и

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
ee eee

поро
ag UUCHEWCCUIOW

Орган правления Союза советских писателей СССР, Комитета по делам искусств
при СНК СССР и Комитета по делам кинематографии при СНК СССР.

№

ВОИНСТВУ!

Сегодня, как никогда, важна действен-
ная Функция искусства, обладающего не-
оценимой способностью воодушевлять аю-
пей на бой, помогать им в борьбе.

Вот почему: когда мы товорим 0 CoOB-
ременной литературе, живописи, винема-
тографии, ‘музыке, часло кажет® неточ-

ным термию «военная тема». Многие под-.

разумевают под этим использование хуло--
жником тех или иных ситуаций, коллиз
ani, бытовых штрихов, рожденных вой-
HOH, — и не больше. Но нам нужна не
батальная  литералура, а звоинствующая
литература. Нам нужно не просто «воен-
80е» искусство, а Роюющее искусство.

Первый этап войны вызват к жизни
хороткие газетные очерки, напоминающие
по стилю военные ‹волки, беглые зари-
совки, отрывочные кадры кинохроники,
отихи-лозунти. -

Но тлавные силы нашего искусства в
тот момент еще не были введены в <р4-
жение. Не было найдено еше единство 0б-
щего и ‘конкретного, которое ‘составляет
основу художественного образа. Читатель
находил в литературе” либо  отлельные
конкретные штрихи, не поднятые ло 0606-
щения, либо общие мысли, не конкрети-
зированные в художественном образе.

Потребность в художественном обобще-
нии военной действительности ощущалась
все острее. Не случайно первые рассказы
0 войне появились на страницах газет. И
не только рассказы, но болыние повести,
поэмы и даже пьесы. Им было отведено
место в тесных тазетных полосах рядом с
самыми животрепепутщими сообщениями ©
фронта и из тыла борющейся страны.

Стремление уйти от разрозненных фраг-
ментов и возможно полнее передать в ие-
кусотве жизнь народа в пни войны при-
вело в об’единению в циклы отдельных
очерков, рисунков, фильмов. 3& последнее
время появилось множество сборников
фронтовых очерков. которые раньше были
вапечетаны порознь в газетах. Короткие
фильмы смонтированы в’ боевые киноебор-
ники. Е :

Сам по себе принцип такого об*елине-
вия не вызывает возражений. Но наивно
$ыло бы думать, что этим решается важ-
нейшая сегодняшняя задача BcKycoTBa—
глубокое и многапланное изображение на-
ролной жизни. Склейка беглых очерков,
изображающих ‘те иля иные черты харак
тера бойца с -этой точки зрения, He до-
стигает цели: художественный образ не
создается механическим сложением. черт.
Зыпуск сборника = скорее - полезное из-
пательекое мероприятие, ‘нежели решение
художественной задачи. *

Седьмая симфония ОД. Шостаковича,
«Русские люди» Ё№. Симонова, «Мои зем-
тяки» Л. Славина, «Народ  бесемертен»
В. Гросемана, фильх «Парень из нашего
торода», «Фронт» А. Корнейчука знамену-
ют первый подетуп нашего искусства к
теме народа’ на войне.

Было бы неверно полагать, что етин-
ственный путь творческого освоения боль-
пой военной темы — пюнеки  монумен-
тальной формы. Вопрос не решается толь-
хо масштабностью. Маленвкий рассказ
Н. Тихонова’ или Б. Горбатова говорит
уму и сердцу читателя больше. чем иное
пространное повествование, претениующее
35 монументальность. ай

Темы широкого диапазона выдвинуты
жизнью в порядок лня. Они требуют от
художника глубокого проникновения в
мир чувств и мыслей героя — человека,
взращенного Советской страной, отдающе-
го, свою кровь и жиэнь в борьбе за роли-
ну. Они требуют ясного понимания хода
зойны, причин успехов и неудач, всего
нового, что приносит каждый день разго-
рающейся < большим и болыпим ожесто-
чением фитвы.

Й если эти требования собтюлены. тог-
да неважно, будет ли пюэт писать поэму
или песню, соэласт ли писатель роман
или короткий рассказ, пославит ли кино-
режиссер новеллу лан полнометражный
фильм, — тогда он, мастер советекого ис-
кусства, окажется на высоте своей задачи.

ОЩЕЕ ИСКУССТВО

Далеко не всегда творчество художника
отвечает таким требованиям.

Очень хорошо, что в военной поэзии и
музыке © новой силой зазвучали лириче-
ские мотивы. В землянке и в окопе боец
не раз тепло вепоминает о любимой и
песня © «синем палаточке» отвечает ero
настроению. Но вот синий платочек снова;

«мелькнул за кормой» (на этот раз в
краснофлотекой песне). Вот он начинает

множитьея в десятках вариаций и тщит-
ся закрыть весь остальной
чувств. Олнако горизонт этот так итирок,
что его не закрыть одним «еиним пла-
очком»,

Круг чувств и страстей, владеющих
сердцами и ведущих в бой, горазло пвире,
нежели тот, чаю выражен в искусстве на-
ших дней. Обстановка войны неизмеримо
сложнее, чем она показана в литературе,
театре и на экране, Поэтому особенно от-
фалны такие удачи, как, например, образ
Borapesa в повести Гросемана

устех пьесы А. Корнейчука «Фронт».

Сила пьесы Корнейчука в vom, чт
большая и важная жизненная проблема
‘поставлена в ней с огромным публипиети-
ческим темпераментом именно в тот мо-
мент, когда эта проблема назрела.

Отно: з крупных  достоинетв новой!

пьесы Корнейчука — умная и правиль-
ная трактовк» самих вопросов войны,
смелое и сильное утверждение советских
принципов военной спратегии. И крупный
нетостаток очень многих военных фасска-
зов, пьес, фильмов в том, что там совер-
шенно обойдены черты новой тактики и
стралегии, зыковываемой армией  совет-
ского народа в боях © гитлеровскими за-
хватчиками. :

Как правило, боец или командир в BO-
енном рассказе действует «вообще», про-
являет тероизм «вообще». Изображен от-
дельный подвиг, отдельная боевая стыч-
ка, но не передан ход 608; показано по-
ведение бойпа, но He покаваны направ-
ляющая воля команхира.

А нужно ли палюминать, что нынеш-
няя война больше, чем какая-либо другая
из прежних, война сложното- маневра?
Нужно ли доказывать, что уепех в ней
определяется не численным перевесом сит,
470 воля, ум, военная сметка, знание.
техники, глубокое понимание новых захо-
нов войны, эти качества лучших  ©0-
BETCKEX  команииров — первый залог
побелы над озверельм врагом?

Учить еложному и тонкому искусству
войны, Учить воевать не числом, х уме-
нием, — задача не только специальных
военных трухов, это прямой долг литера-
туры и искусства. И яено, что писатель,
берущийся за военную тему, не имеет
права на дилетантизм. Речь итет не толь-
К 06 элементарной военной трамотности,
которая необхолима, чтобы неё дотуекать
ONTO ни в общей композиции, ни 3
мелких петалях картины сражения. Мы
говорим 0. серьезном и глубоком понима-
нии того, что происходит на поле fos.
Компетентность писателя — важнейшее
условие ето творческого успеха. Без этого
ето не спасет даже болышой талант.

Мало наблюдать события войны и УжЖа-
сатыя или радоваться при каждой новой
перипетии жестокой схватки. Надо понять
эти события и участвовать в них со всей
силой, волей и темпераментом хуюжника.
Никому не нужны сейчас ни восторжен-
ные крикуны, подменяющие своей трес-
котней всякое живое чувство, ни слабо-
нервные  интеллигентики, которым мы
вправе сказать сегодня словами поэта:
«отойдите. вы мешаете мобилизация и
маневрам».

Вечно и прекрасно только то искусст-
BO, которое акливно участвует в жизни
эпохи. В наше время участвовать в жиз-
HE — 910 значит участвовать в войне.
Место налшей литературы и искусства —
в гуше схватки, там, где сегодня реша-
ется исхоя боя.

Приветствия от зарубежных друзей

В связи с выходом в Москве журнала
&«Интернациональная литература» на ис-
панском языке Союз советских писате
mex CCCP получил ряд телеграмм от ис-
панских и латино-американеких писате-
лей.

«Вся моя любовь, все мон симпатии,
все мои чувства сейчас на стороне чу-
десного советското народа. И все те жерт-
вы, которые мне пришлось бы принести
рали него в какой бы то ни было обла-
сти, я принесу», — телеграфирует из Ку-
бы писатель Мануэль Наварро Луна.
«Да здравствует Советский Союз! Да
здравствует Сталин!» — кончает он свою
телеграмму.

Верой в грядущую победу и торжест-
во мировой культуры проникнуто обра-
щение испанской писательницы Маргари“
ты Нелькен; живущей в настоящее вре-
мя в Мексике.

Приветствия прислали испанские писа-
тели Рафаэль Альберти и Мария Тереса
Леон (из Чили), Венсеслао Росес (Meren-
ко), урутвайский писайель Ильдефонсо
Переда Вальдес.

Кубинский писатель Хуан Маринелло
выражает «горячие пожелания успеха но-
вому делу, являющемуся ярким доказа“
тельством не прерывающейся и в дни
ожесточенной борьбы против титлеровско-
то варварства деятельности Советского
Союза в области культуры».

От имени газеты «Нотисиас де Ой» (Ку-

6a) главный ее редактор Анибал Эскалан-

те выражает уверенность в том, что но-
вый журнал «будет способствовать в са-
мой широкой степени укреплению связи
между СССР — активнейшим борцом про-
тив фашизма — и странами Латинской
Америки».

В коллективной телеграмме (среди ше-
стнадцати поднисавшихся — Хуан Ма-
ринелло, Наварро Луна, Монтенегро, Ни-
колае Гиллен, Луис Филиппе Родригес,
Энрике Серпа, Эмма Перес и другие) пи-
сатели с «глубоким волнением приветст-
вуют издание «Интернациональной лите-
ратуры» на испанском языке, как выра-
жение подлинной культуры и антифаши-
стекой борьбы»,

**
*

Настоятель Кэнтерберийского собора

Хьюлетг Джонсон в предисловии к аме-
риканскому изданию своей книги «Голос
борющейся России» пишет:
“ «Гитлер поднисал себе смертный при-
говор 22 июня 1941 года, напав на Со-
ветскнй Союз, мужество которого соответ-
ствует его мудрости. Россия сильна ра“
стущей своей мощью, сильна в` искусстве
войны, потому что сильна в искусстве
мира. Сильна в защите жизни, потому
что сильна в поошрении жизни». Свое
предисловие он заканчивает страстным
призывом к «максимальной и своевремен-
ной помощи России от всех стран‘и от
каждого, кто против гитлеризма, в отдель-
ности», Я : :

1942 ГОД

торизент

«Народ
бессмертен». Поэтому особенно пюоучителен

Цена 45 коп.

Портрет Героя Советского Союза: В. 5
*

Тихонова,

СЕГОДНЯ._В. НОМЕРЕ:

1 стр. Передовая. Воинствующее искусство. С. Byp-
гун. Наша клятва. М. Дудин. Отомсти!‘ (стихи).
Информация. Новый сезон в Малом театре. «Писа-`
тели народов СССР—Кавказу». Бригада МХАТ выез-
жает на фронт. Открылся узбекский цирк. Ленин-
градский театр комедии в Таджикистане.

2 стр. Г. Михайлов. Голос гражданина. Л. Тимо-
gees. Tema фронта. А. Дымшиц. Боевой спек-
такль. А. Твардовский. Переправа (стихи).

3 стр. Иг. Глебов. Живая сила.

зыканты Советской Прибалтики. А.

*

Новый сезон в Малом театре

После одиннадцати месяцев работы в
Челябинске коллектив Государственного
Академическом Малого театра вернулся
в Москву.

На Урале был возобновлен весь основ-
ной репертуар. С первых дней приезда
коллектив широко развернул  военно-
шефекую работу. В частях Красной Ар-
мии и в госпиталях артисты дали свы-
ше 600 концертов и снектаклей Две
бригады театра выезжали на фронт, одна
обслуживала части Уральского военного
округа.

В Челябинске Малый театр показал
премьеру болыното- патриотического спек-
такля «Отечественная война 1812 года»
(по роману Л. Толётого «Война и мир»).

Кроме этого спектакля, театр создал
еще две новых постановки — «Партизаны
в степях Украины» А. Корнейчука и
«Осада мельницы» по новелле 9. Золя.

ОБРАЗ РУССКОГО ПОЛКОВОДЦА

В спектакле. «Отечественная — война
1812 года» я играю роль Михаила Илла-
рионовича ‘Кутузова В образе великого
русского полководца я стремился pac-
крыть ето русскую душу, его безмерную
любовь-к родине, его народную мудрость.
Мне хотелось оттенить его спокойствие,
любовное отношение к верным сынам от-
чизны и ‘презрение к немецким  генера-
лам, сидевшим в штабах русской армии.
„Работая над ролью, я изучал историче-
ские материалы о Кутузове, воспомина-
ния современников и, главным образом,
гениальный роман Л. Толстого «Война и
мир».

Спектакль «Отечественная война 1812
года» смотрели командиры и бойцы, ин-
женеры и стахановцы, строители грозных
танков. Но с новым волнением я жду

встречи с родными мне московскими
зрителями.
Н. ЯКОВЛЕВ,
народный артист РСФСР.

Самед ВУРГУН. ae

Черные грозовые тучи нависли’ над- цве.
тущим Советским Югом. Кровожадное чу:
довище, опустошившее братскую Украину,
Белоруссию, Молдавию, ` Советскую При-
балтику и друпие временно захваченные
районы нашей родины, ворвалось` на Кав-
каз. Оно протягивает свои хищные лапы
к нефтяной жемчужине нашей страны —
Баку, к бескрайним колховным полям
Азербайджана, оно мечтает забраться в
прекрасные цитрусовые сады _ Грузии,

етущие виноградники солнечной Арме-

нии. Враг, злобный, озверелый, все сжи-

тающий и уничтожающий на своем пути,
хочет покрыть виселицами улицы налих
городов, <ел и аулов, обесчестить и уто-
пить в море крови наших жен, детей,
матерей, звереки растерзать ‘лучитих^ сы-
нов грузинского, армянокого и ‘азербайл-
жанского народов. 2
Только наша железная стойкость иму-
жество, только единство и сплоченность
всех братских народов Советского Союза
могут помешать врагу осуществить его
чудовищные планы покорения Кавка-
за. Гитлеровские бандиты хотят порабо-
тить свободные народы Кавказа -— азер-
байджанцев, трузин и армян. Тупые не-
мецкие банкиры и прусские помещики,
озверелые штурмовики и фельдфебели хо-
тят построить на нашей земле немецкое
рабовладельческое тосударетво.

Немецкий фашизм на своем кровавом
пути не оставляет и следа от националь-
ной государственности покоренных им на-
родов. Он превращает в руины и развева-
ет в прах все. научные и культурные
ценности, запрещает родной язык и обы-
чаи, уничтожает героические традиции
народов захваченных стран,

Гитлеровцы сжигают на кострах тво-

фения величайших умов человечества, они

нагло и бесстыдно разрушают. все, что:

сказал в беседе с нашим сотрудником
художественный руководитель театра тов.
И. Судаков, — войдет в историю старей-
шего русского театра, как «Одиннадцать
военных месяцев’ на Урале». Этот пери-
од оказал большое влияние на творче-
ство театра. Он сделал искусство Малого
‚театра более тибким и острым, -влил в
нас новые духовные силы, которые мы
Bee без остатка отдадим нашему велико-
му народу, освобождающему человечество
от фашистского варварства.

Малый театр вернулся в Москву для
большой и ответственной работы. Сезон в
Москве откроется в октябре спектаклем
«Отечественная война 1812 тода». Затем
будет. показана пьеса «Партизаны в сте-
пях Украины». Историческая дата — 25-
летие Великой Октябрьской  социалисти-
ческой революции — будет ознаменована
постановками пьес об отечественной войне

— Последний период нашей работы, = — «Фронт» и «Русские люди». 2
> 7% 2

БЕССТРАШНЫЙ ПАРТИЗАН ГАЛУШКА

Московский зритель встречался с моим
Галушкой на опектакле «В степях Ук-
раины». Сейчас в пьесе «Партизаны в
степях Украины» этот бывший участник,
тражданокой войны снова обнажил свой
казацкий клинок и вместе с0 своим со-
‘седом и другом Чесноком громит немцев.

Великая отечественная война советско-
го народа с фашистскими оккупантами
раскрыла в советских людях новые ка-
чества. Зритель, знавший Галушку —
мирного колхозника, строившего цвету-
щую жизнь, увидит сейчас нового Га-
лушку — отважного, бесстрашного парти-
зана, смертельно ненавидящего фашистов,
баззаветно преданного своей родине.

Героизм и юмор — вот основные черты
характера украинского колхозника Га-
лушки. Их я и стремился подчеркнуть,
создавая свой образ на сцене Малого те-

атра.
А. ЗРАЖЕВСКИЙ,
заслуженный артист РСФСР.

ценно и дорого человеческому разуму и
сердцу.

Поднявшись на священную отечествен-
`ную войну противо озверелых немецких
империалистов, плечом к плечу с сынами
всех советских народов, мужественно
сражаются верные сыны Азербайджана,
`Грузии. и Армении. У всех нас одна ро-
эдина-мать, одна родная земля. Все мы —
сыновья единото советского народа, все
-мы братья по крови, труду и борьбе.

Каждый из наших воинов знает, что он
‚защищает от кровожадного врага свою
родную землю, свой очал, свою семью,
‘многовековую культуру своего народа.

` Сердце моего народа полно великой
любви к партии Ленина—СОталина, благо:
даря которой возрождена многовековая
героическая история азербайджанского на-
рода, его национальная государственность
и независимость, обеспечены ето счастье
и свобода.

У азербайджанского народа есть 4D?
защищать. Он защищает свою свободу,
свои обновленные города и села, создан-
ные его руками фабрики и заводы, свои
нефтяные богатства, выращенный им хло-
пок и хлеб. Наш ‘народ горд и свободо-
любив. За ето плечами тысячелетия неу-
томимой борьбы за свою своболу и неза-
BHCHMOCTh, за его плечами слава Кер-
Оглы и Бабека, и он чикогда не позво-
лит врагу топтать родную землю.

Мы никогда не забудем, что здесь, на
азербайджанской земле, среди неприступ-
ных гор родины, украшенных  летендар-
гнымн крепостями и башнями, бесстрашно
разили вратов бессмертные -терои-полко-
зодцы Джаваншир, Бабек, Качак-Нэби,
здесь мужественно боролись за освобож-
дение своего Hapoda сыны партии
`Ленина-——Сталина  Ханлар  Сафаралиев,
Вуният Сардаров, Мешади Азизбеков и
многие другие.

И сегодня азербайджанский народ, по-
сылая овоих лучших сынов и дочерей на
фронты великой отечественной войны, ос-
тается верен героическим традициям сво-
-нх бессмертных предков. .

Скульптура Д. ШВАРЦА,

гласит: «Героя.

пытания, мы должны проявить железный
 характер, бодылевистсклю диспиплиниоо-

Успех советской
ской стране. У

Г. Ковров. Му-
Бассехес. Сева-

книги о войне.

качестве учебных фильмов.
эстрады. Московская хроника. За рубежом. Детские

стопольский альбом. В. Ермилов. Не в формы
И. Рахтанов.  «Осада  Лейдена». Информация. Карти»
ны эстонских мастеров. «Творческий вторник» писа-
телей и художников.

4 стр. В. Гроссман. Русский хор. В. Константинов.
Открытие сезона в Московском цирке. Информация.

музыкальной культуры. По Совет-
писателей Украины. Совещание о
Государственный театр

«Французский солдат говорит».

Американские художники — Советскому Союзу.

ЗА НЕДЕЛЮ

«Писатели народов СССР
Кавказу»

Tak ‘назывался литературный вечер, со-
стоявшийся 15 сентября в Малом зале
Московской консерватории.

Вечер открылся вступительным словом
П. Скосырева, который отметил выдаю-
щуюся роль Кавказа в развитии мировой
культуры.

Выступивший на вечере проф. В. Кир-
потин напомнил о кровных братских свя-
зях культур народов Кавказа с русской
культурой, о влиянии великих русских
писателей на развитие литературы наро-
дов Кавказа, о том, как образы и харак-
теры людей и природа Кавказа вдохнов-
ляли русскую поэзию.

Один за другим выходили на трибуну
русские поэты И. Сельвинский, Н. Асеев,
С. Шервинский, П. Антокольский, М. Али-
тер, И. Уткин, 0. Колычев, Т. Стрешнева,
украинский писатель Ю. Яновский, бело-
русский писатель М. Лыньков, латыш-
ский писатель Я. Ниедре, чтобы сказать
о нерасторжимом союзе, с великой друж-
бе народов СССР ¢ братскими народаг
ми Кавказа. Одни из выступавигих чита-
ли свои переводы стихов кавказских поз-
тов, другие делились своими воспомина-
ниями. Но одной мыслью, одним чувст-
вом были проникнуты все выступления
— золей к победе над фашизмом, уве-
ренностью в разгроме гитлеровских банд,
пытающихся поработить гордый, свобод-
ный, несокрупимый Кавказ.

Бригада МХАТ выезжает
на фронт

На сцене Центрального дома Красной
Армии бригада артистов МХАТ перед
от’ездом в Действующую армию показа-
ла свою фронтовую программу. Бригаду
возглавляют народная артистка СССР
А. Тарасова, народные артисты РСФСР
А. Зуева и В. Ершов, заслуженный ap-
тист РОФСР Н. Дорохин.

Помимо отрывков из лучших спектак-
лей МХАТ — «Дядя Ваня», «Три сест-

Ры», «На дне», «Враги», «Гроза»  «Та-
ланты и поклонники», «Любовь Яровая»
и др, — мхатовцы подготовили большую

и разнообразную концертную программу.
Горячо, темпераментно читает В. Ершов
поэму К. Симонова
Волнующим лиризмом и теплотой прони-
Енуты в исполнении А. Тарасовой рас-
сказы 06 отечественной войне К. Па-
устовекого «Настя-кружевница» и JI. Co-
болева «Голубой шарф». Смешную сцен“
ку-монтаж из пьес А. Н. Островского на
тему‘ «В поисках ботатой невесты» та-
лантливо разыгрывают А. Зуева и
Н. Дорохин. Читая рассказ Ю. Яновското
«Девочка в венке», артистка Г. Калинов-
ская создает трогательный, пленительный
образ маленькой советской героини. Сце-

{ну из современной колхозной жизни но-

казывают А. Георгиевская и Я. Сухарев.
Концертную программу дополняют му-
зыкальные и вокальные номера. Струн-
ный квартет солистов оркестра МХАТ
выступает с произведениями Чайковско-
то, Дворжака, Книппера. Вокальный квар-
тет МХАТ и А. Кузнецов (соло на гитаре)
исполняют песенки и музыкальные про-
изведения легкого жанра.

Мих. ДУДИН

За все, За жгучие тревоги,

За горечь дорогих утрат,

За окаянные дороги,

Что черным порохом дымят.
За плач ребенка возле груди
Убитой матери своей,
За смертный разговор орудий
Осатанелых батарей.

За свист тяжелого снаряда,

За разорвавшийся снаряд

Мы слатаем наши песни, создаем repo-
ические эпопеи о тероях отечественной
войны, сынах азербайджанского народа
Гусейн Бала Алиеве, Кямал Касумове,
Бахтияр Керимове, Мазаир  Аббасове,
Мидхат Алекперове и других, на полях
сражений показавших свою беззаветную
преданность родине, великому делу
Ленина— Сталина.

Враг стремится захватить нали славный
Азербайджан, его манят нефтяные источ-
ники Аншерона, покрытые белым золотом
просторы Мугани, он хочет поработить и
стереть с лица земли азербайджанский
народ. Но не бывать немецким оккупан-
там на свободной и счастливой азербайд-
жанской земле, хранящей великие тради-
ции своего народа, земле, где покоится
прах великого тения поэзии Низами Гян-
джеви. Не дотянуть немецким имнпериа-
листам своих кровавых лап до Баку, г0-
рода славных революционных традиций,
города, где жил и боролся за бесемерт-
ные идеалы человечества великий сын

Закавказья -— налт Сталин.
Не бывать немецким рабовладельцам в
столице Советского Азербайджана, где

воздвигнут памятник рыцарю  пролетар-
ской революции Сертею Мироновичу Ки-
рову — символ уважения и любви азер-
байджанского народа в своему старшему
другу и брату — великому русскому на-
роду. Не видать врагам науки и цивили-
зации города Баку, где тремит симфония
многовековой азербайджанской националь-
ной культуры. Такова историческая клят-
ва моето народа. Таков материнский при-
зыв моей фодины, являющейся колыбелью
древней поэзии и музыки, прославленных
по всему Востоку.

Настало суровое время. Сегодня
каждого из нас испытывает нана родина.
Временные военные успехи врага могут
напугать лишь обывателей и паникеров.

Древняя = азербайджанская поговорка
испытывают в тяжелые
минуты». Как бы ни были тяжелы ис-

«Ледовое побоише».

Питературно-музыкальные
вечера в Ленинграде

Цикл  литературно-музыкальных  вече-
ров, на которых исполняются новые про-
изведения ленинградских писателей ян
композиторов, организовало Ленинградское
управление по делам искусств и союзы
советских писателей и композиторов.

Нервый вечер прошел с большим успе-
хом. Н. Тихонов прочел поэму «Слово о

28 гвардейцах», поэты В. Саянов и
А. Решетов — свои новые стихи, арти-
стка Н. Чернявская — произведения

Е. Рывиной и М. Тевелева. Хоровые и
сольные песни композиторов Богданова-
Березовского, Будашкина, Гольца, Кочу-
рова и других исполнили артисты
Н. Вельтер и И. Нечаев, ансамбли По-
литуправления Ленфронта (дирижер
А. Анисимов) и ленинградской армии НВО
(дирижер Альтерман).

Открылся узбекский цирк

ТАШКЕНТ. (0т наш. корр.). В Таш
кенте открылся узбекский государствен-
ный цирк.

В богатой и разнообразной первой про-
грамме нового цирка демонстрируют
свое замечательное искусство узбекские
цирковые артисты — прекрасные джи-
титы Иргашев, Юсупов, Акбаров, дрес-
сировщики во главе с народным арти-
стом УзССР Каримом Закировым, кана-

тоходцы под руководством народного
артиста УзССР И. Ташкенбаева, пред-
ставители своеобразного национального

узбекского разговорного жанра, — ‹остро-
словы» народный артист УзССР Шакир-
джанов и Усман Кари, наездница Лола
Ходжаева.

Общественный просмотр первой
траммы прошел с большим успехом.

Ленинградский театр комедии
8 Таджикистане

СТАЛИНАБАД. (0т наш. корр.). В
Сталинабад приехал Ленинградский  те-
атр комедии, руководимый Н. Акимовым.
Спектакли начнутся в первых числах ок-
тября в новом здании Театра оперы я
балета. В беседе. нашим  корреспонден-
том художественный руководитель театра
т. Н. Акимов сообщил:

— После от’езда из Ленинграда наш
театр гастролировал в Сочи, а затем в
Тбилиси, где, кроме старого репертуара,
показал пьесу Вернейля «Похищение Еле-
НЫ», & также работал над комедией Ды-
ховичного «Братишка», премьера которой
состоится в Сталинабаде. Готовится к
постановке новая комедия М. Вольпина
и Н. Эрдмана «Актриса».

В репертуарном плане — «Пигмалион»

Б. Шоу, «Ночной автобус» — пьеса
Л. Малюгина по сценарию американского
драматурга Рискина и «Бесприданница»
А. Островского.

В ближайшем будущем театр рассчн-
тывает получить новые советские коме-
дии В. Шкваркина и А. Гладкова.

про

——-

ОТОМСТИ!

Средь мирных улиц Ленинграда,
За все видавший Ленинград,
За грохот бомбы темной ночью,
За то, что мерз, и мок, и дрог,
За то, что видел ты воочью
И в памяти своей сберег.
За то, что ночь чадитьложаром,
За поднесенный к горлу нож, —
Ответь врагу тройным ударом,
Найди его и уничтожь!

ИЛА ЛД,

ванность, сплоченность, веру в нашу окон-
зательную победу над черной фашистской
реакцией.

Мы, народы, которых об’единяет ве-
ковая лружба: грузины, армяне и а2ер-
байджанцы,—не раз в нашей истории об -
единялись против нангих общих вратовы—
иноземных завоевателей. Не раз мы гро-
мили вражеские полчища, топили их в
волнах Куры и Аракса. Наши предки ге-
роически отстаивали кавказские земли от
нашествия арабов, монголов и других зах-
ватчиков. Сегодня на чашу весов истории
вновь положена честь и независимость
напгих народов: перед нами стоит наш
общий враг — немецкий фашизм. Воскре-
сим в нашей памяти бессмертные образы
великих предков Тариэля, Давида Сасун-
ского, Бабека и Кер-Оглы. Пусть безлон-
ные ущелья неприступных кавказских
гор станут могилой для немецких ок-
купантов. я

Я призываю к ненависти! Я призываю
к мести! Пусть ярость, которая сегодня
клокочет в наших сердцах, огненной ла-
вой обрушится на головы врагов. Пусть
смерть обрушится на головы тех, кто
поднял знамя смерти и разрушения над
нашей землей. Око за око! Смерть 32
смерть! .

Мы даем сегодня клятву нашим герои:
ческим предкам, что не отдадим их связ
щенных гробниц на разрушение и осквер-
нение.

Мы клянемся нашим хлебом и солью,
что будем биться до последнего вздоха за
честь ‘и свободный трул нашего народа.

Мы клянемся материнским молоком,
вскормившим нас, что своей грудью ебе-
режем от фашистских офицеров и солдат
наших детей и незапятнанную честь жен=
щин и девушек гордого Кавказа.

Мы даем клятву нашему  седовласому
Кавказу, что на вершинах его неприступ-
ных гор вечно и гордо будет реять nace
знамя Ленина и Схалика! :