Академик

Еще в самое первое время гитлеровеко-
то вторжения военный обозреватель нью-
йоркекой газеты «Сен» писал: «Если нем-
цам не удастея одержать победы, то их
возвращение из Россинт будет таюово, что,
по сравнению © ним, отступление Наполе-
она покажется веселым пикником».

В половине декабря 1812 г. ни Напо-
леона, ни остатков ето армии в Россий
уже не было вовсе, да и очень больших
русеких морозов французы не испытали 3a

‚ все время похода, если не считать послед-
них двух недель с небольшим их пребыва-
ния на русской территории, — or Бере-
зины (26—27 ноября) до перехода по-
следних французских отрядов через Неман
(11—13 декабря). Не забудем, что река
Березина даже не уелела еще замерзнуть,
и Наполеону принглось наводить через-нее
понтонный мост, ла и Днепр у Смоленска
елва подернулея тонким льлом, что и вы-
звало страшную катастрофу
льда) при переходе через реку арьергарла
маптала Нея. Если именно между Берези-
ной и Неманом остатки великой армии по-
стигла окончательная гибель, то это про-
изошло не потому,
подряд, в самом конце ноября и в первые

лни декабря. стукнули морозы в 18—20
—25 градусов, а потому, что веледетвие

ужасающего истощения солдат, отеутет-
вия пищи, отсутствия отдыха, о полного
упадка духа наполеоновокое войско и фи-
зически и морально лишилось былой ево-
ей сопротивляемости перед лицом pyccKo-

то народа, восставието на защиту родины.

Теперь, в зиму 1941—42 г., обетоя-
тельства складываются
Острие нашествия сломлено в середине
декабря, а не к концу октября, как это
было в 1812 г. Отступление Наполеона
началось, ести не 19 октября, котда on
вышел из Москвы, то уж, во всяком слу-
чае, 26 октября, после битвы у Малояро-
славца. Гитлеровские генералы были вы-
нужлены отказаться от наступления око-
ло того же Малоярославца месяца на пол-
тора позже, и поэтому фатально осужлены
совершать свой отход в январские и фе-
вральские морозы. Да и какое сравнение
может быть между самым началом отетуп-
ления в 1812 и 1941 годах! Генерал
рильгельмовокюй Германии фон-Гофман В
одной из своих работ назвал наполеоноз-
ский план кампании 1812 гола «еимфо-
нией. созланной великим вирту0зом». Еели
симфония окончилась тажой какофонией,
7 это, по мнению Гофмана и всей ны-
нешней школы немецких стратегов. слу-
чилось только потому, что императору На-
полеону не узалось до зимы заключить
мир. «Тельно!» Но в этом  «тольно» и
заключается разгадка грозной проблемы!
Когла Гофман писал свои строки 0 «сим-
фонии» 1812 г.. рекомендуя «музыкан-
там» берлинского  питаба воспользоваться
уже совсем готовой партитурой великого
композитора, он не мог предвидеть, что
вариант 1941 г. будет настолько разнить-
ея от основного образца 1812 г. Начать
хотя бы © того, что Наполеон отошел от

——=-Набюяреславна. уже успев как-никак вге-

таки побывать в-Москве и даже пожить в

Кремле. A ето Эуромным  подражателям

пришлось отказатгйя от этой подробности

маршрута. запланированной в программе
их путешествия по русеким просторам, и
удовлетворить свою любознательность лишь
при помоши таинственного бинокля, по-
средством которого, очевидно, если пона-
тужиться, то можно даже за 75 километ-
ров вичеть. Но если Налюлеону не удалось
доститнуть заключения мира, лаже захва-
тив Москву, то совершенно очевидно, что
без Москвы и подавно мечтать © мифе
не приходится. Таково непзбежное лотиче-
ское умозавлючение, которое должно в03-
никнУТЬ в головах лаже наиболее оптими-
стических стратегов школы фон-Гофмана.

Итак, впереди у германской армии не
две-три недели холодов, а долгие, страш-
ные, леденящие кровь месяпы. Но не в
климатических условиях главное отличие.
Когда Вутузов пришел в декабре в Виль-
ну, окончив евой победоносный фланго-
вый мари, то, по ето подсчету, у него из
97.000, в которыми он начал преследо-
вать Наполеона. осталось всего 27.000.
Й во время преследования Кутузов не
стремился к битвам, он  «выпроваживал
гостя». А грозная, колоссальная армия,
которая уже начала постепенно прово-
жать «гостей» в 1941 г. и будет делать
это во все усиливающихся размерах в
1942 г., прежде всего усвоила cede ло-

(провалы

что несколько дней.

несколько иначе.

Е. ТАРЛЕ

1941/42 гг.

зунт: «Но возможности не выпускать про-
тивника из боя, не давать ему передьни-
ки, не отрываться от него ни днем, ни
ночью, не прогонять, а истреблять его».
И при этом Враеная Армия становитея ©
каждой неделей не меньше, а больше, так
как имеет за собой колоссальные, неис-
числимые людские резервы, имеет огром-
ные возможноети технического оснащения,
имеет союзников, которые  одущевлены
такими же чувствами, как и она сама.
А это обстоятельство — крайне  важ-
ное. «Моим лучшим другом  являет-
ся в настоящее время тот человек, кото-
рый убивает гитлеровцев». Ёто это гово-
pur? Красноармеец, глядящий на изуро-
дованные трупы своих товарищей, рус-
ских пленных, которых замучили гитле-
ровекие подлые бандиты? Нет, это сказал
Бальфур, парламентокий секретарь бри-
  танского министеретва авиации, и елова
его были покрыты громом аплодисментов
многотысячного лондонекого мятинта.

Кюотда, наконец, эти изверги бросятся

из России наутек окончательно, они
увидят, что, в сущноети, убегать им бу-
дет некуда. Между Бородинской битвой и
  Валерлоо пронью пючти три года. Нрезрен-
‘ному немецко-фалриотскому гаду, являю-
  щемуся поистине паяснической карика-
  турой на Наполеона, едва ли суждено
очень долго заражать своим смрадом Евро-
пу после уничтожения его орды на терри-
тории Советекого Союза. Йон и вся его
  шайка это знают.
  Велико различие между 1812 и 1941
  42 тг., Но есть и основное сходство:
тнев русского народа, испепеливигий вели-
кую армию Наполеона, пылает таким же
ярким пламенем и в наши дни. Этот гнев
не утихнет, пока фусская земля не погло-
THT тех, кто ее осквернил своим присут-
ствием и своими злодеяниями.

«Россия — эт страна, пула легко
войти, но откуда очень трудно выйти»,
— писали военные историки первой по-
ловины ХХ века. Это предостережение
было забыто гитлеровцами, и дорого они
заплатят за свою забывчивость!

ae nen s\ocsseurcenepareeersnye cc -Ue-sahesabensbaxnnee. arene ner ens seh seeep eens ewweecnenceeenene:

И. БОЛЫШАКОВ

КИНЕМАТОГРАФИЯ
В НОВОМ ГОДУ

Мнототысячная армия работников
ветской кинематографии

врагом человечества— фапгизмом.

Многие советские кинематографисты с
оружием в руках сражаются за свою ро-
длину, за свою культуру © фашистскими

варварами.

Перед художественной  кинематографи-
ей в новом году стоит большая и почет-
вдохновляю-
щие наш народ на боевые подвиги и са-
все-
ляющие в массы жгучую ненависть к фа-
тистским извергам и непреклонную во-
лю к полному уничтожению фашистских

ная залача: дать фильмы,

моотверженный труд, произведения,

варваров.
В суровой военной обстановке

МЫ.

По решению правительства,
действий, переведен в глубь страны,
нию новой кинематографической
Основные кадры
пряжением и энергией работают над тем

выпуск новых,

илЬМоВ.

2 г. наци киностудии должны вы-
не менее 30 полнометражных ху-
фильмов и не менее 15

ABIX
чносборников. -

твенные картины, выпускаемые
разнообразны и по жанрам и
Основное место займут произ-
борьбе нашего

героической

со-
вместе со всем
народом поднялась на бой со злейшим

совет-
ская кинематография продолжает созда-
звать нужные для нашего народа филь-

ряд сту-
лий, расположенных в районе военных
В
Алма-Ате, Ташкенте, Сталинабаде, Ашха-
баде идет напряженная работа по созда-
базы.
творческих и инженер-
но-технических работников с большим на-
:
“ul B самый кратчайнтий срок обеспе-
высокохудожествен-

народа с немецко-фапгистскими оккупан-
тами, о борьбе, которую ведут с фашиз-
MOM народы порабощенных стран Запад-
ной Европы, и о тероическом прошлом
народов СОСР.

Успешной работе над новыми картина-
ми будет содействовать слияние студий
Мосфильм, Ленфильм и  Алма-атин-
ской в одну 0б’единенную Центральную
киностудию в г. Алма-Ата. В этой сту-
дии ведутся с’емки ранее начатых кар-
тин: «Оборона Царицьна» (режиссеры
6p. Васильевы), «Машенька» (сценарий
Габриловича, режиссер Райзман), «Котов-
ский» (сценарий Каплера, режиссер Файн-
циммер), «Парень из нашего города» (по
пьесе Симонова, режиссеры Иванов и
Отолпер), «Иван Грозный» (сценарист и
режиссер Эйзенштейн). Ею же готовятся
к постановке: «Секретарь райкома» (ав-
тор Прут, режиссер Дзиган), «Убийца вы-
ходит на дорогу» (сценарий Гельфанда и
Мацкина, режиссер Рошаль) «Рейд
М№-ской дивизии» (сценарий А. Толетого,
режиссер Эрмлер), «Лицо фашизма» (по
новеллам Б. Брехта, режиссер `Пудовкин).
Большой  художественно-документальный
фильм «Страна родная» (режиссер Э. Шуб)
будет посвящен достижениям советской
власти за 25 лет. Фильм «Джамбул» (по
сценарию Таджибаева) расскажет о жиз-
ненном пути великого певца казахского
народа. - 5

В обединенной Центральной киносту-
дии работают такие крупнейпгие мастера,
как Эрмлер, Эйзенштейн, Козинцев, Трау-
берг, бр. Васильевы, Александров, Пу-
довкин, Пырьев, `Райзман, Рошаль и др.
В студии будут сниматься: Черкасов, Ва-
нин, Боголюбов, Жаров, Астангов. Ory-
дия обеспечена  высококвалифицирован-

——

Лейтенант
В. ЗАХАРЧЕНКО

войны
Ты спишь... И бронзовые кони
Застыли, вздыбленные на мосту.
О, сколько лет в безудержной погоне
Копыта их колотят пустоту!
О, город мой! Приморский, свежий

запах...

И вижу я, как будто наяву, —

Здесь Петр глядит из-под руки
на Запад,

Здесь Пушкин засмотрелся на Неву.
На площади у Финского вокзала
Стремится Ленин вдаль с броневика —
Здесь правду жизни миру указала
Его вперед простертая рука!
Врагу не взять мой город!

Не пробиться!

Ему навстречу смертью понесем

Всю силу исторических традиций

На бесконечных улицах времен!

Здесь этой силой дышит каждый

камень!

Здесь крепостью поднялся каждый дом!

Все сделанное нашими руками,

Все созданное вековым трудом

Обрушим на врага! У нас по праву

Безудержная ненависть черна.

Уже встает Московская застава!..

Поднялась Выборгская сторона!

Вперед! Не жить фашистским
супостатам!

Им этот светлый город не бомбить!

Серебряная тень аэростата

Смертельную натягивает нить.

А ночь войны светла и безголоса.

Встает гранитной глыбой Ленинград.

И в тучу, проплывающую косо,

Вонзаются, как сталь, прожектора.

Действующая армия.

Плакат работы худ. В. Иванова.
RRAAARAI RAARAAARAAAARAARAAARAAARAAAAAARAAAAARAAARAAAARARALRARAAAAAARAAAARRARRRAAAIAARAAAANN2RAARAARRAAR

ными операторами. Все это создает уве-
фенность, что она выполнит план в точ-.
но установленные сроки и даст произве-
дения, стоящие на высоком художествен-
ном уровне.

Шесть больших художественных картин
‘должны выйти в Ташкентекой киносту-
дии, недавно об‘единенной с Одесской
студией. Здесь уже закончен фильм
«Морской ястреб» (сценарий Шпанова, ре-
жиссер Браун) — о бесстрашных подвод-
никах, борющихся с фашистскими пира-
тами, и продолжаются семки фильма
«Сухэ-Батор» (сценарий Лапина и Хац-
ревина, режиссеры Хейфиц и Зархи) — 0
создателе Монгольской народной республи-
ки Сухэ-Баторе. Заканчивается работа над
фильмом «Пархоменко» (сценарий Ве.
Иванова, режиссер Луков) — о легендар-
ном народном герое, славном защитнике
советской Украины от немецких. захват»
чиков. Начаты семки фильма «Дорога к
звездам» (автор Крепс, режиссер Пенц-
лин) — о героической семье советских
патриотов, участников великой отечест-
венной войны, и фильм «Навои» (сцена-
рий Шкловокото и Султанова, режиссеры
Трауберг и Ярматов) — о великбм об-
щественном деятеле, поэте и просветите-
ле узбекского народа. Скоро  начнутея
3’емки фильма «Ходжа Насреддин» (по
тювести Соловьева, режиссер Протазанов)
— о популярном на Востоке Насреддине,
посвятившем всю свою мудрость борьбе
< угнетателями народа — ханами и бая-
ми. Новый фильм режиссера Брауна
«Подводная лодка» расскажет о героиче-
ском рейде советских подводников, веду-
щих борьбу с фапгистскими оккупантами.

В фильмах этой студии будут снимать-
ся: Абдулов, Свердлин, Раневекая и др.

0б’единенные студии Союздетфильм ин

Сталинабадская должны будут закончить

уже начатые картины «Бой под Соколом»
(сценарий Михалкова, режиссер - Разум-
ный) и «Клятва Тимура»
дара, режиссер Кулепюзв). Ими же будут
продолжены  ©емки фильма «Железный
антел» (сценаристы Богданов и -Канлер,

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

(сценарий Гай-

` Москва вступает в новый тод. Она
очень много прожила, многое пережила,
но она молода. Моеква не стареет, пото-
му что старость — это остановка разви-
тия, это отставажие от века. А Москва
идет вровень со временем, она. ведет век
за собой. Москва — еверстница тенналь”
ного ребенка Пушкина. подруга благород-
ного юноши Герцена — вечно юна, Она
была другом и собеседником зрелого Toa-
стого, она учила героических бойцов Hpac-
ной Пресни строить баррикады, она была
с Лениным, когла из Кремля он отстаи-
вал молодую Советскую республику, она
со Сталиным, когда из Кремля он
перестраивал Русы превращал ее в могу”
чее передовое Советское государство, и
теперь, когда он руководит великой борь-
бой народа против злейших врагов нашей

родины. .
Москва — вечно молода, потому что
она — товарищ, друг и наставник всего

молодого, смелого, растущего в нашем на-
роде...

Москва-матушка назвал ее Ha-
род! Ни одна столица не имеет такого
славного титула, потому что Москва боль-

ше, чем столица, она — сердце страны,
душа великого народа.
А теперь Москва — тероиня-мать! Be-

личественен ее суровый военный облик,
величественна простота ее фронтового на-
ряда!

Гитлер не понял в своем безумном осле-
плении, что сердце народа каменеет, ко-
тда к нему протягивается  скрюченная
свастикой рука убийцы. Сердце — не ка?
мень — эту старую русскую потоворку
отныне нужно изменить; сердце — не
камень оно гранит, железобетон,
сталь; сердце России, сердце Советского
Союза — Москва  несокрушимой  ска-
mou встала Ha пути гитлеровских
полчиш. Первой в мире Москва нанесла
Гитлеру поражение! Под Москвой начался
разгром Гитлера, здесь наступил перелом
в ходе войны, разожженной кровавым 6е-
зумцем и бушующей уже столько лет...
— Москва поставила предел движению
титлеровской военной машины. Гитлер
пошел в московский поход, горделиво Ay
мая, что идет за победой, за властью
неограниченного повелителя всего мира.
Он жестоко ошибся. Он пошел за смертью.
Ето стратегия — поставщика тниющего
мяса для могильных червей обанкроти-
лась под Москвой: здесь похоронил он
свои полки и дивизии, здесь похоронили
мы его планы!

Немцы пытались окружить Москву. Но
«Москва — бъет с носка» — эта старинная

1 мудрость подтвердилась: Москва лицом к

лицу встретила врага, нацелилась и на-
несла сокрупгительный удар!

И мир увидел и понял, что Москва
это не только географический пункт,
только политический центр, Москва
это нечто неизмеримо большее, это
пелый мир, это — весь народ, это — од-
но огромное сердце, одновременно бью“
щееся в 190 миллионах грудей.

Гитлер думал, что Москва — это еще
одна столица в триумфальном венке 32-
нятых им главных городов разных госу-
дарств. Он жестоко просчитался. Москву
нельзя покорить, потому что нельзя по-
корить советский народ, потому что нель-
зя сломить советского богатыря и невоз-
можно одолеть его героиню-мать!

На одной из колонн в Успенском собо-
ре франпузы-грабители мелом сделали
подсчет награбленных ими драгоценных

не

вещей... А русский народ неприятельской

кровью на снегу записал беспредельный
счет истребленных врагов. Бесконечными
мотильными крестами, горами несхоронен-
ных трупов занисан на подмосковных
заснеженных землях подечет той крова-
вой цены, которую уплатил Гитлер за
свой московекий поход...

Мы любим Москву так же естественно,
как дышим; не любить Москву невозмож-
но. Мы отстояли Москву, потому что

это — Москва, и не отстоять ее невоз-
можно. Это было трудно, но простое и
естественное — всегда наиболее трудное!

Весь советский народ отстоял Москву,
разбил гитлеровские орды, нанес пораже-
ние «ненобедимой» терманской армии...
Весь народ защищал Москву — это зна-
ли непосредственные ее защитники. Они
знали, что за их спиной Москва, а 3a
Москвой — вся страна... Отступать было
нельзя — этого не позволила страна. От-
давать Москву нельзя было — этого не
разрешил народ.

Великий русский ученый Павлов, рус-
ский человек до кончиков пальцев и с0-
ветский человек до мозга костей, замеча-
тельными словами закончил один науч-
ный доклад: ‹..в Москве, этом органе
русского достоинства по преимуществу,
тлавным образом и вызвано и одушевле-
но настоящее мое слово...»

режиссеры Юренев и Блиох), показываю-
щего боевую жизнь летного соединения в
дни великой войны с фашизмом, и кар-
тины о великом русском поэте Лермон-
тове (сценарий — Паустовского, режиссер
Тендельштейн). Значительный интерес
представляет фильм «Норвежцы» (сцена-
рий Федина, режиссер Кулешов) — о
норвежских патриотах-рыбаках,  самоот-
верженно помогающих английским летчи-
кам и советским морякам уничтожать не-
мецкий транспорт. В фильме режиссера
С. Юткевича «Кова-освободитель» (сцена-
фий Лахути и Помещикова) будут вос-
произведены мотивы народного таджик-
кого сказания о доблестном кузнеце Ко-
ве и его сыновьях, освободивших свой
народ от ига чужеземного завоевателя.
Режиссеры Гарин и Локшина закончат
фильм «Том Кенти» по повести Марка
Твена.

Киевская киностудия, „находящаяся в
Ашхабаде, сейчас работ над фильма-
ми «Как закалялась сталь» (по Н. Ост-
фовскому, режиссер Донской) и «Годы
молодые» (режиссер Савченко). В ближай-
шее время здесь начнется работа над
картинами: «Партизаны в степях Украи-
ны» (автор Корнейчук, режиссер Савчен-
ко), «Украина» (автор и постановщик Дов-
женко), «Адам Мицкевич» (сценарий
 Спенгнева).

В Тбилисской студии режиссер М. Чиау-
фели должен в начале 1942 г. закончить
большой исторический фильм о великом
полководне и тосударетвенном деятеле
Теоргии Саакадзе по сценарию А. Анто-
‘новской и Б. Черного. Режиссер В, Петров
будет вести работу над фильмом «Неуло-
Вимый Ян» — о мужественной борьбе че-
хословацких патриотов с немецко-фантист-
скими захватчиками.

В Ереванской киностудии режиссер Бек-
  Назаров тотовит постановку фильма, по-
священного популярному народному ге
рою Армении — Давиду Беку.

Бакинская киностудия намечает поста-
новку фильма. по широко известной на

верил москвичам OTCTO

М. ГУС

Москва — орган русского достоинства...

! Народ до-
Как просто и верно оказано: s
i ять свою народную

честь, — москвичи сражались, как рыца-
ри, за славу и честь Москвы, страны,
народа... Древние витязи Илья Муромец,
Вольга Святославич, Микула Селянинович
не срамили родной Руси, не выдавали Z
врагу Ha поругание. Разве могли бы
москвичи, влюбленные в Москву, 01030-

рить ее честь!..
Неповторимое очарование Москвы, чары

ее духовного и физического обаяния —
вот что сделало богатырями и тероями
каждого защищавшего Москву...

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось...

Покоряет темперамент Москвы, @е
страстность — во всем, в радости и в го-
ре, в гневе и в ласке, в победе и в не-
удаче...

Когда Москва веселится, никакие запад-
ные карнавалы не сравнятся © широтой,
с безудержью московского веселья.

Когда Москва в трауре, как в январ-
ские дни 1924 года, как в декабрьекие
дни 1934 года, она предстает пред нами
в суровом молчании горя, с сжатыми Ty-
бами, с упрямой складкой на ny,
это решимость превозмочь неодолимое го-
ре, продолжать жить, творить, быть Моск-
вой.
`Когла Москва в гневе, она кипит хо-
лодной яростью: она не приходит в ис-
ступление, она не мечется, она застывает
в пламенной своей суровости и в этом
пламени сжигает врага...

Москва любит своих детей, она ласкова
х ним, но ее ласковость не только нежна,
но и требовательна, а нередко и жестка.
Ибо Москва хочет только тордиться CBO-
ими детьми-москвичами, & право Ha TO,
чтобы она ими гордилась, нужно добы-
вать бесстрашным исполнением своего
долга, подвигами мужества и верности...

Вот что такое темперамент Москвы,
прожившей без малого восемь столетий,
умудренной опытом, зрелой, но вечно
юной!.. р

Теперь Москва темна, безмолвна, она
оделась в скромный фронтовой наряд...
Но Москва красива, как всегда.

Темная, она светится: на всю страну,
на весь мир. Безмолвная по ночам, он&
товорит со всем народом, со всем чело-
вечеством.

Она говорит, что земля ее не оскверне-
на врагом, что воздух ее остался чистым
и честным русским, советским воздухом,
что небо ее не досталось фалшистским пи-
ратам, что в нем парят гордые советские
соколы, которые уже уничтожили сотни
немецких коршунов...

#*
*

Весь. мир неотрывно вглядывается в
снежную даль, в которой светится Москва
маяком надежды на избавление от CBE-
репой коричневой нечисти. Весь мир при“
слушивается к дыханию и биению пуль“
са. к каждому слову Москвы: она отби-
валась героически от бронированных пол-
aul вандалов ХХ века, она разбила их,
она погребла их замыслы и планы.

И мир преклоняется перед Москвой,
мир приветствует ее, мир шлет ей свои
наилучигие новогодние пожелания...

СТЕПАН ЩИПАЧЕВ
’ Боец Садоха }

Закрыв тяжелые ворота,
‘esa расставив во’ дворе,
Под Новгородом немцев рота,
Разувшись, спит в монастыре.

Но стекла вышибло гранатой,
Старинный монастырь оглох.
За белой каменной оградой

Сбивает с ног переполох.

Огонь. Рвут в темноту гранаты...
Панкратов с ротой шел не зря:

Востоке музыкальной комедии «Аршин
Мал-алан».

Работа студий в условиях военного вре-
мени требует от каждого кинематографи-
ста не только большого творческого тру-
да, но и строжайшей организованности и
дисциплинированности. Нужно делать
фильмы быстро и экономно,

Многие кинематографисты показали на
деле, что они могут работать но-военно-
му. Постановщик фильма «Дело Артамо-
новых» (режиссер Г. Рошаль) сумел снять
фильм на 45 дней ранее срока и сэко-
номить при этом 600 тыс. рублей. Образ-
цы четкой работы имеются и в других
студиях. Надо широко распространить
эпыт лучших, каждодневно добиваться
высоких показателей при постановке каж-
дой ленты.

Исключительное значение в условиях
войны приобрела кинохроника, в журна-
лах которой запечатлеваются тероические
эпизоды великой отечественной войны,
славные подвиги наших бойцов, комисса-
Тов и политработников, разоблачаются
зверские преступления фашистских из-
вергов.

Болышое количество кинооператоров на-

ходится сейчас на фронтах. Кармен, Ри-
марев, Микоша, Вихирев, Гусев, Небылиц-
кий, Комаров, Трояновский, Бунимович,
Касаткин и другие показали умение ра-
ботать в самой трудной обстановке фрон-
та и добиваться хороших результатов.
Весьма высокую оценку зрителей и
‘прессы получили хроникальные фильмы
«Парад наших войск на Красной пло-
щади в Москве 7 ноября 1941 г.> и <«Тор-
жественное заседание Московского Совета

Депутатов трудящихся, посвященное
празднованию 24-Й годовщины Великой
Октябрьской социалистической  револю-

ции». Эти картины. идущие на экранах
СССР, встречены зрителями с огромным
энтузиазмом; они вызывают у бойцов,
командиров, политработников и у всего
народа желание еще яростнее бороться
под водительством великого Сталина ¢
фапгистско-немецкими мерзавцами.

Москва HOBOFO WA A Roo.

Москва бескрайна, как ната страна,
Москва всеоб’емлюща и бессмертна, как
наш народ, Москва могуча, как наш брат-
ский союз десятков дружных, равноправ-
ных народов...

Этим она дорога каждому  мосжвичу, д
каждому советскому человеку.

Народ отстоял Москву, народ очистит eg
всю страну’ от овурепых захватчиков, Har
род вернется к мирной жизни и продол-
жит великую перестройку Родины.

Над Москвой высится стальной костяк
Дворца Советов. Война прервала ero ©0-
оружение. Но он будет выстроен, как па»
мятник нашей победы над Германией, над
фапгизмом, над врагом нашей культуры,
всего, что нам дорого!

В просветы этого гигантокого стального
остова мы видим московские просторы,
мы видим московское небо.

Дворец Советов, хорошо нам известный
по макету, силой своего воображения мы
видим уже вознесшимся над Москвой, 6
фигурой великого Ленина на высоте по-
лукилометра, — мы видим руку Ленина,
указывающую нам путь вперед и только
вперед!..

_.Незабываема лунная снежная москов-

ская ночь зимой 1941 года... Такой мы
ве не видели никогда: нет искусственно- и
то электрического освещения, и только

одна луна придает этот голубоватый от
лив белоснежному убранству ‘деревьев, за-
боров, крыш, сугробов...

Москва работает, Москва творит, Моск-

ва кует победу...

Зорко зглядываются в немногих прохо-
жих милиционеры со столь необычными ;
для их прежнего мирного вида винтовка” ;
ми за плечами. Сверкнет фарами и ТУТ И

ie
;
f

же их погасит быстро mpoHocamasca Mar
шина. Гулко бьют часы на Спасской бамт-
не, и удары их далеко разносятся над
притихшей Москвой. -

Так необычна и так очаровательна эта; {  -
новая и все та же прежняя, родная и

ша Москва/..

Она вступает в 1942 год. Это 795-й го
ее славной жизни, это 25-й год советской
снова тод напряженной,!

ее

власти, это —
трудной, героической борьбы, это год
победы! : a

Москва шлет новотодний привет всей
стране, всему народу, всему миру, всем
человечеству. Москва говорит:

— Выше знамя освободительной борь
бы! Еще больше упорства, мужества,
моотвержения, героизма! He щадить
усилий, ни крови нашей, ни жизни
добиться полнюй победы над гитлеро
ской Германией, истребить всех до одног
дерзких захватчиков, освободить мир
коричневой нечисти!

Москве отвечает страна, отвечает со
ский народ:

— Вдохновленные славной борьбой)
Москвы за свою, за налну честь, вдохнов-
ленные славной победой, которую Москв
одержала под водительством` Сталина, м
клянемся: победить!

Моекве отвечает все свободолюбивое г
зезвечесдво: — Е к

— Твой подвиг, Москва, бессмертеь\%,
покрыла себя неувядаемой славой, Ты по-
хазала пример, — и каждый, в ком бьет-
ся человеческое сердце, в ком живет че-
ловеческое достоинство, исполнит свой
долг так, как исполняют его москвичи.
Твой пример, Москва, вдохновит и вобду-
шевит весь мир на бесстралиную борьбу
до полного разгрома гитлериз\м®

+ в
2232 3 5 BS Se es

= =

I

wh
#
ya
я

es eS

Бегут немецкие солдаты

Из женского монастыря. м

о
А выход из ограды узкий, и
И, чтобы немцу не уйти, 1

Стоит, как витязь древнерусский.

Боец Садоха на пути.

И штык его до основанья,
До самого ствола — в крови...

Когда нет подвигу названья,

Ты подвиг песней назови.

Ne

Большим успехом у зрителей пользую
ся недавно вышедигие номера нового хро-
никального журнала «На защиту родной
Москвы», запечатлевшего суровые дните-
роической защиты столицы от немецких
захватчиков.

„АТеперь, когда наша доблестная Красная
Ариия наносит удар за ударом по отету- }
пающим войскам захватчиков, операторы ,
кинохроники. должны работать с еще
большей энергией, чтобы подробно 3a
фиксировать и несокрушимую, всепобеж 4
дарщую мощь нашей доблестной Kpac
ной Армии и факты фашистских зверств, }

Студия технических фильмов,  переве-
денная в глубь страны, будет продолжать
выпуск, главным образом, военно-оборон-
ных картин, номогающих популяризовать
в массах военные знания. Такие фильмы,
выпущенные в 1941 г. как «Винтовка об-
разца 1891—1930 гг.», «Самозарядная вин
товка образца 1940 тг.», ‹Умей владеть г
ручным пулеметом», «Станковый пуле-,
мег «Максим», «Пушка против танка», ,
«Рукопашный бой», «Умей оказать пер
вую помощь» и другие, были широ
‘использованы и на фронте и на нп
Зсевобуча.

Наша киномеханическая промышлен:
ность должна обеспечить киностудий за
пасными частями и наладить производ-
<тво проекционной аппаратуры, а пленоч-
ная — дать столько пленки кинематогра-
фии, сколько потребуется.

Немецко-фантистские мерзавцы во вре-
менно оккупированных ими районах pas-
рушали театры, уничтожали фильмы. Op-
таны кинофикации и кинопроката долж-
ны уделить исключительное внимание
быстрейшему восстановлению киносети в
этих районах.

Советские кинематографисты, активно }
включившиеся в борьбу с фашистскими
мракобесами. должны дать наролу филь-
мы, достойные его мужества, его героиз-

Ma, его славных подвигов, ежедневно {
проявляемых в священной борьбе с фа-
шизмом. {