Успешно проходит в Саратове сезон
Московского Художественного театра.

С напряжением всех своих творческих
сил коллектив театра в кратчайнгие сро-
ки возобновил спектакли «Анна Карени-
на», «Три сестры», «Школа злословия»,
«На дне», «Горячее сердце», «Царь Фе-
дор». В отдольные спектакли мы ввели но-
вых исполнителей. Так, в «Горячем серд-
це» Градобоева итрает В. Топорков, Мал-
рену Харитоновну — 0. Лабзина. Сэра
Питера Тизла в «Школе злословия» игра-
ет В. Станицын.

Огромным событием в жизни театра
явилась постановка пьесы Н. Погодина
«Кремлевские куранты», в которой мы
мечтали воссоздать образ России первых
революционных лет, борющейся за свое
будущее величие.

Присуждение Сталинских премий твор-
цу снектакля  «Кремлевекие куранты»
Вл. И. Немировичу-Данченко и исполните-
лям основных ролей Н. Хмелеву, А. Гри-
бову, Б. Ливанову вызвало в коллективе
новый радостный творческий под’ем.

Ведущие мастера нашего театра
В. Качалов, М. Тарханов, Ф. Шевченко и
другие провели большую работу по ху-
дожественному обслуживанию частей За-
кавказского военного округа, они высту-
пали также у стахановцев Тбилиси, Ба-
ку, Еревана и других городов. 17 июня
в Саратов приехали М. Тарханов, Ф. Шев-
ченко, ЕВ. Скульская, заведующий музы-
кальной частью МХАТ Б. Израилевский.
Они сразу же включились в напряжен-
ную творческую работу коллектива
МХАТ.

Во всех спектаклях «На дне» в Capa
тове роль Луки до сих пор играл я
один. 21 июня, после значительного пере-
рыва, Луку вновь прекрасно сыграл
М. Тарханов. С успехом прошло выступ-
ление М. Болдумана в роли профессора
Забелина в «Кремлевских курантах>».

Сейчас театр одновременно готовит три
новых спектакля: «Глубокую разведку»
А. Крона, «Последнюю жертву» А. Ост
ровского и «Русские люди» К. Симонова.

«Из разведки».
Картина худ. Д. МОЧАЛЬСКОГО.

БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ
И ПРАКТИКА

(Письмо из Алма-Ата)

Война многому научила работников ©0-
ветского кино. И прежде всего — творчес-
хому режиму экономии. Режиссеры и по-
становщики поняли, что помпезные мас-
совые сцены, пышные многопланные деко-
рации, «кинематографически» частая сме-
на мест действия сами по себе еще не
обусловливают высокого художественного,
а тем более идейного уровня фильмов.

Картины в студии, как правило, де-
лаются быстрее и дешевле, чем до войны.
Уменьшилось количество ©’емочных об’ек-
тов, сократился об’ем декораций по каж-
дому фильму, студия почти полностью
отказалась от сложных бутафорских с0-
оружений. Одни и те же декораций, при
незначительной но меняющей их облик
переделке, используются для о’емки He-
скольких картин. Заметно улучигилаеь ор-
танизация труда в с’емочных группах.

Й тем досаднее выглядят на этом фоне
неполадки, все еще мешающие коллекти-
ву студии работать так, чтобы до конца

выполнить свой долг советеких патрио- : Поэт Велемир Злобин сделал 5 в ладах с музами, вернее, музы никак
тов. НА ТВОРЧЕСКИ xX С OBE АНИЯХ 1912 т. запись: ана наука о не хотят их числить по своему ведом-
. i . :   -

Шесть месяцев — реальный срок для Щ прошлом полна басен, которые -были бы CTBY: Kamo негодующе отвергает oe”
выпуска высококачественной полномет- только смешны, если бы за ними не скры- фикацию истории, а Мельпомена бракует

ражной ленты. Таково единодушное мне-
ние и режиссеров, и руководителей цехов
и отделов студии.

По плану все новые, запущенные в про-
изводство фильмы укладываются в этот
срок. По плану сокращено время поста-
новки ряда картин (но «Партизанам» и
«Секретарю райкома» — на 30 дней, по
«Стране Родной» — на 45 дней ит. д.).

Но так выглядит дело лишь в плане.
Сценарий «Секретарь райкома» начат по-
становкой 15 ноября 1941 г. Следователь-
но, через шесть месяцёв, т. е. 15 мая, этот
фильм должен был быть сдан Комитету

ОДНОАКТНАЯ
ДРАМАТУРГИЯ

Всероссийское театральное — общество
провело интересное совещание, посвящен-
ное одноактной пьесе. :

Выступивший с основным докладом
Ю. Калашников, дав критический 0630р
одноактных пьес, написанных во время
войны, указал на широкое распростране-
ние драматургии малых форм. Это нала-
гает особую ответственность на драматур-
гов.

Но качество 6 ств
по делам кинематографии. «Партизаны»,   азтовка ie me в, sia
тотовы 6
начатые 1 февраля, должны быть Далеко не удовлетворя ao Sana,

к 1 автуста. Увы, «Секретарь райкома»
будет закончен не ранее 15 сентября, &
«Партизаны» — 25 ноября. Если спросить
начальника планового отдела студии
т. Гольдина, что это значит, он будет край-
не удивлен таким вопросом, ибо по его
подсчетам срок производства остался не-
изменным: шесть месяцев, и ни одного
дня больше! Ларчик открывается доволь-
но просто. Уже после том, как фильм за-
пущен в подготовительный период, неожи-

которые мы должны пред’являть к одно-
актной драматургии, Темы пьес разнооб-
разны — здесь и провал гитлеровской
вербовки «добровольцев»; и растущее со-
противление немецким захватчикам со сто-
роны населения оккупированных ими
стран; и разоблачение морального обли-
ка врага. К сожалению, эти темы многие
авторы раскрывают слишком поверхност-
но и примитивно. Очень мало bec
посвящено нашему тылу. Котда apa-

данно обнаруживается, что литературный матурги обращаются, наконеп, к «тыло-
сценарий недоработан. На доработку дает-  вым» темам, они почему-то неизменно:
ся месяц-два, и шестимесячный срок п0-  находят лишь два мотива: донор-

становки исчисляется уже сызнова—е мо-
мента сдачи  переработанного сценария.
Бывает так: внезапно по тем или иным
причинам постановку на-ходу передают
другому режиссеру, и тогда шестимесяч-
ный срок отечитывается... со дня вотупле-
ния в работу этого второго постановщика.

Получив литературный сценарий, ре-
жиссер, казалось бы, должен всю силу
своего таланта, всю свою энергию напра-
вить на режиссерскую работу над ним, на
разработку постановочного плана, на ра-
боту с коллективом над трактовкой обра-
вов, над пластическим рисунком фильма,
над звуковым строем произведения, на
работу с актером, с оператором, худож-
чиками, на весь сложный комплеко, ко-
торый и является содержанием режиссер-
ской работы. Олнако вместо этого режис-
серы занимаются бесконечными передел-
ками законченных и утвержденных лите-
ратурных сценариев; вместо глубокой
трактовки диалога они просто переписет-
вают его по своему вкусу, меняют ситуа-
ции, сюжет, вводят новых действующих.
лиц и т. п, причем почти всегда, как
правило, такого рода произвольное обра-
щение с литературным произведением
идет совсем не на пользу ему. Мы остав-
ляем сейчас в стороне, мягко выражаясь,
недопустимость таких отношений между

ство, и посылка подарков на фронт.

Обращаясь к фронтовому — материалу,
иные авторы ограничиваются пересказом
боевых эпизодов или вкладывают в ye-
та своих героев неправдоподобные лири-
ческие излияния («Сержант Крылов» Тка-
ченко).

Другие авторы современную тему пы-
таются втиснуть в сюжетные рамки ста-
ринного водевиля («Родной ребенок»
Яновекого). Вместе с тем т. Калашников
отмечает и ряд появивнгихея за послед-
нее время удачных  одноактных пьес
(«Рядовой Шульц» Н. Эрдман и
М. Вольцина, «Кусок мяса» Н. Векстерн,
«Буква В» Е. Раймонд, пьесы Л. Ленча).

И. Кубиков выстунил на совещании с
докладом 06 одноактных пьесах русских
классиков — Гоголя, Некрасова, Туртене-
ва и Писемокото. Проблемы  одноактной
драматуртии нашли отражение и в докла-
дах С. Кржижановского и 0. Литовского,
& также в выступлениях А. Гурвича,
В. Филиппова, С. Чекиной и др..С ана-
лизом западных одноактных пьес высту-
пили М. Морозовьи Л. Галицкий.

Закрывая совещание, председательство-
вавший проф. М. Григорьев сообщил, что
лучшие пьесы будут издаваться  отдель-
ными сборниками. Специальные актерские
бригады ВТО будут работать над

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР
В САРАТОВЕ

——

ПАТРИОТИЗИ ^
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Этой теме посвящена трехдневная науч-
ная сессия филологического факультета
Московского университета. В программе
сессии доклад проф. А. Етолина «Черты
патриотизма русской литературы». С док-
ладом о влиянии русской литературы на
литературу западных славян выступает
проф. 3. Неедлы; проф. С. Богуславский
делает доклад о теме родины в литерату-
ре Киевской Руси.

Затем состоятся доклалы «Защита ро-
дины в  русекой поэзии» (доклад-
чик проф. И. Розанов), «Лев Толстой

И. МОСКВИН

народный артист Союза ССР,

«Гитлеровцы из интеллигентов вообра-
жают себя заправскими героями Возрож-
дения, изменяя своим женам © кельнер”
Tamm», Этот отзыв американского Жур-
налиста, много лет близко наблюдавшего
нравы и повадки гитлеровской верхуп!-
ки, как нельзя более подходит для ха”
рактеристики нынешнего драматического
и театрального «искусства» Германии.

Фашистокие драмоделы мечутся межлу
Цезарем и кельнером. Пеутомимый сочи”
нитель жалких драм Геббельс внушает

«Глубокую разведку» ставит М. Кедров,
режиссеры А. Карев и Г. Герасимов. В
тлавных ролях: Н. Боголюбов, В. Белоку-
ров, В. Тонорков, М. Нрудкин и др,

«Последнюю жертву» Художественный
театр покажет в постановке Е. Телеше-
вой и оформлении художника“ В. Дмит:
риева. Юлию Павловну Тугину играет
А. Тарасова, Флора Федулыча Прибытко

“  Rak военный писатель» (проф. М. Юно- LM, что самый современ-
а ыы   31) и «Росбня в творчестве Buosa>   So oon ^^ это Цезарь.
Ирину Лавровну = 0. Лабзина, няньку— (проф. Е ии. ine и 20 ию- Людвиг Эберлейн, именуемый в ведом-
Н. Соколовская, сваху — Ф. Шевченко и ее» ода стве Геббельсй критиком, напечатал даже

ня’ будут заслушаны доклады «Горький
и советская родина» (доц. Г. Федосеев),
«Патриотизм Маяковского» (доц. Д. Ду-
вакин), «Творчество Н. Тихонова» (дон.
Н. Белкина) и «Образ героя-патриота в
русском изобразительном искусстве»
(проф. Г. Жидков).

’ СБОРНИК

в «Дас Рейх» огромную статью под мно-
тозначительным заглавием «Трижды
Цезарь». Речь идет о трех драмах, по-
священных Цезарю и поставленных ми-
нувшей зимой. Но речь идет также и о
том, что Гитлер — это Цезарь трижды,
если не больше.

Л. Эберлейн недоволен тем, что только
одни Ганс Шварц, Берндт фон Гейзелер

А. Зуева. Салая — Б. Петкер.

«Русские люди» ставят В. Станицын и
М. Кнебель, художник спектакля
В. Дмитриев. В основных ролях заняты:
В. Добронравов, М. Тарханов, В. Готов-
цев, И. Москвин, В. Орлов, А. Грибов,
И. Кудрявцев, П. Масальский, А. Kropos,
А. Комолова В. Соколова, В. Попова
и др.

> = : еберт напи-
Готовя очередные спектакли, мы на- > и обер-гоф-драматург Ганс Р

мечаем ее. на ближайшие годы, АНГ ЛИИСКИХ сали пьесы о Цезаре. Всего три и
мечтаем о создании героико-комедийного О Гитлере-Цезаре надо писать еже

дневно. Так приказывает Геббельс и ето
гау-критики.

В этой «директиве» — целая программа
пресмыкательства. Л. Эберлейн совершен-
но откровенно проноведует самое безаа-
стенчивое отношение к исторической
правде. С ней нечего етесняться. И если
историческая правда не укладывается В
прокрустово ложе геббельсовской драма-
тургической схемы, 10 тем хуже для
правды. В тогу Цезаря надо облечь Гит-
лера.

До какой степени драмоделы Третьей
империи прониклись этой нехитрой
мыслью, показывает и тот факт. что даже
в пьесе о Генрихе УПТ неутомимого Ре-
берга Анна Болейн называет англий-
ского короля — «мой любимый Цезарь»...

Таким ‘образом, немецкие  драматурги
неустанно кроят и перекраивают PHM-
скую тоту, чтобы она подошла в фигуре
уже изрядно обрюзгшего «фюрера»...

Но драматурги Третьей империи — He

спектакля и о продолжении работы в об-
ласти классической тратедии. :

Ha протяжении всей своей историй
МХАТ неоднократно обращался в твор-
честву Шекспира, воплощая на сцене
его великолепные, глубоко волнующие об-
разы. Еще до войны театр начал  тото-
вить постановку «Гамлета». Эту работу
мы будем продолжать.

Вл. И. Немирович-Данченко в письме,
полученном недавно коллективом театра,
делится своими творческими планами на
будущее. Владимир Иванович сообщает,
что им подготовлен план работы нал
трагедией «Антоний и Клеопатра» Шекс-
пира и намечено осуществить на сцене
МХАТ постановку пьес A. Островского
«Лес» и «Волки и овцы». Е

Таковы наити репертуарные планы на
нынешний тод и ближайшее будущее. В
грозные дни великой отечественной вой-
ны весь коллектив МХАТ отдает свои
силы, талант, мастеретво народу.

БАЛЛАД

Государственное музыкальное издатель-
ство сдало в печать «Сборник английских
народных баллад». В сборник вошли де-
сять песен и баллад английских компози-
торов ХХ века, воспевающих доблесть
английских воинов и моряков: «Он —
прославленный герой» Д. Koppu, «Проща-
ниё воина» и «Настожций английский
матрос» У. Дибдина, «Да! Пусть. умру я,
как солдат» В. Уэллеса, «Лоцман»
С. Нельсона, «Летучий толландец» Дж.
Пэреи, старинная английская песня «В
рощу пойдем мы», две шотландских бал-
лады и «Зеленый лес» М. В. Бэлф. Тек-
сты песен даны в сборнике на русском
и английском языках.

20-летие СМЕРТИ
В. ХЛЕБНИКОВА

подделки под трагедию. Поэтому Геб-
бельс с тою же целью прославления Гит-

ОРУЖИЕ

вались самые плачевные намерения. До-
водя до предела эти измышления, следо-

ЖИВОГО СЛОВА вало бы сказать, что уже первый человек   Лера вынужден обращаться к старым
был терманцем, а германские племена, драматургам. Теперь пришла очередь
Во Всероссийском театральном обществе   бродившие но лесу, занимались диферен- Геббеля. Этот талантливейший немецкий

драматург немало настрадалея при жиз-
ни, но Геббельс преследует его и за гро-
бом. В веноком Бургтеатре поставлена
пьеса Геббеля «Рубин». Отрывки из
спектакля передавались по радио на. всю
Терманию с предуведомлением, TO в
этой старой пьесе с фантастическим сю-
жетом из’ восточной жизни «слышны
тлубокие отзвуки идей современности».
После этого транслировался большой ди-
алог из Ш акта пьесы. Герой пьесы го-
ворит: +

— Я сын рыбака, но стал калифом.

состоялось творческое совещание на тему
«Живое художественное слово в дни
отечественной войны». В нем приняли
участие чтецы, представители Красной
Армни, зав. клубами и начальники госпи-
талей.

Выступивший с обновным докладом
артист Сергей Балашов, поделившись
своим богатым опытом работы на фронте,
горячо призывал своих товарищей по
оружию нести бойцам Красной Армии
шос искусство художественного слова.

— Слово, — говорит докладчик, — дол-

циальным исчислением. Эти выдумки и
измышления пришли Ha CMeHy оскудев-
шему германскому духу».

Запись эта, найденная в буматах поэ-
та, как и другие его выступления, гово-
рит о резко  враждебном отношении
Хлебникова к псевдонаучным расистеким
теориям, поднятым ныне на щит фаши-
стскими убийцами. 29 июня писательская
общественность т. Алма-Ата отмечает
двадцатилетие“со дня смерти Хлебнико-
ва. В публичной библиотеке им. Пушки-
на под председательством К, Паустовско-.
то состоится вечер памяти поэта. Вету-

HHO звучаль просто и сильно, итти от Я чувствую в себе достаточно силы, му-
чистого сердца. Действие такото слова по-  ПИтельное слово ан проф. ae: жества и любви в истине, чтобы управ-
истине можно приравнять к снайперскому   СКИЙ. Доклад «Хлебников и ВЯБОВ-

яять страной! 5

Бедный Геббель! Он воспевал сильную
личность и ее трагическую судьбу. Ду-
мал ли он, что настанет день, когда ето
терои будут использованы на немецкой
сцене для прославления кровавого мань-
яка, которого если когда-либо и назовут
калифом, о лишь калифом на час!

Чем отчетливее вырисовывается . про-
игрыш войны, чем ближе подходит неу-
молимый час полного краха Гитлера, тем
настойчивее и упорнее Геббельс и вся
его свора- воспевают «фюрера», как но-
вого Цезаря, как героя, который поднял-
cH из праха %& вершинам власти и
навеки сохранит свое величие.

Однако эта циничность в обращении с
историей и с драматургией становится на-

МОСКОВСКАЯ
ХРОНИКА

* Сборник концертных пьес для оркестров
Красной Армии выпустило Музыкальное из-

`ский» сделает т. Харджиев. В программу
`вечера включено чтение неизданных сти
XOB.

АЛМА-АТА. (0т наш. корр.).

выстрелу. Выступая перед бойцами, чтец
должен исполнять не только серьезные,
героические произведения и лирику, но и
юмористические, сатирические вещи,
потому что наш народ, даже в суровой
обстановке войны, никогда не унывает,
любит веселое слово, шутку. Враг же aut,
гитлеризм, не только омерзителен: во мно-
гих своих проявлениях он смешон.

— Составляя концертную программу для
воинской части, — советует другой док-
ладчик, В. А. Филинпов, — надо прони-
зать ее единой идеей, об’единить темати-
чески, продумать во всех деталях. Долж-
но быть учтено время и меето’ выступле-
ния, количество слушателей.

Много. ценных наблюдений вынес
В. Мориц из своей работы чтеца м госпи-
тале. Живое художественное слово несет
здесь не только эстетические, но подчас и
своего рода медицинские функции. Оно по-
мотает врачу лечить раненого бойца: слово
может и должно заставить забыть о боли,
укренить жизнеспособность раненого, уси-
лить его ‘стремление вернуться строй.

ПАМЯТНИКИ СТАРИНЫ

Поэтому такое слово должно быть бодря- ое

: x на, агнера,, опена, pau, Бороди-
щим, жизнеутверждающим, проникнутым на, Римокого-Корсакова, Ипполитова-Иванова,
чувством горячей любви к защитникам Рубинштейна, Рахманинова и ФОпендиарова в

переложении
инструментах.

Альбом портретов великих русских пол-
ководцево выпускает общество  «Ооветский
график».

\ «Лучшие произведения английских и аме-
риканских писателей в русских переводах»
такой библиографический указатель составила
Центральная библиотека иностранных языков.

3 «Звезда Севильи» Лопе де-Вега в новол
переводе Т. Щенкиной-Куперник выходит в
издании Унравления по охране авторских прав.

* «Юный фриц, или сентиментальное вос-
питание»—так называется пантомима ©, Map-

родины. На концертах в госпиталях среди
слушателей есть «ходячие» больные и тя-
зкело раненые, прикованные к постели. Te
и другие по-разному реагируют на вы-
ступления артистов: то, что легко воспри-
нимается одними, иногда не подходит
для других. ;
Чувством благодарности к артистам бы-
ли проникнуты выступления на совещании
начальника олного из московских госпи-
талей тов. Манзона и батальонного ко-

для исполнения на духовых

Волоколамский монастырь до разруше-
ния гитлеровцами.

по- Ё
така, готовящаяся к постановке в Москов»
производством и авторами, произведения   становками, с. К.   мисоара тов. Сербина. Kp. Зарисовка арх. М. МИНКУСА.   ском  Госнирке, г
которых используются просто, как
предлог для игры режиссерского вообра-
жения, а не как сценарий, как литератур- те. :   ; ‘
вое произведение со своей образной си- Ke CT АРЦЕВ манские танки могли пополнять свой за-  бродят возвращающиеся жители. Фронт

стемой, со своей идеей, со своей направ-

ленностью. В студии даже установлен
термин: режиссер «подтоняет сценарий
под себя».

Руководство студии молча попуститель-
ствузт этому. Время идет. Затем выяс-
`няется, что сценарий в ‘новой режиссер
ской транскрипции или никуда не годит-
ся, или требует для постановки ничем не
оправдываемотго дополнительного расхода
средств и материалов. Тогда сценарий
«режут», приводят в сметную норму, ли
бо. постановку поручают другому режис-
серу, которого, как правило, не удовлетво-
ряет работа предшественника. Приглашя-
ют для переделок кинодраматурга. Нако-
нец, режиссер удовлетворен и приступает.
к постановочному варианту. Попутно при-
ходится вносить в сценарий новые и но-
вые исправления, менять зимнюю натуру
на летнюю и наоборот.

Как далека такая практика от благих
намерений, высказываемых работниками
студии! Пора реализовать хотя бы важ-
нейшие из них и прежде всего добиться
жесткой дисциплины среди творческих
работников.

Нельзя поощрять безответственность. A
ведь в студии неизвестно даже, кто при-
Hal недоброкачественный сценарий, кто
виноват в многомесячных поисках поста-
новщика, в замене режиссера после нача-
ла работы над фильмом.

Центральная об’единенная студия рабо-
тает в Алма-Ата более полугода. За это
время собран крепкий творческий коллек-
тив Московской и Ленинтрадской студий,
на новом месте создана солидная мате-

Москвичи познакомились © английским
журналистом Александром Вертом в ию-
ле 1941 тг, когда в «Известиях» была
опубликована ето статья 0 воздушных
бомбардировках Лондона и о том, как
лондонцы боролись с «блицом» («блицом»
— от «блиц-криг», так англичане ирони-
чески и презрительно называют  герман-
ские бомбежки гражданского населения).
Верт приехал в Москву в качестве спе-
пиального корреспондента английской га-
зеты. Он был свидетелем недавнего по-
зорного разтрома Франции. Он пережил
полную тяжелых испытаний воздушную
«битву 3a Лонлон» зимой 1940-41 roma.
Сейчас, по его мнению, наступил репгаю-
щий момент второй ‘мировой войны. Гит-
пер бросил вызов советскому народу. Анг-
лийский журналист был в сердце России
— в Москве, встревоженный, кое в чем
скептический, но с внутренним. убежде-
нием в конечной победе СССР.

Перед нами книга Верта, недавно вы
шедшая ве Лондоне. Это род дневника,
залтись впечатлений за три месяца, с ию-
ля по октябрь, которые он пробыл в на-
шей стране. Книга написана жнво, иск-
ренне и просто. Мы читаем ее с боль-
шим интересом.

У Bepra то преимущество перед боль-
птинством иностранных журналистов, что
он свободно владеет русским языком и
не чужд русской культуре — он провел
детство в России, Это позволило ему‘ бе

риально-техническая база. Но дни пуска  особого труда окунуться в москов   чю
и освоения ее позади. Страна ждет от  жизнь. ak
кинематографистов Алма-Ата быстрого   — Е НЫ
выпуска высококачественных фильмов. Alexander Werth. «Moscow’ 41>, Hap jsca
Mux. ANIbMH.   Hamilton. London 1942. oH a

ЕЖЕ ИКИ! ОО ИНО Нан ми- ди
4. ЛитекРАТУРА И ИСсКкУСс СТВО aC

/ 3eTCH

$
р a
SNM HES KUNNEN HAN TTT EES URE CLE CERRO REN SO AGUA ESN ES OUEMEN TOA EN EATEN UruEASUNTNNNSAT ASTRO SyENUPOPRUEOURSEETT Coe sE Ears с

See ee
3161523 :

}

из at

sean

‚МОСНВА 1941

ИУ   уничтожения

ny nbee редакции: Москва, Спиридоновка, 2, телефон Ё 4-76-02,

пас горючего у любой бензинной колонки
и где фаптистские солдаты обжирались
французским продовольствием».

Наиболее примечательна в этом смысле
четвертая глава книги—«Мужчины и жен-
шины на фронте», где Верт описывает
бвою поездку в освобожденный еоветски-
ми войсками район. Здесь он встречает

еще совсем близок.

Зрелище ужасающих страданий мирно-
го населения, ограбленных, обездоленных,
осиротевивях людей с неизбежностью вы-
зывает в уме английского журналиста
мысль о расплате. Ни одна гнусность, ни
сдно злодейство не должны пройти да-
ром. «Содружество России и Англии бу-

Он идет смотреть Яблочкину — Гур-
мыжекую в «Лесе» в Малом театре’ и
Гошеву — Ирину в «Трех сестрах» в

Ат: с не м. te близко, лицом к лицу, советских людей дет порукой, что фашистам не уйти от
a роз енск и foTp 8 на фронте. Бойцы, командиры, девушки-  расплаты», ‚—. пишет Верт. Центральной
бединое озеро» дважды — © `Лепешин- тоспи- :

`дружинницы, раненые в полевом
тале. Участники недавних сражений и
бойцы резерва, подтягиваемые на фронт,
могучие, закаленные сибиряки, напоми-
нающие Верту канадцев. ‘Особенно при-
влекают энимание английского журналис-
та советские летчики, о которых он
столько слышал, — «Stalin Hawks» —
сталинские соколы. Он беседует с летчи-

идеей книги Верта, ее нервом является
мысль о неразрывности и единстве судь-
бы советского и английского народа в
борьбе с германским фашизмом. Верт пн-
зшет о Москве и думает о Лондоне. Для
него это одна тема, поглощающая все
его внимание и все чувства. Глядя на
трун немецкого летчика, сбитого под Мо-
сквой, он думает: «Ты

ской и с Улановой. Он ищет у бувини-
ста на Кузнецком мосту «Книзу отраже-
ний» Иннокентия Анненского и © торже-
ством покупает у другого букиниста на
Петровке первое издание стихов  Полон-
ского.* ь

Он сталкивается с десятками MOCKBH-
чей в военном и штатском. Город на его

. f провел зим
еее oe и pisces тЫ ками на аэродроме. «Какие сильные,   сбрасывая ‘зажитательные бомбы на обо
ультур a > р : те славные человечные лица у этих летчи-  святого Петра и фугасные на Бе
военный лад. Когда над Москвой раз- PMOH ACH

KoB>, — ваканчивает Верт.

Верт проезжает города и села, где по-
бывали фашисты, и видит кровавые сле-
ды германской оккупации. Еще по доро-
те капитан Красной Армии сказал Вер-

или Бэлем или Боро Гай Стрит и, если
бы тебя не сбили, с той же кровожад-
ной невозмутимостью  стервятника ты
раостреливал бы из пулеметов детишек

дается жужжание первых вражеских само-
летов, омерзительно-знакомое Верту, «как
скрежет бор-маптины», москвичи встреча-
ют врага в боевой готовности. Повторить

на берег подмоск т 5
лондонский «блиц» фашистам не удается.   ту; «Поглядите на город Д. (он назвал   Верт а а. Вор
Содержание впечатлений Bepta B Co- старинный русский город). Это настоя-  вает: «Через окно сожженной ны
ветокой России можно коротко охаракте-/ щий шедевр германской «цивилизации».   виднелось вечернее небо, так же : ркви
ризовать, как материальное и неопровер-   Верт и ео спутники в’ехали в город,   ту памятную ночь в русском горо ag =
и т и ee когда уже стемнело. «Мы медленно прод-  Верт выступает в своей aes рн
ney Конев ian ВТБ совок.   ВИелись шо тороду-приараку. С обеих   тельным сторонником немедленного  соз-

сторон стояли дома, ‘через их окна вид-
нелось ночное небо, Это были черепа с
пустыми глазницами — сожженные до-
ма. Дома различались по разной архи-
тектуре, по размерам, но в одном они
были одинаковы — в их окна  глядело
мертвое ночное небо. Вдали била артил-
лерия».

Верт видит ужасающие страдания мир-
ного населения. Старики, дети-сироты,
еле спаспиеся от злобных убийц, ограб-
ленные, обездоленные наглыми захватчи-
ками. Красноармейцы взяли к себе маль-
чика Сашу. Его родители убиты фаши-
стами, и полк усыновил его. По дерев-
ням, сожженным, сравненным с землей,

дания второго фронта в Европе об’еди
ненными силами англичан и американ-
цев. Ему ясно, что Красная Армия ведет
бой ‘решающего значения и что советский
народ принес для борьбы с гитлеризмом
величайнгие жертвы.

Заключенный 26 мая англо-советский
договор был встречен английским и со-
ветским народами с громадным удовлетво-
рением. Удовлетворение должны испыты-
вать все, кто с пользой работал для де-
ла боевого содружества Англии и CCCP.
Не последнее место здесь принадлежит
журналистам, честно выполнявшим свою
задачу — рассказать двум народам прз-
вду друг © друге.

ский народ будут драться © фашистами
на смерть и до победы.

Когда Верт приехал в Москву, москви-
чи читали и перечитывали расклеенную
на улицах речь товарища Сталина от
3 июля 1941 г., в которой. с суровой. яено-
стью была нарисована программа борьбы
с германскими захватчиками. «Русским
чужда недооценка германской военной
  машины, — записывает Верт, — их cmo-
койная уверенность производит большое
впечатление». И в другом месте по пово-
ценностей в районах,
оставляемых Красной Армией, он. пишет:
`«Как это непохоже на Францию, где гер-

KEJIbHEP B TOILE

даже унифицированные немецкие газеты
робко, деликатно, но

лила себе ‘заметить,
ной фигурой на сцене теперь
Цезарь,
делать какие- \
ю характере ныненгней
ряду с
господствует, как тлавный
дии, кельнер!..»

всю ядовитость и
нения, но попала она прямо в цель:

но признаться столь видный
тель фашистского «искусства», как Гипия
лер. Много лет он был начальником от»
дела кино в министерстве
Нынеггней зимой Геббельс увидел катал
сгрофическое падение немецкого кинопро-
изволства и нашел радикальный
его возрождения: он создал новую долж
ность рейхсфильминтендента и назначил
на этот пост того же Гинилера. Гинилер
в программной
«Фелькишер Беобахтер» тлубокомысленно
рассуждал о том,
телей настроено против серьевных проб-
лемных тем, ибо в трудное время и без
кино люди испытывают много тяжелых.
переживаний. Но, с другой стороны,
кинокомедия
эпохи...
прос Гипплер вразумительного ответа так
и не дал.

WhOTO,

хенском кинотеатре.

или

ра им,

Типография издательства «Московский большевик», Чистые пруды, 8
= 3 e

М. ГУС

ОГЕ ЦЕЗАРЯ

и что

омерзительной,
все же возражают.
Альемейне Цейтунг»  позво-
что самой популяр-
оказался
но отсюда было бы неосторожно
либо категорические выводы
эпохи. «Ведь Har
сцене теперь
герой  коме-

«Дейче

Цезарем на немецкой

Трудно судить, понимала ли  тазета
2 меткость своего срав-

Цезарь всех этих  реберго-шварцевско“

гейзелеровских и иных изделий — He 60+
лее, как ‘кельнер, рядящийся в класси-

yeckylo TOry.

Но фальсификаторам истории и соврез

менности, грубым льстецам и обманщие
кам народа одинаково не дается и дра-

матическое и комедийное  воспроизведе-
ние жизни. В этом вынужден  публич-

py Koso gn

пронатанды,

способ

статье на страницах

что большинетво зри*

серьезности
во-

противоречит
Что же остается? На этот

Гипплер пытается отыграться на кино-
хронике и кинообзорах. Нод видом доз
кументальной правды зрителям препод:

носится все тот же «Цезарь» наших дней
— Гитлер. Но немецкие зрители начина-

ют распознавать под любой тогой жал-
болтливого врунишку-кельнера.
Симптоматичен недавний скандал в мюн-
Аудитория встрети-
ла враждебными возгласами
цию кинообзора с советеко-германского
фронта; скандал перерос в антигитлеров-
скую политическую демонстрацию.
Таким образом, и на экране uw Ha
сцене дело у Геббельса не ладится! Из
его Ребергов никак не выходят Софоклы
Геббели, равно как ero хозяин
Гитлер не имеет ни малейшего сходства

с Цезарем! :
Газета «Кенигобертер Альтемейне Цей’
тунг», сама того не ведая, сделала не-

давно признание о несовместимости искус»

ства с гитлеризмом. Она заявила: «Смыс-
лу нашего времени противоречило бы,
если бы из громкоговорителя раздалась
Девятая симфония Бетховена. Теперь
воспринимается только веселая музыка,
которая легко входит в ухо и выходит
из него».

Милая откровенность! Празда, Геббельс
однажды нарушил этот совет: после ето
речи в честь 55-летия Гитлера переда
вался хорал из 9-й симфонии. Но тени-
альная музыка настолько противоречила
истерическим кривляниям Геббельса и
настолько далека была ‘от кельнера, ря’
дящетося в тогу Цезаря, которого воспе
вал Геббельс, что это исполнение толь
ко подтвердило формулу: гитлеризм и
искусство непримиримо враждебны друг
другу!
`Подлинное искусство не может суще
ствовать там, где его принуждают житьв
лакейской, носить ливрею» и воскуривать
фимиам насилию!

Ефрейтор Гитлер может примерять ко
стюмы любых исторических деятелей. Это
жалкое зрелище дает материал лишь для
фарса, не более!

ПО СОВЕТСКОЙ
СТРАНЕ

КУЙБЬПИЕВ. Быставка «Русское реалисти*
ческое искусство второй половины ХГХ века»
открылась в помещении драматического ‘теат»
Горького. На выставке, организован-
ной из фондов Куйбышевского областного
художественного музея, представлены подлин
ные произведения крупнейших русских Me
стеров живопиеи; Репина «По следу»
«Композитор Рубинштейн», Оурикова — «Оуво.
ровекий солдат» и «Казак в лодке», этюды в
картине «Переход Суворова через Альпы»,
«Степан Разин», «Боярьииня», К. Маковекого-
«Рыбачки», «Заснделись», Нестерова «Ста»
рец», Верещагина, ПТишкина, Куинджи, (ры
ва, Кустодиева, Васнецова и др. /

ТАШКЕНТ. В этом году будет достроена
здание Академического театра в Ташкенте,
На строительство ассигновано 8 млн, рублей,
Проект разработан академиком архитектуры

В. Шусевым. На Народный комиссариат
коммунального хозяйства Узбекистана возло*
Kerra задача соответствующей планировки
участков, прилегающих к зданию театра.

ИВАНОБО. «Мы победим» — так назван аи
тературно-художественный еборник, изданный
Ивановским областным отделением Corsa co
ветеких писателей. Б еборнике  налечатаны
стихи и раесказы Д. Семеновского, Дм. Про
кофьева, М. ПТошина, А. Благова, М. Кочне-
ва, В. Кудрина и А. Васильева. :

НОВОСИБИРСК. Филиалом *Третьяковокой гал
лереи и Историческим артиллерийским myses
ем Красной Армии р
выставка «Отечественная война‘ 1812
произведениях графики»,
ставлены портреты,
родные лубки.

Работающий в Новосибирске Менинградекий
театр им. Пушкина принял птефетво над
Кузнецким комбинатом. В июле спектакли те»
атра состоятся в городе Сталинске, будет
проведен смотр художественной самодеятель“
ности комбината. С огромным успехом прошли
вечера Ю. М. Юрьева в Кузбассе. Исполня
лнеь отрывки из «Маскарада», «Леса», «Отел
ло», «Эгмонта>.

АЛМА-АТА.
де

На выставке пред
батальная живопись, На»

На последней творчеекой «cpe
Союза писателей Казахстана выступилв

Ольга Форш. Писательнина трочла цикл
новелл — отрывки художественной автобио-
графии. Особый успех имели новеллы «Мая

ковский в Париже», «Киев в 1918 году» и Др,

‚ АШХАБАД. Туркменский композитор Ашир
Кулиев закончил работу над симфонической
поэмой. «Курбан Дурды»,

БАКУ. При Азербайджанском концертном
об’единении создан женекий анбамбль астра“
ды и миниатюр. В программе ансамбля —
новые советские скетчи, танцы,  сатириче
екие сценки.

ГРОЗНЫЙ. В парках @ и. садах столицы
Чечено-Ингушетии открылся летний сезон.
Парке культуры и отдыха им, Кирова рабо-
тают Зымний и Зеленый театры. В Зимнем
театре спектаклем «Сватання на Гончаривце
начал гастроли Харьковский украинский му
зыкально-драматический театр. В репертуаре
— классические украинокие спектакли «Натал-
ка-Полтавка», «Запорожец за Дунаем», «Беств»
ланна» и спектакль, рассказывающий 0 Be
ликой отечественной войне, — «Вторжение».
Зеленом театре об’явлены гастроли Теа-джаз:
под управлением Б, Ренского, певицы Тамд*
ры Церетели и др. В саду пм. 1то Maa
пъесу Афиногенова «Накануне» показал Чече»
но-ингушский драматический театр.

ГРЕЕТ УТЕРЕ Еее нитчасорт лижет тез апр
Редакционная коллегия: Т. ЗУЕВА,
А. КАПЛЕР, Е. КОВАЛЬЧИК, A. CYP:
КОВ, А, СОЛОДОВНИКОВ, А, ФА
ДЕЕВ (отв. редактор).
el
Издатель: Государственное
издательство «ИСКУССТВО»

See

un

демонстра» ‹

открыта в Новосибирек”  )
года В,