Блестящий успех Военного Займа— свидетельство
крепости нашего тыла, организованности
И сплоченности советского народа.

В освобожденных
районах Дона

РОСТОВ-на-ДОНУ, 11 июня, (По те-
леграфу от соб. корр.). В Егорлыкском
районе нет ни одного трудящегося, кото-
рый не подписался бы на второй Воен:
ный Заём. Подписка по району достигла
6.580 тысяч рублей. На 5.012 тысяч ру-
блей подписались колхозники — казаки и
казачки. Всю эту сумму они покрыли
наличными. Каждый колхозник в сред-
нем дал взаймы государству 1.100 ру-
блей. Все колхозники внесли облигации,
Нового займа в фонд обороны.

К утру 10 июня подписка на заём в Ро-
стовской области достигла 144.118 тысяч
рублей. Это на 2.100 тыс. рублей превы-
шает подписку на заём в прошлом году.
Колхознихи подписались на 66.800 тыс.
рублей, из которых 31.500 тыс. рублей
внесено наличными, В прошлом году на-
личными было внесено 8.600 тыс. рублей.

Казаки, казачки, все трудящиеся осво-
бождённого Дона ешё раз продемонстри-
ровали любовь к родине, неугасимую не-
нависть к врагу.

Колхозники Грузии
вносят наличными

ТБИЛИСИ, 11 июня. (По телеф. от
соб. корр.). По неполным данным, трудя-
щиеся Грузии юдписались на Второй
Военный Заём в размере 435.319 тыс. руб-
лей, превысив на 40 проц. сумму, наме-
ченную к реализации. Наличными деньга-
ми в погашение подписки собрано 143.278
тыс. рублей.

Колхозники Зестафонского района пер-
выми в Грузии погасили наличными всю
сумму подписки. Они дали взаймы госу-
ларству 4.100 тыс. рублей. Вслед о за ними
полностью внесли наличными всю сумму!
пюдниски Ha 326M колхозники ешё семи’
районов — Тетрицкаройского, Башкичет-
ского и других.

Сильнее иомогать
Красной Армии!

ЛЕНИНГРАД, 11 июня. (По телеф. от
е0б. корр.). Огромным успехом пользуется
Второй Государственный Военный Заём
Среди колхозников Ленинградской области.

Трактористы Пестовской МТС Беляков,
Бойнова и Добромыслова дали взаймы го-
сударству по 3 тысячи рублей.

На 5 тысяч рублей подписалась и вче-
сла эту сумму полностью колхозница ар-
тели «Новый строй» Мошенского района
т. Шарохина. Во всех артелях Мошенско-
го района подписка на новый заём прохо-
дит как демонстрация высокого патрио-
тизма колхозников. Колхозники района
подписались на 2.910 тысяч рублей, —зна*
чительно больше, чем в прошлом году.

Подписываются

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, Ш июня.
(Спецкор ТАСС). Отряд партизан, где ко-
мандиром тов. Г., только-что вернулся с
боевой операции. На шоссейной дороге он
уничтожил, забросав гранатами, две грузо-
вых автомашины немцев и истребил нахо-
дившихся в них 15 гитлеровцев.

Когда отряд вернулся на свою базу,
там уже было получено сообщение о вы-
пуске Второго Государственного Воеччого
Займа. На заём подписались все парти-
заны.

Быстро завершив. подписку, отряд снова
пошёл в засаду. На этот раз советские
патриоты уничтожили на шоссе штабную
легковую машину с.находившимися в ней
гитлеровскими офицерами, среди которых
были полковник и капитан.

партизаны

Славные дела

фронтовиков

Самыми пламенными агитаторами за но-
вый Военный Заём, сэмыми передовыми
подписчиками оказались в нашем городе
женщины.

В годину грозных испытаний войны, жн-
тельницы города Калинина в полной мере

показали величие духа советской женщи-

ны. Жёны и матери, сёстры и подруги

фронтовиков второй год мужественно не-

сут на своих плечах бремя заботы о де-
тях, о быте. Они пережили страшное вре-

мя немецкой оккупации, во время которой

многие лишились крова и имущества. Воз-
вративнгись в освобождённый Калинин, не
шадя своих сил, они трудятся для победы
на восстановленных фабриках и заводах, с
любовью залечивают израненный врагом
город. Всем сердцем отозвались женщины
и на выпуск Военного Займа.

На кожевенном заводе «Красный Ок-
тябрь» инициативу распространения займа
сразу взяли в свои руки рядовые работни-
цы, жёны и матери фронтовиков. Когда
пришла на завод весть о выпуске займа,
работницы зольного цеха во главе со сво-

жён и матерей

[рублей, значительно больше своего месяч-
ного заработка.

На хлебозаводе № 1 работница Елиза-
рова, у которой два сына партизанят в ты-
лу у немцев, а муж— инвалид Отечествен-
ной войны, при заработке в 300 рублей взя-
ла облигаций займа на` 400 рублей за на-
личный расчёт. Вдвое превышает сумму

рики «Пролетарка» Субботиной и Матвее-
вой. У обеих мужья на фронте, обе —
многодетные матери.

С волнением и сочувствием слушал кол-
лектив кондитерской фабрики выступле-
ние работницы Виноградовой. Мужество в
постигшем её горе и глубокая вера в побе-
ду нашего правого дела, которыми дышали
её слова, нашли горячий отклик в сердне
каждой работницы.

месячного заработка вклад работниц фаб-

Лучший забойшик 6-го учаетка шахты
вмени С. Орджоникидзе (Кузбасс, трест
«Куйбьнпевуголь») И. Е. Иванков в ответ
на приказ товарища Оталина обязался да-
вать не меньше двух норм и с честью

— Мой муж погиб в бою за родину.
Мои дети больше не увидят своего OTHa,—
сказала она. — За горе, которое принёс нам

Гитлер, мы отомстим! Я отдаю государст-

ву на танки и пушки полуторамесячный
заработок. Докажем всему миру, что со-
ветские люди готовы защищать своё оте-

им мастером Еленой Степановной Беловой,   чество до конца.

потерявшей на фронте мужа и сына, обра-

С огромным воодушевлением

прошла

тились к профоргу с просьбой досрочно  подписка на заём и среди домашних хозя-

оформить их подписку:

всех...»

«Хотим раньше ек. Мать пятерых детей домохозяйка Де-

нисова подписалась на 500 рублей, две-

Немедленно подписалась на заём т. Жо- сти из них она внесла наличными. Она в

лобова из пожарной охраны — жена воина
Красной Армии, мать троих детей. Она
дала взаймы государству 250 рублей при
месячном окладе 175 рублей.

Слесарь - автоматчик
пункта, жена фронтовика Смирнова подпи-
салась на 600 рублей при заработке в
500. Счетовод Валя Кукушкина, у которой
гитлеровцы убили лучшего друга, дала
взаймы государству 400 рублей при зара-
ботке в 230. Этот благородный порыв ув-
лёк железнодорожников. Подписка коллек-

тива вагоноремонтного пункта составляет сломают

110 процентов к фонду месячной зарплаты.

Передовыми подписчиками займа на реч-
ном транспорте оказались женщины-груз-
чицы, заменившие мужей на работе в пор-
ту. Они дали

таких словах выразила свои чувства:

— Я ничего не жалею для победы над
немцами. Мой сын и мой муж защищают
родину на фронте. Сама я — донор, отдаю
кровь дорогим воинам. Хочу помочь им и

вагоноремонтного   своими средствами.

Трудяшиеся города Калннина выполнили
сумму, намеченную к реализации, на 121

процент. Решающую роль в этом успехе
сыграли женщины. убеждены,
что воины Красной Армии, окрылённые

любовной заботой своих матерей и жён об
укреплении мощи Красной Армии, быстрее
хребет фашистскому зверю.

Н. КАВСКАЯ,
соб. корреспондент «Известий».

Гор. КАЛИНИН, 11 июня. (По телефо-

займы государству 14.4001ну).

12 районов Тамбовской области закончили подписку

ТАМБОВ, 11 июня. (По телеф. от соб.  в том числе от колхозников 92.829 тыся-

корр.). На 11 яюня подписка тю Тамбов-
ской области достигла 195.927 тысяч ру-
блей, что составляет 116,9 проц. суммы,
намечавшейся к реализации. Подписка
1943 года более чем на 76 миллионов ру-
блей превышает прошлогоднюю. Наличны-
ми деньгами в сберегательные кассы обла-
сти уже поступило 102.774 тысячи рублей,

чи рублей.

В ряде городов подзтисались все без
исключения рабочие и служащие. Так об-
стоит дело в Котовске, где подписка со-
ставляет 168 проц. к месячному фонду за-
работной платы, в Мичуринске (186,4 проц.)
и других городах.

Из 43 районов области ко вчерашнему
дню 12 районов полностью закончили
подписку и сбор средств от колхозников.

По Советской стране

* Рабочие и служащие Челновского лес-
промхоза Сосновского района Тамбовской
области подписались на 340 тысяч рублей
при фонде месячной заработной платы 111
тысяч рублей. Подписка полностью опла-
чена наличными деньгами.

Ж Колхозники Шаранского района Bam-

кирской АССР приобрели облигаций ново-
го займа на 5.034 тысязи рублей. Деньги
внесены в сберкассу.
— Ж В сельхозартели «Пролетарий» Бело-
зерского района Курганской области кол-
хозник Шмаков, подписавшись на 10 ты-
сяч рублей, призвал односельчан последо-
вать его примеру. Участники собрания от-
кликнулись на этот призыв и дали взай-
мы государству 115 тысяч рублей:

* Всего только один час длилась под-
писка в колхозе «Красный Октябрь» Ки-

ровского района Кировской области. Ка-

{Mad семья приобрела в среднем облига-

ций на 1.200 рублей.

* Большую любовь к родине проявили
бойцы и командиры части латышских
стрелков. Военфельдшер Эпкентис подпи-
салея на 12 тысяч рублей, гвардии стар-
ший лейтенант Рейнгольд — на 15 тысяч
рублей, гвардии младший лейтенант Мак-
ня—на 10 тысяч рублей. Тов. Рейнгольд в
счёт своей подписки внёс наличными
14 тысяч рублей.

* Мусульманский муфтий  Абдрахман
Расулев (Уфа) выступил вчера во время
богослужения в мечети с проповедью, в
которой призвал всех верующих мусульман
последовать примеру казахского колхозни-

выполняет это обязательство.
Фото Г. Аракельжна. (ТАСС).

Киризские девушки
пришли в шахту

ФРУНЗЕ, 11 июня. (По телеф. от соб.
корр.). Угольные рудники Киргизии ощу-
maior нужду в кадрах квалифицирован-
ных горняков. Недавно на штольню. «Ка-
питальная» рудника Кок-Янгак пришли
60 девушек и из’явили желание овладеть
профессией навалюотбойщиков и проход-
чиков. Первыми взялись за обучение де-
вушек  стахановцы-орденоносцы Идрис
Исхаков и Яков Сларинцев. 1

Каждый из этих бригадиров-навалоот-
бойщиков взял в свою бригаду по пяти
девушек.

СУББОТА,

12 ИЮНЯ 1943 г. № 137 (8130)

С‘езд. польских патриотов
закончил свою работу.

Второй день с’езда Союза Польских Пат-
риотов проходил в столь же приподнятой, ,
полной энтузиазма атмосфере, как и пер- ф

вый. :
Снова выступали солдаты и офицеры
польской дивизии. Полковник Букоемский,

бывший офицер армии Андерса, полковник
 Сивицкл заверили с’езд, что поляки oy-

дут драться до послелней кзили крови за
освобождение своей родины.

Донент Ятеллоновекого университета в
Кракове Станислав Оклиешевский взволно-
ванно рассказал о судьбе польской школы и
польской культуры пох немецкой онкупа-
цией. Он говорил 06 убнтых профескорах, 00
уничтоженных университетах, о. разрушен-
ных музеях и исторических  древностях.
Он сравнил всё это с тем, как относилось
к польской школе и польской культуре на
территории Западной Украины и Западной
Белоруссии Советское Правительство, он
рассказал о созданных Советской властью
польских издательствах, театрах, школах,
научных учреждениях. Собравигиеся с жи-
вейней радостью встретили сообщение в
nomomu Советском Правительства Поль-
ским школам в Советском Союзе.

Писатель Сигалин передал собравитимся
сердечный привет от детей из польской
гимназии в Ленинабзде и ‘их просьбу к
командиру тюльекой дивизии “полковнику
Берлингу, чтобы дивизия как можно ско-
рее двинулась на борьбу за освобождение
их родных домов, разорённых немцами.

Бывший депутат польского сейма и
член правления партии «Стронниктво Лю-
дове» Анджей ШРитос товорил © создания
Советским Правительством  специатьното
Управления по оказанию помощи полякам
в СОСР и резко ` критиковал поведение
польского посольства, которое не истоль-
зовало тех возможностей социального об6-
печения, какте  предоставялю

трулной и важной профессией навалоот-
бойщика, — говорят девушки.

По примеру Кок-Янгака обучение но-
вых людей велущим горным профессиям
оргазизуется и на других рудниках Кир-
гизии. На-днях ЦК КП(б) Киргизии вы-
нес специальное решение 06 инициати-
ве комсомолок и шахтёров Кок-Янгака,
предложив всячески развивать начатое
движение по подготовке для промышлен-
ности квалифицированных кадров.

Успехи сталинградских
рыбаков

СТАЛИНГРАД, 11 июня. (По телегр. от
соб. корр.). Большинство рыболовецких
колхозов и заводов Сталинградского рыб-
ного треста резко улучиило работу. Из
семи рыбозаводов план второго квартала
досрочно выполнили пять. Дубовский и
Каменноярский заводы со значительным
перевыполнением завершили годовой план.
В целом рыбтрест на 7 месяцев раньше
срока выполнил годовую программу в раз-
мере 103’ пропентов, план второго кварта-
ла — на 169 процентов.

Лов рыбы на Волге и Дону продол-
жается. Сталинградские рыбаки обязались
выполнить годовой план на 200 процентов.

Табак и махорка
в Узбекистане

ТАШКЕНТ, 11 июня. (По телеф. от соб.
корр.). На полтора месяца раньше прош-
лого года колхозы Узбекистана закончили
посадку табаков и  махорки, Посевная
площадь под махоркой расширена нынче
тю сравнению с прошлогодней на 60 проц.
Впервые занялись разведением махорки
колхозники Янги-Курганского и Пай-Арык-
ского районов,

Состояние посевов табаков и махорки

ка Бердыбекова — отдать государству все
свободные средства для ускорения побе-
ды над гитлеровскими бандами.

повсеместно хорошее и урожайность обе-

щает быть в полтора раза выше прошло-
годней.

Святой долг
коммунальных работников

В. МАКАРОВ

наредный комиссар коммунального
хозяйства РОФСР

Забота советского народа о своей род-
ной, овеянной славой Красной Армии вы-
ражается также в повседневной помощи
семьям фронтовиков. Советские люди —
рабочие и колхозники, учёные и инженеры,
служащие советских учреждений понима-
ют, что это их прямой, святой долг перед
воинами. Большая ответственность за это
дело лежит и на органах коммунального
хозяйства, особенно на жилищных работ-
никах. Во-время отремонтировать жильё,
обеспечить топливом каждую квартиру
семьи военнослужащего—обязанность каж-
лого работника жилищного хозяйства —
управляющего домом, коменданта обще-
жития, начальника жилищного управления.

Советские законы оградили военнослу-
жащих и их семьи от всякого посягатель-
ства на жилише семьи фронтовика. На
время войны за военнослужащими сохра-
няется их жилая площадь и не подлежит
оплате, если остаётся незаселённой. При
её заселении временными жильцами нос-
`ледние по возвращении военнослужащего
должны освободить занятую ими жилую
площадь, в поотивном случае они подле-
жат административному выселению. Сами
военнослужащие и их семьи не подлежат
выселению из жилых помещений в админи-
стративном порядке, все иски о выселении
семей военнослужащих из занимаемых по-
мещений на время войны приостанавлива-
ются. :

Военнослужащие среднего, старшего и
высшего командного и начальствующего
составаа пользующиеся своей жилплоща-
дью, оплачивают жилую площадь по твёр-
дым ставкам в зависимости от их оклада,
от 30 до 80 коп. за   кв. метр в месяц; в
таком же размере оплачивают жилую пло-
шадь и их семьи, если в составе семьи
нет лиц с самостоятельным заработком.
Военнослужащие рядового и младшего на-
чальствующего состава, которые пользу-
ются своей жилилощадью, оплачивают её
при окладе не свыше 220 руб. по 15 коп.,
а при окладе.свыше 220 руб. — по 25 коп.
за 1 кв. метр в месяц. :

С семей военнослужащих рядового и
младшего начальствующего состава, если
в семье нет лиц с самостоятельным зара-

щего на каждого нетрудоспособного члена
семьи. Если в семье военнослужащего ря-
дового или начальствующего состава име-
ются лица с самостоятельным заработком,
то квартирная плата взимается, исходя из
высшего заработка члена семьи, при чём в
расчёт не принимаются деньги, получаемые
семьёй по аттестату военнослужащего. При
оплате жилой площади семьями военно-
служащих из квартплаты исключается жи-
лая площадь, падающая на долю самого
военнослужащего, а также дополнительная

площадь, которой пользовался лично сам
военнослужащий.
Коммунальные отделы и жилишные

управления должны самым строгим обра-
зом следить за выполнением установлен-
ных правительством льгот семьям военно-
служащих н улучшением их жилищно-бы-
товых условий. Чтобы легче осуществить
эту задачу, на местах организован специ-
альный учёт всех семей военнослужащих
и их заявлений. При участии обществен-
ности коммунальными органами проводит-
ся постоянная работа по выяснению ну-
ждающихся семей военнослужащих и ока-
занию им необходимой помощи. Им предо-
ставляется лучшая жилая площадь, в пер-
вую очередь ремонтируется квартира, окз-
зывается помощь в топливе. Значительные

средства, отпущенные в этом году на ка-
питальный ремонт жилого фонда, будут
израсходованы на ремонт жилищ семей

военнослужащих и инвалидов Отечествен-
ной войны.

Какую огромную помощь семьям воинов
могут оказать органы коммунального хо-

зяйства, показывает опыт ряда  горо-
дов. В трудных условиях  ленинград-
  ское жилищное хозяйство {началь-
ник т, Исаков) отремонтировало сверх

`плана 1.179 комнат для семей военнослу-
  жащих. В гор. Ярославле (начальник гор-
жилуправления т. Шабашов) для семей
военнослужащих отремонтировано 456 н
  вновь предоставлено 119 квартир и ком-
  нат. Ивановское областное жнлуправление
(главный инженер облжилуправления
т. Мажкенмов и начальник горжилуправле-
ния т. Шестов) оборудовало много квартир
для семей военнослужащих за счёт пере-
планировки и реконструкции подсобной

ботком и они получают только государет-
. венное пособие, квартирная плата исчис-
ляется, исходя из суммы пособия, падаю-

плошади в домах. Кроме того, в г. Ива-
нове отремонтировано для инвалидов Оте-
чественной войны `53 комнаты и предоста-

влена для семей военнослужащих 51 ком-
ната. В Ногинске, Подольске, Егорьевске,
Кунцеве, Перове, Озёрах и двух рабочих
посёлках Московской области (начальник
облжнлуправления т. Рябинин) к 1 мая
с. г. семьям военнослужащих  предоста-
влено 516 квартир, заменено 775 квартир,
отремонтированы 1.842 квартиры, удовле-
творено топливом 2.519 семей. Успешно
производят ремонт квартир семей фрон-
товиков многие коммунальные органы Мо-
сковской, Калининской, Свердловской, Ива-
новской и других областей.

Однако на ряду с хорошими примерами
заботы о семьях военнослужащих можно
наблюдать и. факты равнодушного, бюро-
кратического отношения к делу. В Сара-
тове, Казани, Томске, Горьком некоторые
жилищные управления нарушали порядок
предоставления льгот семьям военнослу-
жащих. В Казанском жилуправленни при
определении квартплаты не исключали
жилую площадь члена семьи, ‘призванного
в Красную Армию. В Саратовском жил-
управлении квартплату с семей военно-
служащих исчисляли с полной суммы по-
лучаемого семьёй пособия, без разделения
его между членами семьи. В Томске от-
дельные домоуправления_ квартплату с
семей военнослужащих получали в повы-
шенном размере.

Некоторые жилищные органы Иркутска,
Калинина, Читы, Рязани несвоевременно
рассматривали и удовлетворяли заявления
и жалобы семей военнослужащих. Ленин-
ское жилуправление г. Свердловска (на-

чальник т. Скудицкая), вопреки устано-
вленному порядку в первую очередь
предоставлять квартиры семьям — военно-
служащих, заселило несколько квартир

семьями других граждан, а Талицкое‘ гор-
жилуправление (начальник т. Наумов)
незаконно переселило две красноармейских
семьи.

Верно, виновники этих безобразий накз-
заны по законам военного времени, HO
факты эти не могут не вызывать бегпо-
койства — видимо, не перевелись ешё в

люди, чиновники по душе и стилю работы,
не желающие понять, какая огромная от-
ветственность. лежит на жилищных работ-
никах и какой огромный вред наносится
бюрократическим отношением к семьям
наших воинов.

‚ Работники коммунального хозяйства
не должны забывать, что забота о
семьях фронтовиков — это половина за-
боты о Красной Армии. Надо осознать, что
помощь семьям воинов — это одна из са-
мых главных задач каждого, кто рабо-
тает в органах коммунального хозяйства.
По тому, как заботятся работники комму-
нальных органов © семьях военнослужа-

органах коммунального хозяйства чёрствые

щих, можно и должно судить об их нере-
стройке в соответствии с насущнымч ‘тре-
бованиями войны. Надо со всей crjoro-
стью военного времени проводить законы
советского правительства по жилищным
льготам для военнослужащих и их семей.
Органы жилищного хозяйства, управляю-
щие домами н коменданты должны широ-
ко отювестить население о жилищных
льготах военнослужащим и их семьям. Вы-
пушенный плакат о льготах должен ви-
сеть на видном месте в каждом домоуп-
равлении, в каждом предприятии.

По примеру работников жилипеного хо-
зяйства  МЛенинграда надо уже  те-
перь отремонтировать жилища семей воен-
нослужащих: сделать квартиру семьн воен-
нослужащего теплой, сухой, уютной, за-
готовить топливо на зиму. Коммунальные
и жилищные оэганы должны также ока-
зать необходимую помощь местными ма-
териалами для ремонта жилищ семей воен-
нослужащих, имеющих свои собственные
дома, и озаботиться обесмечением их топ-
ливом. Управляющий домом и комендант
лучше, чем другие, знают бытовые нуж-
ды семей военнослужащих и должны по-
вседневно проявлять о них заботу, быстро
разрешать все вопросы, которые возникают
у жильцов.

Многие жилищные работники организо-
вали во дворах домовладений огороды для
семей военнослужащих. В больнюм ксли-
честве посажены картофель и овощи. Надо
помочь семьям военнослужащих организо-
вать хороший уход за этими огородами,
чтобы собрать хоропгий урожай овощей.

По примеру передовых домоупразлений
необходимо организовать при домоуправ-
1лениях небольшие починочные мастерские
по ремонту одежды, обуви и предметов
домашнего обихода. Организация таких
мастерских окажет большую услугу семь-
ям военнослужащих.

В городах и населённых пунктах, осво-
бождённых от немецких оккупантов, орга-
ны  жилищно-коммунального хозяйства,
восстанавливая и ремонтируя жилую пло-
щадь, должны в первую очередь нредо-
ставлять квартиру или
военнослужащего.

Государством отпускаются большие
средства по кредитованию индивидуально-
го строительства. Если семья военнослу-
жащего строит для себя неболыной дом,
коммунальные отделы обязаны отпустить
необходимый материал для успешного за-
вершения строительства.

Органам жилищно-коммунального хозяй-
ства необходимо добиться в своей работе
такого положения, чтобы забота о семье
фронтовика вошла в плоть и кровь каж-)
дого коммунального а.

комнату семье

}

ЦИЯ

‘она совершала в цехе

В.

Правительство.

Новый ритм

У рабочих, инженеров и техников наше-
го завода лежали на душе горечь и обида

от сознания, что мы много месяцев подряд
не вынолняли полностью производственных
да-
вать фронту столько боеприпасов, воору-
сколько требуется, было велико.
Но одного желания оказалось мало. Надо
изменить весь стиль

планюв. Желание всего коллектива

жения,

было кардинально
и методы работы.

Сперва взялись лечить застарелую бо-

лезнь завода — высокий процент брака в

литейном цехе. Внимание и силы инженер-

но-технического персонала, передовых ста-
хановнцев и агитаторов были мобилизованы

на решение этой задачи.

В результате большой и кропотливой
работы брак снизился наполовину. Но и
при этом условии механические цехи про-
должали чувствовать голод в деталях.
Тогда было применено литьё с многомест-
ными формами, много работ было механи-
зировано, и только после этого был, на-
конец, достигнут тот уровень работы ли-
тейного цеха, когда детали сталн посту-
пать в нужных по плану количествах.

Вслед за этим стала очевидной необхо-
димость ‘перестройки работы механических
цехов. Решено было основные цехи пере-
вести на поточную систему.

Вот что было произведено для органи-
зации поточной системы в цехе, которым
руководит т. Васильев. В этом цехе стан-
ки внешне были расположены в порядке—
ровными рядами. Но по операниям в по-
следовательности технологического про-
цесса это расположение станков предста-
вляло полный хаос. Одна и та же опера-
производилась в самых различных
концах цеха. Много времени и труда за-
трачивалось на перестановку деталей, на
транспортировку их с одного конца цеха
в другой. До того, как выйти из неха,
чуть ли не кило-
метровый путь.

Для организации потока станки были
перегруппированы в несколько линий, в на-
чале которых были поставлены ‘станки,
производящие первую операцию, затем
вторую и т. д. А к концу линии — стан-
ки последней оперании. Путь детали по
цеху был сокращён до нескольких десят-
ков метров. Передача детали с одной опе-
рации на другую почти ие требовала ра-
бочей силы. По одной из массовых дета-
лей, таким образом, были организованы
четыре поточных линии.

Произведённая максимальная лифферен-
циация технологического пропесса ещё
больше ускорила и упростила обработку
деталей массового изделия.

Вместо универсальных станков, на ко-
торых производилось несколько операций,
были поставлены операционные станки.
На них смогли успешно работать менее
квалифицированные люди и ученики ре-
месленных училищ и школ ФЗО.

Поток на производстве основных лета-
лей боеприпасов сократил трудоёмкость
изделий на 36 процентов. Брак снизился
вдвое, а выпуск продукции возрос боль-
ше чем в два раза. Характерная особен-
ность потока производство перестало
лихорадить. Оно стало работать ритмично.
В январе выпуск основной детали по де-
кадам составлял 26, 49 и 25 процентов по
отношению к месячному плану, а в апре-
ле, когда был налажен поток, — 33, 34 и
33 процента. Май шёл в таком же ритме.

Другой поток был организован на сбор-
ке самых трудоёмких узлов вооружения.
Здесь дело решил темп конвейера сбор-
ки, который сконструировал старший тех-
нолог цеха тов. Тудаков. Прежде высоко-
квалифицированный слесарь собирал за
смену 10 узлов. На стэнде тов. Тудакова
ученик ФЗО стал собирать за смену 45 та-
ких же узлов. Были осуществлены и дру-
гие организационно-технические мероприя-
тия, как, например, производство твёрдых
сплавов из местного сырья, применение но-
вых крепителей для формовочной земли,

изготовление на заводе необходимых ла-
ков и красок.

Ces с энтузиазмом принял  резоти-
цию, являющуюся идеологической map
ормой Союза Польских Патриотов, пра
зываюниую всех поляков в СССР of em
ниться вокруг знамени борьбы © Hexen.
ко-фапиистскими оквупантами, борьбы вв
Ha MBE, a на ©мерть за свободную, спра-
ведливую, демократическую Польшу, m
борьбу плечом к плечу © народами Совет.
\кото Союза и героической Красной Аланией,

Собравшиеся постановили послать те-
лепрамму товарищу Сталину, выражаю-
my радость a благодарность за em
отношение к делу освобождения польжо-
го народа, за его ободряющие поляка
слова 0 возрождении после победы nay
‘немещко-фаптистокими извергальи сильной,
‘незавиюимой Польши. /

С’езд поклал также телеграммы Че.
чиллю, Рузвельту и Бенешу, товорялиь
о воле поляков в СООР принять участь
в борьбе свободолюбивых нафодов проза 1
титлеровоких агрессоров.

Призывом всех поляков в ООСР в боры,
единству и труду для победы  закончии
с’езл Ванда Василевская.

В зале раздались торжественные зву.
ки полонеза Шопена, сыгранного лзуре-
том шопеновокого конкурса в Вартав
С. Калецким. Собравшиеся с rayium
волнением пропели польский напиональ-
ный гимн «Еще Польока не стинела» т!

«Присягу» —— антинемецкую песню, я-
ляютщуюся сейчас боевой песней поль
ской ДИВИЗИИ.
На этом с’еэд зажончил свою работ.
Собравигнеся расходилиеь глуби
взволнованные, в торжественно паз.
ничном настроении. Часть их уезжает в

польскую дивизию, часть возвращаеня
на места для работы среди поляков в
CCCP.

THT

производства

Партийная организация нашего завода в
ограничилась уже известными и пракм.
куемыми повсюду методами агитации 1
пропаганды. Кроме читок, бесед, выпуска
стенгазет и боевых листков, были приме-
нены другие методы. Среди наглядной
агитации прочный авторитет и действен-
ность получили заводские и цеховые сч.
тирические газеты. Острым двустишиен,
крылатым словом, выразительной карика-
турой сами рабочие, инженеры, техник,
служащие критиковали, невзирая на лица,
тех, кто отставал, не ‘помогал общему’
делу под’ёма производства,  усиленю
помощи фронту. :

За последнее время ` партийная, профу-
юзная и комсомольская организации стаи
связываться с семьями лучших стаханоз
mes завода. Сверловшщица Клавдия Раз.
ваева сделала за смену 1.600 — деталй
вместо положенных 450. Её поздравляли?
цехе. А когда она пришла домой, её п
здравили и родители. К ним, ешё до пе
хода домой Клавдии, явилась делегация
комсомольцев ес благодарственным письмо
руководства цехом. Клавдия Разуваева 32
крепила своё достижение, идёт ` впередя,
увлекает за собой других. На собрание в
цехе т. Буркутского был приглашён отец
кузнеца-стахановца Юсупова, ‘награждённо-

[го орденом Трудового Красного Знамени.

Гри всём цехе старика Юсупова. благла:
PHAM за воспитание хорошего сына-патриот.
Усиление партийно-политической рабо
и осуществление на заводе организациое
но-технических мероприятий позволял
массе заводских рабочих и ‘работниц #
деле высокоэффективно реализовать 05%
стремление — усилить помошь фронту,
Наш завод, долгое. время не выполня
WH задания, в марте этого года с план
справился, а в предмайские дни вышел }
ряды передовиков Всесоюзного‘ социали
стического соревнования и получил в
рую премию ВЦСИС и Наркомата ми
мётного вооружения. В мае наш завод пе
ревьиюлнил план и завоевал первое мею
во Всесоюзном социалистическом соревю-
вании и получил переходящее Крас
Знамя ЦК ВКП(б) и первую  премю
Болышим и упорным трудом досталась
победа коллективу завода. Тем более ой
дорога нам. Сознание выполненного дол!
перед родиной придало рабочим, инжее
рам, техникам и служащим завода Host
силы.
темпы работы потока по (ot
припасам. В цехе т. Васильева за две
следних декады апреля было выпущею
сверхплановых готовых изделий OKO
16.000, а за 20 рабочих дней мая в 0%:
бый фонд Главного Командования Красной
Армии передано свыше 34.000 изделий. На
отдельных линиях потока выпуск деталей
возрос ещё больше. Участок мастей
т. Медведева выдал за, первую декаду мя
сверхплановых деталей в пять раз бол
ше, чем за последнюю декаду апреля.
Первомайский приказ товарища Сталита
поднял на боевое соревнование новые
сотни стахановцев. В том же цехе т, Ва: }
сильева 30 апреля. насчитывалось 1367 %
стахановцев, имевших счета «Отчёт п2-
TpHOTa родине». Сейчас их число боль
ше. чем  удвоилось. За первую де
каду мая эти патриоты обработали сверх
задания на 100.000 деталей больше, 9%
за последние 10 дней апреля. В 18%
т. Гисина по одному изделию стахановиы
завершили месячную программу 10 мая.
Коллектив нашего завода борежя ¥
выполнение производственной програму
второго квартала к 28 июня. Он приложи
все свои силы и энергию к тому, чтоб
Красная Армия получила от него св
квартальной программы вооружение ди
оснащения нескольких подразделений. ® }

Диссертации

Учёный совет Московского государ-
ственного университета им. Ломоносова
присудил степень кандидата наук группе
Участников Отечественной войны специ-
ально прибывших с фронта в Москву а
защиты диссертаций.

В учёной степени кандидата
ских наук утверждён гвардии

Евграфов участник
защиты › Сталинграда,
далями «За отвагу» и «За оборону Ста-
линграда». Представленная им диссерта-
ция на тему «Революционный а.
тизм и его философское обоснование. в
работах Чернышевского» была признана

одной из лучших диссертационных работ

философ-

капитан
героической
награждённый ме-

по истории русской r

много тысяч изделий naa yHHUTOReHT))
гитлеровских мерзавцев.

Н. ЧУПИС,
парторг ЦК ВКП(б) при Н-ском
заводе Наркомата © MHHOMeTHOTO
вооружения.

фронтовиков

Диссертацию на тему «Хуложественяя
литература фронта» защитил участи
Отечественной войны аспирант Институ!
мировой литературы Академии Haye
СССР т. heprinnen. Автор анализирует 3
своей работе собранные им оригинальные
рассказы, стихи и письма красноармейнев,
показывает их.-художественное, полятич“
ское и. военное значение. „Среди соб
ных материалов.-наиболыний интерес прёт
ставляет обработанная Вертинским ast
биографическая повесть Зайцева — У
стника боёв -под Наро-Фоминском.

Учёная степень кандидата юридический
наук присвоена Б. Комарову, доброволь
цем ушедшему на фронт, автору 13 1
чатных трудов по вопросам прёва.