_ НАСУЩНЫЕ ЗАДАЧИ -
КИНОПРОЯЗВОДСТВА

В Центральной об’единенной киносту“
лини художественных фильмов в Алма-
Ата состоялось совещание творческих
работников кинематографии. Режиссеры,
операторы, актеры, художники с боль-
шим интересом выслушали доклад пред-

у

седателя Комитета по делам  кинемато-
трафии при СНК CCCP ros. Большакова.
— Великая отечественная война, —

сказал докладчик, поставила перед co-
ветским кино ответственную задачу
средствами искусства покавать героиче-
скую борьбу народа с немецко-фашист-
скими оккупантами, создать фильмы,
мобилизующие массы на разгром гитле-
ровских орл.

Среднеазнатские и закавказские кино-
студии могут выпустить в 1943 году
35 полнометражных фильмов и 15 кино-
сборников. Необходимо подготовить вы-
сококачественные сценарии для запуска
их в производство во второй половине
1942 года и в начале 1943 года.

Сейчас в студиях снимаются 24 худо-
жественных полнометражных ленты,
большинство из них посвящено  совре-
менным темам. Чтобы полностью загру-
зить кинопредприятия, в ближайшее
время потребуются новые сценарии, раз-
нообразные по жанру и тематике. Нуж-
ны сценарии о людях фронта и тыла, о
советской женщине, о ленинско-сталин-
ской дружбе народов нашей страны, а
также сценарии детских и юношеских

фильмов.

— Мобильность, — отметил т. Больша-
ков, — важное условие успеха нашей ра-
боты. Чем быстрее мы будем ставить

фильмы, тем лучше ответим требовани-
ям, пред’явленным нам страной. Режис
сер В. Пудовкин добился подлинно во-
енных темпов, проявил  изобретатель-
ность, инициативу, сняв фильм «Школа
подлости» на высоком художественном
уровне в очень короткие сроки. Но иные
режиссеры до сих пор не перестроили
свою работу на военный лад, ставят
фильмы недопустимо медленно.

Тов. Большаков 0с0бо подчеркнул, что
поределка утвержденных сценариев —
подлинный бич кинопроизводства Ча-
сто впустую тратятся время, средства,
энергия, и в результате фильмы, кото-
рые могли бы уже итти на экранах, еще
не начаты постановкой. Между тем в
большинстве случаев переделки He вы
званы необходимостью, часто они He
улучшают, а ухудшают сценарии.

Боевые киносборники новая  мо-
бильная форма киноискусства, родив-
шаяся в дни войны — завоевали попу-
лярноеть у зрителя. Но этой формой ки-
нематографисть» еще не овладели. Мно-
тие новеллы схематичны, образы дейст-
вующих лиц не ярки, сюжет вял, тема-
тика однообразна. Некоторые работники
кино относятся к новеллам, как к ис-
кусству второго сорта, делают их неряш-
ливо, небрежно. Столь  пренебрежитель-
ное отношение к важнейшему киножан-
py недопуетимо. Комитет по делам кине-
матографии решил поручить мастерам
кинорежиссуры по одной постановке но-
веллы в течение нынешнего года. Сбор-
никам решено придать тематический ха“
рактер. В производственном отношении
сборники  прнравниваютея к полномет-
ражным фильмам.

В обсуждении доклада тов. Большако-

ва приняли участие В. Шкловский,
Б. Баллаш, Б. Бродский, Л. Трауберт,
И. Пырьев, ©. Эрмлер, А. Плушко,

К. Полонский, М. Ромм, М. Тихонов и
др. Центральное место в прениях заня-
ли вопросы рационализации кинопроиз-
водетва, сокращения сроков постановки
картин, ликвидации бесцельных переде-
лок сценариев.

АЛМА-АТА. (По телеграфу
корр.).

от наш,

МОСКОВСКАЯ
ХРОНИКА

%* Вечера английской и американской ли-
тературы и музыки организует Московская
Филармония. Первый вечер состоится 21 июня
в Малом зале консерватории. Рассказы Марка
Твэна читает 9. Каминка.

* Письмо от Ван Вик Брукса, выдающего-
ся представителя американской литературной
науки, получено московским литературоведом
А. Старцевым. Ван Вик Бруке выражает
большой интересе к предпринятому Институтом
мировой литературы им. Горького изданию
«Истории американской литературы» и пишет,
что будет ждать ее выхода с нетерпением,
«Передайте мои наилучшие пожелания вашей
великой стране»—заканчивает он свое письмо.

* 40 GpHrag Всесоюзного  гастрольно-кон»
пертного об’единения и театров выедут в
ближайшее время на фронты отечественной
войны.

* Ha Брянский фронт выезжает бригада
артистов театра им. Вахтангова под художест-
венным руководством А. Орочко.

*\ «Фронтовая эстрада» — так называется
новая программа, которую 19 июня показал
эстрадный театр «Эрмитаж». В программе уча-
ствуют артисты, побывавшие на Юго-Запал-
ном, Южном, Западном, и Северо-Западном
фронтах. О 21 июня эта программа переносит-
ся в эстралный театр парка Центрального
дома Красной Армии. s

3х Жюри выставки «Великая отечественная
война» на очередном заседании утвердило
эскизы и заказало молодому эстонскому
окульптору 9. Росс групну «Красноармейцы-
разведчики», (С. Орлову — скульптуру «Алек-
‹сандр Невский». Приняты рисунки ЦП. Ва-
сильева «Герой Советского Союза Дивочкин»,
«Партизан Батька», «Генерал Киселев» и др.

* «Живое художественное слово в дни оте-
чественной войны» — на эту тему проводит
творческое совешание Всероссийское театраль-
ное общество 223 и 23 июня в Малом зале
Дома актера. О докладом «Живое художеет-
венное слово на Фронте» выетунит артиза
Сергей Балашов. Доклады сделают также
Б. Филиппов, В. Морин, Д. Эрль.

* Сборник антифашистских песен вышел в
Музгизе. В сборник включены пеени Ганса
Эйслера «Немецкая песня 1942 года». «Песня
солидарности», «Песня  болотных солдат»,
«Несня единого фронта», «Мы победим» В. Ко-
четова и др.

*Ж «Народная сказка и современность» —
этой теме был посвящен доклад Н. Д. Комов
ской, состоявшийся на-днях в секции народ-
ного творчества Союза советских писателей.
Тов. Комовская поделилась опытом своей pa-
боты по рассказыванию героических и вол-
шебных сказок (про Илью Муромца, Ивана-
Богатыря, Кашея-Бессмертного и т. д.) среди
бойцов, командиров и политработников Крас-
ной Армии. Ряд интересных проблем, saTpo-
нутых в докладе, вызвал оживленные пре-
ния, в которых приняли участие писатели,
фольклористы и литературоведы. На заседа-
нии было сообщено о работе оказителей и
фольклористов в Талакенте и Чистополе.

%* Павильон московского товарищества ху-
дожников открылся в галлереях Петровского
пассажа. Выставлены произведения П. Соко-
лова-Скаля. В. Бакшеева. П. Кончаловского,
Н. Радлова, В. Бялынинкого-Бирули, А. Дей-
неки, Б. Королева, Г. Мотовилова, Г. Нис-
ского и др.

*\ Творческие встречи © крупнейшими ма-
стерами белорусского и украинского искусства
состоялись 18 и 19 июня в Центральном доме
Работников искусств.

* Оперу «Дубровский» 9. Направника по-
хазывает в первый раз по возобновлении
филиал Большого театра Союза ССР 31 июня.
Режиссер спектакля С. Юдин, дирижер 0. Са-
харов.

+. 4

3161491.

ЕТ ОРУ Зое ЗУНО В ЧИН зоо

ЛиткРАТУРА И Иснус ство

`_С. БАЛАШОВ _

ВСЕПОБЕЖДАЮЩАЯ СИЛА

Было еще очень рано, когда я прос-
нулся. В избе, где мы заночевали после
очередного концерта, было жарко натоп-
лено, в широкой русской печи уютно но-
трескивали дрова. За дощатой перегород-
кой чей-то ровный голос звучал с той

уже знакомой нам заботливой  приглу-
шенностью, которая означала. тише, то-
варищи, — артисты отдыхают. Сквозь

дрему.я прислушивался к этому сторож
кому голосу.

— Анализируя свои многочисленные
победы, — читал кто-то вблух, — Hamo-
леон говорил, что успех сражения глав-
ным образом определяется нравственной
силой армин...

Я вспомнил этот текст — это была
незадолго до того опубликованная статья
Новикова-Прибоя «Нравственная сила».

— Ho что такое нравственная сила? —
продолжали читать за перегородкой.
Видный французский теоретик Мельяр в
своем труде «Элементы войны» опреде-
ляет ее так: «Есть сила старая, как мир,

и, тем не менее, всегда юная — снла
более страшная, чем пушка и ружье,
способная к порождению всевозможных

сюрпризов, ибо она MIHCBeHHO  созидает
неожиданные средства для действия,
чрезвычайно разнообразные и в 10 же
время удивительно соответствующие 06-
становке. Это сила нравственная — рав-
нодействующая трех сил: разума, кото-
рый решает, воли, которая иснолняет, и
мужества, которое презирает смерть. Раз-
лившись в массах, эта сила возбуждает,

одушевляет их и делает способными к
принесению = величайших жертв для
победы...»

*

Около 350 концертов провел я вместе
с моими товарищами в частях и подраз-
делениях Действующей Армии.

Сотни ярких боевых эпизодов, неза-
бываемых встреч, интереснейших  наб-
людений запечатлела память за этот год
войны. И все эти впечатления прониза-
ны - ощущением огромной нравственной
силы людей Красной Армии, могучей и
всесокрушающей силы, разлившейся в
массах советского народа.

Одним из проявлений этой нравствен-

ной силы, этого духовного богатства со-
ветского бойца является горячая, трога-
тельная любовь 5 искусству, которую

встречаешь на фронте в каждой землян-
ке, в любом окопе Уже стало трюизмом

говорить © восторженном приеме,  кото-
рый артисты неизменно встречают у
бойцов и командиров. на фронте. Мне

приходилось наблюдать нечто более зна-
чительное. ‘

Бригада артистов приезжает на пере-
довые позиции. Готовимся к концерту.
В окопах переднего края — бойцы ‘и
командиры, которые не попадут на наш
концерт: они, естественно, не могут оста-
вить линию огня. ‘Они заранее знают,
что концерт услышат и увидят лишь их
товарищи, находящиеся в этот час о на
отдыхе. И все же какой радостной,
праздничной, окрыляющей вестью летит
по окопам переднего края: «В нашу
часть артисты приехали, сейчас, говорят,
концерт будет». Есть оттенок гордости в
этой вести, несущейся по окопам и дзо-
там, — гордости за заботливый и вни-
мательный к армии тыл, за нашу стра-
ну, чьи солдаты не только хорошо об-
мундированы, крепко вооружены, хоро-
шо питаются, но даже в условиях фрон-
TOBOH обетановки систематически -обслу-
живаются силами искусства, Ё

Но «обслуживание» — не точное сло-
во. Когда мы, артисты, приезжаем на
фронт, — наша задача шире, глубже,
значительнее, чем «обслужить», развлечь
концертами слушателей и зрителей-фрон-

товиков. Мы призваны своим искусством

укреплять, увеличивать, развивать нрав-
ственную силу нашей армии, «равно-
действующую трех сил» — разума, воли

и мужества, о которых говорил Мельяр.

Мы приехали в одну авиационную
часть. Артистам отвели землянку, при
несли обед. Мы развернули свом костю-
мы, стали готовиться к концерту, кото-
рый был назначен через час. Вдруг 8
дверь постучали, и в землянку вошли
два летчика. Они справились, когда на-
чало концерта, посмотрели на свои бра-
слеты-часы и уныло покачали головами“

— Ox, досадно не придется побы-
вать на вашем концерте: у нас обоих
через 45 минут босвой вылет...

Оба парня были так искренно огорче-
ны, что артисты, остявив тарелки, отло-
жив костюмы, тут же, в тесной низкой
землянке устроили концерт для двух
летчиков, которые через 45 минут дол-
жны вылететь на боевое задание...

— Благодарность за концерт и наши
эплодисменты вы сейчас услышите—
многозначительно прощались они с ‘ар-
тистами.

*

В одной из частей решено было уст-
роить концерт Ha гумне, в просторном
сарае — другого помещения не было.
Сарай находился посреди открытого по-
ля. Чтобы немцы не заметили скопления
бойцов, наши зрители сходились к са-
раю из близлежащих деревень постепен-
но, по-двое, трое. Когда «зрительный зал»
заполнилея  доотказа , комиссар сказал
нам, что можно начинать. Дали один но-

мер, другой. Настала моя очередь чи-
тать.

Стою, читаю, красноармейцы слушают
внимательно. Вижу — увлечены и сам
увлекаюсь, читаю с под’емом. И вдруг
слышу — взрывы. Я уже научился раз-
личать их — это минометный огонь.

Продолжаю читать, но прислушиваюсь к
непрошенным звукам извне. Справа раз-
рыв, слева разрыв — немцы явно при-
стреливаются к сараю. У меня мелькну-
ла тревожная мысль: не рискуют ли на-
ши зрители жизнью из-за нашего кон-
церта? Я сделал паузу и обратилея к
сидевшему в первом ряду комиссару.

— Это наша привычная обстановка, —
сказал он с улыбкой и не без назида-
тельности.

Я продолжал читать. Взрывы станови-
лись все громче. Наконец, я заметил, что
комиссар в свою очередь с тревотой при-
слушивается к выстрелам. Вдруг он под-
`нял руку и спросил, He желают ли ар-
тисты прекратить концерт и уйти в ук-
рытие. Только взтлянув на своих това“
рищей, артистов-фронтовиков, я прочел
в их глазах ‘единодушное решение. И

тут яимел удовольствие ответить комис-

сару:
— Нет. Это — и наша привычная об-
становка!
*

В одном небольшом городке, в кори-
Hope одноэтажного дома лежал она по-
лу, без ножек, с оторванной декой, вы-
брошенный немцами  фояль. И котда
кто-нибудь проходил по шатким  дере-
вянным половицам холодного коридора,
рояль порванными струнами издавал
звенящий аккорд, нестройный, но спо-
собный каждый раз волновать и напо-
минать о варварах. Хозяйка этото дома
рассказывала, что она часто по’ вечерам
видела в этом коридоре двух. немцев,
которые вполголоса беседовали oO YeM-~», исполняла ли
заслуженная артистка УССР Н. Захарчен-
ко народную песню «Нащо мен! чорн}
брови», рассказывал ли заслуженный ар-
тист УССР В. Дукяер жизнь партизана
Кеваля, — в их исполнении, каки в
выступлениях заслуженной артистки
А. Станиславовой, певцов Н. Платонова и
Л. Руденко, пианиста Л. Вайнтрауба и
скрипачки Б. Притыкиной жили н лю-
бовь к своему родному народу, и пре-
данность ему, и мастерство, и творческая
взволнованность настоящих художников.

..Пройдет военная гроза. Советский на-
род добъется в 1942 г. разгрома гитлеров-
ских полчищ. Вновь свободно заживет
Советская Украина, и ее поэты, ее певцы
сложат новые песни, песни победы и сча-
стея. И по этим песням свободной Со-
ветской Украины можно будет. товоря
словами Готоля, «только догадываться о
ее минувших страданиях, так точно, как
ве бывшей буре с градом и проливным
дождем можно узнать по бриллиантовым
слезам, унизывающим снизу до вершины
освеженные деревья».

Типография издательства «Московский большевик»,

низации Вс. Вишневский считает уменьв
сочетать текущую работу с работой над
бсльшими формами. :

В докладе сёкретаря ЛенССП Веры
Кетлинской были затронуты ‘три основ.
ных вопроса: творческая мобилизация и
морально-творческий облик советском
писателя, об’единение литературных сил
фронта, флота и города на выполнение
боевых задач, поставленных перед  писа-
тельской организацией текущим этапом
отечественной войны, и проблема освеще-
ния ленинградской темы, темы вдохно
венното труда и высокого героизма.

Александр . Прокофьев в своей речи
призывал писателей активно противопо-
ставлять геббельсовской лжи свою прямую,
честную, пропаганду.

Поэт В. Лившиц, работающий, в армей-
ской газете, сценарист Н. Сотников, 381
ведующий полевым клубом, детокий пи.
сатель Н. Григорьев, находящийся в ин‘
женерных войсках армии, кинодраматур
Б. Бродянский — начальник и художе-
ственный руководитель театрального агит‹
взвода Дома Красной Армии имени Ки:
рова, давшего свыше 1000 концертов для
бойцов Ленинграда за 11 месяцев войз
ны, детская писательница А. Голубева —
работник энского госпиталя, Г. Maxoro-
ненко — руководитель литералтурно-дра»
матического отдела ленинградского радио“
вещания, Н. Браун — участник опера-
тивной литгруппы Пубалта, поэтесса
0. Бергольц, литературовед проф. А. Дым-
шиц — фельетонист армейской газеты
— поделились опытом своей работы Ha
отдельных участках писательского фронта.
„О месте и роли писателя в дни отече-,
ственной войны говорил А. Фадеев.

— Нужно все силы души и таланта
отдать делу победы. В писательской ор
ганизации не может быть разговоров о
том, что сейчас идет черновая ‘работа, &
настоящая — после войны.

В обрисовке темы Ленинграда задача
писателей—показать, на какую  громад-
ную моральную высоту поднялись наши
советские люди, какие организационные
таланты обнаружили ленинградцы, как
они организовали победу над трудностя-
ми. Дело не в изображении голода и
лишений, а в том, как ленинградцы cy
мели выйти победителями из этой Oops
бы. Их мужественное и стойкое сопро-
тивление, преодоление трудностей долж:
ны стать главным в произведениях, 06-
вещающих жизнь Ленинграда во время
блокады. ‘

С речью, подводящей итоги совещания
и намечающей конкретные задачи писа-
телей, работающих в Красной Армии,
выступил начальник Политического уп
равления Ленингралского фронта бригад-
ный комиссар т. Фомиченко.

С большим под’емом участники сове-
щания приняли приветствие товарищам
Сталину в Жданову.

А. КЛЯЧКИН.

ЛЕНИНГРАД. (0т наш. корр.).

ПО СОВЕТСКОЙ

® СТРАНЕ
ТУЛА. Открылся Областной театр  юною

зрителя. Показан был опоктакль «Тимур 4
его команда», по одноименной повести А. Гай
дара, в постановке режиссера Г. Ливанова.

ЛЕНИНГРАД. В Доме писателя имени Мая:
ROBCKorO открыты «Комнаты творчества».
Здесь созданы все условия для нормальной
и снокойной творческой работы писателей, по
условиям жизни в `осажденном городе не мо-/
гуших использовать свои квартиры. Система“ _
тически проводятся творческие встречи и 0б-
суждения новых произведений.

ФРУНЗЕ. Декада советской музыки 5-
лик Оредней Азии открылась B ines om
лице Киргизии. На открытии, в переполнен*
ном зале Музыкального театра, присутствова-
ли певцы, музыканты и композиторы Кирги-
зии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана
и Туркмении, представители партийных и
советских организаций. Первый концерт был
посвящен киргизской музыке. В декаде при-
нимают участие Государственный симфониче-
ский оркестр СССР и Государственный хер
СССР. Второй концерт декады, состоявшийся
14 июня. был посвящен казахской музыке.

НОВОСИБИРСК. Выехала на фронт бригада
Центрального театра кукол под художествен-
вым руководством 0. Образцова. Новосибир-
ский Обком НКП(б) вручил артистам 10.000
подарков, собранных трудящимися области, и

поручил передать их на фронте бойцам-сиби-
рякам,

СОЧИ. Утвержден план гастролей театров в
Сочи и Кавказских Минеральных Водах. B

чи в течение июня играет ленинградский
театр «Комедия» в июле — цыганский театр
«Ромэн», затем Ростовский театр оперетты и
театр им. Ленинградского совета. На Кавказ-
ских ральных Водах до сентября будет
играть театр им. Ленингралекого совета, В
сентябре и октябре ленинградекий театр
«Комедия». Здесь состоятся также спектакля
Ростовского театра драмы.

КАЗАНЬ. В Казани открылся Дом актера.
Цикл массовых мероприятий начался отчет
ными концертами «Наша программа для бой-^
цов». Овой репертуар показали артисты Рус-
ского драматического и Татарского академиче-
ского театров. Состоялся доклад композитора
Н. Жиганова о творческом пути Татарского
опервого театра. Еженедельно проводятся до-
клады-обзоры событий на фронтах отечествен-
ной войны с демонстрацией кинохроники.
LES EEC

Редакционная коллегия: Т. ЗУЕВА,
А. КАПЛЕР, Е. КОВАЛЬЧИК, А. СУР-

ОВ, А. COJOMOBHHKOB, A, ФА-
ДЕЕВ (отв. редактор).
ae ae ai a Se pee

Издатель: Госуларственное
издательство «ИСКУССТВО»

Чистые пруды, 8,

I

i