специальный

_Ральф ПАРКЕР

московский корреспондент

лондонской газеты «Таймсь и «Нью-Йорк
Таймс».

ПЕСНЯ—ОРУЖИЕ

История рассказывает, что немцы, услы-
шав боевые песни гуситских воинов чеш-
ского полководца Жижки, побросали ору-
жие и бежали с поля боя. В свое время
эте назвали «чудом». Но едва ли есть
надобность прибегать K подобным транс-
цендентальным об`яонениям, ибо современ-
ному исследовалелю ясно, что и враги
мотут судить о моральном состоянии и
боевом духе армии по ее песням.

И, подобно тому, как некогда, пятьсот

лет тому назад, боевые песни славян
наполнили ужасом сердца противников,

так и сегодня в голосах славян зазвучали
трозная решимость и ненависть к врагу.

Три года тому назад я mua в Праге,
оккупированной немцами. В первые шесть
месяцев немецкой оккупации во всей

Чехословакии шла скрытая борьба,
превратившаяся вскоре в открытую паз-
тизанскую войну. Обманутые мюнхенским
соглашением, которое с такой жестоко-
стью и бессмысленностью вырвало у ннх
вружие из рук, чехи боролись с ненави-
стными захватчиками оружием националь-
ной культуры, которое гремело в боевых
песнях. Эта борьба началась уже 15 мар-
та, в первый день, когда ветер трепал
фашистские знамена на улицах Праги.
Чехи встретили немцев сжатыми кулака-
ми, плевками, словами презрения и нена-
висти. Но самое большое впечатление
произвела на меня демонстрация этой не-
_нависти, киневшей в сердцах людей, ко-
> торые срывали немецкий флаг с Коричне-
вого дома и гибли пол пулеметным огнем
здесь же на мостовой, в то время как
тысячи других пели национальный гимн
«Гле мой дом», так трагически звучавший
в те дни:

В эту ночь на берегу реки собрались
артисты Государственной оперы. Они пели
песни, возникшие в сердцах безземельных
крестьян, веками работавших Ha немец-
ких помещиков, в сердцах солдат, вото-
рых заставляли служить австрийской ар-
мии и вести войны, ненавистные чешско-
му народу, в сердцах патриотов, научив-
лнихся выражать свою затаенную нена-
Бисть песней.

Почти каждый вечер я проводил в
обществе чехов в маленьком погребке за
тородом. Собирались мы там для товари-
щеских бесед и часто поднимали бокалы
за здоровье друзей, нелегально перебира-
ющихся или перебравшихся черёЗ грани-
пу, чтобы принять участие в созлании
армии для прядушего освобожления чеш-
ского народа. И в разговоры наши вры-
   вались задорные песни горняков Прибама,
боевые пеени литейщиков Красного Клад-
но и лесорубов словацких пущ. Чехи
официанты отвлекали от нас внимание
немецких пипионов, сидевших по углам,
” наполняя им стаканы сверхкренкими на-

п оч

nd питками.
ve Через два месяца после фашистского
  зторжения Национальный оперный театр
ay об’`явил 0 начале сезона чешской музыки.
пи Вез места были раскуплены заранее, и в
se вечер открытия театра в течение двадцати
км Минут в зале гремели овации — чехи,
=  СТ0Я, приветствовали исполненный под уп-
‘2  Равлением Ваплава Талиха боевой гимн
on «Ма власт», некогла, во времена Жижки
me и Гуса, заставивший немцев бежать и
их Залем вошедший в оперу Сметаны,
те) «2 один из летних вечеров я возвра-
ле  ЩШался из Богемии, где происходили фа-
‚а Шистевие митинти, тде спокойствие ры-
бы: Ночных площадей нарушалось выкриками
  тестатювцев и бесчинствами гитлеровской
„- Молодежи. Я остановился в маленькой де-
3“ ревне, недалеко от Табора, города тусит-
“ ских воинов. Деревенские ребятишки —
fe школьники праздновали традиционный
их лень окончания учебного года, года, имев-
i? lero B этот раз такое трагическое значе-
; ние для чешских детей. ‘
L Я помню озабоченные лица учителей,
‘i помню грустные лица ребят, одетых в

платья цветов национального флага. Дети,
как всегда, читали стихи, пели песни, и в
них звучал, быть может, наивный, но
звонкий голос протеста, голос любви и
преданности родине. Это были песни 0
дедушке Массарике, песни о просторах
чешской земли. «Чешские песни, наши
милые песни — как нити жемчуга»,
т пела ‘ребята и, окружив национальный
val флат, неполнили скорбно и торжественно
a чешский гимн. Застыв в торжественном
  молчании, стояли родители — отцы, вы-
   прямившись по-военному, матери, с неж-
_ ностью гладя головки детей, украшенные
= ленточками и косичками. Но вот учитель
  поднял руку — и из широко раскрытых
уст полился поток _ звуков-—заключитель-
ные слова гимна «Чешская земля, мой
Дом».

флотской газеты.

— Писатели приехали, — доложил сек-
ретарь.

Писатели были настроены  по-боевому,
требовали оружия и немедленной отпразв-
ки в части и на корабли. Но отправлять
пока их было некуда. Надо было работать
-во флотской газете, в многотиражках ко-
раблей и частей, накапливать материал,
‘изучать людей. С этого и началась дея-
тельность писателей на флоте.

Лев Длигач с первых же дней войны
возглавил сатирический отдел «Красного
черноморца» «Рынду». В. Ряховский
и Петр Гаврилов пошли в авиационные
части. А. Ромм, Л. Латин и ряд других
товарищей поехали на Дунайскую фло-
тилию. А. Луначарский — на катера.
Писатели вскоре органически вошли в
семью  политработников и командиров
`— флота и занялись своим большим и важ-
17 ным делом.

В боевой обстановке художественное
слово особенно высоко ценится бойцами.
* Писатель, художник — дорогие гости на
фронте. Их произведения встречаются
’  очень тепло, ибо все их творчество Ha-
Y правлено к единой цели, насыщено еди-
Й пой мыслью — помочь бойцам громить
злобного и коварного’ ‘врага.

Однажды во время обеда комиссар
й едной _ береговой батареи получил
«  Флотсекую газету «Красный черноморец».
В ней было напечатано скромное рядо-
yi вое стихотворение Л. Длигача — «Снаряд
‘  настигнет хищную орлу», посвященное
  славной артиллерийской батарее коман-
gupa Лещенко. Комиссар зашел в ©10-

}

я, пробираясь через Моравию и Словакию
по пути, загроможденному эшелонади во-
енных грузов, направлявигихся на восток,
уехал в нейтральные страны. И везде я
слышал, как люди пели о своей любви к
родине, о своей ненависти к гитлеровцам.

Сейчас многие из моих друзей, с кото-
рымн я встречался в Праге, томатся в
концентрационных лагерях, другие каз-
нены, иные умерли в заключении. Не
слышно более и песен. Они запрещены
титлеровцами.

Но песни эти шоются народными мсти-
телями. Они поются в Белоруссии и на
Украине, в Чехословакии и Югославии, на
берегах Балтики и в далеких карельских
деревнях, — песни гнева и ненависти, несни
борьбы и победы. Эти песни, зовущие к
беспощадной борьбе и полному разгрому
иу ожению врага, с грозной силой
BBY в Советоком Союзе. Я слышу в
них твердую поступь фронтовиков, грохот
орудий и танков, свист воздуха, рассекае-
мого краснозвездными самолетами. Эти
песни поются людьми, которые верят в
свою силу, людьми, в руках которых —
оружие, несущее смерть врагу.

Я никогда не слышал раньше советских
массовых песен. И вот как-то, возвраща-
ясь с концерта Краснознаменного ансамб-
ля под управлением Александрова, я по-
нял, что люди, которые поют их, не
могут быть побеждены. Советские песни
различны по настроению и содержанию
— есть среди них и воннственно-вызываю-
щие, тероические, есть и лирические,
полные задушевной любви к родине, есть
скорбные; посвященные памяти павших
героев. Но во всех этих песнях чувствует-
ся жизнеутверждающая сила.

Повторяю, я никогда не слышал раньше
подобных песен, но знаю; что, несмотря
на все национальные различия в музыке,
любой англичанин отзовется на оптимизм,
который звучит в боевой красноармейской
песне.

В первый период этой войны, до нача-
ла наступления немцев через Бельгию и
Голландию, в британской армии пели
тривиальные песни, подобные популярной
песне начала войны — «Мы повесили
просушить белье на линии Зигфрида». Это
было как бы продолжением популярных
среди английских безработных «песен ис-
полненных желаний», таких, как «Пенни
с небес», «Котда вернется мой корабль»

Эти песни теперь окончательно забы-
ты. Три истекнтих года были горьким, но
поучительным уроком‘ для всего англий-
ского народа, который, во всяком случае,
в течение последних шести месяцев на-
чал воевать с большим напряжением,
силой и волей к победе. Грандиозная
борьба Красной Армин воодушевляла анг-
личан, укрепивигихся в мысли, что спа-
сение их заключается в разгроме врага, в
борьбе трудной, но не терпящей отлагз-
тельств. a

Английское радио больше не передает
песен о прекрасном прошлом. Сейчас мы
слушаем боевые песни, призывающие к
борьбе, песни, похожие на песни Красной
Армии. Британская армия прекрасно зна-
ет, что именно в борьбе рождается воин-
ственный дух, рождается  воинственная
песня, зовущая к борьбе и победе.

«Североморцы вплен не сдаются! Подвиг Героя Советского Союза И. М. Сивкова».
Из цикла рисунков художника-североморца А. А. Меркулова «Северный флот в

раенлывчатой.

ЛИРИКА

Недавно Василий Седой показывал в
московском Ломе композиторов свои но-
вые песни. Обсуждение началось доволь-
но неожиданным образом: е просьбы по-
вторить некоторые произведения — не
для того, чтобы лучше уяснить их  ©6бе,
а просто ради удовольствия еще pas HX
послушать. :

Эта просьба заключала в себе, быть
может, наибольшую из всех похвал, адре-
сованных в этот вечер композитору.

..Прощай, любимый город, т
-Уходим завтра в море, :

И ранней порой ^

Мелькнет за кормой

Знакомый платок голубой.

Так поется принев песни «Вечер ‘на
рейде», пожалуй, самой удачной, самой
поэтической И, наверно, эту песню
«0 дружбе большой, о службе морской»
особенно хорошо петь у моря, теплым
летним вечером:

В чем привлекательность песни Седого?
Прежде всето’-— в простоте, в точности
и «прямолинейности» выражения чувства.
Простая и хорошая грусть прощания, с
тем, что так дорого, выражена здесь
очень сдержанно, без всякого надрыва и
неприятной «джазовой»  сентиментально-
сти. Песня, и особенно хоровой ее припев,
широкий и полнозвучный, — вызывает в
памяти старые студенческие песни, рас-
певавшиеся в тесном дружеском круту,
песни о молодости, в которых и самая
трусть полна надежд.

Все песни Седого — очень молоды.
Любимые темы его лирики — юношеская
дружба, встречи и расставания, дороги,
убегающие вдаль и манящие вперед. По-
тому в текстах его произведений так ча-
сто встречаются образы моря,
лодки. И не случайно на обложке одной
тетради песен («Лирика»), как символ
всей этой юношеской романтики, красует-
ся виньетка — белый парус и барашки
BOTH... ;

Песни Седото всегда, или почти всегла,
обладают очень большой жанровой опре-
деленностью. Композитор не изобретает
новых жанров и не пишет песен «вообще»,
отвлеченно лирических или героических.
Он использует песенные типы, уже до-
статочно прочно установившиеся в совет-
ской музыкальной лирике, — пееня-марш,
лирическая  песня-вальс,  частушка, —
пользуясь типическими для того или ино-
то жанра приемами. ‘Слишком большая
определенность жанра могла бы привести
к стандарту, — но этого не случается,
Песни Седого при всей их типичности (а
может быть даже благодаря ей) привлека-
ют своей свежестью и индивидуальностью.
Типичность их происходит не от неуме-
ния работать вне установившихся стан-
дартов (Седой пишет удивительно свобод-
но!); а от стремления в наибольшей кон-
кретности  музыкально-поэтического 06-
раза.

Думается, что в этих поисках конкрет-
ности композитору очень номогла ето
работа над песнями для театра (например,
К пьесе В. Гусева «Дружба») и кино
(фильмы «Небеса», «Приятели»). Песня,
предназначенная для определенной сцени-
ческой ситуации, для определенного  ге-
pos, не может быть  жанрово-нечеткой,

боях за родину», выполненных на флоте.

;

Художник сердито грозит карандашом
краснофлотцу и очки поудобнее на нос.
насаживает, сваливаются они у него в
лежачем положении.

— Лежи, — говорит, — и стреляй.
Да метко, смотри, стреляй, а то рисовать
не буду.

Дол мы так лежали, пока он рисо-

вал. Носле кивнул мне и поползли 00-
ратно. Мины в эт0 время близко pBa-
лись, OCKOAKH противно визжали. Я,

собственно, за себя не боялся, я человек
привычный, восьмой месяц воюю. А вот
за художника беспокоился. Но Bee obo-
щось благополучно, даже очки он не
потерял. А лицо бойца получилось в
альбоме, как живое, только новая склад-
ка пролегла между бровями. Я и товорю’
Сойфертису, что раньше такой складки
не замечал. А художник отвечает, что
такая складка бывает видна только в
бою. За этим, дескать, я и полз туда.
Возможно, это и так, не берусь судить,
потому что лежал далековато от Сойфер-
тиса, когда он зарисовку делал,

Потом он и меня с командиром зари-
ссвал. И, представьте себе, здорово по-
хоже, хотя когда он карикатуры рисует
каким-то своим особым стилем, то не
всегда они до меня доходят. А вот люди
получаются ‘похожими. Хороший  чело-
Bek. — отот вашг Сойфертис», — закончил
комиссар свой рассказ о художнике.

Такой же, примерно, рассказ пришлосрте автором. терпеливо

любимый

`и сейчас уже трудно предоставить

шение к мужьям в первой же сцене.
поцелуя щеку, мистриссе Пэдж ‘ сама
целует мужа. С первого взгляда это мо-
жет показаться ничтожной деталью, но
стоит вопомнить поведение кумушек в
сцене свидания с. Фальстафом, тде харак-

В Москве ‘состоялся пленум Союза пи-
сателей Латвийской CCP.

От имени ССП пленум приветствовал
т. Скосырев. Затем был заслушан доклад
т. Аплетина о европейской и американ-
ской литературе.

Восемь докладов и прения, последовав
шие за ними, показали и несомненный
рост латышской литературы и еще непрь
одоленные трудности и недостигнутые це-
ли. Отпали в значительной мере те наре
кания, какие раздавались по адресу юной
советской латышской литературы на пер
BOM С’езде, когда писателей упрекали в
неактуальности тем, в оторванности 07
жизни. Литература возмужала, писателе
очутились в самой гуще событий, голое
их приобрел новую силу. Таковы, в 0б
ших чертах, мысли, высказанные в докла
де А. Упитса,

Тов. Ниедре товорил о необходимости
шире использовать богатый фольклор с
его острой направленностью против немец.
ких захватчиков и поглубже освоить клас
сическую латышскую ‘литературу, лучшие
представители которой продолжали тради:
ции фольклора. Вилис Лацис горячо при-
зывал писателей к труду, & беззаветному
служению советской стране.

чтобы написать ночной бой, надо обяза-
тельно своими глазами посмотреть, какие
краски получаются. Попробуйте вот эту
ракету зеленую изобразить красками.
Очень трудно подобрать цвета».
Художник Федор Решетников тоже мно-
то раз ходил на позиции, сделал много
эскизов и работает сейчас над большими

полотнами.

Писалель Петр Гаврилов выполняет
любые работы. Газета требует оператив-
ной литературной деятельности, и Гав-
рилов пишет коротенькие боевые замет-

ки, очерки, рассказы, делает выразитель-
ные подписи под снимками и рисун-

‘ками.

Георгий Гайдовский — постоянный
организатор сборников, издаваемых  По-
литуправлением Черноморского флота. Он
пишет и сам очерки, рассказы, новеллы
о военных моряках. Гайдовский активно
помотает флотской газете, он органиче-
ски сросся с.редакционным es
себе

редакцию без Гайдовокого.

В трудные лёи, когда рядом с редак-
цией ложились бомбы, когда снаряды
попадали в стены редакции, Гайдовский
спокойно вместе с секретарем планиро-
вал номер, правил заметки военкоров,
придумывал «шапки» и «шпитель», бесе-
повал с военкорами-фронтовикаии. К нам
часто заходили бойцы прямо из боя.
Комиссар посылает краснофлотца с мате-
риалом в газету. Это хорошо. Но боевым
всенкорам часто некогда бывает много
думать. над материалом, и, как правило,
Пачайшие примеры героизма теряются в
сатоке общих сухих выражений наспех

отоставленной заметки. Гайдовский вместе

очищает от словес-
телухи ето корреспонденцию, чтобы

Muctpuec Форд лишь подставляет для

нам выслушать и от другого комиссара юбых-
о художнике Дорохове. Тому очень хотй Ядро
лось зарисовать ночной бой. Он т60&оялся
подполз к переднему краю обороны, вы-Ё1Ясбу-
нул CRON «причиндалы», как говорилйенок,
комиссар, и стал рисовать. «Я ему ‘0-Я 1
ворю, — рассказывает комиссар, — убитБоРоШО
могут, мины падают, немец зверски па-

лит. А он отвечает: «Товарищ комиссар,

+ она зазвучала на первой полосе,
хывая о доблести и отваге защит-
Севастополя. i
ик А. Ивич © первых же
j

дней

=
ee

*

Geen te ee eearenenuneseneunsererne ey eeneqens ВУЗИ ЖЕ ИЖИ ИВ БЕЯ И ВУИ УЕ ЕЕ ИХ НИВУ УЖЕ ВИСИТ ИЗЯ УЗИ ЕН ХХ ЧАН ЗЕЕ И ХИЖИНУ ЕАНи

ЛиткРАТУРА И ИСКУССТВО

НОЖХКХИХ КИ КУ ХИ ХЕ УХЕЖИКХАИИХ SI EH ЕХАЛ

Понравились мне декорации художни-
ка Б. Волкова, выдержанные в нежных,
пастельных тонах. В них много воздуха»
они не отяжеляют сцену, помогают тан”
порам.

В целом «Виндзорские проказвницы» —
‘наредкость удачный спектакль.

ДЛАТЪПИСКИЕ ПИСАТЕЛИ В МОСКВЕ

Рокпелнис в своем докладе дал обзор
поэвии последних месяцев. В латышекой
лирике, как и в русской, заметно сильное
влечение к классической форме. Арвид
Григулие, любивший раньше изломанный,
расщепленный: стих, дал сильные образцы
хорошей военной лирики, насыщеннов
ненавистью ‘к врагу. Андрей Балодис,
сражавщийся на Ленинградеком фронте,
воспел великий город и его героев свобод-
ным стихом. Больше всего стихов написал
Валдис Луксс. Ето талант. за год войны
расцвел, обогатилея новыми красками,
Хорошие стихи написала Анна Купша,
сильное стихотворение о латышских стрел-
ках дал Упитс, удачную балладу о пяти
героях написал Юлий Ванаге, Докладчик
ничего HO сказал о своих собственных
стихах, которые вместе со стихами Лукс*
са и Григулиса принадлежат к лучшим
лостижениям латышекой лирики за истек-
ший год.

Пленум призвал латвийскую  интелли-

генцию к беспошадной борьбе с
немецкими оккупантами, стародавни-
ми врагами, угрожающими самому су-
‘ществованию латышского народа, латыш“

CKOTO языка и’ национальной культуры.

Через три месяца разразилась война, и

работы в «Красном черноморце» специа-
лизировался, как корреспондент авиаци-
‘онных частей. Его уже знают в авиации,
и он знает сеотни людей. Следует за-
метить, чт0 до войны он понятия
не имел об авиации. Но военная обста-
новка создала такие условия, то
А. Ивич стал неплохим авиационным кор-
респондентом краснофлотской газеты.

В обстановке осажденного города писа-
тели и журналисты работали мужествен-
но ис большим упорством. Бывали слу-
чаи, когда вражеский снаряд выводил из
строя электросеть в районе типографии.
Но разве можно допустить в осажден-
ном Севастополе, чтобы хоть один день
тарнизон и флот остались без › газеты.
Редакция . моментально перестраивалаеь
на ручной набор и печатание на пло-
ской машине. Разделив весь редакцион-
ный и типографский коллектив на три
смены, мы крутили большую плоскопечат-
ную машину; а это — далеко не простое
дело. Четыре человека с трудом воро-
чали тяжелое колесо машины, а это ко-
лесо надо было крутить очень долю,
чтобы дать тираж тазеты. И колесо кру-
тилось. Крутили его поэты; писатели, ху-
дожники, крутили для того, чтобы odec-
печить: фронт газетой.

Мнотие писатели работали в многоти-
ражных тазетах, деля с бойцами все
радости и трудности боевой’ жизни.
А. Ромм, Е. Чернявский, Н. Панченко,
Л. Лаин и другие помогали политработ-
никам частей и кораблей. Они писали
очерки, стихи, фельетоны, работали ‘с
военкорами, учили их, учась в то же
время у них искусству воевать в труд-
ных ‘условиях.

Хорошо помогали писатели краснофлот-
ским тазетам. И сами они много почерп-
нулн полезного в процессе газетной ра-
боты. Писатели прошли’ большую  пколу.
Это признают все товарищи, находя-
щиеся сейчас на Черноморском флоте.

ka ALE