РУССКИЕ МЫ

`Фввень смывает с деревьев пыль,
“Денаскирует автомобиль: ,

: Черные лаковые ‘бока ’,

Снова заметны издалека.

Я покрываю его попоной
Темнозеленой,

Из веток сплетенной,

И оставляю в лесу в стороне.

Я ве ропщу на дождь на войне. ©

Полем ползем,

“Ложимся в окоп.

В каждом окопе соломы сноп,
Из-под соломы забили ключи,
Грязь проступила:

Лежи, молчи!

Пусть, размывая стенки окопа,
Речки кричат о начале потопа,
Кости норд-ост продувает мне,—
Стужа меня не страшит на войне.

Кашляем мы,

Но холоду рады,

Только бы мерзли, дрожали бы гады,
С ужасом ждали бы нашей зимы.
Сами все вынесем:

Русские мы.

Пишет подруга из Сталинграда

А. ЯШИН А. БРУШТЕЙН

ДЕТСКИЙ ТЕАТР
В ДНИ ВОЙНЫ

Не случайно Новосибирский Тюз для
первой своей премьеры выбрал иноцени-
ровку «Тимур и его команда». Чудесная

ЧАП

«В эти бесконечные дни я был во вла-
сти толода и страха перед завтрашним
днем, вечного страха перед тем, что бу-

О голубых вечерах в степи.

Нам ничего голубого не вадо,
Мы говорим друг другу: терпи
Только бы враг не зашел далеко,

: дет завтра. И никакое благополучие не
Только 6 вру ве давалось легко   avoutohisa И пленил сомелье reom,   MOM, MOL oonDGoxT> OF snore ть
Все, чем мы жили, т as eR о ее мыюлью — мыслью о нищете, мыслью об
Все, что любили, и. ee, м х д и Е одиночестве», — писал о себе Чаплин.
Что возводили на веки веков. явился, пожалуй, для. Тайдара самой Он сам как нельзя лучше сформули

ровал основную тему, которой посвятил
себя как будто навсегда. Посмотрите од-
ну за другой несколько картин Чанлина,
и вам покажется, что прошла перед вами
своеобразная энциклонедия всех челове-
ческих несчастий. Вы увидите человека,
который судорожно борется за жизнь,
увидите тщетноеть всех его мечтаний,
как бы ограничены они ни были.

Страх, неудачи, одиночество, смешные
и жалкие надежды на счастье — надеж-
ды трагические, потому ‘что они никогда
не сбываются, — вот содержание картин
о маленьком человеке в слишком широ-
ких штанах, рваных башмаках и помя-
том  котелке, самоуверенно и беззаботно
играющем своей камышевой тросточкой.

И, может быть, никотла еще в искус-
стве не было такого сочетания жестокого
тратедийного напряжения и его комиче-
‚ского разрешения.

Чанлин ни на секунду не отпускает
зрителя, держит его в постоянном на-
пряженни, которое по существу He раз-
решается ничем. Аристотель наверное
ужаснулея бы мучительству, жестокости
этого искусства: Чаплин не знает катар-
сиса в спасительном облегчении все раз-

большой похвалой. Да, такого Тимура сн,
вероятно, не видал, но он подметили
раскрыл присущую всякому, даже само-
му маленькому ребенку, огромную . по-
требность ошущать себя полезным, нуж-
ным, помогающим чему-то важному.
Котда разразилась война, оказалось, что
ребята нанпш, в самом деле, — тимуры,
что таких тимуров у нас легионы.
Тимуровские команды в дни войны в03-
никали стихийно в каждой школе, в
каждом пионеротряде. Приняв по началу
формы, нодсказанные Гайдаром, = н0-
сить семьям красноармейцев воду и дро-
ва, забавлаять плачущих ребятишек,  обуз-
дывать их драчливых бабузнек, — ‘наши
тимуровцы очень скоро переросли эту
мелкую бытовую помощь и перешли к
участию в больших и еложных трудах
взрослых. Новосибирские школьники от-
лично показали себя в уборочной камна-
нии. Они же собрали в фонд обороны
сколо 125 тые. руб. и свыше 13 тыс.
теплых вещей для защитников родины.
Тимуровцы организовали особые мастер-
ские по ремонту хозяйственной утвари,
примусов и т. п. для семей красноармей-
нев (шефы-заводы помогли в этом мат

Пусть в эту осень не будет света,
Теплого вечера,

Бабьего лета,

Солнца, которое я воспевал,

Только б разбойвик околевал.
Пусть разгуляется вихрь-коловерть:
Русскому — здорово,

Немцу — смерть.

Топи да будут непроходимы,

Небо нелетным, черным OT дыма,

В полночь — беззвездным,

К утру — безлунным,

В полдень =— знобящим, низким,
чугунным.

Пусть ово будет тогда голубым,
Когда победим- f

Бела ИЛЛЕШ

НАША ГАЗЕТА

У армейской газеты «На врага»—слав-
оз прошлое, прекрасное настоящее. Пе-
ред нами — великолепное будущее.

С нами работал хороший еоветокий пи-
сатель и замечательный человек — Ефим
Зозуля. Он был не молод, когда вступил
в ополчение. Но он шатал твердо. Когда
люди, поверхностно смотревшие на собы-
тия, ждали легкой победы, он говорил им
с предстоящей тяжелой борьбе. Но когда
некоторые испуганные интеллигентики пе-
реоценивали силы врага, он © непоколе-
бимым спокойствием говорил им 06
источниках нашей неисчерпаемой силы.
Он безгранично верил в советский народ
и в его великого вождя.

Его мягкий юмор приобретал 060бое
звучание в минуты опасности. Лес, в ко-
тором мы находились несколько часов
подряд, бомбили фашистские самолеты.
Нас не страшгило то, что жизнь нана под
угрозой. Но в тот момент мы не могли
дать должного отпора врагу. Зозуля, ле-
жавптий рядом со мною за большим де-
ревом, вдруг громко расемеялся:

— Что вы, Ефям Давыдович?

— Я решил старую историческую  за-
дачу. Я знаю, почему Диотен сврылея в
бочке. Он замаскировался.

Когда болезнь приковала Зозулю к по-
стели, он искренне завидовал Георгию
Санникову, в те дни зажитавшему фа-
шистские танки бутылками. На передовой
линии поэт читал свои стихи и вместе со
своими слушателями шел в атаку.

Санников, как и нали первый редактор
Иотанн ‘Альтман и первый ответственный
секретарь Софья Шмераль перешли Aa
новую работу, унеся с собой наши бое-

нашу тазету редактирует
М. М. Эрлих, Он был бойцом у Шорса и
написал ео биографию. У Щорса он
‚учился тому, как нужно бороться. За
долгие тоды работы. в. «Правде» он учил
ся тому, как редактировать газету.

Когда бригадный комиссар Русских
беседовал © сотрудниками нашей газеты,
OH сказал нам:

— Ван: долг—-сделать газету настоящей,
боевой, красноармейской. Если вы сде-
лаете ев такой, мы будем добрыми друзь-
ями. Но если вы хотите быть не только
хорошими журналисталги, а настоящими
большевиками, вы должны не только
писаль. Большое дело — воодущшевлять
советских воинов на великие подвиги и
описываль их героизм, но еще почетнее
вместе о ними бить врага.

Мы приняли указания. Теперь
вправе гордиться — кроме Г. Санникова,
четыре наших работника участвовали в
иггыковых атаках: Иван Костылев, Ми-
хаил Яровой, Анатолий Гринблат и Юрий
Левин. Наш пюфер Иван Юдин не только
отвозит сотрудников редакции на фронт.
Часто он доставляет на огневую позицию
онаряды. Он водит малтину по таким до-
рогам, где на каждом Wary угрожает
смерть. Он проезжает и там, где совсем
нет дорог. Друюй водитель — Михаил
Мухатаев заменил своего героически по-
тибшего брата шофера. Не раз уже мстил
он за смерть брата.

В деревне, куда мы прибыли в обед,
вечером уже горит электричество, звучит
радио. В каждой деревне у нас бывает

немало хлопот с детьми. У каждого из

Hac появляется свой  12—1А-летний
«ад’ютант». Эти юные ‹ад’ютанты» вы-
полняют всевозможные
благодарности не Зато

ожидают. мы

должны терпеливо выслушивать их «до-

несения».

Мы пишем в крестьянских избах, pa-
ботаем в землянках, творим в дороге, на

грузовике. Hamm читатели — бойцы,

командиры и политработники. Наша, тема

— героическая жизнь наших читателей.
Признаюсь, я всегда думал,

работы. Жало-
ванья, конечно, они не требуют и даже

что Лев

риалами своих отходов). В школах были

варищам, отстающим в учебе. a

Постановкой «Тимур и ero команда»,
имевшей у зрителя отромный успех; те-
атр, несомненно, сильно  активизировал
тимуровское движение в городе. Г

Кроме «Тимура и ero команды»
сценировка А. Авдеева) Тюз показ: ,
начала сезона «Профессора Мамл да
Ф. Вольфа, «Илью Муромца» П. Пацлен-
во и С. Радзинского, елочное представле-

работает над «Слугой двух господ»: ‹ Мо-
становщику почти всех этих спектаклей,

созданы тимуровские группы помощи To-

ин

ние по сценарию С. Серпинского и «Ерас-.
ную шапочку» Е Шварца. Сейчас театр

решающего финала — он всегда отрицал
его всей силой содержания своих картин.
Чаплин как бы говорит своему маленько-
му герою, что его несчастья лежат в са
мой его природе, что они вечны и ни-
когда не кончатся.

Я пе боюсь высоких сравнений —
фильмы Чаплина напоминают
ную «Одиссею». Тот же злой и беспощад-
ный рок, который преследовал Одиссея на,
всем пути его на родную Итаку, подсте“
регает и маленького человека в его путе-
шествии по современности.
рой Гомера был мужественен, умен и Ha-
ходчив, если он был героем, то современ-

‚ный человек в фильмах Чаплина также

©свремен-

Но если re-

режиссеру П. Центнеровичу, особенно- уда.
лись «Тимур и его команда» и «Профес-
сор Мамлок». Здесь интересный замысел
и большая  изобретательность  постанов-
щика были поддержаны талантливыми

Толстой переоценил действия и характер
Багратиона. Я даже допускал, что Чапаев
и Левинсон были не такими замечатель-
ными людьми, какими их описали Фурма-
нов и Фадеев. Теперь я знаю, что оши-

мужественен, хитер и находчив, но не
тероичен совсем. Он жалок. И у него чет
родимого острова, нет веселой зеленой
Итаки и нет верной Пенелопы, которая

‘зал мы смеялись,

бался. Не раз я имел возможность встре-
современными  Батратионами,
Чапаевыми и Левинсонами. Я видел, как
Поленов,
Березин и Поветкин; я знаю, как работа-
ют комиссары Русских, Мочалов, Мише-.
нев, Шлычков, Павлов-Разин и Гаврилов,
калтитана,

чаться 6

действуют генералы Юшкевич,

знаю полковника Степаненко,
Селиверстова, сержанта Заровского, шо-

фера Юдина и столько еще настоящих ге-
что простое перечисление их имен
могло бы этот короткий очерк превратить

роев,

в целую книгу.
Вот наша тема. Жаль, что мы

лучшие в мире — красные воины.

рабочих»

Зину Торопченову. Семь месяцев тому на-
котда эта слабая де-
звушка просила наб взять ee; Ha фронт.
А в тяжелые дни она заботилась о нах,
как маль. Она — тероиня в борьбе с бы-
товыми трудностями. Мы вновь увилим
фоторепортера Петра Петрокаса, который,
ради хорошего снимка, готов сунуть го-
лову в ствол вражеского орудия. Перед
нами оживет поэт Сергей Островой, ко-
торый сам готовится написаль такой эпос
и удивляется, что красноармейцы любят
его не за эпос, который он собирается на-
писать, а за маленькие—уже написанные
стихотворения. И в этом эпосе мы еше
раз увидим, как росли в бою два моло-
дых журналиста, как превратились в ост-
рых публицистов наш «сын»  Анато-
лий Гринблат и нали «внук» Юрий Левин.

Котда «отец»: Русских теперь встречает
нас, он говорит: i

— Ребята, не надо постоянно искать
самые опасные места. Ваше оружие—не
штык, а перо...

Мы работаем пером и работаем шты-
ком. Поэтому так почетно прошлое газеты
«На врага». Поэтому так прекрасно наше
настоящее и поэтому перед нами такое
великое будущее, что лучшего и желать
невозможно.

Калининский фронт.

В. ПОДКЛЮЧНИКОВ

В городе зодчего Назанова

До войны Калинин был одним из са-
мых красивых русских городов.

ивописное расположение у слияния
трех рек, легкий, ажурный мост через
Волгу, прямые и опрятные улицы, жел-
тые © белыми деталями общественные
здания и уютные домики ХУШ века, на-
конец, старинные церкви и монастыри,
разбросанные TO всем концам города,
придавали городу приветливый и жизне-
радостный вид.

Но больше всего славился Калинин ра-
ботами нашего знаменитого зодчего
М. Ф. Казакова. Казаков в Калинине—это
не только «Путевой дворец» или «Присут-
ственные места». Казаковым создан, после
пожара 1763 года, новый план  городз.
Именно выстроенные по этому плану зда-
ния и придают «городу Казакова» его
неповторимый облик.

Общая планировка, построенная на двух
пересекающихся магистралях, тлавная
улица, подчеркнутая тремя ритмически
расположенными площадями,  обществен-
ные и жилые здания, задуманные специ-
ально для оформления этих площадейы—
целый город, спроектированный и о06у-
ществленный по единому замыелу, под
единым художественным руководством,
вдобавок, под руководством такого Ma-
стера, как Матвей Федорович Казаков...
Да, Калинин имел звсе основания счи-
таться одним из ценнейших памятников
pyeckoro градостроительства! За тоды со-
ветской жизни город еще обогатился мно-
гими прекрасными зданиями, новым
театром, превратилея в один из блато-
устроенных областных центров страны.

#*
*

Немцы пробыли в городе Bcero лишь

ва месяца. Но после их ухода Калинин Ленинская (6. Фонтанная) площадь бы-

зрителя, Торговые ряды, бесконечный ряд

ЛиткРАТУРА И Искусство

приобрел такой вид, как будто в нем
произошло землетрясение...

Уже вся дорога от вокзала в центру
усеяна «трупами» домов. На главной —
Советской улице уничтожены огнем це-
лые ансамбли, созданные Казаковым и
его «командой» в ХУШ веке, В самом
центре города выгорел весь старинный
квартал, заключенный между Советской и
Кооперативной улицами. Новый четырех-
этажный дом на углу ул. Урицкого и
Красноармейской, в котором помещалось
лучшее второде кафе, сожжен и частично
взорван. Городской tearp, Театр юного

домов по дороте к Московской заставе —
все это сплошные руины...

Советскую (6. Полуциркульную) пло-
щадь Казаков задумывал как парадный
вал, который встречает под’езжающих к
городу со стороны Московской заставы и
от которого лучами расходятся главные
магистрали города. Эту площадь образовы-
вали несколько больших зданий,  состав-
лявших в плане широко раскинувитееся
полукольцо. Сейчас от этих зданий оста:
лось только три. Остальные сгорели.

Между Советокой и Ленинской площа-
дями находились старинные дома стан-
дартного типа, выстроенные по проекту,
разработанному бригадой Казажова. Co-
хранился и типовой проект, по которому
они строились. Изящные двухэтажные до-
мики на одинаковых участках, © одина-
ковыми дворами в глубине, засаженными
зеленью... Q

Сейчас почти все эти домики сожжены
или повреждены артиллерийскими онаря-
дами. От большей части из них остались
лишь голые стены с зияющими пробои-
нами, да пруды мусора на земле...

пока
имеем возможность писать о героях толь-
ко короткие заметки в несколько строк.
Утетнает нас, что пишем мы не только о
лучших героях мира, но и читатели Ин
убеждены, что после победного окончания
войны из наших заметок вырастет вели-
кий эпос который увековечит Hallux ге-
роев. В нем мы опять увидим и «черно-
) войны. Молодото корректора
`Арона, который учился у З6зули тому,
чтобы быть требовательным прежде. всего.
к самому себе. Маленькую малтинистку

актерами 3. Бултаковой, В. Виноградо-
вым, Р. Винотрадовой, Б. Ворониным,
П. Гариным, В. Макаровым, 3. Новик,
А. Фуксиной, М. Чадук-Ата и др. Бли-
жайшими постановками театра должны
явиться пьесы, заканчиваемые авторами
Я. Тайцем и 9. Якуб, «Колечко»—пъеса
о выпускниках акробатического технику-
ма, героических участниках фронтового
агит-вагона, и  антифалтистокая сказка
А. Бруштейн «Король Паук».

Едва ли не наибольшей трудностью в
работе Тюз является репертуар. Малочис-

матуртов теперь еще уменьшился. Старый
же репертуар тюзов оказался сегодня в
значительной части непригодным. В ‹су-
ровом свете войны особенно мизернъыми
ноказались мнимые конфликты пьес,
якобы отражающих жизнь советских де-
тей, терои этих пьес сморщилиеь ‘и об-
висли, как наполненные ‘тазом цветные
воздушные шарики. Ставить эти пьесы,

МОЖНО: по т

Мы гордились этой -пифрой, гордиливь
высоким качеством работы наших детских
театров. Мы чувствовали законное удовле-
творение, когда этому богатству нашему
завидовали приходившие в тюзы зару-
бежные тости. В своей ‘работе советские
тюзы всегда помнили, что в труднейщие
тоды гражданской войны молодая совет-
ская власть вызвала к жизни детские Te-
атры, чтобы они ередствами искусства
воспитывали завтрашний день.
перед  тюзами стоит не
сокая задача:
трашнего дня, за который борется вели-
кая освободительная Красная Армия.

г. Калинин. Слева: Облсуд

Е
ла залтроектирована Казажовым ‘и утверж-
дена Екатериной Ц, как административ-
но-хозяйственный центр города. Предетав-
ляя coool правильный восьмиугольник,
она получила крайне своеобразный архи-
тектурный облик — CO всех сторон. вам-
кнутая и, в то же время, во все стороны
раокрывающаяся композиция, составлен-
ная из четырех одинаковых,  крест-на-
крест поставленных зданий. а

Из них два — Горсовет (6. Магистрат),
и Областной суд (6. «Присутственные- ме-
ста?) — выстроены в 1767—70 гг. В обоих
яено читается изысканная рука славного
зодчего Казакова. Большой интерес пред-
ставляла конструкция стен — нечто ‘вро-
де хорошо расчлененного кирпичного
каркаса с кирпичным заполнением. Очень
своеобразны апоидальные ниши, перехо-
дящие в распалубки сводчатого нотолка,
воторыми были оформлены внутренние
помещения. Исключительно тонкое и теп:
лое выражение имели фабады с деталя:
ми, прорисованными так, как умел про-
рисовывать только Казаков...

Сейчас в здании Горсовета  вызжжев
второй этаж, а здание Облеуда — обго-
релый труп, который мертвыми глазни-
цами оконных проемов смотрит на рае:
крывающуюся перед ним площадь. Сго-
рело’ все, что могло гореть: деревянные
перекрытия, стропила, крыша, перегород-
ки, заполнения окон и дверей. Остались
только изуродованные отнем кирпичные
стены, несколько чудом уцелевших ком-
нат по концам корпуса, бессмысленно
торчалцие дымоходы, да лязгающие под
ветром длинные, черные листы кровель-
ного железа.

Перед зданием Облеуда, в центре пло-

прядет и распускает пряжу в ожидании

вращающихся несчастий. Спор этот был
ни к чему: вопрос об оптимизме и пес-
симизме можно ставить тольо  тотда,
когда герой сталкивается © реальными
историческими событиями крупного  мас-
штаба.

Казалось бы, Чаплин, © его философией
нищеты, при реальном  столкновевни <
историей в момент, может быть, самого
высокого и трагического ее напряжения,
тот момент, который мы переживаем сей-
чае, должен был пакть духом, должени
был примириться с уничтожением своего
героя,

Подумать только, на маленького челове“
ка обрушились такие испытания, по Opab-
нению с которыми все, что он переживал
до сих пор, только мелочь. И голод, и
нищета, и жизненные тяготы — вое это
пустяки по сравнению с теми несчастьями,
какие принес миру фашизм.

И в это время Чаплин поставил «Дик-
талора» — произведение резчайшей сати-
ры, глубочайшего обличения фашизма и
огромного оптимизма. В момент, когда
люди типа Жионо откровенно деклариро“
звали, что «лучше быть живой собакой,
чем мертвым Львом», и «лучше MUTE Ha
коленях, чем умирать в борьбе», Чаплин
поставил картину величайшего мужества.

В «Диктаторе» Чаплин находит в себе
силы стать выразителем оптимизма, ис-
торически оправданного и разумного.
Раньше его герой отчаянно боролся за
мечту о рае, в котором ангелы-полисмены
с белыми крыльями тащат ангелов пъя-
ных в полицейский участок, украшенный
бумажными розами, — так он это покал
зал в «Киде»; раныше его герой боролся
за право жить в Гувервилле, в домике,
сколоченном из фанерных ящиков и ком-
сервных банок, — так он это показывал
в «Новых временах».

Новый Чаплин говорит страстную и г)
рячую речь в финале «Дикталора». Он
товорит: «Пока живут на земле люди,
свобода не погибнет». Он товорит: «В на-
роде заключена сила — сила создавать
манЕнны, сила создаваль счастье». Он го-
ворит: «Будем бороться за мир, постро-
енный на разумных началах, мир, Tre
наука и прогрессе принесут всеобщее сча-
crpe>. И обращается к своей возлюблен-
ной, растоптанной трязными  ‹апогами
фалнистеких захватчиков, к девушке, ко-
торую били и истязали, девушке, кото-
рую пытались сломить пытками и побуя-
ми: «Выше голову, Жанна! Выите!»

Это совсем непохоже на меланхоличе-
екую и горькую фразу о боязни будуше-

ленный и до войны, отряд детских дра-

за малым исключением, сейчас HeBO3-

До войны мы имели свыше  707 чю >

Сейчас
менее вы-
воспитать людей ‘ото зав-

любимого мужа. Одиссей стремился. к из-
вестному и уже один pas обретенному
счастью; герой Чаплина — бродяга, без
родины, без семьи, без друзей — стре-
мится только к одному доступному ему
счастью — любыми путями сохранить
свою жизнь.

‚Чанлин жалеет своего маленького тероя.
Но в то же время он невероятно жесток
к нему. Он не скрывает ни его инфан-
тильноети, ни его легкомыелия, ни, на;
конец, нищеты его мечты, его жалких
стремлений. Общеизвестно высказывание
Гетеля о том, что история  повторяетея
дважды: как трагедия и как форс. Уси-
лия маленького чанлинокого человека, в
сущности говоря, фарсовые усилия, Герой
‘античной трагелии боролся с роком во
имя большюй судьбы, его гибель была
всегда результатом борьбы за большие
мысли, за большие исторические перспек-
тивы. Герой Чаплина гибнет в борьбе за
нищенокий идеал, за нищенское сущест:
`вование, 8a нищенокое, наконец; понятие
об этом идеале. И Чаплин этого не скрн-
зает — он показывает героя в трагиче-
ской ситуации и одновременно вскрывает
ето комическую, фарсовую сушность. По-
этому Чаплин жесток и ме сентиментален.

го, о нищете и одиночестве, которую я
цитировал в начале этой статьи. Оттемы
маленького человека, от темы борьбы с
житейскими гореслтями Чаплин переходитк
новой величественной и грандиозной теме.

Я не буду рассказывать содержание
«Диктатора». Оно общеизвестно. История
диктатора Тамании Хинкеля, в котором
без всякого труда можно узнать Адольфа
Титлера, и история его двойника — ма-
ленького парикмахера, потерявшего на
Бойне память, очень проста и непригяза-
тельна. И дело не. в сюжете картины.
Настоящая ee глубина, ее неоспоримое
социальное и, вместе с тем, художествен-
ное значение в том, как Чаплин показы-
-вает людей, как он их характеризует,
хак свопми обычными приемами комиче-
ского. эксцентризма он создает точные,
правдивые и злые образы Гитлера, Мус-
солини, Геринга и всей фашистской кли-
ки, которая претендует на. мировое гос-
HOZCTEO. ._ Е о

В картине две линии — ‘две роли, в
которых выступает Чаплин. Он играет
свою вечную роль, роль маленького He-
Удачника, об’екта истории, а не ее твор-
ца, ‚роль человека, который судорожно
борется за маленькое счастье; он играет
жалкого и милого Шарло. Здесь — обык-
новенный чаплинский сюжет, страшный
и в 10 же время смешной. Вот начало
картины — война 1914—18 тодов. Немцы
построили гигантскую пушку, которая
должна их спасти от французов и англи-
зан. Чаплин должен выстрелить из этого
орудия. Первый выюстрел` еносит до осно-
вания уборную, находящуюся на рассто-
янии чуть ли не ста километров; второй
оказывается неудачным: © жалобным сви-

Еритика много спорила о том, оптими-
стично или пессимистично искусство
Чаплина. Можню было говорить о том,
что его ‘искусство оптимистично, потому
что герой претерпевает любые испытания
и все-таки остается жить. Можно было го-
ворить о том, что оно пессимистично, по-
тому что герой ни разу не достигает

счастья, и вся его жизнь — цепь непре-

(6. «Присутственные места»). Интерьеры зал
Городской театр после разрушения Вид со сцены на : ae
УВ

мн

в

Halu, стоял памятник Ленину, работы
скульптора Меркурова. Немцы уничтожи-
ли статую и пытались сбить рельефную
надпись на пьедестале. Но свеже-сколо-
тый транит стал лишь темнее, и надпись
теперь читается еще яснее: «Ленин».

В конце Советской улицы, ва Город-
ским садом — площадь Революции. Ha
площадь выходит здание Облисполкома-—
бывший Путевой дворец Екатерины П.
Этот дворец издавна славился как луч-
нее здание Калинина. `

Именно с этого здания Казаков начал
отстройку города после пожара 1763 го-
да, причем в дальнейшем оно было до-
полнено. таким мастером, как зодчий
К. Росси.

Изящные, легкие фасады. Тонко про-
чувствованный характер вепомогательной
резиденции, в одно и то же время и
нредставительной, и по-провинциальному
уютной. Богатый вестибюль с колоннами
из полированного гранита. Еще более бо-
татый двухеветный зал на втором этаже
6 зеркальными каминами и украшенной
тонкой резьбой мраморной отделкой.

Сейчас от этого здания остались лишь
закопченные стены, мертвые проемы окон
и дверей, покоробившиеся от огня желез:
ные лестницы, каким-то чудом висящие
на воздухе камины второго этажа с отва-
лившейся мраморной отделкой. Из шести
гранитных колонн главного вестибюля
стоят лишь четыре. Ни перекрытий, ни
полов, ни крыши над толовой.:. © неба
на груды развалин задумчиво падает
снег, покрывая белой пеленой то, что
еще недавно было роскошным дворцом,
то, что в такой любовью создавал вели-

х ервого и второго этажей после разрушения, Справа;
зрительный зал; на переднем плане — остатки вращающейся сцены.

Qe eeeeeeeeSeSeeSSSSSSeSSse

кий Казаков и дополнял создатель ленин-
традеких ансамблей К. Росси.

А среди мусора, которым завалены по-
лы дворцовых кабинетов, — следы тех,
кто превратил дворец в руины. Разби-
тые бутылки из-под шампанского, же-
стянки от сардин «Торрес» («Сделано и
упаковано в Португалии»), ярко раесцве-
ченные стандартные упаковки от папи-
рос, обрывки изделий, награбленных во
всех концах Европы... И рисунки... Сво-
его рода «фрески», которыми‘ немцы ус-
пели покрыть стены дворцовых кабине-
тов, когда здесь временно размещался их
штаб. Не только обычная солдатская по-
хабщина. Наряду с ней — и произвеле-
ния офицерской «культуры»: выполнен-
ные в блеклых тонах декадентского при:
митива маки и дамские ножки, впере-
межку 6 силуэтами трехмоторных Gox-
бардировшиков. Полуобнаженная женская
игура в сопровождении корявых стиш-
ков: «Сюда стремится вся сила моей ра-
дости»... i
oe a предвидеть Казаков, что вар-

к осквернят
и р одно из его лучших

Но Калинин славилея не только произ-
ведениями Казакова. Белая Троица, воз-
никлная во времена Ивана Грозного. Цер-
вовь Екатерины за Волгой — мало изу-
ченный, но чрезвычайно интересный па:
MATHHR XVIII sera, 3 котором два фаз-
нообразных по стилю корпуса слились в
одну, наредкость цельную и RHBOUMC-
ную композицию. Гостиные ряды — 20
одннаковых корпусов дорического стиля
обнесенных ходовой таллереей — хипич.
ный образец торгового здания ХУШ ве.
ка. Ряд одноэтажных и двухатажных жи-

М. БЛЕЙМАН

ЛИН ОБЛИЧАЕТ

стом снаряд выпадает из орудия. И когда

Чаплину велят его поднять, снаряд Har

чинает кружиться, точно стремясь разо-

рваться и убить Чаплина. Весь механизм

войны показан в страшной смеси траги-

ческого и комического человек, кото-

рый должен убить другого, сам подвер-

тается опасности быть убитым; оружие

вырывается из его рук; граната, которую

должен бросить Чаплин, чуть не взры-

тает ето самого; дымовая завеса, кото-

рая должна его скрыть, заставляет ет.
заблудиться, и он попадает в расположе» ,
ние англичан.

‚Окончание войны не приносит ему 06-
легчения, Он долго лежит в больницз, он
потерял память, его’ считают сумасшед-
шим. Он приходит к себе домой только
тогда, когда над Германией eee
уже установлена диктатура Гитлера (Хин-
келя). И он сразу же попадает под из-
девательства под побои, под страшный
террор штурмовиков — OH, который хо-
чет только инемногого: жить, работать в
своей парикмахерской и иногда тулять

‘по вечерам со своей возлюбленной Хан-
ной.

В этой части картины Чаплин He из-
меняет своему характеру, — он такой же,
каки в <«Огнях города», и в «Пилигри-
ме», и в «Собачьей жизни», и в. других
картинах, — маленький, неловкий и He-
счастный человечек с инстинктивной жаж-
дой счастья, с неуемной мечтой о нем,
с ненстребимой жаждой жизни. Словом,
это знакомый  трагикомический,  Tpora-
тельный Чаплин, у которого не отняты
ни тросточка, ни усивн, ни широкие
штаны, ни рваные, слишком большие

его башмаки.

_

д
Но вот возникает вторая линия карти-К\

ны — линия диктатора Хинкеля. И тут
перед зрителем возникает новый Чаплин,
Чаплин, у Которого нет ни трогательно-
сти, ни жалости. Эта часть картины ©де-
лана с огромной разоблачительной силой,

Гегель в «Эстетике» писал о том, что
всякий гротеск, всякое преувеличение
только тогда становятся искусством, кот
да они не оторваны от реальности, не
отрываются от достоверности изображе-
ння действительности. Перед Чаплиным
с его экспентризвмом стояла опасность
изобразить абстрактную фигуру, оторвать-
ся от реальности, от персонажа, которо-
му адресована его сатира. Но тут произо-
ло то, чтб заставляет товорить о новом

Чаплине, — то, что делает «Циктатора»
достижением современиого искусства
вообще,

Чаплин изображает Хинкеля так, что
вы ни на секунду не теряете оттущения
реального характера Гитлера. Любая экс“

центричность Чаплина воспринимается,
как закономерное проявление — этого
страшного, ненавистного и  презренного
характера.

Когда Хинкелю говорят, что он будет
владеть всем миром, он начинает по-
пирковому жонглироваль глобусом. Соль
сцены — в маниакальной убежденности,
с какой это делает Чаплин. Здесь остро4
умно раскрыта исихология тлаваря фал
шистских захватчиков, обнажена ero мая
ниакальная жажда, господства. Замечательч
на сатирическая сцена первого  евидач
ния Гитлера и Муссолини (Хинкеля и
Наполони). Чаплин поднимается в этих
сценах до высот свифтовокой сатиры. Это
разоблачение врага настолько полное, нал
столько выразительное, что картина cra
HOBHTCH не только явлением искусства,
но и документом величайшего политичез
секото. значения. shear

Чаплин: замечательно. рисует —-cucreny
фашистского тосударства —— систему гру-
Goro произвола. Вот он показывает cna:
чала невинный бал во дворце Хинкеля
по случаю приема Наполони, и тут же

раскрывает сущность этого зрелища тем, ›

что элегантные дамы и господа, танцую-

щие вальс, кричат «Хейль» по указке чиз *

новника; тем, что они воруют в буфете
толбасу и прячут ее в своих олегтанта
ных плальях. Полон глубокого смысла
эксцентрический мотив взаимоотношений
Титлера и толстого,  бочкообразното Ге
ринга. Хинкель то срывает co своем
главного приспешника все ордена, ко-
торыми тот увешан, точно призовой
борец, то вновь их на него надевает.

Трудно пересказать все эти детали. Их
много, и каждая бьет по подлой психо-
логии гитлеризма, и бьет беспощадно.
Чаплин, который до сих пор умел в сво-
их картинах любить, жалеть и сокру-
шаться, возвышается до ненависти, до
ненависти всепоглощающей ненави-
сти, которой он отдает все свое художе-
ственное мастерство.

Маленький человёк Чаплина обрел му-
жественный, вдохновенный и страстный
голос. В «Диктаторе» он стал большим
человеком. Чаплин, великий художник
современности, предстал перед нами ак-

тивным борцом за счастливое будущее
человечества,

LS оспа пажиииини
LL ЕЕ Иной

лых домов за Волтой — интереснейшие
произведения старинной особняковой ар:
хитектуры, «Архиерейский дом» — при-
‚‘хотливый усадебный комплекс с парком,
прудом и садовыми павильонами, до вой-
ны служивший  калининцам городским!
парком культуры и отдыха, a

ждое из этих зданий состояло Ha,
Учете централизованной или местной’ ох-.
раны, как ценный памятник худложествен-
но-исторического значения. Каждое из
них играло свою роль в композици горо-
4a, и лишь вместе с ними казаковские
постройки образовывали то чудеаное соче-
тание, тот живописный и приветливый
архитектурный комплекс, который мы
привыкли предоставлять себе при слове
Тверь или Калинин...

После германского отступления и от
этих зданий (кроме Белой Троицы) не
осталось ничего, вернее, остались одня
лишь развалины. Архиерейский дом сож-
жен. Старинные особняки за Волгой раз-
рушены артиллерийскими снарядами.
Церковь Екатерины за Волтй немцы еще
при наступлении бомбили с самолета в
течение двух дней — фугаоная бомба
сбила верхушку колокольни. Торговые
ряды изуродованы.

И всюду — o6ropesmue x разваливаю“
щиеоя стены, целиком выгоревшие полы
и крыши, бесформенные

груды  растре-
CKABINHXCH от жара кирпичей, осыпав-
шаяся штукатурка, завивитиеся, как ве-
ревки, железные связи...
%
%

Так в течение нескольких дней уничто-
жено  создававшееся веками  художест- 4
венное единство Калинина. Так загаже-\
ны и превращены вруины основные опор-
ные точки его архитектурной композиции,
лучитие здания, составлявшие ето архи-
тектурный фонд.

Но все эти здания были одинаково до-
роти русскому народу, как живые свиде-
тели его пропглого, как памятники ©
великой, многовековай культуры.

А памятники, которые дороги нашему
народу, — священны и неприкосновенны.
Горе тем, кто поднял на них руку! Мы
заставим их расплатиться за это  пол-

ностью. И чаю этой расплаты уже неда-