—

че

“~ _ i a

о уе ae ae ae ee

форменная

рости. Этот герой должен стать
`флавговой фигурой наступающей эпохи.

М. НАРОКОВ
Народный артист РСФСР

О ГЕРОЕ

Героя рождает нация, страна, народ. am зремя торжественного погребения
т aor которого бедна терон:   ee one году парижане впервые
кой, обр на духовное “прозябание. «Эа раурный маршь  Госсека,
Искусство такого народа — бедное, чат. уки, следовавшие одлн за другим, тер-

10е искусство.

Театр не может существовать без героя.
И так же; как герой, рождаемый народом
является выразителем наиболее передо.
зых, созидающих идей . самого народа,
так и театральный герой является вопло-
щением того лучшего человека, которого
эпоха вынашивает, ищет и находит. .

Герой, рождаемый жизнью, может быть
расивым или некрасивым, обладать го-
7260м сильным или слабым, — это для
pom не существенно, легенда наградит
#0 чертами совершеннейшей красоты. А
трой театральный должен быть не толь-
ко красив, но и полон мужества и силы.
0в должен пленять воображение и воз-
буждать романтические мечты.

Такие именно творческие и формальные
качества определяли актера на  героиче-
акне роли в прошлом. Это был актер
большой эмоционЕЛЬНОЙ силы, благород-
вйших душевных тембров, актер-роман-
Тик, самозабвенно воплощавший образы

зали сердце, переворачивали душу... вы-
зывали дрожь», — вспоминали современ-
ники.
Для своего «Ракочи-марша»
вамечал эпиграф: из Виргилия:
Ярость и гнев владеют умами.
«Мемуарах» композитор описывает
одну из сцен, разыгравшихся после испол-

Берлноз

вижу внезапно входящего человека, в
жалкой одежде и со странно-оживленным
лицом. Заметив меня, он кидается ко мне,
неистово обнимает, глаза его наполняются
слезами, он едва может произнести следу-
ющие* слова: ФАх, сударь, сударь!. Про-
стите мой экстав.. Ах, я сонял вашу му-
зыку. Да, да.. Великий бой... Немпы —
собаки». —

Сегодня нам нужна музыка, снособная
вот так же мощно овладевать, душами,
сплачивать людей вокруг одного, ‘главно-
го, решающего дела жизни — победы над
врагом. д

Мы много говорим о правах различных

Тамлета, Фердинанда, Чацкого, Жадова ‘жанров и часто забываем, что долж-
1 др. но об’единять сегодня все без исключения
‚ Профессиональное его наименование   Виды ‘творчества.: Это общее -- прежде
было: «герой-любовник». всего внутренняя собранность художника,

сила душевной страсти, которую он вкла-
дывает в искусство.

Недавно композиторы В. Кочетов, Г. Ка-
малдинов, И: Ковнер, В: Садовников на-
писали песени для колхозного слушателя.
В стихах говорится и о военном урожае,
и о милом, который оражаетея на фронте,
HO музыка, непостижимо ‘почему, написана
в духе созерцательных элегий и пастора-
лей. Откуда это наивное представление о
колхозном труде и быте 1942 года, как о
сельской идиллии? Вы хотите непремен-
ной маршеобразности, громкого пафоса?—
может спросить композитор. Нет, пусть
это будет скромная, лирическая песня, но
пусть в ней будет передано сегодняцнее
живое чувство советского человека. До-
стигнуть этого нелегко. Тут требуется
творчество. & не компиляция. Но ведь
именно творчества от вас и ждут.

Вот один из новых сборников, посвя-
щенных войне: «Песни Военно-Морского
Флота». Среди них две песни о Севасто-
поле: «Девиз  черноморцев — победа»
К. Листова и «Город синекрылый» Ю. Сло-
нова. Севастопольские дни мы переживали
очень недавно. Вспоминается посмертный
очерк Евг. Петрова «Прорыв блокады».
Какая концентрированность и сила чув-
ства, какая глубочайшая ответственность
Ba каждое слово! Но ординарный мари
К. Листова; напомаженная и прилизан-
ная лирическая песенка Ю. Слонова, —
какую связь они имеют с Севастополем?
Они написаны грамотно и слаженно, но
нет в них ни одной живой, одухотворен-
ной черты. И то же самое в остальных
‘песнях сборника, в частности и в особен-
ности, в «Балтийской походной» А, Соко-
лова, в «Марше североморцев» Б. Терен-
тьева.

Сюжеты и образы войны’ сами по себе

Сейчас не редкость встретить среди ак-
ров несколько ироническое отношение к
той театральной номенклатуре. Но для
280, людей старшего поколения театра,
м0 звучало неплохо — «герой-любовник»!
‘четание прекрасных понятий: героизма
Е любви. Разве это плохо? И вдруг это
прекрасное исчезло. :

Герой-любовник исчез, а на смену ему
явился «любовник-неврастеник». И’ даже
«герой-неврастеник».

$ >

Откуда, какими чарами и колловством
совершилось это нелепое клиническое
сочетание глубоко противоречивых поня-
rah?
Случилось это, конечно, не сразу, &
постепенно. Из литературы и со сцены
хачал постепенно исчезать тот. целостный
человек, которым так богата была поре-

эпоха 60—70-х тодов. а
смену ему замелькали серые силуэты без-
временья и упадка 80-х и половины 90-х
дов, «хмурые люди», «человеки в фут-
лярах», запуганные до отупения и мань-
ячества политическим террором царизма.

Актер несколько опешил: как, какими
средствами надо изображать этого нового
человека эпохи — растерянного; живуще-
№ в сфере загадок, символов, унылого и
жалкого? Как зажечься от него? Герой:
любовник спрашивал себя: «Куда же мне
девать мой голос, краски, жест, весь
аа1ао моего огня и фантазии?»

Театры росли и множились, вырабаты-
зались многообразные стили, формы и
хетоды.. Театры  обогащались техникой,
знанием, вкусом, талантом... Русский театр
з рядах мирового спенического искусства
давно уже вышел на первое место и
прочно держит свое первенство и поны-
не, Но.. герой из театра ушел,

Герой, как ‘носитель большой сцени-
ческой формы, актер огромного ‘душевно-
10 накала, актер порыва ‘потрясающего и
незабываемого, — такой актер из театра
ушел. Хороших, образованных, умных и
талантливых актеров нам не занимать
стать. А вот тероя — нет. Героя! -С ог
ненньй взором и разящим мечом. Такого
— нет. 1

Режиссер Отаниславокий восхищался
Ленским. До конца дней своих он, этот
театральный Фауст, искал философский
камень — тайну создания актера, совер-
шенного актера!

Великий кудесник ансамбля, неоравнен-
En анатом подтекста, творец законов и
формул сценического процесса, Стани-
славский всю жизнь испытывал тоску по
Зудесному, жаждал явления героя, этой
первозданной вспышки творческой энер-
тии тватра. И так . с этой неутоленной
жаждой и ушел.

Если припомнить наши предвоенные
творческие дискуссин, то надо признать,
310 эту жажду испытывали многие теат-
ральные умы.

Скажут: ло. того ли сейчас? До этих ли
«нежностей» ?

Если юворить не о дискуссиях, a0
*амом существе дела, то я отвечу:

— До того. Как нельзя более ко вре-
Мени.

Недавно мне пришлось услышать у ре-
петиционной Доски следующее:

— Как все это ничтожно в сравнении
$ тем, что происходит там.

Что — «ato»? Репетиции? Спектакли?
Bech наш театральный  труд?. Какой
опасный поворот мысли! i

Сейчас — война. Нашим сознанием уп-
равляют вера в побелу, воля к победе,
Чувство родины, ошущение высокой геро-
лки наших дней. И потому: — Актеры!
З& оружие! Играть! Играть  самоотвер-
женно, ярко, вдохновенно! }

Наша жизнь, потрясенная войной - Jo
мубочайших своих основ, рождает чело-
зека-героя, силой воли и духовной мощью

превосходящего легендарных тероев древ-
: право-

ских усилий оставляют в душе глубокий
отпечаток. Но прикосновение к ним холбд-
ной, равнодушной или небрежной руки
способно приглушить и их собственное
звучание. музыке тема, не вошедшая в
‘плоть и кровь произведения, еще менее
действенна, чем в литературе, ибо ° здесь
‘почти невозможно чисто смысловое вос-
приятие сюжета.

Попробуем прослушать баллады и моно-

СКУЛЬПТОР-ФРОНТОВИК

В этот небольшой домик на окраине
населенного пункта часто заходят бойцы
‚и командиры, чтобы взтлянуть, как ра-
ботает скульштор-фронтовик тов. Е. Бли-
нова, a :

Перед нами — одна из последних ра»
бот скульптора. На небольшом гипсовом
барельефе правдиво изображена  челове-
Ч драма. Молодая  женщина-мать
и к груди ребенка. Другой ре-
бенок, чуть постарше, прячется за мать.
Прямо на нее угрожающе идет немецкий.
солдат в оружием мясника — ножом.

Скульптор-фронтовик Е Блинова рабо-
тает сейчас над созданием бюстов героев-
бойцов и командиров части.

Н. ТКАЧЕВ,

(«Красная Армия»),
OL LLPOLLOA Pe

Партизаны стали героями первых же
пьес 0б отечественной войне. В той об-
разцовой, символизирующей наше обще-
ство, универсальной семье, судьбы кото-
рой на первых порах занимали преиму-
щественное внимание драматургов, парти-
занам отводилось почетное место («Фронт»
Вл. Соловьева, «Накануне» А. Афиноте-
нова, «Дом на холме» В. Каверина). Ина-
че оно и не могло быть. Народные мети-
тели заявили о себе с первых дней вой-
ны достаточно определенно. Жизнь ука-
зала драматургу тему. Но решение ee
поначалу было примитивным: это были
пьесы-чертежи, пьесы-проекты,  ньесы-
предположения. Драматургия разрабаты-
вала по преимуществу одну сторону те-
мы: как совершается переход советского
человека от «мирного» состояния к поло-
жению воина, сражающегося в тылу
врага.

В ходе действия почти всех пьес горол,
‘село, в котором проживает некая семья,
оказывается занятым врагом. Накануне
появления немцев старшее и  младшее
поколение (среднее поколение — на фрон-
те) уходит обычно в партизаны. Сборы,

По нему уже равняется юность, он укра-
‘ит золотые страницы детских книг, его
раз в мраморе, бронзе и красках будет
мотреть на нас с порталов стадионов, се
Иен дворцов и академий.

Он же, этот герой, рожденный в огне
зличаншей борьбы, вернет ‘нам творче-
‘кие потрясения истинно героического те-
arpa, ;

* *

тревога, торечь прощания, решимость
бороться с врагом не на жизнь, & Ha
смерть — вот что составляет содержание

этих сцен. В них отразилась в какой-то
мере правда тысяч подобных фактов, ибо
тлавное, что подчеркивали в этих си-
туациях драматурги, — это та естествен-
ность, можно сказать, непроизвольность, ©
которой советский человек, будь он кол-
 хозник, рабочий или профессор, шел вы-
полнять свой долг ‘и становился партиза-
ном. Советскому патриоту неведомы коле-
бания, когда речь идет о защите родины,
— свидетельствовали эти пьесы, хотя и

в весьма общей форме. Но дальнейшая
судьба ‹ такого человека  раскрывалась
злесь не по сложным законам живой

жизни, & по схемам драматургического ре-
месла.

У тероев этих’ пьес, вместо портфеля
или подойника в руках оказывались гра“
наты и автоматы, но сами они, в конеч-
ном счете, оставались психологически
неподвижными — прежними учителями и
счетоволами. Особую прелесть видели
драматурги в том, чтобы показать их
«мирные» привычки и настроения, Tak
контрастирующие © «экзотикой»  парти-
занокого лагеря. Отсюда в партизанских
спектаклях много любви, много ‘воспоми-
наний о ‘прошлом, много комических эпи-

чад

‘oprper краснофлотца-гвардейца Петрова.
Этюд художника К. ДОР

нения «Ракочи-марша» в Будашение: «Я

жгучи, и часто вне зависимости от автор-

годоз.В их обилии тонули действительно +.

Д. ЖИТОМИРСКИЙ

1Шылающее сердце

на замечательные стихи А. Твардовского:,
деревенский парнишка мчится вместе ‚с

советскими танкистами сквозь вихрь огня,
Чтобы показать, где укрылся вражеский

плала» на стихи С. Щипачева: пожарище,

стно выписанные речитативы, но они тем

сти — риторика, ходульная

ный речитатив в «Рассказе танкиста»).

новенно? Конечно, об этом можно и петь

ководец» Мусортского. Но если
немощна, то она не нужна вовсе.

Обыденщина, равнодушие,
чувств—эти черты, вообще чуждые под-

нем сегодня.

дартную «новинку» «Вперед, в
(слова П. Шубина), зачем на
внутренне-напряженные стихи В. Лебеде-

шил выпустить заурядный,
монолог «Мы скоро вернемся». Почему из-
под пера молодого и способного компози-

водянистые и пустые

явно серых и скучных вещей?

усилилась тята к героическому жанру. Еще
нег творческих усцехов, равных «Священ-

по-настоящему мужественная и

романтически-приподнятая
Н. Макаровой, «Песня гнева» В. Кручини-
на и ряд других.

Но именно, когда композитор обращается
к героике, особенно ясно обнаруживается,
что дело не столько в жанре, сколько во

изведения. Ни тема, ни жанр не заменят
душевной асти, если ее  нехватило у
композитора; творческая техника не скроет
вялости, если’ она внутренне не преодолена.

В. Гусева есть стихотворение. «Вест-
ник нашей бури»: в блиндаже при свете
крохотной лампочки танкист зачитывается

лекает Данко; пылающее сердце юношир—
ведь это в какой-то мере образ его самога
и его товарищей... Безразлично,

она тлубоко правдива. Искусство, высоко
парящее над мелочным, будничным фак-
том, романтик» могучего  целеустремлен-
ного чувства — только такое искусство до-

стелло-- Другое искусство — анемичное,
серенькое, будничнёе — не нужно сегодня.
Это мусор, мешающий видеть и ощущать
правду. : т ‘ :

ЖИВОПИСЬ БОЙЦОВ

Всесоюзный дом народного творчества:

им. Крупской приступил к сбору картин,
варисовок и плакатов самодеятельных
художников-фронтовиков, активно участ-
вующих в выпуске боевых листков и в
оформлении клубов. :

В клубе одной из частей Западного
фронта большим успехом пользуется кар-
тина. «Разгром немцев под Москвой», на-
писанная художником-бойцом т. Кузьми-
щевым. Много зарисовок и .ажварельных

рисунков сделал за время войны боец
саперног батальона Г, Лисснер, В’ сво-
их работах Лисонер, участник осенне-

зимнего наступления наших частей Ha
Запалном фронте, отображает боевые эпи-
зоды, свидетелем которых он был;

Над картиной «Снежная могила нем-
цев» работает красноармеец Е. Головлев,

новые штрихи человеческого характера, и
драматургам то и дело приходилось прибе-
тать к маловыразительным, «общим» ми-
тинговым фразам, чтобы подтвердить го-
товность к борьбе, мужество и патрио-
THEM действующих лиц. Нетрудно понять
секрет построения этого рода драмы: ес-
ли подлинный, реальный партизан не
‘был еще познан, то его место заступал
хорошо знакомый персонаж мирного вре-
мени — с некоторой трансформацией ко-
стюма, обстоятельств и места действия.
Внутренняя неподвижность характера
требовала специальных приемов «ожив»
ления» действия; Вот’ почему до самого
последнего времени в каждой пьесе о пар-
тизанах проявляется усиленное сюжетное
ивобретательство драматурга, чаще всего
в виде тех или иных авантюрно-детек-
тивных неожиданностей и случайностей,
‚Так, например, в пъесах «Дым отечест-
ва» бр. Тур и Шейнина. и «Червонные
острова» A, Рототаева и Е Пермяка
партизаны совершают немало смелых по-
стуков, помотают частям Красной Армии
тромить немцев, забирают в плен гитле-
ревцев и всегда почти без особого труда,
и потерь: в самый критический момент
выступает «счастливый случай», специаль-
но для этого припасенный драматургом.
Живут партизаны в этих пьесах «с
улыбкой на устах», не испытывая каких-
либо серьезных трудностей. У них всет-
да обильная пища, удобные шалапи, в
избытке оружие и боеприпасы,
недостатка в людях, всегда во-время при-
ходят им на помощь части Красной Ap-
мии. Чтобы разрядить эту благодушную
атмосферу, драматурги время от времени
обрушивают на головы своих героев опас-
ности и несчастья. Условность этих  ситу-
.аций настолько очевидна, что уверенность
в благополучном. их исходе возникает
Сразу же, после внакомства с первым ак-
том пьесы. А если читать и смотреть ее
дальше, то разве только из чистого любо-
пытства! какой способ применит в дан-
ном случае автор для спасения действу-
ющих лиц? И столько. >
Могут возразить, что случай, случай-
ность нередко становились поворотным
моментом в судьбе героев и в классиче-
окой драме. Это, конечно, так. Но дело-то
в том, что случай в пьесах, о которых
идет речь, возникает вне характера
людей, вне логики событий и поэтому
является прямым, непосредственным . по-
«рождением произвола. драматурга,

ey,

артиллерийский расчет; «Близится  pac-

мать, оклоненная над мертвой белокурой
толовкой, клятва мщения; «Мы’ поклялись
в тот час» (Ефимов): снова муки ребенка

и гневная клятва... В музыке—добросове-

скучнее, чем подробнее композитор стре-
мится проиллюстрировать стихи. Ибо здесь
нет не только музыкального ‘образа, но и
элементарного ощущения текста, его выра-
зительно-смысловых акцентов. Эмоциональ-
ное решение сюжета подменяется‘ холод-
ным описанием, на месте душевной стра-
мелодрама,
(таков, например, длинный и однообрав-

Слушатель вправе спросить: зачем обо
всем этом столь длинно поют, если доста-
точно рассказать коротко, ‘сурово, проник-

Ведь существуют же «Забытый» и «Пол-
музыка

рыхлость
линному ‘искусству, особенно нетерпимы в

У С. Каца есть талантливые и заслу-
женно популярные песни; зачем же по-
надобилось ему выпускать безлично стан-

атаку!»
хороптие,

ва-Кумача о прошании с погибшим в бою

товарищем композитор написал и посие-
будничный

тора В. Юровского выходят нередко вещи
по музыкальному
материалу, рыхлые по форме («Партизан-
ская ночь»), почему выпущено так много

За последнее время среди композиторов
ной войне» А. В. Александрова, но среди
новых песен обращают на себя внимание
‚ темпера-

ментная «Песня доваторцев» В. Мурадели,
` «Уральская»

внутренних эмоциональных качествах про-

торьковской «Старухой Изергиль». Его ув-

списана’
ли эта сцена с натуры или придумана, —

стойно людей, среди которых жил Га-

нет

хвображение.. условий   ововобразне каждого из овоих героев. Но

!

i. Соколов-Скаля. .

*

Mi GopeMca и трудимея на почве уже
варыхленной нашими предками. Без это-
TO сознания нерасторжимой нашей связи

риотизма было бы неполным.

Вот почему мы с таким удовлетворени-
вм встречаем сейчас появление новой
исторической картины П. П. Соколова-
Скаля, ‘освещающей одну из важнейших
эпох в истории русского народа.

Художник изобразил триумфальное
вступление Иваня Грозного и его войсда
в завоеванную им  МЛивонскую крепость
Кокенгаузен. Вступление это не сопро-
вождалось, как это было принято в то
время, грабежом, насилиями и уничтоже-
нием побежденных. «Приняв под свою
власть сдавшиеся Мариентаузен. Режицу,
Людин, Динабург, Кокенгаузен до самого
Ашерелана, — пишет современник этих
событий Гейденштейн в своих «Записках
с московской войне», — н не делая им
никакого вреда, чтобы слух о его мило-
сердии распространился, Иван отправил-
ся дальше».

В картине точнее обосновано это не-
обычное милосердие сурового Ивана IV.
В ней видно, как жители  Кокенгаузена
вами отдают ливонских рыцарей в руки
победителя. И это показано правильно.

Исторические источники товорят о том,
Что коренное местное население — латы

и эсты--сочувствовали русским. В са-

й разгар Ливонской войны (1560 г.)
‚зопыхнуло крестьянское восстание про“
тив ‘немецких рыцарей-помешиков. ` «К, че-
“MY нам терпеть за дворян, — товорили
повстанцы. — Они берут с нас большие
оброки, мучают нас барщинами, а как не-
приятель пришел, они прячутся, & нас
отдают на зарез». e

„Ливонские рыцари во времена Ивана
Грозного не отличались особой доблестью.
«Каждый рыназь, — рассказывает ливон-
ский летописец, — хвасталея, что  про-.
воюет охотнее 100 талеров, чем один та»
лер даст москвичу в дань ради мира; од-
нако, котла пришла беда, то никто не дал
ничего ни для мира, ни для войны».
оХудожник рисует врагов без преувели-
чений. убедительно и жизненно. ИскАжене.
ные бессильной злобой лица былых ва-
воёвателей носят  неизгладимые следы
распущенной и хищнической жизни. Же-
CTH побежденных лишены осмысленности
и достоинства, какими отличаются движе-
ния русских воинов.

Последние изображены художником без
0с0бой индивидуализации, но с выражени-
ем их общего национального типа. Толь-
ко сам Гроэный и стоящий перед ним
Малюта Окуратов обращают на себя вни-
мание ярко выраженным  свовобразием
характеров. s

„Образы русских воинов роднит их Te-
мократизм. Это люди труда, труда земле-

Ю. КАЛАШНИКОВ Образ и схема.

жизни и борьбы партизан, преобладание
вемейно-бытовых и. любовно-лирических
мотивов свойственно ‘большинству пьес о
партизанокой борьбе (Н. Маляревский
«Партизаны уходят в лес», В. Витт «Дни
суровые», Н. Данилевский «Грозная си-
ла» и др). Образ вожака, руководителя
партизанского отряда, обычно самый блед-
ный. Его характеристика исчерпывается
общими определениями «мужественный»,
«СТОЙКИЙ», «волевой» ит. п. И он обре-
чен время от времени произносить, как
некогда в «Синей блузе» пресловутый ве-
дущий, выспренние речи.

° В преобладаютщем большинстве пьес о
партизанах нет конкретного, живого ошу-
щения действительности. В изображении
самой организации партизанского движе-
‘ния, его форм и методов борьбы драма-
турги часто совершают явную ошибку. Они
пишут о жизни небольших отрядов, во8-
никших по большей части стихийно, . со
всеми особенностями и неизбежной огра-
ниченностью их деятельности. Это — изо-
бражение самой простой, начальной сту-
пени партизанского движения.

В пьесе «Партизаны в степях Украи-
ны» А. Корнейчука впервые наметился
выход за пределы установленного стан-
дарта. -

А. Корнейчук искал ето на путях на-
родной комедии. Образы известных по
пьесе «В степях Украины» дедов Остапа
и Тараса и отчасти Галушки исполнены
чудесного народного юмора. Деды теперь
не только забавники — они тневно 60-
рются © врагом. И смех стал здесь выра-
жением силы’ и уверенности народа в сво-
ей победе, :

Последние пъесы о партизанах «Бес-
смертный» А. Гладкова и А. Арбузова
и, в особенности, «Партизаны» А. Капле
ра, различные по своим художественным
качествам, серьезно и по-новому разраба-
тывают тему становления, если так можно
сказать, боевого характера. Драматурги
обращают главное внимание на процесе
формирования новых качеств. характера
советского гражданина и патриота.

Студенты-комеомольцы, приехавшие на
уборку картофеля в подмосковный совхоз
(«Бессмертный»), оказываются в тылу у
немцев, образуют партизанский яд и
учатся наносить рвущемуся к  Моснве
врагу чувствительные удары. Молодежь
проходит науку ненависти и борьбы. К
каждому применимы слова одного из них:
«Мы стали верослыми». Авторы  Гейденштейня). Е

Грозный Соколова-Скаля — терой-ботаг
тырь. Образ величественный, мужествен-
ный, с печатью гордости, оправданной
высокой воинской доблестью и сознанием
честно выполняемого государственного
долга. Картина вызывает ряд серъезных
мыслей о прошлом русского народа и
напоминает нам об упорной борьбе, ко-
торую пришлось вести нашим предкам.

Художественные достоинства картины
также представляются нам значительны-
ми. При четком рисунке тонкослойная
живопись хорошо проявляет формы. На
всем лежит печаль ясности и силы
результат продуманного, выношенного
тода работы. В картине тщательно
писаны детали и в то же время в
нет мелочности. Цветовые сочетания
лы и смелы. Е

Это монументальная серьезная . работа
советското художника в жанре историче-
ской живописи. В ней намечен стиль в0з-
вышенной эпической формы, который co-
звучен нашему тероическому времени,

ме
вы-
ней
чи»

ка. Олно из поразительнейших созланий
руеского оперного тения’ — «Каменный
тостьз Пушкина и Даргомыжекого. Велу-
шайтесь, как Обухова поет песню Лау
ры из «Каменного гостя», и вы поймете,
что Испания эта, которую сами испанцы,
в отличие от презрительно ‘третируемых
ими экзотических ‹эспаньолад», призна-
ли своей, — русская Испания.

Даже «Сетедилья» из «Кармен» — про
изведения, созданного под другим, He-
русским небом, — у Обуховой звучит
по-особенному, Это Кармен не Мериме —
насмешливая, злая, ‹презирающая смерть,

упрекнуть в чрезмерном
литературным реминис-

авторов можно
пристрастии к

ни: и не Теофиля Готье — смуглая чертовка,
. А, `Каплер безжалостен, если  УТОДНО,  ца коленях у которой пел мессу сам
жесток к своим тероям.. Он не прикраши- толелский архиепископ. Это/ даже He

вает жизнь, не стлаживает острых углов.
Он подчеркивает суровость обстановки,
трагический ее колорит. Его главная ге-
роиня — знатная трактористка Прасковья
Лукьянова — проходит через страшные
страдания. Немцы сожгли ee : ребенка,
надругались над ее женской честью, „раз-
рушили колхоз, которому она отдала луч-
шие тоды жизни, Она потеряла мужа,
оказавшегося трусом. Цветущая, молодая,
жизнералостная женщина становится, се-
not, молчаливой, сумрачной. Прасковья
Лукьянова — грозный для немцев руко-
водитель партизанского отряда «Товарищ
Il», Ona тушит в себе все чувства, кроме
ненависти. Исключительность и крайность
ee характера выражают. волю нашего на-
рола к борьбе и мести. В этом отноше-
нии фигура Прасковьи Лукьяновой cum-
волична.

И, несмотря на рыхлость композиции
«Партизан», банальное начало и конец,
мелодраматические преувеличения в 10-
ведении Прасковьи  Лукьяновой, появле-
ние этой пьесы — факт значительный и
принципиальный. Каплер отвергает в
драматургии путь легкого, поверхностного
скольжения по теме. Он воссоздает под-
линную стихию жизни, показывая герои-
ку и страдания, победы и жертвы,

Появление первой правдивой и суровой

пьесы А. Каплера о партизанах с 0о6обой
остротой подчеркивает, как отстали от
жизни драматурги, которые повторяют 8a-
ды, топчутся на месте, отдавая непомер-
HO много внимания процессу перехода лю-  .
дей от «мирного» состояния к «партизан-
скому». Конечно, этот процесо продол-
жается. Но давно уже существуют пар-
тизанские бригады, дивизии, армии, пар-
тизанские районы и края. Во главе их
стоят руководители большого масштаба,
подлинные народные полководцы. Вот
кто должен стать героем пьесы о парти-
занах. / :
_ Прасковья Лукьянова — героиня пьесы
A. Каплера — художественный образ
большото масштаба, Драматургия должна
до конца, во всей полноте раскрыть по-
добные характеры в больших картинах
народной борьбы в немецким нашествием.
Они — подлинные терои нашего времени.
Они — действительные герои нашего ис-
кусства,

совсем Кармен Бизе — символ страсти и
обреченности. Может быть, это блоковская
Кармен:

`° Дивный голос твой, низкий и

странный,
Славит бурю цыганских страстей.

А в коние концов, это все та же жен-
шина, только опять в новом обличьи и
Ha этот разв чужеземном наряде, Она
варослее традиционной Кармен, больше
испытала, чем та, большие знает о жизни.
Й трагедия ee от торестной силы большой
человеческой — женской — страсти, ив
находящей для себя исхода.

`Я перечислил почти все, что ‘пела Обу-
хова в недавнем своем концерте. Но
репертуар ее шире, так же, как не зам“
кнут творческий мир Обуховой рамками
одното лишь образа. Прекрасны черты
дарования этого большото хуложника,
они делают ее особенно близкой и до--
ротой нашему слушателю.

te *

«Тревога», рисунок художника Н. ТЫРОА.

Га  Лиразурки Искусотво 2 8

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО 3

овес о наць

пВопоюео

лом и сочном, густом, ‘как звучание вио-.-

столько ярких минут вдохновения Глин”.