ee eee ee ens

fon.

спектакля вызывает горячие

1 ны»,
`К. Финна — «Рузовский лес»,

Е. ГРОШЕВА

„ЗВИАДАУРИ“
1. МШВЕЛИДЗЕ

` @виадаури — терой Важа. Пшавела, вос-
певшего в своем творчестве Хевсуретию,
где
Горы навалены грудами,
Древиннй хребет беспределен
И перевнит черногрудыми
Скалами в ранах расеелин. Mi
Величаво прекраена здесь первобытная
природа, смелы и мужественны люди, но
долго таготели над ними суровые зако-
ны адала Еще не так давно родовая
вражда губила сотни молодых прекрасных
жизней. Этому кровавому обычаю Важа
Пшавела противопоставил в своей поэме
«Хозяин и гость» идею дружбы племен
и подлинно туманистическую мораль.
: В горах, окутанных  ночною мглой,
встречаются два друга — хевсур Звиада-
ури и Kucruney (ингуш) Джюхола На
приверженцы адата не дремлют, и Звиа-
даури палает жертвой родовой мести.
Велед за ним гибнет и Джохола, отка-
завшийся от свонх соплеменников во имя
верности другу. Нерушимость этой друж-
бы запачатлена поэтом в романтичееком
апофеозе поэмы, рисующем встречу нриз-
раков двух побратимов:
„присев у огня,
Братски беседует Звиадаури
С Джохолой, верность друР другу
храня,
Мужество славят, толкуют о чести,
Гостеприимства возноея? закон.
То, о. чем лишь мечтал Важа Пшавела,

‚ \ давно стало действительностью в нашей
 ЭАстране. Сталинская дружба народов—моту-
“Sn оплот социалистического строя. В

рядах непобедимой Краеной Армни пле-
чом к плечу сражаются е общим врагом—
хевеуры и кистинцы, татары н армяне,
узбеки и казахи. Защищая свою честь и
свободу, отстаивая родную землю, они
беспощадно громят фашистекие полчинха.
‚ Острое чуветво нового, не оставляющее
“советского художника и тогда, когда он
обращается в образам классической лите-
ратуры или истории, помогло молодому
трузинскому композитору Ш. Мивелидзе
развить в свфем произведении «Звиадау-
ри> поэтическую идею Важа ПШнавела в
духе современного ее понимания. Вернз
сохранив в музыке суровый эпический
колорит поэмы, Мшвелидзе дал новую
идейно-художественную трактовку — ее
эпилога. Отказавиенеь ‘от фантастической
окраски финала поэмы, Мшвелидзе закон-
чил свое произведение оптимистически
светлым, жизнеутверждающим гимном ра-
венству ‘и братству народов.
«Звнадаури» Ш. Мшвелилае — мену-
ментальная симфоническая позма, в KO=
торой апрнннины  собетвенно  музыкаль-
ного развития не подчинены последова-
тельной программной  изобразительности.
Первая часть поэмы («Ночь в горах») —
экспозиция основной драматической идеи.
Как эпиграф, звучит мрачная тема веко-
BoTo alata, B борьбу с которым ветупили
Джохола и Звнадаури. Мотивы, характе-
ризующие этих двух героев, — основа
музыкального движения первого энизода
позмы. Они претерпевают разнообразные
трансформации — OT евирельно-пастунте-
ских наигрышей до. богатырско-величест-
венных, широких лирических образов. Из
поиифовнического сплетения тем двух ге:
ев вырастает тема дружбы — образ
»зсепобеждаютнего еветлего начала. :
ao Вторая часть <Чонгури» ВНОВЬ
наозвращает слушателя к етихни народной

`зьузыки. Детеки наивная, ласкающая ме-

зезлия рисует певца-кистинца, аккампани-
ъулющего себе на грузинском народном
струнном инструменте чонгури. В центре
энизода — грозная и зловещая фута, изо-
бражающая битву, в которой . погибает
Звиадаури.

Третья часть — «Гибель Звиадаури»—
полна трагизма: В тяжелей, мерной по-
етупи и насыщенном звучании траурнего
марта — народная скорбь © потибшем
терое. Финал пеамы — торжественное
утверждение нден дружбы — музываль-
но выражен в GOpase грандиозного все-
народного шествия. Поэму заверитает ра
достню преображенная тема Ввиадаури.

В широком  симфекичесном полотне
«Звиадаури» общечеловечеекне ‘идеи Ha-

шли выражение в самобытно ярких музы-
кально-художественных формах. На всем
произведении лежит отнечаток творческой
индивидуальности композитора. Мшвелид-
зе вводит слушателя в новый мир музы-
кальных образов, чарующих девственной
строгостью и грандиозностью стиля. Суро-
вая лирика перробытно прекрасной при-
ролы, могучая сила страстей бесстрашных
и простодушных сынов гор — вот что
опрэлеляет эмоциональное содержание му-
зыки Мшвелидзе. С

Тот же яркий национально-самобытный
колорит свойственен и более ранним сим-
фоническим произведениям композитора,
в том числе элегин «Ишаури» и симфо-
нической оде «Азар»,

Страстный собиратель и исследователь
народной музыки, Мшвелидзе об’ездил по-
чти вею Грузию, посетив самые забытые
ее утолки. И родные напевы, особенно
наневы горных районов (Сванетия, Хев-
суретия, Пшавия) с их удивительным свое-
образием оставнли неизгладимый след в
душе композитора. Мшвелидзе почти ни-
когда не прибегает к цитатам из фоль-
клора, но каждая его мысль, интонацион-
ная и ладо-гармоническая сенева его про-
изведений, — вариационно-полифоническое
изложение и развитие ‘музыкального ма-
тернала глубоко уходят корнями в народ-
но-песенную традицию. месте с тем
творчество Мшвелидае — детище совре-
менной евронейской симфонической куль-
туры. Сложная музыкально-драматическая
концениия «Звиадаури» говорит © еозна-
тельном претворении принцинов програм-
много симфонизма романтиков. Вариацион-
ный метод тематического развития в «Зви-
адаури» (идущий от народной музыки)
иногда поднимается до лучших образнов
классического вариационного стиля. Транс-
формация основных музыкальных идей
«Звиадаури» (например, лирическая тема
напева чонгуриета, превращенная в ак-
тивно-драматическую тему фуги, много-
кратные изменения темы  Звиадаури
ит д.) несомненно ‘напоминает трансфор-
манию образов и тем симфонических
поэм романтиков. Наряду с отромными
маесивами {ит инструментовка «Звиада-
ури» поражает отдельными тонкими под-
робностями, оригинальными колориетиче-
скиии и выразительными эффектами. Све-
жнй красочный штрих вносит, например,
ниччикатный аккомпанемент струнных,
имнтирующих наитрынг чонгури; патети-
чески напряженно звучат Рнисезндо тром-
бонов и валторн в эпизоде битвы; очень
выразительна оркестровка в «Гибели Зви-
адаури», особенно застывшие флажолеты
етрунного квартета, на фоне которых дё-
певянные духовые печально поют тему
Звиадауря.

Талантливое произведение, неесмненно,
страдает длиннотами, нарушающими за-
коны музыкальной  архитектоники. Но
этот недосталок не так страшен, так как
проистекает от творческой молодости ком-
позитора, одаренного пылким темнера-
ментом, богатой фантазией и торячим
сердцем. У Мивелидзе есть что сказать
слушателю, и он как бы торопится с ним
поделиться всем, что накопил за тоды
творческого созревания.

«Звиадаури»— итог девяти лет напряжен-
ного созидательного труда, неустанных
понсков собственного стиля. ОкБоло соро-
ка больших симфонических (уже упомя-
нутые «Ншаури» и «Азар», «Поэма тру-
ла», «Хоруми», ряд сюит и др.), хоровых
и сольных вокальных произведений, му-
зыва к театральным постановкам и ки-
нофильмам явились прочной есновой, на
которой выросло широкое музыкальное
полотно «Звиадаури». Сталинская премия,
полученная автором 3a симфоническую
поэму «Звиадаури», достойно отмечает
этот, очень значительный в творческой
биографии композитора этап.

Митвелидае скоро преяставит на суд му-
зывкальной общественности Грузии свои
новые создания — вполне законченную
оперу «Витязь в тигровой шкуре» и «Гз-
ронческую симфонию», посвященную ве-
ЛИЕОоЙ отечественной войне.

Тбиписи.

=

ВЕРН

Тебя забыть? Ты думаешь так просто’
Тебя забыть, сердца раз`единить,

Как в раннем детстве, досчитазити до ст&»
Заснуть, порвав дневных событий нить.

Какая ты наивная! Какая

Смешная ты! Дь у меня в ушах

Поет грудной твой голос, не емолкая,

Стучится в сердце мне твой легкий
шаг.

Ты по ночам, повелевая снами,
№ мне приходишь,
кровь,
И все, что вместе пережито нами,
Нередо мной развертываешь вновь.

И все теперь мне дорого. Я даже
Размолвки наши горем не зову!
Проснувшись, я ищу тебя:

— вода же
Тебя увижу снова на яву.

Н. РЫЛЕНКОВ `

Oc TS

Я буду лучше, чем тогда. He здесь ля
Копил я нежность, ото всех тая?

Ну, как же я тебя забуду, если

Ты — э0 я.

Ты молодость моя!

Но приказало время: ,

Bee изведай!

Пусть выступает в письмах кровь из
строк.

Нам обусловлен на войне победой

И срок разлуки, и свиданья срок.

Так что х в глаза затляльтвать
надежде,

Ее пытливость наше оскорбит,

Я рвусь к тебе. Но я приду не
прежие,

Чем будет враг земли моей отбит.

Д. ТАЛЬНИКОВ

СПЕКТАКЛЬ
О КАЗАХСКОМ ПОЗЭТЕ

Спектакль «Avan Серэ» является
несомненно крупным событием в  теат-
ральной жизни Алма-Ата — так он твор-
чески содержателен, насыщен, художест-
венно значителен.

Сама пьеса Г. Мусрепова, захваты-
вающая эпизод из трагической жизнн ка-
захового поэта конца ХГХ в. Ахана Ce-
рэ, своеобразно, на национальном  мате-
риале, перекликается с романтической
пьесой Гуцкова «Уриель Акоста». Герой
ее—мыслитель и поэт, борец с религиоз-
ным ханжествем и феодализмом. Хорошо’
‘передан в спектакле аромат чудесной ка-
захской поэзии — истинной души казах-
ского народа. Не бытовая, историко-био-
графическая иъеса, а драма идей, трагедия
мысли и борьбы, высокого творческого на-
пражения — вот принциин спектакля.

Художник 9. Чарномский красочно-вы-
разителен в своих условных приемах, при-
водящих на намять стилизованный при-
митив  палехского искусства и восточ-
ней, персидской миниатюры. И скупая,
орнаментная рамка слектакля, и раскра-
шенные костюмы, и треугольник зеленого
луга Ha всем пространетве сцены, ©
красными цветами на нем и скупые де-
тали, когда впечатление достигается не-
многими предметами (шатер условной юр-
ты, решетка мечети, обнаженное дерево
на горизонте) — все это предельно вы-
разительно и творчески экономно. И толь-
ко розовая заря на горизонте кажется
слащавой — хотелось бы большей сурово-
сти пейзажа, увязанной ео веем развер-
нутым в пьесе мрачным бытом деспоти-
ческой эпохи, Co всей тратедией лично-
‘ети в ней. Е

В етиле снектавля и музыка С. Ш»-
бельского, в которой использованы  под-
линные мотивы песен самого AxaHa. Oco-
бенно удачен лирический лейтмотив ге-

роини, сопровождающий ее движение в
“Weta 77 7 А

Если снектакль достигает своей ` пре-
дельной трагической силы в четвертой
-картинев финале которой Балуан выры-
вает из земли дерево и идет с ним на
толну, то в пятой картине этасила пада-
ет, сцена на врёмя лишается своей дина-
мики. Здесь совсем не нужно пение Ак-
токты, привязанной к дереву нозора, так
как вместо драматического спектакля по-
лучается «опера». В этом повинно и еа-
мо исполнение, не достигающее ‘ трахедий-
ной силы. Некоторые сцены надо было
сделать проще, строже и величественнее.

Монолог Ахана, например, над трупом де-
вушки излингне длинен. Но и в этом дей-
ствии великолепны мизансцены—и тол-
‚ны, идущей на девушку и поэта, и в3-
сетывшие в симметрии по обеим сторонам

М. ХРАПЧЕНКО

СОВРЕМЕННАЯ СОВЕТСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ

Развитие нскусства в дни войны ноБа-
вало, что советский театр и драматургия
призваны играль крунную общественную
роль. Интерес к театральному искусству
у трудящихея нашей страны сейчас не-
обычайно велик. Залы наших театров не-

‚ реполнены. С особым волнением воспри-

нимает советский зритель спектакли 06
отечественной войне, о героической борьбе
нашей Красной Армии против фантиет-
ских оккупантов. Каждая сцена такого
отклики у
зрителей. Этот широкий ннтерев к теат-
ральному uchyccTBy, насущная  потреб-
ность в ярких натриотических снектак-
лях подчеркивают ответственность совет-
ских драматургов перел народом, значи-
тельность тех требований, которые пред“
являются сейчас в драматургии.

Творческая работа советских драматур-
тов в дни отечественной войны отличает-
ся большой интенсивностью. За время
войны написаны новые пьесы нангми
крупными драматургами: Н. Погединым.
А. Корнейчуком, Н. Вирта, К. Симоновым,
В. Кавериным, Л. Леоновым. К. Финном,
А. Бруштейн и другими. Уенешно рабо-
тают  драматурги братских республик.
Азербайджанский позт-драматург С. Вур-
тун написал пьесу «Фархад и Ширин»,
удостоенную Сталинской премии, новые
драматические произведения созданы гру-
зинскими драматургами Ш. Даднани и
Р. Коркия, армянским ноэтом-драматургом
Н. Зарьяном и т. д. Ряд новых пьес уже
поставлен на сцене многих театров. Тако-
вы пьесы К. Симонова — «Русские люди»,
В. Каверина — «Дом на холме», А. Кор-
нейчука — «Партизаны в степях Укран-
А. Афиногенова — «Накануне»,
Волепья-
поза и Лаптева — «Полк ДД», бр. Турин
ТШейнина — «Дым отечества»  Ржешев-
ского и Капа — «Олеко Дундиз». Лип-
скерова и Кочеткова — «Надежда Дуро-
ва» и др. Не все названные произведения
можно считать удачными. Однако важным
результатом работы ряда лраматургов
явился показ новых героических образэв,
тлубоко волнующих своей жизненной прав
not. Порою в эскизной форме пьесы, е03-
данные в последние месяцы, перелают
грозные события войны, облик героических
защитников нашей родины.

Качественный рост советекой драматур>
тии в целом ва последний период харак-
теризуется тем значительным фактом, что

четыре Сталинских премии за выдающие-
ся произведения театрального искусства
1941 года присуждены за спектакли, но-
ставленные по пьесам советских драма-
TYPTOB.

Тем не менее советская драматургия
еще далеко не удовлетворяет пред’являе-
мых к ней требований.

На недавно закончившемея совещании
драматургов в ряде выступлений была резко
подчеркнута неудовлетворенность тем, что
создано до сих пор в области драматур-
гии. Героическая борьба нашего нарола,
огромный размах событий обязывают дра-
матуров He ограничиваться одними
лишь эскизными зарисовками и литера-
турными фрагментами. Нужны крупные,
монументальные произведения, в которых
получили бы художественное обобщение
события отечественной войны, великие де-
ла советских героев. Некоторые из участ-
ников совещания выступили с защитей
такой точки зрения, что создание мону-
ментальных произведений — это дело 6у-
дущего. В суровые дни войны, по мнению
этих товарищей, художник может занечат-
леть лишь отдельные эпизоды войны и
вести работу подготовительного характера.
Эта неправильная точка зрения встретила
жестокую критику. Опыт истории искусст-
ва показывает, что многие выдающиеся
произвеления искусства создавались но
свежим следам событий и за короткий
срок. Т вание высокого качества дра-
матических произведений являетея ос-
новным, решающим для всей творческой
работы драматургов в дни войны,

Когда знаномишься с новыми ньеезми
наших драматургов, — а Ньес на тему
отечественной войны написано уже
много, — обращает на себя внимание нре-
де всего их тематика. Преобладающее
большинство пьес посвящено  партизан-
ской борьбе. Бесспорно, что пьесы о пар:
тизанском движении очень нужны. Одна:
ко беда заключается в том, что значитель-
ная чаеть этих пьес носит умозритель-
ный характер. Часто они представляют
собой плод чистой фантазии. Знания жиз-
ни, реальных людей в этих пьесах He
чувствуется. Именно потому, что они на-
нисаны умозрительно, нередко в обетанэв-
кё глубокого тыла, такого рода пьесы пол-
ны фальши, искусственности, всякого ро-
да надуманных положений.

Произведение, написанное без ярких
впечатлений от реальных вобытий и лю-
дей, неизбежна оказывается безжизнен-
ным, мертвым. Наши драматурги должны
писать е том, что они хоропю знают. В

первую очередь нам необходимы пьееы о
Красной Армии, о ее бойцах и команди-
рах. Много славных имен героев, имен
советских полководцев знает страна. 06-
разы героев отечественной войны, образы
нолководцев Красной Армии должны быть
воплощены в драматических произведени-
ax.
‚ Фронт неразрывно связан с тылом;: В
тылу миллионы людей работают для фрон-
та, для победы. Нужны пьесы о тероиче-
ской работе трудящихся в тылу, о ста-
хановцах военного времени, о том великом
патриотическом под’еме, который охватил
всю нашу страну, Нам нужны пьесы о
колхозной деревне, ее людях, о женщи-
нах-колхозницах, заменивших ушедших на
фронт мужей.

Главенствующее место во многих пье-

сах занимает изображение отдельных 6со-
бытий и эпизодов. Ярких и выпуклых
характеров почти не создано нашей дра-
матургией. Слишком много в пьесах без-
диких ‚героев, похожих друг на друга,

В дни грозных испытаний с обобой яс-
ностью проявились высокие моральные
качества советского человека: ею сила
духа, беспредельная преданность родине,
мужество, уверенность в победе. Эти вы-
сокие моральные качества людей, воспи-
танные коммунистической партией за го-
ды советской власти, пезволили выдер-
жать труднейшие‘ иснытания, которые ипе-
режила в дни войны наша родина; они
заключают в себе основу нашей победы.
Советская жизнь создала, отечественная
война резко выявила яркие, героические.
характеры людей. Именно эти характеры,
бесконечно разнообразные и в то же вре-
мя имеющие общие черты, должны полу-
чить евое изображение в пьесах Hallux
драматургов. При этом существенно пока-
заль и тот процессе формирования харак-
тера, закалки людей, который неизбежно
происходит в торниле войны, в грозных
битвах.

Нередко `то огромное содержание, нотэ-
poe принесла с собой отечественная вой-
на, драматурви стремятся втиснуть в рам-
ки установившихея еценических канонов.
Старые каноны  семейно-бытовой драмы

слишком еще довлеют надо драматуп-
тами. Возьмите  ньесу В. Соловьевя
«Фронт». Она посвящена изображе-
нию крупных событий отечествен-
ной войны. И вместе с тем, здесь все
последовательно замкнуто в пределах

описания жизни одной семьи. Чтобы ос-
таться «в семейном кругу», В. Соловьеву

авансцены зловещие фигуры Хазрета и
бая - олицетворение двух мрачных сил
жизни.

Счастливая находка драматурга и по-

становщика — фигура глухонемото гиган-
та Балуана, нечто вроде Квазимодо
Гюго. Вот замечательная  мизансцена:

тлухонемой берет домбру, пробует на ней
струны, прикладывает к уху—ничего не
слышит; бъет но инструменту кулаком. —
ничего не слышит; в отчаянии и душев-
ной боли выкручивает свое непокорное,
беспомощное, глухое ухо. В превосходном,
таком сжатом, лаконичном исполнении
Куанышбаева эта фигура выделяется в
спектакле своей монументальной трагиче-
ской силой — великой силой верности и
нежной любви.

Правдивый и индивидуализированный
образ отца Аклокты создает Кожамкулов.
Самото Ахана играет Айманов вдумчиво
и сдержанно, ища подлинной правды, бо-
ясь ходульности и театральной «героики».
И все же он кажется нам менее значи-
тельным, чем дан в самой пьесе. Он пред-
ставлен в снектакле больше  резонером,
чем романтическим героем и пылким лю-
бовником. Это образ нексей неврастенич-
ности века, образ «молодого человека»
европейской складки на переломе эпох.
Он кажется более тамлетизирующим, чем
действующим и мужественным борцом.
Й, думается, совсем иначе надо было
представить Ахана во второй картине, в
ето творческом уединении: не в позе из-
балованного и изнеженного барина, ва-
ляющегоея в восточной неге на пынгной
тахте и сочиняющего песни, а в строгом
образе поэта-борца и мыслителя, оверша-
ющего совой суровый творческий  труд-
ПОДВИГ.

Образ тажого Ахана в спектакле проиг-
рывает еще больше рядом с убеди-
лельным, лишенным всякой позы и резо-

‚зерства»х полным непосредственной. свеже-

сти переживаний, образом Актокты, с0з-
данным молодой артисткой Исамбековой.
Трагические задачи образа не в нлане
дарования артистки. Дарование артистки
раскрывается ¢ наибольшей  выразитель-
ностью в плане лирическом.

Полная очарования, необыкновенно тро-
тательная, чистая и свежая казахокая де-
вушка— муза поэта — в белых одеждах,
с монистами на груди, с большими глаза-
ми тазели, робко и вопрошающе откры-
тыми на мир, проходит Актокты-—Исам-
бекова через спектакль. В этом образе —
завершенное вонлошение поэтической ду-
ши варода, его мечтаний и песен.

Алма-Ата. `

пришлось прибегнуть к целому ряду ис-

кусственных построений, неправдоподоб-
ных положений. Нроблема семьи и в
дни войны остается важной проблемой.
Однако в тот исторический период, когда

стоит вопрос о самом существовании на-
родов Советского Союза, драматург никак

не может отраничиться тесными рамками
истории семьи. Такой подход мешает по-
казать всенародный характер событий
отечественной войны.

Своеобразное отстранение от подлинно-
TO ноказа событий  нроисходит и тогда,
когда драматург уходит целиком в опи-
сание быта военного времени. Ленинград:
ский драматург Е. Шварц нанисал пьесу
«Одна ночь». В ней показан Ленинград в
суровые дни октября и ноября. Здесь
немало верных жанровых зарисовок и от-
дельных сцен, характеризующих бытовой
уклад города Ленина в этот период. Од
нако нет главного — героического поде-
ма народа, величественной борьбы Ле-
нинграда, за которой с волнением и тре-
петом следит вся страна. Тяготение к та-
кого рода бытовизму неизбежно приволит
к обеднению образов, к тому, что самое
существенное остается не раскрытым.

Необходимо отметить и еще одну тен-
денцию в драматургии — это изображе-
ние людей периода отечественной войны
в жанре авантюрно-приключенческой дра-
мы. Стремясь воздействовать на зри-
теля эффектными способами, — неко-
торые  драматурги прибегают К BCA-
кого рода трюкам, приключения CBI
лются, как из рога изобилия. Hcrect-
венно, что подлинный емысл описывае-
мых явлений при этом извралцается; пра-
вдивое изображение жизни подменяется
фальшивым сочинительством. Такова, на-

пример, пьеса Ю. Никулина «Женщи-

HEI. :
Вопрос о герое ‘является важнейним

для советской драматургии. Без ярко

очерченного героя, без подлинного герои-
ческого характера не существует пьесы.
В то же время без нахождения необхо-
димых  драматургических средств тема
произведения не может быть полноценно
выражена. Поэтому чрезвычайно сущест-
венна проблема жанров. Разнообразие
жанров является необходимым условием
широкого развития советской драматур-
гии. *

Различный жизненный материал требу-
ет своего особото освещения, евоего угла
зрения. Ошибка некоторых драматургов с9-
стоит в том, что они считают, что любые
события могут быть отражены в любом
жанре. Молодой драматург Зальцман на-
писал пьесу «Мы вернемся, Одесса». Ве-
личественная энопея зашиты Одессы по-
казана автором в форме легкой комедии,
Автор ставит своей целью — смешить
во что бы то ни стало. Он щедро рассы-

ВОЕННАЯ

Пришлось как-то услышать такое суж-
дение: J

— Сейчас о войне писать рано, следует
писать для войны. Нужны вещи, которые
«стреляют». ;

Несмотря на кажущуюся радикальность
этой формулы, она раснлывчата и вредна.

Артиллерийский  офинёр, автор двух-
трех напечатанных в  «Современчи-
ке» новестей, написал свои «Севастополь-
ские расеказы» в осажденном Севастополе
1854—55 тг. Еели бы не запрещение на-
чальотва, они были бы изданы там же
в «Военном листке» и вполне реально
послужили бы войне. i

Толстой куда более верно понимал, что
нужно для войны.

В позледнее время мы © радостью от-
метили появление большого числа расска-
зов. Десятки новелл напечатаны в нент-
ральных газетах и в военных гаветах
фронтов и армий. Лучшие из них остав-
ляют внечатление, что авторы знают го-
раздо больше того, что рассказали. Пред-
чувствие романа о войне — вот что
характерно сейчас для нашей прозы. Ка-
жется, что первые книги будущих эпо-
пей кем-то уже задуманы. Они в нашей
памяти, в изматых записных книжках,
сунутых в полевые сумки командиров или
в мешки бойцов. Герои этих книг еще на
походе, а процессы, которым будут носвя-
щены книги, еще не завершены...

Повесть Льва Славина «Мои земляки»
написана нрошедшей зимой. В ней рас-
сказывается о том, как люди защищали
Ленинград. Мир был «заполнен грохотом»,
когда нисалась повесть. Тема защиты Ле-
нинграда не была снята как военно-опера-
тивная задача. Не снята она и сейчас, ко-
тда мы читаем в журнале повесть.

Повесть «Мои земляки» — это повесть
о военной дружбе. Война многих раз-
лучила, но она же чудесным  обра-
зом соединяет людей, приводит  одес-
ского хлонца и уральского парня под
стены борющегося Ленинграда, одного на-
значает первым номером ручного  пуле-
мета, другого — вторым, заставляет их в
бою подружиться и, таким образом, раз-
ширяет их понятие о родине, включая в
него и Одессу, где, как ‘это кажется Са-
ше Сивцову, «под вечно толубым небом,
среди благоухания цветов живет велико-
душное, счастливое и боталырское племя
одесситов», и Урал с его «Уралмашем»,
и Ленинград, в котором бойцы видят па-
мятник ‹Ильичу, обложенный мешками с
неском.

«Друзья ностояли возле памятника, ста-
раясь вообразить ето очертания...

Они помолчали, и Саша сказал, запи-
наясь:

— Слышь, Аркадий, что думается мне.
Думается мие, Ильичу-то тлянулось бы,
как мы бьемся за его город. Нраво!

Фронтовой рисунок худ. В. Ермолаева к рассказу «Минометчики»
Л. Кассиля «Твои защитники», издаваемой Детгизом.

пает всякого рода дешевые остроты и, ес-
тественно, это ничего, креме отрицатель-
ной оценки такого рода незадачливой во-
пытки, не может вызвать:

Наряду с тероической драмой celiac
остро ощущается потребность в комедии.
Однако в основу комедии должны быть
положены действительно комедийные си-
туации. Бесспорно, что тот драматурт, ко-
торый попытается построить комедию на
материале, чуждом комедийному  денот-
вию, не добьется нужных результатов.

В репертуаре советских театров в дни
войны немалое место занимают пьесы на
историческую тематику. И это совершен-
но закономерно. Героические образы про-
шлого, историческая борьба за свободу и
независимость народов нашей страны
вдохновляют и сейчас наших бойцов и
командиров на ‘боевые подвиги. Изобра-
жение важнейших этапов развития рус-
ского народа поможет отчетливее осмыс-
лить наши вековые традиции, ярче уви-
деть ‘силу и непобедимость нашего наро-
да. Исторически правдивое раскрытие со-
бытий и героев нашего прошлого яв-
ляется краеугольным камнем любого про-
извеления, в TOM числе и пьесы на исто-
рические темы. В этой связи следует ос-
тановиться на новой пьесе А. Н. Толсто-
то «Иван Грозный». Правдивое изображе-
ние в литературе и драматургии образа
Ивана Грозного имеет большое значение. Из-
вестно, что до сих пор в исторической лите-
ратуре Ивана Грозного изображали непра-
BHIbHO: либерально-буржуазные историки
всячески развенчивалн Ивана Грозного,
подчеркивая ето жестокость. Они не су-
мели понять роли Ивана Грозного в с03-
дании русского тосударетва, в  ломке
старых устоев. ,

Историческая правда заключается в
том, что Иван Грозный был одним из
создателей русского государства, собирате-
лем вемли русской, выдающимся государ-
етвенным деятелем. Будучи талантливым
полководцем, Иван Грозный высоко поднял
славу русского оружия. При его жизни
Россия добилась болыних военных успе-
XOB. результате деятельности Ивана
Грозного, как дипломата, Россия заняла
почетное место в ряду крупнейших дер-
жав мира. Иван Грозный был образовая-
нейшим деятелем своего времени, челове-
ком передоввх идей. Нет ни одной обла-
сти жизни, в которой бы ни проявилась
преобразовательская деятельность Ивана
Грозного. Важнейшей стороной деятельно-
сти Ивана Грозного была борьба с боярами
—закоренелыми вотчинниками; в этой борь-
бе Иван Грозный опирался на опрични-
ков. Многосторонняя плодотворная деятель-

agrseeqecencesecaccqneyasseqeqzenepescesanerscunecceasaeuneconsenaucnysnaumunscenenyyessauwavesasencesnescusnsnenenesersoneanvanress
=

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

ИВ ИНЕЕИ ЕВЕ УЕ ПИН ВЕКЕ ИЕ БЕ ЖЕНЕ И ВО ОББЕ ВЕ БАНЕ ИОВ РЕЯ ЕД ИЕ БЯО ИКИВ БЕН И&ЕИЛЬЕЛИ ИВ ВХЕА ВИО ИЕН Е аи Еи БУДЕ ЕЖИКИ ВАЗА

w

С, НАГОРНЫЙ

ПРУЖБА

Он замолчал, боясь насмешек Аркадия,
который не выносил никаких  чувствич
тельных разговоров.

Аркадий молчал. А потом он сказал;
скрипнув зубами, как он это делал в ми+
нуты сильных переживаний;

— Раньше, Сангка, я страдал, шё воюю
не под Одессой. А теперь мне страшно
нравится, шё я не даю этим жабам вой-
ти в город Ильича».

В другом мёсте Саша Сивцов, распа»
ленный живониеными рассказами пламене
ного одессита, говорит ему:

— Так смотри же, возьми меня после
войны в Одессу...

Так чувство родины распгиряется у ге
роев’ повести. Это делает война.

Аркадий Дзюбин — гордый человек,
Портовый грузчик, он очень силен и
вполне полагается на свои упругие мын-
цы при всех обстоятельствах. Он ловок,
речист, у него острый язык, наконец, он
превосходно играет на мандолине и знает
кучу романсов и песен, в которых «из-
ливается вся его душа, нежная, нечаль-
ная, мечтательная».

Гордый человек Аркадий Дзюбин oro.
сится к врагам Одеесы, Ленинграда, к
врагам своим и своей родины, с презри--
тельной. ненавистью, как человек к пре-
смыкающимея. «Эти жабы не дождутся,
шёб Аркадий Дзюбин умер», — говорит
он, израненный в неравном бою. Надмен-
ная его уверенность в себе, в своем пре-
восходстве над «этими жабами» — вполне
реальное чувство: Это доказывает Дзюбино
в бою, когда бъется, как рыцарь, не зна-
ющий страха-

В войне приобретают особенное значе-
ние простые и главные достоинства чело-
века: умение быть бодрым в тяжелую ми-
нуту, умение разделить в товарищем но-
следний сухарь, умение встретить смер-
тельную опасность с улыбкой... 0б этом,
собственно говоря, и написана повесть.
История дружбы «Саши с Уралма-
тта» и Аркадия Дзюбина—это как раз и
есть история военной дружбы, которая
была заключена под огнем и возникла из
обоюдной уверенности в товарище, в том,
что он «не подведет». B

Военная дружба участников отечествен-
ной войны неотделима от их ощущения
родины, от их любви к городам, к приро-
де, к строю жизни нашей великой стра-
ны, от их гордости своим человеческим
достоинством, от их презрения к фаши-
стским жабам. Товарищество, которое опи-
сал Славин, — великая налриотическая
сила. :

С радостью читаешь эту повесть: Она
волнует современников. Ощшушаешь, что
автор знает о своих героях и о Ленин-
траде, который никогда, кажется, не был
так величественен, как в дни обороны,
гораздо больше, чем написал.

*

из КНИГИ

ность и борьба Ивана Г“ привели к с03-
ланию мощного централизованного русско»
то государства.

Пьеса А. Н. Толстого «Иван  Гроз-

ный», по существу, искажает  исто-
рический облик этого выдающегося де-
ятеля России. Иван Грозный показан
здесь преимущественно в личном быту:
Кипучая деятельность Ивана Грозного по
«собиранию» земли русской, созданию
централизованного государства не нашла
отражения в пьесе. Широкий размах го-
сударственных преобразований, осуществ-
ленных Иваном Грозным, также остался
вне поля зрения автора. Борьба Ивана.
Грозного с боярством сведена в пьесе к
внутридворцовым распрям. Роль опрични-
ны, на которую опирался Иван Ррозный,
по существу не показана. В пьесе затро-
нут вопрос о войне России е Ливонией.
Однако разгром Ливонии русскими вой-
сками в пьесе вовсе не показан.
Несомненно, что пьеса А. Н. Toacroro
«Иван Грозный» не решает задачи истори-
ческой реабилитации Ивана Грозного.

+

Как никогла, сейчас велики требования
к советским драматургам, и вместе с тем
отромно значение их работы. Восела-
вить героев отечественной войны, их бес-
примерные подвиги, их любовь и беспре-
дельную преданность родине, показать
великий патриотический под’ем в нашей
стране, нерушимую связь армин H наро-
да, прочность советекого тыла — все это
должно стать предметом страстного, взвэл-
нованного изображения в пьесах и Ha
сцене советских театров.

Зритель ждет от драматургов воплоще-

вия образов славных героев отечествен-
ной войны, которые стали символом му-

жества, силы и непобедимости нашего
народа, воплощения тех моментов герои-
ческой борьбы, которые показывают наш
путь к грядущей победе над’ ненавист-
ным врагом.

Священный долг наших советских дра-
матуртов — ответить на потребности на-
рода созданием пламенных произведений,
зовущих на разгром немецких оккупан-
тов,