=

ey!
fag)

Tay

eg
eg

TPO

Hie

CY

aR
=

HON

Кум
BCR

THe
OF
Com
ay
па

М
a
TORS,
Syl
лей
ол
ATK
a i
‚1.
НЕ
OBR!”
ты
Dex
зы
ен
ий
Opa
Ут
лок

on}
6$
pa
оли
a
Bi
pote
зай
эти
ВВ)
_ В

оси
LL!
NI
it ¢
cco
a.
ит
aD}
‘AA
p08
oF

op

qat

tf
ani

au

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

, Орган правления Союза советских писателей СССР, Комитета по делам искусств
при СНК СССР и Комитета по делам кинематографии при СНК СССР.

Цена 45 коп.

достоиное народа-гиганта, народа-героя.

Мастера советской литературы, иснусства, кино
—современники величайшей в истории битвы с чер-
ными силами варварства и реанции. Долг худож-

ников Страны Советов—создать большое искусство,

СЕДЬМАЯ СИМФОПИЯ

Европы вее проявления свободной мысли,
кульгуры и мокусотва, отоемясь заглу-
пить в людях, полпавтих тю растлен-
Hoe Ритлеровское ито, всякую человеч-
ность.

Не таков советский человек. В дни вой-
ны. так же как и в деи мира, его чувет-
ва этюрыты всему прекрасному, его куль-

Двадиать девятого марта состоялось пер-

Boe публичное исполнение  сельмой сим-
фонии Дмиитрая Шостаковича в  Месвве.
Стуифония была задумана и начата ком-
MOShTOPOM в условиях исключительных, в
осажденном Ленинграде. Будущий историк
великой отечественной войны отметит ее
окончание и первое исполнение в стоелиие

В пролет меж двух больничных корпусов,
В листву, в деревья золотого тона,

В осенний щебет птичьих голосов

Упала утром бомба, весом в тонну,

нашей страны, как одну из важных лат   турные запросы  многогранны, ето пот- Но не взорвалась. Сповно’ был металл
идейного торжесле»ь  советекого человека   ребность в пекусстве — гтубокая, неуто-   Добрей того, нто смерть сюда метал.

зап темныяеи Chai rarrepHsara. лимая пуховная жажиа. И слава толеу ху-

Конечно. не случайно, что новое сло-   ХФЖНику, ъеторый ответил своим творче-  Здесь госпиталь. Больница. Лазарет,
BO B музытальнох ‹ иовтестве было вые   СТВом на самые дорогие, заветные МЫСЛИ Здесь красный крест и белые халаты;
сказано именно в советакой стране, что [Таких слушателей. таких эрителей и Здесь воздух состраданием corper,
BVCHHO Halla фолина зымвинуа и веспи- тателей. Здесь бранный меч на гипсовые латы

Шостакович создал произведение громах-
ной художественной силы. В огне войны
его талант возмужал и закалилея. В но-
вой симфонии он выразил чувотва и мыс-
ли миллионов людей, застиинутьгх войной

Укрывшие простреленную грудь,
Не смеет, не дерзает посягнуть.

тала композитора, © такой полнотой от-
разившего лушу своего народа в реизю-
щие. значительнейшие чаеы ег» иетефи- 5 :
econ ЖИЗНИ. Но немец выжег кровью и железом

Все эти нормы. Тишину папат

Расцвет искусства и вультуры —
5 а Sy ALTE c soe MYeCTBO для непри- ы
тогическое = следствие ^ всей истерии  “  А МеДИРИХ в ©00е му a PH  On npespauaer ps судорожный ад.

миримой борьбы с самой подлой и темной
снлой, которая когда-либо угрожала сча-
стью человечества.

Советекото Союза — тобударства трудя-

И выздоравливающий с протезом,
щихся. основанного Денинь, прочтехитего

Храбрец, блестяще выигравший бей,

“ вые поля. Окреп дух путника, могучей.

- никам. Но ват настал. час оьЕранния, м

славный путь нот волительством Сталина.

Человек, поднявитийся на верптину  го-
ры, невольно овитывает взором ‘пройден-
ный путь. Далеко внизу остались острые
зубья скал, бездонные пропасти и ледя-

силой налилось его тело. Он уверен в
себе, он готов к новым подвигам.

На такой истерической высоте —— еей-
час весь советский народ.  Застигнутый
врагом ерехи мирного созихательного тру-
да, он не лротнул, не оклонил готовые пе-
ред поработителем, выстоял в самых тяже-
лых боях и, ответая ударом ва yaap, cy-
мел лишить фапгистов всех преимуществ
нападающей стороны. Враг еще ‘не добит,
ню уже вырвана из его рук инипиатива.
Теббельс может теперь окоелько угодно в6-
зить © созлании «фронта пуха», — He
похавить ему ропота истевающехго кровью
немецкого нафола, не влохнуть новую 601-
ресть в приуныеших нёменких солдат.

В нашей стране Фронт и тыл едины.
Эти. так часто пазторяемые слова, полны
тлубокото ousted. Человек налей страны
мужал и ззкалялся, участвуя своим твор-
чеством в перестройке веех обнав общест-
венного бытия. Он овладел  передо-
BO техникой, достиг новых вершин еулЬ-
тары и иокусства. Таков итог 24 лет Ве-

“orotfhersipscraé. pono moun, корой Ир.

Ad войны был ‘ясен всем честных. труже-

‹ ще дороже людям стали плолы их мно-

„толетнего труда, мирные поля родины,
права сынов зытикой; передовой, свободной
страны — CCCP.

Й если война, mpecrymmo  затеянная
Титлером, принесла © собой торе и нес-
частье для миллионов людей, то она же
способствовала еще более тесному сллюче-
вию нарохов Советского Союза в оу се-
мью, подняла на новую, исторически 0о-
лее высокую ступень гордое чувство на-
родного самосознаяия.

Bee лучне, что воспитаню в народе ево
петорией, выявляется сейчас с ocobol еи-
Лой, освещенное пламенем войны. Ибо
справедливая война умножает нравствен-
HEM силы народа, в то время как неспра-
волливая, захватническая наклалывает на
салеих поработителей неизгладимое клеймо
варварства. Нрямым следствием такого п9-
ложения являются бесчисленные факты
тероизма советсклх людей на фронте л в
тылу и. ©. пругой стороны, вафварство тит-
леровских палачей, истязающих и грабя-
щих мирных дрителей городов и сел.

Народ, ведущий справедливую — отече-
слвенную войну, нужая в б0ю, олновре-
менно подымается на более высокую сту-
пень человечности, становится обобенно
чутким к явлениям культуры и искус-
СТВА.

Ярко горят огни в театральных залах
напгих городов, льется песня, поет скрит-
ва в блинлажах и землянках, бережно
хранит красяоаруеен в аюходе наряду ©
Пуптюиньем сборник стихов ноэта-фровто-
вика. Новые спектакли, новые книги и
картины рождаются у нас изо лия в день.
Bea enya годами полеотовленното ухара
титлеровекой военной  мапгивы оказалась
недостаточной, чтобы хотя бы на время
приостановить развитие культуры, развя-
тие хуложественного творчества в нашей
стране. Й в этом —— одно из свичетельств
нашей ‘непобелимости, наяшего моральнюто
превосходства над врагом.

Война не смутила советских хуложни-
ков. не заставила их умолкнуть. Как но-
Boe, яркое проявление их мужеетва в
борьбе прогив фаптизма прозвучала седь-
мая симфония Дмлепиия Шостаковича.

В; этой сизфонии слушатели узнали ©6-
бя. Вместе с композитором, вместе с за-
мечательным коллективом  исполитителей
его творения они внимали тяжелой носту-
пи войны, с нежностью вспоминали ©
прошелиитх днях, склонящи голову перед
павитияги заптитеакааеи фолиноь и проника-
лись верой в грядущую, близкую победу.

Когда-то Лессиниг, разбирая замьыюел «Или-
алы», лал замечательное протизупоставле-
ние культуры зарварству. Он залатея в9-
просом, почему Приам- вождь варварев-—
запрещает своим воинам оплакивать WaB-
тих в б0ю. а вожль свободных греков —
Агамемнон не отлает такого же ириказа-
ния. Об’яенение Лесстнг видит в том, что
«только пивилизоваюный грек может тла-
жать м в 10 же время быть храбрым,
между тех как грубый троянец для т9-
то, чтебы проявить храбрость, должен
сначала заглушить в 6606  веякую чело-
вечность».

Поистине, этому правясту варваров сле-
дуют фапеисты, полазляя в Термании и
других порабощенных странах Западаюй

Ясность формы в  сельмой  симфони:
(это относится прежде всего к ее первой
части) сочетается © глубиной содержания,

раскрывающего в образах музыки целый

мир человеческих чувств. Значителен за-

мыеел композитора, сложен строй созхан-
ных им музыкальных форм, — но такова
сила подлинного искусства.
вое содержание симфонии понятно жаждо-
му, что и тонкий ценитель, и неискунтен-.
ный слушатель воспринимают ее как лич-
ное переживание, возвышающее душу.

чт правхи-

Седьмая симфония могла  рожитье

только в СССР, только в дни войны, еше
точнее — в осажденном Ленинграде! 05
этог свидетельствует каждый ее такт,
кажлая музнкаленая фраза. Это русская

музыка в ее развищни, в ее новом, под-

тотовленном веем хюдом исторической жи-

зни налнего нафола торжестве.
Седьмая симфония —— замечательное
проповедение. назтего искусства,  создан-
HOB дни ВОЙНЫ.
Но Шостакович — не одинок в среде

советской художественной интеллигеннщии.
За последнее время поставлелы снектаюли,.
соатаны ‘кинефятьмьЕ,
хоторые войлут в историю советского ис-
RYCCTBA.

Bico png Фронта Все для табель!»
пох этими ломунтами неубомимю работают
CORCTOKNG  LYLOIMKN -TaTpROTH,
pee новые и новые произведения. Плечом
в плечу © опытными мастерами сражает-
ся оружием искусства © обжим врагом
налиа творческая молодежь, чей голос му-
жает в июлытаниях войны, чье творчеет-
BO становится все более зрелым.

нанисаны книги,

созлавая

В том же героичесвом тороде Ленина,

тле зародилась симфония Шостаковича, в

декабре, в самые тяжелые лни обальв, 60-
стоялась диллемная сессия Акалемии xy-

дожеств. За вею свою почти двухвековую

жизнь старейшая русская художествен-
ная школа не вилета события, пю знаме-

аншю равного этой сессии. Молодые худож-

вики (некоторые из них вернулись в Ака-
демию после ранения на фронте) защища-
ли свеи дипломные работы. Отрог был суд
профессоров, и все же единогласно было
их мнение, поттвержденное тысячами 10-
сетителей дипломной выставки картины
ПНустовойтова и Вивогралова «Возвралие-
ние с работы» и «Петр первый на строи-
тельстве руоского флота», скульптурная
группа Сысоева «Материнство», архитек-
турные проекты Вакеера, Короля, Кочеда-
мова получили самую высокую опенку.
Это была заявка хуюжественной молодежи
на полноценное хутожественное тварчест-
BO, это был ве ответ варватам, тромивитим
из далынобойных  орулюй бессмертные
творения русекой ктассической apxrrer-
TYPE. ;

Есть много полобных фактов, свилетель-
ствующих, что в суровые дни войны со-

ветекое искусство елособно дать новые
художественные произведения больной

формы, большой илейной значимости.

Велакие события, участниками которых
мы являемся, должны быть вонлощены в
произведениях большого искусства, до-
стойных народа-богатьря, нароха-тгероя.

Конечно. картины me измеряются на
\готры холета, а книги-количеством пе-
чатных листов. Й в песне; и в рисунке,
и в очерке, если они проникнуты стра-
стью  хуложеика-патриота, отражаются
эпоха и современный человек, Очерки пи-
сателей-фронтовиков кладут начало лето-
писи великой отечественной войны. Отве-
чая живой потребности читателя-современ-
ника, они и для напгих потомков, сохра-
HIT 36е значение правдивого свидетельст-
ва о нережитом ‘и наблюленном. Лучииле
из них, сохраняя самостоятельную худо-
жественную ценность, нослужат вместе с
тем оеновой, на которой будет  возлвиг-
нуто здание эпического романа, подобно
тому, как записи очевидцев от Дениса
Лазыхова ло Клаузевица слились в океан
«Войны и мира».

Подлинный художник в огне войны
стаовится сильнее, — это доказал свойм
творчеством Шэстакович. Право и обязан-
пость наших художников —— проявить
лоблесть, равную доблести всего советско-
га народа, етать выразителем его дум п
тыий, поднятьея до высот народного са-
OSHA.

«Внига  жизнестособна лишь в том
случае, если дух устремлен в буху-
9362», —— тисах Бальзак. Такие книги,
картины, оймфонии, фильмы, спектакли о
хних великой отечеетвонной войны долж-
ит созлать советеюие художниви.

Эпохи требует эт. нае искусства ана-
чнетельного, жак значительна сада пан,

Ib,

Бледнеет, видя смерть перед собог

от вестибюль приемного покоя...

ам сколько жертв! Их привезли сейчас:
от без ноги, тот с вырванной рукою,
азбита челюсть. Девушка без глаз
(Они полны: осколками стекла)

Рыдает, что она не умерла.

Фашист... Что для него наш мирный кров,
Где жизнь текла, исполненная смысла.
Где столько протекало вечеров

За письменным столом. Теперь повисла
ад пустотой развалина стены,

де полки книг еще сохранены.

TO ANA него, для немца, русский доп.
Гоппандекий сад, норвежская деревня?
Что для него плодовые деревья,

Речная пристань, океанский мол?

Все это только авиамишени,

Все это лишь об’екты разрушений.

Умение летать!.. Бесценный дар,
Взлелеянная гениальным мозгом

Мечта. Впервые на крылах из воска
Взлетает к солнцу эплинский Икар. _
Затем пи, чтоб на крыльях «Мессершмиттов»
Burana смерть Над’ современным Критом?

Затем пи итальянец Леонардо.
Проникнуть тщился в механизм крыла,
Чтоб в наши дни, в Берпине, после старта
Фашистская машина курс взяла
На университетские аллеи

Времен еще Декарта и Линнея?

В Америке затем пи братья Райт

В двадцатом веке покорили воздух,
Чтоб в тучах дыма задыхались звезды?
Чтоб сектор неба, горизонта край
Тонул в огне? Чтоб зарево вставало

От Невки до Финляндского вокзала?

Затем ли вепичайшие умы
Приветствовали солнце на высотах

И знанья мед копьли в книжных сотах,
Чтобы пещерное исчадье тьмы,

Весь обагренный заревом, — теперь

Над миром встал бы человеко-зверь?

Как грозен неба вид! Как необычен!
Как глухо полыхают жерла туч

В часы ночных боев, когда зенитчик
Прожектористу говорит: «Дай пуч».
И бледный луч, на поиски врага,
Вздымается, как грозная рука.

Вера ИНБЕР

МЫ-—ГУМАНИСТЫ

ИЗ ПОЭМЫ «ЦУЛКОВСКИЙ МЕРИДИАН»

Нашла его. Нашарипа за тучей.

К земле его! Чтоб оземь головой,

Чтоб подняли его моторы вой,

Чтобы сгорел он в собственном горючем.

Не вырвется из’ наших рук, шалишь!.
Ou мечется. Движения все резче,

@н падает. И видя это с крыш,
Пожарные дружины рукоплещут,

И спыша это снизу, со двора,
Дежурные во тьме кричат «ура!»...

Есть чувства в человеческой ‘душе,

Которыми ена гордиться вправе. —

Но не теперь. Теперь они уже

Для нас, как пишний груз при перепразе.

Влюбленность, Нежность, Страстная
пюбевь,

Когда-нибудь мы к вам вернемся вновь.

Мы отомстим за все: за город наш,
Великое творение Петрово,

За беженцев, оставшихся без крова,
За мертвый, как гробница, Эрмитаж,
За виселицы в парке над водой,
Где стал поэтом Пушкин молодой.

За гибепь петергофского «Самсона»,
За бомбы в Ботаническом саду,

Гце тропики дышали попусонно
{Теперь они дрожат на холоду).

За все, что накопил разумный труд,
Чтв немцы превратили в груды груг.

Мы отомстим за юных и за старых:
За стариков, согнувшихся дугой,

За детсний гробик, махонький такой,
Не более скрипичного футляра.

Slog выстрелами, в снегосвую муть,

На саночках он совершал свой путь.

Мы — гуманисты, да! Нам дорог свет
Высокой мысли (нами он воспет).
Для нас сиянье светлого поступка
Подобно блеску перстня или кубка,
Что переходит к. сыну от отца

Из века в вен, все дале, без конца,

ЕЕ ‘oot see гуманизм не в том. чтобы глядеть _
  ъмевыразимо-скорбной укоризной,

НайЦ\раг глумится над твоей отчизной,
Как папа мародера лезет в ‘клеть,

И с прибежавшего на крик домой—
Срывает шапку вместе с гоповой.

Как—женщину, чтоб ей уже не встать,
Ефрейтор-немец сапогами топчет.

И как за окровавленную мать
Цепляется четырехлетний хлопчин.

И как — нарочно по нему пройдя,
Танк давит гусеницами дитя.

Сам Лев Толстой, когда бы смерть дала
Ему взглянуть на Ясную Поляну,

Своей рубахи, бепой, как зима,

Чтоб не забрызгать кровью окаянной,
Фашиста, осквернителяя могил,

Он старческой рукой бы задушил.

От украинских сел до чешского вокзала,

Or крымских гор до Ливии пустынь,

Чтобы паучья лапа не всползала

На мрамор чеповеческих святынь, —

Избавить мир, планету от чумы,

Вот гуманизм. И гуманисты — мы.
Ленинград.

Герой Советского Союза КУРБАН ДУРДЫ.
я нок

жника К. ЮОНА. \

худо
SS ene

СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ ЗА РУБЕЖОМ

В дни войны советского народа с фаши-

бодного Китая. Особенным успехом  поль-

стекими захватчиками еще более возрос   зуются военно-оборонные фильмы.

интерес к напгим фильмам во всем мире.

С большим успехом демонстрируются в
Англии фильмы: «В тылу врата», «Линия
Маннергейма», «Профессор Мамлок», «Му-
зыкальная история», «День нового мира»,
«Киноконцерт», «Суворов» и Боевые ки-
несборники. ПТирокой популярностью поль-
зуется у английского зрителя  совет-
ская военная кинохроника. Все перво-
экранные кинотеатры Лондона показыва-
ют хроникальные фильмы «Парад на
Красной площали 7 ноября 1941 roma»,

‚зенты, смонтированные из отдельных хпо-

нивальных сюжетов и озатлавленные «На-
ни русские союзники», «Салют СССР»

ло

В США советские фильмы демонстриру-
ются почти во всех крупнейших тородах:
Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и др. Три-
умфальный путь по экранам совершили
фильмы «Суворов», «День нового мира».
«Фронтовые подруги», «Линия Маннергей-
ма», «Валерий Чкалов».

Наши картины илут на экранах лучнгих
тватров Чунцина и других тородов сво-

В Турции в прошлом тоду демонстриро-
валось 17 советеких фильмов. Сейчае в
Турции полготовляются к выпуску на эк-
ран трилотия о Горьком,  «Дубровекий»,
«Антон Иванович сердится» и ряд других.

В Швейцарии, где советские фильмы не
демонетрировались в течение ряда лет, в
настоящее время вышли на экраны «Су-
воров» и «Василиса Прекрасная». Ниодин
заграничный «боевик»,  демонстрировав-
шийся в Швейцарии, не собрал столько
зрителей, как «Суворов».

В Индии демонстрируется «Профессор
Мамлок», предстоит премьера «Болотных
солдат» и других антифашистских кино-
картин.

На фильм «Разгром немецких войск под
Москвой» поступили запросы из всех де-
мократических стран мира. Пирокое pac-
пространение этото фильма еще одно
яркое свидетельство огромного интереса
зарубежных зрителей к героической борь-
бе нашей доблестной Красной Армии. по-
казатель успехов советского документаль-
ного кино.

ДНЕВНИК

O ДНУ из своих коррбопонденций c4o мужестве,

Южного фронта Борис Горбатов на-
чинает так: 1

«Когда-нибудь, когда закончится война,
мы вспомним, что некогда были шахте-
рами, доменщиками, комбайнерами, писа-
телями. Тогла мы вернемся домой и ру-
ками, закоптелыми от пороха, возьмем
мирные инструменты; будем пахать зем-
лю плугом там, где мы ее веопахивали
снарядами, и долго еще треск  отбой-
ного молотка будет казаться нам пуле-
метным треском.

Сейчзс мы — воины. Нант инструмент
— винтовка, нал колхоз — родная рота.
производственный план нане-разбить 10-
скорее немцев. Мы воины, и свое воен-
ное дело мы должны делать исправно,

отлично, смело. В нем — наша слава,
в нем — наша жизнь, в нем — наше
счастье».

Это сказано хорошо, просто; с чувством
достоинства. И вместе © тем... парадок-
сально. Слова зти справедливы в отно-
шении множества людей, еоменивитих сие-
цовку инженера или комбинезон тракто-
риста на гимнастерку бойца и команди-
а. Но для огромного числа литераторов,
олучивших звание политруков, комис-
саров, интендантов и разделяющих с 2а7-
мией трудности ее походов и радости ее
военных побед, «чертовски трудная дол-
ность» писателя и в этой, совершенно
новой для них обстановке попрежнему
остается самой важной из всех доступ:
иргх им «Лолжностейх.

Из разных участков  сбветско-герман-
ской войны Фронтовые газеты приносят
известия о том, что военные советы от
имени Президиума Верховного Совета на-
траждают писателей высшей наградой—
орденами CCCP. Среди пагражденных:
Джек Алтаузен, Леонид Ленч, Алексей
Сурков, Иосиф Уткин, Борис Горбатов.
Александр Жаров, Михаил Розенфельл,
Александр Коваленков.  Патетические
гражданские стихи, лирика, очерки

Москва, 4 апреля 1942 г.

ИСПУССТВ.

сатирические рассказы и
сцены. Фронт наградил представителей
всех видов литературы и всех ее жан-
ров.

Некоторым из названных тут писате-
лей доводилось принимать участие в бое-
вых операциях, но не это принесло им
заслуженную популярность и высокую
награду. Советские писатели — снайперы
Ha фронте, но снайперы слова, снайперы
правдивой большевистской мысли. Писа-
тели делали именно то, что должны были
делать. Они пиезли. И писали так, что
каждое слово их стихов, рассказов н
очерков стало дорогим и необходимым
для бойца, звало ero любить жизнь и
‘ради нее быть готовым к мужественной
‘встрече со смертью. Звало в бой, к побе-
де, отвечало чувствам и мыслям челове-
ка, сражающегосй на фронте.

Значит, это было хорошю сказанное
слово.

В «Записных книжках» Ильфа есть та-
кая заметка: «Очень легко писать: «Луч
солнца не проникал в его ‘каморку»; —
ни у кого не украдено и в то же время
не свое». Особенность литературы пере-
живаемой нами эпохи в том и заклю-
чается, что нужно обязэтельно создавать
«своё», т. @. т0, Что труднее всего ни-
сать. Иначе, никто не прочтет и никто
‚не запомнит.

Можно поздравить награжденных и с
‘орденами, и с0 «своим», необходимейшим
словом, сказанным веско и во-время, и с
аудиторией в сложнейших условиях, в
тлубоких русских снегах, в блиндажах,
под грохот и вой онарядов читающей на-
ту литературу и отвечающей писателям
искренней признательностью. ‘

жк

Да, художника можно поздравить ©
аудиторией, какой никто никогда еще не
имел.

Несколько дней тому назад состоялось
втерое исполнение сельмой симфонии ПЮ-
отаковича. Тот же Колонный зал Дома

Союзов, тот же огромный оркестр и Ca-
мосуд у дирижерокого пульта.

А за окнами Лома Союзов в этот час,
когда день уже кончалея, но еше не на-
ступил вечер, жил шумный тород. Над
оживленными, торопливыми, московскими
улицами всходила полная; круглая луна.
Й чем ближе подходило вечернее время,
тем светлее становилось, словно в Моск-
ву переселились ленинградские белые но-
чи.

И вот когд» в Колонном зале раздава-
лись чудесные звуки симфонии челове-
ческого мужества, над улицами горола
разнеслась иная симфония — ваводских
и паровозных сирен. :

Тот самый враг, для обличения которо-
TO композитор нашел точные и неповто-
римые звуки, летел к столице с грузом
смертоносных бомб.

Ралио передавало:
ная тревога».

Сирены разрывали воздух, предупреж-
дая население 0б опасности.

A над оркестром то плавно покачива-
лась, то яростно вздымалась рука дири-
mepa.

И чувствами сотен людей, заполнив-
mux сверкающий люстрами Колонный
зал, владел человек, написавший эту му-
зыку и сидевший теперь тут же; в этих
рядах. :
_ Так в эвгусте пропглого тода под вой си-
рен и грохот разрывов зарождалаюь и
создавалась эта музыка, так и исполня-
лась она, приняв уже законченные hop-
мы, под звуки тревожных гудков.

Концерт кончился. Весь зал торячое ал-
лодировал автору, дирижеру; исполните-
лям. В трохот оваций вмешался толос:

— Товарищи, об’явлена воздунгная тре-
Bora.

Публика не стала слушать этих слов.

— Товарищи, об’явлена воздушная тре-
вога, — настойчиво повторил человек, ко-
торому поручено было это отласить.

— Знзом! Знаем! ответили ему из
зала, и рукоплескания вспыхнули G HO-

«Граждане, ` воздуи-

вой силой.

Люди знали, что есть надежная охрана.
Зенитчики, истребители, советские люди
— Te, кому посвятил свою симфонию
композитор:

И те кому посвятил композитор свою
симфонию, поработали на славу, чтобы
те, кто сидели в Колонном зале, могли
услышаль финал, патетику торжества,
звуки победы.

we &

Все это происходило в понедельник 39
марта. Конечно, не кажлый день прино-
сит москвичам такое крупное событие в
‘культурной жизни, как исполнение сель-
мой симфонии.

Седьмая симфония— это большой празд-
ник в жизни искусства. А между прарл-
никами, как полагается, — долгие дни
будничной и кропотливой работы. Олнако
ий в этих буднях много запоминающегося,
много значительного.

Человек, любящий литературу и искус-
ство, посещающий все ‘наиболее значи-
тельные вечера, где выступают писатели,
артисты, музыканты, иногда даже затруд-
няется, куда направить ему свой путь.

На следующий день, во вторник, он мог
бы, например;

— пойти на вечер поэта Алексея Cyp-
кова, который устраивался в НК ВЛКСМ...

— на выставку «Окон ТАСС», в Исто-
рический музей...

— в Центральный дом работников ис-
кусетв. Вечер назывался «Тебе —Ффронт».
Среди выступавших поэт Сурков, комно-
зиторы: М. Блантер, В. Мурадели и
К Листов; артисты: Г. Афонин, А. Ор-
фенов, А. Королев, ЛД. Орлов, В. Cre-
панова, М. Михайлов, Н. Устинов, Эфрое

и Ярославцев; хуложник ЦП.  Соколов-
Скаля; кинематографисты — бр. Василь-
евы, М. Геловани;

— в клуб писателей, где Семен Кир-

санов читал свою новую «Поэму фрон-
та», печатавиуюся по частям в газете Ка-
лининского фронта...

...Таков будничный день художествен-
ной Москвы. Впрочем, это, наверное, не
полный перечень. О многом из перечис-
ленного нужно было бы рассказать нод-
робнее. Но мы не сомневаемся, что сле-

дующая неделя даст для нанего «Днев-

ника искусств» новый обильный  мате-

риал. Е
JTHTEPATOP.

©

a