`раинского ансамбля песни

Л.

ПО>Т-ПАТРИОТ

Двадцать пять лет тому ‘назад (28 мая
1917 г.) в расцвете творческих сил умер
белорусский поэт Макоим Богданович.

Всех двадцать шесть лет прожил поэт-
гражданин М. Богданович, но он оста”
зил нам ботатое литературное наюледст-
во. Имя его широко известно в массах
белорусского ` народа.

‚ Наполненная жгучей ненавистью к вра-
там и согретая любовью к народу, поэзия
М. Богдановича, быть может, никогда так
полно и сильно не звучала, как в дни
отечественной войны, в дни страшных
страданий, переживаемых Белоруссией
под гнетом кровожадных разбойников,
стремящихся уничтожить, стереть с линз
земли свободолюбивый белорусский Ha-
од.

PY. Ботданович. как поэт, рос и воспиты-
вался на освободительных традициях под-
зии Пушкина и Лермонтова, Шиллера и
Тейне. Замечательный мастер стиха, он
создавал свои произведения в мрачные
тды царизма.

Идея народного освобождения  состав-
ляет лейтмотив гражданской лирики
М. Богдановича. Самые лучигие, самые
злохновенные стихи и песни Богданович
посвятил родине, художественному изоб-
ражению ее освободительной борьбы.

‚ Максим Богданович — лирик, певец кра-
соты белорусской природы. Ho воспевая
красоту природы. могущественное величие.
лесов и пущ Белоруссии, поэт ни на один
миг не забывал о тяжелой жизни и стра-
ланиях своего народа и звал его на борь-
бу за свое социальное и национальное ос-
зобождение. у

По своему художественному значению
произведения Максима Богдановича стоят
в олном ряду с произведениями таких
выдающихся мастеров художественного сло-
ва, как Янка Купала и Якуб Нолас.

Вошедшие . в школьные хрестоматии
лучшие прбизведения Богдановича («На-
род, белоруеский народ», «3 песну бела-
рускаго мужика», «Над могилой мужика»,
«Сонет» и многие другие) приобретают
особенное значение в наши дни. М. Бог-
данович был горячим патриотом своей
отчизны, он преклонялся и блатоговел пе-
ред своей родиной. Его творчеству орга-
нически враждебны человеконенавистниче-

КОНЦЕРТЫ _
В ЧКАЛОВЕ

Чкаловское  концертно-эстрадное бюро
кроме эстрадных выступлений  про-
водит цикл симфонических концертов.
В этих концертах приняли участие
артисты Ленинграда и. других  горо-
дов, находящиеся сейчас в Чкалове. Со-
стоялся творческий вечер композитора
И. Дзержинского. С успехом ‘пропети два
вечера красноармейской песни и пляски
ансамбля Южно-Уральского военного ок-

pyra.

Конпертно-эстрадное бюро — шеф.воен-

ных госпиталей Чкалова. Почти ежеднев-
но бюро организует концерты для ране-
ных бойцов и командиров. Концертные
бригады направляютея в районы для
обслуживания сева. На колхозном. рынке
торода бюро открыло Колхозный театр,
который ежедневно дает несколько пред-
ставлений. :

На летний сезон намечен цикл симфо-
нических концертов классической музыки,
вечер советской музыки, вечера про-
изведений сталинских лауреатов и Zp.
В ленем соду им: ла Jlu6-
хнехта организуются ежедневные оэстрад-
ные выступления; два раза в месяц здесь
будут даваться симфонические концерты.

т. Чкалов. (Наш корр.).

ПО СОВЕТСКОЙ
  СТРАНЕ

НГРАЛ. В Доме Красной Армии иИм-
ви а выставка работ  красноар-
мейских художников Ленинградекого фрон-
та «В боях за город Ленина» Ha которой
представлены 1176 ка ‚ портретов, рисун-
ков, карикатур и скульптур. Ореди них
произведения талантливого красноармейна
Ярымбаща, красноармейна Белова, политру-
кА  Левенкова, зам. политрука Мурашкина,
младшего сержанта Уткова и ДР.
ТБИЛИСИ. Проф. Ш. Нуцубидве закончил
перевод с грузинокого языка Ha русский па-
мятника грузинской художественной литера
туры ХИ века, поэмы ТПавтели «‹Абдул-
Мессия» («Раб господень»).

ХАБАРОВСК. Теоретическая конференния,
посвященная вопросам советокой литературы
и искусства в дни великой отечественной
войны, проведена в Хабаровске. Участники
конференции научные работники, учите-
ля, писатели, художники, актеры, журнали-
сты, студенты прослушали доклады:
«Марксизм и искусство» 9. Фишера, «Ге-
роические традиции В советской литерату-
ре» — Р. Домбровското, «Советекая литера-
тура в дни отечественной войны» — Н. Кон-
дратьева, «Советский театр» Б. Сушкеви-
ча и др.

ПЕНЗА. О успехом прошли Концерты ук-
и пляски под уп-
Вайнер. Ансамбль исполнил
народные песени на YK-

равлением Л.
кантату © Сталине,

раинском языке: «Зелененький барвинок»,
«Солнце низенько», песни талицийского и во-
лынокого фольклюра, шуточные песенки
и др.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК. Состоялась  конфе-
ренция писателей и поэтов, находящихся в
Босточно.Казахстанской области. Конферен-
ция избрала правление областного отделения
союза писателей.

АЛАНАЕВСК. Начал работать Николаев-
ский драматический театр им. Чкалова. B
составе театра — 43 человека, Художествен-
ный руководитель и тлавный режиссер
Луккер. .

ЕРЕВАН. Возвратилась бригада писателе
Советской Армении: Наири Зарян, Г. Абови
Сармен, пробывшая 20 дней на фронте. Пи.
гатели выступали в частях Красной Армии,
писали статьи, стихи и очерки на русском
и армянском языках в органах фронтовой
печати. В результате поездки бригада подго-
товила к печати себорник стихов и очерков об
армянских бойцах на фронте.

САМАРКАНЛ. Организовано отделение Co.
yoga coneTcKux писателей УзССР. В состав
его вошли местные писатели: Садретдин
Айни, Исмоил Акрамов, Вахид Абдуллаев,
Рано Узакова и приезжие писатели и перевод-
чики. Ответственным секретарем отделения
избран узбекский драматург Исмоил Акрамов.

ТРОЗНЫЙ. Бригады артистов местного Ha.

ционально театра выехали на посевную в
районы ечено-Ингунской республики. На
маптинах, лошадях, пешком пробираются ар-
тисты в высокогорные колхозы. За месяц
одна из бригад побывала в 22 самых отда-
ленных селениях; ее концерты просмотрели
8.000 колхозников. Часто концерты превра-
шаются в массовые самодеятельные вечера
с участием всего населения аула.

БАКУ. Бакинская студия начала работу
зад новым фильмом «Подводная лодка <Т-%—
о мужестве и самоотверженности подводни-
ков Балтики. Ореди прибрежных скал Кас-
пия будет разыгран один из драматических
эпизодов подводной войны. Постановну
фильма осуществляет автор картины «На
транице» А. Иванов.

СВЕРДЛОВСК. Прошли гастрольные  вече-
ра артистов (Ленинградского театра о опе-
ры и балета им. С. М. Кирова. В пяти кон-
пертах показаны отрывки из балетов «Бах-
чисарайский фонтан», «Лебединое озеро»,
«Зизель», «Тарас Бульба», «Эемеральда», &
также классические, народные и характер-
ные танцы. Б спектаклях приняли участие:
Г. Уланова, Н. Дудинская, Ф. Балабина,
Т. Венеслова, Н. Зубковский, К. Сергеев и Др.

ЕО НИРО ЕЕК УЕ ИЕН

НА СЦЕНЕ КИРГИЗСКОГО

Киргизии — Фрунзе, коллектив орденонос-

10—А. Малдыбаев. Бесспорное одобрение

С. Левик закончили работу по подготовке

В. Сарду, известной у нас под названием
«Граф де Ризоор», или «Фландрия»).

слевоенного поражения Франции в войне

Паладиль закончил свое произведение в
1885 г. и опера с большим успехом про-
звучала на сцене Парижской Стал орега
20 декабря 1886 г. Однако, несмотря на
патриотический пафос и благородный, в

мание редакторов. Оставив неприкосновен-
ной основную патриотическую идею пье-
сы Сарду, они поставили перед собой за-
дачу приблизить либретто оперы к кон
цепции

роев основной теме — борьбе фламанд-
ского народа против испанских интёрвен-

терам, может быть, впервые приходилось

Нее ОЕ ВЕЕР И АЕБ И ОВ ИО ТЕ а УИ НРКа УЗО ЕЕ ХВ СУ ОЕ ВНЕ ИО ЧИКО ЗНА Н о ининик,

ЛиткРАТУРА И ИСКУС СТВО

ские теории национальной исключительно-
CTH и превосходства одной нации над
другой.

В произведении «Межи» М. Богданович
страстно обличает царизм © ето волчь-
ей политикой разжигания национальной
ненависти.

Тлядаь па усёй зямл!: овятой, — roBo-
рит поэт, —

Шырокай хваляй залатой

Без краю блипча збожжа мора.
Цылтуць лаг, шумяць лясы...

Так многа @сць ботацця 1 красы,

А людз! нишчуца у голадзе, у зморы,
Бо окрозь мяжы, бо окрозь платы.

М. Богданович с глубоким уважением
относился к национальным культурам
других народов. Он преклонялся перед
богатейшей культурой великого русского
народа. Он горячо любил поэзию Шев-
ченко. Он зачитывалея поэзией Гейне,
чьи книги фашистские мракобесы сжига-
ют на кострах.

Поэт-гуманиет в самом высоком ‘емыс-
ле этого слова, М. Богданович воспел ос-
вободительную борьбу белорусского наро-
да. :

В тоды, непосредственно  предшество-
вавшие Октябрьской революции, предчув-
ствуя наступление светлых дней, М. Бот-
данович взволнованно обращался к ро-
дине: 1

Ты не зтаснеш, ясная зараначка, _
Ты яшчо аовеции родны край.
Беларусь мая. Крэлна-—браначка,
Устань, свободны шлях сабе шукай.

Поэт всегда верил в силу, стойкость,
тероизм и доблесть своего народа. И те-
перь, в дни суровых испытаний, выпав-
ших на долю белорусского народа, мы
вместе с поэтом уверенно скажем:

Беларусь, твой народ дачакаецца
Залащстата яснатга дня.

Паглядз1, як усход разтараеццаь
Скольк!: у хмарах залётных атгня,

Стихи поэта, прославляющие силу на-
рода, его героизм, зажигают напти сердца’
мужеством и отвагой, подымают на геро-
ические подвиги во славу социалистиче-
ской родины. М. Ботданович всем своим
творчеством участвует в великой борьбе
советского народа против фаптистских

бандитов.
В. БОРИСЕНКО.

*

Имя Евтения Багратионовича Вахтанго-
ва, так рано ушедшего из жизни и так
много давшего театру, актеру, близко не
только деятелям сцены. Ею помнят и
знают и советские зрители. Кто из. моск-,
вичей не радовался, не восхищался поэзи-
ей жизнерадостной «Принцессы Турандот»,
последней режиссерской работой Вахтан-
това, спектакля, надолго пережившего сво-
его создателя. Не случаен непрекращаю-
щийся интерес к творчеству Вахтангова,
не случайны 1 и дело вепыхивающие
споры о ето творческом наследии. Вах-
тангов по праву остался налим совре-

„ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН“

ТЕАТРА

В дни, когда фашистские дикари гро-
мили Дом-музей Чайковского, за много
тысяч километров от Клина, в столице

ного театра с особой любовью работал над
осуществлением постановки оперы Чай-

‘ковского «Евтений Онегин» на киргив-  Менником, активно участвующим в стро:
ском языке. : ительстве новой театральной культуры.
Недавно состоялся первый показ

Разносторонний деятель театра, актер,
режиссер, педагог, организатор, Вахтангов
— один из первых художников револю-.
ции, для которого лозунг «Вместе с на-
родом, творящим революцию» был. оим-
волом веры в искусстве, Он искал новых
путей в искусстве театра, ‘адэкватных
свободному обществу, искусства, снособ-
ного. воплотить героические деяния осво-
божденного народа. Оп товорил в беседе с
учениками: «Когда началась рёволюция,
мы почувствовали, что в искусстве не
должно быть так, как раньше». «Это ре-
волюция требует от нас убрать со сие
ны мещанетво. Это революция: требуе?
значительности и рельефности». Нриничи
современности был для Вахтангова ие-
ходным и основным во всей ero дея-
тельности после великого Октября 1917 т.
Ученик К. С. Станиславского, вдохновен-
ный пропагандист его системы, Вахтангов
со страстностью юноши полемизирует со
своим учителем, стремясь наполнить си-
стему новым содержанием. «Чтобы одер-

оперы. Спектакль прошел“ се успехом.
«Нвтений Онегин» на сцене Киргизского
государственного музыкальното театра в
постановке В. Целиковского — результат
напряженной работы всего коллектива, яр-
кий показатель его творческого роста.
Особенно высокую оценку музыкальной
общественности Фрунзе получила талант
ливая исполнительница роли Татьяны —
С. Книзбаева и исполнитель роли Ленско-

вызвало отличное оформление спектакля
художника Я. Штоффера.

Работники искусств Киргизии решили
послать в Клин, в музей, все материалы
по первой постановке оперы.

т. Фрунзе. (Наш корр.)-

ОПЕРА ПАЛАДИЛЯ

Композитор М. Штейнберг и либреттист

к сценическому возобновяению оперы не В м Sad a а:
Французском композитора 9, Паладиля свете. ee Tiaras inne ies 1 а
«Отечество» (m0 одноименной — драме i ae

Опера Паладиля зародилась в годы по-

БИБЛИОТЕКА
КИНОДРАМАТУРГА

Госкиноиздат предпринял издание боль-
пой серии книг по кинодраматургии, pac-
считанных не только на  специалистов-

1870—71 тг. Младший современник Бизе,

ряде эпизодов глубоко выразительный ne A Tee
: -   круги читателей. Серия «Библиотека кя-

тон музыки, опера Паладиля через He нодраматурта» будет состоять из не:
ЗволЬко лет сошта © репертуар я скольких, разнообразных по жапрам,
Сценически яркое, написанное ¢ TONKEM  урупнейших произведений советской и
вкусом, произведение это привлекло ВНИ`  зарубежной  минодраматуртии. Каждая

книга снабжена большой вступительной
статьей, в которой, помимо общей оцен-
ки сценария, дается его драматургический
анализ.

Capay и подчинить чрезмерно
разросшиеся элементы личной драмы ге-
даваться в течение ряда лет. План ee
тов. С. Левик восстановил ряд пропущен-

тургической литературы. В первую
ных в либретто сцен. М. Шлтейнберт, ча“

оче-

о а, редь будут выпущены сценарии: «Чала-
льз то нный ифак-

ев» HABE Мы и TAN

турный материал музыки Паладиля, зано- р Зо а

во написал в стиле партитуры Паладиля   Та? Вс. Виигневокою, «Машенька» Her.

ряд вставок, a также несколько балетных
номеров.

В этой новой редакции опера Паладиля
«Отечество» («Фландрия») принята к по-
становке Свердловоким и  Ташкентским

Габриловича и зарубежные сценарии. <Ви-
ва Вилья» Бен Хекта, «Мистер Tate’ пе-
реезжает в большой город» Р. Риекина,
«Цитадель» Я. Дальрипль, Ф. Уид и Ели-

«Библиотека кинодраматурга» будет из-

включает множество образцов кинодрама-

Большой театр, 1941 г. !
`  Набросак П. СОКОЛОВА-СКАЛЯ.

*

Е. Б. ВАХТАНГОВ

(1922—1942 г.)

значение и смысл театральности, за ко-
торую Вахтангов так ратовал в первые
годы революции. Художественный театр
эн критиковал за потерю, как ему каза-
лось, чувства театральности, а так назы-
ваемые «левые» театры — за формали-
зтическую пустоту их бунта во имя те-
атральности. Театральность для Вахтанго-
ва была средством к достижению радост-
ного, активного, действенного сценическо-
то зрелища, искусства больших идей и
монументальных форм. Влияние Вахтан-
това на молодой формирующийся совет-
ский театр было чрезвычайно плодотвор-
ным. Все свои силы и знания Вахтантов
старался отдаль делу служения народу.
Он ортанизует «народный театр», участву-
ет в работе ТЕО Наркомпроса, преподает
в многочисленных самодеятельных студи-
ях, создает «Третью студию», из которой
вырастает впоследствии театр им. Вахтан-
гова.

Вахтантову привелось увидеть лишь
контуры будущего социзлистичеекого об-
щества и присутствовать при закладке
первых камней величественного здания со-
ветского государства. Но он сумел ности-
гнуть емысл происходивигих событий, най-
ти свое место в борьбе за новый мир. Он

был движим теми же великими принци-

пами гуманизма и свободы, творчества и
созидания, которые делают непобелимы-
ми советокие народы в их схватке с фяа-
шизмом в наши исторические дни.

В тротесково-тратических образах «Чуда
святого Антония», «Эрика XIV», «Гадибу-
ка» Вахтангов вынес свой приговор ху-
дожника старому миру мракобесия и на-
caus. B новом, очищенном от кровавых
следов гитлеризма мире, имя Вахтангова
будет сохранено в ряду других имен про-
грессивных деятелей культуры.

Ю. К.

СТИХОТВОРЕНИЯ ИВАНА ФРАНКО

В Государотвенном издательстве худо-
жественной литературы вышла новая
книга избранных стихов Ив. Франко в пе-
реводах под редакцией М. Рыльского и
Б. Туртанова. В книгу вошла преимуще-
ственно гражданская лирика, наиболее
полно раскрывающая революционно-демо-
кратические взтляды поэта.

Всеми силами души желал Франко сво-
боды и счастья родному народу:

Ветанет мать родная Украина

В счастье беспредельном,

От Кубани до синего Сана,

Вольна, нераздельна...

Особый раздел в сборнике составляют
острые сатиры Ив. Франко на обществен-
но-нолитические темы.

Произведения Ив. Франко живут, Bos
действуют, зовут на борьбу с фашистеки-
ми захватчиками. Своевременно выпуще-
ны его избранные стихи, удачен их вы-
бор:

Несколько лаконична для масеового ив-
дания вступительная заметка Б. Тургано-
ва. Хотелось бы, чтобы при переиздании
сборника она была раснгирена и допол-

Театр «Ястребок» выпустил свою «ш®-
стую программу» — «Ветер мая». Итек, у
него уже солидный творческий стаж. Пер-
вые робкие шати давно позади.

Оснований для строгого к себе отно-
шения «шестая программа» дает немало...

«Малые формы» требуют частой смены
репертуара, разнообразного материала,
молниеносного отклика на все происходя-
шие события. Случайный автор, случайно
занесигий налисанную сценку, здесь He
тоднтся. Необходим постоянный литера
турный актив, свой драматург, созидал-
щий тезлр так же, как его создают ак
тер и режиссер, художник и композитор.
Основная беда «Ястребка»— отсутствие Та-
кого драматурга. Взгляните на афиши
театра. Калейдоскоп неизвестных имен. И
не то плохо, конечно, что они неизвестны.
Если бы руководство театра отыскало хоть
одно новое литературное дарование, TO
это уже клад для «малой драматургии»,
нуждающейся в авторах. К сожале-
нию, этот калейдоскоп имен появился не
вследствие тщательных поисков новых
дарований, а в результате ‘литературной
нетребовательности театра. Так сказать,
«принципиальной» нетребовалельности.
Нам, мол, здесь писатели не нужны. Нам
подбросьте боевую темку, сценарий, эта-
кий черновик, & мы тут сами «дожмем»...
Результаты этих «черновичков» и этого
«дотимания» зритель увидел в «шестой
программе». Только политический шарж
Леонида Ленча «Нервная Германия» и
интермедия В. Дыховичного «Исправленно-
му верить» радуют вас. Все остальное —
«проба пера».
«Нервная Германия» —— злой, остроум-
ный шарж на известную  геббельсовскую
кампанию «экономии нервов». Действие
происходит в полицейском участке Но-

ставлено (Евг. Соколовым) и сыграно
(Степановым, Верхулевским,  Отруковой,
Павловским, Соколовой, Коломейцевой,

Шибаевым, Гальковоким) очень хорошо. В
меру—шарж, в меру—эксцентрика. Исклю-
чение составляет только артист Эмиль
Мей (инвалид-офицер), который полагает,
что если будешь страшно шуметь, то в
результате получится «острый тротеск>.
«Исправлениому верить» — приятная ‘и
веселая шутка о поэте, который пишет
стихи про тероя-пилота и никак своими
рифмами не угонитея за его подвигами.
Только поэт зарифмует «десять сбитых
самолетов», как летчик поражает один-
надцатого врата. Роль поэта (как, впро-

Евг. БЕРМОНТ
nr

‚ВЕТЕР МАЯ“

чем, и все роли в этой программе — «te:
ко». в оратории «Свой угол» и «Он» в
скетче «Родной ребенок») с болыним обая-
нием, легкостью и весельем играет очень
талантливый молодой актер В. Мельников.

Слебые стихи оратории «Свой угол» и
конферанс, окончательно ВА
нением (артист „ИТибаев), сценка ептае-
ва «Мама», «Родной ребенок» Яновското
и «Затоворил» Суходольскою В большей
или меньшей степени — <черновички».

Baro © музыкой в «Ястребке» бла-
тополучнее. Чувствуется, что тевлр на-
тел своих композиторов. Музыки много, и
все представление пронизало ею. Хороши -
песенки И. Морозова и С, Kane «Давай
закурим» и ВБ. Фомина «Миленькая, Mar
ленькая» в исполнении П. Михайлова. Ме-
лодичны также «Пеони казачки», Hall
санные С. Кацем на тексты П. Шубина
и А. Сафонова.

Даже на такой пустячок, на маленькую
хореографическую шгутку «И не стыдно и
солидно» Иторь Морозов написал очень
милую музыку. Но стихотворный текст
(М. Конмкера) так же слаб, как и в кон-

нсе.
oe что мы увидели сейчас в «Яст-
ребке», — это политическая экоцентриадла
«Арена Европы», показываемая чудеоным
актером Н. Павловеким. To, что делает на
эстраде Павловский напоминает рабо-
ту Кукрыниксы, Б. Ефимова, Ю. Ганфа в
тазетах и журналах. У него умный и
злой талант. Вто карикатуры He Анто-
неску, Муссолини и Гитлера поистине ра-
зящи и’ беспощадны.

Первое, что необходимо пересмотреть
«Ястребку», — это свое отношение к ре- /
пертуару. Нужна настоящая драматуртия /
«малых форм». И только на оонове ее,
в тесном содружестве с драматургами мо-
жет вырасти театр. .

А возможности такие у «Ястребка» есть.
OH имеет опытное руководство (д. Гус
ман) и неплохой коллектив актеров, кото-
рый, конечно, должен быть усилен масте-
рами «миниатюрной» сцены.

И последний вопрос. Почему «Ястребок»
сстается в ведении милиции? На первом
этапе своего существования, когда он был
только атитбригадой, это было понятно.
Но сейчас бригада превратилась в_ театр.
Ведомственная опека его стесняет. Кстати,
не этой ли орговязью об’ясняется неудач-
ный конферансье в маске милиционера,
развлекающий вас целый вечер разговора
ми о штрафах и прыжках с трамвая?

х

ТЕАТР САТИРЫ „МИГ“

По примеру московского  агиттеалра
«Ястребок» в Тбилиси организован театр
сатиры Дома Красной Армии «Миг», наз-
ванный так в честь одного из лучших ти:
пов советских самолетов. Художественный
руководитель театра И. Пельтцер; в 00-
ставе труппы Е. Самойлов, 0, Супротив-
ная, Л. Суханина и И. Злобин, ряд ар-
тистов Харьковского театра миниатюр
и др.

Первая программа театра — «Короткой
очередью» — состоит из небольших коме-
дий, драматических этюдов и инсцениро-
ванных политических анекдотов И. Всево-
ложекого, Г. Колтунова Я. Зискинда,
Н. Лабковского и др.

С 1: мая театр начал свов первые
спектакли в частях Красной Армии.

Начал работу созданный при Доме
Красной Армии другой художественный
коллектив — ансамбль краснозрмейской
песни и пляски (художественный руковБо-

дитель Ю. Шапорин).

РАБОТЫ ПИСАТЕЛЕЙ
МОРДОВИИ

Союз писателей Мордовии выпустил
первый оборонный литературный cOop-
ник «Мы победим» на мордовском-эрзя
языке. В сборник вошли произведения
Ф. И. Беззубовой, Никул Эркая, Артура
Моро, Ал. Мартынова и других. Сдан в
печать второй сборник и тотовится ма-
териал к выпуску третьего еборника.

Произведения народной  сказительни-
цы Беззубовой — сказы «Густой дым
поднялся» «Не тужи, красавен город
Киев», «Мое сердце — тород Ленина»,
«Ярко светит солнце Москвы», «Благо-
словение матери» поэтическим язы-
ком выражают гнев народа против He-
мецко-фалтистских захватчиков и его ве-
ру в близкую победу над коварным вра-
rom.

Мордовский драматург П. Кириллов
написал атифаптистекую пьесу «Два бра-
та», В. Колочасов закончил пьесу
«Свадьба» и работает над новой пьесой
на тему отечественной войны.

ХАРЬКОВСКИЙ ТЕАТР В ЧИТЕ

Недавно Государственный харьковский
театр оперы и балета, находивигийся по-
сле эвакуации в Казахстане, выехал в
Читу. Театр будет работать в новом по-
мещении Дома Красной Армии по о0б-
служиванию бойцов.

оперными театрами. - забеты Хилл (по известному ромачу нена биографическими сведениями о ве- Овои спектакли в Чите театр начина-
С. БОГОЯВЛЕНСКИЙ. А. Кронина) и др. ликом классике украинского народа. ет оперой «Запорожец за Дунаем».
TI. ГРИД АСОВ. тельности, конечно, привнесена актерская, довало обойтись в пантомиме без натуралн-

‚„ГРОЕ НАШИХ“
НОВАЯ ПРОГРАММА В МОСКОВСНОМ ГОСЦИРНЕ

Каждый цирковой номер, демонстриру-
ющий силу, ловкость и смелость, являет-
ся по существу своему «оборонным», ибо
он воспитывает в зрителе эти необходи-
мые бойцу качества. Разумеется, говоря
«оборонный» мы имеем в виду не
прямое, а косвенное значение этого слова.
Но может ли иметь цирковой номер непо-

Слово в цирке приходилось слышаль
в клоунаде, в фельетоне, в `купле-
тах, но не в драматических сценах, где,
естественно, требуется театральное ° ма-
стеретво.

Как же справился коллектив Московско-
го госцирка с новой для него задачей?

Пантомима начинается с того, что Ha

оредственно оборонное или антифашист-  передовые позиции приезжает бригада
ское содержание? Да, может. Москов-  артистов Московского  тосцирка. Идет
ский госцирк решил показать целую ан   обычный концерт, который неожиданно

тифашистекую  пропрамму, использовав
для этого антре, клоунаду, акробатику,
эксцентрику, наездников, вообще все цир-
ковые жанры в большом снектакле.

прерывается боевыми действиями. Неволь-
но в них принимают участие и только
что выстунавшие актеры. Они участвуют
вместе с бойцами Красной Армии в раз-
ведке, помогают установить связь с пар-
тизаноким отрядом и, в конце ‘концов,
разгромить немецкий штаб.

Уже в экспозиции показано несколько
интересных цирковых номеров, органиче-
ски вплетающихся в пантомиму. Экснен-
трики И. и ЕВ. Байда, акробаты «Два
Мариано», Каран д’Аш демонстрируют
свои номера, развлекая красноармейцев.
Их выступления чередуются с «самодея-
тельностью» бойцов (художественный
свист Тамарина, акробатическое выстунле-
ние Есиковекого). В эти номера, показан-
ные в качестве красноармейской самодея-

Выбор пал на пантомиму «Трое на-
ших? написанную А, Афиногеновым и
М. Буроким еще в начале войны. «Трое
наптих» — это не пантомима. в точном
смысле слова. Мимические эпизоды пре-
рываются диалогами и даже драматиче-
скими сценками. Тем труднее было ре-
шать все эти задачи, ибо цпирковым ак-
так пользоваться

пгироко текстом.

чаозивьь у

ны

ЕЕК НИ БО

ность» этих профессиональных

техника. Задача состояла в том, однако,
чтобы зритель поверил в «самодеятель-

номеров.
Хорошо использованы мотоциклисты
(прыжок с трамплина и взлет на гору в

Финале). Бесопорно удачна мимическая
сцена пьяного немецкого офицера и часо-
вого в исполнении артистов Г. Семениче-
ва и Jj. Шнейдер. Она сделана и автер-
ски и профессионально = интересно.
Здесь легко было переиграть, увлэк-
итись чисто цирковыми трюками. Но этого
не произошло. Артисты удачно нашли то,
что называется «золотой серединой» меж-
ду актерской игрой и цирковой техникой.

Несколько затянута клоунада’ немецких
денщиков (Д. Альперов и Н. Лавров), ко-
торых берет в плен Каран д’Ащ (арт. Ру-
мянцев). Этой сцене нехватает острого
диалога. Не совсем удачен эпизод © по-
бегом партизана на лошади, которую чи-
стят немцы. Происходит борьба. Партизан
падает с лошади, снова вокакивает Ha
нее и, наконец, вырывается из плена.
Здесь была попытка показать обычный
вольтиж, но вышло это неудачно, Почему
в эпизоде использована тучная, малопод-
вижная цирковая лошадь, почему играет
жокей-акробат, a не джигит, умеющий
рубить на полном скаку, метко стрелять,
поражать цель? Такой «казачий номер»,
конечно, был бы гораздо эффектнее. Сае-

Адрес редакции: Москва, Спиридоновка, 2, телефон К 4-76-02.

стичеокой сцены убийства ребенка, Поста-
новщики (постановка Н. Горчакова, режис-
сер Ширай, художник Эрдман) не добились
также динамичности, легкости,  темпера-
мента в представлении, которые всегда
отличают нирк:

Но, несмотря на эти недостатки, кол-
лектив цирка в основном справился co
своей задачей, показав яркое и интерес-
ное зрелише. Через весь спектакль прохо-
дит тема напряженной и острой борьбы с
фантизмом тема смелости и находчивости
наших бойцов. В этом — больное агита-
ционное значение спектакля.

Возродив, казалось, уже забытый жанр
— пантомиму, коллектив Московского гос-
цирка ноказал, что все виды циркового
искусства могут быть использованы в ан-
тифашистском агитационном спектакле.

Первое отделение также интересно. Ве-
ликолепно работает под куполом Немчин-
ская. Артистка Попова демонстрирует
сложную  ‘акробатическую технику. Эк-
вилибристы на першах нод руковод-
ством Р. Манукян, силовые — жонг-
леры ‹4 Сокол» и другие актеры допол:
няют и разнообразят первое отделение
новой программы.

Типография издательства «Московский.

Весенняя выставка

Художники Свердловска  тотовятоя №
большой межобластной весенней выстав»
ке живописи, графики, скульптуры. Боль-
шинство ‘работ посвящено темам великой
отечественной войны.

Широко будут показаны плакаты, лис-
товки, агитвитрины, иллюстрации, & так-
wo станковые работы графиков.

Художник В. Зинов закончил серию
рисунков на военную тему, среди которых
рисунок «Допрос фашистского офи-
пера», Московские художники В. Говор-
ков, Б. Зенкевич, П. Карачинцев покажут
ряд новых работ. Художник С. Адливан-
кин представит кроме рисунков и плака-
тов живописное полотно «Санитарка». „

Особый раздел выставки составит газ
лерея портретов знатных людей Урала.
(живопись и скульптура). Молодой ленин-`
традокий художник Ф. Лемберский вые
хал в Талил, где напишет портреты maze.
реата Сталинской премии  фрезеровщи»та
H. Bocoro и других героев  трудовего
фронта. =

Скульпторы Е. Белапюва-Алекоеева,
3. Постелякова, К. Комарова и старейший
уральский скульптор И. Комбаров подго“
товили к выставке 8 барельефов, посвя-
щенных героике налпих дней. -

Выставка откроется в Свердловске, в
июне, затем будет экспонирована в Моло-
тове, Уфе и Челябинске.

Свердловск. (Нали корр.).

КОНКУРС
НА ЭСТРАДНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Открытый конкурс на лучшее художе
ственное произведение малых форм 06 s
явили ЦК ЛКСМ Казахстана, Нарком-
прос и Управление по делам искусств при
СНК Казахекой ССР.

На соревнование принимаются напи-
санные в любом жанре одноактные пьез
Ch, ‘скетчи, миниатюры, фельвтоны, Oac-
HH, частушки, лубки, куплеты ит. п
Условия конкурса предусматривают семь
первых, семь вторых ‘и семь третьих
премий на сумму около 30 тыс. рублей.

Срок приема рукописей — 1 июля
1942 1.

„ МОСКОВСКАЯ `
ХРОНИКА

3 Вечер эстонской литературьг состоится 8
клубе писателей 3 мая. О докладом о лите-
ратуре Эстонии выступит 0. Ургарт. На ве-

чере будут прочитаны произведения пиеа.
телей К. Ангервакс, И. Барбарус, 9. Вах‘

де, Я. Карнер, М. Рауд, И. Семпер, А коб-

сон в ‘переводах М. Зенкевр-” Л. Остро.
умова и Л. Тоом. Не

* Эстрадный театр парка Центрального
toma Красной Армии открывается 30 мая

большим концертом белорусского искусства,
в- котором примут участие солисты театра
оперы и балета Белорусской ССР — Л. Алек»
сандровская, Р. Млодек, А. Арсенко, М. Бо-
HOTHH и др.

* Политическое управление Наркомата
путей сообщения в специальном приказе от.
метило болышую работу, проделанную бри*
гадой Всесоюзного гастрольно-концертного
об’единения по обслуживанию железнодорож.
ников  Московоко-Кмевской с: Зейчае
бригада выехала с агитпоездом НКЦО для
обслуживания работников Ленинской желез-
ной дороги.

* Цикл концертов «Артисты
московским школьникам»
ская государственная
им. Чайковекого.

столицы
организует Москов.
Филармония в Bane
Первый концерт — 81 мая,
Ж В фонд обороны страны Всероссийское
театральное общество передало весь сбор от
концерта «Московокие артисты фронту»,

гостоявегося 26 мая в Колонном зале Дома
союзов.

* Для обслуживания бойцов и командиров
Красной Армии Комитет по делам искусств
при ОНК CCCP формирует

у 15 театральных
бригад, в программе которых - спектакли и
монтажи из ньес и опер.

№ 500.е «Окяо ТАСС»

выходит в Москве в
ближайшие дни.
* Бригада Большого театра Союза OCP,
сформированная в г. Куйбышеве, выехала из

Западный фронт.

*\ Творческий вечер артистки латвийского
государственного театра ‘оперы и балета
Эльвиры Пакуль состоится во Всероссийском
театральном обществе 30 мая, В программе-—
Веллини, Верди, Сен-Санс, ТИ траус и др.

ET EE TIES et SE REE
- Редакционная коллегия: Т. ЗУЕВ

А. КАПЛЕР, Е. КОВАЛЬЧИК, A, Eye
KOB, A, COJOMOBHHKOB, А, ФА-
ДЕЕВ (отв. редактор}.

Издатель: Государственное
издательство «ИСКУССТВО»

большевик», Уястые пруды, 8.

An