- WPAHCKHE _
ВПЕЧАТЛЕНИЯ

BUTHA иранской музыки должны пройти
через европеизацию и что четвертитонная
темперация не нужна. В соответствии в
этим в ренертуаре оркестра только евро-
пейская классическая музыка.

Олнако симфонических концертов в го-
роде не бывает. И концерт, в котором я
принимал участие, был за долгий срок
первым. Публика слушает отлично и при-
нимает очень горячо. Отзывы прессы —
превосходные, но, к сожалению, большей
частью мало профеесиональны. Сюда не
относятся статьи г-жи Фальмы Сайях, об-
наруживающие у автора подлинную куль-
туру и вполне профессиональное знакому
ство с европейской и русской музыкой.

В Тегеране много хороших пианистов.
Среди них ученики и ученицы Есиновой,
Корто, воспитанники различных европей-
ских столичных консерваторий. Олнако
концертной жизни нет. А это досадно —
есть и исполнители и слушатели.

Есть джаз-оркестры в ресторанах. С0с-
тав музыкантов достаточно квалифициро-
ванный, и кое-кого мы пригласили для
нането еимфонического концерта.

Когла машина шла по снежному кори-
дору, высотою в 3 метра, кое-где проби-
вая сугробы, когда ветер высвистывал во-
круг нашей антенны хроматические пас-
сажи, я начал всерьез сомневаться — TOT
ли это самый Ираы, где фисташки, Шах-
разада, жара, гранаты и все прочее, при-
вычное с детских лет.

Здесь бесконечные, однообразные
скаты голубого вечернего снега, перехо-
дянтие в далекие цепи больших гор. Ни
одного деревца. Редкие небольшие дере-
зеньки, почти незаметные в снегу. И толь-
хо позже я узнал, что вся северо-западная
часть Ирана — Азербайджанская провин-
ция — расположена довольно высоко над
уровнем моря, & Тавриз, встретивигий Hac
15-градусным морозом и ледяными вет-
рами, — на высоте „1400 метров. А вее
детские представлен Яя — далеко на юге:
в Исфагане, Ширазе, Багдаде. з

Тавриз — столица Иранского Азербайд-
зжана. Здесь нет своего профеесионального
театра, нет и оркестра. Есть только от-
дельные народные иснолнители, в KOTO-
рыми нам удалось познакомиться на Be-

чера самодеятельности. Поэтому, когда
в и давались спектакли бакинской Интерес крусекой музыкальной культуре
оперы — «Кер Оглы» или «Аршин мал очень велик. Частично он удовлетворяется

раднопередачами из Москвы. Но’ нотного
материала в городе нет,
Концерты советских

алан», театр был переполнен.

В Тавризе мы мерзли несколько дней.
Оказалось, что  фисташек, гранатов и
апельсинов на базаре вее же очень много
и что Тавриа действительно очень жаркое
место. однако только летом. А в традици-
онном для Востока крытом базаре даже
летом холодно и сыро.

Через узкие вертикальные щели в свод-
чалых потолках кое-где бъет прямой сол-
нечный луч. Он выхватывает из темноты
ухо ишака, горб верблюда,  полуголого
мальчика, раздувающего мехи в кузнице,
отражается на волотых и серебряных Ye:
ханных изделиях, обнажает лохмотья 4H
язвы  юродивого, заставляет  сверкать
труды фруктов и немного отогревает по-
синевшие от холода лица чернобородых
продавцов, сидящих в своих лавочках над
торяшими углями и пьющих чай без са-
хара стонким иранским хлебом — это их
обед, и завтрак, и ужин. В ресторанах
пусто, и когда мы заходим пообедать, об-
радованный хозяин услужяиво возится со

художественных

большим успехом и популярностью.

Только начало марта, а солнце уже пе-
чет. Впрочем, через несколько часов, ког-
да на перевале, где скопились десятки
10-ти—15-тонных грузовиков и цистерн
англо-иранской торговой компании, Ha-
чалась пурга, мы под свист урагана ©
удовольствием вспоминали  тегеранское
теплое небо и миражи, которые уже кое-
тде плыли по бокам дороги над разогре-
той пустыней. .

Й на большом соленом овере Урмия
(Резайе), окруженном цепями  снеговых
тор, тоже было холодно. А еще позже
даже вечно белый двугорбый Арарат Hg
так бросился в глаза, как обычно: белое
на белом оказалось малозаметным. Только
взглянув на него в последний раз с юго-
востока, перед переездом советской гра-
ницы, вечером на закате, когда вокруг все
темносинее, & великанские горбы все еще

бригад пользуются, как и все советское,  ^

своим радионриемником, и сквозь обрывки
речи на всех языках мира и всевозмож-
ную музыку звучит Москва.

Кроме радио, музыки в городе He
так много. Есть небольшая музыкальная
школа, несколько кино, где идут амери-
канские, французские и советевие филь-
мы, с переводным текстом, который под-
писан под кадром. Советские фильмы
здесь, так же как и в Тегеране, пользу-
ются очень большим успехом.

Но Тавриз уже позади. Мы опять В
пути, опять через снеговые перевалы, но
крутым виражам шоссе, через Миане, Каз-
вин — в Тегеран.

Над Тегераном — снежная горная цель
и великолепный вулканический конуе —
Дёмавенд — вершина около 6000 метров
нал уровнем моря. Солнце. Тенло.

Широкая зааефальтированная перспек-
тива прямой, как стрела, улицы, по 6о-
- кам—двух-трехэтажные дома  современ-.
` ной европейской архитектуры. Вот и боль-
шой парк советского носольства.

Уже на следующий день знакомимея ©
т-ном Вазири — директором Тегеранской
консерватории. Европейсви образованный
музыкант, он страстно предан. иранской
национальной музыке, ‘педагог, теоретик
и композитор. Некоторая неловкость пер
вых минут знакомства. Выетре находим
общий язык’ = музыку. Находим и 06-
щих знакомых по Евроне музыкантов, об-
мениваемся воспоминаниями и виечатле-
НИЯМи.

Вазири, интересуясь вопросами музы»
кальной культуры С6СР и ноетановкой
образования, любезно дал нам  возмож-
ность нознакомитьея как ©O OBOHMH TPy-
дами, так и с иранской народной музы-
кой.

Обучение в консервалории, чаетично
опираяеь на европейский оныт, построено
на овладении четвертитонной системой,
над теорией которой Вазири работает уже
много лет. ‘

Лады иранской народной музыки имеют
17 звуков в октаве. Так как деления не-
равномерны, то для получения всех 17
звуков и нонадобилось разделить октаву
на 24 равных части. По мере углубления
в анализ фольклора и подготовки матери-
алов для преподавания Вазири были на-
писаны учебники по элементарной теории
и гармонии. Контрапункт пока что препо-
‘дается по европейской системе. Основной
инотрумент, на котором строится вся CH-
стема, — тар. Олнако его крайне отрани-
ченные возможности, мешающие пользо-
ваться им как инструментом контрапунк-
_тическим и гармоническим, вызвали необ-
ходимость создания оркестра, в который
входят, номимо таров различного тина (от
сопрано до баса), полный европейский
струнный квинтет, сантур (род цитры),
цуг-тромбон, а затем кларнет и саксофон.

Слушая произведения Вазири и ero
учеников в исполнении этого оркестра, в

_ первые мгновения думаешь, что играют
попросту фальшиво. Затем ухо привы-
хает к ладу. Улавливаенть закономерность
интонаций, понимаешь необходимость
бесконечных фигурационных повторов, ка-
дансов, в середине произведения резко
обрывающихся паузой, импровизацион-
ность формы, не развивающей одну или
несколько тем, а вводящей все новые и
новые мелодические и ритмические эле-
менты почти без реприв. -

Естественность такого развития музыки
через некоторое время становитея очевид-
ной Мы думаем, это происходит потому,
что система теснейшим образом связана
с фольклором (в отличие от выдуманной
западноевропейской  Четвертитонней Му:
зыки Алоиза Хаба).

Преподавание на инструментальном от
делении консерватории ведется по евро-
пейской системе” (за исключением тара)
по большей части  професеорами-европей-
amu. В частности, духовые превосходны,
и когда мы репетировали пьесу, снециаль-
HO написанную мною в виртуозном стиле
для духовых, я был поражен техникой,
звуком и опытом этих молодых музыкан-
TOR.

В городе существует и друтой симфони-
ческий оркестр, куда, кроме лучитих ис-
полнителей консерваторокого — оркестра,
входят музыканты, находящиеся вне кон-
серватории. Организован этот оркестр
т-ном Минбашяном, также европейски
образованным музыкантом, дирижером и
превосходным скрипачем, В отличие от
Вазири, Минбашян считает, что пути раз-

нежно-розовые,
озноеть этой неожиданной B OK)
пейзаже вершины вулкана, разбросавитето
свою лаву на десятки километров вокруг.

Арарата мы записывали песни азербайд-
жанцев,

вущих на территории советеких закавказ-

изгибами над остро ритмической факту-
рой аккомпанемента тара или
песни и пляски других

FO минорные и женственно нежные — дают
очень много материала для симфониче-
рекой

ране,
полотно,
многонациональному Ирану.

ИИ уче

ЛитекРАТУРА И ИСКУСС

мы почувствовали гранди-
ужающем

Около Резайе и почти до подножья
армян и курдов. Песни армян
и курдов диатоничны в нашем понима-
нии лада и имеют много своеобразного.
Фольклор иранских армян и курлов отли-
чается от фольклора тех же народов, жи-

ских республик. ]
Обаяние тонвих рисунков иранской ме-
лодии, не снеша плывущих затейливыми

сантура,
народностей
страны — то мажорные и мужественные,

_ музыки. Шесть пьес мною уже
написаны и частично иснолнены в Tere-
Далее — большое симфоническое
посвященное  дружественному

*

ПЕРЕДОВОЙ ПИСАТЕЛЬ
ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Небольшая республика Эквадор за по-
следнее десятилетие стала одним о из
крупных центров передовой  латино-аме-
риканской Культуры. В столице Эквадо-
pa Кито живут. ©ейчае два замечатель-
ных писателя -- Хорхе Икаса и Умбер-
то Сальвадор. Они известны советскому
читателю по переводам их фоманов и
рассказов. С Советским Союзом их свя-
зывает давняя дружба.

И сейчае, котда в ‘странах Латинской
Америки поднялась мощная волна сочув-
ствия героической борьбе, которую ведет
советский народ с фангистскими мерзав-
цами, мы слышим мужественный голос
обоих писателей, выступающих в защиту
налнего великого дела.

Хорхе Икаса — писалель еравнительно
молодой: ему всего тридцать тесть лет,

Начало писательской деятельности Хор-
хе Икаса тесно связано с театром. Но во
всей широте Икаса проявил свой талант,
только обратившись к художественной
прозе. Это совпало с тем периодом в эк-
вадорекой, да н всей  латино-американ-
окой литературе в целом, котда от раб-
ского подражания чужим образцам писа-
тели обратились к изображению своей дей-
отвительности.

В 1938 г. Икаса опубликовал свой нер-
вый сборник индейских рассказов «Гор-
ная глина». В нем необычайное для эк-
вадорекай литературы по силе и яркости
изображение жизни индейцев. Эта .книта
сразу выдвинула Икаса в ряды нередо-
вых писателей Латинской Америки. В
1935 г. последовала знаменитая повесть
«Уасипунго» — горячий протест против
угнетения индейцев  помещиками-лати-
фундистами, местными властями и духо-
венством. Вместе с «Нучиной» колумбий-
ца Хосе Эустасьо Ривера (ум. в 1929 г.)
и «Вольфрамом» перуанца Сесара Валье-
хо, «Уасипунго» и следующие по време-
ни романы Икаса «На улицах» (1987) и
«Чоло» (1938) являются самыми горячи-
ми призывами к защите индейского на-
селения и против системы «пеонажа».

Традиционная южноамериканская ли-
тератур& всячески стремилась замазать
ужасы пеонажа, изображая в лирических
тонах «натриархальный» быт латино-
американской деревни. «Традиционали-
соты» не замедлили найти себе едино-
мышленников за пределами Нового света,
особенно среди представителей реакцион-

ной германской философии. «Традицио-
налистам» в свое время дал  рептитель-
ный отпор А. М. Горький. В «Письме
серпуховским рабфаковцам»,  напечатан-

ном в «Известиях» 20 января 1981 г.
Горький высказался по поводу идеолога
германской реакции графа Кайзерлинга,
«философствующего фельетониста», реко-
мендовавшего искать спасение «от инду-
стриализации, превращающей людей в
‘`муравьев», в «человеческом тепле», сохра-
нившемся в религиозных странах Иепа-
нин и южноамериканских республиках.
«Южно-американские республики, — пи:
сал Горький, — привлекли внимание гра-
фа, вероятно, потому, что там среди бур-
зкуазной интеллигенции существует : В:
званное тем же’ страхом гибели, течение,
подобное народничеству, пережитому ‘на-

шей  интеллитенцией в 60—70 тодах
ХГХ столетия. Суть этого течения такова:
+ ——————

Самолет противника в воздухе.

Из

фронтовых зарисовок П. МАЛЬКОВА.

‘в организованной борыбе против насилия

‚тенты, старики,

Ф. КЕЛБИН

обитатели городов, ремесленники и Рабо-
чие, вырождаются под гнетом культуры,
и спастись от вырождения можно только
за пределами  торода, отдав себя во
«власть земли».

«Один из южно-вмериканеких писате-
лей, — читаем мы дальше, — Уго Васт
рекомендует обрезать крылья воображе-
нию, полюбить глубину и прелесть «про-
стых вещей». Мы прекраено знаем, что
вначат «нростые веши» в быте деревни:
женщина в положении рабочего скота,
безграмотность, суеверие, ньянство, си-
филис, каторжный трудна земле, нище-
та и вымирание». . \

Доетоинство романов и рассказов Ика-
ca — не только в правдивом изображе-
нии жизни «индейнев-рабов». Каким бы
ярким ни было само по. себе это изоб-
ражение, оно не доститло бы цели, еели
бы в нем не была заложена определен-
ная положительная мысль: спасение ин-
дейцев и вообще всего деревенского лю-
да, известного в Эквадоре под именем
«чагров», заключается не в стихийной, &

и произвола. В повести «УасипунРо» Boc-
стание индейцев, у которых номещик не-
законно отнял их наделы, заранее обре-
чено на неудачу именно потому, что оно
развивается самотеком. В романе «На
улинах» Икаса рисует картину расстрела
безоружных индейцев, вытребованных в
тород их хозяином и заранее обречен»
ных на смерть. Молодой индеец Франнци-
ско, из нужды ноступивигий в полицию,
должен стрелять в своих братьев. Тяже-
ло раненный Франциеко в предемертном
порыве обращается к сражающимея с при-
зывом «об’единиться., обратить свое ору-
жие против общего врага».

Примирение и союз враждующих между
собою «ч0ло» и «чатров», т. е. метисов и
индейцев, Икаса считает радикальной ме-
рей для опасения Эквадора. С болынеой
полнотой эта мысль выражена в романе
«Чолы» («Метисы»). Здесь Ha судьбе
двух юношей — интеллигента Лукаса
Пеньяфьеля и «чагра» Гуагчо, которые,
сами TOTO He зная, являются детьми од-
ного и того же отца, разорившетося по-
мешика дона Браульо, Икаса показывает
железную необходимость для «метисов»
об’елиниться © туземным населением,
возглавить ето борьбу.

О чувствах, вдохновляющих перо Ика-
са в дни великой борьбы всего передово-
то и прогрессивного человечества против
об’единённых сил варварства, дает пре-
красное представление письмо, прислан-
ное ии в Союз советских нисателей. При-
водим из него отрывок: «Лозунгом сво-
бодных людей в дни надежды и мира
были труд и хлеб. В дни ужаса и пре-
ступаения этим лозунгом должна стать
война с фашизмом. Мой народ — народ
индейцев, чоло, мулатов, негров — хо-
ротно знает, что тот, кто не выполняет
своей миссии в нужный час, кто не за-
воевывает победу для своих детей, кто
потерял всепоглощающую веру в идею,
кто не отдает великодунгно свою кровь,
тот не имеет права рассчитывать на что-
либо в будущем. Мой народ всем серд-
цем, всеми фибрами своей души чувет-
вует железную необходимость об’единения
всего человечества для борьбы с фаптиз-
мом».

Свое письмо Икаса заканчивает следу-
ющими словами:

«Об’единимея же, полные тлубокой ве-
ры в правоту своего дела, чтобы повести
борьбу против смерти, против фашиет-
ского варварства, в защиту жизни».

В еще более четкой форме эта мысль
звучит в словах, с которыми обратился
Икаса через посредство  нью-Йоркского
корреспондента ТАСС к советскому ` наро-
ду: «Люди Ооветското Союза! Только ге-
роизм валиего народа оказалея в состоянии
внушить надежду на освобождение отча-
явшемуся человечеству, стиеснутому щу-
пальцами фапгистекого варварства. Крово-
жадности фаптистов поставлена преграда.

Трудящиеся, красноармейцы, интелли-
дети, женщины Совет-
ского Союза. Человечество смотрит на вае
с надеждой. Мы преклоняемся перед ва-
ми». Е

Михаил  Василье-
вич Нестеров начал
свою худозжествен-
ную работу свыше
шестидесяти лет то-
му назад. Еще в
1879 тоду на учени-
ческой выставке
Училища  животиви
в Москве появилась.
его картина «В сне-
WERE.

В юности Нестеров
дал себе варок
непрестанно трудить-
ся для родного ие-
кусства. Нестеров ©
честью выполняет
этот зарок.

Художник прошел
долгий, сложный путь.
Он умел всю жизнь
учиться, и учился у
столь различных учи-
телей, как древнерус-
ские иконописцы и
реалист В. Перов,
как нрерафаэлиты и
Бастьен Ленаж. -

Но у кого бы ни
учился Нестеров, он
всегда осознавал ее-
бя художником-реа-
листом, крепко и
кровно связанным © родным народом и ©
родной же нриродой.

«Если бы ты знал, — пишет он това-
рищу художнику, — кав народ и вея-
ческая природа меня снособны  насы-
math. Они делают меня смелее в моих
художественных поступках, я на натуре,
как © компасом... И знаешь, когда я от
правляюсь от налуры, я свой труд боль-
ше ценю, уважаю и верю в него>.

Нестеров еще в раннюю пору работы
своей умел верно ощутить  реалиетиче-
скую сердцевину своего дарования, отме-
жевать себя от праздного эстетизма ху-
дожников-формалистов и грубого натура»
лизма художников-<восьмидесятников». 0
мнимой «правде» натуралистов он нисвал:
«Правда эта не идет у них далее вале-
ного сапога, написанного с натуры... Пра-
зды такой я не люблю, и она мне не до-
рога. Мила же и любезна мне она тогда
лишь, когда олицетворяет собой внутрен-
ний, поэтический смысл хафактера
человека, природы или животных».

В первые десятилетия деятельности Не-
стерова художнику верилось, что делом
его жизни является область религиозной
живописи, Но, оглядываясь на свой нуть
еще в 1901 году, Нестеров пришел к за-
ключению: «Мое призвание — не образа,
& картины, живые люди, живая ‘природа,
пропущенная через чувотва,—словом, но-
этизированный реализм».

В своих пейзажах средней России — в
тихих лесных озерах, в светлых полянах
с невысокими волнами ржи, в задумчи:
вых перелесках, в весенних опушках, бе-
леющих ртройными березками, в осенних
равнинах, украшенных золотом обинок и
яхонтами рябины, Нестеров — художник-
патриот искал лирический образ родной
земли. 7

Пейзаж, может быть, лучшее в кар-
тинах Нестерова «Пустынник» «Юный
Сергий» и друтие. Нро картину «Видение
отрока Варфоломея», которой начался
цикл картин художника из жизни Сер-
тия Радонежекого, закончившийся аква-
релью «Оергий благословляет “Димитрия
Донского на борьбу с Мамаем», Нестеров
в неизданных воспоминаниях рассказыва-
ет: «Она писалась, как легенда, как ста-
родавнее сказание, шла от молодого серд-

лась на многие годы, до наших дней
включительно». А в другом своем при-
знании, также не бывшем еще в печати,
художник поясняет:

«Я не историк, не археолог. Я писал

Ленинврадекий Большой драматический
театр им. М. Горького уже свыше восьми
месяцев находится в г Кирове, где он
показал свои старые спектакли: «Вишне-
вый сад». «Парень из налиего города»,
«Волки и овцы», «Слуга двух господ»,
«Кремлевские куранты».

Театр возобновил не шедший более 5
лет спектакль «Дон-Карлос» с Г. Мичури-
ным в роли Филиппа, выпустил новые
свон постановки: «Фельдмаршал Кутузов»

М. В. НЕСТЕРОВ.

ца, была глубоко искрення, такой оста-Г

С. ДУРЫЛИН

Художник П. KOPHH, ;

человека *

жизнь хорошего руеского

XIV века, лучшего человека древних лет
Руси, по-своему любившего родину ne
своему стремившегося к правде, Вот эту
прекрасную жизнь я и пытался передать
в «Отроке Варфоломее» и в других карти-
нах, передать такой, как запомнил ее в
легенде и нолюбил мой родной народ».
«Живописные легенды» Нестерова люби-

ли и ценили такие великие реалисты
русской мысли и искусства, как В. Cy-
риков, Л. Толстой, И. Павлов, А. Горь-
кий.

Революционная эпоха дала вторую MOo-
лодость таланту Нестерова. Ноеследнее 25-
летие ознаменовано большим под емом
творческих сил Нестерова и решительным
торжеством в его искусстве темы живого
человека — современника.

Нестеров создал целую галлерею Tex
людей, путь которых, по ео словам,
«был отражением мыслей, чувств, деяний
их» — советских художников, артистов,
ученых.

Нестеров искал и находил в человече“
ском лице высшее, чем живет человек:
его творческую мысль, ето внутреннее го
рение. Не ограничиваясь одной психоло-
гической характеристикой, художник дает
в портрете живое отображение того жиз-
ненного дела, которому преданы его ори-
тиналы,

Про знаменитый портрет академика
И. П. Павлова, изображенного на фоне ero
«научного городка», Нестеров раосказы-
вал: :

«Я едва усадил его за стол. Неумный
‘старик: сидеть не любит! Все (\ ваму
кипеть, бурлить! Наконец, cen, poli “а
книжку иностранного журнала. %® ®В. у-
маю, хорозно: будет спокойно чита. где
там! Как ударит кулаками об стол! Это
он гневается на автора статьи, котрый
возражает против его учения об рефлек-
сах. Спорит с ним, грозя очами; негоду-
ет. Ну я так и написал его с кулаками!
Пусть ‘грозит глупцам и невеждам».

За этот портрет Нестерову была при-

суждена высшая награда — Сталинская
премия первой степени.

В те дни, когда немецкие полчища рва-
лись к Москве, Нестеров упорно был пре-
дан своей работе.

Художник живет св Нас всей полнотой
творческой молодости и всю ее отдает ис-
кусству овоей родины.

В ЛЕНИНГРАДСКОМ ТЕАТРЕ им. ГОРЬКОГО

(В. Полицеймако — Кутузов, Г. Мичурин —
Багратион), «Крылатое племя», «Хозяйка
гостиницы» (0. Казико — Мирандолина),
«Дом на холме» и готовит «Свадьбу Kpe-
чинского с В. Сафроновым в роли Расилю-
ева.

Театр направил в Действующую армию
бригаду в составе художественного рукоч
водителя Л. Рудника, артистов В. Кибар-
диной, А. Никритиной, В. Полицеймако;
Г. Самочлова и С. Сорокина,

И. НЕСТЬЕВ

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ
ЭСТРАДА

Время было горячее: части готовились
к отправке на фронт.

Отбор кандидатов на смотр красноар-
мейской самбдеятельности велся в ноле-
вых землянках, в маленьких сельских
клубах, в тоспиталях, на далеких зенит-
но-артиллерийских точках. Мы видели ар-
тиллеристов, которые шли издалека по
талому весеннему снегу, чтобы принять
участие в концерте. Люди различных зва-
ний и возрастов тянутся в искусству.
Трудно забыть пехотинца Садовского, в
каком-то счастливом упоении плясавшего
«русскую». Вот старший сержант Кури-
цын, с трогательной проникновенностью
исполняющий «Не пой, красавица» Рах-
манинова. Вот молодой  моряк-артилле-
рист, воспитанник Кронштадта, мужест-
венно н чеканно декламирующий фраг-
менты из «Ленина» Маяковского. Десятки
веселых певуний — медсестер, фельдше-
риц, жен командиров...

‚Из многочисленных форм самодеятель-
ности основной остается ансамбль крас-
ноармейской песени. В армию пришло мно-
го новых талантливых людей, из которых
легко составляются крепкие хоровые кол-
лективы. Поют прежде всего ‘известные
песни А. Александрова: «Священная вой-
на», «Кантата о Сталине», «Гимн партии
большевиков», «За великую землю совет-
скую>. Без александровеких песен не на-
чинает своей программы ни один ан-
самбль. Мы слышали «Священную войну»
у одного наспех сколоченного коллекти-
ва: песню исполняли на слух, општибаясь
в напеве, но тем не менее все-таки пели
эту первую из героических песен отечест-
венной войны.

а

TBO 2 i

ое

.  В ходу также песни Анатолия Новико-
ва, такие, например, как «Наш товарищ
комиссар», шуточные вещи  «Вася-Васи-
лек», «Самовары-самопалы». В одной во-
инской части «Вася-Василек» был разыг-
ран в виде бытовой еценки с маленьким
диалогом между затгрустившим Васей и
его веселыми друзьями. Песня с ее боевой
моралью «никогда не унывай», близкой
сердцу каждого бойца, завоевывает неиз-
менный уенех,

В репертуаре ансамблей можно еще
встретить песни П. Акуленко («Пойдут
враги на дно»), В. Кручиннна («Мыв бой
идем со славою»), много хоронтих старин-
ных народных несен — русских и укра-
инских. Не случайно красноармейская
аудитория с восторгом принимает такие
близкие ей старинные песни, как «Утес»
или «Кольцо души-девицы», Образы Be-
личественной русской природы, широкие
и нанпевные родные мелодии — весе это
подлинно дорого каждому русскому чело-
веку, особенно сегодня. То же можно ска-
зать о сочных украинских песнях, напо-
минающих о немеркнущей славе украин*
ското народного тения, «Засвистали каза-
ченьки», «Закувала та сива зозуля» Ни-
щинского, «Песня о Сталине» Козицкою
любимые песни в ансамблях, насчитыва-
ющих много украинцев,

Одним из наиболее запомнившихея Ha
смотре коллективов оказался хор русской
народной песни одного военно-политиче-
ского училища. Национальной гордостью,
подлинной человеческой красотой веялб
от этих молодых мужчин и женщин, оде-
тых в цветастые русские костюмы. И 6
особенным обаянием воепринималась В
их исполнении  захаровская

«Дорожень-
ка». Рядом с этой, в своем роде клаеси-
ческой русской песней В. Захарова очень
проиграла, показалась блеклой и бездич-

ной «Рябина» Ю. Богословского, в первые
дни войны считавшаяся удачей компози-
тора. Чуветвовалось, что «Рябину» вкло-
чили в репертуар только потому, что нет
хорошей русской колхозной песни 06 oTe-
чественной войне.

Красноармейские хоры серьезно ра-
ботают Ha повышением своей  исполни-
тельской культуры. В ансамблях большая
текучесть — люди ухолят на фронт, их
места заполняет молодежь из нового но-
полнения, И тем не менее общий урэ-
вень хорового мастерства в ряде коллек-
тивов приближается к лучшим профессис
нальным образцам.

То же можно сказать о танцовальных
коллективах. Многочисленные  «краснэар-
мейские пляски», «гопаки», «белорусские
танцы» и тому подобные . хореографичее-
кие номера в исполнении молодой крас-
ноармейской самодеятельности порой ни-
чем не уступают тому, что восхищает нас
в лавно сложившихея профессиональных
ансамблях.

Постановщики танцев, среди
есть и любители командиры, проявляют
много интересной выдумки. Очень рас-
пространено стремление об’единить танцо-
вальные номера в цельные театрализован-
ные представления. Такова обаятельней-
шая «Украинская HOYB> в репертуаре
коллектива одной пехотной части. Это
большая картина отдыхающего укранн-
ского села с гуляющими дивчатами и па-
рубками, с подлвынившим чудаком дедом
и даже с веселыми южными звездами,
мерцающими на театральном небе (по-
становщики красноармеец Петрунь и сер-
жант Чихляев). Много еще, правда, втан-
цовальном искусстве инерции,  позвторе-
ния старых, довоенных образцов, В боль-

которых

шом ходу так называемые ритмические
танцы, покачивающиеся  чечеточники B
тлаженых белых брючках — этакая без-

мятежная идиллия выходного дня»
Куда больше успеха имеют массовые

красноармейские пляски, особенно,  ска-

жем, лихая «Казачья пляска» с клинками

и рубкой лозы, А совсем уже из ряда
вон выходящим номером оказалась захва-
тывающая хореографическая сцена «Один
против шести», разыгранная группой бой-
цов одной части в постановке старшего
сержанта Жбанова. В течение нескольких”
секунд на сцене был представлен эпизод
штыковото боя—храбрый русский нехоти-
Hell отражает нападение шестерых o3Be-
релых гитлеровцев. Трудно было опреде-
лить, что это за жанр—балетная ли нан-
томима, драматическая ли сцена без слов,
физкультурный номер или наглядный
урок военного мастерства. Во всяком елу-
чае это был новый, очень увлекательный
жанр самодеятельной эстрады,

Широко распространяются в армии са-
модеятельные джаз-оркестры. Почти ка-
жЖдая часть, имеющая свой духовой ор-
кестр, создает и собственный джаз. Есть
в составе этих коллективов настоящие ма-
стера джазового искусства, Им пришлось
немало потрудиться, чтобы найти свое ме-
сто в красноармейской самодеятельности.
Ведь обычный салонный джаз в смокин-
тах, с безжизненно вихляющимися чече-
точниками, не уживается в здоровой ар-
мейской обетановке.

В работе джазов видна живая творче-
ская мысль. Так, в одной воинской
части сами  джазисты выдумали «ра-
диста Васю Махорочкина», который ловит
по эфиру последние зарубежные новости
и склеивает воедино своими смешными
репликами 3ею джазовую программу. В
других джазах интермедии строятся на

живых явлениях армейской действитель-
ности.

Новый джазовый репертуар еще бе-
ден. Поют «И не раз и не два» Б. Фоми-
на, «Серьезный разговор» Ю. Милютина,
«Два Максима» С. Каца. Сплошь и ря-
дом репертуар создается на месте: так. в
двух джазах мы слышали разные вариав-
ты фронтовой песенки «Давай закурим>
(текст Ильи Френкеля, напечатанный в
«Комсомольской правде»). В джазе одной
пехотной части неплохо сочиняет музыку
баянист красноармеец Шкиль. Ему, прав»
да, нехватает текстов, и он использует
уже общеиввестные стихи — «Наш то-

ace
варищ комиссар» Лебедева-Кумалма,
свиданья, города и хаты» М. Heal 10
ского А.

pace

Жадное стремление к творчеству веде.

ще характерно для сегодняшней _ эфмей-
ской самодеятельности. Бочти в каждом
подразделении есть свои поэты, а порой
и композиторы. Военные артисты сами
создают ‘песни, инсценировки, литмонта-
жи, целыв пьесы. В подразделении тов:
Шадрина мы слышали удачный литерая
турный монтаж «0 28 тгвардейцах», 00+
ставленный и исполненный. младшим лей-
тенантом Плушником в сопровождении
специально написанной музыки красно“
армейца Лейбензона.

Особенно много творческой инициативы
проявляют маленькие эстрадные коллек-

тивы, появивитиеся совсем недавно в
частях. Это, по существу, новая форма
самодеятельности — гибкая и универ“

сальная, очень нужная в условиях войз
ны: несколько солистов-певцов, неболь“
шой струнный ансамбль (он же хор) де
неизменный баянист—вот и весь  бостав
такого коллектива. Превосходен коллектив,
руководимый красноармейцем т. Цепеню*
ком. Прекрасный стихотворный конферано
собственного сочинения, остроумные пере-
делки любимых старых песен (новая «Та-

чанка», новый «Шар голубой», новый
«Марш физкультурников», ‘переделанный
на артиллерийский лад, и пр.), замеча-

тельное вокальное трио — под гитару 19
баян, с оригинальным оэстрадным репер
туаром, словом, целый «универмаг» свеч
жего, легкого-и злободневного вотрадног
искусства. Поразителен сам Цепенюк —
молодой артиллерист, сочетающий в cede
таланты поэта, певца, хормейстера, гита-
риста... Молодой, начинающий любитель,
Цепенюк успел до армии окончить ляшь
одесскую -десятилетку и поучиться н@“
сколько месяцев в университете.

Многие из самодеятельных артистов,
блестяще проявивших себя на предмай“м
оком смотре, сегодня уже на передовых
линиях. Весь свой темперамент, инициа”
тиву, талант отдают они своему боевому,

делу — разгрому ненавистного врата.