Vy,

А

the

Kay,

ity,

ВЫ,

ыы,
 Penny

У ит,

ор

na

Chit!
CEE,

У
в

тео
К Ут
Юл
частн
и, (#
ня HIT
BB it

НЫЙТИ
д ob!
Волги

И. Зи *

{ациони

тема
pur pt
psu
i pra
HOBIE
ках и
фашизм
рабочий
ржу
panes
anes!
оса, It
вечести
TIOHACE
nasil
oris t!
„ВЕ
‘атери?
ивы 1
gaze
pesit!
ACTON

созда
р
poli

=a a &

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 13 ИЮНЯ 1943 г. Ye 138 (81317)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

ео ON OOO

Удары торпедных
катеров

Ночь застаёт капитан-лейтенанта Леви:
щева 1 as занятых противником. В
этом рейде вместе с ним
старший лейтенант р а
раз бывали в опасных и трудных опера-
цнях на море и всегда с честью выполня-
ли боевые задания.

С моря к берегу только` под одним мо-
тором, да и то приглушённым, катеры при-
ближаются к вражескому рейду. Наметан-
ный глаз Левищева различает в темноте
силуэты двух немецких транспортов и рас-
положившуюся вокруг них кольцом ше-
стёрку конвойных катеров. К

Силы слишком неравные. Однако на сто-
роне наших торпедных катеров, преимуще-
ство внезапности,—в темноте ндчи против-
ник пока ещё не обнаружил Левицева с
Хабаровым. Гитлевовцы не подозревают о
грозящей им опасности.

Атака! Взревели моторы, вдруг зарабо-
тавшие на полную мощность. Торпедный
выстрел. Взрыв на большем из двух транс-
портов. Немцы открывают беспорядочную
стрельбу. ;
Теперь, казалось бы, нашим катерам надо
поскорее уходить, скрываться. Но очи не
торопятся. Вот Хабаров; подойдя совсем
близко к одному из немецких катеров, че-
рез его голову даёт по другому катеру не-
сколько пулемётных очередей трассирую-
щими пулями и быстро отваливает в сто-
рону: С дальнего немецкого конвойного
судна по следу трассирующих пуль откры-
вают пушечный и пулемётный огонь. Гит-
леровец бъёт гитлеровца!

Такой же маневр дважды повторяет Ле-
вищев. Введённые в заблуждение, немцы
затевают между собой перестрелку. Со
взрывом скрывается под водой один не-
мепкий катер. Лишь после этого наши
торпедные катеры решают уйти. на свою
базу. Я
Стремясь избежать встреч с намней авиа-
цией днём, немцы на морских коммуника-
циях ввели ночные рейсы. Между тем
именно ночью торпедные катеры особенно
опасны для врага. Эти маленькие, низко
сидящие на воде корабли ухитряютс
незаметно сближаться с транспортами вра-
та и атакуют их наверняка. Ha боевых
рубках многих торпедных катеров подраз-
деления, где командиром т. Головачев, по
нескольку красных звёздочек. Каждая из
них — это потопленные немецкие баржи
и транспорты. У Хабарова четыре таких
звёздочки.

Обеспокоенные дерзкими действиями на-
ших катеров, гитлеровцы нередко посылают
в море свои торпедные катеры. Однажды
два наших торпедных катера, охраняя важ-
вый об’ект, встретились в море с двенад-
цатью немецкими. Командиры Казаков и
Томин без колебаний приняли бой. Нани
катеры умело маневрировали и вызывали пе-
рестрелку между немцами, не забывая ос-
HOBHOH своей задачи — охраны об’екта.
Когда на помошь нашим подоспели два
морских охотника, гитлеровцы, несмотря на
численное своё превосходство, прекратили
бй и ушли в глубь моря. я
Обычным делом стали здесь ночные на-
IéTH Ha порты, занятые противником. Наши
катеры, прорывая или обходя заграждения,
нападают на .суда, стоящие у причалов, м
уничтожают их. Старший лейтенант Смир-,
нов и лейтенант Степаненко сумели войти
в один порт днём и потопили там баржу
с боеприпасами, а также несколько неболь-
ших судов, стоявших на приколе.
Немцы открыли огонь лишь после того,
как раздались взрывы, и наши катеры бла-
гополучно ушли в море, оставляя за собой
густую дымовую завесу.

Командование, получив радиограмму об

Герои транспортной
авиации

Когла говорят: военный лётчик,
  профессия обычно ассоциируется с такими
типами самолётов, как бомбардировщик,
штурмовик или истребитель. Но очень ма-
ло у нас знают о военных лётчиках, си-
дящих за штурвалом гражданского само-

лёта, лётчиках транспортной авиации. Они
не бомбят вражеских аэродромов. Они —

«воздушные грузовики». Их задача: минуя
эсе   препятствия, доставить к месту на-
значения грузы боеприпасы, горючее, ме-
дикаменты, вывезти раненых.

Зимою в ходе наступательных боёв ояд-
ва наша часть, сломив сопротивление про-
тивчика, резко вырвалась вперёд и. захва-
тила крупный населённый пункт. Отсту-
пая, немцы взорвали железнодорожные пу-
ти, испортили пюссе. К тому же нача-
лась весенняя распутица. Обоз не мог по-
спеть за быстро наступающей частью.
Вскоре возникла острая потребность в бое-
припасах. На помошь пришла авиация. Три
самолага за один рейс сбросили прямо на
улицы ‘города миллион патронов. М часть
не только удержала населённый пункт, во
и смогла продолжать наступление.

Транспортный самолёт является главным
средством связи с партизанами. Он снаб-
жает советских патриотов, сражающихся в
глубоком тылу врага, всем необходимым.
Недавно в адрес Н-ской части прибыло та-
кое сообщение от одного партизанского
отряда: «Спасибо за груз. Мы взорвали 7
эшелонов врага».

Подразделение, где командиром старший
лейтенант Яковлев, — подразделение «ноч-
ников». {Репутацией 2асса пользуется здесь
Семён Алексеевич Фроловский. Его назы-
вают академиком ночного ‹ пилотажа. Не
было случая, чтобы он возвратился на свой
аэродром, не выполнив задания.

Болышим мастерством надо  облалать,
чтобы ночью безошибочно выйти к нунк-
ту, расположенному за тыслчу и больне
километров. Географическая точка, кото-
рую должен найти пилот, не отмечена да-
же на самой подробной карте. Это какая-
нибудь поляна в лесу. Но ве-
дёт самолёт точно по курсу.

Однажды Фроловский выполнял задание
в тылу немцев. Необходимо было поса-
дить машину и вывезти раненых партизан.
Он верно нащупал цель и юшёл на сни-
жение. Но, едва коснувшись земли, само-
лёт начал вязнуть в болоте. Как поднять
нагруженную люльми машину с такого
«аэродрома»? Он начинался у леса икон-
чался у обрыва реки. На том берегу но-
лыхала деревня, подожжённая немцами.
Гитлеровцы были рядом. Они уже заме-
тили самолёт и могли бы расстрелять его
в Упор. Но они не спешили это сделать,
видимо, предпочитая захватить его в ис-
правном виде.

Фроловский репил взлететь. Самолёт на
полном газу понесся к обрыву: Катастро-
фа казалась неминуемой. Ещё миг, и ма-
пгина всей своей тяжестью рухнет в воду.
Но именно этот миг и предупредил Фро-
ловский. Машина, оторвалась от земли над
самым обрывом и, повинуясь воле пилота,
стала набирать высоту. Сделав резкий раз-
ворот, Фроловский на виду у немцев взял
курс на восток.

Десять лет работает на самолёте Фро-
ловский. Свыше 1.000.000 километров на-
летал он. Совершил 300 боевых вылетов,
из них около” 130 ночных, в глубокий
тыл противника. :

Командир корабля Николай Маслюков—
тоже «ночник». Он говорит, что не может

В районе Лисичанска.

Н-ская\ часть проявляет хладчокровие,

выдержку и с замечательным мастерством !

отражает попытки противника атаковать
‘её позиции. За ‘всё время боёв немцы не

успешном выполнении задания, приготовило вернули себе ни метра земли. Наши под-

победителям торжественную встречу. Ка-
терников, вернувшихся с моря, ждали Op-
хестр и по-праздничному накрытый стол.
Смирнов и Степаненко привели катеры
на базу без единой царапины. :
Особенно‘ радовался удаче боцман Лой.
Он послал в цель торпеду с собственноруч-
вой надписью: «За Советскую Украину!»
Это была месть моряка-черноморца за гра-
бежи, насилия и убийства, чинимые гитле-
ровцами на его родной Полтавщине.

А. СТЕПАНОВ,
_^ спец. корреспондент «Известий». .
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 12 июня.

разделения прочно зарылись в землю и
своими смелыми действиями держат про-
тивника в тревоге, парализуют его актив-
ность.

В этом отношении очень характерны по-
следние бои. —

Ночью разведчики пробрались к перед-
нему краю вражеской обороны и с боем
заняли траншеи. Это сильно встревожило
немцев. Днём они обстреляли нанг перед-
ний край. Позже наблюдатели обнаружили
четыре тяжёлых танка противника и пе-
хоту. Под прикрытием зарослей немцы
двинулись в атаку. Но уже через несколь-
ко минут накрытая нашим артиллерийским
огнём пехота противника залегла.

то эта

`структорская работа

летать иначе, как ночью. Это стало его
профессиональной потребностью. Впрочем,
говоря о профессии Маслюкова, следует
упомянуть и о другой его страсти. Восемь
лет назад он выпустил в воздух первого
своего ученика — пилота. Многолетняя ин-
в училище сделала
Маслюкова не только первоклассным лёт-
чиком, но и умным, внимательным воспи-
тателем; 75 лётчиков называют 28-летнеге
Николая Маслюкова своим учителем.

... Смеркалось. Тяжёло нагружённый ко-
рабль Маслюкова оторвался от земли и
направился’ в глубокий тыл противника.
Долетели без приключений, сели где-то на
болоте и были радостно встречены парти-
занами. Разгрузились. Тщательно замаски-
ровали самолёт и пошли отдыхать. Утром
показался вражеский разведчик. Он по-
шарил в воздухе над самым самолётом,
но, не заметив его, ушёл во-свояси.

Почти одновременно партизанские 030-
ры донесли, что прямо к месту, где стоят
самолёт Маслюжова, двигаются немецкая
танкетка и несколько грузовых машин. с
людьми. Партизаны устроили засаду. Бы-
стро заминировали подступы к «аэродро-
му» и рассыпались за кустарником.

Немцы, ничего не подозревая, продол-
жали двигаться с большюй скоростью. По-
казалась танкетка, за ней—три автомаши-
ны. Вдруг раздался сильный взрыв. Тан-
кетка и два грузовика с солдатами взле-
тели на воздух. Солдаты, находивиеиеся на
третьей машине, соскочили наземь и нача-
ли наугад стрелять из автоматов. Пафти-
заны из засады скоро перебили их. Уце-

лели только три немца, которые были
взяты в плен.

С часу на час можно было ожидать под-
хода новых сил противника. Надо было
приготовить на болоте площадку для от-
лёта. Бортмеханик Владимир Корчев на-
шёл выход. Он предложил напилить де-
ревьев и соорулить из них нечто вроде
деревянного настила, чтобы самолёт мог
разогнаться. Но заняться работой днём —
значило бы нривлечь внимание немецких
самолётов, беспрерывно рыскавших в этом
районе. Надо было успеть сделать всё за
короткую летнюю ночь. „

К работе были привлечены партизаны. С
сумерками лес наполнился стуком топоров
я пением пил. Через несколько часов’ ра-
боту удалось закончить. Токая лесная по-
ляна была нокрыта деревянным настилом,
способным выдержать тяжёлую машину. В
2 часа ночи партизаны пожелали лётчикам
счастливого пути...

-.На аэродроме царит оживление. Гото-
вятся к приёму самолётов, возвращающих-
ся с ночного задания. :

Первым показался `Фроловский. Он де-
лает над аэродромом традиционный круг
и плавно сажает “машину. Экипаж соска-
кивает на землю и помогает выбраться из
самолёта пассажирам. Это раненые пар-
тизаны, прибывшие для лечения.

Вот из самолёта показывается слегка
смущённое лицо 22-летнего парня. Над. ко-
зырьком фуражки у него приколот крас-
ный лоскут — горделивый знак партизана.
Рука на перевязи. Раненому помогают
выйти из машины. Он щурится от солнца
и в восхищении произносит:

— Вот она, наконец, Большая Земля!
Истосковался. Почти два года не видел...

С. МАШИНСКИЙ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Дважды немецкие танки пытались под-
нять и повести за собой свою пехоту, но
каждый раз мощные огневые налёты ар-
тиллерйстов нод командованием тт. `Голева
и Клочкова отсекали пехоту от танков.
Атака захлебнулась, и немцы вынуждены
были откатиться, понеся потери в людях
и технике.

Под прикрытием темноты на соседнем
участке бойцы во главе с т. Пановым по-
вторили операцию разведчиков. В руко-
пашной схватке они уничтожили  OKOJIC
двух десятков гитлеровцев, захватили
траншею и пулемёт.

Упреждать противника, на удар отвечать
двойным ударом — стало здесь делом при-
вычным, правилом, которое соблюдается
строго и точно.

Е А. СКЛЕЗНЕВ,
спец. корреспондент «Известий».

ДВИСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 июня.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Связисты гвар-
димы младитий лейтенант Збитков и гвардии
старший сержант Гуляев устанавливают
связь с командованием батальона.

т Фото Л. Бернтитейна.

„Десять миллионов

огородников
a

По полученным ВЦСПК неполиым дан-
ным, около 10 миллионов рабочих и слу-
жантих работает в нынешнем году, на ин-
дивидуальных н коллективных огородах—
в два раза больше, чем в прошлом голу.
Вдвое увеличена площадь, занятая под
огородами.

Ces на индивидуальных и коллективных
огородах почти всюду закончен. Началась
прополка. Организуется охрана урожая.
Секретариат ВЦСПС постановил, что охра-
ну огородов должны нести сами огород-
ники в свободное от работы на производ-
стве время. Если требуется дополнитель-
ная охрана, рабочие и служащие могут
привлечь неработающих членов семей. В
этих случаях оплата производится за счёт
огородников.

Передовики народной
стройки

СТАЛИНАБАД, 12 июня. (По телеф. от
соб. корр.). На строительство Нижне-Вар-
зобской гидростанции в Таджикистане уже
прибыло несколько тысяч колхозников из
Гармской, Кулябской и’ Сталинабадской
областей.

С первых дней работы. многие колхоз-
ники показывают образцы ‘самоотвержен-
ного труда. На сооружении . дерива-
WHOHHOTO канала горцы-колхозники из Та-
виль-Дары Джзмолов Хабиб и Рахмонов
Одина в первый день работы выбросили
55 кубометров земляного грунта при нор-
ме 156“ кубометра на человека. Ha
1.500 проц. выполняет ежедневно задание
группа землекопов-колхозников под руко-
водством комсомольца Рахимова Сатор.

Заготовка пробковой, коры
на Дальнем Востоке

ХАБАРОВСК, 12 июня. (По телеф. от
соб. корр.). В глубь тайги выехали спе-
циально подготовленные бригады загото-
вителей пробковой коры. Дальний Восток
является’ единственным районом страны,
где в естественных условиях растёт амур-
ский бархат — одна ‘из разновидностей
пробкового дерева. Пробка, добываемая на
Дальнем Востоке, применяется в самолёто-
строении, в электротехнике и других от-
раслях промышленности.

ревыполнил план заготовки пробковой ко-
ры. В этом году бригады обязались сзои
задания значительно перевыполнить.
Разведывательные отряды отправились в
тайгу задолго до начала сезона с’ёма
пробковой коры, нашли вдали от населён-
ных пунктов новые лесные массивы, где
часто встречается амурский бархат.
Успенкно идёт заготовка коры на участ-
ке, где начальником т. Корягин. Он не
только заготовил значительное количество
пробковой коры, но и удачно применил мо-
левой сплав её по таежным речушкам.

В прошлом году Хабаровский край пе-  .

Налеты крупных сил нашей авиации
на аэродромы противника

В ночь на 12 июня крупные силы нашей авиации дальнего действия нанесла
новый мощный Удар 10 аэродромам противника. На находившиеся пз аэродромах

немецкие самолёты, ангары, склады горючего и боеприпасов,

а

также на,

поля аэродромов сброшено более 600 тонн футаеных и зажитательных 00%0. B pe-
зультате бомбардировки уничтожено и повреждено большое чиелю вражеских <амо-

чётов. Нашими лётчиками отмечено более

100 пожаров, многие из которых сопро-

вождались взрывами большой силы. Два наших самолёта не вернулись на свой базы.

Торфяные поля Ляпинки

Торфяное поле начиналось сразу за ра-
бочим посёлком. Оно лежало тысячегек-
тарным массивом, поблёскивая зеркальной
гладью редких озёр, лаская глаз буйной!
порослью трав. Свыше, двух десятилетий
торфяные богатства Ляпинки кормят топки’
предприятий, отсюда вывезли уже много
миллионов тонн топлива. Толщина пласта,
уменьшившаяся почти вдвое, создаёт те-
перь большие трудности в добыче. И. все.
же люди продолжают успешно выжимать.
из недр новые тысячи тонн торфа. За!
один только май добыто торфа на 45 ты-
сяч тонн больше, чем за май прошлого
года.

На Ляпинку мы приехали в жаркий
июньский день вместе с главным инжене-
ром Ярославского торфопредприятия Ба-
лицким.  Гидромониторщик,  коренастый
мужчина с густыми светлыми усами, бро-
can из брандспойта тяжёлую струю воды
на буро-коричневые поля, подготовленные
для добычи, и вода, бьющая силой в 11
атмосфер, словно острыми зубьями, вгры-
залась в землю, поднимая на воздух при-
чудливые каскады из крупинок размытого
торфа.

Нелёгким оказалось начало сезона. Яро-
славское торфопредприятие приступило к
добыче на 12 дней раньше установленного
по плану срока. Хотелось не только на-
мыть побольше топлива, но и практически
подготовить к сезону новичков-торфяни-
ков. Пришло их в этом году много. Здесь
и колхозники далёкой Башкирии, и горь-
ковчане, и мордвины. В подавляющем
большинстве это девушки, взявшиеся вы-
полнять тяжёлую мужскую работу. И
нужно отдать справедливость: новички
оправдали возлагаемые на них надежлы.

Так уже повелось на Ляпинке: преодс-
левать препятствия стало привычным де-
лом. От директора предприятия Маслен-
никова до мало известной карьерщицы
Шафины `Болтачевой, впервые ’прибывшей
сюда из далёкой татарской деревни’ и че-
рез месяц выполняющей норму на 135
проц., — все с полным сознанием долга
борются за высокую добычу.

В начале сезона на участке «Чёрная
Грива» потребовалось срочно установить
торфосос для откачки воды с поля сушки
торфа. Сделать это могла только бригада
Анатолия Куницына.

— Нет, им будет не по силам, — вы-
разил сомнение кто-то из специалистов.—
Рабочие намаялись, они сегодня работали
до позднего вечера. Куда ж им снова в
‚НОЧЬ? ,

Но выхода иного не было, и Куницына
вызвали в контору.

— Знаю, — тяжёло придётся, Анатолий
Васильевич, — заявил  бригадиру дирек-
тор. — А не установим за воскресение
торфосос, подорвём выполнение плана. Ре-
шай сам.

Куницын шурил слипавшиеся от устало-
сти глаза и, слушая директора, прикиды-
вал в уме силу ребят из своей бригады.
Потом он заговорил легко и спокоййо.

— ‘Чего там решать. Раз нужно,

выйдет. И до вечера установим.
_ В два часа ночи бригада вышла на уча-
‘Сток. Проработали без перерыва до У ча-
сов вечера следующего дня. И ‘поле в
срок было подготовлено для сушки.

Люди здесь твёрдо уяснили себе, что
именно от них зависит чёткая работа мно-
гих заводов: Елена Карцева, жена фрон-
товика-гвардейца, работала мотористкой.
‚Вместе с нею агрегат обслуживал слесарь,
которого должны были вскоре призвать в

всё

дала никаких ‘побуждений, она сделала

то, что подсказал ей долг: .

Недавно при. передвижке агрегата’ № 81

многотонный кран сошёл с рельсов. В раз-

гар- работы по под’ёму, когда. уставишие
такелажники-.стали сдавать
места аварии проходил элек

ников, направлявшй OH
чания смены. Заме ость на лицах
товарищей, электрик молча полез под
кран и стал помогать ‘укладывать шиалы.

{5 часов проработал Крашенг
жой для него работе и
лишь тогда, когда агрегат вновь ‘приобрёл
подвижность.

Об ‘этом ‘человеке рассказывают’ здесь
много интересного. Однажды ранней. вес-

гиков на

зу-

ной Николай Иванович Крашениников но-
шёл проверить электропроводку  работав-
шего агрегата, _Вздрагивая от напряже-

ния, мощный торфосос чернал из глубокой
3-метровой воронки гидромассу. Всё быле

в порядке, и электрик уже собирался ухо-

дить, как вдруг, до его слуха долетел
взволнованный голос:

— Ключ уронил в воронку.

Медленно смолкал шум  останавливае-

мых моторов, работу“иринилось прекратить,
ибо торфосос  вместе’’с жидкостью мог
всосать и ключ, а это грозило бы серьёз-
ной аварией. .Растерявшиеся рабочие не
знали, что предпринимать, и ожидающе
  смотрели на бригадира; который тоже не
мог сразу придумать, как извлечь из кот-
 ловины ‘упавший инструмент.

Люди опомнились, лишь’ заметив, что
  какой-то’ мужчина, ‘сбросив комбинезон и
сапоги, прыгнул с мостика ‘крана в ледя-
ную торфяную жижу;, скопившуюся в: во-
ронке. ;

Через минуту на поверхности появился
рыжий от гидромассы Крашениников. `Но-
ёживаясь от. холода, он положил на’ лоша-
тый пол ключ, оделся и, избегая благо-
дарности рабочих торфососа, быстро ушёл
С агрегата. :

Через час электрика уже видели за не-
сколько километров другом кране, где
он по плану должен был проверить раб
гу моторов: ‘

Историю Крашениникова, Куницына и их
товарищей по совместной работе на
те можно начать с любого д
дет одинаково богата’ соде
‚дня в день нарастает трудово}
довых людей, прицш
родину, стоя у 1
сосах, в холодной вод

на

боло-

заш

торфо-

де канав, по которым
стекает жидкий торф.
В. конторе. торфопредприятия:: легко ‹на-

зовут ‘сотни рабочих и работниц, система-
тически перевыполняющих (про-
изводительность труда в сила
114 проц. плана),  значите
найти тех, кто не справ
На каждые 100 челове
едва 3—4. у
Круглые сутки не прекращается
на топких землях Ляпинки.
гидромониторами торф чрез мон
ны, торфососы передаётся no
метровым трубам на п. суп
товляющие ценное топливо’ ‘дия
котлов. Простоев ‘и ‘передышек тут
дают, изо дня в день перев
план. В фонд Главного Коман
лектив предприятия обещал
сезона 15 тысяч тонн торфа; т
одйн май сверх плана 16 тысяч
Пока это первый в 1943 году
славских торфяников в де
будет много. Люди на Ляпинке знгмот, за
что борются. Е

задания
ма

кра-

ло ‘обор

Красную Армию. Карцева обучилась сле-
сарить и теперь с успехом выполняет обе
специальности. Никто не требовал от Кар-
цевой такой нагрузки, но она и не ожи-

Ю. МЕДВЕДОВСКИЙ,
соб. корр. «Известий»,

г. ЯРОСЛАВЛЬ.

История „малютки“

Жёлтые сияющие столбики вспыхнули и
погасли над чёрной бухтой, очертания ко-
Topo можно было угадать лишь по при“
поднятым в темноте берегам. Подводная
лодка вернулась из похода. По числу по-
топленных немецких кораблей были даны
два выстрела — такова традиция, которой
строго следуют моряки Северного флота.

— Фисанович? — снросил я товарища,
который заходил в штаб.

— Не может быть.   Он
третьего дня.

Из дома я позвонил на базу подплава
я узнал, что пришёл Фисанович.

По неписанному закону команда `подвод-
ной лодки, вернувшейся из похода, в те-
чение суток имеет право на полный от-
дых. На другой день я был в каюте Фи-
сановича. Навстречу мне поднялся моряк
среднего роста, худощавый, с тонкими чер-
тами лица. В наружности его характерны
были глаза — Умные, внимательные.

Перед ним лежала рукопись. День пол-
ного отдыха был отдан работе, которая,
как он сказал, была не менее трудна для
него, чем его боевые походы. Он писал
историю своей подводной ЛОДКИ, ПоТОПИВ-

ушёл только

театра, и, разумеется, на погоду. Известно,
что такое Баренцово море с его жестоки-
ми штормами, с леденящими туманами, со
снежными зарядами, представляющими со-
бою низкие облака, которые выпадают сне-
гом при сильнейших порывах ветра.

Незаметно мы перешли на его походы. Е
блеском, с энергией он рассказал об одном
из них, когда «малюткой» был потоплен
немецкий миноносец. :

— Разведка сообщила, в каком месте
должен пройти конвой. Восемь часов мы
ждали его в надводном положении, потом
я приказал погрузиться. Невозможно было
дольше держать экипаж в таком напряже-
нии. Мы подвсплыли через четыре часа, и
боцман Тихоненко первый заметил мино-
носец. За ним шёл транспорт, а за транс-
портом сторожевик. -

И на папиросной коробке Фисанович бы-
стро нарисовал расположение конвоя.

Конвой шёл на контркурсе, быстро сбли-
жаясь с «малюткой». Ещё несколько ми-
нут, и наступило то, что Фисанович на-
звал «борьбой с вдохновением».

— И ради бога, никакой романтики! —
сказал он. — Ни одной высокой мысли,

щей тринадцать неприятельских кораблей.
Я попросил его рассказать © последнем по-
ходе, и-он ответил, что рассказывать нече-
го: это был самый обыкновенный поход.

— В назначенный час, — сказал OH, ~~
мы отправились В намеченный квадрат Ба-
ренцова моря, заняли позицию, рано утром
заметили караван И подвсплыли для тор-

педной атаки. Был отдан приказ...
— Ая не верю, — сказал я, выслушав

этот сухой отчёт, — что для вас война
такое скучное, обыкновенное дело.
Он серьёзно взглянул на меня.

— Почему не верите?
— Потому что вы — Человек риска.

Это видно с первого”взгляда. Вы должны
воевать с азартом, со страстью-

Он засмеялся, и разговор начался сна-
 Вы обо сск
BICT и свободно он ра
И океанском театре, на О
приходится действовать его «малютке». Он
точно и беспристрастно оценил силы про-
тивника, обрисовал круг задач Северного
флота, рассказал о стратеги
ке, который наши моряки В

большей уверенностью и силой.

Из трудностей он указал на чрезвычай-
ное однообразие берегов, требующее от се
верного моряка тщательного изучения

азал мне о

yecko 4 TOC AHH
ведут всё С

или, точнее, только одна: «Сейчас мы его

хлопнем».

«Малютка» развернулась, чтобы пересечь
путь конвою, и на перпендикулярном кур-
се предприняла торпедную атаку. Это бы-
ло в темноте, в половине пятого утра. Но
облачность, к счастью, не доходила до го-
ризонта, и лунный свет, падавший со сто-
роны чистого сектора неба, освещал берег.
Торпеда была пущена на близком расстоя-
нии от миноносца.

Теперь главная задача была уйти, и как
можно скорее. Фисанович скомандовал
срочное погружение, и лодка успела уже
развернуться градусов на 30, когда OH YBH-
дел столб воды выше труб. миноносца.

Вопрос о том, потоплен ли вражеский
корабль, обсуждается на Военном совете,
и нередко победа на весах строгого воен-
ного расчёта оказывается только половиной
победы. Между понятиями «потоплен» и
«торпедирован» — огромная разница, кото-
рую можно точно определить линь непо-
средственными ‘свидетельскими показания-

глазах подводников миноно-
облаком пара, и через шесть
водой.

весь экипаж, кро-
награждён боевы-

сомнений. На
сец заволокло
минут он скрылся под

На лодке Фисановича
ме нескольких учеников,

ми орденами; многие имеют по два и но
три ордена. Мы заговорили о людях. Оцен-
ки Фисановича были скупы. Но это была
настоящая, не показная любовь к товари-
шам, с которыми он’ делил опасный труд
подводной войны.

Очень сердечно он отозвался о Каратае-
ве, которого считает одним из лучших ме-
хаников на Северном флоте.

— Вы знаете, в странную, смертельную
минуту увидеть улыбающееся лицо,
сказал о нём Фисанович,—это очень мно-
ro.

Интересно рассказал ои об акустике
Анатолии Шумнхине. Трудно разобраться в
шумах моря: шелестит волна, бьёт о
рег прибой, какие-то неясные однообраз-
ные звуки доносятся из глубины. Только
очень опытный слух может уловить в этой
симфонии шум винтов  неприятельского
судна, определить по этому шуму прибли-
зительный тоннаж судна, прикинуть курс,
установить скорость, В боевой биографии
Шумихина был необыкновенный случай.
Однажды он долго слышал шум винтов
немецкого корабля, и это было единствен-
ным признаком, по которому можно было
судить о его приближении. Погода была
плохая, видимость — ноль. Никаких дру-
гих данных не было. Но акустик утвер-

офицер, который

ми экипажа. Но в данном случае не было

ждал, что невидимый корабль приближает-
ся. Лодка маневрировала и легла на б0е-
вой курс по его указанию. Шум продол-
жался, а ешё через две минуты был отдан
приказ: «Аппараты, пли!» Большой герман-
ский транспорт был найден и потоплен по
слуху...

Городок, в котором произошлю наше зна-
комство, представляет собой оцну из баз
Северного флота. Мой хозяйн оказался
приятелем Фисановича, и через два-три дня
мы снова встретились, на этот раз в до-
машней обстановке. Фисанович вошёл, пря-
мой, неторопливый. нарядный, при всех сво-
их орденах. Он об’яснил этот «парад» —
только-что от комфлота. И в том, как он
вошёл и заговорил, в свободной и естест-
венной манере держаться мелькнула чер-
та, которой я прежде не заметил. Это
помнит, что он — офи-

цер, и умеет вести себя, как полагается

офицеру

На этот раз мы заговорили о литерату-
ре, кстати, снова по поводу истории его
лодки. История делилась на главы, перед
каждой главой стоял эпиграф. Уже самое
разнообразие этих` эпиграфов говорило о
том, что автор хорошо знаком и с .класси-
ческой русской поэзией, и с военно-исто-

в

рической литературой. Здесь были эпигра-
фы из писем Петра, из Пушкина. Вот один
из них, принадлежащий Петру: «Храброе
сердце и исправное оружие — лучшая за-
щита государства». Это и есть главная
мысль истории «малютки» — простая, но
глубокая.

Я уже знал, что этот выдающийся
командир — Герой Советского Союза, сра-
жающийся удачно, счастливо. Об одном из
рискованных дел, которые прославили
его на флоте, он рассказал мне в тот ве-
чер.

Это был его первый боевой ноход. On
шёл с Героем Совёиского Союза Колышки-
ным, который впервые «вывозил» молодого
командира. На Северном флоте нет чело-
века, который не отзывался бы об Иване
Александровиче Колышкине с искренней лю-
бовью. :

Поход в базу противника не был решён
заранее. Вероятно, на берегу трудно было
представить себе возможность подобного
похода. Но в море, обдумывая этот «смерт-
ный номер», оба командира независимо друг
от друга пришли к мысли, что поход Воз-
можен и, более того, вполне реален. Сут*
ки они шли недалёко от берегов в опасной
зоне, взвешивая все «за» и «против», осма-
триваясь, проверяя себя, экипаж, механиз-
uu. Нужно было не только обмануть до-
зор, показать перископ в неприятельской
гавани, ударить по кюраблям. Нужно было
уйти из_бухты и вернуться с победой.

Необычайная тишина наступила в лодке,
люди притихли, и только Колышкин нане-
вал свой любимый романс «Растут фиалки,
ароматные цветы» да время от времени
повторял горизонтальщику:

— Точнее держи глубину, боцман! Не в
гости к тёще идём.

Лодка вошла в бухту, подвсплыла, и в
окуляре перископа появился дозорный ка-
тер с кормовой пушкой и финским вымпе-
лом. Через какие-то доли секунды лодка
погрузилась и пошла прямо в кильватер
ему, как раз посередине сжатого отвесны-
ми скалами узкого коридора. Гавань. На
мгновение снова поднят и опущен пери-
скоп, — в окуляре мелькнули знакомые
со времён финской кампании белые стены
шюцкоровской казармы. Ещё секунда, са-
мая страшная. Неужели гавань пуста? Не-
ужели напрасен был риск, напрасны вюл-
нения? Но лодка идёт вперёд, и неприя-
тельский транспорт медленно, торжествен-
во встаёт на нитях окуляра. (‘Лодка уже

р АА [_—_- a

так близко, что борт транспорта не поме-
щается в поле зрения. Приказ. Атака.
Торпеда была пущена с короткого рас-
стояния и точно попала в цель. Уходя из
гавани, «малютка» снова встретила дозор-
ный катер,

курсу, не подозревая о том, что случи- лище и окончил его, когда ему
лось. А на другой день подводная лодка Цать второй год. Среди выпу
Фисановича потопила второй  транспорт.  Занял первое место. .В 1935` году

Итого — два из двух возможных.
Это был первый поход в базу противни-
ка, первый фашистский корабль, потоплен-

ный «малюткой», первая награда. Недавно

Фисанович потопил тринадцатый корабль.
Капитав второго ранга в свои двадцать
девять дет, он награждён званием Героя
Советского Союза.

Как же сложился этот сильный и пря-
мой характер?

Фисанович родился в 1914 году в Ки-
Семейные
его 14-летним

Он окончил
ФЗУ и стал слесарем-инструментальщиком.
Вскоре он вступил в комсомол. По ком-
сомольскому набору он был направлен в
училище

ровограде, в семье бухгалтера.
обстоятельства заставили
мальчиком пойти на работу.

Ленинград, в Военно-Морское
имени Фрунзе.

Я спросил, было ли у него с детства тя-
готение к морю?

— Нет, — ответил он, — никогда. Но
вы, без сомнения, помните жюль-вернов-
ского капитана Немо и главную, можно
сказать, философскую мысль, на основе
которой возник «Наутилус». «Подвижное в
подвижном», — эта мысль ещё в детстве
поразила меня.

Фисанович быстро привык к военной дис-
циплине. Он научился стирать’ и готовить.
Здоровье его с каждым годом становилось
всё крепче. Этому помогало то обстоятель-
ство, что курсантов ‘приучали к физиче-
ской работе. Нельзя сказать, ‘чтобы Фи-
санович с особенным удовольствием BCIIO-
минал, как он таскал мешки с солью на
учебном корабле «Комсомолец». Во всяком
случае он оценил это, как хорошую шко-
лу. Часы самостоятельной учёбы он отда-
вал чтению, главным образом, художествен-
ной литературы. К текушим занятиям он
успевал подготовиться на лекциях, — У
него всегда была превосходная память.

Я спросил, кто из педагогов оказал на
него наиболее сильное влияние. Он назвал
капитана 1-го ранга Белоброва, одного из
лучших специалистов по штурманскому де-
лу, старого моряка, любившего молодёжь.

— Впрочем, самое сильное впечатление—
добавил он, — произвели на меня слова

который шёл по встречному

командира паровой шхуны, ‘на котюрой
ходили в учебное плавание: «Нужн

бить море или оставить ужбу Ha ¢
Ты полюбишь море, -— и оно. тебя по
бит».

Четыре года Фисанович

мы

пробыл в учи-

уже штурманом. на подводной ло
повезло—он попал под нача
Ддира, который предоставил
мостоятельность, быть может, угадав, что
для людей, подобных Фисановичу, ‘сзмо-
стоятельность — лучшая ше же
отношения, основанные на полном
вскоре возникли между Фисановичем
экипажем подводной лодки. Он узнал
ную жизнь людей, сблизилея с’ ними.
свободное время он много читал им
прежнему он внимательно
ратурой.

В течение трёх лет он служил на Бал-

е

ерии,

HOB
и

nA -

B

— по-

следу

тийском флоте, сперва штурманом, диви-
зионным штурманом,. командиром г.
Потом он получило новое,

необы*
сокое назначение, е вспомнит!
было тогда всего 26 лет. Он
штурманом. Северного флота.

Он изучил океанский
миноносцах, на гидрограс
понял и полюбил Сев
бегал трудностей, но ш
и побеждал. Север при
потому, что на Севере  труд
человек. поступка и мысли
чем он думает заняться пос
ответил’ — наукой. Он хс
ураганом войны управляет на

„..Мы свова встретились в
от’езда.

Фисанович вышел проводить
день мела пурга; дорожки з
и там, где накануне была п]
тывающаяся вниз дорога, те
пройти, лишь подняв выше
бурок. Гавань под. ясной
роша — He наглядеться!
“Мы
через ‘полчаса я был уже на
нулись и’пошли всё быстреё
ные берега. Холодно. было н
всё не уходил. Под свеж;
и свободно думалось о
победы. f

день

моего

Весь

меня.

()

спец, ‘корреспондент

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ.