a eee ge

nee ee ie

=

Н. МАШКОВЦЕВ

ПОРТРЕТЫ
Г. ВЕРЕЙИСКОГО

Теоргий Семенович Верейский — один

12 крупнейших наших мастеров портрет-
ото рисунка. До начала августа текущего
toga Верейский жил в Ленинграде. Он
участвовал в работе правления JIOCCX,
переводил рисунки художников на лито-
прафокий камень, когда этого требовала
слешность выпуска «Боевого карандаша».

Тема портрета для Верейского приоб-
‘pela новый смысл; она слилась с

Уи им острым чувством anoxu и

агических событий, Kakoro ‘раньше у
тдожиика не было. И когда в феврале
Верейский приступил к первому, за время
мнны, портрету, оказалось. — этот новый
портрет не только содержательнее того,
ч10 делал художник раньше, но имеет еще
1 ковые существенные черты. Теперь пор-
гетов военного времени набралось уже
такое число, Что можно ясно видеть, B
и их отличие от прежних работ ху-
дожника.

Почти всегда Верейский рисовал людей
определенной профессии. Вероятно, sce
помнят его большие сюиты портретов пи-
сателей, художников и советских  летчи:
ROB. ; :

Ею привлекали лица, в которых он на-
ходил ясные следы профессии писателя,
художника или артиста. В них для него
икрывалось нечто понятное и близкое:
ичать труда, внимание к окружающему,
шяы мук и радости творчества. В пор-
и“гах летчиков художника привлекала от-
58 и находчивость, твердая воля, покоя-
щаяся на уверенности в своем мастерстве.
9% люди смелых решений, точных дей-
чвий. В большинстве портретов художник
сумел связать в единую композицию чело-
зческую фигуру в кожаном тлянцевитом

комбинезоне, кабинку машины и кусок
fe6a, всегда манящего.
Потом Верейский перешел к большим

коупозициояным портретам, из которых
лучший — портрет А. А. Рылова, испол-
ненный литографией в большой лист. ОлнА
из последних предвоенных работ Верей-
свою — портрет народного артиста CCCP
Й. В. Ершова. Лицо престарелого певца
как бы хранит на себе печать тех герои-
хеских ролей, которые он создал.

Первая литография, исполненная Верей-
ким в дни войны, была посвящена торие-
дисту Герою Советском Союза С. А. Оси-
nosy. Есть нечто новое в этом портрете—
810 сочетание героизма и простоты, мону-
ментальности и интимности. Война не вы-
травила человеческого в человеке. Но то,
910 до войны оставалось подчас скрытым,
Еедосказанным, война озарила светом,
сделав видимыми характерные черты че-
ловека, борца и патриота. 3

Второй портрет—Героя Советского Co-
wa П. Гуманенко-—образует вместе с
третьим своеобразный триптих. Он выдёр-
 жан в более энергичном колорите. Но и
этот рисунок преисполнен TOTO чувства
меры, которое отличает все работы Верей-
ското. В нем много черного цвета, но не
черноты, мното света, но нет белых пятен.
  Итимно-героичен, если можно так выра-
риться, и портрет командира гвардейского

рабля Н. И. Мещерского, у которого
 Звое простое, русское лицо. светлые глаза
 1 волосы, тонкая шея и крупные руки.

Эк портрёт без малейшего намека на аф-

фезцию, позу, словно бы портретист

в&Т1 модель врасплох, но He B случай-

#0, в самой характерной ситуации. 0От-

ЗИЛИ\я лепка лица дана потоками штри-
- эвоегущими по направлению формы. В
’эм портрете Верейского привлекала за-

ча—выразить непреходящие, устойчивые

(рты национального характера. Замеча-
 вльны портрет художника Курдова с его
‘грубевшим под дыханием войны лицом и
Портрет директора Эрмитажа И. А. Орбели.
\ Ероме тото, Верейский выполнил серию
нсованных портретов тероев Балтфлота
‘экипаж гвардейского корабля, отряд моф-
ких охотников и т. д.).
` боветские патриоты, герои фронта иты-
1, определяют лицо нашей эпохи. Создать
зют портрет времени сейчас, честно и про-
со запечатлеть лица тех, чьи имена про-
славлены в дни вехикой отечественной вой-
зы—вот задача, которую осознал художник
в которую он стремится разрешить. Это
14 задача, которую ставил перед codow
лучший русский портретист начала XIX
‘века Кипренокий — автор серии портре-
108 участников титанической борьбы рус-
ского народа с Наполеоном. Точными и
‘полными выразительности документами
остаются и для нас эти скромные рисунки
 Кипренского. Как щедро художник исполь-
зовал в них все свое мастерство, словно
испытывая свою способность видеть самое
важное в жизни народа!

В военных портретах Верейското есть то
же чувство ответственности перед народом,
хоторый требует от художников наиболее
правдивою и
жизни в суровые годы войны.

полного отражения своей’

`Н. КАЛЬМА ©

ДВЕ КНИГИ © ДУРОВОЙ

На долю кавалерист-девицы Надежды
Дуровой выпала очёнь стойкая и постоян-

но возрождающаяся слава.

Жизнь Дуровой, описанная ею самой,
КНИГ,

не раз служила материалом для
ньес и даже для стихов.
’ Сейчас, в дни отечественной

щины, сломавшей все преграды,

девушек,

на нашу землю.

И кого из зрителей не воодушевит ве-
ликолепный подвиг девушки, полной люб-

ви к России и ко всему русскому?

За последнее время ‘появилось несколь-

ко беллетристических произведений, по-
священных Н. Дуровой. Это повесть
`Я. Рыкачева «Надежда Дурова» н два

очерка или рассказа
М. Никольской «Камский найленыш».
По документальным данным еще в про-

шлом веке было установлено, что так на-
затиски
Дуровой являются в большой степени ху-

зываемые — автобиографические
дожественным вымыслом.

В жизни воображаемой ‘она,
гордого ин богатого украинского помепгика,

семнадцатилетней девушкой бежит из ро-
добивается
славы и в качестве блестящего офицера

дительского дома в армию,
переживает много романтических встреч.
В подлянной жизни — дочь  сарапуль-
екого городничего, она пять лет прожила
замужем за судейским чиновником Чер-
новым, родила ст него сына Иванушку,
и только двадцати трех лет от роду, пе-
реодёвшись в казацкое плалье, ушла
вместе с казачьим полком на границу.

Большинство авторов, писавших до сих
пор о Дуровой, очевидно, тоже боялось,
что правдивое описание жизни женщи-
ны-воина почему-то снизит образ, разобь-
ет романтическое очарование.

Пользуясь документальными данными,
Рыкачев  покавыват новую Надежду
Дурову не мечтательную, пылкую
воительницу, а сильную, замкнутую
натуру. страстную, самолюбивую.  Ро-
дители, среда, муж — все пытаются сло-
мить этот характер, упрятать молодую

женщину в тесную клетку мелких дел,

домапгних забот.

У Рыкачева нет данных 0 семейной
жизни Дуровой, HO он угадывает, какой
могла быть эта жизнь:

«Надежда Чернова жила с чужим че-
ловеком, методическим, глупым и мел-
ким, и главное чувство, которое владело
ею, это великий грех, совершенный про-
тив себя. Она казалась себе осквернен-
ной, невозвратно потубленной и с тос-
кой вспоминала свою одинокую светелку
в родном доме. Она была женой злой и
непокорной...з.

И каким же мужеством, какой онлой
воли была наделена жена чиновника Чер-
нова, если она сумела вырваться из этото
узкого мирка, перешагнуть через всё ус-
ловности и сделаться рядовым кавалери-
стом русской армии.

Однако, увлекшись раскрытием подлин-

-*

«В рабство»

caus НАРОДНЫЙ ТАЛАНТ

«Отец служил при театре: он был ка:
25 ьдинером, и не знаю, не могу опреде-
* ь когда возникла во мне любовь К
_\rpy: не усмотреть ее истоков — Ra-
ется, будто со мной родилась», — так
пишет о начале своей театральной жизни
Евдокия Дмитриевна Турчанинова.
Полвека назад Турчанинова,  Толь-
к что покинувшая школьную скамью,
Бышла на сцену Малого театра-—Таней в
«Плодах просвещения». Она была окру-
жена в спектакле Федотовой, Садовской,
Никулиной, Ленским, Рыбаковым, Садов-
ским, Горевым — что ни имя, то целая
тлава в истории русского театра, а сам
спектакль — целая глава в истории рус-
ree литературы: это был дебют Льва
олетого-драматурга.
И Gan tease дебютант спросил Ha
спектакле: «Кто эта девочка с черными
‘лазами, что так просто и живо передает
Таню?» И тут же добавил, что девочка
ноправляет его грех: зачеркивает в Тане
все. что в ней есть от субретки. Это луч-
ший отзыв о Турзаниновой в «Плодах
просвещения».

Сила дарования Турчаниновой прежде
810 — в ее речи: емкая и простая, цве-
тистая и ясная, онё — «чистейшей пре
лети чистейший образец»? русской речи.
Hz 06 одном ее персонаже не скажешь:

зорит, как пишет». Нет: говорит, Как

вет, товорит, как дышит...
Pkg ytansnoes принесла с собой на ста-
рую сцену Малого тезтра тепло живого,
правливого и такого русского по природе
таланта.

Когда я вспоминаю Турчанинову в ee
Молодых ролях, я чувствую, что от них
веет светлой бодростью, верой в непоча-
The силы народной души, ума, характера.

Вепомнияется маленькая ньес& М. Ота-
ановича из народного быта — «Ночное».
Дунька — Е Д. Турчанинова, Ванька —
ЕЕ Яковлев. В любовных речах этой
еревенской молодежи, в нтироких гуль-
ливых песнях тренетала сама теплая лет-
в1я ночь с ее чудесными запахами и не“
ными звуками, трепетала и бодрила
Cepaue чистейшая поэзия народной песни.

Еще сильней бодрящий призыв народ-
ной песни к жизни, в вольности слышал-
ся от Турчаниновой—Варвары в «Грозе>
с ее неизменным партнером Н. К. Яков-
левым (Кудряш), который также вступает
в шестой десяток творческой жизни. Оба
эти образа построены Островским на_на-
родной* песне. Отнимите песню от Bap-
вары и Кудряша, и вы лишите их поэ-
зии: они превратятся в бойкую девку и
в еще более бойкого парня — и только.
Так в большинстве случаев и бывает при
исполнении «Грозы»: бойкости и дерзкости
сколько угодно, но правды и поэзии нет
и следа. Наоборот, Варвара у Турчанино-
вой была и правдива, как тип. и овеяна
народной поэзией, как образ. Образ этот
был воплощенной песней о воле.

Турчанинова, с ее превосходным, опер-
ным по силе и красоте толосом всегда
была художником народной песни.

\Трудно себе представить лучшего  ис-
полнителя Леля в драматической «Снегу-
рочке». В течение нескольких лет. пока
«Снегурочка» была в репертуаре, Турча-
нинова играла эту роль 0ез дублера.
Несню Леля о молодости и солнце, столь
народную по своему истоку, Турчаниновой
привелось заметь не сразу: молодую ар-
тистку долго насильственно держали на
маленьких старунечьих ролях...

Но и в «молодых» и в «старых» ролях
у Турчаниновой прочнейшей основой ее
искусства был и остался речевой образ.

Островский под. конец жизни, создав
свой народный театр, писал: «Мы теперь
стараемся все наши идеалы и тины, взя-
тые из жизни, как можно реальнее и пра?-
дивее изобразить до самых мельчайших
бытовых подробтостей. а главное, мы счи-
таем первым условием художественности
в изображении данного типа верную пе-
редачу его образа‘ выражения, т. е. языка
и даже склада речи, которым ‹ опреде-
ляется самый тон речи».

В этих словах великого народного дра-
матурга заключена лучшая характеристика
творчества Турчаниновой. И немудрено,
что к Островскому влекла ее вся природа
ee таланта. В ero пьесах довелось сы-

войны,
этот замечательный пример русской жен-
все се-
мейные и сословные устои для того, что-
бы итти сражаться за свою родину, осо-
бенно действует на творческое воображе-
ние. Высокий, необычайно патриотический
образ Надежды Дуровой передали в сво-
их пьесах К. Липскеров и Кочетков и А.
Гладков. Со сцены театра тероння первой
отечественной войны как бы перекликает-
ся с образами тех советоких женщин и
которые сейчас в оружием в
руках борются с врагами, посягнувшими

Л. Борисовой и

внучка

ной, земной Дуровой, Рыкачев  сгустил
краски и под конец изобразил свою repo-
иню, низведенной на положение жалкого
монстра, какой-то фигуры из кунсткаме-
ры. Талантливая, страстная, блестящая
юность — и унылое прозябание под ко-
нец жизни.

— Вот как карает судьба Дурову за
ее преступление против женского есте-
ства, за то, что она осмелилась вырвать-
ся на свободу, — говорит книга, быть
может, вопреки воле и желанию автора.
И все несомненные литературные досто-
инства повести, вся сила слова, вложен-
ная в нее писателем, только еше больше
отпугивают людей от желания следовать
примеру Дуровой.

Это серьезный упрек автору, который,
располагая замечательным материалом,
не использовал его как средство художе-
ственного воздействия.

«Камский найденыш» Л. Борисовой и
М. Никольской — показателен в камест-
ве примера того, как можно оношлить и
вульгаризировать даже самый высокий
образ.

Авторы состряпали книжку частью из
записок самой Дуровой, частью из доку-
ментальных данных,  сдобренных  собет-
венными домыслами. Домыслы эти часто
противоречат не только истине, но и
здравому смыслу. Книжка состоит из лвух
очерков: «Намский найденыш» —= обоих
авторов и «Ординарец Кутузова — На-
дежда Дурова» — Л. Борисовой.

Трудно сказать, который из этих очер-
ков беззастенчивей обращается с истори-
ческим материалом, а главное, с тем, что
известно и дорого всякому русскому че-
ловеку: с описанием Бородинского сра-
жения, с образом Кутузова... Бородино
описывается в самом легкомысленном то-
не: «Наступивший мрак прорезывали ос-
ветительные ядра... Наконец и эта заба-
ва кончилась. Полк отступил на несколь-
KO шагов...»

Кутузов — русский военный гений—по-
казан слезливым и, высокопарным.

Фельдмаршал предсказывает Дуровой:

«В повестях, романах, на сцене ты
оживешь. Грань времен сотрется, и зри-
тели будут рукоплескать твоему образу,
как живому». И странным кажется, поче-
му бы Кутузову не предсказать заодно
и авторов пьес и романов о Дуровой,
или исполнительниц ее ролей. Это было
бы последовательно.

Брата Дуровой Василия, известного по
письмам Пушкина, М. Никольская почему-
то называет Владимиром.

Очень много внимания уделили авторы
романическим эпизодам в жизни Дуровой,
пространно разрабатывая эти эпизоды,
хотя не это мы ценим в героической жен-!
щине.

Язык книжки неряшлив, местами про-
сто безграмотен: «Вахмистр... поддержал
(ee) и вывел из строя». «Шли дни, шли
ночи, все шпи голодные...» «Царь не пе-
pesapusan Кутузова» «„..живой гусар
Александров имел живой успех у девиц
и дам» ит. д.

В результате стараний авторов получа-
ется портрет вздорной, вульгарной, с не-
чистыми помыслами 050бы, не имеющей
ничего общего с доблестной русской жен-
щиной, которой восторгался Пушкин и
которую доныне чтит вся страна.

Дело сделано (книжка издана полуто-
растатысячным тиражом), но какое это
досадное для читалеля дело,

трать Турчаниновой свыше 65 ролей —
от солнечного Леля до безумной Галчихи,
от Варвары с еб звонкими песнями до
Анфусы, растерявшей все слова человече-
ские («Волки и овцы»). -

«Мне легче дышаль в Островском, мне
вольнее двигаться, свободнее живется мне
в ето пьесах», признается Турчанинова.
И зритель знает это и видит сам, что
в пьесах других драматургов, случается,
Турчанинова ищет средств выражения и
бывает, что не находит этих средств или
находит не те, какие нужно. В иных пье-
сах она играет, в` пьесах Островского —
она живет и нас делает не зрителями, &
свидетелями, участниками жизни.

Когда-то Достоевский упрекал одного
писателя в том, что в ег романе «купец
или солдат говорят эссенциями, т, е. как
никотда ни один купец и ни один сол-
дат не говорят в натуре. В натуре один-
надцатое словечко характерно и 6630-
бразно, а десять... как и у всех людей. А
у типиста-художника он товорит харак-
терностями сплошь». ‘

Это обычный трех «комических старух»
говорить «характерностями» и потчевать
слушателя кренкимн словесными «эссен-
циями», вовсе не характерными для про-
стых русских ‘людей. У Турчаниновой все
ее Галчихи, Наумовны, Милачихи и Ту-
русины говорят по-человечески. Но «язык
мой — друг мой» могут сказать одни пер-
сонажи Турчаниновой, и «язык мой —
враг мой» мотут молвить другие ее персо-
нажи: речевой образ их, создаваемый ар-
тисткой co строгой правдой, с убеждаю-
щей полнотой обнаруживает их истинное
лицо. И не чувствуя ничето карикатур-
ного в речи Турусиной («На всякого муд-
реца довольно простоты»), мы смеемся ее
ханжеству, He потешаясь косноязычием
Анфусы («Волки и овцы»), мы жалеем ее
в ее приниженности и безмыелии, не глу-
мясь над светскостью Чебоксаровой («Бе-
шеные деньги»), мы понимаем ничтожную
цену этой барственности.

В среднем периоде деятельности Турча-
ниновой у нее были роли, в которых ре-
чевой образ, при всей его яркости, был
самодовлеющим: артистка, казалось, забы-
вала, что человеческое «я есмь» раскры-
вается не только в речи, но и в действии
человека. \

Н. НИКИТИН

„КАЗАЧЬЯ.
СЛАВА“

Молодой ростовский поэт
зачья слава»,

тематике и по жанрам.

нодражалельные строки,
написано уже

строки,

бросали на пути», «как они гнали стер-
вятников, били, ‘и передать нам нельзя,

парни твоей эскадрильи, лучшие в мире
друзья»). Раздражает порою техническая

беспомощность автора: пустые
введенные «для размера»,
ритма, искаженные ударения.

И все же многое прощаешь Софронову
за те семь-восемь стихотворений, в кото-
рых ощущается настоящее поэтическое
чувство.

«Казачья слава», давшая название сбор-
нику, «Подвиг Бандуры», «Гвардейское
знамя» и другие вещи патетико-героиче-
ского и повествовательного характера
значительно слабее фронтовой лирики
Софронова. Лирика — его подлинное при-
ввание. Чувство родины, святость товари-
щеских связей, Ta «теплота любовей,
дружб и семей», о которой писал Мая-
ковский и которая с такой силой согрева-
ет наших людей в суровой фронтовой об-
становке, — вот мотивы, подсказывающие
Софронову искренние слова и образы. В
таких стихотворениях, как «Береза», «От-
врытка», «Мы не спали четыре ночи»,
привлекает глубина  непосредственного
сщущения родины.

Мы не спали четыре ночи,

Не смыкали багровых глаз...

А теперь средь болотных кочек

Мы уснули всего на час.

Слышим в небе летят бомбовозы, —
То не наши, — мы узнаем.
Слышим: тихо шумят березы, —

Это наши, мы здёсь уснём.

Искренни и просты строки о березе, раз-
битой немецким снарядом и тесно приль-
нувшей к могиле спящего под ней коман-
дира; о казацком коне, идущем волед за
носилками, ‘на которых несут его хозяи-
Ha; о тесной дружбе, овязавшей в O60n
трех бывших «соперников» в любви. Го-
воря 0б открытке с «‹пищащей уткой»,

эпитеты,
нарушения

полученной одним из бойцов от малень-

кой дочки, или о последнем сухаре, раз-
деленном пополам с товарищем, поэт по-
казывает, как много человеческой тепло-
ты и нежности живет в сердцах TeX ca-
мых людей, которые так суровы и неумо-
лимы в бою. Простой, будничной зарисов-

Ч кой он умеет донести до читателя самое

пыхание войны, ворвавшейся в мирную
трудовую. жизнь («День был и страшным
и трудным»). /

Удачной надо признать и попытку по-
эта дать живой портрет героя-бойца (стя-
хотворение «Горобец»). 3a условно-ро-
мантическими штрихами встает облик
яивого человека. Вместе с поэтом чита-
тель любуется решительным, смелым ка-
заком, который может сделать «все, что
прикажет командир», а на вопрос, чето
не может он сделать, отвечает

Не. могу... а вот что не могу:

Не могу обиды я прощать врату...

В <ердце советского бойца эти строки
встретят живой отклик.

Гравюра на дереве худ. В. ГОРЯЕВА.
¥ Z 3 ~~
RP PRP PBB PPP LPP PPL ALLL LAL POLIT I

В последних созданиях Турчаниновой

(Мотылькова в «Славе» Гусева, Галчиха
в «Без вины виноватые», Барабошева в
«Правда хорошо, а счастье лучше», Арина
Ивановна в «Детях Ванюшина», Бота-
евская в «Варварах» Горького) этого заб-
вения действия уже нет и следа.

В ее Галчихе, наоборот, поражает уп-
рямство, сила жизненной поступи: эта
баба — темный, захолустный делец, про-
мышляющий чужим горем и бедой, это
родная сестра Матрены из «Власти тьмы»,
это совершенно русское лицо из той мрач-
ной драмы, которой имя — «страна ра-
бов; страна господ». Столь же действенна
и художественно достоверна ее MOCKOB-
ская Кабаниха — властная купчиха Бара-
бошева: она молча проходит по сцене,
высоко подняв голову, и слепым упрям-
ством, крутым нравом веет от ее злого
безмолвия.

В роли старой Гранде (в инсценировке
романа Бальзака) у Турчаниновой почти
нет слов и внешних действий: в том и
суть трагедии т-жи Гранде, что старый
скряга Гранде отрабил ее дочиста, отняв
у нее любовь, мысль, волю, слово. Но он
не мог украсть у нее сердце. На внутрен-
нем протесте против хищничества, отни-
мающего у человека человеческое, Турча-
нинова строит образ старой Гранде, за-
хватывающий глубоким драматизмом.

Турчаниновой реже приходилось, к ее
огорчению, играть в пьесах советских ав-
торов. 3 ;

Но с какой теплотой и сердечностью
вникает она в образ Мотыльковой, матери
летчика в пьесе Гусева «Слава». Образ
этой простой и хорошей русской  жен-
щины из народа казался сильным и прав-
дивым и тогда, когда сыновья этой ма-
тери занимались мирным строительством
жизни на разных участках великой
стройки. Теперь, когда и сама эта мать и
ве дети прошли через огонь войны, ее
образ кажется вдвойне правдивым: Mo-
тылькова Турчаниновой — это мать ге-
роев. Турчанинова сумела прекрасно пе-
редать не только ее материнство; она су-
мела’ показаль ее верной дочерью великой
матери-родины. :

Турчанинова всегда искала источников,
питающих творчество, в народной жизни,
в народной -речи, и с первых шагов на

Анатолий
Софронов опубликовал книгу стихов «Ка-
очень разнообразную и по
Мы находим
здесь песню и балладу, пейзажную зари-
совку и лирическое признание, патетику
и юмор. В стихах Софронова попадаются
каких
немало на те же темы
(«Партизаны вышли быстро, чтоб врагов
с пути смести, и гранатами фашистов за-

° Сергей БОРОДИН

Прошлое помогает нам
понять будущее, помо-
тает бороться за это
будущее и побеждать.
История наших народов
полна примеров исклю-
чительного мужества и
героизма, трудолюбия и
самопожертвования во
имя Родины. Эта Ро-
дина принадлежит нам,
и мы не только не
смеем, но и не можем
забывать ни её прош-
лое, ни. славную жизнь

людей, боровшихся за
нее:

Фильм «Георгий Саа-
Raises (поставленный

Михаилом Чиаурели по
сценарию А. Антонов-
ской и Б. Черного) рас-
оказывает о давних вре-
менах грузинской исто-
рии. В ХУП веке, раз-
общенная на мелкие
феодальные княжества,
Грузия могла лишь с
огромным трудом от-
стаивать свою независи-
мость. Ей недоставало
единства в борьбе с
вратами, уже успевши-
ми об’единиться в мощ-
ные тосуларства. Ее со-
веди — Турция и Пер-
сия — завистливо  по-
глядывали на мирную,
изобильную жизнь гру-
зин. Грузия тосподство-
вала над торговыми пу-
тями, могла контроли-
ровать торговлю Востока с Севером, с
Москвой. Защитить свое право на даль-
нейшее независимое существование она
могла лишь силой. е

В Грузии ХУП века передовые люди
уже понимали это. Наглядным уроком для
их была беспощадная расправа с фео-
далами, какую за несколько десятилетий
до того учичил Иван Грозный. Весь глу-
бокий политический смысл этого акта по-
нимал Георгий Саакадзе, пламенный па-
триот и выдающийся трузинский полко-
водёп. Однако феодализм в Грузии в те
времена еще не изжил себя и был си-
лен. Борьба, которую начал Саакадзе,
обрекалась на неудачу, — это усиливает
трагическое, обаяние его образа.

Яркий и содержательный сценарий хо-
рошо поставлен и хорошо сыгран.

Фильм с большой сифой повествует о
героической борьбе Геортия Саажадзе. За-
хватывающий образ воина, целиком
преданного интересам родины, создает А.

А. Хорава в роли Георгия Саакадзе.

Здесь, вдали от родины, вдали OT CoH
отечественников, Георгий неустанно го-
товит почву для предстоящей борьбы за
счастье далекой Грузии. Растет его слава
полководца, растет к нему доверие шаха, ,
HO цель походов для  Саакадзе oa
на — взять в свои руки полную власть
над мощным персидским войском и пер“
сидскими мечами сломить ‘трузинский
феодализм.

На этом кончается сюжетная канва
первой серии фильма. Он весь OBCAH PO-
мантикой мечтаний и битв.

Два главных чувства владеют героем
ленты — пылкая любовь к родной. стране
и столь же торячая ненависть к ЧУуже-
земным вахватчикам. Мудрость, хладно-
кровие, стойкость в бою — таковы 60
человеческие качества. Образы Саакадзе и
его соратников остаются в памяти как
живое воплощение пламенного патриотиз-

Хорава.

к пределам Грузии.

уже прекращают сопротивление,
ся заманить султана в Сурамское уще-
лье и там одерживает победу.

{Здесь удалось то, что очень редко уда-
валось в кино: показать стратегический
замысел полководца и его осуществление.
Остроумно. введенная фигура  юноши-
наблюдателя помотает зрителю разобрать-
ся в перипетиях боя).

Разгром захватчиков в Сурамской бит-
ве еще больше укрепляет - всенародную
славу Саакадзе,
за родину.

Эта слава приближает Георгия к

царю. Царь роднится с ним, доверяет ему
проведение важных мероприятий, направ-
Саа-
этот

ленных на укрепление государства.
кадзе ревностно принимается. за
труд; собирает архитекторов, составляет
план сооружения неприступных ‘крепо-
стей.

Но князьям невытгодны все эти HOBO-

введения, они предпочитают незыблемый,

искони установившийся
вершают нападение

порядок и со-

не ожидал этого удара, внезапность и си-
ла которого столь очевидны,
тивление оказывается бесполезным.
Георгий, захватив семью, бежит в Пер-
сию.

Художник показывает зрителю и ве-

личественные дворцы шах-Аббаса, и то-
рола Персии, и пышные дворцовые пра“
зднества.

=>

сцене, не довольствуясь подмостками Ма-
лого театра, играла на фабриках, на за-
водах, всюду, где могла встретиться с
народным зрителем.

С первого дня отечественной войны
Турчанинова стала выступать на призыв-
ных пунктах, в красноармейских частях,
отправлявшихся на фронт, и была потря-
сена тем приветом, с которым бойцы
встречали ее. Смущаясь, она говорила:

— Что я им скажу важного, нужного,
достойного? Они идут на бой, а я сватаю
какого-то Подколесина? Ну на что. им
«Женитьба» под немецкими снарядами?

Но тут же с восторгом признавалась:

— А как они смеются! А как. слуша-
ют! Я, право, никогда ни для кого так
удачно не играла, как для этих людей,
уходящих на войну. ‘ ie

Она часто исполняет теперь небольшой
этюд Т. Л. Щепкиной-Куперник «За ро-
дину», навеянный событием из времен
испанской народной войны с Наполеоном.
Старая крестьянка — устами Турчани-
новой — говорит с суровой твердостью:

Не могу родную бросить кровлю,

Но встречу славную врагу я

притотовлю
и подносит французам отравленное вино.
Те требуют, чтоб она пила с ними в знак
того, что вино не отравлено. Она пьет
до дна. Когда французы убеждаются, что
они отравлены, один из них убивает ста-
рую крестьянку.

Минутой раньше лишь ты кончил

жизнь мою...

Отравлена и я.. зато моей отчизне

Дарю я жизнь мою и ваших двалцать

: жизней.

Этот героический образ далекой страны
и эпохи оказывается близким и родным и
народной артистке и‘ее слушателям, уча-
стникам народной войны.

Лев Толстой оказался прав: у Турча-
ниновой «тон подходящий» для искрен-
него рассказа о народной жизни и 1о-
рести — и о народной же доблести и ге-
роизме. Это как раз тот «тон» внептней
иростоты и сердечной правды, который
так любит народ.

мячи» =

Романтическая жизнь Георгия Саакадзе
начинается с первых же кадров фильма.
Князья продали родину турецкому сул-
тану, пограничная стража перебита, вра-
жеское войско может незаметно подойти

Саажадае узнает об этом. Он поднимает
народ, он требует сопротивления. И в ре-
шающей битве, когда грузинские князья
один
Саакалзе © небольшой дружиной решает-

как беззаветното борца

на крепость Носте,
rae живет и работает Георгий. Саакадзе

что сопро-

ieee ree заживо нения ну ии ких уни иху их кии хиты и им янв хижину ини я клиники et ум ииж ия из иииижииииннии мкихяия ужин хи нии ииинижияжи ия

ЛитЕРАТУРА И ИСКУССТВО

peseeeesen
Awe ЕЕ УВ НЕБУ ЯВНОЕ ЗЕЕ НЫЕ EHR SEA БУХ НЯК ИНАЯ ВУЗ ЕН УНЕЧКИ ЕЯ ЖЕН УЧ КЧВ ИКИ ЗЕ ЯНУ ВИЖУ ЕЕ НЫ ЪЕИ ЩЕКИ УАНУИ ЕУЧ УТ ИЕН та вии нии етич ит я

ма, ненстошимой храбрости и мужества
грузинското народа.

Наряду о образом Георгия  Саакадае
нужно выделить очень внятный и ЧИ-
стый образ Луарсаба (арт. С. Багантвили).
Большая выразительность скупого, но
обдуманного жеста; порыв, подчеркнутый
напряженной неподвижностью; гнев, OT-
тененный сдержанностью. Это умное ис-
кусство вполне оправдало себя: Луар-
саб — один из наиболее запоминающихся
и привлекательных героев фильма.

Кстати сказать, для нас эпоха Баграти-
дов интересна еше олной чертой: TPYSHH- ,
ский царь Луарсаб П Багратид-—<®дин из
прямых предков князя Батратиона, пав-
mero в битве при Бородине. Тогда вВы--
ковывались стойкие воинские характеры,
пронесенные через многие века и нашед-
пгие свое выражение в доблестных  Нод-
витах 1817 года, Z

Режиссер М. Чиаурели уделяет большое
внимание бытовым  аксессуарам  эп0хи.
Отбор деталей в историческом произведе-
вии — очень важная и ответственная
часть работы. Бутафорию следует приме-
HATS лишь до тех пор, пока она акцен
тирует образ, пока она дополняет 06-
новное содержание кадра, а не засоряет.
В фильме эта мера не звезде соблюдена.
Чувство меры изменяет постановщику
в описании великолепия царских Двор-
nos. Если так обширны и богаты  ДВор-
цы Луарсаба, то какой же смысл имеет
замечание Георгия, когда он говорит, что
доходы царства расхищаются жадными
феодалами (это показано через TpeBoce
ходный образ вазы, наполненной плодами
Грузии, из которых каждый плод добтав-
лен царю из чужих владений). Мы знаем
5 русской истории примеры удивитель-
ной бытовой скромности — Иван Кали-
та, Симеон Гордый Примерами суровой
воинской скромности ботата и ГРУЗИН”

ская история, о чем свидетельствуют и
отдельные места руставелевой зов Е

другие документы и произведения
кусства. Увлечение режиссера дворповы-
ми раритетами мешает характеристике
издревле свойственного грузинскому на
ролу сурового воинского быта». Следовало
изучать быт той Грузии не по а.
ному искусству, заимствованному У DH
зантии, а по предметам грузинского на-
родного искусства. Тем более что В eo:
временной материальной культуре. в пред
MeTax крестьянского быта, в сельской
архитектуре сохранилось очень о черт
трузинской старины не только У ee
и значительно б4блее отдаленных BeKOB.

Но все эти замечания He напрашива”
лись бы, ‘еслю бы в целом фильм He
производил огрожамо впечатления. Это
романтическая поэма о великих предках
нынешнего поколения грузинского народа,
o6 их мужестве и героизме. ,

И сейчас, когда воины Грузии н
пирных полях величайшей битвы
стаивают неприкосновенность нашей об-
щей родины, фильм приобретает особое
значение и звучание.

а 0б-
от-

ВЕЧЕР УКРАИНСКОЙ
КУЛЬТУРЫ

Вчера в Москву приехала группа УКРЗ-
инских писателей, которые примут Уча“
стие в ряде вечеров, посвященных УКРа-
инской культуре.

Первый вечер состоится 19 сентября В
Концертном зале имени Чайковского под
председательством А. Фадеева. После всту-
пительного слова А. Корнейчука с чтенн-
ем своих новых произведений, написан-
ных за время великой отечественной BOH-
ны, выступят П. Тычина, М. Рыльский,
В. Сосюра, И. Нехода, А. Довженко, Ю.
Яновский, В. Василевская, Ив. Ле, И.
Панч, А. Копыленко, Н. Рыбак. Вечер за:
кончится концертом украинской музыки в
исполнении виднейших мастеров искус
ства УССР,