5 Ne

№ 16 18 АПРЕЛЯ

Постановление советского правительства

11 в присуждении Сталинских премий за
лучшие произведения искусства, создан-
ные в 1941 году, будет отжечено в исто-
рии советского театра, как дата 0060
знаменательная. Советское театральное
искусство в лни отечественной войны не
только не утратило своего значения, си-
лы своего воздействия на зрителей, ©во-
ей общественной роли, но стало илейно
еще более зрелым, политически острым и
‚ актуальным. По всей стране залы теат-

Г ров переполнены. Характерной  особенно-
4 стью репертуара театров в наши дни яв-
“  ляется преобладание в нем произведений,
“1 написанных советскими  драматургами.
Большим успехом у зрителей пользуются
спектакли. созланные на материале со-
BeTCKOH тействительности, спектакли, 8
которых театр отвечает зрителям нз с8-

Ин

а
cy
§ мые волнующие их мысли и чувства.

Этот интерее народа к советской дра-
матургии, это стремление театрального
искусствах к более глубоким связям с
аз жизнью нанети свое отражение в Поста-
новлении о Сталинских премиях. Премия
по хдраматическому театру присуждены

moe

ни, актерам и режиссерам, работавиким над
ен пъесами советских авторов. Шремии пер-
и вой степени получили руководители и

актеры IBYX старейших н лучших pyc-
та ских театров — Художественного, поста-
`  вивнеле спектакль «Кремлевские куран-

зи Ты» Н. Погодина, и Малого театра, по-
 и ставившего комедию «В степях Украины»

-&. Есрнейчука. Премии второй степени
ee присуждены — народному артисту CCCP

№ А. Васадзе, поставившемул пьесу «Киквих-
[OCS

se» Дарасели и  исполнившему главную
a роль в гнектакле, и заслуженной артист-
rey Бе РСФСР В. Марецкой ‚за исполнение

во Главной роли в спектакле «Надежда Ду-
де роза» Линекерсва и Кочеткова.

Hi Bee sro — свидетельство значительно.
51» po роста copeTcKoTS театра и советской
драматургии.

ме Ham театр слелал многое для  пере-
Ib, стройки на военный лад. От Мурманска и
une de енинграла io Еревана, Ташкента и Вла-
эатока в тватрь идет напряженная

` трерческая деятельность. — Преодолевая
re трудности военного времени, театры 00-

новляют репертуар, ставят новые спек-

такли, сотни тысяч и миллионы рублей

собярают в фонд обороны, организуют

= ежедневно концерты для частей Красной

Армии и раненых бойцов. Вот что пинцет

работники Мурмакекото драматического
театра:

«Нали небольшой коллексив в течение
последних месяцев  занималея исключи-
тельно обелуживанием частей действую-
шей Красной Армии, военно-воздушных
‚1 сил и флота. Прилатаем все силы для
на CO:1aHHA спектаклей, достойных показа
om бойцам и команлирам Красной Армии.
“ Мы, как и в%ь нат  многомиллионный
народ, полны гнева, когда слышим о
зверствах гитлеровцев над мирным наее-
лением, о варвароком ‘уничтожении па-
„ мятников искусства и культуры. Мы: яс-
м 0 сознаем, что сделали еще мало, чю
должны сделать мното болыше для помо-
ши фронту, чтобы способствовать изгна-
нию из нашей земли и полному уничто-
вению фашистских извергов. Мы отлаем
свой двухдневный заработок, сборы от
трех спектаклей в ближайпиие три меся-
ца в фонл строительства эскадрильи «Со-
ветский артист». -

Горьковский театр оперы за восемь ме-
сяцев дал окою 250 концертов в частях
Брасной Армии и госпиталях. Свыше 45
тысяч рублей артисты театра собрали в
фонд обороны. Они постановили ежеме-
=. зячно отчислять одволневный заработок в

фонд обороны до конпа войны.

4 0 таких фактах и делах идут сообще-
`я НИЯ 60 всех концов страны. Это дела и

Я чувства подлинных патриотов нашей ро-
„. Яны, готовых все отдать для ее зашиты
п и для окончательногь разтрома кровавых

гитлеровеких захватчиков.

Олнако главный вклад театров в дело
обороны страны — их творческая дея-
тельность, их новые спектакли, те идем
й чувства, которые несет театр в массы.

Последние постановки нантих крупных
тватров обусловлены потребностями воен-
ного времени. «Кремлевские куранты»—
‚р В МХАТ, «Отечественная кйнах — в
* Малом театре, «Олеко Дунлич» — в те-
атре им. Вахтантова, «Накануне» — в
Ленинградском театре uv. Пушкина,
«Киквилзе» — в ‘театре ‘им. Руставели,
опера «Шорс» — в театре им. Кирова,
опера «Кровь народа» — в Фенинтрад-
ском Малом оперном театре, «Фархал и
Ширин» — в театре им. Азизбекова —
эти спектакли получили широкий откхик
у советского зрителя. Великая идея за-
„. Миты родины, отстаивание ее чести и
‚независимости от всяких покушений из-
вне об’единяют все перечисленные ‹пек-
тали, определяют их идейное содержа-
ние, их выдающийся успех.

Сейчас театры работают над новыми
спектаклями, материалом для которых
служат. новые произведения советских
) драматургов. За последнее время’ храма:
„ турги стали работать активнее и лучие.
a Непосредственная, более глубокая связь с
жленью. поезлки. на Фронт. работа во
фронтовых газетах обогатили драматур-

©

dle
ono
пре

ГИЯ

i

o@

=“

ee 4 wens

Орган правления Союза советских писателей СССР, Комитета по делам искусств
при СНК СССР и Комитета по делам кинематографии при СНК СССР.

ВЫХОДИТ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

гов, дали их произведениям то горячее
дыхание и напряженность, которые ха-
рактерньыЕ для всей нашей жизни.
Необходимо отметить, что большияство
Сталинских премий присуждено актерам
за их работу над положительными обра-
к созданными советской драматурги-
. Это крупнейший шаг вперед и теат-
7 и драматургии, ибо yO известното вре-
мени разработка, положательных образов
была слабым местом налцего театра. Одна-
ко положительные образы лучше удают-
ся пока на историческом материале. До-
статочно вопомнить «Кутузова», «Суворо-
‘ваз, образы  «Кремлевских курантов»,
«Належды Дуровой», «Киквидзе», «Олеко
Дунлича». К сожалению, образы. такой же

яркости и силы на материале советской.

действительности, образы полковолцев, ко-
мандиров и бойцов Красной Армии ene
не созданы. Не отражена в нашей дра-
матургии огромнейшая тема елинства 00-

ветекого тыла и фронта. Мало работают

наши драматурги над советской комедией,
хотя это один из ‹амых необходимых и
популярных в наше время жанров.

Мы отметили несколько наиболее вы-
даютщихся спектаклей, которые долго бу-
дут жить в репертуаре театров. Однако
не всегла понимают театры  необходи-
мость повышения качества творческой ра-
боты. Кое-гле, ссылаясь на военное вре-
мя, пытаюися снизить достигнутый co-
ветским театром творческий уровень.
Спешка, небрежность в постановках, без-
ответственное отношение к зрителю ха-
‘рактерны для некоторых Чедтров. Все
равно зритель прилет, зачем стараться —
вот леляческая, чуждая нашему театру
логика некоторых театральных руковоли-
телей. Театр в г. Ленинске-Кузнепком ©9-
бирается дать чуть ли не 30 нремьер в
течение года, ссылаясь на нелостатечное
количество зрителей. Можно себе mper-
ставить, что этое за премьеры! Театр не
понимает. того, что в военное время Haro
во всех отраслях нашей деятельности т-
высить требования к качеству.. Нало pa-
ботать так, чтобы в каждый новый спек-
такль вносить максимум творческой энер-
ГИИ, изобретательности, любви к искусстг
ву и зрителю.

Есть и такие театры, которые думают
отсилеться в глубоком тылу и сохранить
себя в «ловоеннохм виде». Вот что пишет
группа командиров Красной Армии об ук-
раинском Сумском театре, находящемся в
г. Бутуруслане:

«Вазалось бы, в такие дни нало мо-
белизовать все силы на обслуживание
зрителя боевым патриотическим . реперту-
аром. Что же мы вилим в театре?—«0й,
не ходи. Грицю». «Бесталанна». «Мару-
ся Богуславка», «Запорожец за Дунаем»,
«Ватерина», «Деншик Шельменко» ит. д.

Это письмо — серьезное предупрежде-
ние всем театрам, которые хотят остать-
ся в стороне от ‘событий современности.
Только политической близорукостью и не-
пониманием основных задач советского
театра можно об’яонить отсутствие в ре-
пертуаре современных пьес, которые хо-
чет видеть зритель.

Надо позаботиться и 0 наиболее бла-
топриятных условиях для зрителей. 0 том
же Бутурусланокок театре зрители 6006-
щают:

«Театр ежелневно переполнен, в в
нем неуютно, грязно и, глазное, холодно.
Дирекция совершенно не заботится 9 CBO-
em зрителе».

Это — нетертимое, чуждое для совет-
ского театра отношение в зрителю.

Кое-где театры ‘из узко пеляческих с00б-
ражений пытаются привлекать  зрите-
ля и танцами после спектакля. По-
танщовать можно иногда, но при-
чем  элесь театральное искусство? a
и  являюхя ли искусством — сек
такли, которые сами по себе уже не мо-
тут привлечь зрителя и нуждаются в та-
ком «дополнении»?

Поставить хорошо хозяйственную дея-
тельность театра, экономно и разумно рас-
ходовать  срелетва —— это задача 06060
важная в условиях войны. МХАТ, несмо-
TDA ва все трудности работы на новом
месте, работает без дотации. Отказался
от тотации Московский театр ленинокого
комсомола. Работают е прибылью Яр-
славский театр’ им. Волкова. Казанский
Большой  лоаматаческий театр, Статин-
градекий, Чкаловский, Костромской, Ры-
биновий и многие лругие, и. количество
таких театров должно расти с каждым
днем. А количество таких театров. Kak
Алексанирийский музыкальный театр. на-
холящийся сейчас в Туркмении и составив-
ший свой финплан «с разрывом в 240
`тые. рублей». должно непрерывно умевь-
шаться. Опыт организованных в векото-
рых областях театров; не состоящих Ha
государственном бюджете, убедительно го-
ворит © возможности обхолиться без го-
суларственной отации любому театру, да-
же в трудных условиях передвижной жи-
ЗИ.

Театры, которые идут в ногу co всем
наролом и живут его жизнью, волнуются
его мыслями и чувствами, многому нау-
чатся за время войны, возмужают y OK-
репнут. Их творческая деятельность на-
‘правлена на вооружение народа, она по-
может народу ‘окончательно разгромить
фалвистских захватчиков,

1942 ГОД

РОСТ СОВЕТСКОГО
ТЕАТРА

Цена 45 коп.

Главное в нас,

это-наша

Страна советов, ~~

советсная воля,

В. В. МАЯКОВСКИЙ.
Рис. худ. П. СОКОЛОВА-СКАЛЯ

*

Шли балтийны, наступали,
Гнали нелруга долой.

‚ Перед ним — чужие дали,
He найти дорог домой,
Нет пути ему домой.

Всюду немца ждет мА.
Скоро ворогу конец.

Что ж один идет унылый,
Призадумался боец,

Что задумался боец? ,-

Дом родимый за долиной, в
До него рукой подать,

А бойцу жену и сына
Захотелось повидать, —

Как бы, братцы, повилать?

Вот приходит он с друзьями — ^
Вся деревня сожжена,

Все разграбленс врагами,

Где же сын мой и жена?

Вот твой сын и вот жена:

*

Николай БРАУН

’_ Шли. балтийцы...

ЗУ ворот лежат, покрыты
Белым саваном-снежком,
Порастерзаны, убиты,
Злобной пулей и штыком,
’Пулей, братцы, и штыком!

Посмотрел ‘боец, качнулся,
 Пошатнулся, устоял,
Посмотрел и отвернулся,
Отвернулся, помолчал,
Словно каменный, молчал.

„ЧА потом промолвил: «Други! д
Нет дороги мне назад,

“Дайте мне винтовку в руки;

Дайте верный автомат,

_ Скорострельный автомат.

я ‘за кровь малютки-сына,
`За любимую жену,
Может, сам от пули сгиву,
”Только вражью не одну,
Жизнь прикончу не одну!»

eee ee ee

УСПЕХ

МОСКВА
На 16 апреля сумма подписки среди

писателей достигла 379 тыс. руб. Из жи-.

вущих в Москве 338. писателей на заем
нодписалось 810. Н. Вирта подписался
на 9 тыс. руб., С. Бородин-—на 5 тыс: руб.
По 4 тыс. руб. дали взаймы тосударству
Л. Соболев, М. Слободской, Л. Тимофеев,
по 3 тыс. руб. — Н. Богданов, К. Вра-
пива, Н. Волков, О. Литовский, 9. Минд-
лин. На 3 тые. руб. каждый подписались
Е. Габрилович, Фридрих Вольф, П. Map-
кит, А. Новиков-Прибой, М. Шагинян.

Коллектив филиала Московского театра
оперетты подписался на Военный Заем
1942 тода на сумму 141.425 руб., что’ вна-
чительно превышает месячный фонд зар-
платы. РГР. Ярон подписался на 4 тыс.
руб., В. Володин, С. Аникеев, М. Кача-
лов подписались по 3 тыс. руб. каждый.
М. Днепров — на 2.300 руб. Лвухмесяч-
ный заработок дал взаймы государству
дирижер Д. Пекарский,  полуторамесяч-
ный заработок — артисты балета И. Мо-
сквин, В. Зернов, 8. Гулельман.

В течение одного дня была проведена
подписка на Военный Заем 1942 года в
лервом фронтовом театре Военно-Морского
Флота. Подписка значительно превысила
месячный фонд. зарплаты.

КУЙБЫШЕВ

Уже к 3 часам дня 14 апреля подни-
ска на Военный Заем 1942 г. в коллек-
тиве Большого театра, находящегося в
Куйбыитеве, была закончена. На заем

подписались все ` без исключения работ-

ники театра. Сумма подписки при месяч-
ном фонде зарплаты в 600 тысяч руб-
лей превысила 800 тыс. рублей.

Выпуек нового займа встречено с or-
ромным воодушевлением. Вечером 13 ап-
реля в театре состоялся многолюдный ми-
тинг, на котором с речами, призывающи-
ми дружно провести подписку и дать
вгаймь- государству как можно больше
средств для скорейшего разгрома врага,
выступили Ю. Файер, один из старейших
работников ГАБТ суфлер Альтшулер и
другие.

И. С. Козловский, подписавитийся на
12 тыс. руб., заявил на митинге о сво-
ем желании дать, кроме того, специаль-

ЗАЙМА

ный концерт в фонд обороны страны.
Этот концерт будет устроен дирекцией
театра в ближайшие дни. М. Михайлов
подписался на 15 тыс. руб. Мелик-Па-
шаев — на 12 тыс. руб. Бароова, Ю. Фай-
ер. М. Рейзен — но 10 тые. руб., Нор-
пов — 9 тыс. руб. Антонова, Большаков,
А. Мессерер — по 7 тыс. руб., 0. Лепе-
зинская — ча 8 тыс. руб., артист ор-
кестра Полонский, получающий 1000 руб. в

‚месяц, подписался на 2500 руб. и т. д.

Некоторые работники театра при подпи-
ске внесли всю сумму наличными.

Успешно проходит подписка на Военный
Заем на предприятиях искусств Куйбы-
зева. Из 162 работников драмтеатра им.
Горького в первый день подписки под-
писалось 160 чел. Сумма их подписки
составляет 111 проц. месячного фонда
зарплаты всего театра. Из 162 работников
Областной филармонии подписалось 157
человек, причем сумма подписки также

превышает фонд зарплаты.

НОВОСИБИРСК

Митингом после спектакля «Бар-кохба»
коллектив Белорусского государственного
еврейского театра открыл кампанию нод-
писки на заем среди работников  ис-
кусств и писателей Новосибирска. Вече-
ром 13 апреля коллектив театра подпи-
сался на 44 тысячи рублей, что состав-
ляет 106 процентов фонда заработной
палаты: 14 апреля собрания и митинги,
посвященные займу, проходили по всем
предприятиям искусств города.
`’На митинге в Ленинградской филармо-
нии выступил И. Соллертинокий,  кото-
рый призвал присутствующих единодуш-
но откликнуться на постановление прази-
тельства — полписаться на новый воен“
ный заем. Подписка составила 159
проц. фонда зарплаты. Заслуженный ар-
тист Казахстана дирижер Шкаровский,
музыканты Родэ и Васильев подписались
на 200 проц., заслуженный артист Мра-
винский — на 150 проц.

Успешно прошла подписка на заем сре-
ди работников отделения Всесоюзного га-
строльно-концертного об’единения, Ново-
сибирского Тюза и др. Всего работники
искусств Новосибирска подписались Ha
525 тысяч рублей. Писатели дали взаймы
государству 11.400 рублей.

ском языке «о европейском духе»

] годарны,

советсное знамя,
советское солнце.

(В. Маяновский )

x

Конст. ФЕДИН

ДРАМА
_ СТЕФАНА ЦВЕЙГА

На чужбине, вдали от порабощенной
родины, за океаном, покончил самоубий-
ством Стефан Цвейг. Еще неизвестны об-
отоятельства самоубийства. Ho даже. не
зная их в точности, можно хоропю пред-
ставить себе лушевную драму писателя в
последние годы, если вспомнить ето лите-
ратурный и человеческий облик.

Это был; бесепорно, большой нисатель
свободной Австрии, один из заслуженных
современных писателей Нвропы, автор, из-
вестный и любимый у мирового читателя.
Как рассказчик, он в совершенстве обла-
дал тайной занимательности. Он строил
сюжет с мопассановской легкостью, насы-
Was рассказ великолепными картинами
внутренней жизни героев, всегда очень
сложных и часто болезненных. Велика его
близость к русской литературе и особен-
но к Достоевскому. Новеллы его’ останутся
для художников примерами мастерства,
‘Для читателей — источником наслаждения.
В биографическом жанре он создал книги
образцовые и утвердил новейшее европей-
ское искусство исторического портрета в
художественной литературе. Я завидую
историкам и критикам литературы, кото-
рым предстоит писать о книгах и блеске
таланта Отефана Пвейга. Я завилую тому
читателю, который каким-то чудом еще
не слышал о Стефане Цвейте и вдруг
прочтет «Амок», или «Письмо незнакомки»,
или «Марию-Антуанетту». Ho какое чув-
ство вызывает у всех нас старая, разгром-
ленная, поверженная Европа, н6 способ-
ная и бессильная уберечь даже лучшие
таланты от своего поработителя, который
тонит, толкает, предает их на погибель?!

Я. перебираю письма ко мне и откоы-
точки Цвейга, вспоминаю каждую новую
ео книгу, присланную сразу после выхо-
да, с милой и быстрой надписью.
страсть призвания, сколько темперамента,
интереса, любви к литературе!

Помню, как в один из счастливых дней
моей жизни в гостях у Ромен Роллана, в
Швейцарии, хозяин передал мне по-галль-
ски изящным жестом письмо от Цвейга.
Живое, подвижное, подобное всей манере
Ивейга, письмо было наполнено множе-
ством мыслей и чувств. Нвейг раловался
за меня, что я булу «глядеть в самое яс-
ное и одновременно самое доброе око
Европы» ——в глаза Роллана. Он радовал-
ся, что незадолго ему удалось высту-
акить во’ Флоренции е речью на итальян-
и ATO
итальянцы были ему действительно. бла-
услышав, наконец, иную мело-

«идейным учеником Уот Уитмена и Вер-
харна» и заявлял, что «в молодости считал
онтимизм своей священной обязанностью».
Теперь он отвергал оптимизм. Но, даже
отвергая его, он «рассматривал Россию в
военном отношении совершенно вне опас-
ности». «Будьте уверены, дорогой Федин,
что, несмотря на безразличие интеллиген-
ции, несмотря на ослепление широких
масс, в тот момент, когла будет сделана
попытка превратить хозяйственный кри-
suc Европы в войну против России или
против какого- нибудь другого  государ-
ства; у многих из тех, кто теперь еше
мелчит, проснется совесть, и не так-то
просто удастся безрассудствовать  госпо-
дам, как это былов 1914 тоду, когда (о чем
недавно рассказал в своих (мемуарах князь .
Бюлов) граф Берхтольл, «улыбаясь», ©0-
общил, что сербов-то воевать принудят».

Во втором письме Цвейг высказался по-
чти декларативно. «Откровенно товоря, я
совсем не верю в имнериалистическую
войну». Он приводил пять доводов в 0б-
основание этой мысли. Он считал, во-пер-
вых, что ни одна европейская страна
уже не может быть настолько уверена в
своих рабочих, чтобы вести ллительную
войну. Во-вторых, по его мнению, Россию
ограждало от войны то обстоятельство,
что европейские народы гораздо больше
ненавидят друг друга, чем своего социаль-
ного противника. В-третьих, он находил,
что никак нельзя было бы оправдать во-
енное выступление в глазах европейского
населения, которому целое десятилетие
подряд внушалось, что Россия стоит пе-
ред непосредственной катастрофой. «Сами
империалистические государства создали
себе тяжелую ситуацию непрерывным
лганьем о предстоящем палении России.
Следующим доводом Цвейг приводил хо-
зяйственные отношения, которые «ныне
настолько отчаянны, что общественность,
наконец, снова начинает понимать, какие
чудовищные материальные опустошения
несет война. И последнее: у всех нас; ин-
теллигентов. налицо более высокая форма
репгимости, чем в 1914 году. Мы не дали
бы себя захватить врасплох столь жалки-
ми и безоружными».

С убеждением, что война невозможна»
Стефан Цвейг вступал в эпоху, содержа-
нием которой была открытая подготовка
войны. Фашизм рвался к власти, чтобы
заставить Германию взять реванитг и огра-
бить весь мир. С каждым годом очевид-
нее становилась неизбежность. всеобщего

дию, чем привычные для них фангист-

ские гимны. Шутливо, но He без гордо-.
сти, он называл эту свою поездку в дуче-
Он ра-
что после испытанного им дли-
нестособно-
сти думать и бегства от людей к нему
что он
после биографического произведения возь-
«прерванный на
«Депрес-
сивные книги в наши дни я считаю мо-
писал он, и ту
мысль в том же бодром, радостном
«быть слабым

ву Италию
довался,
тельного чувства

«гусарским налетом».
«хромоты»,
вернулосв желание работать и

мется снова за роман,
время депрессивного периода».

фальным преступлением».
же
письме выражал еще так:
в такое время, которое требует всего че-
ловека,— это мука. ;

Письмо этб писалось весной 1932 года.
Летом ‘я получил друтоё письмо, уже не.
в Швейпарии, а в Германии. И, замеча-
тельно, опять повторялось, почти слово в

слово, то же восклицание: «Оставайтесь,
будьте совсем здоровы!

важное, чтобы быть больным или уста-

лым!» Он He отрывался от работы, и
осенью прилетела одна из его открыток,
брошенных в почтовый ящик мимоходом:

«Вы еше здесь? Я хочу Вам ‚ прислать
свою новую книгу!»

Тогда уже бушевало разторавшееся на-

ступление гитлеровцев на германский на-
род. Через несколько месяцев Гитлер за-
жег рейхстаг. Толпа человекоподобных взя-

ла огонь позора с этого костра, разбежа-

лась с дымящими факелами по Германии,
и во всех ее городах поднялось к небу
пламя, уничтожавшее «европейский дух»,
о котором, наряду со многими писателя-
ми, говорил Стефан Цвейг. Его книги бы-
ли сожжены.

Далее с ним совершилось то, что стало
судьбою передовой интеллитенции всего
континента Европы. Цвейг должен был
покинуть свой Зальцбург: у ворот люби-
мого торода стоял волосатый призрак,
поднявиеийся из соседнего Мюнхена. С по-
сохом беглеца Цвейг стал переходить из
одной земли в другую. Волосатый при-
зрак` шел за ним. Вскоре фашизм мог
торжествовать: вспыхнул самый зловещий
из костров, раздутых Гитлером,— костер
мировой войны. Ето зарево преследовало
Цвейга, куда бы он ни уходил,—у бере-
тов Малой Азии, на Британских островах,
в бесконечно далекой Бразилии. Земной
шар превратился в огненную планету.

Тле, где мог бы прорвать беглец коль-
по смрадного пламени? Куда, куда мотбы
oa Цвейга сломанный“ посох Arac-

У меня есть два замечательных письма
Цвейга, присланных им еще до прихода
х власти гитлеровцев. Одно’ из них было
опубликовано, другое он прислал не для
печати, и оно еще лучше, еще откровен-
нее выразило взгляды писателя на во-
прос, которому посвящалась переписка—
вопрос о возможности новой войны.

В первом письме Пвейт называл себя

Время слишком

кровопролития... И какие горестные разо-
чарования преследовали Цвейга на каж-
лом шагу! Вероятно, он уже видел свои
заблуждения, когда, перед приходом к
власти Гитлера, писал, что быть слабым
в такое время— мука.

Он испытал эту муку. Он оказался в
числе европейцев, сброшенных с дороги
событий и убедившихся, что долгие тоды
после первой мировой войны были про-
житы в иллюзиях. Не в‘оптимизме Уитме-
на и Верхарна тут дело. Оптимизм, как
вера в человека, в его будущее, оптимизм
великого американца и великого бельгий-
ца являются плодом жизненной силы, &
не слабости. Такой оптимизм чувствуется
в жесте, с каким человек подымает над
своей головой знамя борьбы. Оптимизм —
не блатодушие. Наоборот, это трезвость,
помогающая различать как близкие, так я
отдаленные препятствия и ломать их в

борьбе.

Среди европейской интеллигенции был
очень распространен тип человека, уве-
ренного, что испытания войны 1914—
1918 тг. раз навсегда образумили челове-
чество и новые военные замыслы обрече-
ны самой историей на провал. Эту уве-
ренность европейские «оптимисты» считали
своим оружием. Они надеялись вынуть
оружие из ножен, если будет нужда. Ког-
да же перед ними возник волосатый при-
зрак гитлеровца и они схватились за
красивую рукоять своего меча, они обня-
ружили, что ножны были пусты. Уверен-
ность в безопасности превратилась у этих
людей в пассивность перед угрозой войны.

Стефан Цвейг был характером близок
к такой интеллигенции. Он был антифа-
шистом по складу мышления, по убежде-
ниям, по всему чувству художника. Он
был гуманистом в понимании девятнадца-
того века и стремился уберечь свой гума-
низм в неприкосновенности от века лвал-
патого. Война, как средство лля достиже-
ния цели, была противна ему. Он не до-.
пускал, что 1914 год повторится. И он
дожил до нангих дней. И год, когда война
подошла к берегам Америки, стал ето по-
следним тодом, ето