РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА

Д. АРКИН

н. РЫЛЕНКОВ *

ИСПЫТАНИЕ
ОГНЕМ И ЖЕЛЕЗОМ

bBECCMEPTHA

Руками варваров разрушены и поврея-
лены выдающиеся произведения русского
зодчества: собор и надвратная церковь
Нового Иерусалима в Истре, башни Воло-
холамокого монастыря, тверские дворцы,
тюстроенные Матвеем Казаковым,  памят-
ники церковного зодчества в Старице,
Можайске, Тихвине, Гостиный двор в Ка-
луте, усалебные здания ХУШ века в Яро-
польце. Известно, что в числе пострадав-
ших и изуролованных памятников нахо-
лятся такие исторические шедевры, как
Черниговский Снае, кремль и храмы Ве-
ликого Новгорода, фонтаны Петергофа.

Этим далеко не исчерпывается список
актов вандализма гитлеровцев. Две ноты
В. М. Молотова с потрясающей силой до-
кументируют антикультурную и античело-
веческую миссию «цивилизованных» вар-
варов ХХ столетия.

О том. как ими выполнялась эта мис-
сия с первых дней войны, рассказывают
руины Лувена, Суасона и Руана, повре-
жденные соборы в Бове и Амьене, Гильд-
холл и Вестминстер в Лондоне и руины
множества других знаменитых  сооруже-
ний. Но особенно разнуздались варвары в
нашей стране, ибо удар по ценностям
русекого народного духа составляет важ-
ную часть стратегии и тактики идеолотов
современного мракобесия.

Россия создала великую архитектуру.
Подобно русской литературе и музыке,
русское зодчество имеет мировое значение.
Национальное своеобразие этого зодчества
не замыкает его в кругу местных, локаль-
вых мотивов и стилей, а образует необ-
ходимое звено в цепи мирового развития
архитектуры от средних веков до новей-
него времени. Нельзя выключить это звено,
не исказив всей картины художественной
культуры человечества.

Исторические судьбы русского искусст-
ва сложились таким образом, что в пору
ето первоначального становления свобод-
но и ортанично вошла в русское искус-
ство великая античная традиция, Притом
вошла He через какие-либо боковые
двери и переходы, а широкой дорогой не-
посредственной исторической преемствен-
ности, по праву прямото культурного на-
следования.

Путь от древней Греции и Рима через
Византию и южнорусские земли и Киев
привел к развитию античной художест-
венной традиции на совсем новой, еве-
жей почве, в юном, полном сил и жизни
народе. Средневековое русское искусство
восприняло античную традицию от перво-
источника, притом восприняло ее.без го-
тического искажения этой традиции,
как это имело место почти во всех стра-
нах Западной Европы. Античная тради-
ция столкнулась в древней Руси с яр-
ким и полнокровным народным творчест-
вом, пропиталась им. Русская христиан-
ская культура начальной (да и 60-
лее поздней) поры сохраняла во всей све-
жести и свободе народную стихию твор-
чества, народные мифы, народный воль-
ный сказ, народную художественную
фантазию.

Античная традиция проявилась в рус-
ском зодчестве не во внешних, второсте-
< пенных чертах, а В самой основе стиля. в
“исходных идеях и методах построения ap-
хитектурного образа. Уже в ранних хра-
мах Новгорода, Пекова и Владимира раз-
вивается система гармонических пропор-
ций — это величайшее достижение антич-
ной архитектурной мысли. Более поздний
шедевр русского национального зодчест-
ва эпохи расцвета Московского государ-
ства — церковь Вознесения в Коломен-
ском представляет собой совершеннейший
архитектурный организм. Как в лучших
образцах античных храмов классической
поры, архитектурная композиция  коло-
менской церкви проникнута началами вы-
совой художественной логики и основана
на продуманном до конца подчинении ка-
ждой архитектурной формы образу цело-
го. А это целое, в свою очередь, внут-
ренне связано с образами окружающей
природы — шатер коломенского храма вы-
CHTCH над окрестными долинами, как мощ-
ный символ эпического утверждения че-
ловека и его творчества, как монумен-
тальный образ самоутверждения народа.

Мы встречаем иногда определение рус-

ГЕРО

` За время войны появился ряд значи-
тельных симфонических и хоровых произ-
ведений, отражающих героические образы
нашей действительности. Широкое вни-
мание советской общественности при-
влекла к себе 7-я симфония Дм. Шоста-
ковича, в которой композитор с большой
художественной силой выразил огромное
идейное содержание, мысли и чувства на-
рода, ведущего непримиримую борьбу с
фашистскими захватчиками.

Немалое количество новых патриотиче-
ских песен получило популярность, за-
воевало признание народа. Среди них не-
обходимо, прежде всего, отметить красно-
армейские песни А. Александрова и нпес-
ни В. Захарова; пользующиеся  трога-
тельной любовью бойнов и командиров,
рабочих и колхозников. В числе лучших
песен, созданных в дни войны, следует
упомянуть также «До свиданья, города и
хаты», «Балтийцы-краснофлотцы» и «Мо-
сквичи» Блантера, «Кавалерийский эскад-
рон> бр. Покрасс, «Красные конники»
Белого, «Наш товарищ комиссар» и «Ва-
.ся-Василек» Новикова, «На Днепре» Фрад-
кина, «Партизанская»  Васильева-Буглая,
«Два Максима» и «Провожальная» Каца,
«Наши генералы» Милютина. Все эти пес-
ни, затрагивая различные стороны нашей
жизни и борьбы в дни войны, прониза-
ны единым патриотическим чувством.

Неудачи многих наших композиторов,
особенно в начале войны, в жанре доход-
чивой, боевой героической песни породи-
ли теорию о том, что сейчае необходима
преимущественно лирика, и ноэтому все
усилия надо направлять в эту область
творчества. Такого рода взгляды нашли
свое выражение и на недавнем пленуме
Союза советских композиторов.

Есхя послушать некоторых теоретиков,
окажется, что ничею, кроме лирики, в
песенном творчестве не имеет сейчас пра-

SeseseTesE

Я ЕН РО ИЗО НЯ ЪО ЗОО ОБО ЧОН ЕЕ ЗЕВС УЧ Зоо тот вто

ЛитекРАТУРА и Искусство

(SERA TAD И ЗУБ АО ИЗВНЕ НЕЕ НЕНИЯ ВР СЗУ ОЕ 506 ПРЕ ОРЮИОУУО ВЫ ОБСЕ ИВО воз ива зоо зови тОВиВеа,

ского зодчества как искусства, в котором
преобладает живописно-декоративная трак-
товка форм. Некоторые немецкие истори-
ки хотели подменить об’ективную харак-
теристику русского национального вкуса
и стиля в архитектуре ходячими понятия-
ми живописности и декоративности. Рус-
ская архитектура всех эпох, конечно, жи-
вописна — в ней ярко сказалась любовь
народа к красочности и узорчатой деко-
ративной форме. Но эта живописность ар-
хитектурного облика не имеет ничего об-
щего с произвольной, стихийной «красоч-
ностью», обычно означающей известную
незрелость архитектурных представлений
и средств.

В живописной, асимметричной трактовке
стдельных перспектив и масс в построе-
нии русских кремлей и монастырей гос-
подствует ясная композиционная идея
ансамбля, об’единяющего в единое целое
конгломерат строений. Новодевичий мо-
настырь в Москве и Иосифо-Волоцкий мо-
настырь близ Волоколамска раскрывают-
ся величественной панорамой мощных

балнен, стройных колоколен, массивных
стен, сияощих глав; один — ysop-
чатый и радостный, другой — eypo-

вый и неприступный в своей
ментальной красоте. И здесь и там
на первый план выступает именно
идея целото — высокая организованность
архитектурного ансамбля. И в соборе Ва-
силия Блаженного. архитектурном
чуде ХУТ столетия — свободная динамич-
ная композиция основана на строгом
архитектурном «чине». Девять шатров-ба-
шен этого памятника расставлены по точ-
ной геометрической схеме. Но благодаря
разновысотности шатров и глав и бьюще-
му через край богатству их форм эта ра-
циональная основа композиции дает не
сухую схему, а вечно живое, подлинно
эпическое произведение — воплощение
народной мечты и народного торжества.

В русеком зодчестве рано развилось и
созрело чувство ансамбля — живое чув-
ство окружающей природы и столь же
живое чувство города, как архитектурно-
го нелого. Чувство ансамбля co всей ou-
лой сказалось в тех же старорусских
кремлях и монастырях, замечательных об-
разцах построения сложных, многосостав-
ных архитектурных комплексов. Москов-
ский кремль представляет *с0бой в этом
‘смысле одно из высших достижений миро-
вого зодчества  Образцами мирового
значения являются и такие русские архи-
тектурные ансамбли, как кремль в Росто-
ве Великом, монаетыри Новодевичий и
Волоколамский, Троице-Сергиева лавра,
Кирилло-Белозерский монастырь и другие.
Именно это раннее созревание в русском
зодчестве ансамблевых идей, означающих
высокую ступень архитектурного творчест-
ва, позволило России в ХУШ веке соз-
дать один из прекраснейших городов ми-
фра. Ленинград представляет собой, по сво-
ей архитектурной организованности, явле-
ние совершенно исключительное в истории
тородекой культуры. Расцвет и утвержде-
ние илеи городского ансамбля выражены
в нем в ту нору, когда во. всем мире
эта идея уже клонилась к упадку. Заме-
чательная особенность архитектурного 05-
раза Ленинграда — связь веех ето основ-
ных ансамблей с природой, с полновод-
ной рекой, чье «державное течение» обра-
зует как бы основную ось в комнозиции
площадей, набережных и проспектов ве-
ликого города. В произведениях мастеров
русской классической школы поздней поры
живет все то же сочетание античной тра-
диции и народного творчества, придающее
такую силу и свежесть русскому класси-
цизму и ампиру. -

В огромном разнообразии школ и архи-
тектурных систем—юот Киева и Новгорода

мону-

до классического Петербурга — можно
усмотреть не только общность многих
формальных мотивов и приемов, но и

единое начало эпического утверждения
мира и человека, присущее всей русской
архитектуре и составляющее ее основной
национальный и общечеловеческий при-
знак. Поднимая преступную руку на про-
изведения русской архитектуры, варвар
пытается поразить одно из высоких про-
явлений культуры всех времен и наро-
дов. В тщете этих поныток лишь ярче и
полновеснее выступает мировое значение
русского зодчества -= бессмертного до-!
стояния всего человечества. i

Прошедшим фронт, нам день зачтется
за тод,

В пыли дорог courerca каждый след,
И корпией на наши раны лягут
Воопоминанья юношеских лет.

Рвы блиндажей трава зальет на склонах
Крутых холмов, нахлынув, как волна.

В тех блиндажах us юношей
влюбленных

Мужчинами нас еделала война.

И синего вина, вина печали,

Она нам полной мерой поднесла,

Котда мы в первых схватках постигали
Законы боевого ремесла.

Но и тотда друг другу в промежутках
Меж двух боев рассказывали мы

АКТЕРЫ ПЕРЕДОВОЙ БРИГАДЫ

С передовой линии огня бойцы и коман-
диры были вызваны в штаб, туда же

командование пригласило и актеров Цен-
трального театра Красной Армии. В этот

день’ вручались награды.

— Бойцам нашего любимого Централь-
ното театра Красной Армии, — сказал
член Военного совета Карельското фронта,
вручая ордена и медали группе актеров
ЦТКА.

Бригада Центрального театра Красной
Армии, выезжавшая в обычную летнюю
латерную поездку на южную границу,
G первого дня войны была оставлена в
частях Действующей армии. В течение
полутора месяцев актеры побывали во
многих городах
полосы от Одессы до Харькова. Бригада
попадала He pas под обстрел. И чем
опасней была обстановка, чем неожидан-
нее было появление актеров, тем сильнее
воздействовало искусство на бойцов, тем
радостней встречали они актеров.

С Юто-Западного фронта бригада, зае-
X@B на несколько дней за новым репер-
туаром в Москву, отправилась на Запад-
ный фронт.

nn te

Герой Советского Союза А. Груздин.
Худ. Г. БЕРШАДСКИЙ.

М. ХРАПЧЕНКО

ИЧЕСКАЯ ТЕМА

ва на существование; никакие другие
песни, кроме лирических, не пользуются
признанием в Красной Армии, у много-
миллионной аудитории радиослушателей
ит. д 910, несомненно, неправильная и
вредная точка зрения.

Потребность в хорошей лирической пес-
не бесспорно огромна, и советские компо-
зиторы должны полноценно ее удовлетво-
рить. Однако совершенно бесспорно и то,
что героика отечественной войны долж-
на найти свое первенствующее выражение
в нашем искусстве, в том числе и в пе-
сенном творчестве.

Никакие теоретические выкладки, аргу-
менты от «психологии», быта нё могут
быть противопоставлены задаче создания
героического искусства, которое поднима-
ло бы боевой дух народа.

Героика — отромный,  многообразный
мир чувств и переживаний; это любовь
в родине, к народу, ненависть к врагу,
воспевание великих подвигов, горечь ут-
рат, радость победы.

Как можно исключить из сферы музы-
кального искусства самые главные, самые
возвышенные и благородные чувства на-
рода — героические?

В музыкальных произведениях, в на-
ших песнях должны более мощно звучать
тероические темы, должны найти яркое
воплощение героичёские образы защитни-
ков нашей родины. Хороших боевых пе-
сен у нас еще мало. Их нужно создать.

Героическая тема требует особых музы-
кальных средств и приемов. Некоторые
композиторы для выражения героической
темы используют средства камерных му-
зыкальных жанров, сентиментального бы-
тового романса Естественно, это не мо-
жет дать положительных результатов. Яр-
ким примером такого явления служит
песня Фомина о Герое Советского Союза
Зое Космодемьянской — Тане, написан-

ная в духе старого мещанското романса.
В результате — кричащее противоречие,
‘оскорбляющее чувства советских людей.

В лирических песнях некоторых комно-
зиторов в последнее время отчетливо про-
явились тенденции, требующие критиче-
ского анализа. Можно назвать ряд проив-
ведений, в которых главенствуют сенти-
ментальная слезливость, тоскливое нытье,
своеобразный психологический надрыв.
Таковы, например, песни: «Морячка» Ба-
калова, вызывающая в памяти слушате-
ля известную мелодию «0, эти черные
глаза», «Ты одессит, Мишка» Терентьева,
в которой слышатся старые мотивы «жа-
лостливых». песен, «Письмо с фронта»
Лепина и другие. В тексте песни Лепина
есть слова:

«А, ведь таких, как я, у нас немало,
У нас, что час, то подвиг боевой», —
музыка же песни никаких боевых чувств
не передает; это тоскливый и слезливый

романс. :
Музыкальные образы в песнях подобно-

г рода чрезвычайно  отраничены, они
рождают ассоциации и настроения, по
крайней мере, далекие от суровых собы-

тий, происходящих в действительности,
Основой музыкальных образов является
своеобразное «домашнее» восприятие ми-
ра, индивидуальные и индивидуалистиче-

ские переживания, которые, по существу,

оторваны от общей борьбы.

Существующую потребность в лирике
песни такого рода используют паравитар-
но; это грубое приспособление к тем ре-
альным чувствам, которые живут в на’
роде.

Нашему народу чужды идеи пессимиз:
ма. Оптимистическая уверенность в побе-
де пронизывает всю нашу жизнь, всю де-
ятельность миллионов людей, сражаю-
щихся на фронте и работающих в тылу.

Наше ощущение жизни — волевое, пол-
ное великой веры в грядущую победу.
Именно поэтому в музыкальных произве-
дениях должны получить свое воплоще-

ee
О снах любви, и радостных и жутких,

В. ПОМЕРАНЦЕВ

НЕЛЕГАЛЬНЫЕ СТИХИ
НЕМЕЦКИХ СОЛДД1

` ненавистные враги, Актеры по 5—6 раз   мых

-кий Карельский фронт. За четыре месяца

и селах прифронтовой.

Выходящая у нас на немецком языке
газета «Ди Вархайт» («Правда») предназ-
начается для немецких частей и соедине-
ний, действующих против наших войск
на Западном фронте. Уже более 15 мия-
лионов экземпляров газеты распростране-
но среди солдат противника, проявляю-
щих, как правило, огромный интерес к
нашей пропаганде. Экземпляры «Ди Bap-
хайт» служат пропусками немецким сол-
датам, желающим сдаться в плен. Газе-
ту находят в немецких окопах, в карма-
нах убитых солдат. Один терманский во-
енный журнал возмущенно писал как-то,
что солдаты нередко вкладывают «Ди Бар-
хайт» в конверты с письмами, которые
они отправляют на родину.

Среди материалов, нечатаемых в «Ди
Бархайт», большое место занимают вы-
сказывания военнопленных, немецкие
письма с фронта на фронт, выдержки из
дневников, обнаруживаемых у пленных и
убитых немецких солдат. Особый интерес
представляют Te материалы, которые не
являются личными документами отдель-
ных солдат, а имеют широкое хождение
среди рядового состава,   переписывающе-
то их в свои дневники и письма. Обле-

Следующий период работы бригады ——   ченные зачастую в литературную форму,
Брянский фронт. Время ` октябрьских боев.   эти нелегальные защиси отражают наст-
Бригада выступала в Ельце, Ефремове,   Роения очень игироких солдатских Крутов
$ д Курском и в самых черных тонах рисуют солдат-
О ee een ский быт. Среди таких ходящих по ру-

В конце ноября бригада ЦТКА приеха-  кам материалов много стихов, юморесок,
ла в родную столицу. Город грозно още-

небольших сатирических рассказов. В ря-
е случаев они являются сатирчческой пе-
тинился. У подступов к Москве стояли - у

ределкой казенных виршей, преподноси-
немецким солдатам гитлеровской
тенерал-лей-   фронтовой печатью. «Ди Вархайт» широко
публикует произведения солдат.

Не все эти стихи политически одина-
Бово заострены, не все равнозначны по
своим литературным достоинствам. Одни
свидетельствуют об известной литератур-
ной искушенности их авторов, другие гру-
она дала тут 318 концертов. В полярную   боваты по отделке, бедны по словарю.
ночь, при свете северного сияния, на са-  ОДНИХ все ие аа
нях по дремучим лесам  пробиралась   ОПИбанием солдатоких бед и а
бригада из одного подразделения в дру-  ДРУТИе прямо призывают A ae
гое В землянках, где порой нельзя вытя- А а а, ae Pond
нуться BO весь рост, давались концерты,   ДИСТВИЯМ. 0 7 дру

провож aor неоспоримым показателем перелома, про-
д sag aS eer исходящего в сознании многих немецких
дорогих тостей.

солдат.
Военный совет Карельского фронта на- Образчиком стихов, ограничивающихся
градил

режиссера А. Шаис и баяниста   сетованиями, отражающих лишь тоску по
М. Федорова орденом Красной Звезды, а! дому и недовольство войной, разлучив-

: ляется  сти-
актеров П. Ника B H. Володко,   Шей солдата с его семьей, явля
ие о хотворное письмо берлинского художника

М. Зиновъева, и Я. Гликмана — медалью   Ганса Бартеля, пленного ефрейтора,
«За боевые заслуги». Еженощно при пробуждении

Г. НЕРСЕСОВ. Мысль тянется к родным берегам...
Я в вечном за вас волнекии —
Здоровы ли вы, хорошо ли вам?

Прозрачных, словно первый день
зимы.

Перед костром, сомкнувшись тесным
кругом,

Мы вновь клялись у роковой черты,

возвратясь домой к своим
подругам,

Мы будем в снах и в помыслах чисты.

Что,

‘A wa снегу, как гроздья горьких ягод,
Краснела кровь. И снег не спории ©

ней!
За это все нам день зачтется за год,
Пережитое выступит ясней.

в день выстунали в армии
тенанта Кузнецова, стоявшей несокруши-
мой громадой у стен великого города.

Из Москвы, по заданию Политуправле-
ния РЕКА, бригада отправилась на дале-

*

Ах, зачем она пришла,
‘Эта страшная война,
Ах, зачем же вас она

‚От меня оторвала!

К той же трупие излияний тоски мо-
жет быть отнесено ‘найденное у убитого
солдата Ганса, Мюллера и тоже адресован-
ное домой стихотворение «Освободившийся
от солдатчины». В нем; однако, звучат и
усталость от войны, тоскливое ожидание
смерти:

За Виелой, где летчики в небе парят,

‘Где в землю глубоко спрятал морды

отряд,

Где людей терзал паразитов рой,

Незся. вздох: отпустите. меня. домой, _

т. _ домой.

Летом но этой бескрайней земле

Нехотинец тянулся в пыли и песке,

В глазах была горесть; измучен, худой,

Шептал:

отпустите меня домой, домой.

Зимою в завислянском этом краю

Фишь труп его жалкий чернел на снегу.

Записка прижата была бородой:

«Отпустите меня домой, домой».

Автор еще не задается вопросом о ви-
новниках солдатской смерти в «завиелян-
ских» снегах; он еще не спрашивает се-

манского солдата,
ские края».

ких убитых солдат стихотворение — «Что
такое немецкий солдат в России?»
«Что такое немецкий солдат в России?»,

ет:
В земляную дыру залезажее,
Мяса и масла давно уж не знающее,
Капустные стебли курящее,
Мыла не употребляющее,
Бефе не пьющее,

ние лирика мужества и борьбы,
победе, высокие патриотические
советских людей.

Было бы неправильным сказать, что  ждает возможность

создания
сентиментально-слезливые песенки зани- произведений i

исвуоства,

щее место. Но они существуют и претен-  ны.
дуют на известное влияние. Отдельные, в
том числе и одаренные музыканты идут по
линии наименьшего сопротивления, нетре-
бовательны к себе, нечутки к избирае-  НЫе мастера — Н. Мясковский,
мым темам и средствам музыкального вы-  ший 22-ю и 23ю
ражения. ры почему эти проблемы нуж-  А. Гедике и др.
даются в обстоятельном обсуждении.
Дело вовсе не в том, О как-либо Среди крупных форм
ограничить лирические мотивы в песен-
ном творчестве. Речь идет о качестве ли-
рики, о диапазоне ее, о передаче истин“
ных чувств, а не их суррогатов,
Героическое и лирическое. Можно при-
вести ряд примеров, показывающих, как
©ба эти начала сочетаются в одном худо-
жественном произведении. Такова, скажем,
общеизвестная песня Белого «Орленок».
В ней есть и драматизм, и живое челове-
ческое чувство, волевой,
взгляд на мир: Такова песня Фрадкина  ческих страниц прошлого.
«На Днепре> и другие. Это подчеркивает   Войны созданы новые

ет возможность
Несомненно, что в оперном
для широкой аудитории
зрителей композитор может
многообразный мир чувств.

Во
оперы:

время

силенко, «Шмельян

изведений искусства, к каким бы жан-
«Война и мир» (по

рам они ни принадлежали.
Новое содержание, которое выражает   КОфьева. Но все эти
сейчас композитор в своем творчестве,  ЮТ исторические темы,
требует и поисков новых выразительных   ЛОМ.
средств. Рассказать о великих делах эно-
хи в произведениях, написанных в форме  венной войны пока еще
вальса или блюза, невозможно. Музыка  своего отражения в. оперных
вальса и блюза, вообще говоря, может  ниях,
быть использована в массовой песне; од-

Пугачев»

не

Дзержинского

нако тот универсализм, с которым сейчас  мухина — «Калинка», Афросяба—«Гнев
применяются эти танцовально-джазовые   народа». Естественно, что ва_ короткий
формы при создании массовых песен,  срок создать оперу невозможно. Однако

вряд ли можно считать закономерным.
Поиски новых доходчивых выразитель”

сти ведется крайне мало,
ных средств не могут не сочетаться

с0  особенности оперного
жанров в песенном творчестве, чем это  тий, с другой, вызывают

вые, походные, песни об отдельных ро-
дах оружия, песни веселые,
ит.д. сцены, скажем, танковый бой
2 : в с опере
Некоторые музыканты утверждали, что  действительно невозможно, да и не м
творчество комнозиторов в дни войны не;   жно. Не в этом состоит подлинное ото-
избежно будет замкнуто в рамки песни.   бражение нашей

ние солдатских мытарств
ожиданием конца Гитлера.

бя, кому нужна эта смерть. Тем не ме-
нее в этих стихах звучит очень важный
новый мотив: сознание обреченности тер-
попавшего в «завислян-

Значительно более внятно политически,
хотя тоже не содержит еще прямых при-
зывов в действию, найденное у несколь-

спралтивает неизвестный автор. и отвеча-

воля к  Жизнь опровергла эту никчемную «тео-
чувства   рию>. Появление 1-й симфонии Дм. Шо-
стаковича имеет глубокий смысл, подтвер-
крупных

выдающихся
мают у нас сколько-нибудь преобладаю-  ценностей культуры в суровые дни вой-

В области симфонической музыки во
время войны успешно работали извест-
создав-
симфонии, Р. Глизр,

мувыкальното
искусства 0с0бое место занимает опера.
В свое время П. И. Чайковский писал:
«Опера имеет то преимущество, что да-
говорить языком Macc».
проивведе-
нии с большой полнотой и доступностью
слушателей и
выразить

Сейчас ряд советских композиторов ра-
мужественный ботает над воплощением в опере герои-

«Ледовое
единые исходные начала подлинных про-  Побоище» Г Таранова, «Суворов» С. Ва-

Коваля,
Толстому) С. Про-
сочинения тракту-
говорят о прош-

Героические люди и эпизоды отечест-

получилн
произведе-
если не считать одноактных опер:

— «Кровь народа», Чере-

и подготовительных работ в этой обла-

Специфические
произведения, с
стремлением к большему разнообразию   одной стороны, гигантский размах собы-
сомнения в воз-
имеет. место сейчас. Нужны ‘чесни строе-  можности полноценного отображения со-

бытий отечественной войны в опере. По-
игуточные   казать сколько-нибудь широко батальные

действительности в

Издалека воняющее,

Щеки не бреющее,
Взод-вперед марнгирующее,
К. всему привыкающее,

От вшей страдающее,

От русских пуль умирающее.
В отупение впадающее,

Тиетно исчту ждущее,

OT холода стонущее,

Конца Гитлера ожидающее.

Здесь сознание того, что Гитлер — Bus
новник войны, — уже налицо. Прекраще“

связывается ©

Антифалтист-
ские настроения автора бесспорны.

Нще более политически заострены стил
хи, найденные в дневыике убитого в рай-
оне Будогощи солдата Вильфреда Нэйба,
— «Ловля вшей». Как известно, BITH=

вость — бич германской армии, от коточ

рого она не набавилась и с наступления
ем весны. Стихи, посвященные этой свое-
образной проблеме, заканчиваются таки-
ми выводами:

Эх, когда мир взойдет над домами

И я живым домой возвращуь,

Сочтуся я с тем, кто покрыл меня
вшами,

вошь, как
гнусь.

Кто немцев терзает, как

Примусь я за тех, кто кровь из народа
Сосет жесточе всяких вшей,

Кого не пальцем, не ногтем давят,
Koro пулей ружейной достану скорей.

Стихи, написанные искренне и резко, по-
казывают, что есть уже в германской ap-
мии солдаты, понявшие не только то,
что Гитлер кровопийца, но и необходи-
мость разделаться с ним и его бандой
самым решительным образом.

Солдатское творчество носит теперь
ярко выраженный антивоенный характер.
Вне зависимости от степени  политиче-
ской развитости авторов, все они XOTAT
прежде всего одното — окончания войны:
Наиболее вдумчивые рекомендуют уже
и путь к этому — освобождение Гермал
нии от преступной гитлеровской клики.

Солдатские дневники начального периоч
да войны содержали немало виршей, ис-
полненных лживого пафоса фашистской’
воинствующей дематогии. Солдаты часто
переписывали понравившиеся им стишки
из фронтовых газеток или сами сочиняли
их, причем часто в зпистолярной форме
пересылали домой. Такие «стихи»  сла»
лись в особенно обильном количестве из
Франции. Они содержали пьяные бравая
ды, их авторам море было по колено.
Теперь такие стихи не встречаются 00+
вершенно. Исли попадаются ныне вирши
на нейтральные темы, то они в лучшем
случае посвящены суровости русской при-
роды. А лживая героика осталась уделом
лишь «литературных» страниц фашистских
фронтовых газет.

Германская военная пезать ведет Har
стойчивую, однообразно-надоедливую про-
паганду против «скептиков». Она требует
от солдат не только бодрых писем на
родину, но и «выпрямленных плеч, Me
талла в голосе». Она крестит «недостойз
ными немцами» и «врагами народа» cos
дат, которые делятся © товарищами сво-

‘ими все растущими сомнениями. Она
пичкает солдатскую массу страницами
«Юмора», озатлавленными «Смейся гром-

че». Но никакой бодрости, никакого «меч
талла» не слышно даже в том солдал-
ском творчестве; которое печатают сами
эти газеты. Победные бравады . поставляз
ют этим листкам тоспода из «рот пропа-
танды», а юморески, исходящие от самих
солдат, — это юмор висельников. На дез
вять десятых посвящены они продовольз
ственным нехваткам, отсутствию подвоза,
неустройствам быта. Газета одной из тан-
ковых армий—«Новости» свой «юбилей
ный» сотый ‘номер целиком посвятила
тому, как германские солдаты... ‘грабят
местное население. Тут рифмованные
анекдоты о зарезанных «вражьих кури-
ax», фельетоны о сжигаемой на топливо
мебели и т. п. Разнообразит номер тольз
ко фельетон, высмеивающий врачей, без
рущих в армию калек, да стихи с жало-
бами на скудость питания.

Скепсис — неизбежный теперь удел
германских солдат. Они отказываются
бодриться и называть черное белым. Их
нелегальное литературное творчество свиз
детельствует о ‘надломе боевото духа. Мы
знаем, что в массе своей германская ар-
мия пока еще довольно послушное ору-
дие Гитлера. Но недовольство войной и
начало разложения армии уже налицо. В
числе прочих симптомов нелегальные сти-
хи немецких солдат свидетельствуют 06
этом с неопровержимой убедительностью.

Западный фронт,

крупном музыкальном произведении. Ге-
роические характеры, мысли, чувства лю+
дей, борющихся за свободу и независиз
мость нашей родины, за освобождение
свободолюбивых народов мира, BOT
что должно явиться содержанием новой
советокой оперы 06 отечественной войне,
над созданием ‘которой должна интенл

сивно работать творческая мыюль совет».
ских композиторов, fs

Несомненно, значительное место в OO

ветской музыке займет жанр оратория,
представляющий большие возможности
для раскрытия героической темы. Текст,
входящий в состав оратории, позволяет
достигнуть большей конкретности и выз
разительности музыкального образа»
большей непосредственности в ero BOs
действии. ©

В дни отечественной войны мастерам
искусства нельзя оставаться на позици“
ях, которые были уместны в мирной об-
становке, но устарели, отстали от жизни
сейчас. Точко так же и в период, когда
война вступила во второй этап, му-
зыкальное искусство не может  ограни“
читься кругом тем и проблем, которые
стояли перед композиторами в первые
месяцы войны. Они должны быть расши-
рены и усложнены.

Подлинный гражданский нафос худож
ника рождает творческие поиски, неус-
танное  совершенствоважие мастерства.
Композиторы должны всем сердцем при“
слущаться к словам товарища Сталина
«..изучить в совершенстве‘ свое оружие,
стать мастерами своего дела и научить-
ся, таким образом, бить врага наверня-

Ка».
Глубокая преданность родине,  жела-
ние все силы отдать борьбе с врагом,

отромная интенсивность творческой рабо“
ты советских композиторов послужат
стимулом для создания новых музыкаль“
ных произведений, новых симфоний И
опер, новых песен, в которых будет ©
незабываемой силой воспета героическая
борьба советского народа, грядущая но+
беда над врагом.