i

a Be

eal Be.

EY
a

*

— ластаюрую требовательность:

М. Д. МИХАЙЛОВ.

- И. А. ПЫРЬЕВ.

П. МАРКОВ

_НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО

Владимир Иванович Tee ee
50 получил выдающуюся награду — Cra-
линсокую премию — за поставленный им в
Художественном театре спектакль «Крем-
левские куранты». Он получил премию в
годы войны, когда искусство призвано
сыграть более значительную и волнующую
роль, чем когда-либо. А Немирович-Дан-
ченко олицетворяет собой в театре искус-
ство, предельно  правдивое, глубокое и
бескомпромиссное, искусство большой мы-
сли и чистоты, суровости и внутренней
наполненности. В его огромном сцениче-
ском мастерстве нет ни капли суетности,
он не любит ничего случайного, и для не-
го дороги только те детали, за которыми
взволнованный зритель увидит «второй
план» (любимое выражение Немировича-
Данченко) жизни человека — мир стра-
стей, идей, горестей и радостей. Если нет
этого «второго плана», если только бле-
стящим фейерверком режиссерской изобре-
тательности пролетит, перед зрителем
представление (драматическое, omepHoe
или балетное — безразлично), если не бу-
дут крепко и сценически выразительно
«привинчены» внутренние куски, если ту-
манен и расплывчат внутренний замысел
художника, если режиссеру нечего ека-
garb, то Немирович-Данченко равнодушно
или гневно отвернется от самого нарядно-
то, HO выхолощенного, традиционно опрят-
ного, творчески-бесплодного снектакля. Но-
тому что вею свою жизнь он любил ис-
кусство страстное и взволнованное, нап-
равленное в самым важным сторонам че-
ловеческой души, добытое из глубин жиз-
ни путем упорного труда и интуиции.

Он получил премию за постановку пье-
сы о Ленине, за спектакль, звучание ко-
торого в наши дни сильно и значительно.
Он никогда не считал для себя внутрен-
не возможным быть в отрыве от совре-
менности. Он живет ритмом действитель-
ности. Первые же дни войны он принял
торячю. Сволько горячих бесед провел он тог-
да со своими помощниками по обоим py-
ководимым им театрам,  Художествен-
ному и Музыкальному, по вопросам ре-
пертуара, сненического истолкования, пу-
тей театра. Война определяет сейчас для
него подход к искусству, не нонижающий,
`& повъынающий привычную его и все воз-
Bunyctk в
дни войны спектакля о Ленине знамена-
телен и важен. Н. Н. Хмелев в «Извести-
ях» дал яркую характеристику фаботе He-
мировича-Данченко над этим` спектаклем.
И каждый участник постановки, подобно
Хмелеву, вспомнит, как придавал Немиро-
вич-Данченко определенный смысл Ram-
дой отдельной сцене, как страстно поды-
мал на ренетициях снектакль до больших
сбобщений и как подробно и внимательно
искал все лучших способов ег сцениче-
ского разрешения. И мнотое 6н изменил
в спектакле в дни войны; никогда не ус-
покаивающийся, неутомимый и жадный
художник сцены, как будто еще по-ново-
му он понял спектакль, в Который и им
самим, и всем коллективом было вложено
столько труда, упорства и таланта.

сы советского драматурга — воспитатель
и помощник целого поколения русских
драматургов. Хоропю известна ето роль

~

в создании драматургии Чехова и Горь-
кого. В предревожюционное время он жад-
но искал опоры в современной драматур-
тии, останавливая внимание на тех про-
блесках дарования, которые. сулили рас-
цвет в будущем. Он увлекался, помогал,
сердился, отвергал, разочаровывалея
и пробовал, пробовал, пробовал. А в наши
тоды он CG неугасимой жадностью искал
тех авторов, которые способны выразитьи
раскрыть нашу современность и мотуще-
ство идей, ее онлодотворяющих. Его бесе-
ды савторами и, в особенности, репетицион-
ная работа (которая ведется им всегда с
страстным стремлением проникнуть в са-
мый сокровенный замысел автора, раскрыть
его стиль, особенности, мировоззрение, сде-
лать пьесу живой сценической реальностью)
являются наглядными и блистательными
уроками драматургии. Вс. Иванов, Катаев,
Леонов, Вирта, Погодин, Корнейчук, Тре-
нев, Инбер. Зак, Крон хорошо знают этот
прекрасный ‘дар Немировича-Данченко. Он
никогда не ограничивает себя пристра-
стием к определенной литературной шко-
ле. И подобно тому, как в Художествен-
ном тезтре он работал, работает и неус-
танно помогает своими советами десяткам
драматургов, подобно этому в Музыкаль-
ном театре он горячо встретил талант ПЮО-
_стаковича, много и упорно работал ©
Дзержинским и Хренниковым, мечтая о
создании советской оперы.

Он получил премию совместно с Хмелег

вым, Грибовым, Ливановым — прекрас-
ными представителями TOTO «среднего»
поколения МХАТ, которое  воспитано

К. Станиславоким и Немировичем-Данченко.
Высоко ценя и любя стариков МХАТ, Неми-
рович-Данченко всегда смотрит в буду-
щее. Его жадность к молодым талантам и
способность ими увлекаться поразитель-
ны. Он как будто вдумывается в самое
зерно того человека, с которым встречает-
ся, подвергая его своему: пытливому суду
и пытаясь разгадать, что тот несет с собой
в жизнь и что новото, свежего и интерес-
ного он внесет в искусство. С памятных
дней Филармонии, давших Художествен-
ному театру Книнпер и Москвина, акте-
ров «нервом призыва», он неустанно вы-
искивает молодые дарования В МХАТ
работает труппа, сложившаяся на основе
тралиций театра и воспитанная Немирови-—
чем-Данченко. Рядом вырос созданный
Владимиром Ивановичем Музыкальный
театр, целиком состоящий из людей co-
ветского поколения.

-Не отраничиваясь узко-професснональ-
ными интересами, Немирович-Данченко
смотрит на мир птироко, жадно и муже-
ственно. Прекрасна ero мудрая, ‘твор-
ческая жизнь. Прекрасно ее настоящее.
Тема о нем неисчернаема. В короткие
строки тазетной заметки не вместишь ни
характеристики его замечательного облика,
ни определения ето исторической роли в
русеком театре. Но в самом награждении,
увенчивающем деятельность ‘этого масте-
ра русской сцены, в том, за какую pa-
боту ему присуждена Сталинская премия,
в окружении, совместно с которым он ее
получил, отразились некоторые сущест-
веннёейшие черты художника, работать с
которым — и большое счастье, ‚и большая
ответственность. S

—

ЛАУРЕАТЫ-СКУЛЬЛТ

: Колоссальная фигура С. М. Кирова ус-
тановлена на возвышенности у берега мо-
ря и видна отовсюду в Баку. Киров изо-
бражен, как революционный трибун, при“
зывающий массы к борьбе за дело ком-
мунизма. Четко вырисовываясь на фоне
южного неба, скульптура воснринимается,
как символ большевистской партии, как сим-
вол борьбы и побед азербайджанского на-
Рода-

ABTop этого памятника — П. В. Сабсай
получил художественное образование в
мастерской проф. А. Г. Матвеева в Ле-
нинградской академии художеств. Его про-
изведение свидетельствует 0 расцвете
культуры народов СССР. Двадцать лет
тому назад азербайджанское искусство
почти не знало европейских художествен-
ных форм. В настоящее время Азербайд-
жан выдвигает лауреатов Сталинских пре
мий и создает художественные произве-
дения, имеющие значение для всего Со-
ветского Союза.

Памятнику В. П. Чкалову в г. Горьком
отведено самое живописное место в горо-
де. С крутого берега лги Чкалов часто
любовался открывающимися широкими
просторами Заволжья. Скульитор изобра-
зил героя в костюме летчика, приготовля-
кзцегося в полету. Налягивая перчатки на
руку, пилот-богатырь озирает небо.

И. Я. Менделевич, друг Чкалова, начал
работу над фигурой еще при жизни лет”
чика, который позировал ему для портре-
та. Впоследствии эта работа переросла в
работу над монументом. Этот крайне ред-
кий случай, когда монументальный намят-
ник исполняется’ в известной степени с
натуры, обусловил и прекрасное вненгнее
сходство головы. .

Памятник Чернышевскому, созданный
В: В. Лишевым, отличается” особой закон-
ченностью форм и слаженностью компози-
ции. Скульитура рисует великого демонра-
та в молодом возрасте в петербургский
период его жизни. Чернышевский сидит
на скамье. Его голова энергично повержу-
та в сторону. В скудной иконографии
Николая Чернышевского, насчитываю-
шей ‘всёго несколько прижизненных фо:
тографий и скульптурных портретов, еде
ланных в самое последнее время произ-
ведение В. В. Лишева занимает бесспор-
но первое место. Следует пожелать, чтобы
его монументальная скульптура была ис-
пользована лля памятника Н. Г. Черны-
шевскому в Ленинграде, на что она и бы-
ла рассчитана автором. я

Ал. ЗОТОВ

ОРЫ

Советская пластическая» культура, Ha-
сзитывающая целый ряд блестящих имен,
известных не только в СССР, но и BQ
всем цивилизованном мире, растет и раз-

вивается в условиях войны. Работы П. В.
Сабсай, В. В. Лишева и И. Менделевича,
— новое свидетельство ее расцвета.

УИ

к:

Сталинской премией по архитектуре за
1941 год удостоен один из славных зод-
чих нантей страны — покойный академик
А. И. Таманян, по проекту которою в
прошлом году завершена постройка Дом
правительства Армении. :

Архитектура Советской Армении имеет
свое ярко выраженное лицо. Приезжая в
Ереван, попадаешь в город, замечатель-
ный не только своим природным окруже-
ниеи, но и архитектурным пейзажем.
Город этот — целиком создание нашего
времени. И хотя улицы ето еще пестрят
лесами новых строек, весь облик города
уже. сегодня производит цельное и силь-
ное внечатление. Новая архитектура фор-
мируется здесь под прямым воздействием
величественных образов природы. В архи-
тевтурный организм Еревана как бы
включены соседние холмы и виноградни-
ки, обширные долины,  завершающиеся
мощными конусами Арарата. Для того что-
бы почувствовать всю первозданную кра-
соту этой природы, не надо выезжать из
города. Она неизменно присутствует в
самом Ереване, в перспективах его улиц,
в рельефе его под’емов и спусков, в са-
мой окраске города, отливающего розовы-
ми, желтоватыми, лиловыми тонами ap-
тикского туфа.

Армения ботата древними памятниками
зодчества. В изобилии разбросанными по
ее селениям и горным склонам. Ясная и
строгая национальная традиция прошла
почти незамутненной сквозь многие века,
создав образцы армянской классики: кри-
сталлически четкие  об’емы церквей
-IX—XI веков, ансамбли Санаина и Ахиа-
та, суровую простоту Ереруйской базили-
ки чеканную Форму храмов Вагаршапата.

Традиции народного строительного де-

3. А. ФЕДОРОВА.

ТАМАНЯН

ЛЕНИНГРАДСКИЙ KOMCOMONEL,

Работники Ленфильма звали Михаила,
Розенберга залросто Мишей и любили его.
Это был еше очень молодой человек —
талантливый сценарист. :

Он писал сценарий сам, но не гнушал-
ся и черновой «аварийной» работы. Иной
pas внезапно выяснялось, что актеры ©
трудом произносят текст, написанный для

них автором, а некоторые эпизоды в еце-

нарии и вовсе не играются. Что делать?.
Вызывать автора? ° Но автор  далеко..
пишет новую книгу, давно забыл
о сценарии и вряд ли приедет. А тут
солнце вот-вот скроется за тучи, начнут-
ся затяжные дожди, нельзя будет они-
мать. Каждая минута простоя с’емочной.
трупчы принесет тысячные убытки. И.
здесь в таких случаях вызывали Мишу.
Розенберга. Просили: «Миша, помоги!» И.
Миша помогал. 5

Он садился за чужой сценарий и, ста-
раясь че нарушать. авторского замысла,
исправлял диалог, писал новые реплики,
выбрасывал лишние, скучные сцены, при-
давал действию энергичный, кинемалогра-.
фический ритм, и сценарий ‘становился.
значительно лучше. Миша приносил его’
режиссеру, и на этом его функции конча-
лись. 2

Вместе с поэтом С. Михалковым Миша
написал лучигий совой сценарий «Фронто-.

<

вые подруги». Авторы любовно работали’

над каждым эпизодом, над каждой ролью.`
Правдивыми и суровыми красками нари-
совали они картину войны и образ совет-°
ской девушки-героини. :

Фильм, поставленный режиссером В. Э#-
смонтом, обошел все экраны Союза. Он
пользуется большим успехом’ и в США,
тде ето назвали «Девушка из Ленингра-
да».

Эта хорошая, боевая лента подсказала

многим и многим девушкам и женщинам  -

нашей страны, каково должно быть их
место в строю в те дни, когда «война-ме-
телица придет опять».

Сегодня мы читаем имя Михаила Розен-
берга в списке Сталинских. лауреатов.

Перел самой войной Розенберг вместес
постановщиком картины «Петр 1!» режис-
сером Владимиром Петровым написал от-
личный ‘сценарий «Киров» —0о ‘жизни и

деятельности Сертея Мироновича в Ленин-
традё. Закончив этот труд;) Миша собирал- Г

ся написать сценарий о лейтенанте ИТид-
те, образ которого увлекал его с детства.

Сотни фотографий, дневников, различных !

биографических данных о омелом офицере-

труль. А потом

Вл. БЕЛЯЕВ

драматурга. Но вспыхнула война, и тему
иришлось отложить: надвигались более
срочные дела.

< Мне довелось видеть его в периол, ког-
‚да он писал сценарии коротеньких филь-
мов «У старой няни» и «Час расплаты».
-. Над Ленинградом стояли белые ночи, и
в их нежном свете вырисовывались. на фо-
не прозрачного неба’ серебряные сигары
ASpocTaTOR воздуптното заграждения. Они
‘высоко были подняты над городом, над
застывшими, отражающими силуэты домов
каналами. Висели недвижимо, напоминая
‘ежесекундно о войнеиюб онмасноети, угро-
каютцей городу. В эти последние ночи
‘июня было душно и пахло гарью: где-то
‘под Ленинградом горели леса. Среди ночи
мы тунги электрический свет, подыма-
‘ли маскировочную штору и, открыв окно,
ложились на подоконник.

= За зеленью тихих деревьев открывался
напгим взглядам прекрасный ‘заснувпгий
на короткое время, на три-четьгре чаха,
великан-город. Блестел шпиль Петропа»-
лювки, изредка, шурша покрышками, про-
носились по гранитным ‘мостовым без
предупредительных сигналов военные ма-
аины, проходил под окнами, гулко по-
стукивая каблуками, краснофлотский па-
вдруг надолго сканови-
лось тихо. Мы лежали молча, пёрегнув-
шись через подоконник, смотрели на го
рол, впитывали в себя его ночную вра-
`ооту, но мысли каждого в эти минутьь
‘были далеко, на полях сражений, в Лат-
‘вии, в Литве, у Белостока. И`с каким не-

‘терпением мы ждали пяти часов, чтобы
‘включить радио, услышать Москву, узнать

очередную сводку Информбюро!

За несколько таких бессонных ночей два
сценария были написаны, дия их по-
ставила, а вокоре Мишу оное рть мы
увидели в винтовкой и в красноармей-
ской шинели. р

Он ушел на фронт с батальоном до-
бровольцев-комсомольцев и холодной ок-
тябрьской ночью поёиб смертью  тероя,
останавливая немпев, рвущихся к Ленин-
граду се стороны Эстонии. .

Омываемый холодными волнами Фин-
ского залива пустынный берег, где ‘проте-
кал этот бой, хранит тело сценариста Ми-
ши Розенберга, и ‘большой валун времен-
по, вместо памятника, положен товарища-
ми на его могилу.

юдруги», вопомните
одного из авторов сценария — славного
ленинградекого комсомольца Мингу ‘Розен-
Gepra, который поступил Tak, Kak посту-

революционере окружал молодого кино-   пил бы любой из созданных им героев.

*

me
Дом Правительства Армянской ССР

` Д, АРКИН

ла сильны в этой стране: армяне издав-
на были искусными мастерами камня.
Столицу Советской Армении строит поко-
ление молодых архитекторов. Их приз-
нанным учителем, их старшим мастером
был Таманян. Он пришел работать`в’ Ар-
<мепию” уже на склоне своей творческой
деятельности, но’именно здесь он создал
лучшие свои произведения.

Можно товорить о целой школе Таманя-
на. в современной армянской архитекту-
ре. Эта школа имеет отнюдь не только
местное значение, она принадлежит к
числу нанболее значительных явлений в
истории советской ` архитектуры.

Таманян по-своему воспринял
нальные традиции армянской классики и
сумел показать то жизненное, что в них
содержится: В ето собственной архитек-
турной манере образы старого зодчества

раскрылись в скупом и строгом отборе. ,
Таманяна привлекала больше всего архи-.
средневе- .
ковья: Удивительный народный орнамент:

тектура раннего армянском
на древних камнях — виноградные гроз-
ди, звери, птицы. вырезанные сильным,
мужественным резцом; призматические
00’емы старинных базилик; строгие верти-
кали  пилястр, разбитых Узкими, высоки-
ми нишами; красота самого камня — Te-
санного или обработанного сильным, гру-
боватым руетом.

Эти образы древнего зодчества тах тес-
но силетались с образами самой природы,
что трудно было отделить композицию
какого-нибудь Вагаршалатского или Дара-
чичатекого храма от композиции окрестных
горных хребтов и котловин. Таманян ин-
терпретировал мотивы армянской клас-
сики как художник, дождавшийся ‘на род-
ной земле возможности подлинного твор-

`сто народными художественными

‚ тал свой стиль, иногда несколько

нацио-.

_в Ереване, построенный по проекту

арх. А. Таманяна.

‘чества после тех академических стилиза-
`ций, мастерски выполненных, но‘ холод-
—ных, которым была отдана первая поло-
‘вина его деятельности и образчиком ко-

торых является извеетный дом на Новин-
ском бульваре в Москве. Исследования То-

’роса Тороманяна по истории армянской
‘архитектуры  дали зодчему богатый -мате-

риал. Звартноц, этот древнейший и един-

‘ственный в своем роде памятник, соеди-

стлетения сирийских,
‘f0THBOB с чи-
черта-
ми особенно глубоко воздействовал на
теорчество Таманяна. Архитектор вырабо-
ста-
отмечен-

няющий сложные
малоазиатских и местных

тичный и тяжелый, но всегда

‚ный печалью подлинного. и большюго ис-

кусства. В композициях  Таманяна неиз-
менно присутствует суровый эпос армян-
ской земли,  видевшей в прошлом так
много войн и страданий. —

Ереван тордится многими постройками
Таманяна: ‘монументальный Театр оперы
и балета замыкает собою узел основных
магистралей города; здания  Ветеринарно-
то института, Обсерватории, Публичной
библиотеки принадлежат к числу лучших
образцов советской’ архитектуры. Но про-
изведением, в котором‘с наибольшей си-
лой снавался индивидуальный стиль ма-
стера и его высокий художественный
вкус, является бесспорно Дом. правитель-
ства на площади Ленина.

Это здание сравнительно невелико по
0б ему и В то же время монументально
в самом подлинном смысле слова. Почти
плоская стена, разбитая типичными ap-
мянскими пилястрами и нишами, ожив-
лена резным фитурным орнаментом, наве-
янным руинами Звартноца. Эти рельефы
настолько ортанично «входят» ‘в поверх-
ность Камня, что кажутся его естествен-

языком этих лаконичных и в то же вре-
мя таких выразительных фигур. Обли-
цовка из розового” туфа сближает облик

“Hotta вам доведется смотреть ещё раз.
‘фильм «Фронтовые

ной обработкой: Камень как бы говорит

МАРЕ

Вере Петровне Марецкой принадлежит
много замечательных сценических портре-
тов, необыкновенно свежих по краскам,
сочных по колориту, ярко’ впечатляющих
пою остроте рисунка, но сложной пытли-
вости и глубине характеристики. Кто видёл
хвободную, смелую, блестящую кисть Ма-
рецкой в Лизе («Горе от ума»), в Глафи-
‘ре («Волки и овцы»), в. Бетти Дорланж
(«Школа ненлательщиков» Вернейля), в
Мирандолине («Трактирщица» Гольдони),
тот никогда не забудет ни ласкающей
 трелести колорита, ни неувядающей ярко-
ти красок этих портретов. Но сколько бы
мы ни любовались этими живописными
богалствами портретов Марецкой, она мог-
ла бы остановить наши похвалы четырь-
мя — на одно слово измененными — сти-
‘хами поэта:

Не колорит влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

Эти слова выражают самое
искусства Марецкой.

Когда, посмотрев ее Мирандолину, ей
товорили: «Вы бы могли с этой ролью
прямо перейти в «Соше@е Егапсалзе», на
первую в мире сцену «классической ко-
медии», — это было справедливо. В «Шко-
де неплательщиков» Марецкая играла лег-
комысленную, дерзкую и лукавую фран-
‘цуженку с таким виртуозным блеском, ка-
кой вряд ли сиял в последние годы в
старом Доме Мольера.

Все обаяние мастерства Марецкой, вся

«сладость» ee покоряющей театральности
He были -бы ни так прелестны, ни так
радостны, если бЫ за ними и в них не
светилась, ие обогревала
теплом «любовь и радость бытия». Вот
в чем источник обаяния Марецкой, вот в
чем радостность ее искусства, его бли-
зссть и нужность советскому зрителю.
“ Мирандолина очаровательно смеется,
проказит, шутит, танцует, — но это от-
того, что в ней поет сердце ничем и ни-
‘кем незатлушимую несню о праве челове-
ка на счастье, о его воле завоевать это
счастье.

Машенька — в пьесе Афиногенова —
совсем не Мирандолина, а советокая де-
зочка наших дней. Совсем не легок тот
путь, на который вывела ее жизнь. Но в
ней,`в этой девочке, сердце поет ту же
‘песню о радости бытия, о сладости найти
и утвердить человеческое в человеке, —
‘и эту песню, по-детеки правдивую, Маг
ренкая сумела передать с такой прекрас-
‘ной простотой, с таким удивительным чи-
 стозвучием, что простая песенка отдалась
в каждом, кто ее слышал, голосом высо-
кой правды, освещающей нелегкий труд
RHBHH,

Никакой «комедийности» не было в
этой Маленьке, а между тем источник
‘светлой жизнерадостности бил в ней клю-
чом.

Вспоминается Любовь Яровая Mapen-
кой. Тут не было ни смеха, ни веселости,
ничего из того, чем так богата Марепкая
в «Волках и овцах» и в «Трактирщице».
Она ne играла в Любови Яровой героиню,
как играют многие. Но она с любящим
вниманием показывала рост сердцах соз-
‘ревание мужественной мысли и воли этой
учительницы, испытавшей второе рожде-
ние в революции. Маренкой удалось пока-
зать героическую жизнь, как жиань про-
стую, естественную, как. нормальное
бытие человека наших дней. Этот об-
раз, далеко не оцененный при бвоем по-
явлении, с особенной блатодарностью вепо-
минается теперь, котда позседневно в
героической простоте совершаются дела,
становящиеся достоянием истории; зер-
‘тители этих дел — родные бралья и се-

существо

,

ГОРЯЧЕЕ

Это очень талантливый человек, его
произведения доходят до сердца читате-
ля, зрителя. Они никого не оставляют
равнодушным. И прежде . всего, потому,
что сам К. Симонов не бывает равно-
душным. Он живет интересами своего
народа, он пишет для народа, и народ
любит и уважает его.

Ero маленькое стихотворение, напеча-
танное в «Правде», «Жди меня», перепи-
сывалось’ многими женщинами на листоч-
вм бумаги. Листочки эти лежат вместе с
письмами любимых и дорогих людей, сра-
жающихся на фронтах за счастье и честь
родины. Симонов сказал за любящих лю-

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.

Эти строки приобрели нопулярность. Это
и есть успех поэта. Успех подлинный, г®-
рячий.

Пьеса «Парень из налжего города», за
которую К. Симонов удостоен высокого
звания Сталинского лауреата, — тоже
очень горячая пьеса. Образ Сергея Луко-

здания с колоритом горных вершин и ©0-
седних холмов.

Таманян широко применял в своих по-
стройках артикский туф, зымечательный
материал, одновременно конструктивный
и облицовочный. Пластические возможно-
сти этого материала не уступают его
прекрасным колористическим — качествам.
Таманян показал, как прекрасно  «рабо-
тает» туф и в орнаменте, и в классиче-
ском ордере, ин в разнообразной фактуре
облицовки, и в плоскости стены. Именно
благодаря Таманяну туф сделался излюб-
ленным материалом армянских архитекто-
ров. Он придает улицам Еревана их
своеобравный и привлекательный коло-
рит: неповторимые краски армянских гор
с их интенсивно желтыми, бурычи, розо-
выми оттенками, ‘низкие поросли вино-
традников, огромные складки земли, еще
сохранившей в этой стране все разно-
‘образие своей первичной расцветки, как
бы присутствуют в архитектурных фор-
мах и красках города.

@тарый зодчий, так много труда и та-
ланта положивигий на строительство род-
ного города, Таманян умел чутко прислу-
шивалься 5 голосам народного творчест-
ва, звучавшим и в руинах древних па-
мятников, и в песне современного азпуга.
Он страстно любил свою прекрасную и
суровую страну, свой родной город, зано-
во рождавшийся на его глазах. В лучших
произведениях Таманяна чувствуется эта
высокая любовь художника к своему
народу. Древняя традиция выступаёт в
этих произведениях обновленной живым
и непосредственным чувством современ-
ности. Именно это сочетание придает ра-
ботам Таманяна силу художественного
воздействия, присущую подлинной клас-
сике.

своим вешним\

дей то, что они хотели сказаль друг друту.

С. ДУРЫЛИН

ЦКАЯ

стры той Любови Яровой которую по
азывала Марецкая.

В грозные дни отечественной войны
Марецкая вышла на сцену Надеждой Ду-
Ровой в пьесе К. Липскерова и А. Кочет-
хова, — и с властностью и свободой,
свойственной большим художникам. пере-
‘несла нас в эпоху первой отечественной
войны.

Как в 1812 году, в этого ‹корнета Алек-
‘сандрова» с солдатским Георгием на гру
ди. влюблена была вся русская армия от
простого казака до Кутузова. как в образ
«кавалерист-девицы» влюблена была в
свое время вся русская поэзия от песен-
ника-гусара до Пушкина, так в Дурову-
Марецкую, в эту чудесную девушку-героя.
с первого же спектакля влюбился весь
зрительный зал, все товарищи по другим
театрам и — редчайший случай! — see
критики спектакля.

Не нужно было доказывать правдивость
поэтического образа, созданного Мареп-
кой: не только от слова, от каждой улыб-
хи Надежды Дуровой веяло тем освежаю-
щим дыханием жизни, которое есть пер-
вый признак художественной и историче-
ской правлы. Такая девушка — думалось
зрителю, — смелая. умная, благородная в
своем патриотическом порыве. — не просто
могла быть в 1812 тоду, — нет: она не мог-
ла не быть в эпоху, когла народ оборонял
свою родину от иноземных завоевателей. С
кем бы ни была, ни говорила Дурова-Ма-
рецкая, —с отцом, отставным гусаром, или
< Александром Г, с нянькой Марьей или
< поэтом-партизаном Гурцевым, — всюлу
это была сама естественность, сама не-
принужденность, сама правда; каждый,
смотря на Дурову-Марепкую, верил: так,
а не иначе, должна чувствовать, говорить,
действовать эта девушка-герой, ушедшая
на войну.

Маренкая играла (как неверно здесь это
слово!) перед самым строгим и требовал
тельным зрителем: перед участниками
зторой отечественной войны, которые по
боевому опыту знают, как чувствуют, что
говорят и как действуют девушки-герои.
И Марецкая выдержала этот строгий и по-
четный ‚суд: зрители дали восторженный
отзыв образу, созданному артисткой.

Марецкая не романтизировала свой об-
pas. Она как всегда, была верна
внутренней правде, HO самая эта
правда светлых чувств и благородной
воли, всецело отданных родине, была пе-
Тедана артисткой с таким горячим соуча-
стием в них, что сама собою возносила
‘простой образ русской девушки до герои-
‘ческой высоты, делая егс близким и род-
ным зрителю.

„..Русская земля

Не будет под пятою иноземца.

Есть у нее защитники! Друзья!

Клянемся так сражаться в каждой

битве,

Как мы сражались в день Бородина.

Эти одушевленные слова зритель вос-
принимает из уст Надежды Дуровой, как
призыв, обращенный к ‘настоящему.

И если в каждой роли Марецкой свети-
лась «любовь и радость бытия», то в ее
Надежде Дуровой она светится . сильнее,
пламеннее, чем когда-либо. Ибо нет боль-
шей радости бытия, как посвятить его
борьбе за свободу и будущее своей роди-
ны, и нет выше любви, чем любовь к сво-
ему народу. a

Марецкая деятельная участница
этой борьбы за будущее, за счастье свое-

то народа. Род ее оружия — искусство; и
зысокая награда, полученная ею, свиде-
тельствует о том, зто оружием этим она
владеет с превосходной силой и высоким
мастерством.

` К. Финн

СЕРДЦЕ

нина, парня из нашего города, близок
сердцу советского зрителя. Нет букваль-
но ни одного места в пьесе, где зритель
бы потерял интерес к судьбе этого заме-
чательного парня. Это потому, что сам
драматург влюблен в своего героя, он не
изменяет ему ни разу во имя возможных
театральных эффектов. К. Симонов —
один из тех драматургов, которые не
продадут своего героя и не выдадут ни-
когда. Дружба — так дружба. Любовь —
так любовь. К. Симонов слился со своим
героем. У них одно умное и горячее серд-
це. Биение этого прекрасного сердна чув-
ствует зрительный зал. ;

В пьесе не все удачно, но в одном
смысле она, я бы сказал, совершенна.
Совершенна любовь автора к терою, со-
вершенны их единство и дружба. Bort
так любить своето героя, так дружить с
ним изсделать все, чтобы вритель нове-
рил в эту дружбу, почувствовал эту лю-
бовь-——вот это и есть талант драматурга.

Я смотрел эту пьесу в Московском те-
атре ленинского комсомола. Спустя Troy
я видел ее в одном из периферийных
налиих театров. Постановки были различ-
ные. Московский Луконин совсем не был
похож на периферийного Луконина, как,
впрочем, и другие актеры. Художники
по-иному оформили спектакли. Все было
иное. Симонов же был тот же самый.

Это свой толос в искусстве. Мастерство
драматурга достигнуто Симоновым в ол-

ной из первых пьес. Мне думается, что
К. Симонов достиг этого потому, что сразу

понял: есть один основной закон сцены,
закон этот — большая и страстная прав-
да жизни, выраженная в сценических 06-
разах. Именно большая и страстная прав-
да — и никакая иная. Тут уж без ски-
док. Стоит погрешить против этой празв-
ды хоть малость в первом акте, и
ничто уже не спасет спектакль. Снек-
такль просто закончится. Он не со-
стоится, несмотря на то, что на сце-
не еще может что-то длиться до
конца вечера. К. Симонов горячим
своим сердцем понял, что театр это
обнаженная правда, что театр — это ги-
тгантски увеличительное стекло, сквозь
которое видна душа человеческая во

всей ее сложности, во всем ее величии
и красоте.

А писать правду имеют право только
те, кто знает эту правду, кто знает свой
народ, кто любит свой народ. Нотому что
только народ рождает правду.

Натражление К. Симонова Сталинской
премией — радостное событие для всей
советской литературы, для сверстников
Симонова и для писателей старшего по-
коления.

=

Sg necme ten ewe einem eee ee ee een eR Oi ee eee ae wee eee они ион ик ини ци иконе ся ву икон омичи чении ея нии ааа ние че чо весну инете на Фики и де ичень

анна воза вававчанникии

ЛитекРАТУРА

suRDaeneseseaes!

и Искусство

РНИИ ПЕ ИНН руин