-
кий в плечах, убеленный сединами, мед-
ленно. шагает он по полю, любуясь пыш-
ными всходами озимой ржи.

— Хороши! Сеяли с душой, по-хозяй-
ски. Вот они, и всходы... говорит предсе-
Ддатель. — Качество было первым нашим
делом; сеяли без огрехов, зерно заделы-
вали глубоко, как следует. А земля наша
уральская, сами видите, какая. Приложи к
ней руки, н она с лихвой оплатит твой
труд. Золото, не земля.

Василий Косинов вырос на этой ураль-
ской земле, знает ей цену, любит ее и по-
тому < такой теплотой говорит о ней.
`Василий Семёнович с гордостью расска-
зывает о женах фронтовиков, которые, не
жалея сил, трудятся на полях колхоза, о
ребятах, о верных его пПомощниках, кото-
рые сеют и пашут без огрехов, по всем
агротехническим правилам.

Мы побывали во многях колхозах Bepx-
не-Уральского района, и всюду стоят до
самого горизонта поля, покрытые зеленью.
На полях района занято до 4 тысяч ло-
шадей н 2 тысячи коров. В ‘артели «Крас-
ный партизан» на 300 лошадях вспахали
и засеяли больше земли, чем вся Кара-
гайская машинно-тракторная станция, где
насчитывается 48 колесных я гусеничных
тракторов. : :

Косинов нам с горечью сказал:

— Одно только жалко, одно:  трак-
торы, нынче нас как следует не обслужи-
вают. Сами; как ни рвёмся, ни стараемся,
а всю землю вспахать не’ в силах...

В колхоз нмени Кирова пригнали два
гусеничных трактора. Завели их, a B 60-
розду так и не вывели. Тракторист во
главе с бригадиром без конца разбирают
тракторы по частям, но дело не идёт.
Несколько раз посылали. за ‘директором

сохнет земля; ‘тракторы стоят, а руководи-
тели Спасской МТС всё едут в колхоз
им. Кирова.

А когда Косинов сам просил директора
пустить тракторы, тот, отмахнувшись, от-
ветил:

— Не у тебя только тракторы CTOAT, B
других колхозах дело идёт He лучише. За-
ШИЛИСЬ. ?

В Верхне-Уральском районе из имею-
щшихся тракторов полностью заняты на по-
работах не более 38 проц.

Спасской МТС Вялковым, обещал заехать.
старший механик Соколов. Время уходит,

Остальные стоят то причинам.

одних ‘случаях из-за мелких неполадок, —
отсутствуют пшонки, не подогнаны под-
\шипники, — в других случаях плавятся

подитипники, не качают насосы, В Верхие-
Уральской МТС за несколько дней в 45
случаях. были расплавлены подшипники.
Потеряно свыше 7 тысяч тракторо-часов.
В колхозе имени ` Сталина тракторная
бригада Парфенникова вспахала не более
45 гектаров. Гусеничный трактор № 7 за
25 дней вспахал
такой же трактор вспахал 8 и. пережёг: де
700 килограммов горючего. В колхозе
«Путь пролетария» в бригаде Анисимова

были в борозде.

— Ничего не поделаешь, — говорит д®-
ректор, Верхне-Уральской МТС Вялков. —
Трудно исправлять то, что надо было ре-
монтировать зимой. :

Но ведь десятки тракторов стоят из-за
мелких поломок, которые легко устрани-
мы в поле. - :

Несмотря на то, что тракторы работают
в 40—50 километрах от МТС, в районе
не ‘организовано ни одной передвижной
мастерской. ; cigs

— Можно создать. перелвижную. ма-
стерскую, — признает секретарь райкома
 ВКП(б) Буренин, — но руководители МТС
инициативы в этом деле не проявляют.

Почему же в таком случае
 ВКП(б) и райисполком Совета  депута-
тов трудящихся не потребовали от руко-
водителей МТС организации мастерской?
В колхозе «Уральский страж» из 15 трак+
торов 8 стоят на мелком ремонте. Вудь
перелвижная мастерская, тракторист мог
бы на месте без потери времени ремонти-

ности нет, то приходится по всяким пу-

стякам отправляться в МТС.
Верхне-Уральский

нюй удельный вес в сельском

хозяйстве
нейшие колхозы, засевающие по несколь*
ку тысяч гектаров пшеницы, ржи и дру-
гих зерновых культур. ‘Они не в силах
возделывать всю площадь только живой
тягловой силой. Прямая обязанноеть руко-
водителей МТС Верхне-Уральского райе-
  на обеспечить бесперебойную работу всех
тракторов. Счёт, пред’являемый колхозня»
  ками к МТС, — справедливый счёт.

А. СЛАВУТСКИЙ,
соб. корр. «Известий».

Верхне-Уральский район Челябинской
области.

лец В. Лаврентьев. Он заменил резец при.

а эффективность их повышается. -

его индивидуальных способностей, с учё-°

рования; транспорта и т. д. `Нам удаётся, -

мы ишем о

В

30 гектаров, друтой

из трёх тракторов. два трактора ешё неё.

ь райком.

ровать машину, но так как такой возмож.‘

район имеет. боль-.

Южного Урала. Здесь расположены круп*.