ит Фо ив

о ee ЧА.

ae owl

Соединенными Штатами

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ. СТРАН, СОЕ ДИНЯЙТЕСЬ!

SESE

45 Kon.

SS a ee ЕЖЕ

д   Цена

„Что касается международных связей нашей родины,
то они окрепли и выросли в последнее время, как
никогда. Против немецкого империализма об‘единились.
все свободолюбивые народы. Их взоры: обращены
к Советскому Союзу. Героическая борьба, которую
ведут народы нашей страны за свою свободу, честь.

и независимость,
прогрессивного.

человечества“.

вызывает восхищение всего

(Из первомайского приказа Наркома Обороны товарища Сталина)

На заседании Верховного Совета СССР 18 июня 1942 г. Тов: В. М. МОЛОТОВ делает доклад.

Товарищи депутаты!

Правительство признало необходимым

прелставить Верховному Совету на рас-
смотрение и ратификанаю — англо-совет-
ский Договор, заключенный 26 мая в

Лондоне. Это слелано в
политического значения

виду важного
этого Договора.

Договор укрепляет сложившиеся межлу
Советским Союзом и Великобританией
хружественные отношения и взаимную

военную помошь в борьбе с гитлеровской
Германией и превращает эти отношения
‘в прочный cows. Договор определяет
также общую линию наших действий
вместе с Англией в послевоенный период.
Веем своим солержанием Договор подчер-
кивает его большое политическое значе-
ние не только в развитии  англо-совет-
СЕВх отвошений, но я в дальнейшем раз-
витии всей сововупности международных
отношений в Европе.

Англо-советекий Логовор, как и ре-
зультаты переговоров, которые мне, по
поручению Советского Правительства,
upmmaocb вести в Лондоне и в Вашинг-
тоне, свидетельствуют о серъезном укреп-
лении дружественных отношений между
Советским (Союзом, Великобританией a
Америки. Для
народов Советского Союза, которым пря-
ходитея нести главную тяжесть борьбы
© гитлеровской Германией, это имеет тем
большее значение, чем больше это уеба-
ряет нашу побелу нал германскими  з4-
хвалчиками. Договор, Бак и другве ре-
зультаты переговоров в Лондоне в Вз-
шингтоне, должны ускорить разгром гит-

. леровской Германии п ее сообщников по

агрессив в Европе и, вместе с тем, по-
служат надежней базой для лальнейтего
развития дружественных отношений
межлу СССР и Великобританией, а также
между обенми странами и Соелиненными
Штатами Америки. Договор и доститнутая
как межлу Советских Союзом и Англией,
так и межау Советским Союзом и Соели-
ненныхи Штатами Америки договорен-
ность по ряду важнейших вопросов ны-
внешней войны и 0 совместной работе
после войны означают укрепление бое-
вого содружества всех свободолюбивых
наролов, возглавляемых в Наше время
Советекии Союзом, Англией и Соединен-
ными Штатама

Я напомню событиз,
ствовали заключению
Договора 26 мая и которые явились
тлавными эталами ‹ в развитии новых,
дружественных отношений межлу Совет-
ским Союзом в Великобританией.

Известно, что уже в лень  чапаления
Терманив на Советский (Союз—22 июня
прошлого года — Премьер-Министр Вели-
хобритании г. Черчилль выступил ©
тверлым заявлением. что Англия окажет
помошь Советскому Союзу в войне ¢ rep-
манскими захватчиками, так как англий-
ский нарол считает разгром гитлеровской
Терманий общей ‘залачей с нарохами Ca-

воторые прелше-
авгло-советокого

ЗАСЕДАНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

Ратификация „Договора между Союзом Советских Социалистических Республик
и Соединенным Королевством в Великобритании о Союзе в войне
против гитлеровской Германии и ее сообщников в Гвропе и о сотрудничестве
и взаимной помощи после войны“.

Доклад Народного Номиссара Иностранных Дел тов. В. М. МОЛОТОВА
в Верховном Совете СССР 18 июня 1942 года

вавшие после этого переговоры с англий-
ским поелом в Москве г. Криписом, в ко-
торых тов. Сталин принял самое активное
участие, привели к подписанию известного
англо-советского соглашения 12 июля
1941 года. В этом соглашения прави-
тельства CCCP я Великобритании взаим-
но обязались оказывать друг другу
помощь и поддержку всякого рода в на-
стоящей войне. против  гитлеровекой
Германии, а также не вести переговоров
и не заключать ни перемирия, ни мира,
кроме как с обоюдного согласия.

Это соглашение сорвало планы Гитлера
на раз’единение его противников и гит-
леровские расчеты на борьбу в одиночку
с каждым из них. 12 июля прошлого гола
произошел поворот в развитии англо-с0-
ветских отношений. Тогда было положено
начало дружбы и боевого сотрудничества
между нантими странами в борьбе е %5-
щих заклятым врагом и в интересах
великого будущего наших народов.

Слелующим этапом развития  англо-
советских, а вместе с тем, и  советеко-
американских отношений, была  извест-

пая конференция трех держав в Москве
пря участии представителя Великобрита-
нии г. Биявербрука и представителя США
г. Гарримана, закончившая свои работы
1 октября прошлого гола. На этой кон-
ференции был выработан план военных
поставок в Советский Cows из Англии
в Соединенных Штатов. В результате
этого танки, самолеты и другое  воору-
жение, а также такие лефицитные мате-
риалы, как алюминий, никель, каучук и
пругие, стали поступать в Советский
Союз в соответствии © крупной cporpan-
мой поставек, выработанной на Москов-
ской конференции.

Мы лолжны, конечно, помнить, что
доставка вооружения и материалов в Co-
ветский Союз прелставаяла и представля-
ет не малые трудности.  Занимающиеся
разбоем и пиратством в Атлантическом
океане германские военные корабли, гер-
манские подводные лодки и самолеты де-
лают постоянные налеты на суда, тран-
спортирующие это вооружение в Совет-
ский (Союз. Ряд судов с грузами 118
СССР. несмотря на конвопрование их во-
енно-морскими силами наших союзников,
погибли на пути к Мурманску и Архан-
тельску. Тем не менее, поставки воору-
жения и материалов из США и Англия
не только не сократились, а усилились
38 последние. месяцы. Эти поставки яв-
ляются необхолимым и важным лополне-
нием к тому вооружению и снабжению,
которое Красная Армия получает в сво-
ей полавляющей массе из наших внут-
ренних ресурсов. Мы считали и считаем
необходимым заботиться 00 увеличении и
улучшении этих поставок как теперь,
так и в лальнейтем Нало также  поя-
знать, что осуществление этих поставок сы-
трало и будет играть в дальнейшем важ-

отношений между СССР, Англией и США.

Новым важным моментом
англо-советеких отношений был приезд
в Москву в декабре месяце прошлого го-
да Министра Иностранных Дел  Велико-
британии г. Илдена и плодотворные  me-
реговоры, которые © ним велись тов.
Сталиным при моем участии. Эти пере-
говоры получили свое дальнейшее развя-
тие в последующем. При этом через не-
ROTOP0e время выяснилось, что перегово-
ры обешают привести в определенным
ноложительным результатам.

Тогда в апреле месяце последовало
предложение Британского Правительства
© том, чтобы Советское Правительство
направило меня в Лондон для заверше-
ния этих переговоров и для обсуждения
соответствующего проекта Договора.

В это же время Президент Соединен-
ных Штатов Америки обратилея Е тов.
Сталину с предложением направить меня
в Вашингтон для переговоров но важным
военно-политическям вопросам, имеющим
неотложный характер.

Как вам известно, моя поезлка, вместе
е группой ближайших сотрудников. ©0-
стоялась, и я имел продолжительные дру-
хественные беседы как в Лондоне ©
г. Черчиллем, г. Иленом и другими деяте-
лями Британского Правительства, так и
в Вашингтоне с г. Рузвельтом, г. Гопкин-
сом, г. Хэллюм и другими руководящими
представителями США. В этих перегово-
pax в Лондоне участвовал советский посол
т. Майский и в Вашингтоне — советокий
посол т. Читвинов. Кроме того, в обсуж-

дении военно-стратегических вопросов
олизкое участие принимали начальники

BUCK военных штабов Великобритании ‘и
Соединеяных Штатов, а также соответст-
вующие советские военные представители.

В результате успешных переговоров, в
Лондоне 26 мая был подписав «Договор
между Союзом Советских Сопиалистиче-
ских Республик и Соединенным Королев-
ством в Великобритании о Союзе в войне
против гитлеровской Германяи и её co-
общников в Европе и 0 сотрудничестве и
взаимной помощи после войны».

Договор состоит из лвух частей: пер-
вая часть содержит две статьи. опреле-
ляющие взаимоотношения СССР и Велико-
британии на периют войны с гитлевов-
ской Германией. & вторая часть содержит
статьн, определяющие взаимоотношения
обеих стран в послевоентый период.

Что касается первой части Договора,
то можно сказать, что она в основном
повторяет содержание известного англо-
советокого соглашения от 12 июля прон-
лого гола, превращая это соглашение В
формальный Договор. Уточняя прошлогол-
нее соглашение. эта часть Договора гово-
р8т 06 оказании лруг другу военной и
другой помощи и подлержки не тольхо
против Германии, но ий против «всех тех
государств, которые связаны с ней в ак-

ветского Союза. (Аплодисменты). Последо- ную розь.в укреплении дружественных тах агрессии в Европе».

в развитии:

Вторая часть Договора является осрав-
нительно новой. Значение этой части До-
говора. заключается. прежде всего, в Том,
что здесь впервые устанавливаются 05-
новные принпипы дружественного  с9-
трулничества CCCP и Великобритании
пюеле войны. Предусматриваетея также
сотрулничество обеих страв с другими
об’едименными нациями при заключении
хира и в послевоенный период. при чем
это сотрудничество. мыелитея в COOTBETCT-
вии © основными положениями известной

‘Атлантической хартии. к которой в $806

время присоединилея и СССР. Не может
быть сомнения, что такого рода соглалие-
ние имеет большое значение для всего
будущего развития Европы.

066 страны пришли к соглашению coB-
местно работать после  воостановленчя
мира «в целях организации безопаеноети
и экономического пропветания в Европе».
В Договоре говорится, что ofe страны
«будут принимать вс внимание интеревы
об’единенных наций в осуществлении
указанных целей и булут также лейство-
вать в соответствии © лвумя принпципалеи
— ge стремитья в  территориальзчым
приобретениям LIA самих себя и не вме-
шиваться во виутренние дела других го-
сударств». Эти принципы Договора нахо-
дятея в полном соответствии с известным
заявлением главы Правительства СССР
тов. Сталина 6 ноября прошлого года:

«У нае нет и не может быть таких
целей войны, как захват чужих тер-
риторий. покорение чужих народов, все
равно; -илет ли речь о наролах и Tep-
риториях Европы, или о народах и тер-
риториях Азии, в том числе и Ирана».
Подчеркивая OTCYTCTBHe стремления к

территориальным  приобретениям для Ca-
MUX себя и невмешательство во внутрен-
ние лела других государств, Советовий
Союз и Великобритания провозглашают
дружественные принципы ‹в0ей политики
в отношении всех свободолюбивых наро-
дов п. вместе с тем. указывают на ко-
ренное отличие их политики от агрессив-
ной политики гитлеровской Германии. ко-
торая воюет з& захват территорий дру-
гих народов и 38 их порабошение. В
этой связи слелует напомнить слова TOB.
Статина 0 целях налей отечественной
освободительной войны против фашиет-
еких захватчиков, обращенные еще 3-го
июля пропглотго года вк народам Советско-
го Союза: :

«Наша война за своболу нашего от6-
чества сольется с борьбой  наролов
Европ и Америкя 3a их незавиен-
мость. за демократические свободы. Это
будет елиный фронт народов, стоящих
за своболу против порабощения и Уг-
розы порабощения co стороны фатиет-
ских армий Гитлера». (Аплодисменты).
В соответствии © указанными вые

целями и принципами Договора, в нем 32-
является. что оба правительства стремят-
ся <«об’единиться © другими  единомыш-

`американеких соглалиений.

ленными государетвами в принятии пред-
ложений об общих действиях в послевоен-
ный период в целях сохранения мира
й сопротивления агрессии». а также Е
тому, чтобы после окончания войны «сде-
лать невозможным повторение агрессим и
нарушение мира Германией или любым
из говударетв. связанных с ней в актах
агрессии в Европе».

06е страны также договорилиеь, чтобы
в случае, если одна из них в послевоен-
ный период снова подвергнется нападению
co стороны Германии или другого arpec-
сивного государства, то тругая сторона
«сразу же окажет договаривающейся сто-
роне, вовлеченной таким образом в воен-
ные действия, всякую военную и другую
помощь и содействие, лежащие в её вла-
сти». Ясность и  категоричность этого
взаимного обязательства представляют
большюе значение для наших стран, стре-
мящихея к тому, чтобы обеспечить проч-
ный мир после победоносного окончания
этой войны.

Всем, далее, понятна важность того, что
0ба правительства договорились, чтобы
все указанные обязательсва, относящие-
ся 5 послевоенному периоду, действовали
в течение ллительного срока. При этом
предусмотрен 20-летний срок и BO3MOR-
чость его продления.

Спрашивают еще, не заключено ли вро-
ме опубликованного Договора каких-либо
секретных соглашений между COCP a
Великобританией? Co всей  ответетвенно-
стью я лолжен заявить, что такие пред-
положения не имеют под собой никакого
сонования, что никаких секретных англо-
советеких соглашений не имеется, как не
имеется и никаких секретных советеко

После всего сказанного нельзя не pHs
соединиться в словам г. Илена в его речи
при полнисании Договора:

«Никогда еще в истории натиих
двух стран наша ассоциация не была
етоль тесной. Никогда наши взаимные
обязательств» в отношении будущего
не были столь совершенными. Это,
безусловно, является счастливым пред-
энаменованием».

Договор встретил сочувственный отклик
как в СССР, так и в Англии. В широких
народных массах обеих стран укрепление
дружбы и сотрулничества в борьбе с гер-
манско-фапистокими захватчиками,  на-
сильниками, угнетателями получило горя-
чее одобрение и поддержку. Соединенные
Штаты Америки, которые были своевре-
менно информированы о холе переговоров
и завлючении Договора, а также другие
овободолюбивые страны, испытавиеие гнет
и кровавое насилие гитлеровских орд,
или находящиеся под такой угрозой, с
одобрением встретили наш Договор е Ан-
глией. В лагере же наших вратов, в ла-
гере германских фашистов и их сообие
ников, Договор вызвал растерянность и
злобное шипение. Латефь наших врагов
оказался  застигнутым врасплох. Тем

сильнее Договор будет служить нашему
правому, справедливому, освободительному
телу. (Продолщительные аалодисменты).
При веей важности воприюов, которым
посвящен Договор и которым было уде-
лено большое внимание в пондовеких пе-
реговорах, эти переговоры, как вам из-
вестно, не ограничивались только указан-
ными вопросами. В Лондоне, kak @ B
Валиингтоне. обсуждались и другие важ-
ные вопросы. Дело идет главным образом
о вопросах, теснейшим образом связанных
в актуальными проблемами нашей войны
против гитлеровской Германии. .
Проблемам второго фронта в @вропе,
естественно. было уделено серьезное вни-
Manne как при переговорах в Лондоне. тав
и в Вашингтоне. 0 результатах этих пе-
реговоров в одинаковой форме говорят как
англо-советское, так и советско-американ-
ское коммюнике. В обоих коммюнике за-
является, что при переговорах была 10-
стигнута «полная договоренаость в отно-
шении неотложных залач создания второго
фронта в Европе в 1942 году». (Продол-
жительные аплодисменты). Такое заяв-
ление имеет большое значение для на-
родов Советского Союза, так как созлание
второго фронта в Европе создаст непреоло-
лимые TPYIHOCTH для гитлеровеких армий
на нашем фронте. Будем надеяться, что
наш общий враг скоро почувствует 83
своей спине результаты все возрастающе-
то военного сотрудничества трех великих
держав. (Бурные, продолжительные annde
дисменты). .
Кроме того, обсуждались вопросы далбз
нейшего улучшения и увеличения военз
ных поставок Советекому Союзу из Сое=
диненных Штатов и Англии. Й в arom
отношенив можно засвидетельствовать по-
ложительные результаты. Со второй 0п9-
ловины текушего гола военные поставки
и снабжение пля СССР со стороны е0ю3-
ников  булут увеличены и усбкорены.
(Аплодисменты). Это видно, прежде всего,
по увеличивающимея размерам поставов
из США. Как известно. в ноябре прошло-
то года Соелиненные Штаты Америки ре-
шили предоставить Советскому Союзу заем
в сумме   миллиарда долларов лля оплаты
военных поставок в Советекий Cows.
новой программе поставок Соединенные
Штаты Америки определяют общую их
сумиу в размере 3 миллиарлов лолларов.
(Аплодисменты). Таким образом, мы имеем
дальнейший существенный рост в отяо-
шении военно-экономической помоти Co-
вотекому (Союзу ео стороны Соелиненных
Штатов Америки. а также согласие Анг-
aun на дальнейшее улучшение военных
поставов
В связи с этим нало признать важ-
нейшее значение подписанного в Вашинг=
тоне 11 июня ©. г. «Соглашения межлу
Правительствами Союза Советских Сопи-
алистических Республик м Соелиненных

(Окончание на 2-й. стр.).