ТЕАТРАЛЬНОСТЬ И РЕАЛИЗМ

По сцене ползут шесть актеров, они
изображают разведку, потом выкатывают
бутафорский пулемет... Статиет сидит око-
ло полевого телефона: «Калуга,  Калуга...>
Вдруг вылезает, задевая кулису, неуклю-
mal фашистский танк...

Знакомая картина: в театре идет воен-
ная пьеса. Конечно, режиссер отлично
знает, что он и в миллионной доле не от-
разил того, что совершается на фронте.

«Далеко нам до театра военных дейет-
вий—и сцена мала, и из пулемета нель-
BA стрелять, и танки приходится делать
в бутафорском цеху, но осколочек прав-
ды мы все же показали...»

А что делается в это время в зри-
тельном зале? Люди, особенно военные,

сидят, мрачно  насупившись, — тоска
смотреть на жалкую имитацию боя, на
представление, в котором, несмотря на

внешнее правдоподобие, нет ни военной
темы, ни сценического искусства.

Зритель меньше всего требует сейчас
от искусства сценической информации о
партизанской борьбе или военных дейст-
виях, — 06 этом он прекрасно знает или
по собственному опыту, или из тазет
и радио. Зритель хочет видеть не блед-
ные тёни людей, одетых в военную фор-
му, а свои идеи, страсти и чувства.
Сейчас, как никогда, патриотизм стал
идеей личного счастья, и судьба героя
слилась с судьбой зрителей.

Зритель с одинаковым протестом от-
метает как крохоборетво театра «правдо-
подобных картин войны», так и деляче-
ство людей, предлагающих вместо искус-
ства сладенький суррогат. Зритель ходит
в театр не для того, чтобы потешаться, и
не для TOTO, чтобы удовлетворять свое
элементарное любопытство. Он идет сюда,
чтобы познать то, что еще не познал пол-
ностью. о чем думал, но неясно еще се-
бе представлял. Он идет для того, чтобы
свой личный опыт присоединить к отра-
женному в искусстве опыту масс. Зритель
в театре требует обобщений, он хочет
подражать людям, показанным на сцене,
хочет жить их идеями, их страетью.

В этом- величайшая задача назего ис-
кусства. Будем надеяться, что драматургия
справится с нею, но театр никогда с нею
не справится, если стыдливо будет пря-
таться за кулисы и вместо. всего богатства
и разнообразия своих выразительных
средств ограничится унылыми инецени-
ровками. Нет ничего пагубней для теат-
рального искусства, чем убеждение, что
сейчас — время драматических хроник и
спенических протоколов. Тысячу раз нет!
Только во всеоружии театральной куль-
туры, только воодушевляясь грандиозны-
ми впечатлениями фронта, можно найти
потрясающий по силе и глубине образ
наигих дней, их пафос ‚у правду.

К этой цели закрыт путь всем тем, кто
пойдет к ней по проторенной дорожке
скучного протоколирования, робкой имита-
ции фактов действительности. И в
обычное, мирное время копия © 1по-
вседневной жизни никогда не вмещала
в себя существа самой действительности,
теперь же, в потрясающие по своей суро-
вости и величию дни, искусство копиров-
ки может только искажать и профаниро-
вать реальность. Обнажить сущность на-
шего времени, понятого воинствующим
художником-патриотом, может только ис-
кусство обобщений, искусство цельного,
страстного и образного видения мира, ис-
кусство подлинной реалистической теалт-
ральности.

Две величайшие в истории театра эпо-
хи — античная и шекспировская — бы-
ли эпохами яркой, самобытной театраль-
ности. Театральноеть эллинското и шекс-.
пировского спектакля являлась не внеш-
ним, добавочным, декоративным MOMCH-
том искусства, она была выражением его
‚ существа, принципом отражения действи-
тельности, законом отбора существенного
и типического.

ВЕЧЕРА АНГЛИЙСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО ИСКУССТВА

Всероссийское театральное общество ор-
танизует ряд вечеров английского 4H
американского искусства. Первый вечер
23 июня посвящен английской музыке.
Доклад «Музыкальная культура современ-
ной Англии» сделает профессор И. Бэлза.
В концерте малый симфонический op-
кестр Всесоюзного радиокомитета (дири-
жер В. Смирнов) исполнит «Гавот» и
«Менуэт» Кв. Скотта, сюиту из «Гейши»

сти,
ния из явлений жизни их глубочайшего
внутреннего емыела-—в ‚реалистическом ис-

театре встает с особой остротой и
Лой, потому что

бочно принято
обнаженность приемов игры. Получается
абстрактная театральность, а с ней абстракт-
ность формы и абстрактность идеи.
смотрите, что делает обычно «абстрактно-
театральный» актер: на сцене он прежде
всего стремится поразить зрителя

Театральность греков и Шекспира 5a-

ложена в самой природе их искусства, и

в пределах этих стилей проблема Teat-
ральности решается  аегко. Трудность

‘возникает тогда, когда речь идет о реа-

листическом искусстве нового времени.
Принцин художественности, поэтично-
тватральности — принцип извлече-

кусстве наших дней и в особенности в
cH-
форма реалистического
искусства сама по себе естественна, каж
додневна, и чем естественней она, тем
сильнее воздействие реалистического ис-

кусства. Но беда, если искусство отграни”
чивает свою задачу
внешних явлений и стремится только к
бытовому правдоподобию. Тогда искусство
на высшей исторической фазе своего раз-
BUTHA
зто, не имея никаких внешних, отличи-
тельных признаков, отделяющих
единичных
оно само растворяется в мире обыденно-
сти. о

только передачей

само себя, потому

умерщвляет

его от

явлений действительности,

Мне кажется, что многие наши режис-

серы, сохранив предрассудки эстетическо-
го театра, втайне противопоставляют друг
иругу два начала: ‘с одной стороны, быто-
BOC,
такль можно поставить, мол, в бытовом
плане, другой — в театральном. Театраль-
‘ность представляется им как особый
стиль, питаемый литературными и теат-
ральными реминисценциями. И при этом
они
принцип, а не стиль.

с другой — театральное. Один спек-

забывают, что  теалральность
Главным признаком театральности оши-

считать зрелищность И

По-

обна-
женным и облегченным ритмом своей иг-
ры. Абстрактная же идея заключается в
том, что актер играет с обнаженной тен-

денцией, он стоит или над образом и
тогда трактует его иронически, или под
образом и тогда B своем восхищении

изображает героя с почтительной торже-
ственностью.

Подобный отрыв художника от самого
образа — самый пагубный результат аб-
страктной  театральности, Абстрактная
театральность антихудожественна по CBO-
ей природе;- она вредит актеру и убивает
в нем творческую личность. Эта дурная
манера по сегодняшний день существует
У нас на театре в двух видах: или в ви-
де штампованной профессиональщины, или
в виде новомодной иронической игры,

Но абстрактная театральность ни в RO-
ем случае не должна компрометировать
собою подлинную театральность реалисти-
ческого искусства.

Не всякие театральные формы имеют
право претендовать на театральность, так
как театральностью надо считать лишь
высокую норму сценической выразитель-
ности, , у

Театральность раньше всего характери-
зуется принципом синтеза, когда в одном
явлении, показанном на театре, в одном
эпизоде, в одной роли, иногда в одной
мизансцене раскрываетея все. значитель-
ное содержание темы, когда есть процесс
обобщения, котда есть преодоление внеш-
ней фактуры образа — будь то мужики
из пьесы Толстого, рыцари Лопе де-Вега

или бойцы из современного репертуара.

Театральность — это сценическая фор-
ма, в которой быт дан идейно, эмоцио-
нально, эстетически осмысленным. А при-
емы, выразительные средства могут быть
самые различные, — это уж зависит от
стиля драмы.

Театральность имеет самые разные про-
явления. Общего стилевого признака тут
нет и не может быть. Замечательный

Солистка Литовского — государственного
оперного театра А. Сташкевичуте познако-
мит слушателей с песнями Кв. Скотта и
народными шотландекими песнями. Три
матросских песни в обработке Берне, Гел-
ли, «Разбитый бокал» Лер исполнит со-
лист Всесоюзного радиокомитета Г. Аб-
рамов, антифашистские песни в обработке
Шнеерсона — Гуго Тиц. В концерте прини-
мают также участие Ф. Петрова, Н. Рож-

‘Джонса, четыре танца Альберта Коутса.   дественекая, В. Клемпнер.

Г. БОЯДЖИЕВ

пример жанровой театральности это
Массалитинова в роли Хлестовой, потому
что в этом образе мы видим тии, эпоху,
обобщение. Но на сцене может существо-
вать также очень добротная жанровая
фигура, в которой ничего, кроме индиви-
дуального характера, обнаружить будет
нельзя, и тогда нет театральностй. В вы-
сшей степени театрален Урнэль Акоста
Остужева; его игра — великолепное во-
площение главной темы, рядом с ним —
другие актеры, у которых истинной те-
атральности нет, хотя романтические
приемы употреблены те же. «Три cect-
ры» Чехова в МХАТ выдержаны в 10-
нах лирической  театральности. — Король
Лир Михоэлеа, игра Марецкой и Мартин-
сона, различные по своему методу, пол-
ны настоящей театральности. Резко отли-
чается друг от друга театральность ре-
жиссеров Немировича-Данченко, Попова,
Завадского. 4

Теалральность предполагает — деятель-
ность художника, его непрерывные иска-
ния, его внутреннюю обеспокоенность и
органическую самобытность. У нас разве
лось слишком много режиссеров и акте
ров, приучивитих себя к творческому бла-
тодушию. Было время, когда ни один ре-
жиосер не поднимал занавеса, раньше чем
не придумает свое толкование пьесы, пря-
мо противоположное всем предшествую-
щим толкованиям. Это были годы необуз-
данного дилетантства и доморощенного
фантазирования. 06 этих временах сей-
час сохранились только печальные анек-
доты. Но не так уж весела и картина
сплошной режиссерской добродетели, Kor-
да даже молодой художник не рискует
воодушевиться  бобственным, только им
одним увиденным и осуществляемым за-
мыслом, :

Некоторые режиссеры плохо понимают
принцип мхатовского правдоподобия сце-
нической жизни героев.

Тот самый метод, который от велико-
ленных актеров МХАТ требует несколь-
ких месяцев, а то и лет репетиций, вус-
ловнях провинциального театра, оказы-
вается, может дать «врелые плоды» чуть
ли не через две-три недели репетицион-
ной работы. Происходит величайшее не-
доразумение — самая сложная форма те-
атральной выразительности принимается
за самую легкую и доступную,

И если в Художественном театре с03-
дается строгая и чистая театральная op-
ма, то в некоторых театрах в результате
чисто внешнего и мелкого понимания
принципов МХАТ утверждается искусство
небрежное, ремесленное, а значит, и бес-
содержательное,

Режиссеры часто опасаются обвинения в
условности и формализме и заполняют
сцену тусклыми картинами, забывая, что
такие бездарные, ремесленные спектакли
не возбуждают воображения, не волнуют.
Художник вправе применить условный

прием, если этот прием заключает
в 6ебе виденный режиссером или ак-

тером образ реальности и способен про-
будить воображение зрителей, если при
всей своей внешней несхожести с дейст-
вительностью этот услрвный образ застав-
ляет вспомнить ее, озаряется ее. идеей и
темпераментом. И тогда зритель забывает
об условности, забывает о театре и теат-
ральности, живет свонми чувствами, по-
лон веры в сценическую жизнь, разделя-
ет стеатром радость творческого процесса.

Нашему театру должны быть одинаково
чужды и плоское, заурядное бытоолн?а-
тельство и холодная, абстрактная TeAT-
ральщина. Только синтез жизненных впе-
чатлений и театральной выразительности,
только глубокое, органическое проникно-
вение художника в существо великого и
грозного времени и напряжение всего
своего мастерства, таланта, ума и вообра-
жения, только такая полнейшая отдача
себя жизни и искусству тарантирует соз-
дание тото театра, которою по праву тре-
бует народ-великан.

1 июля в Доме актера состоится вечер,
посвященный английской — классической
драматургии. Сцены из «Отелло», «Макбе-
та» и «Гамлета» исполнит артист Ваграм
Папазян.

Организуется также ряд киновечерой,
на которых будут показаны английские и
американские фильмы. Готовится выстав-
ка, посвященная мастерам английского и

американского театра и кинематографии.

го Ленинграда, в

и многообразная, творческая и организаци-

стало для нашего коллектива серъезней-
шей школой новых методов работы. Оно

‚=

EF
1 oo

FST

Допрос пленного

Рисунок худ. И. Шухмина.

N. EPMKEEB

«На дворе такая Thma,
За аулом кутерьма...

Ночью темной, ночью ‘черной
Где была ты, Фатыма?..».

«Я была, где ночь не спит,
Гдё степной ручей бежит,
Где чинара возле яра

В день безветренный шумит.

в просторах воля есть,
в пещерах жизнь и честь,
и горе глубже моря,
кипит людская месть...

Там,
Там,
Там
Там

Был сосед наш, был джигит,
Он германцами убит.

Возле яра, под чинарой

Он истерзанный лежит...

Он убит... и потому

Вот в такую ночь и тьму
Ждали горы и просторы

С донесеньем Фатыму!..»

«Хоть я стар, но повял я,
Действуй, действуй, дочь моя,
Вскинув саблю, встань за саклю,
За родимые края!..»

Px

. Bopue TEST

заспуженный артист РСФСР

ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОНННОСТИ

Случилось так, что восстанавливать
«Пиковую даму» в репертуаре Малого ле-
нинградского = оперного театра нам
довелось лишь через семь лет после пре-
дыдущей премьеры, уже вдали от родно-
новых условиях, B
т. Чкалове. ,

45 дней продолжалась вся кропотливая

онная работа над новым, по существу,
скектаклем, работа, которая в обычных
условиях потребовала бы минимум

6—7 месяцев, а то и года,

Экономилось не только время: точно,
без «похода» отпускались холет, краски,
шнур, пошивочный материал. А сколько
сметки, изобретательности, хозяйственного
отношения к затрачиваемым средствам и
человеческому труду проявили техниче-
ские работники театра! И в результате
получился спектакль, горячо встреченный
местной общественностью и распененный
ею, как крупное художественное явление.

Восстановление оперы Чайковского

еще раз показало, как много накопилось
з театральном деле дурных традиций, от
которых надо решительно отказаться, и
вовсе не из-за одних лишь обстоятельств
военного времени.

В нашем театре осталось 40 солистов.
Иначе говоря, трупна значительно сокра-
тилась. И однако за 9 месяцев работы
в Чкалове теалр возобновил 20 опер и
балетов. Этото удалось достигнуть благо-
даря тому, что 40 человек — квалифи-
пированных певцов и  танцовщиков
получили, наконец, полную творческую
натрузку. Ничто так не деморализует и
не деквалифицирует художника, как дли-
тельная пауза в творческом процессе.

Было время, когда на дискуссиях в
ВТО- и на страницах специальной прес-
сы много товорилось о так называемом
вбкальном ‘кризисе. Вернее было товорить
не о вокальном кризисе, а об ограничен-
ности оперного репертуара, о недостаточ-
HOM использовании творческих возможно-
стей певцов, об излишнем увлечении
оперных режиссеров и даже дирижеров
невокальными элементами снектакля.

Неверно думать, чт одним лишь
сталеварам или доменщикам война про-
диктовала необходимость новых,
ханных до того производственных пока-
зателей в работе. Разумеется, было бы
наивностью механически переносить фор-
мы и методы стахановекого труда из тя-
желой промышленности в искусство. Тру-

дно представить себе, что такое компо-

зитор или исполнитель, который, скажем,
на тысячу процентов выполнил свою
дневную или недельную «производствен-
ную норму». Однако полностью  отказы-
ваться от огромного. и  поучительного
опыта, накопленного за год войны в са-
мых разных сферах  производотвенной
деятельности, не следует. И те sme ca-
мые 20 опер и балетов, возобновленные
театром за 9 месяцев, — показатель,

званы были прикрывать отсутствие ини-

исчерпаемыми творческими и материаль-

трупп, порой годами сидели сложа руки,
не показав себя ни в одной новой роли,
т.
руя? Правильно ли, что только затраты
сотен тысяч рублей на «изыски» оформ-
ления обеспечивают подлинно высокий ху-
дожественный уровень нового спектакля?

зто серьезные уроки, которые война дала

‚ много,

композитор М.

неслы-.

- ской оперы.

вполне конкретный и могущий многое
подсказать. ; :
Сейчас стало уже совершенно очевид:
ным, что ссылки на «творческую специ-
фику>» до войны сплошь и рядом при-

циативы, инертность творческой * мысли,
желание жить по-старинке, а то и про-
сто самую обыкновенную олень. Почему,
в самом деле, крупнейшие наши опер-
ные театры, располагавшие буквально не-

ными ресурсами, полагали, что они в CO-
стоянии осуществить всего одну-две но-
вые постановки в год? Почему выдающи-
еся художники, входившие в состав их

е.. по существу, творчески дегради-

И глубоко ошибаются те, кто считает,

нашим театрам, утратят овое значение,
отойлут в недоброе прошлое, когда жизнь
войдет в нормальную колею и театры
возвралятея к родным пенатам.

Певцам приходится теперь работать
Они должны завоевывать новую
аудиторию, быстро расширять свой pe-
пертуар, тренировать себя без устали.
Но именно это дает им возможность де-
лать большие вокальные и сценические
успехи. Последние месяцы показали, что,
работая в сжатые сроки, на предельно
быстрых темпах, соблюдая строжайшую
экономию средств, — ограничивая  кол-
лектив компактной но профессионально
работоспособной труппой, можно доби-
ваться настоящих творческих достижений
и создавать спектакли; не’ нуждающиеся
в екидках на «новые условия». Наш
опыт говорит, что, работая интенсивно,
театр может не. только просто реставри-
ровать старые спектакли, но и переос-
мысливать многое в. своем творческом
Oarame. ‘

Так, дирижер Б. Хайкин,
Чулаки и балетмейстер
В. Варковицкий, возобновляя балет «Бал-
да», обогатили спектакль новыми танцо-
вальными номерами в последней карти-
не. Они переставили некоторые танцы,
заострили положительные качества основ-
ного персонажа балета — смекалистого,
смелого русского человека. И в новой
редакции балет сделался популярным у
чкаловекого зрителя.
Активизируя творчество живущих В
Чкалове композиторов — И. Дзержинеко-
то, М. Чулаки, Н. Волошинова и других.
уеатр устанавливает и закрепляет овязи

например,

с jl. Кабалевеюим, С. Прокофьевым,
М. Черемухиным, А.’ Мосоловым,  вся-
чески стремясь встретить ХХУ годов-

щину Великой Октябрьской социалиетиче-
ской революции постановкой нэвой. совет-

Продолжается работа театра © над

«Иолантой», создается балет
ка» па музыку Чайковского, готовятся
возобновления «Бориса Годунова», «Золо-
того петушка», «Снегурочки», «Богемы»,
«Риголетто», «Чио-Чио-Сан». Не ограничи-
ваясь сценической деятельностью, Мы
проводим в Чкалове симфонические кон-
церты, организовали музыкальный лекто-
рий, даем творческие вечера солистов,
посылаем бригады на фронт, проводим
шефское обслуживание частей Красной
Армии, госпиталей и предприятий в Чка-
лове.

Разумеется, то, что делает коллектив
нашего театра в г. Чкалове, с теми или
иными вариантами происходит и в дру-
тих городах, где работают эвакуирован“
ные на восток оперные театры. И тово-
рить о нашей работе хочется не только
в целях простого освещения ее на стра-
нипах печати. Речь идет о TOM, чтобы
и на этих фактах показать, как значи»
тельны потенциальные творческие силы
большого и онытного театрального орга
низма, осознавшего обязательства, возло-
женные на него народом, страной, воен-

ными условиями.
чкаловцы. Мы 04

Сейчас мы

любили нашу новую аудиторию, и
не будет преувеличением сказать;
что и она почувствовала к нам дру-
жеское расположение. Во всяком  слу-

чае у нашей театральной кассы очереди

«Снегуроч- —

не переводятся. Может быть, в этом —.

обоюдная заслуга и театра и зрителей.

Есть, однако, еще одно звено, вне ко-
торого невозможно дальнейшее развитие
достигнутых успехов. Энергия и творче-
ский под’ем нашего коллектива не всег-
да находят должный отклик у местных
руководителей искусства. Со стороны не-
которых из них еще не изжито отноше“
ние к нам, как к гастролерам. Заведую-
щий отделом искусств Чкаловското обл-
исполкома, опытный театральный деятель
т. Незнамов слишком мало борется за лес,
за декорации, за занавес, за стулья, за
жилье, за повседневные интересы быта
ленинградского театра,

Спору нет, Областной драматический
театр им. Горького и Чкаловская My3-
комедия должны оставаться в сфере го*
рячих забот отдела искусств. Но все-та-
ки можно было бы решительнее повер-
нуться и в сторону ленинградцев. И не
вольно возникает вопрос: только ли В
Чкалове имеют место подобного рода фак-
ты? И не являются ли они — в частно-
сти! — поводом для Комитета по делам
искусств более детально заняться вопро-
сом о взаимоотношениях между своими,
местными органами и художественными
коллективами, эвакуированными на восток?

Нант театр в этом во всяком случае
заинтересован. Наша задача — не терять
темпов и качества. Особенно потому, что
во всех ‘наших постановочных ` планах
незримо существует «ленинградский ва-
риант». Тот самый вариант, который мы
осуществим в нашем великом и родном
Ленинграде.

ВОЗМЕЗДЛИЕ

Каждый раз, когда Россия, расправив
мотучие плечи, сокрушала наступавшие
на нее деспотические силы, легче, свобод-
нее становилось дышать многим народам,
живущим за ее пределами.

Такова правда истории русского народа,
этого «сфинкса», который приводил в сму-
щение немало сильных умов и на нашей
и на чужих землях. ;

Нас, писателей, прежде всего интере-
суют душевные силы человека, народов,

наций. Наш удел — биться Над «неиз-
вестной величиной».
Может быть, непостижимой была имен-

но простота русского народа, его удиви-
тельное здоровье, его душевное равно-
весие, тот гармонический склад его ха-
рактера, в котором нельзя найти что-
либо  назойливое,  остро-специфическое,
неестественно развитое, гипертрофирован-
ное.

И в жизни отдельного человека и в
жизни целого народа эта гармоничность
свидетельствует о том, что наделенный
ею избранник пришел в этот мир для
долголетней жизни и для болыних дел
и что силы духа его тем более огромны,
чем меньше они бросаются в глаза.

Как хорошо отразило эти свойства
души русского народа, ето самое чистое

и светлое, зеркало — творения Льва Тол-

стого. Недаром имя этого величайшего
художника приводит в неистовство идео-
логов фашистского мракобесия.

Когда родина наша соверпгила в сем.
надцатом тоду гигантский скачок в буду-
шее, оттолкнула от себя свое вчерашнее
прошлое далеко в глубь истории и пошла
по неизведанным путям социалистической
революции, «русская проблема» возникла
с особой остротой.

Четверть века небывалой жизни,  пол-
ные великолепных дерзаний, беспощадной
ломки старого, окостеневшего уклада, Ha-
пряженной и захватывающей борьбы за
новый общественный строй внесли свои
изменения и в строй души советского че-
ловека. Широкий, вольнолюбивый и про-

ао ВЕНЕВ ЕЕК УИ Е В ВЕ ИЯ НИЕВЕКИО ВЕНИ НИМУ УИ eK esa Te eee een ATED EeA LEE ETN ESE SENNA NEA ERN EEE SEED:

РАТУРА И ИСКУССТВО

=
AERIS A A HA I HI I A Я КЕ

JIUTE

ETO оао

А. ГУРВИЧ

стосердечный, он обрел идею, умножив-
шую его энергию. Все лучшее, что таилось
в его природе, вырвалось на свободу и
ваитграло, закипело «восторгом  деланья».

В чужих краях новая Россия вызвала
любопытство и смятение. Чем живет она,
эта Своеобразная, загадочная страна?
В чем ее сила?

Злонамеренные языки плели небылицы,
а честные, пытливые умы еще присталь-
нее вглядывались в непостижимые русские
дали. И там им открывались сказочные
видения. То вдруг у тихого Дона поды-
мался из земли человек, один перекро-
шивший за день сотни тонн каменного
угля. Потом черные шахты уступали ме-
сто белоснежным равнинам, ослепитель-
ным айсбергам. И нельзя было уже отор-
вать глаз от безумной четверки русских,
ступивших на заполярную льдину и уве-
ренно отдавших себя во власть океана.

И вот еще один из этой диковинной
породы людей, волжекий богатырь Чкалов
совершил свой прыжок через океан. К
Чкалову, лишь только он коснулся ногой
американской земли, устремляются пото-
ки людей. Они хотят потрогать его рука-
ми, хотят увидеть в живом теле, в
дыхании, в его толосе всю незнакомую
им, новую Россию.

А несколько месяцев тому назад ми-
ровая печать взволнованно заговорила о
«чуде под Москвой». Военные специа-
листы, хорошо умеющие рассчитывать
соотношение сил, были поражены pas-
громом фашистских орд у самого порота
налней столицы. Опять сыграла свою
роль неуловимая, неподдающаяся учету
«неизвестная величина».

Й вот теперь непонятная, далекая  co-
ветокая Россия стала самой близкой, ca-
мой понятной и необходимой всем свобо-
долюбивым народам. К ней доверчиво про-
тягивают руки, ей безбоязненно вверяют

свою судьбу порабощенные народы, на. нее

надеются и долгие годы хотят видеть ее
в числе великих устроителей нового ми-
рового порядка.

Имя нашей родины сейчас называется

ОИЯИ У ИИ УИ ЕЕ

его

чаще всякого другого на всех континен-
тах, на всех языках. Оно стало симво-
лом победы и справедливости.

«Мужество и прямодушие России при-
знано всеми» — вот слова, которые об-
летели все газеты мира.

Это всеобщее признание мы завоевали
в испытании, которое оказалось бы тра-
гически безысходным для любого  дру-
rojo государства. И как ни велики жерт-
вы, как ни тяжелы понесенные утраты,
как ни обильна пролитая нами кровь,
никогда еще наша страна не входила
так глубоко и неот’емлемо в жизнь всего
человечества, как сейчас.

Мир должен был преклониться перед
непоколебимым мужеством и подкупаю-
щим прямодушием великого народа.

Й мы не хотим сдерживать наполняю-
щее нас чувство гордости.

Молодая, здоровая, советская Россия
вступила в смертельную схватку с изуро-
пованной, душевно-больной гитлеровской
Германией. Мы знаем точность, аккурат-
ность, организованность немца, умелость
его рук. И вот этой рукой немецкий сол-
дат убивает в русской избе двухлетнего
плачущего ребенка, чтобы спокойно ус-
нуть. Он убивает ребенка, чтобы отдох-
нуть телом, успокоить нервы. И он дейст-
вительно тут же опокойно засыпает, этот
автоматчик.

О высокой организованности и беепре-
дельной  низости гитлеровских полчищ
говорят отдельно. Но попробуйте пред-
ставить себе их в неразрывности, одну в
совете друтой. Перед вами возникнет не-
вероятный образ. Горилла © цейсовскими
приборами, людоед с белоснежной салфет-
кой, дисциплинированный дикарь.

Могут ли эти начала долго существо-
вать вместе, не уничтожая друг друга?
Можно ли слить в одном человеке волю
к разумному самоотраничению с Oesrpa-
ничной свободой произвола? Дисциплину
с авархией? Можно ли воспитать в че-
ловеке «восторг подчинения», сдержан-
ность и вместе с тем разнуздать в нем
все самые низменные инстинкты?

Речь ведь идет не O двуличном в
поведении человека, & о том, чтобы coe-
динить в одной человеческой шкуре две
воли, два разных уровня сознания, два
ряда взаимоуничтожающих привычек —
словом, две натуры.

Уродливый гибрид, которого миллио-

] нами расплодия немецкий фашизм, не-

долговечен.

Во имя чето ввергла гитлеровекая Гер-
мания нашу планету в хаос войны? Во
имя. чето нравственно и физически иска-
лечена немецкая молодежь? Какого сча-
стья добиваются поджигатели зойны, чего
они хотят для себя?

Господства, владычества!

Во имя чето?

Во имя господства и владычества.

Им не нужны чудесные плоды MHOTO-
образных культур, творения веков и на-
родов. Им нужна всемирная пустыня во-
круг германского оазиса и в ней рабы
с пустыней в душе.

Это они и называют «жизненным про-
странством»! у

Жизненное пространство будет разделе-
HO на пронумерованные квадраты, про-
нумерованные рабы, стоя на коленях,
будут добывать для расы господ полез-
ные ископаемые.

Это — «новый порядок». Образцовый
немецкий порядок. Созданные по образу
и подобию своего вождя, немецкие гро-
милы одержимы пафосом осквернения.
Их идеал — обесцветить,  обескровить
мир. Уничтожить все краски, все песни,
все языки и наречия, наряды и обычаи,
все традиции и памятники, сказки и
предания, мечты и надежды, Их не
прельщает жизнь среди народов. Они не
хотят видеть вокруг своего дома жилища
своих соседей, позволяющих человеку
быть и гостеприимным хозяином и же-
ланным гостем. Они хотят такого жиз-
ненного пространства, чтобы, совершая
кругосветное путешествие, немец не ви-
дел ничего, кроме своих указательных
знаков,

Никакого любопытство к чужому, инл-
му, незнакомому. Они стирают © лица
земли то, чего еще не знают и не пони-
мают, потому что ничего знать и пони-
мать не хотят.

Умертвить все живое — это и значит
все онемечить,

«Deutschland tiber alles» — уже и это
кажется им недостаточным. Нет, He
выше всего, не над всем, а Германия
вместо всего.

Люди часто заимствуют чужие идеи,
но бред у каждото свой. Гитлер же даже
бредит неоригинально. жалкий  фигляр
с пляской cBatoro Burra, проповедующий
экзальтацию вместо науки, Гитлер меч-

тал войти с двадцатого века в историю
человечества новоявленным ботом H B30-
браться в пантеоне бессмертных на са-
мый высокий пьедестал. Но история не
раз уже передавала своих  «тероев» в
летописи уголовного розыска. И, вероят-
но, опыт немецкой истории подсказал
Гете ето афоризм, как нельзя более точ-
но адресованный к поджигателю рейх-
стата: «Иные люди взбираются до высо-
кого положения в жизни, как трубочисты,
прополаши через темные, удушливые и
трязные каналы и сплошь покрывишись
копотью и сажей».

Казалось бы, все было точно рассчита-
но берлинскими палачами. Все точно
изучено в коварных штабах. Все сущест-
вующие виды и формы окружения.

Но только одного, самого большого ок-
ружения, самото большото кольца, рав-
ното меридиану, они He предвидели. Не
предвидели, что будут окружены всеми
свободолюбивыми народами. До этого не
дошла H He могла дойти их сдавленная
железной каской мыслишка, потому что
она способна понимать и исчислять толь-
ко разрунгительные, а не созидательные
силы.

Это кольцо сейчас широко, как наша
планета. Вырваться из него некуда. И
оно будет сжиматься вокруг Германии с
каждой минутой. Уже бегут немцы из
Северной Германии на юг, а там уже
слышатся отголоски американских взры-
вов в Румынии. Русская земля стала
кладбищем немецких захватчиков.

Нет, Гитлеру уже не до истории.

Не трудно угадать тайну этой трусли-
вой и жестокой душонки. Честолюбивый
бред уступил место страху, который
вступил в свои права и уже не выпу-
стит сердце злодея из своих шершавых
рук. Нопрежнему  лязгает  крупповское
железо, стучат кованные немецкие  Ca-
поги, rpeMar  геббельсовские барабаны,
но сейчас Гитлер ведет всемирную вой-
ну и бросает в мотилы миллноны нем-
цев только для того, чтобы спасти свою
собственную шкуру. Может быть, он уже
сегодня охотно обменял бы свою судьбу
на безвестную, но безопасную жизнь. Но
возврата нет. Кольцо сжимается, и
можно быть уверенным, что припадоч-
ный фюрер не раз видит в евонх кош-
марах тот леденящий его душу момент,
когда он, спасаясь от гибели, садится в
оверхскоростной самолет и, вырвавшись
вверх, летит, летит, но на всей планете

нет места, где бы он мог приземлиться,
нет ни одного уголка, где бы самые неж-
ные женские и детские руки не растер-
зали его на клочки.

Не уйти Гитлеру и его головорезам от
возмездия.

Земля потеряла бы равновесие, если
бы совершенные на ней чудовищные
злодеяния немецко-фашистеких орд не
были искуплены виновниками. Месть бу-
дет беспощадной. Она не омрачит  ра-
дости. Она будет необходимостью. Она
будет актом великой исторической спра-
ведливости. Такая месть вправе называть
себя возмездием.

Три года фашистская Германия сотря-
caer Европу, топчет, жжет и поли-
вает кровью чужие земли. Глухие к воп-
лям и стонам или’ садистски возбуждае-
мые ими, гитлеровские немцы спешат
соверитить как можно больше непоправи-
мых дел. Главное непоправимых! Как
можно больше  непоправимых. Умерщ-
вленные люди не воскреснут, поруганные
девушки не изживут травмы, стерилизо-
ванные мужчины не дадут потомства,
уникальные памятники культуры исчез-
нут навеки.

Нынешняя война должна войти в исто-
рию немецкого народа, в сознание многих
его поколений как великий националь+
ный позор и как величайшее националь+
ное бедствие.

Русский счет фашистским  громилам
очень велик. Могучая Красная Армия
уже многое получила по этому счету. Но
мы не обезличим нашего счета толыми
цифрами, Могилы не обменивают, как
военнопленных. Каждая немецкая ‘worn:
ла на нашей земле — доброе дело. Здесь
обращается в прах человеконенавистник,
урод, расстленная тварь. Это обезврежен“
ный микроб коричневой чумы.

Наши могилы  священны. В них
похоронены огромные жизнетворные си:
лы, которые знали, куда приложить себя.
В этих могилах похоронены смелые и

чистые сердца, желавшие счастья всем
народам.

Никогда, нипде ни один поэт не Oy.
дет искать своего героя на немецких
кладбищах в России. О дикой орде бу-
дут говорить без имен, скопом.

О каждой нашей жертве мы будем го-
ворить отдельно. Узнаем и расскажеи
другим, какая человеческая жизнь ушла
от нас,