Работы Камерного
театра

_ Камерный театр в течение последних
трех месяцев играет в Барнауле. За это
время OH показал спектакли «Батальон
идет на запад», «Сильнее омерти», «Оч-
ную ставку> и «Адриенну Лекуврер». В
беседе © нашим сотрудником художест
венный руководитель театра, народный
артист РОФСР А. Таиров рассказал о но-
вых работах Камерного театра.

— К тодовшине войны Камерный театр

выпустил премьеру «Небо Москвы»
Г. Млдивани, посвященную  тероическим
защитнчкам столицы. Этот  онектакль

коллектив театра готовил ударными тем-
пами. Постановка А. Таирова, хуложник
Е. Коваленко. Прологом к  смектаклю
илет поэма «Защитникам Москвы» С. Ва-
сильёва, которую читает А. Коонен.

Сейчас Камерный театр готовит патрио-
тическую трахедию Озерова «Дмитрий
Донской», возобновляет «Дуэнью» ПТери-
дана и «СОкупого» Мольера.

Трудности, которые театр встречает в
оформлении новых спектаклей, 3acTaBH
ли нас ускорить началые еще в. Москве
опыты но созданию световых декораций.
Мы успешно разрешаем эту проблему и
достигли уже любопытных результатов.
Так, например. в ряде возобновленных
спектаклей мы заменили  живопионые
задники световыми. Оформление новой
постановки «Небо Москвы» в OCHOBHOM
также построено на световых декорациях.

Барнаульский зритель проявляет к Ha
шему театру больной интерес. В течение
трех месяцев все наши спектакли прохо-
дат с аншглагами. :

Наряду ¢ производственной работой
театр обслуживает части Красной Армии,
помогает коллективам художественной <а-
модеятельности. За последнее время было
проведено свыше 100 концертов в воин”
ских частях и госпиталях.

Особое внимание Камерный театр уде-
ляет сейчас созданию нового репертуара.
Мы считаем нецелесообразным, чтобы мос-
ковские театры, временно находящиеся
на периферии, показывали одновременню
одни и те же пьесы, Славя своей зада”
чей создание оригинального репертуара,
мы организовали в театре под моим
руководством драматургическую — мастер-
скую и привлекли авторов, нам близких
и желающих писать пьесы для Камерно-
то театра. С этой целью приехал в Бар-
наул и пишет свою первую пьесу «Ге-
нерал Иван» нисатель Г. Шторм. В пер-
вых числах автуста приедет к нам К. Па-
устовский, который работает надо пьесой
«Северянка». С. Васильев лишет для Ка-
мерного театра пьесу «Ольга Куликова». В
ближайшее время мы ждем от М. 39-
тенко комедию «Не надо ошибаться».
Принята нами к постановке новая пьеса
Л. Леонова «Напествие>.

Охрана и восстановление
памятников искусства

Советом народных комиссаров СОСР ут-
верждено временное положение о Ко-
миссии по учету и охране памятников

искусства. Комиссия состоит при Комите-,

те но делам искусств при ОНК СССР и
является руководящим органом по учету
и охране памятников архитектуры, скуль-
птуры и монументальной живописи на
территории СССР. :

Основные задачи Комиссии в периэд
отечественной войны учет разрунте-
ний и повреждений, причиненных памят-
никам искусства ‘неменкнми захватчика-
ми, принятие мер, — по согласованию ©
ортанами военного командования, —К охра-
не памятников искусства в прифронтовой
полосе и в освобожденных от оккупации
торолах и районах; полготовка материалов
к реставрации разрушенных и- повреж-
денных памятников; наблюдение ин кон-
троль по всей территории СОСР за охра-
ной и реставрацией памятников архитек-
туры, скульптуры и живописи;  популя-
ризация памятников отечественной архи-
тектуры, монументальной живописи A
скульптуры, а также широкое осведомле-
ние общественности об актах вандализма,
совершенных немецкими захватчиками по
отношению к памятникам искусства наро-
дов СССР.

ФРОНТОВОЙ ФИЛИАЛ
МОСКОВСКОГО ЦИРКА

Создан фронтовой филиал Московского
тосцирка.

На-днях в распоряжение Дома Красной
 Армии Западного фронта выехала бригада,
московских цирковых артистов. В состав
бригалы вошли: Каран Ant, сатирик Ни-
колай Ройтберг, жонглер Николаев, клоу-
ны-буфф Есиповокие, музыкальный экс
центрик Тамарин, акробаты Поповы, фо-
кусник-манипулятор Семиволоков и дру-
тие.

Цирковые представления будут Impose:
холить в легкой, раскидной  палатке-
тапито. специально  сконструированной
для поезлки на Фронт.

Обслуживая бойцов и командиров Дей-
ствующей Красной Армии, цирк будет да-

вать представления и для  гражданокото
населения прилегающих к фронту горо-
дов, сел и деревень. Е

Поездка продлится два месяца.

суждению работы литературного
вещания. На совещании
писатели, работники литературного веща-

руководитель
В. Гусев. Он рассказал 06 отромном ин-
тересе,
тературным передачам. Часто в Радиоко-
митет приходят представители воинских
частей, предприятий, вузов, агитбригад ©
просьбой перепечатать для
что переданный рассказ.

получаются сотни
пожеланиями
вещание стало самым мощным издатель-
ством, ибо посредством литературных не-
релач по ралио советский писатель имеет
возможность
своих читателей.

ниями, в эфир. передается
ного, сырого, маловыразительного матери-
alta,
но быстро откликаются на новые темы,
на события текущего дня. Писателям на-
до более

мне степи Дона, туда, где началась

шую работу,
командование Краснознаменного Балтфло-
та наградило 12 участников ансамбля ор-
денами и медалями Союза CEP.

Г.

0 ЛИТЕРАТУРНЫХ.

Очередное заседание президиума - Союза
советских писателей было посвящено 06-
радио-
присутствовали

ния, председатель Всесоюзного радиоко-

митета т. Поликарпов и другие.

Ежедневные литературные передачи по

радио равны по своему об’ему двум но:

мерам еженедельного литературного жур:
нала. Передачи эти слушают миллионы
людей. За время с 1 января по 1 июля
1942 г. состоялось 109 литературных
передач. По радио было передано слуша-

телям свыше 500 произведений советских

авторов.
Эти цифры привел в своем
литературного

докладе
вещания

проявляемом слушателями K лиИ-

них только
Каждый день
писем с различными

слунтателей. Литературное

обращаться к миллионам

Однако, наряду © яркими  произведе-

много блед-

Литературные передачи недостаточ-

активно работать на радио,
чате выступать перед микрофоном с чте-

нием своих произведен

Доклад т... Гусева ies оживленное
обсуждение.

Горячую; взволнованную речь произнес

драматург К. Тренев.

— Немцы вторглись сейчас в родные
моя

жизнь тде я вырос, начал работать.

ТЕАТРАЛЬН

Специальная комиссия Комитета по де-
лам искусств при СНК СССР знакомится
€ представляющими. большую ценность
театральными архивами, находящимися
во владении ряда-частных лиц. 5 :
В первую очередь прелполагается ири-.

обрести в собственность государства архи-°

вы художника А: Головиня, В. Комиссар-.
жевской, Л. Суллержицкото и др. В ар-
хиве А; Головина собраны эскизы деко-

раций, записные книжки, переписка 6.
выдающимися ‘деятелями театра. ;
Большой интерес представляет архив’

В. Комиссаржевской. Сохранились полно-
стью ценнейшие материалы,  рисующие

_ Ансамбль Военно-Морского флота в Москве

30 июля в помещении Малого театра в

Москве начались выступления Централь-   бля Л. Юхнин), лжазоркестр. (руководи-

ного ансамбля Красноармейской несни и
нляеки

Ансамбль был. организован в начале
1941 г. В него вошли лучшие участники
самодеятельности: Черноморскота. и Крас-.
нознаменното Валтийского ‘флота; ряд
ленннградеких работников искусств. За
время войны ансамбль и ео бригада про-
вели около 900 выступлений на кораблях

Краснознаменного Балтийского. флота и в

частях Ленинградского ‘фронта, За боль-
проведенную на кораблях,

В составе ансамбля: хор (руководитель
Беззубов), симфонический оркестр

*

Военно-Морското флота Союза.

РАДИОПЕРЕДАЧАХ.

Мне хочется выступить перед микрофо-
ном, хочется, чтобы страна услышала
голос моего’ вердна, наполненный ненави-
стью к оккупантам. Я не знаю наиболее
действенной формы, в которой нужвю это
сделать, но уверен, что литература’ на
радио должна звучать сейчас именно TO-
носом сердца писательского, TOAOCOM Ha-
нитей крови...

С. Маршак считает, что ‘сейчас, в мо
мент серьезной опасности, нависшей над
страной, вместе с «Моследними известия-
ми» должны передаваться наиболее острые,
мобилизующие народ, литературные ро-
изведения. Тов. Мартнак говорит также о
детской литературе на радио. Кроме con-
ременной литературы, надо чаще переда
вать лля юных радиослуптателей лучигие
народные сказки, образцы классической
литературы.

‚ В литературных передачах недостаточно
представлены переводы на русский язык
произведений писателей народов СССР.
Это отметил в своем выступлении А. Деев.

— Группа писателей, работающих Ha
радио, — говорит А. Фадеев, — за время
великой отечестРенной войны проделала
большую работу. Однако сейчае литера-

турному вещанию необходимо активизи-
роваться. Чувствуется некоторая убноко-
енность в работе. А между тем время
требует предельного напряжения сил.

Художник должен говорить от большого.
сердца, вызывать в народе самые глубо-
кие и сильные патриотические мысли и
чувства и закалять сердца наших воинов
на победу или смерть. Надо привлечь всех
писателей к выступлениям у микрофона,

наладить самую тесную связь с писате-
лями и поэтами братских республик:
Bee силы должны быть подняты на TO,

члобы: отбить и разпромить врага, `угрожа-
ютцетго самому нашему существованию.

В обсуждении доклада В. Гусева при-
няли также участие ИП.  СОкосырев,
Р. Азарх, Д. Чижевский, Д. Джерманет-
то, М. Рудерман. и другие. Я.

ЫЕ АРХИВЫ _ Sr
творческую работу В. Комиссаржевской и
ее театра в Петербурге в 1904—1908 -гт.,
— подробные дневники театра, протоколы
репетиций, заседаний ренертуарной к
MUCOHH и режиссерской коллегии; ряд пьес
с режиссерскими и актерскими пометка-
MH, многочисленные фототрафии и. пёре-
“ писка_ актрисы. «=~ Fa Ея

В архиве Л. Суллержицкого веть мною
‘документов, относящихся к созданию пер-
вой студии МХАТ, конспекты его. заня-
Tui но системе Станиславского. режиссер-
ские разработки, письма К. О. Станислав-
‘ского и Вл. И. Немировича-Данченко,
Е. Вахтангова и др. Е

(руководитель оркестра ‘и дирижер аисам-

тель Я. Скоморовокий), танцовальная
труппа (руководитель С. Корень).  Глав-
ный дирижер ансамбля — С. Герзиков-

В Москве ансамбль показывает тематн-
ческий кониерт «Флот в боях 3a “pom
пу», об’единяющий песни и пляски, i
священные флоту. Центральное мес © B
программе занимлют героические Weer,
отражающие участие — Военно-Морского
флота. в отечественной войне, Програзча
поставлена режиссером Е. Дзиганом, офо-
рмление — художинков П. Шухмина н
Ц. Снопкова. т :

Ансамбль пробудет
лины августа, выступит с OTKPHTHMS
концёртами и обелужит части Москов-
ского гарнизона, а затем выедет в дей
`ствующий флот.

к ——

«Читают письмо». Картина художника Ф. МОДОРОВА.

Выставка «Работы московских худож ников в дни великой отечественной войны».

в Москве 9 сер т

По Советской
стране

САРАТОВ. В Московской консерватории, на-
ходятейея сейчас в Саратове, закончились
государственные экзамены. Из 26 выпуекни-
ков 18 получили отличные отметки. Четверо
уз них оставлены при кафедрах консерва-
тории. ;

КУТАИСИ. Кутанеский театр им. Месхиитви-
ли показал очередную премьеру истори-
ческую ‘драму Д. Эристави «Самтобло». По-
сетановка народного артиета Грузинской
СОР Л. Антадзе, музыка — заел. деятеля ис-

кусетв ТТ. захвахишвили, о оформление —
И. ИМакатшвили.
ЕРЕРАН, Выставка «Дружба армянского

и .русского народа» открылась ‘в Ереванеком

`литературном музее. В числе разнообразных

исторических ин литературных материалов на
взяставьке представлены издания первых ипе-
реводов Пушкина, Лермонтова, Жуковского,
Карамзина на армянский язык, осуществлен-
ных Амазаспяном. ТПироко отображена Ae-
ятельность М. Горького и В. Брюеова по раз-
витию  русбко-армянских литературных с евя-
зем. 3

АРХАНГЕЛЬСК. В Архангельском большом
лраматическом театре состоялась премьера
-Мачехи» Гальзака, в постановке Б. Велика-
нова. Оформление хул. II. Коваленко.

КРАСНОВОЛСК. В Красноводске состоялось
областное советание молодых писателей. С
локлалом о работе правления Союза: пизате-
лей Туркмении выступил тов. Р. Алиев.
частники прений подвергли правление Csto-
за писателей TCCP резкой критике за недо-
статочную помопь молодым литературным
кадрам. si

АТИХАБАЛ. Режиссер М. Донекой закончил
в Апшхабалокой киностудии постановку филь-
ма «Hak закалялась . сталь». по одноименной
повести ИН. Островского,

СТАЛИНАБАД. В Сталинабадской киносту-
ini pe ближайшее время начиутся с емки
фильма «Мальчик © голубем». по сценарию
И. Богданова. Ставить фильм будет режиссер

А. Разумный. : ;
ЧЕБОКСАРЫ. UysanicKoe тосударственное
издательство выпускает на русском языке

сборник очерков и корреспонденций © чува-
тах —- героях отечественной войны.
СТАЛИНСК. Московский театр оперетты  го-
товит музыкальную комедию «Лочь тамбур-
мажора» Оффенбаха, действие которой проиг»
ходит RO время французской революции в
1789—1793 гг. Спектакль етазит И. Ранцопорт.

Роли исполняют; Стэллы — Е. Лебедева и
С. Петрова, Клодины —- 0. Власова, Potepa—
М. Урбан, Монтабора — Н. Вравия, Гряоле-

В. Алчевский, С. Хмельницкий и др.
ВЛАДИВОСТОК. 1 сентября во Владивостоке
начнутея гастроли ленингралекого Нового те-
атра под руководетвом ВБ. Супшкевича. Театр
покажет здесь премьеру «Русские люди»

К. Симонова, В настоящее время BO Блади-
востоке успептно проходят тастроли Хаба-
кого театра оперетты.

АЛМА-АТА. В Иснтральной  об’единенной
киностулни. заканчивается постановка боль-
1пого худежественного фильма «Котовекий»
{режиссер А. Файнциммер, сценарий А. Кап-
ера». В осчору Фильма положена биография
г. И. Котовекоге ; : ‘

er

Песни ненависти

В Комитете по делам искусств состоя.
лоеь 29 июля совещание композиторов.

Открывая совещание, председатель Ко-
митета по лелам искусств М. Б. Храп-
ченко остановился Ha новых творческих
залачах, стоящих сейчас перед солетскими

композиторами.
=. РВ наших неенях, — говорит т. Храл-
ченко, — до сих нор преобладают темл

расставания, прощания, ожидания, настро-
ения интимной, порой домангней, лирики.
Боевая массовая песня не заняла еще того
ведущего места, которое предназначено ей
эпохой. Композитеры еще не вполне 0©0-
знали грозную опасность, нависшую над
нашей родиной, не все они преодолели на-
строения мирного блатодуптия и некото1
рой’ беспечности.

Советский народ — pont и THA —

ждет сейчас песен, которые мобялизовали
бы воинский дух, нолнимали бы людей на
героические подвиги, воспитывали бы
беспредельную ненависть к врату, чувстве
великого гнева, жажду мщения.
- Концертные бригады, ведуние отромную
работу по обслуживанию Действующей ар-
мии, нуждаются в новом песенном репер-
туаре, который смог бы передать, в худоз
жественных образах чувства и мысли на-
рода.

`Выступавиие на совещании композито
ры и музыкальные критики В. Белый, М.
ВБлантер. С. Шлифитейн и др. подробно
останавливались на отдельных проблемах,
связанных с залачей создания боевых ге-
роических песен.

’ На совещаний был прослушан ряд воен-
ных песен, написанных советекими компо-
зиторами.

eee

A. HOBHKOB

Денис Давыдов
: И

Вальтер Скотт

Имя прославленного партизана войны
1812 тода Дениса Давыдова быстро при-
обрело широкую известность за предела-
ми России. Сменив кавалерийскую иаш-
ку на перо, талантливый поэт и яркий
публицист немало потрудился в мирные
тоды, чтобы описать величие победы рус-
ского народа. Автор интереснейшего
«Дневника партизанских действий» упор-
но работал над историей и теорией пар-
лизанской войны.  Поэт-партизан внимА-
тельно следил за европейской печатью.
Он тщательно изучал. труды, посвящен-
ные описанию похода Наполеона на Рос-
сию. Денис Давыдов встуния в полемику
с высказываниями самого Наполеона.
Так появилась его замечательная статья
«Мороз ли истребил французскую армию
в 1812 году?» Отметая начисто эту вер-
сию, популярную срели поклонников Па-
полеона, русский партизан с непрелож-
ными фактами и цифрами в руках убе-
дительно доказал. что разгром Иаполеона
был полготовлен тлубокими  соображе-
зиами Кутузова, его ближайших помонт-

ников, мужеством и трудами войск Ha-
зних и неусынностью и отвагой легкой
нашей конницы».

В связи с партизанской деятельностью
и литературными трудами Дениса Давы-
дова у него возникла знаменательная пе“
репиека с Вальтер Скоттом. В конце
двадцатых тодов пронелого столетия зна-
менитый. английский романист писал Де-

нису Давыдову в ответ на одно из его
писем:
«Я почитаю немаловажною для с себя

честью получить в своем уединении пиеь-
MO ваше, исполненное столь лестными
для меня выражениями. Я тем более це-
ню это, что автор письма — человек зна-
менитый, которо подвиги в минуты
величайптей опасности ето отечества вполне
достейны удивления; имя ето, укра-
ая самую блестящую страницу истории
России, передастся в позднейнкие Beka.
Вы себе не можете представить, как сер-
Ala англичан, и в особенности мое, силь-
но сочувствовало’ вам; мы все с надеждой
и страхом, вследетвие событий  реши-
тельных. мысленно переносились на Ba-
ши биваки, покрытые снегом, и радова-
лись от полноты сердца славному исхо-
ду вашего победоносно поприща».

Вальтер Скотт особенно интересовался
всеми подробностями партизанского дви-
жения и писал Денису Давыдову:

«Я весьма желал бы обстоятельнее 93-
накомиться с партизанской войной, столь
богатой приключениями, и которая была
ведена вами в течение московской кампа-
нии с такой ревностью и  неутомимой

О О ОО Я Оо

ЛитекРАТУРА И ИСКУССТВО

НЕ НИ Ве

3177142

деятельностью. Почитая, однако, со овоей
стороны весьма нескромным желать столь
обтирнего описания, которое, ‘потребовав
много времени, оторвало бы вас от вапгих
занятий, я ограничиваюсь  убедительней-
нею просьбой сообщить мне, в знак 0со-
бенного вашето ко мне расположения, не-
которые очерки и рассказы, написанные
рукою самого Черного Каинтана».
_ Черным Капитаном называли в Англии
русского поэта партизана Деписа Давыдо-
ва, окрестив его так, повилимому, за гу-
стую черную бороду, которую он отра-
стил за время своих «партизамекнх поис-
KOR>.

Когда в свет вышла «Жизнь Наполеона
Бонапарта» Вальтер Скотта, автор с боль-
шим интересом ждал отклика на свою
книгу со стороны Дениса Давыдова.

«Вы желаете иметь замечания мои на
войну 1812 года, — писал Давыдов Валь-
тер Скотту, — описанную вами,  мило-
стивый государь, в истории жизни Напо-
леона. Я не без робости повинуюсь ва-
ей воле... Простите моей солдатской от-

кровенности, но я не был бы достоин
блатосклонного внимания вашего, если 6
осмелился платить вам за него лицеме-

рием. мне вовсе несвойственным, и пре-
ступным молчанием; прочитав описание
ваше о некоторых действиях наших ар-
мий и о полководце. тлубокими сообря-

жениями которого было спасено мое
отечество и чье имя для нас, русоких,
и драгоценно и священно. — я не могу

оставить без возражений некоторых они-
боечпых показаний ваптих».

И далее письмо Дениса Давыдова пре-
вратилось в общирнейшую статью, где
поэт с точностью истинного ученого BHO-
сит детальные поправки к книге Валь-

Адрес редакция; Москва, Спиридоновка, 2, телефон К 4-16-02.

yep Скотта, дает развернутый анализ
военных действий, подробно характеризу-
ет участников отечественной ВОЙНЫ,
вскрывает неизбежные причины  отстуи-
ления русских армий на первом этапе
войны и снова © благоговейной любовью
товорит о Кутузове, который «сохранил
во всем блеске чееть русского оружия»

Это письмо. Дениса Давыдова осталось
неотнравленным. В Россию пришла весть
о смерти великого английского писателя.
Но когда кинга Вальтер Скотта «Жизнь
Нанолеона» была переведена на русский

ЯЗЫК. Давыдов не замедлил опубликовать

текст письма, предназначенного для аз-
тера Отдавая справедливую дань ere
таланту, поэт-партизан хотел. чтобы его
русские соотечественники беспристрастно
подошли к этой книге, вооруженные те-
ми фактами и соображениями, которые
остались нензвестны Вальтер Скотту и
которыми в` таком изобилии располагал
Денис Давыдов.

`Дружеская

ного сердечното внимания,

«Я, — писал Денису Давыдову Вальтер
Скотт,
питана Давылора, который у меня висит
над предметом, весьма для меня драго-
ценным: это меч, завещанный мне предка-
ми и. который. в. свое время неё оставал-
ся. в праздности, хотя три: последние ми-
ролюбивые поколения наптето _ племени
велн жизнь спокойную». :

В свою очередь Вальтер Скотт обрадо-
вал Дениса Давыдова ‘присылкой ему
своего портрета с короткой, но’ многозна-
чительной надписью:

«Вальтер Скотт — Денису Давыдову».

связь английского романи-
ста ин русского поэта-партизана ‘была. за-
кренлена многочисленными актами взанм-

— успел приобрести портрет ка-

Бригада ‘мастеров казахского искус-
ства дала на Северо-Западном фронте
63 концерта. На фото: бригада масте-
ров казахского искусства во главе с
народной артисткой Куляш Байсеито-
вой (вторая слева) во фронтовом Доме
Красной Армии перед отездом на за-

ключительный концерт.
Фото П. КОНДРАТЬЕВА.

ЮБИЛЕЙНЫЕ
СПЕКТАКЛИ

Для дальнейшего под’ема театрального

искусства в стране и создания к
25-летию Октябрьской социалистической
революции  эталных в развитии каждого

театра спектаклей, Комитет ‘по делам ис-
кусств при СНК СССР решил  офтаниво-
вать творческие командировки крупней-
ших режиссеров в республиканские и 0б-
ластные театры для постановки зюбилей-
ных снектаклей,

Комитет обязал директоров и ‘художе-
ственных руководителей республиканских
и областных театров обеспечить участие
в юбилейных спектаклях лучигих акте-
ров и создать им все необходимые усло-
вия для плодотворной творческой ‚работы.

Разработан план творческих  команди-
ровок режиссеров для постановки юби-
лейных онектаклей. `Постановтщиком юби“
лейвого спектакля во Владивостокском
краевом драматическом театре намечается
В. Сушкевич, в Бурят-Монтольском те-
атре музыкальной драмы — А. Крамов,
в Омеком областном драматическом теат-
ре — ВБ. Захава, в Московеком театре
оперетты — И. Рапопорт. В Свердлов-
ском оперном театре юбилейный спек-
такль поставит Б. Зон, в Горьковском об-
ластном драматическом театре — А. По-
нов. В Башкироком академическом театре
драмы нал юбилейным спектаклем будет
работать В. Любимов-Ланской, в Иванов-
ском областном драматическом театре —
И. Туманов, в Ивановском театре  музы-
кальной комедии —— Г. Ярон, в Тбилисоком
руеском драматическом театре им. Грибо-
едова — ©. Радлов, в Алербайджанском
театре оперы и балета — А. Васадзе. В Ар-
мянском драматическом театре им. Сунду-
кяна юбилейную постановку осуществит
И. Акимов, в Узбекском театре оперы и
балета — С. Михоэле, в Казахском теалт-
ре оперы и балета — Ю. Завадский, в
Киргиаском оперном театре — Г. Козин-
цев, в Киргизском драматическом театре
— М. Ромм, в Таджикском  драматиче-
ском театре — И. Берсенев, в Днепро-
петровском русском драматическом театре
им. М; Горького. играющем сейчао в Бар-
науле, — А. Таиров, в Челябинеком 06-
ластном драматическом театре им. Цви-
линта — И. Судаков.

К постановке юбилейных Фпектаклей в
реснубликанских и областных театрах
привлечены также Л. Вивьен, ИН. Рашев-
ская, И. Раевский, А. Феона, В. Альтус,
Ф. Каверин, В. Бебутов, Il. Златогоров,
Е Телешева, Л. Волков, И. Лапицкий,
С. Майоров 0. Пыжова, А. Алексеев.

М. Чежегов, Н. Литовцева, И. Кроль и др.
Ленинграде

СТ НАПТЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА.

СПЕКТАКЛЬ «РУССКИЕ ЛЮДИ»
ДЛЯ ФРОНТА

Театральный агитьзвод Дома Красной
Армии имени С. М. Кирова приступил к
постановке пьесы К. Симонова «Русские
люди». ИШьеса ставится в двух сцениче-
ских вариантах: стационарном, ‚ раесчн-
танном на городские. и фронтовые: воин-
ские клубы, и полевом — для ноказа на
передовой линии фронта. В обоих ва-
риантах оформлення текст иьесы ‚сохра-
няется полностью. Художественный руко-
водитель постановки — Б. Бродянский.
Постановщик спектакля — В. Лебедев. В
тлавных ролях заняты бойцы агитвэвода
В. Степанов (Сафонов), А. Яйцовская
(Валя), В. Пономаренко (Глоба), В, Чай-
ников (Ваеин). Премьера — в начале
августа.

АГИТМАШИНЫ НА ЛЕСОЗАГОТОВКАХ

Но решению исполкома Ленинградского
терсовета, в Ленинградскую область на-
нравляются агитмашины для художест-
венного обслуживания рабочих, занятых
ма лесозаготовках и торфоразработках. К
каждой агитмангине прикрепляются две
концертные бригады, выделенные шеф-
ской комиссией союза работников нс-
кусств, лектор и кинонередвижка, снаб-
женная новыми звуковыми художествен-
ными и документальными фильмами.
Первая агитмашина уже выехала в 06-
ласть.

В ЭФИРЕ

Недавно начала выходить небольшая
радиотазета-бюллетень «Новости искусства
и литературы». Бюллетень  сообщазт
ленинградцам новости искусства и лите-
ратуры всего Советского Союза. В газета
помещаются также рецензии и аннотации
о новых книгах, спектаклях, кинофиль-
МАХ.

Приезжающие с Фронта писатели рас-
сказывают пе радно свои впечатления о
пребывании на передовой линии. Органи-
зуются творческие радиовечера — отчеты

` писателей.

НОВЫЕ НАРОДНЫЕ АРТИСТЫ
КИРГИЗИИ

За выдающиеся заслуги в области рад-
вития музыкального искусства Киргизии и
успешное проведение первой декады со-
ветской ‘музыки республик Средней Азии
Президиум Верховного Совета Киргизской
ССР. приевоил звание народного артиста
Киргизской ССР заслуженным артистам
КирССР Сайре Кинзбаевой и. Шершену
Термечикову и акыну Османкулу ВБолеба-
лаеву. Звание заслуженных артистов Кмр-
тизской СОР присвоено М. - Махмутовой
С. Векмуратову, А. Тынынбекову и А. Bait-
батырову: - ‘

Типография издательства «Московский большевик», Чистые пруды, 8,
r =, >

Моокве 3 H
«Эрмитажа»
н
мы
народа, я
участников великой

сателей
сатель
весть «Мои

динекий. ©:
И.

единодунЕно
значительность ее лемы, ее оптимистичность,

жизненность

А.
вад оформлением

дес»
COP.

лавками и

Московская
хроника

«Родина» впервые покажет в
августа в концертном  зал®
Ансамбль краспоармейской песни
иквд COOP, Темой програм-
является героическое прошлое русского
влохновляющее на новые подвиг
отечественной войны.

ж В военной комиссии Союза советеких пи
с творческим ‘отчетом выетупил пи-
Лев Славин. Ой прочитал свою по-
вемляки», посвященную славы
заптитникам Ленчинграла. 10. Либе-
1Ципачев, Н. Богданов, Р. Азарх,
Арамилев и другие участники обсуждения
отмечали достоинетва повести —

*& Программу

пляски войек

ным

свежесть и

героев, CONHOCTS

языка.

%& Встреча партизан и группы бойцов Ко
в глубоком тылу»)

ной Армии, действовавтих

фантиетов, состоялась на-днях в Московском

драматическом театре им. Ленсовета с участ-
люди»,

никами спектакля «Русские
%х Спектакль «Ночь в Июн (музыка
м. Блантера и А. Рябова) возобновляет фи’,

лиал Московского театра оперетты:

ж Творческий рапорт работников искусста
столнны о пефекой работе, проведенной на
флотах за год войны, состоялся в клубе Нар-
комата Военно-Морского Флота.

* «Русские люди» К. Симонова готовит
Первый московский областной художествен+
имй театр. Постановка И. Арнгольда.

4+ Московское театральное училище выпус=
кает в августе 16 молодых актеров. Вынуск-
ники показали уже два дипломных спектаяя
зая: «На всякого мудреца довольно простоты»

А. Островского (постановка И. Титушина) и
«Разлом» В. Лавренева (постамовка С. Лнеп-
рова). Заканчивается работа над комелией
«12-я ночь» В. Иекопира (тостановка Б. Афо-
низа). Оформление спектаклей худ. Г. Ми-
насяна.

им. Бахрушина приз
«Выступление Н. Обу-
Арапова #
Лая-

% Театральный музей
обрел новые картины:
ховой в госпитале» художника А.
«Прерванный спектакль» ажалемика Е.
сере.

3 Группа художников-палетан во главе 6

Катухиньым и Hi. Зиновьевым работает
нового балета «Страна чу-

Больнюм театре Союза

В. Оранского в

* Пьесу «Бессмертпый» А. Арбузова и
А. Гладков® готовит Московская театральная
студия. Постановщики епеклакля В. Плучек

и А. Арбузов.
Sr

Накануне семок фильма
«Иван Грозный»

АЛМА-АТА. (Наш  корр.). Длинный,
узкий деревянный стол. Материи, выкрой-
ки, портновские ножницы, подушки © бу=
рялом — выпуски альбома
«Древности Poceuitcnoro государства»... В
костюмерной мастерской Центральной 06’-
единенной студия в Алма-Ата — шьют
одежду для персонажей картины «Иван
Грозный», которую ставит по своему сие
нарию режиссер С. Эйзенштейн.

Постановщик принимает одеяине Пиме
на. Один из участников семочной группы
набрасывает на плечи узорчалую фиоле-
товую мантию новтородскогм архиеписко-
па, сделанную по старинному раскрою. На
птитых золотом крестах блистают жаркие
лучи казахстанского солнца.

Подготовка к семкам фильма «Иван
Грозный» — в разгаре. Готовятся костю-
мы, подбирается реквизит, делаются чер”
тежи декораций, идут фотопробы акте
ров. В ближайшие дни начинаются репе-
тиции.

Для иополнения центральных ролей
намечены Н. Черкасов (Иван Грозный),
Вс. Пудовкин (Пимен), М. Жаров (Малюта
Сжуратов), Раневская (Ефросинья Стариц-
кая). Музыку к фильму пишет комлози“
тор С. Прокофьев, снимать картину будет
оператор Э. Тиссе.

ee

Поэзия народов СССР
в великой отечественной войне

Бюро напиональных комиссий Comaa
советских писателей приступило к выпу-
CKY сборников подстрочных переводов по“
этических произведений писателей совет“
ских республик.

Оборники эти будут состоять из ори
тинала произведения на языке автора, в
указанием метра стиха, подстрочного пере
вода этого произведения на русский языв
художественного перевода на русский
язык и пояснений текста и особенностей
каждого стихотворения.

Эти сборники, рассылаемые
писателей братоких республик,

союзам

i

облегчат al

возможность перевода лучших проиаведе- 4

ний советских поэтов
СССР.

Первый сборник,
лучшие етихотворения поэтов Украины
(П. Тычина, М. Рыльский, М. Бажам),
Белоруссии (М. Танк), Грузии (Г. Леонил-
зе). Азербайджана (С. Вургун), Армении
(Н. Зарьян), Казахстана (А. Тажибаев);
Латвии (В. Луксс), Эстонии (И. Барбарус),
Литвы (Л. Гира) и Молдавии (Е. Буков),
рассылаются в ближайшее время.

на языки народов

в который вошли

ЭСТРАДА—ФРОНТУ,

Всесоюзное тастрольно-концертное об’:
динение привлекло к фаботе над созда“
нием репертуара для фронтовых концерт
ных бригад нисателей. Среди них: С. Мар
max, С. Михалков, И. Уткин, Д. Ber
ный, Арго, Г. Рыклин, Л. Ленч, К. Финя,
9. Миндлин и композиторы — Т. Хрен
ников. К. Листов, В. Фомин, Л. Половин-
кин, И. Бакалов и др.

ВГКО создает ряд новых ансамблей —
`«Отаринного и советекото волевиля» (под
руководством В. Рябцева), «Политобовре-
ний» (руководитель — A. Britton), «OKO,
мороптьего лейства» (под руководетвом(
Ставронскотю. первую протрамму, пишет
Демьян Бедный) и др. :

МГКО устраивает творческие встречи
авторов ‘и режиссеров с исполнителями.
SESS Pon Ser a RR че EO топе тает иечнн

Редакционная коллегия: Т. ЗУЕВА,
А. КАПЛЕР, ЕВ. КОВАЛЬЧИК, А. СУР.
KOB, А СОЛОДОВНИКОВ, А. 9А-
ДЕЕВ (отв. редактор).

Издатель: Госуларственное
издательство «ИСКУССТВО»

и