\

a
И
М
Om
TA
Tha.

№

Hott

Atel

a

м
=

eer. APS ен казака

&. >

a ee a ay 2

¥

{ком, плащ-палатки,

№

ПЯТНИЦА, 11 :
ИЮНЯ 1943 г. № 136 (8129) ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
ы—аыыыыюыюю®ьыьыьн ®5—Б$—ФбФбдб—бБппзвпн Ее

Родная рота

РАССКАЗ БОЙЦА

— Почему, говорите, я нахожусь в ро-
те, если ранен? — переспросил Иван Сер-
док, молодой боец, у которого правое
плечо было перехвачено бинтом. — А по.
тому, товарищ, что из-за такого пустяка,
как это ранение, совестно уходить из на-
шей роты. Вы слышали о ней что-нибудь?
Нет. Так я’могу вам рассказать. é

Сердюк на мгновение задумался, долж.
ко быть, решая, с чего начать, Потом со-
рвзл ветку, провёл ею па ботинкам, по-
смотрел на сидевших рядом товаришей и
начал:

те Вы не видели наанего командира?
Старший лейтенант Смирнов. Высокий та-
кой, стройный, приметный во всём. Ero!

любят бойцы, как отца родного. Он имеет!
орден. Два раза был ранен. но не уходал
с поля боя. Ну, раз такой командир, зна-
чит, и рота хорошая. У нас в полку все!
роты боевые и были в самых тяжёлых.
переделках. Но ‘наша рота превзошла все!
другие и так держится веё время.

В одном бою немцы сильно напирали на
зысоту на правом фланге. Кого поставить
на такое место? Конечно; Смирнова. Так
к сделали, И что вы думаете? Рота удер-
жала высоту. Немцы с ума сходили от
досады, кидались на нащи позиции nol
пять, По шесть раз в день, а мы ни с
места. Потом они прислали авиацию. Тан-
ки тоже пошли на нас в атаку. Броне-
бойщики Иван Петляев и Петр Семенихин
подбили три машины и одну положгли.

Воздушные бои на Кубани

В послелние два месяпа, в связи я Одна пар нантих лётчиков во главе
усилением боевой  делтельности налних ©0 стадмжим лейтенантом Фадёевым была в
войск на Кубани и возрдешим сопротив-  Холе этого бэя выделена в верхний эше-
тлением со стебюны тротитнрка, здесь рав-  Тон, чтобы сохранить пренмущество в вы-
вернулась ожесточённая борьба за господ- С01е и внезанвыми атаками уничтожать
‘ство в возлухе. eee Sle Ey ae
‘ « rie ‘удалось сбить лв» «Мессернемитта».

Ca an aaa IRN veg a Oe
wotkarads. os 50—30 за ig ри про-виражах. Постоянное нахождение  пазпих
~ HHYT 40 одного   самолётов вверху лишало противника в03-

чаха, а при наращивании сил — и доль-  можности использовать только вертикаль-
me. В боях участвовали лесятки самола-.

‘вый маневр.
тов с каждой стороны. Несмотря на ожесточённое сопротивле-

Несмотря на исключительное упорство,  Ние немецких лётчиков, неотнократео пе-
проявленное противником, нашим истре- Ре ХОтИвигих в лобовые атаки, было сбито

= } i р. 5 -
бителям удалось не только сохранить за   ВЯТЬ А ый це
собой инициативу действий, но ни Е вк ни dig ascii
рвать у лётчиков врага уверенность в! : Sed ae Ue es

ному использованию назиими истребителя-
свовх силах. Советской  авизции удалось‘ми преимущества в высоте и чёткому
сократить боевую деятельность немецкой взанмолействию отлельных самолётов, пар
авиации и нанести ей тяжёлые потери.  и групп.

; e alee
К началу мая наша истребительная   Количественное
авнация прочно

завоевала господство в лах достигалось не только  одновремен-
воздухе на Кубани, благодаря чему co-   HBIM патрулированиех большого числа
ветские штурмовики и бомбардировщики Истребителей в ограниченном районе, но я
смогли наносить удары по войскам про- °б0бенно наращиванием сил посредством
тивника на поле боя, почти не неся но- бора групп, находящихся вблизи, или
теть.` Во многих случаях немецкая авиа- ВЫЗ0Ва по радио истребителей с соседних
ция  была вынуждена отказываться от УЧастков и ближайших аэродромов. Всту-

превосходство в си-

Против нас действовало два батальона.
Подполковник несколько раз спрашивал,
нужна ли помощь. Но Смирнов отвечал:
«Не нужна, продержимся сами». Он знал,
что у него за бойцы. Зачем же лишние
люди, когда они могут приголиться в дру-
гом месте? Так рота и осталась на вены.
шенности, и благодаря нашей стойкости!
был зыигран бой на всём участке.

Вы не думайте, я не хочу сказать, буд-
то другие роты плохие, не боевые. Вот
пусть мои товарищи подтзердят. Они из
других рот и не дадут соврать. Когда
нужно было перебраться через реку и
уничтожить немецкий гарнизон в селе на
тои берегу, это дело тоже поручили
Смирнову. А перебирались мы под таким
огнём, что ночь казалась светлее дня.
Слерва всё шло хорошо. Потом немцы
почуяли недоброе и при свете ракет нас
обнаружили. Командир роты скомандовал
быстрее двигаться к берегу. Мы рвану-
дись втерёд, выскочили на траву, залегли
и начали бой. Пулемётчики наши Сергей!
Федянин, Илья Быстрицкий и Фёдор Во-
скобойников косили немцев десятка и
отбросили немецкую пехоту, когда она ‘ки-
нулась на наши позиции.

Мы поднялись и пошли к селу. Коман-
дир взвода Телегин шёл впереди. Его наш
командир роты очень любит.
шёл впереди, и ему болыише всех
лось. Но он прорва
мы с

JCA первым в село, а
двух сторон помогли ему. Истребили

мы тогла не одну сотню гитлеровцев, и
больше всех — взвод Телегина. Сам
командир взвола был ранен

тельно
перь совсем
взводом, ;
Смирнов тоже был два раза ранен, я
говорил об. этом. Первый раз его ранило
яочью во время атаки. Пуля пробила ру-
ку выше локтя.
не знал. Разве он скажет,

здоров, опять

когда

мокрые насквазь, холодно, а Смирнов го-
ворит: «Возьмём вон тот хутор и там обо-
грсемся, высушим всё»

Рялом © ним полз Вяктор Степаненко. ник стал применять патрулирование охно-
Он заметил, что командир что-то делает  временно на трёх. и более высотах. Олна-

с рукой. «Вы ранены,
дир?» — споашивает. А
«Делайте своё дело!».

И после боя Смирнов
Остался с ротой, и ему
вязки.

Во второй раз он был ранен в грудь. У
Смирнова была винтовка убитого в этом
б2ю красноармейца Кругликова. Стреляя
из неё, командир отправил на тот свет
двух немцев, а третьего сбил с ног и
штыком приколол к земле. Мы потом
подсчитали: девяносто два солдата и че-
тыре офицера были истреблены нами. За
этот бой командир роты
ждён орленом Красного Знамени.
бойцов получили медали.

товарищ коман-
Смирнов говорит:

не ушёл от нас.

Шесть

ми шли вверх. Превосходство

Телегин! на болыной высоте в полной безопасности
достава- и могли снова завязывать бой лишь при

в голову. ВЫШИе себя патрули налиих истребителей.
Смирнов просил врачей. чтобы они обяза-!Эти патрули связывали действия против-
вернули нам Телегина, и тот те-  ника, мешали ему вступать в бой в блато-
командует   приятный для него момент. Вследствие это-

Никто, конечно, об этом SOHTAIBHOH плоскости, что обычно приво-
бой   дит к оборонительной тактике и He обе
идёт! Мы отбиваемся, дождь заливает нас, шает успеха.

врач делал пере-  является олин воздуненый 69й. Две прутиты

мирнов был награ-,

выполнения своих боевых задач и бежать   ПАВШая в бой пара или четверка истреби-
с поля боя. телей противника мотла опахаться 1ю-

Пригородные совхозы
Владивостока

ВЛАДИВОСТОК, 10 июня. (По телеф.
от соб. корр.). В дваднати километрах от
города раскинулось хозяйство одного из
владивостокских пригородных совхозов —
№ 6. Ешё в апреле совхоз снял в своих
теплицах первый урожай огурцов и pe-
диса. В парниках уже отнвели и. вскоре
созреют помидоры. Завивается в. вилки
капуста. Богатый урожай овощей и кар-
тофеля обещает и открытый грунт.

Совхоз, № 6 поставляет овоши и карто-
фель трудящимся Владивостока. Хозяй-
ство его не велико, но исключительно ин-
тенсивно. В совхозе насчитывается 5.000
парниковых рам и 1.200 квадратных мет-
ров теплиц, которые ежегодно дают по
два урожая ранних овощей. Под открытым
грунтом в совхозе занято около 120 гек-
таров земли. Но с этой небольшой площа-
ди ежегодно снимаются исключительно
высокне урожаи. Так, в прошлом году
‚средний урожай огурцов, например, соста-
вил 240 центнеров с гектара — около но-
лутбра тысяч пудов, капусты — 330 nent-
неров, или две тысячи пудов:

Вблизи горола есть ешё четыре хозяй-
‘ства треста пригородных совхозов. Оня
 были организованы незадолго до войны A}
в первый год существования

приносили
убыток. Но за время войны пригородные
совхозы резко улучшили свою работу и
уже дали государству несколько миллио-
нов рублей прибыли. При этом совхозы
оказывают большую помошь городу.
В прошлом году, например, они дали тру-

В чём причина успехов наших аётчи- peek dg ue meen UN rete epee Nd
ков в этих воздушных боях? о

рез 83—10 минут в район боя могли уже
Противник, стремился в возхупвных боях подойти истребители, вызванные © бли-
за гослолство ‘в возтухе на Кубани преж-

ие 7 жайпгих аэродромов.
го сохранить следующие основные  9 =
ом He HUN е -
принципы: преимущество в высоте, ROTH! и

x роны были противопоставлены тщательно
чествениое превосходство в силах и вне- i
Ta =
> Г организованная система оповещения и на

i ведения нацтих истребителей нз противни-

Наиболее остро прохотила борьба за пре- ка, полное использование радиосвязи
BOCKOLCTBO B высоте. Действуя по форму- между истребителями и для управления
ле: «кто хозяин BBICOTH, тот хозяин

их действиями с земли, & также сильные
боя», немцы столкнулись © тем фактом, резервы истребителей, находившихся в
что наши истребители ни в OTHOM FB боёв

боевой готовности на ближайнтих азрохро-
не. уступали им этого преимущества и ©а- )

мах.

в выюоте Har 5

р с аконеп, немецкие лётчики в воздуш-
ооеслечивало советовжм летчикам ининиа- ных боях на Кубани стремились к макси-
THBY в выборе момента атаки и облегчало

а т Be И мальному использованию всех элементов
PINOT из нее вверх Олатодаря приооретен-  внезапности, особенно для первых атак.
ной за счёт потери выкоты большой ско-

И Противник широко практиковал сближение
рости. Наши самолёты с болышям успехом   под прикрытием соанца, потользовал ме-
вели такме бои на вертикалях. Действия

= теорологические условия. РВнезавнеюсть 10-
истребителей противника были ограничены стигалаюь также и гри пюсфедетве ряда
этим контрманевром налних лётчиков.

скоротечных атак с выюот е мажсималь-
Если раньше немцы чувствовали себя! ным папользаванием маневра в вертукаль-
ной плоскости.

Сохранение нашими истребителями mpe-
имущества в высоте пючти полностью ис-
глючило внезапные атаки противника
сверху. Повышенная осмотрительность во
время полёта, эшелонированное построение
  боевых порядков наших истребителей и
тесное взаимодействие их между собою
также явились налёжной защитой от вне-
завных атак истребителей.

Такими образом, нашим лётчикам уха-
лось лишить противника преимуществ, ко-
торые являлись для него основными в
воздушных боях, и решить в свою пользу
исход борьбы за господство в воздухе на
Кубани.

Громадную роль в этом сыграл и ярко
выраженный нзступательный хух наших
a лётчиков. Наши истребители показали. вы-
RO, встречая и там наших истребителей,  сюкое мастерство, которое сочеталось ¢
OH так и не приобрёл свободы действий. дерзкой отватой и решительностью. Совет-

Наиболее показалельным в этом отношении  ские лётчики постоянно искали вотречи с
противником и навязывали ему бой, умело
напгих истребителей «Яковлев-7» в составе! используя обстановку.
триналпати самолётов встретили четыре Далеко не всегла, однако,

выгодных условиях с расчётом при неудаче
уйти вверх, то теперь обстановка измени-
лась. Немецкие лётчики’ стали встречать

го немпы нередко въынужлены были отка-
зываться от своего излюбленного маневра
по вертикали и переходили к бою в гори-

Вместо обычного лвухяруеного эттелони-
рования своих групп по высотам против-

особенно в

«Мессерпимитта-109». Находившаяся ВНИЗУ первый период боёв на Кубани, нашим
пятёрка Героя Советского Союза старщето   ётчикам удавалось побеждать врага. В

лейтенанта Глинки вступила с ними в 50, практике боевой работы встречались иной
н комантиру группы сразу же удалось. Giles (eee, Teme -
ебить олин из немецких самолётов. Вторая   283 и а А
группа самолётов под командовамием Ге- ВРёмя и немало усилий для того, чтобы
pos Советекого Союза калитана Покрьш- добиться победы. Успех был доститнут
кина находилась выше, ве ввязывалась в благодаря тщательному изучению тактики

Вот какая наша оота! Потому-то мне и б0й и внимательно следила за ходом борь-  авиации протизакика, своевременному устра-

ле хочется уходить из неё даже на ко-
роткое время,
А. АЛИНИН,
спец. корреспондент «Известий».
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

бы. В момент. котла к полю боя подошли нению недосталков и наиболее полному
ещё десять «Мессершмиттов», пытавшихся   использованию боевых возможностей на-
внезално атаковать НИЖНИЙ эшелон. наптиХ   шей истребительной авиации.

истребителей, группа капитана пе Полковник А. ВАСИЛЬЕВ.

винз атаковала противника.

дящимся Владивостока до 400.000 пудов
картофеля и овощей.

Восстанавливаются больницы
и амбулатории
Ростова-на-Дону

РОСТОВ-на-ДОНУ, 10 вюня. (По те

легр. от соб. корр.). Немецкие варвары
разрушили больницы, поликлиники, амбу-

латории Ростова. С первых дней трудя-
щиеся освобождённого города приступили
к восстановлению лечебных учреждении.
Сейчас уже открыты 7 больниц на 1.225
коек, 8 поликлиник, 6 амбулаторий, 8 дет-
ских яслей, 10 женских консультаций.

На предприятиях открыто 28 медпунк-
тов. Начали работать малярийная станция,
Tom санитарной культуры. Медицинская
помошь населению непрерывно возрастает.
В больницах увеличивается количество
коек, в ближайшее время ‘открываются
физиотерапевтические и рентгеновские ка-
бинеты.

Варенье из ягод
нового урожая

АЛМА-АТА, 10 июня. (По телеф. от
60б. корр.). Алма-Атинский плодо-консерв-
ный комбинат приступил к переработке
ягод нового урожая. Уже выпущено свы-
ше 30.000 банок клубничного варенья. В
июле комбинат даст фронту и стране
350.000 банок варенья и джема из клуб-
ники. Кроме того, будет выпущено 50.000
банок других консервов, в том числе из
ревеня, распространённого в Казахстане ди-
корастушего растения, содержащего много
витаминов и кислот.

По сравнению с июнем проплого года
производительность труда на комбинате
возросла более чем в два раза. Всего в
текущем году комбинат даст 9.100.000 ба-
нок консервов против 3.600.000 прошлого
года.

бессня Азербайджанского филиала
Академии наук СССР

БАКУ, 10 июня. (ТАСС). В г; Кубе от-
крылась выездная сессия Азербайлжан-
ского филиала Академии наук СССР. На
  пленарном заседании заместитель предсе-
дателя филиала тов. Гусейнов сделал до-
клад на тему «Советская наука на служ-
бе родине». Следующее заседание состоя:
лось в колхозе им. Багирова. Здесь были
  поставлены доклады о правильном исполь:
зовании земель, озеленении гор. Кубы, о ле-
карственных растениях и другие.

Всего wa сессии будет прочитано 1% ло-

кладов. В Кубе организована выставка;
посвящённая производительным силам рай-
сна. Интеллигенция и колхозники района
проявляют большой интерес к сессии.

Их было восемь...

Тихо отчаливает лодка. В ночном сум-
раке она, как бы наощупь, выбирается
яз зарослей, нз кустов, залитых водой.
Бесшумно погружаются вёсла, не видно
силуэтов людей. В лодке восемь бойцов,
командир. Здесь же оружие, радиостан-
ция, запасы продовольствия, мешки с пес-
спасательные круги,
лопаты. верёвки, ножи. Приготовлены де-
ревянные пробки и пакля на случай течи,
котелки, чтобы вычерпывать воду...

Во главе отряла Гумер Исхаков — сын
Башкирии, сержант. Он ешё совсем молод.
Оя работал в Уфе токарем по металлу,
когда началась война. На фронте Исхаков
стал разведчиком.

Вот уже выплыли Ha середину реки.
Высокая вода относит лодку в сторону,
грести всё труднее, течение сильное. Не.
мецкие ракеты бросают холодный дрожа-
щий отблеск. С вражеского берега летит
снаряд. Он рвётся где-то далеко, но гром-
кий звук доносится сюда по воде.

Сейчас начинает светать. Не успели раз-
ведчики пристать к западному берегу, как
их заметили Поняли, ‘наверно, немцы
страшный для них смысл того, что проис-
ходит. Десант! Понял и сержант Исха-
ков, какая серьёзная предстоит борьба.

Шипит вола от вражеских мин, крутит-
ся лодка на волнах, а Исхаков кричит:

— Вперёд греби, вперёд! ,

Лодка спешит дальше, но вдали не за-
метно. берега, хотя река и пройдена. На
большом пространстве ‘тазлилась вода.
видит сержант, что торчат вокруг одни
зрхушки кустов, а Немецкие дзоты Baily
лозину залиты. Из ближней амбразуры
гремит пулемёт. С дальних позиций сып-
лются тяжёлые мины. Исхаков приказы-
вает стрелять и маневрировать. Бойцы ве-
дут огонь из ручного пулемета и автома-
тов.

Открытая плоскодонка.
песком сярелять неудобно, спрятаться нег-
де. Осколки визжат, и пули шныряют над
самой головой. Подымается солнце, сверкает
вода, и Исхаков вспоминает, как однажды
В такое же утро меж зелёных м ре-
ки Белой отилывал он с экскурсие B
Москву. И теперь много воздуха И peers?
Но в льявольском cpucre mu грохоте н
кипяшей воде дышать было не легко...

— Товариш сержаят, — кричат с кор-
мы, — наши сорашивают, как дела

Из-за мешков с

сумку с меликамеитами и спепнит 33

бойиами. f
Так илёт этот отряд на штурм  враже-

Ралиоставиия уже пробита. Радист ра-
нен. Но кто-то возится у рычажков,

— Сообщите. — говорит Исхаков, —
что попали под огонь, но идём вперёд и
задание выполним!

— Есть, — отвечают е кормы. — Наши
передают: «Держитесь, сейчас поможем».

С восточного берега слышны артилле-
рийскйе залпы, в разговор вступают ми-
номётчики, летят во вражеский ‘стан сна-
ряды и мины.

— Хорошо, — шепчет кто-то, — дают
жизни!

А Исхаков торопит:

— Вперёд, братцы! Вперёд!

Гребцы погружают вёсла, стрелки — к
оружию, и с оглушительным треском и
пламенем несётся по воде плоскодовка.
Видят бойцы, Как замолчала первая амбра-
зура. Из ближайшего дзота по высоким
мосткам бросаются немцы наутек.

— Ага! — восклицает в восторге лежа-
щий на носу пулемётчик Маркин. — Та-ак
вам!   :
Длинная очередь сечёт немцев на мост-
ках. Ещё несколько зелёных фигур валнт-
ся вниз. Но вдруг лодка с размаху оста-
навливается.

— Что случилось?

Боец быстро погружает весло ребром.

— Мель.

Почуяв.  заминку, немцы
свирепый огонь. Столбы вод
глины взлетают поминутно:
опять звенят осколки, Ранен

боец. Положение осложняется.

ноги, немеют руки, Намокшие шинели тя-
желы. Но Исхаков уже вырвался далеко
вперёд. Иногда он оглядывается и, махнуз
рукой, кричит;

— Братцы, смелее!

Вперёд и вперёд илут люди, в только
они знают, какой невероятной ценой даёт-
ся каждый шаг. Они идут, почти не ма-
скируясь в кустах, их новенькие автома-
ты блестят на утреннем солнце, Но нем-
цы не стреляют. Враг ошарашен. Потом
гитлеровцы открывают огонь. Поздно!
Исхаков CO своими смельчаками уже во-
рвался в немецкий дзот. После короткой
схватки бойцы овладели ‘огневой точкой.
Они взобрались на высокие нары, висев-
шие в дзоте над водой. Исхаков, Унте-
ров, Маркий и Бобина. у

— Да ты, брат, здесь со своей маши-
ной! — воскликнул удивлённый сержант,
увидев, ках Маркин приспособляет для
стрельбы ручной пулемёт. — Как же ты
его дотащил?

Все засмеялись, хотя мокрая одежда
сбилась в комья и давила на грудь, ноги
коченели, и у всех было одно желание —
обсушиться. На нарах в беспорядке валя-
лись зелёные немецкие шинели, резиновые
сапоги. Унтеров потянулся к ним. Но тут
противник сзади ударил по оставленному
дзоту. Пули легко пробивали фанерную
дверь. Сразу же была ранена девушка:
Эна слегка вскрикнула и схватилась за
возобновили ногу. Но потом, когда был ранен Унте-
ы с комьями  ров, бросилась перевязывать его. А за
Над ЛОДКОЙ стенами трешала автоматная дробь. Всем

ещё один! стало ясно: контратака!

— Отсюда надо выбраться немедлен-
но,—сказал Исхаков и снова первым прыг-

OAL

схаков привстал и огляделся. Нед:   : г
ey NT mack командир, да и не НУл в воду. За ним остальные, Маркин с
5 ‘времени. для размышлений. Нужно  ручным _ пулеметом, раненые Бобина 6.
было вре =   Унтеров... Тут же, у дзота, горстка храб-

*K агать 110 BO-
ололжать борьбу. Плыть, ш
ae adie с куста на куст, ABHTaTbCa Ha) PelOB стала отбивать

немецкую
пловучих брёвнах, но только вперёд! wh

атаку. 4 -
  Люли, находясь по горло в воде,

Исхаков командует: этот бой. Немцев было много. Они стоя-
— Слезать с лодки! Будем наступать ли на плотах и лодках и, упирая, по ста-
вброд. рой манере, автоматы в ее

олнятым в руке,  уничтожить маленькую гругн

м а Вы о грудь Ва. Дорого обошлось гитлеровцам это
et сержант намерение. Только головы и руки бойцов

контр-

у след за ним бросаются
и младший сержант Андрианов, пу-  торчали из волы, но глаза их видели и
лемётчик Маркин, красноармеец Нестеров! оружие действовало. Герои в Упор pac-

1 битые

Шура Бобина, девятнал. стреливали врага. Падали в воду У

as Вода Шуре по кемцы. быстро _ поворачивая немецкие
вал   алоты к лодки. Враг

и санинструктор
патилетияя  понииградка,

горло. Девушка

Тогда Исхаков поглядел на свонх това-
<ришей на их побледневшие от усталости
лица, на сбившиеся мокрые волосы и ска-
зал:

— Пусть раненые пробираются к лодкам
з кустах.

Поддерживая  обессилениото Унтерова,
пошла Шура Бобина к лодкам. Она каза-
лась ещё весёлой и на прощанье даже
улыбнулась Исхакову. За ними двинулся
Маркин. Когда раненые удалились, Исха-
ков обратился к Андрнанову и Нестерову:

— Ну, вот, осталось нас трое. Будем
держаться!

Они пробрались к затопленной березо-
вой роше и злесь прислонились к дере-
въям. Отсюда хоропю видны были враже-
ские укрепления. Проволока, стена #3
брёвев, дзоты. Исхаков всё видел и затю-
минал. Он помнил о своей задаче. Потом
Андрианов извлёк из-за воротника папи-

росы и коробку спичек. Это было уже
чудо. Когла он протянул руку © отонь-
ком, Исхаков заметил у него часы и

‘взглянул на циферблат: стрелки показы-
вали 9.30.

— Что, что, — невольно воскликнул
Исхаков, — сколько?!..

Было именно так: 9 часов 30 минут
утра. А между тем боевое задание было
уже выполнено: вражеская оборона тща-
тельно разведана, один дзот разрушен,
много немцев перебито. Но день только
начинался, и предстояло ещё уйти. домой.
Это была не самая легкая засть дела.
Исхаков понимал, что весь этот долгий
день придётся провести в бою и в воде.

Много раз в течение этого дня пыта-
лись немцы уничтожить засевших в воде
храбрецов. Когда был ранен Андрианов,
Исхаков оборонялся напару с Нестеро-
вым, а когда был ранен. Нестеров, Исха-
ков отбнвался олин. Потом опустели дис-
ки автоматов, иссякли патроны. Но уже
ночь раскрывала свои крылья...

Что ещё можно рассказать 06 этом
будничном фронтовом дне? Небольшим от-
рядом была предпринята обычная разведка
боем. Но вообще на фронте в этот день
было тихо.

Кто-то, правл@, пытался выяснить у
разведчиков, что всё-таки делали они весь
этот день.

Исхаков ответил одним только  сло-
вом:

— Купались.
Больше он ничего не добавил.

Г, БРОВМАН,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Мощный удар нашей авиации
по аэродромам противника

В ночь на 10 пюня крупные силы нашей авиации нанесли мощный удар по
пяти аэролромам противника. В результате бомбардировки уничтожено и повреждено

большое число вражеских самолётов. На

всех аэродромах, полвермгнутых бомбалан-

ровке, наблюдением отмечены многочисленные пожары и взрывы складов боепри-

пасов и горючего. \

Все наши самолёты вернулись на свои базы.

Налёт немецких самолётов на Ярославль

В нояь на 10 июня группа немецких салмюлётов пыталась соверптить налёт нз
Ярославль. Через заградительный огонь к городу пррвахось несколько самолётов
противника, беспорядочно сбросивитих зажигательные и футасные бомбы. Возникатие
пожары жилых домов были быстро ликвихированы. Есть жертвы среди гражланското

нахеления.

При отражении налёта в BOBIYIIHETX боях и отнём зенитной артиллерии сбит
6 немецких бюмбархировщиков. Наша авиация потерь не имела.

Школы Ленинграда

Первый год жизни в условиях блокады!
города был очень тяжёлым для всего
Ленинграда. Отсутствие топлива, электро-
энергии ин продовольственные трудности
вынудили прервать работу болышинства
школ в середине зимы. Многие школы по-
страдали от вражеской бомбёжки и артил-
лерийских обстрелов. Связь детей со
школой и учителями оказалась прерванной.

В такой обстановке органы народного об-
разования Ленинграда начали готовиться к
новому учебному году.

Надо было воссоздать школьную сеть,
восстановить школьные здания, вдохнуть в

сделать скидку на трудности,
войной.

Первое нолугодие ленинградские полы
закончили с небывало высокой успевае-
мостью: по всем предметам успевали 93,4
проц. учащихся.

В конце первого полугодия a=
ские школы перешли на новую программу--—
с военной подготовкой учащихся в соот-
ветствии с постановлением Совнаркома
СССР от 24 октября 1942 г.

В школы пришли военные люди—участ-
ники Великой Отечественной войны и вой-

вызванные

‘ны с белофиннами. Ребята с энтузиазмом

них жизнь и приспособить их к НОВЫМ встретили это мероприятие советского пра-

условиям,
ной зиме. Надо было разыскать ‚рассеяв-
HIKXCS вкольников, собрать их в школы,
создать заново детские коллективы.

Эта задача была поставлена перед
учителями и органами народного образо-
вания. Советская общественность, шеф-
ствуюние предприятия и войсковые части
Ленинградского фронта и Краснознамён-
ного Балтийского флота помогли восста-

к предстоящей второй воен- вительства.

новить школьные здания, подготовить их
к зиме, заготовить топливо и завезти его
в колы.

Деятельное участие в подготовке к
учебному году н к зиме приняли сами де-
ти. Они приносили в школу кирпич, пёсок
и глину для кладки печей, подносили пе-
сок в верхние этажи и на чердаки для
тушения зажигательных бомб, ремонтиро-

вали учебные пособия и переносили их из!

законсервированных школ в действующие,
участвовали в ремонте и уборке школ,
пилили дрова и т. д. Труд маленьких ле-
нингралщев давал большой эффект.
Учебный год начался точно в устано-
вленное время—  сентября в 1—4-х классах
и 15 октября в остальных классах — после

окончания сельскохозяйственных работ в
совхозах и подсобных хозяйствах, куда
школьники были отправлены на летнее

время.

Главной я первоочередной залачей ленин-
градоких школ было осуществление всеоб-
щего. обязательного обучения. Нужно бы-
ло обходить дома, разыскивать учащихся
и вовлекать их в школу. Районы школ
были распределены между учителями, и
за охват детей школой по каждому дому
отвечал учитель.

Результаты этой работы ‘были улазчны-
ми. В первый день занятий в началыных
классах —1 сентября 1942 г. в школах эм-
слилось 14 тыс. человек, явилось на за-
нятия 1 сентября только 11 тыс. человек.

концу первого полугодия в 1—4-х клас-
сах обучалось 20.061 школьник. В даль-
нейшем вовлечение детей в школы про-
должалось, и на   апреля 1943 г. общее
количество учащихся начальных классов
достигло 21.767 человек. В старших клас-
сах (5—10) число учащихся оставалось
стабильным, так как новое пополнение
только перекрывало уход старших уча-
щихся в Красную Армию и на заводы обо-
ронной промышленности Ленинграда.

В условиях военного города, каким яв-
ляется Ленинград, школы для детей—это
второй дом. Родители не всегда могут по-
заботиться о детях, — они заняты на фа-
брнках и заводах, на строительстве оборо-
нительных рубежей, на военной службе
и т. д. Школа должна не только учить,
но и накормить детей и заполнить весь
их досуг. В этих целях в ленинградских
иколах было организовано трёхразовое ра-
ционное нитанне детей.

Правильная организация питания и стро-
гое соблюдение режима дня дали возмож-
ность хорошо подкрепить здоровье детей.
Они заметно окрепли физически и приняли
большюе участие в общественно - полезной
работе, занимались в кружках, посещали
госпитали и войсковые части.

Особая забота была проявлена © детях
фронтовиков. Каждая школа хорошю зна-
ла быт детей военнослужащих, оказывала
им матернальную помощь в оплате пита-
ния, в п одежды’ и обуви.
Только пю местному бюджету на оказание
материальной помощи детям военнослужа-
щих было израсходовано в течение учеб-
ного года более 2 млн. рублей. Забо-
та руководящих ленинградских советских и
партийных организаций была повседневной.
Дети были обеспечены полностью тетра-
дями, учебниками, лля них в первую оче-
редь выделялись ордера на обувь и оде-
жду.

Эти мероприятия обеспечили я всеоб-
шее обязательное обучение в Ленинграде.
При этом важно было с самого начала
учебных занятий установить правильную
систему требований к учашимся.

Никакой скидки на военную обстанов-
ку! Таково было основное положение в
требованиях, пред’являемых к. учителю и
ученикам. Это было очень важно, потому
что у недостаточно стойких людей могло
появиться стремление снизить требования,

Систематическая работа по
программам военной подготовки учащихся
с самого начала сочеталась с военно-спор-
тивными играми и соревнованиями. Во вра-
мя зимних каникул ребята вышли на мас-
совые лыжные тренировки и соревнования.

Вторые военно-спортивные соревнования
прошли по ‘строевой подготовке и гранато-
метанию. Мальчики и девочки — ученики
ленинградских школ — с увлечением покз-
зывали свои достижения в области строе-
вой подготовки и, несмотря на проливной
дождь и пронизывающий ветер, прозели их
организованно, по-военному. Во всех нжо-
лах Ленинграда не было ни одного неудо-
влетворительного ответа на испытаниях по
военным предметам.

Второе полугодие учебного года было
весьма напряженным в учебной работе.
Необходимо было не только пройти поо-
граммы, но и ликвидировать обнаружив-
шиеся при проведении контрольных работ
пробелы в области русского языка и атиф-
метики. Во всех школах было организова-
но новторение арифметики и русского
языка. И в марте были проведены
повторно-контрольные работы по всем ос-
новным предметам учебного плана, в том
числе по истории, географии, естествозна-
нию.

Учащиеся успешно справились < работа-
ми, хотя уровень требований к ним был не
только не ниже довоенного, но даже вы-
пе. Подавляющее большинство учашихся
вынюлнило работу на. «отлично» и «х0-
ротшо».

Большое внимание в ленинградских сжо-
лах в прошедшем учебном году уделялось
детской художественной самодеятельности
H детскому творчеству. Во втором полу-
голии состоялся смотр детской самодея-
тельности, в котором приняло участие окс-
ло 10 тыс. школьников. Ленанградские
ребята принесли на выставку замечатель-
ные технические самоделки, художествен-
ную вышивку, образцы прекрасной работы
по починке одежды и т. д.

Дети представили целый ряд прекрас-
ных сочинений, которые готовятся сейчас
к изданию в виде специального сборника.

Так в напряженном творческом труде
провели учителя и учащиеся ленинград-
ских школ 1942—1943 учебный гол.

В конце учебного года успеваемость

учащихся поднялась ешё выше. Успешно
окончили учебный год и перешли в сле-
дующие классы 98,1 проц. всех учаших-
ся. Такой высокой успеваемости ленинград-
ские школы никогда не имели.

Ленинградские учителя рассматривали
свой творческий труд по обучению и вос-
питанию детей, как часть общей борьбы
советского народа с немецко-фашистскими
поработителями. Трудясь в школе, они не
прекращали теоретической работы над
важными проблемами педагогической нау-
ки, воспитания учащихся в духе созна-
тельной дисциплины, воспитания чувства
национальной гордости. Научно-педагоги-
ческая конференция, состоявшаяся в мае,
показала, что творческая педагогическая
мысль в городе бьёт ключом. На конфе-
ренции было заслушано 38 докладов на
различные темы теории и практики обуче-
ния и воспитания детей,

Сейчас ленинградские учителя вместе с
учащимися выезжают на  сельскохозяй.
ственные работы. Тысячи ребят уже на-
ходятся в совхозах.

Учительство Ленинграда,  обогашённое
опытом работы в условиях второй военной
зимы, ясно представляет себе задачи бу-
душего учебного года и предстоящие труд-
HOCTH.

Эти трудности не пугают, а мобилизуют
нас на борьбу с ними, на преодоление их.
Ленинградское  учительство, ободренное
постоянной заботой и поддержкой город-
ского комитета партии и исполкома город-
ского Совета, уверено, что справится со
всеми задачами, подготовит достойных
сынов и дочерей нашей великой родины.

П.. НИКИТИН,
заведующий городским отделом
народного образования.

ЛЕНИНГРАД, 10 июня. (По телефеву).

Оросительная сеть приведена в порядок

БАКУ, 19 июня. (По телегр. от соб.
корр.). При недостатке воды в степях
Азербайджана урожай хлопка, зерна, ово-
шей и фруктов во многом зависит от ис-
кусственного орошения. Существующую
систему каналов и колодцев из года в
год надо приводить в порядок, очищать,
ремонтировать. В нынешнем году _00 EM
этих работ был особенно велик.

Произведена повсеместная очистка од-
ного из крупнейших звеньев оросительной
сети — Самур-Дивичинского канала. Слож-
ные работы проделаны в Орджоникидзев:
ском канале. В прошлом году невиданный
по силе паводок размыл здесь берег,

включая головной участок. Обычно лебит
канала составлял 15—16 кубометров во-
ды в секунду, а из-за размыза он сокра-
тился втрое. В восстановлении канала при-
няли активное участие колхозники Агд-
жабединского и Ждановского районов. Де-
бит воды вновь доведен до 165 кубометров
в секунду.

В результате ремонта и очистки каналов
весенний полив хлопка в нынешнем году
закончен к 1 июня, в то время как в
прошлом году к этому сроку было выпол-
нено не больше 30 проц. задания. Первым
поливом ныне была охвачена плошадь в
20.000 гектаров против 7.000 в 1942 г.

Тираж выигрышей по Займу 1988 года

Вчера в Москве состоялся 30-й тираж
выигрышей по Займу 1938 года. Разыгра-
но 17.040 выигрышей на 11.503.200 рублей,
в том числе: 12 выигрышей по 25.000 ру-
блей, 60—по 10.000 рублей, 360—по 5.000
рублей, 3.600—ро 1.000 рублей и 13.008—
по 400 рублей.

Выигрыши в 25.000 рублей пали на еле-
дующие номера серий и облигаций во всех
трёх разрядах займа: серия № 34771 обли-
гация № 18, серия № 45289 облигация
№ 26, серия № 47007 облигащия Ne 04,
серия № 70419 облигация № 20.