ВОИНСТВУЮЩИЙ

A,
кН

поза
ри
жи
it в
груда
PR
тат
Г
а:

Our!
ой
эст
та

к
уда
opis
за
уе
с
il
yi
on
pa
ont
ote

gd

ред вами, тем писателем, которого

Шесть лет назад советский народ по-
терял величайшего человека нашего вре-
мени — Алексея Максимовича Горького.

Богатейшее литературное наследство
Горького,  пламенного трибуна, неукро-
тимого борца за свободу и счастье на-
рода, прнобретает исключительное значе-
ние в наши дни, в эноху священной
отечественной войны. Горячий патриот
советской родины, Горький каждым сво-
им произведеннем слагал гимн во славу
человека.

И в художественной литературе, и в
публицистике, и в общественной работе
Горький выступал как борец за освобо-
ждение человека, отстаивая ето права
на жизнь, на труд и на цивилизацию.

Смелый сокол — чудесный образ по-
этической фантазии Горького, терои его
романтических сказок и легенд воспи-
тывали в  читалеле чувства протеста,
чувства ненависти к господству царя и
помещиков. Особенность романтизма
Горького состояла в том, что он не уво-
дил читателя от действительности, а на-
стойчиво звал к ее изменению.

Как знаменательно для творчества
Горького, что все его положительные ге-
рои преисполнены желания  переделаль
мир и повести народ к свободной, ечаг
стливой жизни. Таковы Нил, Левшин,
Павел Власов, Ниловна, С. Кутузов. “

С большой любовью Горький запечат-
чел в поступках своих героев те замеча-
тельные свойства человека, которые вно-
следствии свое массовое развитие полу-
чили в советском обществе: идейность,
самоотверженное служение народу, отва-
гу, доблесть и тероизм.

Выступая на пленуме Тбилисского Со-
вета в 1928 г, Горький так определил
значение своего творчества: =

«Если бы я был критиком и писал
книгу о Максиме Горьком, я бы сказал
‘в ней, что сила, которая сделала Горько-
го тем, что он есть, каким он стоит пе-
вы
так преувеличенно чтите, которого так
‚любите, заключается в том, что он пер-

вый в русской литературе и, может
быть, первый в жиани вот так, лично,
понял величайшее значение труда, обра-
зующего все ценнейшее, все прекрасное,
все великое в этом мире».

Вера в человека, в ето созндательный
труд делает Горького подлинно народ-
ным писателем, художником самого оп-
тимистического мировоззрения.

В многочисленных публицистических
выступлениях Горький полным голосом
раз’яанял величие  социалистического
труда. Проводя параллели, чем была
старая Россия и чем стал СССР, мудрый
учитель поднимал патриотические чувст-
ва любви к советской родине, возбуждал
энтузиазм в народных массах:

«Все, что создано в Conse Социали-
стических Советских Республик, — с0з-
дано в срок менее двух десятков‘ лет, и
это всего красноречивее говорит о даро-
витости народов Союза, о их трудовом
тероизме, о том, что в нашей стране
труд становится искусством, о том, что
пролетариат Советских Социалистических
Республик, руководимый учением и пар-
тней Ленина и неиссякаемой все расту-
щей энергией Иосифа Сталина, создает
новую культуру, новую историю трудо-
вого человечества». :

Народность Горького, его  пламенная
вера в человека. — та основа, на KOTO-
рой развилась близость и дружба тени-
ального писателя с великими вождями
человечества — Лениным и Сталиным.

Горький — гуманист в самом глубоком
смысле этого слова. Идея человечности,
возрождения человека — в связи © ос-
вобождением труда от ura порабещения
— составляет суть его гуманизма.

Певен свободного человека-творца, ес-
тественно, должен был заклеймить фа-
шизм, несший народам неслыханные в
исторни человечества бедствия.

Прозорливые мысли Горького фа-
шизме, его страстные, отненные речи
против современных людоедов являются
действенным оружнем в нашей ocBo6o-
дительной борьбе.

Десятки пламенных статей,  воззваний
Торького, обращенных к рабочим и кре-
стьянам, к писателям и ученым, к жен-
щннам и молодежи, играли и по сей
день играют огромную роль в мировой
борьбе против фашизма.

Гуманист и друг человечества, Горький
беспощадно критиковал  антинародную,
изуверскую «расовую. теорию» фашист
ских маньяков о «мировом господстве»,
волчий закон хищников, разделяющий
людей на низшие расы — рабов и выс-

=

немцев. В 1934 г
Горький писал: «Сегодня они пропове-
дуют и уже осуществляют на подлой
практике — антисемитизм, завтра возвра-
тятся к проповеди ° антиславянизма,
вспомнив ностыдное мнение о славянах
Момзена, Трейчке и других и забыв о
том, сколько талантливых людей дали
немецкой культуре поляки,  поморяне,
чехи».

Писатель прекрасно понимал  движу-
щие пружины фашизма, этой «раковой
спухоли?, предотавляющей «гниение и
распад» какойто части современного об-
щества. Горький замечал: «Удовлетворяя
стремления хозянна-империалиста к но-
вому «переделу мира» посредством  но-
вой всемирной бойни, фашизм выдви-
нул теорию права германской расы на
власть во всем мире, над всеми расами.
Эта давно забытая идея больного Фрид-
риха Ницше о приоритете «белокурой
бестии» исходит из факта порабощения
рыжими и светловолосыми... всех осталь-
ных людей.

шие — «господ»,

А. М. ГОРЬКИЙ.

Горький разоблачает расовую  «тео-

рию», как «постыднейшую и бездарную
выдумку старчески-разжиженного, неиз-
лечимо загнившего мозга».
—^Горькобту ^ принадлежала руководящая
роль в идейной борьбе прогрессивной
интеллигенции с фашизмом. Он был од-
ним из крупнейших ортанизаторов анти-
фашистского фронт» Sa Горьким следо-
‘Balk передовые деятели науки, искус-
ства, литературы Santana.

Торьковское могучее слово наповал
разило фашистских людоедов и мракобе-
сов. Речи писателя звучали на весь мир,
призывая всех честных людей ненави-
деть гитлеровцев:

«Гуманизм пролетариата требует не
угасимой ненависти к власти паразитов,
фаптистов, палачей и предателей рабоче-
го класса, ненависти ко всему, что за-
ставляет страдать, ко всем, кто живет на
страданиях сотен ‘миллионов людей».

Тлетворному духу тниения и одича-
ния, наглому отрицанию культуры и

цивилизации Горький противопоставил
идеологию революционного  пролетариа-
та. «Этот пролетариат, — товорит писа-

тель, — доказал миру, что в его нестро-
племенной стране все племена и расы
совершенно равны в правах на жизнь,
на труд, на развитие своих культур».

к. еголин 1В ПОМОЩЬ ДЕТЯМ

УМАНИСТ

Горький делит людей Европы на «за-
щищающих ©вое право работать для
дальнейшего развития культуры и Ha
фалтистов, которые, быть может, тоже
еще люди, но в результате длительного,
распространенного Ha ряд поколений,
пивного опьянения — люди одичавигие
и требующие строгой изоляции или 60-
лее ренгительной меры пресечения . их
смертельных кровавых преступлений».

Великий писатель знал, что фашисты
мотут двинуть против нас  «вооружен-
ные от пяток до зубов наилучшими opy-
днями Человекоистребления» фашистские
орды. :

Еще за несколько лет до войны Горь-
кий предокавал: «Фантисты He мотут
жить, не ортанизуя массового истребле-
ния народов; они — професснональные
убийцы рабочих масе. Известно, что мы,
люди Союза Социалистических Советов,
мешаем жить грунне всемирных грабите-
лей и убийц и что они очень хотели бы
частью — уничтожить нас, частью обра-
тить в рабство». .

— Писатель говорил, что если
война, он, старик, пойдет рядовым бой-
HOM против фашиствких полчищ.

трыжданина с оружием в-труках бороть-
ся за родную землю, за счастье нашего
народа.

Горький полагал, что’ свободное суще-
ствование человечества возможно только
‘после победы над врагами. Поэтому „лю-
бовь к людям обязывает придерживать-
ся сурового закона борьбы, метко сфор-
мулированного писбзлелем: «Если враг не
сдается, — его уничтожают».

Горький был искренним другом Крас-
ной Армии, призванной защищать в03-
вышенные и благородные цели. Неус-
танно, и особенно настойчиво в послед-
ние годы своей жизни, писатель звал <0-
`ветских людей быть «на страже», уси-

ливать оборону советской родины.
«Если вам придется, — говорило он,
обращаясь к людям нашей страны, —
выйти на поля битв... — Ha этот  по-
следний бой выйдет первая в мире ар-
мия, каждый боец которой будет возер-
шенно точно и ясно знать, за что
борется, кто его действительный враг, бу-
дет знать, что врат этот обречен исто-
рией на гибель, и что гибель его —— Har
чало счастья трудящихся всей земли».

1 и гриме исполнили отрывок из

грянет.

Он.

считал делом чести каждого’ советского Я
Е ва АЕ ` aE публикой. В. день

$
он

`оборудовал

ПОГИБШИХ БОЙЦОВ

Творческие коллективы работающей в
Новосибирске Ленинградской  государет-
венной филармонии и Новосибирского
отделения Всесоюзного  тастрольно-кон-
цертного об’единения обратились ко всем
работникам искусств ССООР с призывом
принять участие в оказании помощи де-
TAM погибших бойцов.

— Фронт и тыл, — говорится в обра-
щении, делают все необходимое для то-
го, чтобы в 1942 тоду окончательно раз-
громить врата. В борьбе за свободу ро-
дины и счастье народа отдают свои жи-
зни герои отечественной войны. Их де-
тей советское государство, трудящиеся
окружают заботой, вниманием и лаской.
Помощь детям, отцы которых пали
смертью храбрых, родители которых по-
тибли от фуви ненавистного врага, —
это священный долг каждого советского
тражданина.

По инициативе работников Ленинград-
ской филармонии и Новосибирского от-

деления ВГКО состоялся первый  боль-
moi концерт, весь сбор с которого
(9324 рубля) ассигнован для оказания

помощи детям, чьи родители погибли на
фронтах отечественной войны.

ТРЕХДНЕВНИК
УКРАИНСКОГО
КИНОИСКУССТВА

`Комитет по делам кинематографии ор-
танизовал в Москве в кинотеатре «Мет-
рополь» трехдневник украинского кино-
искусства. Демонстрировались фильмы
«Богдан Хмельницкий, «Сорочинская яр-
марка», «Запорожец за Дунаем», «Боль-
шая жизнь», «Майская ночь», «Наталка-
Полтавка», «Горс», «Всадники» и <«Го-
ды молодые»,

В фойе были открыты выставки фото-
материалов и репродукций художествен-
ных картин, посвященные теме ‹0свобо-
дим советскую Украину от немецких ок-
купантов» и великим полководцам на-
шей родины — от Александра Невского
до Сталина. Все фотодокументы тща-
тельно выполнены, выставлены послед-
ние фото с Юго-Западного фронта, с
Харьковского направления. Сняты 60e-
вые эпизоды, населенные пункты, осво-
божденные ‘от фашистских захватчиков,
трогательные моменты встречи бойцов
Красной Армии с колхозниками.

В антрактах был проведен ряд бесед
и выступлений. Нроф. Бэлза  фассказал
кинозрителям 06 истоках украинской
оперы, о музыкальной культуре и на-
родном языке Украины. Поэт 0. Колы-
чев читал отрывки из своей поэмы
«Шорс» и ‘стихи об отечественной войне,

:роф. Бойчевский сделал доклад о про-

изведениях Гоголя на экране, литерату-
ровед Варнина—об Украине в произве-
дениях Гоголя, драматург Н. Виноградов-

Мамонт — о Боглане Хмельницком и об

отображении гражданской войны на УК-
раине в кинофильмах «Щорс» и «Всад-
ники». Больнюй уснех имели коллекти-
вы Московского городского дома пионе-
ров. Ученики 8—9 классов в костюмах
«Май-
ской ночи». Выступление пионеров 3a-
кончилось народными украинскими пес-
нями и танцами.

.. В дни показа украинского киноискус-

ства все три зрительных зала и фойе
+Метрополя». были беспрерывно перепол-
1 давалось до.
26 сеансов, за три дня фильмы просмот-
рело свыше 15 тыс. человек.

„ВЯЗАНЫЕ РУКАВИЦЫ“

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). Поста-

новочный коллектив киностудии «Лен-
фильм», работающий в Ленинграде, за-
кончил с’емки звукового художественно-
то фильма «Вязаные рукавицы» по сце-
нарию М. Тевелева и С. Полоцкого (ре-
жиссеры Il. Арманд и Н. Любошиц).
Фильм снимается по заданию ПУБАЛТА.
‚ Действие происходит зимой на передо-
вых позициях под Ленинградом, в отря-
де морской пехоты, на заводе в Ленин-
граде и в госпитале, где главный герой
нахолится на излечении. Картина  рас-
сказывает о великой дружбе советского
тыла и фронта, о нерушимой связи ле-
нинградцев со своими защитниками, ох-
раняющими подступы к городу Ленина
ст натиска гитлеровских полчищ.
‚ Натурные с’емки фильма велись в те-
чение месяца на берегу Ладожского озе-
ра. Здесь же художник В. Покровский
ателье для семки сцены
«Блиндаж».

Вера КЕТЛИНСКАЯ

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ТЕИА

Война научила нас многому, сделала
нас всех проницательнее, обогатила наше
понимание человеческой психологии TF
отношений.

Люди проверялись в действии, в сло-
жнейшей обстановке. Тут не могло быть

ошибки, тут нельзя ни прикрыться сло-
вами, ни сыграть, ни’ остаться в стороне.
Остаться в стороне— это тоже посту-

рок, выявляющий личные качества, ха-
рактер, цену человека.

Война сделала конкретными и  дей-
етвенными все понятия, которые для
многих были прежде отвлеченными, HE
задевающими повседневного быта. Жизнь,
смерть, родина, долг, самоотверженность,
дружба, любовь, ненависть, воля, това-
рищество, мужество —эти понятия рас-
хрылись очень ярко и остро, вошли в
военный быт, стали мерилом поведения.

Война и любовь к родине потребовали де-
‘ловой самоотверженности, они требовали
от каждого не на словах, а на деле сей-
час, сегодня отлать всего себя, все эвон
силы. а порою и жизнь. Мирный счето-
вод превращался в воина, сельский учи-
тель уходил в леса партизанить, доман-
HAA хозяйка стояла Ha крыше под
трохот зениток и свист палающих бомб,
тотовая выполнить свой долг любой це-
ной.

В молодости человек не думает о смер-
ти и не верит в нее. Война сделала
очень реальной возможность смерти и
обострила любовь к жизни, научила це-
нить и понимать жизнь, как таковую.
И молодой человек, впервые ставший ли-
TOM к лицу с понятиями жизнь н смерть,
в этом состоянии обостренного понимания
‘должен был решить и решал’ проблемы
своего поведения, своего участия в войне,
И подвиг рождалея не из чувства обра-
ценности, а из любви к жизни, понятой
во всей ее тлубине и очаровании. Пото-
му что человек хотел жить по-настояще-
му или не жить совсем.

} В Ленинграде за десять месяцев  0же-

сточенной борьбы вкольце блокады 060-
бенно полно и натлядно проявлялись
люди, и было особенно интересно видеть
‘поступки людей и влумываться во внут-
ренние причины их поступков.

. Нам было трудно. Мы смотрели в лн-
цо и смертельной опасности, и лишени-
ям, мы поняли необходимость жить
только для борьбы и для победы, отбра-
сывая все личное, все частное, так как
для личного, для частного не оставалось
места. Так и жили ленинградцы в ropo-
де, ставшем фронтом, опи жили в своих
домах, работали в. своих предприятиях и
учреждениях, как солдаты, подчиненные
военной дисциплине и условиям боя. Это
касалось в равной мере и мужчин, и жен-
щин, и детей, и стариков, — остаться в
стороне было невозможно, усилия каждо-
то играли роль в сопротивлении милли-
онного коллектива горожан. Те, кто пы-
тались по-обывательски жить для себя,
стгородивитись от общей борьбы стеной
своею тупого эгоизма, те— не ленян-
традны, они видели горя не многим мень-
ше, чем защитники города но они не
имели священной радости бойцов, встре-
чающих каждую победу, как дело ©5б-
ственных рук.

В первые недели войны еще можно бы-.

ло жить «старым капиталом», былой
репутацией, авторитетом, внешним пове-
дением. Потом это все отпало. Чем бли-
же ‘подходил фронт. чем  беспощаднее
становились бои, тем быстрее  отпадало
все кажущееся, все внепгнее, все, при-
внесенное от прошлого, довоенного бы-
тия. Каков ты сегодня, какты сражаешь-
ся, как ты работаешь, какты встречаешь
опасность, какты перенсенть лишения?
—в этом познавалея человек. Все подлин-
ные черты характера каждого человека,
становились наглядными. Всем нам при-
ходилось иной раз в ком-либо разочаро-
вываться, от кого-либо отшатываться ©
удивлением и гадливостью. Но, может
быть, впервые мы узнали, как мною у

нас замечательных, настоящих людей, с
которыми и воевать хорошо, и работать
ладно, и жить можно весело, и голодать
без жалоб и опасность встречать без
дрожи. an

Bor 06 stoit суровой и’ всеобщей про-
зерке людей в условиях фронтового ro-
рода, десять месяцев стоящего, как ска-
ла, среди наседавших врагов, я и пишу
‘сейчас книгу.

Десятимесячная оборона Ленинграда—
тема целой творческой жизни. О ней не
расскажешь в одной книге, да и один
человек не расскажет. Писатели Ленин-
града—-фронтовики, балтийцы и те, кто
работали в самом городе, — считают сво-
им почетным долгом рассказать всему
народу о героической эпопее Ленинграда.
Первая такая коллективная попытка —,
«Ленингралекий альманах», который сей-
час готовится к печати. в Гослитиздате.
В’ рассказах, стихах, поэмах, очерках—
тема Ленинграда нашла пока свое пар-
вое, еще черновое воплошение, Это эс-
кизы, а не законченные полотна. Перзые
наброски. Очертания образов. ` Они еще
вырастут, разовьются. Это дело будущего.

Чтобы показать оборону Ленинграда,
надо говорить и о бойцах фронта— ар-
тиллеристах, пехотинцах, танкистах, ‘ва-
перах, разведчиках и о летчиках ибо
славных балтийцах, дравшихся с честью
и на море, и на суше, и о тех, кто стро-
ил оборонительные укрепления под or-
нем противника, и о группах самозащи-
ты жилых домов, и 0 «ремеслятах», ко-
торые с одинаковым рвением тушили
«зажигалки» и заменяли у станков ушед-
ших на фронт рабочих, и о тех, кто по-
строил ледяную дорогу через Ладожекое
озеро и обеспечил снабжение осажденно-
го города снарядами и хлебом,— из  мно-
гих элементов состоит то, что коротко
определяется словами «оборона Ленингра-
да». Каждый работал на своем посту, и
любой пост был боевым. Поэт, ежедневно
приносивикий на радио очередной фелье-
тон, призывные стихи или веселую ча-
стушку, выполнял такое же боевое дело,
как рабочие хлебозавода, таскавшие вед-
рами воду из Невы, чтобы замесить хлеб
‘в дни, когда стал водопровод, как зенит-

чики, отражавитие метким отнем нападе-
ние пикирующих бомбардировщиков. Всех
об’единяло одно — воля к сопротивлению
ий к победе, решимость не одаваться, a
победить, любовь к своему израненному,
измученному, но стойкому и любимому,
как никогда, городу.

Это единство воли и души есть пер-
вая линия обороны города, которую ни-
что не сломило и ‘не сломит. Внутренняя
душевная сила ленинтрадцев отстояла
город, провела ero через небывалые
трудности и приведет его к победе.

06 этой «первой линии обороны» я и
пишу роман, не задаваясь целью пока-

зать все, охватить в одной книге все
стороны, все участки обороны. Роман
очень трудно писать сейчас. Через не-

сколько лет будет наверное легче, и, дол-
жно быть, результат получится  безуко-
ризненнее. Но что делать, если пережи-
тое просится набумагу и не хочет ждать
спокойного времени, когда можно ‘будет
отстраниться и тщательно перелистать и

воспоминания, и документы, и записные
книжки.
Как мне кажется, писать о пережитом

можно
станет
следу,

или через много лет, когда оно
прошлым, или прямо по горячему
когда дузиа горит, когда все стоит.
перед глывами и творческая фантазия сли-
вается с окружающим бытом. Я пытаюсь
сделать последнее. Возможно, это будет
лишь первое воплощение темы. Навер-
ное, я сама вернусь к ней еще потом,
в мирной обстановке, или моя работа
ляжет материалом для работы другого
писателя, как свидетельство современни-
ка. Ну, что ж. для этого тоже стоит пи-
cath, Но, пожалуй, основное — это же-
лание рассказать сегодня, рассказаль не
после войны, не для истории, а для
борьбы, для тех, кто идет в бой или ку-
ет оружие для идущих в 00й. Им ну-
жен опыт боевого Ленинграда, им ва-
жен и полезен рассказ о ленинград-
ской обороне. Им нужны книги, помо-
гающие воевать. И для них мы — ле-
нинтрадекие писатели — сейчас работал
ем. Это большая ответственность, большое
и трудное счастье.

СНОВА В МОСКВЕ

Как хорошо снова оказаться в Москве!
Я не был здесь восемь месяцев. Сколько
за это время было пережито Москвой, да
и не только Москвой, а всем великим со-
ветским народом. Сколько жертв, сколь-
ко лишений, сколько страшных дней и
сколько радости. Отстояли Москву! По
делам овоих газет я должен был в на-
чале октября временно вернуться в Лон-
дон. С отездом я задержался и уехал
только 10 октября. Обстановка была уже
довольно напряженная. Сводки сообща-
ли: «Идут ожесточенные бои на Вязем-
ском направлении?>.

В Вязьме я был всего только за две
недели до начала немецкого  наступле-
ния. Помню, как-то утром меня разбудя-
ла воздушная тревога. Налетели стервят-
ники, ‚ сбросили куда попало десяток
бомб, убили двух детишек и одного ста-
рика в соседнем доме, разбили окна в
моей комнате. Через полминуты  совет-
ские истребители их прогнали и обили
один из немецких самолетов. В тот же
день я видел трех летчиков, взятых в
плен. Двое из них, наглые гитлеровские
мерзавцы, хвастали, Kak они
время бомбили Лондон; третий — юно-
ша, чистейший  цирлих-манирлих, все
ксзырял, да кланялся: «Ничего, говорит,
не знаю; приказали бомбить аэродром
под, Вазьмой, ну и бомбили. Приказ,
сами понимаете». А аэродром-то в трех
километрах. Отец этого чистенького юно-
ши портной «aye Любек>.
юсь, наша английская авиация всыпала
этому самому фатеру за двух вяземских
детишек и за вяземского старичка...

Хорошие были люди в Вязьме. «Ниче-
го, не придут сюда», — товорил мне
юный комсомолец. Старушка, сидя тут

же на скамеечке перед своим домиком,

— ав саду у ней, за палисадником,

подсолнухи, как солнце, сияли, — кача-

ль головой и говорила: «А чорт их зна-

Специальный корреспондент понданской

в свое

Наде-

газеты «Сандэй Таймс» _

val a

{
происходит в Восточной Европе. Эффект
этого отсутствия бомбежек был в Лонз
доне совершенно противоположный: анз
глийский народ, общественность Boe
больше и болыше стали TpeOOBaTh BTOpOo<
то фронта, более непосредственной помо-
щи советскому народу. Отправка значи
тельной части английской военной про
дукцни в СССР уже казалась  недоста-
точной. «Нет, нельзя, — говорили рядо-
вые англичане, — чтобы мы платили
танками, а они — кровью>.

Выступления Литвинова и Майско-
о с призывом к Англии и Америке 0+
средоточить главный удар в 1942 Г.
против Германии произвели глубокое вие-
чатление.

Второй фронт будет. Повидимому, тез
перь уже ждать придется недолго. Лон*
донское коммюнике недаром появилось
лишь теперь, а не несколько месяцев то-
му назад... pei

Второй фронт будет! psy

eB i
*

O6 этом много говорилось уже в TOM
английском порту, откуда я отплыл в
начале мая в СССР... Друзья мои моря-
ки были убеждены, что второй фронт
будет очень скоро.

С воодушевлением и радостью моряки
везли в СССР свой груз. Транспорт был
крупный, в нем было много и танков, и
самолетов, и всякото другого снаряже-
ния. Со мной ехал один советский това»
рищ, известный ученый. Мы с ним на-
ладили на пароходе курс русского языка
и истории, и моряки ежедневно, когда
только могли, являлись на наши уроки
и «лекции»... НПлыли мы долго, и многие
наши ученики уже стали кое-что пони-
мать по-русски.

Россию они все заочно любили. Многие
и раньше бывали се военным грузом в
русских портах. Трудная дорога, — зи-

& летом,

ет, может, и придут, но уж до Москвы
их не допустят». И верно — не допу-
стили. Только где ты теперь, милая
старушка? Где ты, друг комсомолец? По-
ступил ли ты в Красную Армию, куда
уже тогда стремился, ‘или партизанинь
против мерзавцев, засевших в твоем род-
ном городе? А домишко-то ваш с пали-

‚мой холодно, с полунощным
солнцем, тоже веселья мало. Круглые
сутки немцы норовят сделать какую-ни-
будь гадость. А все же надо, надо вез-
ти этот груз в Россию.

За несколько дней до нашего прибыз
тия в порт уроки пришлось прекратить.
Было не до того. Нас начали сильно бес-

садником и подсолнухами, наверно, сво-  покоить фашисты. Однако и зенитчики
лочи сожгли... наши не дремали, и ничего у немцев
Помню Север. Середина октября. Я   не вышло. Обстановка была крайне на-

провел тогда два дня на советском ледо-
английского kapa-
судов которого долж-
Дни

были тяжелые. Немцы заняли Можайск.

коле в ожидании
вана, одно из
но было увезти меня в Англию.

«Конечно, ничего у них не выйдет,
товорил
нант Коробков, — но все же лезут.
чего, спрашивается лезут?»

Москве. Долто, долто еще шли бои
советскую столицу,

рялись.

Й вот я вновь в Москве, так чудесно

спасенной. Москва как будто бы все та

же, да не совсем та. Испытания  прош-
лой осени наложили свой отпечаток на
столицу и ее жителей. Тут и спокойная

гордость на лицах москвичей и еще
более глубокое чувство ненависти к не-
мецким  вахватчикам,

чуть ли не все столицы Европы.

— Сорвалось! — крикнул шулер Кре-

чинский.

— Сорвалось! — кричит шулер Гитлер.
сентябре
1940 г. — Лондон; в октябре 1941 г. —
Москва. Говорят, что при каждой неуда-
че Гитлер бросается на поли в ярости
принимается грызть ковер. Два ковра —
«лондонский» и «московский» — он на-
верное уже целиком сожрал. Ничего, бу-
дет еще третий. И этим он окончательно

Во второй раз’ сорвалось! В

подавится.
Только бы поскорей!

at
*

Я пробыл в Англии почти полгода и

первые
дни мая. За все это время в Лондоне

выехал снова в СССР лишь в

все говорили почти лишь об одном

о Советской России. Английский народ
буквально влюблен в эту страну. Тути
восхищение и любовь, и беспредельная
благодарность за все те удары, которые
ненавистному
врагу. Многим в Англин-—можно сказать
всем, — было даже как-то совестно. По-
жертв принесли
и
советские летчики, и тражданское насе-
ление Советского Союза. А мы? Да, ты-
сячи наших удивительных моряков еже-

Красная Армия нанесла

вимали ведь, сколько
для общем дела и Красная Армия,

дневно подвергались страшным опасно-
стям во всех морях и океанах земного

шара. Войска наши бились с Роммелем

в Ливийской пустыне, летчики наши
бомбили Германию и военные об’екты в
оккупированных странах... Но все же
это была борьба не с основной силой
терманского фашизма.

Народ сознавал, что если Гитлер

авиация занята на Востоке.

‚ Как-то один рабочий сказал мне:
«Боюсь, что в этом тоду он нас больше
бомбить не будет». Отсутствие бомбежек
никому радости не доставляло.* Гитлер
допустил здесь большую психолотическую
ошибку и притом очень характерную и
основанную Ha  риббентроповской  тео-
рии: Англии, дескать, безразлично, что

* Крупные бомбежки возобновились в
апреле: но это были просто хулиганские,
варварские нападения на исторически и
художественно ценные города, такие, как
Иорк, Бат и Екзетер. Геббельс хвастал,
что немцы бомбят по Бедекеру (путево-
дителю, где художественные  достотри-
мечательности отмечены тремя звездоч-
ками).

мне задумчиво младший лейте-
И
Странная
формулировка, а ведь, в сущности, пра-
вильная. И все-таки ‘многим было не по
себе. Но вот, это было кажется 17-го, мы
узнали, что Оталин определенно в Мос-
кве, что Сталин вложил в этот бой за Мо-
CKBY всю свою волю, всю свою жизнь и
что этим стремлением победить во что
бы то ни стало охвачена вся Москва, вся
армия, все советские люди. Мы вздохну-
ли облегченно. Нет, не быть Гитлеру в
за
но те сомнения, что
вкрались в иные сердца, уже не повто-

которые думали,
что им удастся разграбить и осквернить
Москву, как они уже разграбили и оск-
вернили Варшаву, и Париж, и Афины и

не
бомбит Лондон. то лишь оттого, что его

пряженная. Но все же никто не терял
самообладания. Все мои друзья матросы
и шутили, и отшучивались, а ‘если и

ругали администрацию, то больше Tak,
чтобы душу отвести.
Смельчаки—наши английские моряки.

Были среди них и англичане, и шотланд-
цы, и негры. Очень хорош был большой
веселый негр, уже лет 60-ти. Он давно
поселился в Шотландии, в Эбердине,
считал себя «почти шютландцем» и лю-
бил философетвовать о том, что Гитлер
— враг рода человеческого и христиан-
ской веры. Хорош был и повар: что бы
ни происходило, точно в 12 часов обед
его был готов. А по вечерам он расска-
зывал о своих приключениях на кито-
вых промыслах и 0 необыкновенной
красоте айсбергов в Антарктике, о стран-
ствиях своих по Магелланову проливу, о
колониях пингвинов и о стаях тюленей
— «так и плывут вокруг корабля и ла-
ют, как собаки».

Нет, это люди настоящие, крепкие.
Врет дегенерат Геббельс про вырожде“
ние и расслабленноеть Англии!

Помню еще одното молодца со слоноз
въей кличкой — «Джумбо». И, правда,
было в нем что-то слонообразное —
большой, неуклюжий, лапы огромные,
рот от уха до уха, зубы кривые.. Ему
было лет 20 и говорил он Ha густом
HBORSCTABCKOM наречии. По мачтам он
лазал прямо, как белка. Как-то после
очень нехорошего дня сидели мы вече-
ром на палубе, довольно мрачные, пере-
кидывались в картишки и думали каж-
дый про себя: «а что ‘ночью будет?, a
что завтра, если ногода не испортится?»
и проклинали при этом полунощное солн-
це. Вдруг откуда-то появился Джумбо.
Поет себе, руками отбивает такт, идет,
приплясывая, по палубе на коренастых
ногах, целый американокий  джазбанд
изображает. Песня была глупейшая про
какой-то поезд «чу-чу», который повезет
тебя куда-то в штат Кентукки, где куз
куруза растет, да прямо к милой девуша
ке Лулу... Но пел он так весело и хоро-
1ю, что всем нам стало легко на душе..з

**
*

И вот, после многих дней на горизонте
показался советокий берег. Лишь серая
черточка: а сколько за ней кроется... Со-
ветская Россия близка каждому  анг-
личанину. Она близка ему и в полити-
ческом плане, и в человеческом, и в
культурном. Недаром был заключен на-
днях исторический договор о тесном
сотрудничестве и во время войны, и нос-
ле войны между Англией и СССР.

В моей книге «Москва 1941 года? я
остановился подробно на вопросе о нащи-
ональном характере этих двух народов,
на целом ряде общих черт как в их
психологии, так и в их культурных cTpe-
млениях и литературных вкусах. Взять
хотя бы музыку: ни одному народу
русская музыка не является такой близ-
кой, такой, можно сказать, родной, как
английскому, Все, что происходит в СССР
в культурном плане, не только интере-
сует, но и волнует Англию. Этой зимой
вся Англия чнтала «Войну и мир». Рус-
ские. книги о Советской России расхва-
тывались, как только появлялись в биб-
лиотеках и книжных магазинах. Перед
кино, где шли советские фильмы, стояли
очереди; концерты и радио были насыз
щены русской музыкой. В Лондоне в
нетерпением ждут 7-й симфонии Шоста-
ковича; словом, всякое новое советское
культурное явление — событие для Ан=
глии. Правда, знания о Советской Рос=
сии у среднего англичанина еще далеко
не достаточны; но стремление учиться,
знать, понимать —— оно существует везде,

При наличии такого отношения к Cod
ветокой культуре сотрудничество, о кото-
ром договорились В. М. Молотов и анг-
лийское правительство, несомненно будет
исключительно благотворным и пПлодо+
творным не только в суровые лни вели-
ких битв, но и в последующую эпоху
мирного строительства в послевоенной

Европе. i

ЛЕКЦИЙ
05 АМЕРИНАНСНОМ ИСКУССТВЕ

Искусству Соединенных штатов Аме-
рики посвящает цикл лекций Москов-
ский государственный музей новото за-

падного искусства. 28 июня состоится
первая лекция на тему «Искусство
ХУШ-ХГХ вв. в Соедивенных штатах

Че ООС ее ео врячит

ЛитекРАТУРА И ИСКУССТВО

Америки». Следующая лекция —