Пнат ЮРА

народный артист СССР

2КИВА УКРАИНА!

Моя родина, моя Украина залита кро-
зью лучших своих сынов. Я вижу сож-
женные её золотые  колхозные поля,
разрушенные гигантские заводы, умерщ-
вленные богатые города и села, ее ос-
хверненные культурные святыни. И не-
этотупно звучат в сердце скорбные стро-
ки Тараса Шевченко:

Чума з лопатою ходила,

Та грабовища рила-рила.

Чи городом, чи то селом
< _ Мете собр, як помелом,
- Коричневая чума надвинулась` на мою
страну. Она оторвала нас на время от род-
ной земли; разлучила Hac с древней
‘нашей столицей — Киевом, с нашим ис-
пытанным другом —- украинским зрите-
лем, с нашим домом — театром, в кото-
юм мы провели десятилетия большого

уда. Но не за торами час возмездия.

Над свободной Украиной взойдет совет-
‘onde солнце. Как ни тяжелы испытания,
выпавшие на долю нашего народа, мы
полны непреклонного оптимизма Мы
твердо знаем — победа за нами, ибо за
‘счастье и свободу украинского народа
беззаветно сражается весь великий Co-
ветский Союз, ведомый Сталиным. Мы это
знаем, ибо непобедима многонациональная
страна, в тяжелую годину давшая  при-
мер такой дружбы, какую мы -— неболь-
юй отряд людей украинского искуества
— неизменно ощущаем и в большом и
в малом.

Война застала театр им. Франко в
Москве. Наши гастроли весною 1941 г.
прошли здесь, как известно, с исключи-
‘тельным художественным уснехом. Мы
уже строили планы дальнейшей мирной
‘‚аботы, обогащенной московским опытом.

рудно перелать поэтому ту острую боль,
жакую испытал коллектив, узнав о пре-
Хательском нападении врага на нашу
священную землю.

Но уныния не было в наших рядах.
Мы. трезво оценили обстановку и поняли,
‘что перед театром встает новая, ответ-
ственная и благородная задача. Искусство
вольнолюбивого и тордого украинского
народа бессмертно. Оно должно жить, оно
будет жить, и в этом нам помогут наше
правительство и весь советский народ.
Мы обязаны понял коллектив — не
только сохранить лучшие достижения те-
ъ‘ атра, но и продолжать интенсивную твор-
ческую жизнь. Мы были вынуждены ос-
тавить родные места — тем более обя-
ваны мы ежечасно жить в своем искус-
стве, вместе с нашим народом. И ate
стало программой нашей деятельности,
нашего творчества. И вот, после времен-
ного и непродолжительного пребывания в

Тамбове театр им. Франко продолжает
ныне свою работу в республике тосте-
триимного казахского народа, в област-

ном центре Семипалатинске.

В Семипалатинск театр прибыл в нпол-
ном составе в середине ноября, а 4 де-
хабря открыл сезон. Предстоящая встре-
ча с новым весьма требовательным зри-
телем. нас очень волновала. На нашу долю
выпало продемонстрироваль в новых ус-
ловиях силу и красоту солнечного укра-
‘инского искусства, раскрыть перед брал-
ким народом глубину и мощь культуры
народа, давшего миру Богдана Хмель-
ницкого, Наливайко, Ивана Франко, Та-
Раса Шевченко, Боженко, Шорса...

Сейчас уже можно с удовлетворением
признать, Что трехмесячное пребывание в
Семипалатинске было весьма плодотвор-
ным как для арителей, так и для само-
те коллектива нашего театра. Гастроли
проходят с исключительным художествен-
ным успехом. Спектакли театра им. Фран-
ко стали неот’емлемой частью культурной
жизни города.

За три месяца работы в Семипалатин-
ске были фактически заново поставлены
«В степях Украины», «Платон Кречет»,
«Банкир? и «Правда» А. Корнейчука,
«Шел солдат с фронта» В. Катаева, «Ук-
раденное счастье» Ив. Франко, «Маруся
Богуславка» Н. Старицкого, «Бесталанна»
и «Суета» И. Тобилевича.

Образ великого Ленина, созданный
 Амвросием Бучмой в возобновленной к
ленинским дням пьесе А. Корнейчука
«Правда», глубоко захватил зрителей.

Новое звучание приобрела в наши дни
и пьеса Катаева «Шел солдат с фронта».
Каждая реплика в ней перекликается с
современными событиями и властно 30-
вет на борьбу с ненавистным фашизмом.
Это — современный, очень нужный, 30-
зущий к победе над врагом спектакль.

В настоящее время театр интенсивно
работает над новыми спектаклями —
«Накануне» Афиногенова и «Вильгельм
Телль» Шиллера. :

Коллектив возбудил в январе ходалай-
ство перед украинским правительством о
преобразовании театра во фронтовой или
0 создании из артистов фронтовых бригад.
Все мы мечтаем о работе в рядах люби-
мой Красной Армии, но театру разреши-
ли выслать на Южный фронт только од-
ну бригаду. В эту бригаду вошли: пи-
птуший эти строки, народный артист
УССР А. Ватуля, засл. артист УССР
В. Дуклер, оперная певица А. Станисла-
вова, три артиста балета и аккомпаниатор.

Бригада посетила передовые позиции,
тде давала концерты в блиндажах и зем-
лянках. Во время одного такого концерта,
очень близко начали рваться снаряды, и
мы прекратили свои выступления. Тогла
подполковник Киселев приказал: «Заста-
вить неприятеля замолчать». Через не-
сколько минут вступила в действие на-
ша артиллерия, и немецкие орудия умол-
кли. Концерт этот мы закончили, проведя
его с особым воодушевлением.

Бригада наша  обслужила артилле-
рийские и танковые части, летчиков, а
также полевые лазареты. В репертуаре
были стихи лучших наших поэтов, боль-
шая патриотическая поэма М. Рыльского
«Слово про дну мат»,  произведе-
ния Франко и Шевченко. Оборонные пес-
ши пел Дуклер, народные украинские —
Станиславова. Показывали мы и отрывки
из пьес: второй акт из «Суеты» и спе-

циально смонтированный отрывок из
спектакля‘ «Бравый солдат Швейк».
Бодрость, спокойствие, ‘уверенность в

‘победе, готовность до конца выполнить
первомайский приказ товарища Сталина,
— вэт доминирующие чувства каждого
командира, каждого бойца. Фронтовые
встречи навсегда останутся в нашей па-
мяти. Фронтовые впечатления вдохновляют
‘нас на еще больший труд и еще большую
тотовность сделать все для скорейшей
победы над фашистским зверем.

Жив наш народ. Живо наше искусство.
Час освобождения Укранны близок!

ВЫСТУПЛЕНИЯ МАСТЕРОВ

Комитет по делам искусств при Сов-
наркоме СССР, Управление по делам
искусств при Совнаркоме УССР и Мос-
ховская филармония организуют в Моск-
ве 14, 15 и 16 июня выступления масте-
ров украинского искусства в Концертном
зале им. Чайковского.

Завтра состоится первый концерт. Он
посвящается произведениям композиторов
и поэтов Украины, отображающим борьбу
украинского народа с фапгистскими окку-
пантами. Будут также исполнены арий и
сцены из украинских классических про-
‘изведений.

15 июня выступит ансамбль красноар-

мейской песни и пляски Юго-Западного
фронта. В программу концерта 16 июня
вошли произведения русских, украинских
и западноевропейских композиторов.

В концертах выступят артисты Театра
оперы и балета им. Шевченко и Драма-
тического театра им. Франко — М. Лит-
виненко-Вольгемут, Г. Юра, И. Паторжин-
ский, 3. Гайдай, А. Ватуля, А. Иванов,
А. Станиславова, А. Васильева, А. Со-
боль, Н. Захарченко, В. Дуклер, Н. Пла,
тонов, Л. Руденко, скрипачка Б. Приты-
кина, пианист Л. Вайнтрауб. В концер-
тах примут участие хор и симфонический
оркестр Всесоюзното радиокомитета,

Зоя ГАЙДАЙ `
народная артистка УССР,
пауреат Сталинской премии

CHA
ИСКУССТВА

Вот уже три месяца, как мы, вы-
ступаем с концертами перед бойцами
Красной Армии. Наибольшим успехом
пользуется всегда наша родная народная
украинская песня. ee

Украинская песня всюду желанна и ми-
ла. Ее задушевность и простота доходят
до самого серлца. Во время иополне-
ния песни «Пов Ш, втре, на Украйну, де
покинув я лвчину» мне пришлось видеть,
как на тлазах мужественных и бесстраи-
ных людей, которые только недавно выш-
ли из боя, блестели слезы, Но это не. бы-
ли слезы слабости. Когда кончился: KOH-
церт, один из слушателей вскочил со
своего места и крикнул нам, артистам, что
он клянется еще злее мстить врагам за
поругание родной земли. :

Бойцы любят наролную лирическую пес
ню. Больше всего нравились нашим. слу-
шателям такие песни, как «Там, де Ят-
рлнь круто вьеться», «Солнце низенько»,
«Ой, не сыти мпсяченьку», «Прилетла пе-
решлонька», «Хусточка» и другие.

На фронте мы пополняли наш. репер-
туар. По нашей просьбе, находившиеся в
армии композиторы и поэты писали -для
нас новые песни. Так появилась у нас
песня 3. Компанейца, неизменно поль-
зующаяся большим успехом: «Лет пят-
надцати мальчишечка» про донбасското
паренька, который убежал от немцев в
партизанский отряд и проявил себя те-
роем. Иногда мы сами находили сюжет
для новой песни. На Южном фронте -мы
познакомились с одной женщиной, вра-
чем из Ленинграда, и узнали ее историю.
В начале войны она рассталась со своим
мужем. Оба ушли на фронт и мното ме-
сяцев ничего друг о друге He знали.
Встретились они неожиданно на поле ‘боя.
В этом бою ее муж был ранен и умер у
нее на руках. Свое гора эта женщина пе-
ренесла мужественно и осталась на своем
посту. Мы рассказали об этом композито-
ру 3. Компанейцу, и сейчас он пишет пес-
ню, сюжет которой навеян этим случаем.

В нашу актерскую группу Киевского
театра оперы и балета входит шесть че-
ловек. Программа напих концертов цели-
ком состоит из «серьезных» номеров. Мы
убедились в том, что поступили правиль-
HO, составив так нашу программу. Бойцы
с одинаковым вниманием слушают произ-
ведения молодого украинского композито-

ра Г. Жуковского — «Позму» и «Скер-
ц0о› ши классическую музыку  Чай-
ковского, Дворжака, Крейслера,  кото-

рые исполняет на скринке Б. Притыкина.
Они одинаково горячо аплодируют народ-
ным песням и оперным ариям, которые
поет артист Н. Платонов, национальным
увраинским и классическим танцам, с ко-
торыми выступают заслуженные артисты
А. Васильева и А. Соболь. is

О том, как велика сила искусства, я
по-настоящему поняла только теперь, на
фронте. Однажды мы добирались, на .ма-
шинах до пункта Н. Дорога была очень
тяжелой. Машины то и дело застревали в
непролазной  трязи, и нам приходилось
общими усилиями их вытаскиваль. Рав-
лившуюся реку переезжали на грузовике
вброд. Ехали целый день, а когда, нако-
вец, добрались до места, попали под бом-
бежку. Но нас ждали бойцы, прибывшие
с передовой линии. И мы немедленно за-
были о своей усталости, как только уви-
дели перед собой этих людей, которые
уже давно не слышали никакой музыка,
кроме артиллерийской. Как нас слушали,

с каким восторгом принимали! Этого не
забыть никогда. С
Сила искусства поднимает людей,

вдохновляет их на новую борьбу. Коман-
дованию Южного фронта мы дали обеща-
ние обслуживать фронт до конца войны.
И это свое слово мы сдержим. Bae

нение третьего фортепианного

Работники искусств Москвы
столицы. х
На фото; медико-санитарное отделение

Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

заслуженная артистка республики А. Е.
№

КОНЦЕРТЫ С. В.

С отромным уснехом проходят в Соеди-
ненных Штатах Америки выступления
С. В. Рахманинова как композитора и пи-
аниста.

В этом сезоне Рахманинов исполнил в
Филадельфии, Вашингтоне, Балтиморе,
Нью-Йорке и других городах Америки
свою «Рапсодию на тему Паганини» для
фортепиано с оркестром, а также 4-й фор-
тепианный концерт в новой редакции, за-
конченной в прошлом тоду (композитор
внес значительные изменения в оркест-
ровку первых двух частей и заново на-
писал третью часть).

В этих концертах. состоявшихея под
управлением дирижеров Барбиролли и
Эуджена Орманди, исполнялись и другие
произведения Рахманинова. в частности
вторая и третья симфонии. Американская
пресса отмечает также блестящее испол-
концерта
Рахманинова Владимиром  Горовицем.
Большой популярностью пользуются и
первые два концерта Рахманинова, вошед-
шие в репертуар крупнейших пнанистов
мира.

В камерных концертах в Англии и Аме-
рике постоянно исполняются фортепиан-
‘ные произведения и романсы Рахманинова.

Концерты Рахманинова неизменно про-
ходят при переполненном зале и сопро-
вождаются овациями, которые, как отме-

активно участвуют в противоБоздушной

обороне

унитарной команды театра им. К. С.
Справа — командир отделевия
Кузнецова,

x

РАХМАНИНОВА

чает американская пресса, часто выходят
за пределы, установленные концертными
традициями.

Помимо собственных сочинений, Рахма-
нинов исполняет в своих концертах и ряд
классических произведений. Одним из
значительнейших событий этого сезона
в Америке, по единодунтной оценке кри-
тики, явилось вдохновенное исполнение
Рахманиновым фортепианного концерта
Шумана.

Рахманинов активно участвует в рабоге
`Американского комитета помощи Совет-
скому Союзу. Композитор дал  онециаль-
ный концерт, весь сбор © которого — че-
тыре тысячи долларов — был передан им
в фонд помощи Советскому Союзу. Жена,
‘и дочери С. В. Рахманинова связали но-
соки для бойцов-красноармейцев, причем к
этим подаркам было присоединено дру-
зеское письмо.

По просьбе Рахманинова Всесоюзное об-
щество культурной связи с заграницей
выслало ему экземпляры ето сочинений,
изданных в Советском Союзе, сведения
06 их исполнении и, в свою очерель, об-
ратилось к композитору с просьбой при-
слать в ВОКС экземпляры его новых с0-
чинений для исполнения их в СССР, в
частности, партитуры третьей симфонии и
новой редакции 4-го фортепианного кон-
перта.

МОСКОВСКАЯ

*х Конференкию по англо-американской дра-
матургии созывает в ближайшее время Всее-
российское театральное общество.

-ж Балет «Виндзорские проказницьр
В. Оранекого показывает 16 июня в первый
раз. театр им. Станиславского и Немировича-Дан-
ченко. Постановка В. Бурмейстера, художник
Б. Волков, дирижер В. Эдельман.

- К Фронтовой театр миниатюр организован
Всёроссийским театральным обществом для
обслуживания Южного фронта. Художествен-
вый руководитель писатель ВБ. Поляков. .

* «Памятники русской архитектурь» — Tak
называется выпускаемая Всесоюзной  акаде-
мией архитектуры ‘серия монографий, посвя-

шенных лучшим произведениям русского зод-
чества. В ближайшее время будут выпущены
монографии «Церковь Вознесения в. Коломен-
ском», «Собор Василия Блаженного на Крас-
Бой площади» и «Нолокольня Ивана Великого

в: Московеком кремле». г

-\ 56-я годовщина со дня смерти А. Н. 0<-
тровского исполняется завтра. Московская
филармония отмечает эту дату двумя концер-
тами. В. программе — сцены из пьес «Бес-
ириданница», «Лес», «Без вины виноватые»,
«Доходное место», «Женитьба Белугина», «Же-
нитьба Бальзаминова». Первый концерт па-
мяти А. Н. Островского состоялся Т июня,
второй состоится 14 июня.

жж Казахские артисты во главе е Куляш
Байсеитовой, Елсубай Умурзаковым, Урией
Турдукуловой, Манарбеком Ержановым и др.

выступили с большим успехом 10 и И июня.

в эстрадном театре сада «Эрмитаж».

* Творческий вечер Ваграма Папазяна со-
стоялся 12 июня в Доме актера. Артист вы-
ступил в сценах из «Отелло», «Макбета» и
«Гамлета».

*х Инструктаж  красноармейской художест-
венной самодеятельности проводят в частях
Московского военного округа пять бригад Вее-
роесийского театрального общества. В состав
бригад входят режиссеры, балетмейстеры, диз
рижеры и хормейстеры.

Виктор ГОЛЬЦЕВ

Поэт карельсного фронта

Когда совсем стемнело, мы вернулись ©
ледяного летного поля на командный
пункт гвардейской авиачасти. Там я за-
стал склоненного над столом начальника
политотдела. Этот суровый и видавший
всякие виды человек сказал мне, улы-
баясь хорошей, доброй, немного груст-
ной улыбкой:

— Нисьмишко жене посылаю — нес-
сколько строк. В конверт положу вот эту
вырезку из вашей газеты. Какие подхо-
дящие стихи — «Письмо к любимой».
 Лучше ей ничего не скажешь. Ковален-
хов вроде как за всех нас написал.

Мне думается, что в этих словах содер-
жится самая большая похвала. Поэт, про
которого так говорят на фронте, имеет
право сознавать, что, работая пером, он
защищает родину.

Александр Коваленков в самые первые
дни великой отечественной войны был
отправлен на дальний север. В красноар-
мейской газете он оказался  чрезвычай-
HO полезным человеком, что называется
«на все руки». Он писал не только удач
ные стихи, но и очерки, фельетоны, мех
хие корреспонденции, проявил себя, как
Неплохой юморист. Немало испытал в
боевой обстановке, вел себя достойно 2B
Swy mecTBeHHo.

Через некоторое время имя Коваленко-
ва стало популярным среди бойцов Ка-
рельского фронта. В редакцию нашей
фронтовой газеты стали приходить откли-
ки на его стихи из различных частей. В
них хвалили поэта.

В газетных стихах A. Коваленкову
удалось передать спепифику Карельского
фронта, особенности северного театра во-
енных действий. Война на дальнем севе-
ре, среди бесчисленных озер, болот, гра’
нитных скал и лесов — суровая школа.
Чот, кто провел там долгую зиму, Ha-
рсегда запомнит ее. Сложно было вое-
зать в потемках, когда негреющее солнце
лишь на полчаса неохотно приподнима-
‘лось над горизонтом.

: Вскинет руку боец —
И не видно руки...

Ох, как дики и нелюдимы враждебные

человеку северные пространетва. Лишь

большевистская воля нарушила вековую’

их скованность, они стали преображаться
и расцветать. Война на время приостано-
вила преобразование советского Заполярья.
Оно ждало развития мирного созидатель-
ного труда, но пока: до победы над’ нена-
вистными врагами:
В краю,
где северное сияние
Горит, не сгорая
в морозном дыму,
Где солнце, озябнув,
садится в сани
И уезжает
в ночную тьму;
В лесах,
тде медведь заблудиться может,
Где ель бородата,
горбата сосна,
На перекрестках
оленьих дорожек
Грохочет
северная война.

Но как бы ни был суров и непривет-
лив далекий север, он исполнен своеоб-
разной красоты. Воспоминание о ней
недаром увозили с ©0бой большие pyc
ские художники. Коваленков сумел полю-
бить Карелию и Заполярье, так же, как и
бойцы, пришедшие туда из разных рее-
публик и областей защищать советскую
землю;

Мы отстоим
от черных
Зловещих стай

Лесистый,
озерный
Красавец-край.
Мы защитим
долины,
Крутые
склоны
гор,
Былинный
лебединый
Радной _
простор.

Выполняя задания редакции, А. Кова-
ленков пишет на самые разнообразные
темы. откликается на боевые события
быстро, сразу, как настоящий  тазетчик.
При этом он не боится решать иногда

ИНН ОНИ унии

4 ЛитЕРАТУРА И

Искус ство 4

оао

ОЗОНЕ ВОЕН ЕЕ УИ ЕЕ ЗУ Х ИЯ АЯ КРУТИ ИУ ТИРЕ ЗУ РУУР ОНУ Е РУ УЗОРОВ НТУУ ОУН

3128815.

тему прямолинейно, то, что называется
«в лоб». Ето фронтовые стихи оптими-
стичны, доходчивы, понятны каждому,
просты. Конечно, не все оказывалось
равноценным по своей художественной
значимости, многое взыскательный ху-
дожник He включит в свои - буду-
щие книги стихов. Однако простота
He становилась у него упрощенчеством.
Патриотизм поэта, его ненависть к @a-
шистам, уверенность в победе над ними
сказывается в каждой строке. ae
Коваленков создал целую  портрегную
таллерею героических защитников севе-
ра: тут и замечательный разведчик Бех-
терев, и испытанный пограничник майор
Немков, и другие. Одновременно он’ пока-
зывает лицо врага — тупое, звериное,
но уже лишенное прежней  самоуверен-
ности. Страх все чаще и чаше холодит
‘сердце немецких солдат, закинутых Гит-
лером на дальний север: aes
В темные ночи, когда в лесах
Совы кричат зловеще, cre
Крадется :
к немецким солдатам страх,
Ужас по нервам хлещет. 2
Они еще сражаются упорно, но многих
уже охватывает безнадежность, сознание
своей обреченности. В этом отношении ха-
рактерны стихи убитого немецкого ефрей-
тора Иозефа Гюмера и одного’ эсэсовца,
точно переведенные А. Коваленковым. -
Немало создано Коваленковым фрозто-
вых песен. В песне нелопустима большая
лексическая нагрузка. Слова должны быть
предельно доходчивыми, текущими совер-
шенно свободно, простыми и вместе в тем
ботатыми интонационно. В. большинет-
ве случаев это удается поэту. Особенно
популярной стала коваленковская «Ря-
бина», положенная на музыку и нередко
распеваемая на фронте так, как поется
народная песня: i
` Ой, да разогнись, стряхни снега, рябина,
Веткой нам приветливо махни, =.
Tot, ga бей, рябина-хворостина, ^^
Без пощады недругов гони. *^ ates
Лирические стихи А. Коваленкова ‘Tak:
же нашли дорогу к сердцам красноармей-
пев, командиров и политработников.
Каждый фронтовик знает, как. .силь-
HO звучит у бойца лирическая. = crpy-
на, как любит он в стихах человеческую
теплоту и немного печальную задушев-
ность, напоминающие ему порой о по-
кинутом доме и о самых близких людях.
Бывали минуты, когла и самому поэту,
как бы бодр он ни был по существу, ста-
новилось грустно. Традиционная, но ни-
когда He у
будущей радостной

Адрес редакции: Москва, Спиридоновка, 2, телефон К 4-16-02.

стареющая тема разлуки и’
встречи с любимой.

удачно выражена в уже упомянутом мною
«Письме к любимой», в «Ответном пись-
ме» и в других стихах А. Коваленкова.
В них подкупает искренность, неподдель-
ный лиризм. :

Классическими размерами стиха А. Ко-
валенков почти не пользуется. Очень ред-
ко можно найти у него хорей, еще реже
— ямб. Обычно он применяет различные
паузные формы. пишет так называемым
«тактовым» стихом.

Нужно подчеркнуть тяготение Александ-
ра Коваленкова к своеобразной оказоч-
ности. Он любит русскую народную сказ-
ку, ее мудрость и цветистую замыслова-
тость. Конкретные образы людей, различ-
ные военные события в интерпретации
Коваленкова никогда не утрачивают сво-
ей реалистичности. Но время от времени
в ним прибавляется какое-то дополни-
тельное качество. «Чудеса бывают в жиз-
ни», — как бы товорит поэт. И не слу-
чайно в стихотворении, посвященном че-
уловимому разведчику Бехтереву, встре-
‘чается такая строка: «Недаром, как в
сказке, тайный след». Образы диковин-
ной северной природы зачастую оказыва-
ются у Коваленкова выдержанными в
духе русских народных сказок. Тема 0
летчиках и штурмовиках целиком ин-
терпретирована им в сказочном плане.
Но вдесь, как и всюду, у Коваленкова
нет книжной стилизации. Ни о каких
коврах-самолетах не товорит автор, HO
подобные образы невольно возникают в
сознании читателей. Ощущение чудесного
в славных. поступках защитников родн-
ны —- вот что он явно стремился выра-
ить: :

‚ Народные притчи,

сказания,

se байки,

- Поведают
< правнукам нашим о том,
< Как северный край
.° защищали «Чайки»,
> «Миги»

-_. его осеняли

ae крылом.

Из отдельных проявлений героизма
скромных советских людей, даже из ме-
лочей фронтовой жизни складывается ве:
личественная ‘картина тероиама народа.
Это отлично чувствует Александр Кова-
ленков. Однако все, что создано. им 34
время отечественной войны, — еще толь
ко начало большой творческой работы,
лишь хорошая заявка на нее. Мы вправе
жлать и требовать от него вещей, боле
значительных по глубине разработки тё-
MBI. :

жен цикл

Светобюллетени ТАСС

Коллектив работников редакции «Окон
ТАСС» выпустил  светобюллетень «По-
следние известия ТАСС>.

Обычная форма светорекламы здесь ис-
пользована для политической информа-
ции и агитации. Светобюллетень ТАСС
— 910 своеобразный короткий ки-
нофильм. Он демонстрируется без обслу-
живающего персонала автоматическими
проекционными аппаратами (автоскопами)
на дневных экранах при искусственном
и естественном свете. Аппараты, днев-
ные экраны,и все оборудование изготов-
ляется редакцией «Окон ТАСб». Бюлле-
тень Печатается ‘на кинопленке MOCKOB-
ской фабрикой «Диафильм>. 5

Каждый номер бюллетеня
30—40 цветных кадров. Демонстрация
продолжается 7—10 минут и после
30-секундного перерыва повторяется.

Светобюллетень состоит из следующих
разделов: «Сообщение Советското Информ-
бюро», «По Советскому Союзу», «За py-
бежом», «Московская хроника>, «Юмор и
сатира». В светобюллетене демонстриру-
ются не только текст, но и. последние
фотоснимки, новые рисунки, еще не вы-
пущенные «Окна ТАСС» и т. п. Ряд ху-
дожников  (Соколов-Скаля, Кукрыниксы
и др.) будут делать для светобюллетеня
специальные рисунки. Фотоснимки и ри-
сунки раскрашиваются от руки бригадой
художников. Фон текстов также красоч-
ный, различный для каждого  тематиче-
ского раздела.

Регулярный выпуск светобюллетеня
начался с 9 июня. Аппаратура устачов-
лена пока в 10 точках — в парках клу-
бах и госпиталях. В течение июня коли-
чество точек будет увеличено. Све-
обюллетень будет выходить ежедневно в

часов м в течение 30—50 минут раз-
возиться на мотоцикле по демонстраци-
онным точкам.

Коллектив редакции «Окон ТАСС» про-
должает экспериментальную работу. Оче-
редная задача коллектива — озвучить
светобюллетень. ,

ВЫСТАВКИ «ОКОН ТАСС»
ЗА ГРАНИЦЕЙ

Всесоюзное общество культурной связи
с заграницей совместно с федакцией
«Окон ТАСС» тотовит шесть выставок
политического плаката для Англии, СПТА,
Латинской Америки, Южной Африки,
Китая и Швеции.

Кажлая из этих выставок будет соето-
stb из 60 «Окон ТАСС», дающих пред-
ставление о разнообразии тематики поли-
тических плакатов, нал которыми рабо-
тают советские художники в дни войны.

«Окна ТАСС» для ‘заграницы изготов-

ляются © текстом на английском языке.
a

КОНЦЕРТЫ КОНСЕРВАТОРЦЕВ

Московская тосударственная  консерва-
тория еистематически проводит циклы
студенческих концертов в Большом и Ma-
лом залах. С ‘успехом прошел отчетный
концерт Музыкального училища  ари
консерватории, в котором принял участие
ряд талантливых молодых исполнителей.

Начавигийся в мае никл студенческих
концертов закончится к 1 июля. В июле
ин августе состоятся сольные выступления
профессоров и педагогов. Будет продол-
концертов-лекций педагогов
консерватории. Два веера из этого цикла
(«Чайковский» — лектор В. Гроссман и
«Рахманинов—Скрябин» — лектор Н. Ту-
манина) уже состоялись. Темы пфредетоя-
щих концертов-лекций «Шопен»,
«Гоголь в музыке» и «И.-С. Бах».

ПАМЯТИ A. М. ГОРЬКОГО

В Институте мировой литературы им.
М. Горького состоится 17 июня под пред-
седательством членакорреспондента Акз-
демии наук СССР П. И. Лебедева-Нолян-
ского заседание, посвященное шестой го-
довщине со дня смерти. великого писателя.

Доклады на темы «Горький — воинст-
вующий гуманист», «Ролина в творчестве
Горького», «Горький в борьбе против фа-
шизма» и «Горький и русская культуря»
сделают А. Еюлин, В. Кирпотин, Л. Ти-
мофеев и Н. Белкина.

состоит из

ПИСАТЕЛИ-
ЧЕРНОМОРЦЫ

одходят моряки-

очереди и
де еох пе 3 обветренные

Загорелые,
ИН ах ae плакаты, ны
газеты — фрезультат их sig oe
ности. `Писалели-фронтовики + = Длитал,
Павел Панченко и Александр Fou, при.
схавигие из Севастополя, выступали
$ июня с творческим отчетом на eee
ренном собрании о комиссии Сою-
ких писателей.
ана рассказав ряд р
эпизодов 0 защите Севастополя до лест-
ными бойцами Красной Армии и ape
нофлотцами Черного моря, о es
стихи из своей новой КНИГИ < ерномор-
ские песни и повести».

На подступах в Севаетопо
вели разнообразную работу, ee
листовки, оборники И брошюры. еже-
дневной  тазете Черноморского флота
«Красный черноморец> они вели mee
рический отдел «Рында», пользующийся
большой популярностью у моряков. При:
влекли актив авторов и помогали “UM:
ежедневно в газету поступало до 10—12
стихотворений, написанных краснофлот-
цами и красноармейцами.

Немало удач было у начинающих чер
HOMOPCKHX поэтов в сатирическом жанре.

лю писатели
выпускали

По всему фронту пашли такие, напри-
мер, «скороговорки» К. Александрова:
«Был пруссак, да попал впросак», «Гра-
бить вместе, тащить врозь — ВОТ И вся

фашистская OCb>.

На подступах кв Севастололю работал

в тазете «Во славу родины» И поэт
П. Панченко — редактором, а «попутно
корректором, выпускающим,  корреспон-

дентом». Дни были боевые, и поэт дал
себе слово писать стихи о героях моря-
ках и летчиках почти для каждого но-
мера. Слово свое он сдержал и, как по»
казали прочитанные им стихи, не плохо.
Особенно горячо было встречено присут“
ствующими стихотворение «Севастополь».

Александр Ромм` — участник боевых
операций в Керчи, Тамани и Севастопо-
ле. Интересно рассказывал он 0 совмест“
ных ударах судовой артиллерии и бере-
товых батарей. Узнав однажды, что в
доме, превращенном фашистами в засте-
нок, находится большая групна пригово-
ренных к смерти советских людей, наша
артиллерия метким снарядом  развалила
стену гестапо и тем самым дала узни-
кам возможность бежать.

В другой раз так же метко — с двух
выстрелов — был разбит немецкий по-

езд со снарядами. Возник пожар, авиа-
бомбы рвались с 11 часов утра до 7 ча=
сов вечера.

Отлично характеризовали мужественное
поведение писателей на фронте высту-
павшие ватем М. Колосов, бригадный
комиссар П. Мусьяков — ответственный
редактор. газеты «Красный флот», ранее
редактировавший газету. «Красный чер-
номорец». Во фронтовой обстановке писа-
тели проявляли себя с самой лучшей
стороны. Тов. Мусьяков привел интерес-
ные эпизоды, свидетельствующие о том,
что бойцы полюбили  писателей-фронто-
виков и ценят их почетную и нужную
работу на фронте. В. $.

СОВЕЩАНИЕ
_ 06 ОДНОАКТНОЙ ПЬЕСЕ

Всероссийское театральное общеетво со-
зывает 15 июня в Меркое
одноактной драматургии.

На совещании будут заслушаны докяа-
ды: «Одноактная драматургия» (докл. Ю.
Калашников), «Русская одноактная клас-
сическая пьеса» (В. Филиппов и И. Ку-
биков), «Русский и французский воде
Bub» (Галицкий), «Структура одно-
актной — пьесы» (С. Кржижановский),
«Жанр одноактной драматургии» (0. Ли-
товский) и будет дан анализ одноактных
пьес советских драматургов.

ПО СОВЕТСКОЙ
_ СТРАНЕ

ЛЕНИНГРАД. Отдел графики Государетвен-
ного Русского музея получил по завещанию
известного художника-живопиеца и rpaBepa,
профессора Всероссийской академии художеств
Н. А. Шиллинговского все его художествен-
ное наследие, и в Том числе поемертную ра-
боту художника сюиту гравюр на дереве
«Осажденный город». }

РОСТОВ-на-ДоНУ.

Возникший в дни отече-
ственной войны Ростовский областной театр
миниатюр выезжал недавно на Южный
Фронт в расположение Ростовекой дивизии и
ряда гвардейских частей. Театр дал свыше
двухсот концертов. в действующей армии, В
каждой программе театра — героико-романти-
ческая миниатюра, веселый скетч, лирическая
песенка и старинный русский водевиль. Театр
ведет большую работу с местными авторами.
Первая программа «Говорит Ростов» была еде-
лана местными писателями Бор. Летуговым,
М. Никулиным и др. Включена в репертуар
миниатюра военного корреспондента «Maney
сетий» П. Никитина «Казак Торон». Подготов-
лена одноактная лирическая оперетта на сов-
ременную тему «Когда заходит солнце». Текст
М. Незнамова, музыка композитора  А. Арта-
монова.

ТБИЛИСИ. 15 июня в Тбилисекой акаде-
мии художеств начинается защита диплом-
ных работ выпускников. Академию оканчи-
вают 14 дипломников: 6 по живопненому
факультету, 4 — по графике, 2 — по екульп-
туре и 2 — по керамике.

ТУЛА. В Белеве возобновил работу город-
ской кинотеатр. В первые же дни фильм
«Суворов» просмотрели более 2000 зрителей.
Здесь же с успехом проходят выступления
участников местной художественной самодея-
тельности.

АНГХАБАД. Открылась выставка
тельного искусства Туркмении. На
отироко представлено народное
искусство ковроделия. Выставлен 199-метровый
ковер текинского рисунка «Салорская роза».
Представлены на выставке старинные ковры,
кошмы, паласы, ювелирные изделия из сере-
бра и многочисленные современные работы—
живопись, плакаты, карикатуры, скульптура,
графика, эскизы театральных декораций, ар-
хитектурные проекты.

изобрази-
выставке
туркменеков

ТАШКЕНТ. В Союзе советских писателей
состоялась читка и обсуждение новой пьесы
узбекского драматурга Яшена «Дочь Украи-

НЫ». В пьесе рассказывается о героической
борьбе украинекого народа во временно окку-
пированных немцами районах и об участии
в этой борьбе доблестных сынов узбекского
народа. Пьеса прмнята к постановке Узбек-
РЕ академическим театром драмы им. Хам

ЕРЕВАН:
градекого
Н. Акимовым.

В Музыкальном научно-исследовательском
кабинете им. Меликяна производитея под ру-
ководетвом Сбруи Лисицян запись армянской
народной танцовальной музыки, Закончена
запись музыки Ulataxcxoro и Алашкертского
районов WPMsaHeKOH CCP.

Комитет по охране исторических намятни-
ков Армянской ССР приступает к научной
паспортизации архитектурных памятников Ар-
мении, изданию очерков по армянской архи-
тектуре и подготовке к изланию трудов по-
койного академика И. Я. Марра по археоло-
гии (раскопки в Ани).

Союзе советских художников Армении от-
крылась отчетная выставка художника Г. Па-

Здесь начались
театра

г гастроли
«Комедия»,

ленин-
руководимого

р П. Согомонян и секульнтора
=—=—————=—=—=—=—=—=П=—=>=>—

Редакционная коллегия: Т. ЗУЕВА,
А. КАПЛЕР, Е. КОВАЛЬЧИК, A, CYP-
КОВ, А, COJIOMOBHHKOB, А. @A-

ДЕЕВ (отв. редактор).
а ee
Издатель: Государственное
издательство «ИСКУССТВО»

Типография издательства «Московский 6 ольшевик», Чистые пруды, 8.

Bs we SoD

совецание Ao -