СТИ
дол

CTay
  Oe
па

и, в

Te
RR,
Ко

ROB
МХ

HHO-

THRO
or

‚ за-

OCK-

May)
ати:
над.

ХА:
т-
ъет-
че
Вой
чи,

ый @

71 января 1942 г. № Т

=

Парикмахер
Леонард,

Это был волшебный мастер бритья и
перманента, юный одесский Фигаро. Впер-
вые я увидел его ча одной из морских
береговых батарей, куда он приезжал на
трамвае (так в Одессе ездили на фронт)
три раза в неделю по наряду горсовета —
живой поларок краснофлотцам, веселый
праздник гигиены.

В кустах возле орудия номер два по-
ставили зеркало и столик, батарейцы
сгрудились вокруг, нетерпелнво дожида-
ясь очереди и заранее глаля щеки. По-
щелкивая ножницами, как  кастаньетами,
OH пел, мурлыкал, острил, гибкие его
пальцы играли блестящими  инструмен-
тами, и порой, когда обе руки были за-
няты пульверизатором, он швырял гре-
бенку на верхнюю губу и зажимал ее
носом. Бритва так и летала в его ловких
пальцах, угрожая носу или уху быстрыми
взмахами. и очерелной клнент с опаской
водил глазами по зеркалу, следя ее свер-
кающий полет. Но остроты и песени никак
не мешали работе, и бритва скользила по
шекам. обходя все возвышенности, и Ле-
онард сдергивал салфетку е видом фокус-
ника:

— Гарантия на лве недели, брюнетам
на полторы. кто следующий?

Сев на стул, я невольно залюбовалея в
зеркале его пальцами. Тонкие и гибкие,
OHH нежно прощупывали пряди волос,
безошибочно стбирая то, что нужно снять.
Кажлый палеп его, бледный и изящный,
жил, казалось, своей осмысленной, умной
жизнью, полхватывая кольцо ножниц, за-
жимая гребенку или выбивая трель на
машинке, — в вечном неустанном движе-
нии, в веселой шаловливости, в ностоян-
ном следовании за песенкой, сопровождав-
шей работу.

2¢ He удержавшись, я сказал:
“av

*.— С такими пальцами и слухом
Зы на скринке играть.
Он посмотрел на меня в зеркало и хит-
У подмигнул.
} = Хорошая прическа — тоже неболь-
  ша соната, скажете нет?
} № разговорились. Большие черные его
тлаз стали мечтательными. Он рассказы-
вал › своем профессоре, который назы-
вает его «моложавым дарованием», о
‹ скрихе, о том, что, когла кончится вой-
а, © все-таки кончит техникум и бросит
пермент, из-за которого его зовут Лео-
нарлсотя он просто Лев. Он говорил о
музыЕ о любимых своих вещах, напевая
отрыв: мелодий, пальцы его, как бы
‚ вслуПваясь, перестали балаганить. Выра-
‚зительте и беглые, они теперь ложились
на гренку цепко и властно, как на
3триф Сипки.

Привя в порядок всех желающих, он
достал ринку, которую неизменно при-
возил Собой на батарею, и краснофлот-
цы ВвНообступили его. Видимо, эти кон-
церты ме бритья стали здесь, на бата-

‚брее, тРацией. Южное осеннее солнце
пОЕЯЛо Наутих молодых щеках, выбритых
па. бл просторное море синей мечтой
манило к себе’ сквозь зелень кустов, и
огромное тело орудия номер два, вытянув
длинный хобот, молчаливо вслушивалось
з певучие украинские песни, в жемчуж-
ную россыпь Сарасате, в медленный ход
анданте из концерта Мендельсона. Лео-
нард играл, смотря перед собой через ору.
дие и кусты на море, вторя невидимому
оркестру и изрелка напоминая о нем
звучным и верным голосом, и казалось,
что он видит себя на большой эстраде,
среди волнующегося леса смычков и во-
инственной меди труб.

Очередной румынский снаряд, рванув-
тийся за кустами. оборвал концерт. Лео-
нард опустил скринку.

— В партитуре этого нет. Опять пья-
ный литаврист уронил палку, скажете
нет?

Вторично я встретил Леонарда в гоепи-
тале. Он лежал, закрытый ло подбородка
одеялом, и черные, влажные его глаза бы-
ли грустны. Я узнал его и поздоровался.
Он кивнул мне и попытался пошутить.
Шутка не вышла. В коридоре я спросил
врача, что с ним. й

Была тревога. „Все из парикмахерской
кинулись в убежище. Оно было под
пятью этажами большото дома. Бомба
упала на крышу, и дом, сложенный из
одесского хрупкого известняка, рухнул.
Убежище было завалено. 2

вам

ЛЕОНИД СОБОЛЕВ

В нем была темнота и душный, наби-
тый пылью воздух. Никого не убило, но
люди кинулись искать выхода. Закричали
женшины, заплакали дети. И тогда раз-
дался звучный голос Леонарда:

— Тихо, ша! В чем дело? Ну, малень-
кая тревога ‹у-бе»х — «уже бомбили!»...
Больше же ничего не будет... Тихо, я то-
ворю! Я у отдушины, не мешайте мне
держать связь с внешним миром!

В убежище притихли и успокоились.
Леонард заговорил в отдушину, и все
слышали, как он подозвал кого-то — ви-
димо, из тех, кто кинулся к развалинам,
назвал адрес дома («бывший адрес», ека-
зал он), вызвал помощь й пожарных.
Один у своей отдушины. не уступая ни-
кому этого командного места, он сепраши-
вал в нее, как идут раскопки и передавал
это в темноту. Людн лежали спокойно и
ждали. Хотелось пнть — он сказал, что
уже`ведут к отдушине шланг. Стало дуне
HO — OH обещал воздух, ибо со своего
места уже слышал удары мотыг и лопат.
Он передавал в темноту время, узнавая
его через отдушину, и всем казалось, что
часы текут страшно медленно.

Пе его информации пронгло около птестн
часов. На самом деле раскопки заняли
бсльше суток, и помощь пришла совсем
не со стороны отдушины, по которой он
товорнл. Отдунтины не было, как не было
лолгне часы ни пожарных, ни мотыг, ни
лопат, которые раскидывали камни где-то
высоко над грудой развалин. Все это вы-
думал веселый парикмахер Леонард; что-
бы остановить панику, успокоить тибву-
тих людей и вселить в них надежду.

Когда добрались до него, он лежал в
тлухом углу, и руки его были прижаты
тяжелым камнем. Пальцы ето были раз-
можжены, и руки пришлось отнять до
запястья.

Первую неделю после операции он про-
сил выключать радио, когда начиналаеь
музыка. Потом он слушал ее спокойно,
закрыв глаза, — веселый одесский Фига-
ро. простивигийся со своей мечтой, чело-

век, который в страшной своей скорби
и боли сумел целые сутки думать о
других.
Соловей

На фронте под Одессой работал отряд
разведчиков моряков. По ночам они про-
бирались в тыл румынам, проползая на
животе между минными полями, переходя
по грудь в воде осеннего лимана, забира-
ясь на шлюпке далеко за линию фронта.
Они снимали часовых ударом штыка или
кинжала, забрасывали гранатами хаты со
штабами, сидели под обстрелом своих же
батарей, корректируя огонь, — неулови-
мые, смелые ин быстрые «черные дьяволы»,
«черные комиссары», как с ужасом звали
моряков румыны. E

Среди них был гигант-комендор с крей-
сера «Червона Украина», которому ни
на одном складе не смогли подобрать вы-
соких сапог. Сапоги енециального пошива
ему прислал секретарь Одесского обкома
партии, вложив в них, как в футляр,
другне — крохотные. OTH предназнача-
лись для другого разведчика, размер ног

- которого. тоже не был нредусмотрен флот--

ской ростовкой обуви: то была девятнад-

cee cnadacuscencnncennaccdunnsceccsnerceeseeerececuacutsensuseueerrscessaussssssseccesees:

Худ. 0. Яновская закончила картину «Девушки-пожарницы».

экспонирована на выставке «Великая

0. Яновская у своей картины.
!

М. ХРАПЧЕНКО

Советское

ap в ДНИ

jen-
B38 .

од“ ^.

jot

pay уфронтовые концертные бригады

’ ТАСС».

Дружба работников советского искусст-
в» с бойцами и командирами Красной
Армии родилась в период мирного строи-
тельства. В течение целого ряда лет ра-
ботники искусств осушествляли культур-
ное шефство над Красной Армией. Луч-
шие артисты и музыканты систематиче-
ски выступали в частях Красной Армии;
они несли бойцам и командирам плоды
своего труда, радость и очарование искус-
ства.

В грозные дни великой отечественной
войны эта дружба стала еще более креп-
кой. С патриотическим пафосом и огром-
ной творческой страстью работники ис-
кусств все свои силы отдают общему делу
борьбы с фашистскими разбойниками.

Уже 23 июня артисты и музыканты вы-
ступали на призывных пунктах, вокза-
лах, воодушевляя бойцов на боевые под-
виги. В первые же дни войны композито-
рами был создан ряд новых песен, по-
явилнеь красочные плакаты, «Окна

В большом количестве были созданы —
в составе крупных исполнительеких сил —
fis 68:
мых различных участках фронта высту-
пают перед бойцами советские артисты.
Они работают и на Северном Флоте и под
Москвой. на Южном фронте и перед бой-
цами, защищающими город Ленина. Всю-
ду в частях Красной Армии советские ар-

тисты — патриоты наней родины — же-
ланные гости. Боевая песня, задорная
шутка, рассказ — Bee это находит ши-

рокий отклик у бойцов.

«Спасибо вам, дорогие тости и TO-
зарищи, от красноармейцев-зенитчиков, ——
пишег комиссар одного из подразделе
ний. Спасибо за ваш прекрасный кон-
перт. После такого концерта и работать
лучше. Спасибо за то веселье, которое ВЫ
зам принесли и оставили среди нас. Мы

искусство
ВОЙНЫ

долго‘ будем помнить вас и петь ваши
песни. Не забывайте и нас. Приезжайте к
нам. Мы же вам даем слово, что свои
«роли» выполним с честью, так, чтобы
после войны нам аплодировали вы и
вся Москва».

Или вот другой отзыв о работе одной
из бригад: 2
«Актеры проводили работу в усло-

внях фронтовой обстановки и отдали все
для того, чтобы дать больше пользы пол-
ку. Они мужественно и смело проводили
свою работу, почти все время работали в
условиях налетов вражеской авиации. И
под разрывами бомб и снарядов вели се-
бя, как подобает советским воинам. Сво-
ими песнями, музыкой, художественным
словом они поднимали бойцов, воодушев-
ляли их на боевую работу — на борьбу
с фашистскими стервятниками».

Таких отзывов огромное количество. Они.
подчеркивают большую пользу, которую
приносят фронтовые концертные бригады,
значительные результаты их деятель-
ности. Отличная работа отдельных кон-
цертных бригад находила высокую оцен-
ку в специальных приказах но армиям,
в приказах политуправлений фронта.

Самоотверженно, в большой  преданно-
стью делу работают во фроитовых брига-
дах мнотие артисты эстрады, артисты мо-
сковских, ленинградских и других теат-
ров. Среди этих работников необходимо
особо отметить JI. Русланову, Орлене-
ву, Кара-Дмитриева, Лисициана, Спришев-
скую, Эфроса, Ярославцева, Тодес, Домо-
тацкую, Королева, Дамаеву, Холфина, Да-
рова, Мирского, Дыховичного, А. Иванову.

Наряду с концертными бригадами в
частях действующей армии работает це-
лый ряд театральных коллективов. ‘0со-

баино значительной является работа, Те-
атра Юго-Западного фронта, Смоленского
  драматического театра, сумевших в по-

обовь н товарищам

цатилетняя Аня, беженка из приодесско-
го колхоза Беляевки, провожавшая  те-
нерь разведчиков по родным местам к
любой хате.

Среди них был и машинист с минонос-
па «Беспощадный», практиковавший с
успехом свой собетвенный способ получе-
ния живьем румынского нулеметчика. вме-
сте с его оружием: для этого требовалось
брать с собой в тыл обыкновенный ра-
кетный пистолет (которым подают сигнал
о взлете самолета) и стрелять ракетой в
морду румыну. Тогда, ослепленный, тот
строчил во тьму, куда попало, а сзади на
него наваливалея гигант-комендор, забо-
тясь только 0б одном — чтобы румын не
потерял от его медвежьих об’ятий дара
речи и не перестал’ быть «языком», столь
необходимым командованию.

И злесь был красивый и статный элек-
трик с миноносца «Фрунзе», с гордымя
усиками, которого за эти усики и за лю-
бовь к кавалерийским штанам прозвали
«гусаром». Галифе, армейские тимнастерки
и пилотки были вызваны необходимостью:
не очень-то ловко ползать по болотам в
широких морских штанах и Ффлотских бэ-
тинках. Разведчики вынужденно изменили
морской форме, но «морская душа»
полосатая тельнаяшка свято сохраня-
лась на теле и синела сквозь ворот не-
оспорнмым доказательством о принадлеж-
ности к флоту, а на пилотке под звездоч-
кой гордо поблескивал якорек.

БВ первые же дни начинающейся
ской дружбы и узнавания друг
«гусар» обнаружил
ноети. о

В жаркий пыльный день шестеро раз-
ведчиков игли через Одессу из бани. Пить
хотелось нестерпимо. Но пить в тороде
хотелось всем, и у ларьков скопились
очереди. Моряки CoO вздохом прошли три
ларька, поглядывая на часы: стать в оче-
редь у них нехватало времени. Внезапно
им повезло: с неба раздалея характерный

кужжащий вой мины. Это было на краю
торода, куда мины порой залетали, и звук
их — противный ноющий, длинный —
был хороню знаком одесситам. Очередь
распалась, люди попрыгали под защиту

аменных стен домов. Но мина не взор-
алась. Она проныла евою скверную песню
и бесследно пропала

Зато у освободившегося окошка ларька,
откуда привычный ко веему продавец так
и не ушел, уже стоял «тусар» и с на-
слаждением тянул содовую воду, пригла-
ая остальных моряков.

Оказалось, что «гусар» был одарен не-
обыкновенной способностью к звукоподра-
жанию. Из его розовых полных губ вы-
летали самые неожиланные звуки: эвист
снаряда, клохтанье курицы, визг пилы,
вой мины, щелканье соловья,  шиненье
транаты, лай щенка, отдаленный гул ca-

мор-

друга
неожиданные споеоб-

молета. И способности эти, едва они
только обнаружились, были немедленно
обращены на пользу делу.

«Гусара» об’явили «флагманским сиг-

нальщиком», разработали целый код и
пснесли его на утверждение командиру-
Клохтанье курицы означало, что у хаты
замечен часовой, кряк утки — что часо-
вых двое. Нулеметчик, замаскированный в’
кустах, вызывал жалобный посвист ивол-

Картина была

На снимке:
Фото Е. Явно.

отечественная война».

;
холной обстановке показать бойцам ин-
тересные и яркие снектакли.

За время войны на сцене налних теат-
ров появились новые пьесы, отображаю-
щие великие события отечественной вой-
ны, героическое прошлое нашем народа.

Из новых драматургических произведений”

необходимо указать на пьесы: Корней-
чука «Партизаны в степях Украины»,
Афиногенова «Накануне», Первенцева,
«Крылатое племя», Бр. Тур и Шейнина
«Дым отечества»,  Мдивани «Батальон
идет на Запад», Ставекого «Война».

Из произведений на историческую тема-
тику, тематику гражданской войны, сле-
дует отметить такие, Kak «Контрудар»
Погодина, «Надежда Дурова» Лиискеро-
ва и Кочеткова, «Олеко Дундич» Ржешев-
ского.

Некоторые из этих новых пьес уже по-
лучили широкое распространение и идут
на сценах многих театров, в частности, с
успехом, идет пьеса Корнейчука «Парти-
заны в степях Украины».

Крупнейшие театральные коллективы
Москвы и Ленинграда эвакуированы в
другие центры нашей страны. Здесь они
с успехом налаживают свою работу. Ог-
ромной популярностью пользуются спек-
лакли МХАТ — в Саратове, Большого
театра — в Куйбышеве, Малого — в Че-
лябинске, Театра им. Вахтантова — в Ом-
ске и др. Прекраено работают Ленинград-
ский театр имени Кирова — в г. Молото-
ве, Театр Драмы им. Пушкина — в Но-
восибирске, Малый Оперный театр — в
г Чкалове. Эти театры восстановили весь
основной свой репертуар, который идет в
исполнении лучших сил театров.

Ряд театров успешно продолжает свою
твсрческую деятельность в Москве и Ле-
нинграде: Музыкальный театр им. Стани-
славского и Немировича-Данченко, Фили-
ал Большого театра и другие.

Планомерно работают и крупнейшие
творческие коллективы оккупированных
областей Украины, Белоруссии, эвакуиро-
ванные в глубь страны, — Украинский
Драматический театр им. Франко, Днеп-
ропетровский и Одесский ` Оперные. теат-
ры, Запорожский театр им. Заньковец-
кой, 1-й Белорусский театр и другие.

Фашисты стремятся уничтожить культу-
ру народов СССР. Они предают огню и

^ ЛИТЕРАТУРА И.ИСКУССТВО

ти. Место сбора ночью после налета

приехав в гости к разведчикам.

на
румын определялось долгим пением со-
ловья, с упоением артиста самозабвенно
лцелкающего в кустах или у шлюпки.
Вечерами, когда разведчики отдыхали
после опасного рейда, «гусар» устраивал
в хате концерт. Моряки лежали на охап-
ках сена, и «гусар», закинув руки за го-
лову, свистел. Так я и застал его в хате,

За поздними щами — ночным военным
обедом — я узнал. что, уйдя с флота в
занас, он стал артистом. Он назвал свое
имя, которое я не раз встречал на афи-
шах, и я вспомнил, что елышал его в
Москве, в Доме пародного творчества. Он
свистал чисто и сильно штраусовские
вальсы, шопеновские прелюды, виртуоз-
ные скриничные пьесы, и тонкий. неж-
ный его свист, которому аккомпанировали
глухие, непрерывные тулы CBOHX и чу-
жих орудий и взрывов постоянная
симфония осажденной Олессы, — звучал
далекой мечтой о мирной, спокойной
леизни, о ярком свете на улицах и в за-
лах, о белых платьях и чистых руках, о
забытом, утерянном спокойствии, уюте и
доме. Моряки слушали молча, и когда
замирал последний, утончающийся и пере-
холящий в хороную умную тишину
звук, гигант-комендор тем глухим рыча-
ннем, которое иногда слыитинть в могу-
чей дымовой трубе линкора, негромко
басил:

— Ще давай... Гарно свистишь...

И моряки лежали на сене и думали
каждый о своем — о прошедшем удачно
ночном набеге, о раненом друге, о письме
от далекой семьи, O жизни, судьбе и
победе, и о том, что будет еще, непре-
менно будет, тихая жизнь с такой же
тинтиной и с мечтающей песней, — и
орудия за стенами хаты извергали металл
и крошили тех, кто нарушил эту жизнь...

В следующий вечер разведчики, отдох-
нув, вновь ушли в тыл. Я уехал на дру-
той участок фронта. Через неделю я встре-
тилея с новыми друзьями, и вот что они
рассказали мне о «гусаре».

Он остался в шлюике в камышах —
охранять это средство возвращения к
своим и, как обычно, быть «флагманским
сигнальшиком». Ночью моряки натворили
дел в тылу, сняли два нулемета, взорвали
хату со штабом и ушли в каменоломни
отсидеться до следующей ночи. В шесть
утра на вторую ночь они возвращались к
иглюпке, использовав и эту ночь на свои
смелые дела. Крадучибь они подходили к
камыпам, тде была шлюпка. Гиганта-
комендора несли втроем, — его ранило
разрывной пулей в бедро. двоих развед-
чиков не досчитывались. В камышах все
прилегли передохнуть и стали слушать
ночь, чтобы определнть, где шлюнка.

`В ночи пел соловей. Он щелкал и сви-
бтел, но трели его были затруднены и
нение прерывисто. Порой он замолкал.
Потом пение возобновлялось, но такая
тоска и тревога была в нем, что моряки
толкнули друг друга. Они оставили тяже-
лое тело раненого под охраной Ани и
двух товарищей и кинулись к шлюнке.

& «Гусар» лежал в ней навзничь. В те)
ноте не было видно’ его лица, но грудь
его была в липкой крови. Автомат ето
валялся на дне, все диски были пусты.
Te, кто подтаскивал к шлюпке раненого
комендора, наткнулись в камышах на
труны румын. Очевидно, они обнаружили
шлюпку, и здесь был неравный бой.

«Гусар» не узнавал родных голосов. Он
лежал навзничь и хрипел тяжко и труд-
но. Потом набирался сил. и тонкий свист
вылетал из его холодеющих губ. Не видя,
не осознавая, что те, кому он должен
был дать спасительный ситнал, уже вер-
нулись, он продолжал свистеть. Он все
свистел и щелкал соловьем даже тогда,
когда все сели в тилюпку и, осторожно
опустив весла, пошли но тихому темному
морю.

И соловей — птица кустов и деревьев
— пел и щелкал над морем. Он евистел,
замирая, отдыхая, трудно втягивая в03-
дух. Он все свистел, и скоро пение со-
ловья перешло в мелодию.

Оборванная, изуродованная, как и его
тело, она металась над ночным морем по-
следней жалобой. Никто не понял, что он
свистел. Может быть то, что я слышал
когда-то из-под этих гордых, задорных
усиков на огромной светлой эстраде мо-
сковского Дома народного творчества, где
ёму внервые сказали, что свист его
это большое искусство.

мечу дорогие памятники русской, укра-
инской культуры, культуры других наро-
дов Советского Союза. В бешеной злобе
фашисты осквернили и разграбили усаль-
ду Л. Н. Толстого, дом-музей П. И. Чай-
ковского, могилу Т. Шевченко; как насто-
ящие вандалы, они взрывают театры,
сжигают музеи. Но тщетны все их уси-
лия. Гитлеровская Германия будет paa-
громлена, а национальная культура наро-
дов нашей страны — как и вся нала ро-
дина — будет расти и развиваться.

И сейчас, в суровых условиях войны,
идет напряженная работа мастеров иекус-
ства. Советские композиторы за время
войны создали немало боевых песен. Од-
новременно с этим советские композито-
ры работают над крупными произведени-
ями. Гедике закончил кантату-симфонию
«1941 год», Коваль написал интересную
ораторию «Отечественная война», Василен-
ко в дни войны закончил оперу о вели-
ком полководце Суворове; Мокроусов на-
писал оперу о терое гражданской войны
Чапаеве; Прокофьев пишет оперу на
темы отечественной войны 1812 года (по
роману Толстого «Война и мир»); Мяс-
ковский написал две новые симфонии.
Несомненно, крупное явление музыкаль-
ного искусства представляет собою недазв-
но законченная Постаковичем ето УП
симфония. Она создавалась в атмосфере
тероической защиты Ленинграда. В ней
ярко выражены чувства людей, мужест-
венно борющихся © врагами, пламенная
любовь к родине, непреклонная  уверен-
ность в победе.

Интенсивно работают и советские ху-
дожники. Особенно широко развернут вы-
пуск политических плакатов, «Окон
ТАСС». Здесь привлекают внимание Ta-
лантливые и яркие произведения Кукры-
никсов, Тоидзе, Черемных, Савицкото, . Со:
колова-Скаля, Дени, Шмаринова, Ефимо-
ва и др. Однако художники не ограни-
чивают свои задачи созданием плакатов и
«Окон ТАСС». Сейчас тотовятся выставки
крупных работ на темы отечественной
войны, в которых должны принять уча-
стие все мастера изобразительного искус-
ства.

Отобразить героическую эпоху отечест-
‘венной войны во всем ее историческом
величии — задача всех творческих работ-

; А. ФАДЕЕВ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЩИЯ
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Художественная интеллигенция нашей
страны рождена советским строем. Он дал
ей все. Она — его кровное детище.

Советский народ не только предоставил
своей ‘художественной интеллигенции иск-
лючительные возможности творчества —
правовые, материальные, технические. Он
онлодотворил и одухотворил ее. Он вы-
двинул ее, как духовную выразительницу
всего лучшего в самом народе, в его про-
шлом, настоящем и будущем.

Родоначальником советской литературы
был великий сыи русского народа Мак-
сим Горький. всей своей судьбой челове-
ка и писателя связанный © народными
низами, их борьбой за новое общество
и строительством этого общества. Маяков-
ский вошел в сознание народа, как луч-
ший, талантливейший поэт нашей совет-
ской эпохи.

Большинство деятелей искусств и ли-
тературы старших поколений — А. Тол-
стой, Мясковский, Мухина, Барсова, Ми-
хайлов. Меркуров. А. Герасимов, Сарьян,
Михоэле, Шукин, Хорава. Бучма, Асеев,
Маршак. Тычнна — развернулись во всю
силу своего таланта за годы существова-
ния советского общества, под его могучим
духовным воздействием.

А деятели искусств более молодых по-
колений буквально выпестованы советским
обществом, вспоены его материнской кро-
вью и молоком: Шолохов, Шостакович,
ХУмелев, Тарасова, Уланова, Добронравов,
Козловский, Лемешев, Хачатурян, Гилельс,
Шадр, Самед Вургун, Александр Корней-
чук, Симон Чиковани, Наири Зарьян, Ха-
лима Насырова — десятки, сотии талант-
ливейших артистов, музыкантов, писате-
лей, художников.

Даже самые старнгие представители ис-
кусств наших народов, люди, казалось бы,
вполне сформировавшиеся до Октябрьской
революции, Нестеров, Немирович-Дан-
ченко, Москвин, Тренев, Сертеев-Ценский,
-Аветик Исаакян, Янка Купала, Шариф
Камал были как бы наново рождены со-
ветским обществом.

Такое искусство, как кино, возникло и
развивается в нашей стране, как совет-
ское кино, — ло этого оно почти не име-
ло истории. Имена Эйзенштейна, Пудов-
кина, Васильевых Козинцева и Траубер-
Ta, Эрмлера, Довженко, Чиаурели из-
вестны далеко за пределами нашей стра-
ны, как имена советских новаторов в 0б-
ласти этого величайшего из искусств. А
за ними стоят десятки имен талантли-
вейших молодых режиссеров, актеров, ки-
носператоров.

Фапгисты ненавидят наше искусство,
как только могут ненавидеть мерзавцы и
выродки все, что правдиво и человечно.
Ненавндят, потому что боятся правды.
Боятся Льва Толетого. Чайковского. Шев-
ченко, Мицкевича и стремятся истребить
в человечестве память о них. Но фангизм
стниет, а голос правды будет вечно зву-
чать над миром. ;

Бешеной; исступленной ненавистью He-
навидит германский фашизм советскую
художественную интеллигенцию. За то,
что она свободна, народна, националь-
на, патриотична. За то, что правда и че-
ловвчность советского искусства — прав”
да и человечность справедливого общест-
венного строя. За то, что знамя совет-
ското искусства великое, благородное
знамя Ленина и Сталина. За это герман-
ский фашизм ненавидит и физически
истребляет даже самых рядовых предста-
вителей советского искусства везде, куда
ступит окровавленный фангистекий сапог,

В великой отечественной войне совет
ская художественная интеллигенция вы-
полняет свой долг вместе с народом.

Все лучшее в искусстве пронглого, что
оставило след в сердце народа, все, что
возрождено и создано советским искусст-
вом подлинно героического и патриотич-

ва, — все это сражается за нас и живет
в славных делах бойцов на ‘фронте, мил-
лионов работников в тылу.

Война пред’явила к работникам
кусств большие требования.

Показать нашу борьбу с врагами оте-
чества, как самое справедливое дело, ка-
кое выпало на долю наших поколений,
зажечь в сердцах миллионов советских
людей любовь к отчизне и ненависть к ее
врагам, со всем вдохновением и пламе-
нем сердца своего воспеть героев отечест-
венной войны — так, чтобы люди учи-
лись у них и подражали им, так, чтобы
память о их делах запечатлелась на ве-

ис-

я Е СНЕ НЫ

‘=

ников советского искусства. К этому обя-
зывает и предстоящее присуждение Ста-
линских премий за выдающиеся произ-
ведения литературы и искусства 1941 го-
да. Сталинские премии 1941 года с 060-
бой силой подчеркивают то значение, ко-
торое имеет искусство во всей культурно-
политической работе в дни отечественной
войны. Одновременно с этим присужде-
ние Сталинских. премий показывает, ка
кие большие требования пред’являются к
творческим работникам искусства сейчас,
в этот ответетвенный период жизни на-
шей страны. :

Несомненно, еще мало сделано для то-
то, чтобы воплотить в образах искусства
всю красоту и величие подвигов героев
народа, беззаветно защищающих родину и
тромящих ее врагов, всю мощь советского
патриотизма.

Нам нужны пламенные произведения,
воспевающие бессмертные дела, подвиги,
которых не знал мир; нам нужны произ-
ведения, полные лютой ненависти к фа-
шистским фразбойникам, залившим MHP
кровью женщин и детей, беззащитных
стариков, кровью  свободолюбивых Hapo-
дов; нам нужны произведения, вселяющие
непоколебимую уверенность в победе,
рождающие прилив новых сил и энергии.

Наши  драматурти и театры должны
воссоздать величественные образы людей,
безгранично преданных родине.

Наиги композиторы должны написать
новые песни, которые бы еще глубже во-
шли в быт народа, новые оратории, сим-
фонии, оперы, в которых был бы выра-
жен весь пафос и страсть нашей  борь-
бы.

Наши художники должны запечатлеть
облик героев, облик людей в дни отечест-
венной войны, воссоздать многочисленные
эпизоды мужества и силы советских пал-
риотов. i

Наши архитекторы должны серьезно по-
‘думать над проектами восстановления
разрушенных городов и поселков.

Произведения искусства эпохи великой
отечественной войны должны войти в ис-
торию культуры, как яркая страница, но-
казывающая народы Советского Союза B
eHX великих делах, в грозном напряжении
сил, устремленных на полный разгром
фашистских варваров.

ного в самом высоком смысле этого ©сло-

ка, — таковы требования к советскому
искусству в наши дни.

Отечественная война подымает самые
глубинные еще не затронутые пласты
народа, рождает героев и новые таланты
во всех областях жизни. Лучшие мысли,
чувства, страсти народа достигают неви-
данного накала.

Чтобы передать это средствами ис-
кусства. требуется подлинное, фактичес-
кое знание того, что происходит на фрон-
те и в тылу, соединенное с чувством
перспективы смелым полетом мысли, ©6-
вещающей весь путь борьбы. Требуется
напряжение всех духовных сил художни-
ка, удвоенная, утроенная энергия итруд,
чтобы суметь показать это уже теперь,
-‹котда война еще только развертывается.

В наши дни, как никогда, сливаются
вместе большие эпохальные задачи наше-
то искусства с повседневной боевой рабо-
той по воспитанию людей, воспитанию в
них чувства патриотизма.  бесстрапгия,
презрения к смерти Без такой  повсе-
дневной работы не может работник любого
вида искусств даже познать и понять, &
не то что выразить вее, что происходит
Ha фронте. в стране, в народе.

Тысячи рядовых работников советского
искусства сражаются в армии и флоте в
оружием в руках. Немало писателей ра-
‚ботает во фронтовой печати или в каче-
стве военных корреспондентов централь-
ных газет, работает на радио, выступает
на заводах, в клубах. госпиталях.

Вся страна смотрит в кино хронику
отечественной войны, запечатленную с0-
ветскими операторами, или короткомет-
ражные военные фильмы, созданные COB-
местным трудом писателя, актера и ре-
жиссера кино.

Многочисленные бригады актеров, пезв-
цов, музыкантов, работников цирка вы-
  езжают на фронты, обслуживают  госпи“
тали, заводы, колхозы. Драматурги, по-
эты и композиторы создают им боевой
репертуар.

Лучшие художники пишут военные
плакаты, в миллионах экземпляров рас-
ходящиеся по стране, иллюстрируют воен-
ные книги и сборники, работают для
театров и клубов. Широко известны в
крупных центрах нашей страны «Окна
ТАСС» героического и сатирического с0-
держания, создаваемые совместным тру“
дом художников и поэтов.

Вся эта работа по непосредственному
обслуживанию фронта и тыла — это ра-
бота по военитанию гражданина и воина.
Это работа почетная священный долг
каждого деятеля искусств. Истинный ху-
дожник вкладывает в нее все свои ду-
ховные силы, превращая все. что он де-
лает, в большое искусство, люби-
мое массами. Не мало писателей и поэ-
тов, художников, актеров, журналистов
выросло на этой работе, и имена их ста-
ли широко известны народу. Можно на”
звать имена крупнейших наших режиесе-
ров и актеров кино. композиторов, поэтов,
драматургов, создавигих в этн боевые дни
произведения, память о которых будет
жить в сердце народа.

Жалок тот художник, который в наши

боты, т. е. «отсидеться» от боевой и тру“
довой жизни -народа. Можно с уверен-
ностью сказать, что он, как художник,
человек кенченный.

Талантливой молодежи всех видов ис-
кусств, а особенно писателям. есть ‚все
возможности проявить свои таланты на
фронте — в газетах, выездных бригадах,
на радио. Молодежь рвется на фронт. На-
ши художественные организации долж-
ны помочь ей осуществить это желание.

Сохраняя кадры искусства, правитель“

ство эвакуировало в глубокие районы
страны лучшие наши театры,  киносту-
дии, столичные организации писателей,

художников, композиторов.

Театры и киностудии, писатели и ком-
позиторы ведут работу не малую. Вокруг
них и рядом кипит огромная, трудовая,
напряженная жизнь заводов, колхозов,
советских, партийных, общественных ор-
ганизаций. Это — жизнь страны, это —
жизнь народа во время войны.

Смелее в самую гущу этой жизни —
вот что требуется сейчас от работников
искусств всех видов!

Война не вечна. Враг будет разбит.
Придет время, когда мы будем строить
нашу жизнь дальше. С чем я предстану
перед лицом моего народа? О чем я на-
писал во время войны, о чем напишу те”
перь? К чему призвал и призову звука-
ми лиры своей? Кого восславил и в0с-
славлю, заставлю полюбить или вознена-
видеть игрой своей с экрана, с театраль-
ных подмостков? Эти вопросы настоящий
советский художник должен ставить себе
уже сейчас, над этим он должен работать
и думать. А для этого надо прежде все“
то знать жизнь народа во время великой
войны, жить его самыми лучшими дума-
ми и чувствами и знать, как собствен-
ных друзей, его тероев. Иначе, какой же
это художник?

Советское многонациональное искусство
живет и развивается в нашей стране. Это
показатель величайшей, органической жиз-
ненности нашего строя. Работники ис“
кусств должны все свои знания и талан-
ты, весь жар сердца своего отдать делу
победы над врагом, Пусть громче звучит
над миром правдивый толос нашето ис-
кусства! Выше благородное знамя Ленина
и Сталина! :

Кинооператор Центральной студии
кинохроники Бобров на ‘фронте.

дни попытается ¢COTCHeThCH> OT STON ра