x }

‚ПРОЛЕТАРИИ ВЕРХ. СТРЯН” O05 ANNRATECE! СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ

а ПС

Орган правления Союза советских писателей СССР, Комитета по делам искусств
при СНК СССР и Комитета по делам кинематографии пра СНК СССР.

=

Mee ppannney

HEY

$

1 стр. Передовая. Хартия свободы, труда и твор-
чества. А, Толстой. О литературе и войне. Инфор-
мация. Памяти Кирова. «Из искры возгорится пла-
мя». Великий гражданин. Киносемки наступления
‚наших войск в районе Сталинграда. Награждение
артистов-балтийцев. Новые работы ленинградцев,
Премьера оперы «Пугачев». Приветствия от зару-
_ бежных друзей. -
` 9 стр. К. Халыков. Художники-патриоты. С. Вур-
гун. Писатели Азербайджана в дни войны. С. Тре-
губ. Место поэта. В. Эрманс. Узы братства. Р. Рза.

Родина (стихи). А. Джамиль. Дорогая сестра (сти-
хи). А. Алевич. У писателей Таджикистана.

3 стр. А. Фадеев. Носящий имя Кирова. Е. Злато-
ва. Русский характер. Г. Жидков. Мастера графики.

4 стр. В. Инбер. «Раскинулось море широко».
Я. Эльсберг. Мистер Бантинг и фашизм. Ф. Вержбиц-
кий. «Сокровищница тайн». А. Семенова. «Баллады и
песни английского народа». Л. Тимофеев. Новый
журнал. Информация. Художники Советской При-
‘балтики. В Союзе писателей. По Советской стране.
Художественная жизнь в Иванове. Светосильный
стереоэкран.

5 ДЕКАБРЯ

aS

ВЫХОДИТ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО

Sa ae

1942 ГОД

ПРИВЕТСТВИЯ ОТ ЗАРУБЕЖНЫХ ДРУЗЕЙ

В адрес президиума антифашистского митинга работников искусства и ли-
тературы, состоявшегося 29 ноября в Москве, получен ряд новых приветствий и
выражений солидарности из США и стран Латинской Америки — от писателей,
руководителей культурных учреждений и организаций, общественных деятелей,

К Хартия свободы, _
труда и творчества `

Шесть лет минуло с того дня, когда
на У Чрезвычайном всесоюзном с`’езде
Советов была принята новая Конституция
СССР, которую наш народ гордо назвал
Сталинской. Эта Конституция является
итогом исторической борьбы нашего народа
за свою независимость, свободу и честь,
она «является, стало быть, регистрацией
и законодательным закреплением того, что
уже добыто и завоевано на деле» (Сталин).

В Сталинской Конституции с огромной
силой философско-исторического обобщения
У ‚отразился наш свободолюбивый дух, наша.
‚ вера в человека-творца, наша любовь К

труду, к прогрессу науки и. техники, ве-

ликому прошлому нашей родины, к ее
прекрасному будущему.

Четверть века мы укрепляли наше го-
сударство, строили наши заводы и колхо-
зы, создавали свою культуру. В последние
годы перед войной все с большей и боль-
шей полнотой стали сказываться плоды
нашего гигантекого труда. Человек-творец,
хозяин огромного государства гордился

: OCYMlecTBAeHHOH WM мечтой, созданным им
i советеквим миром. On говорил словами
ь поэта: «Год от года расти нашей бодро-
i сти». И она, действительно, росла, она
у неустанно растег и ныне, несмотря на все
испытания войны, несмотря на 10, что
ы подлый и коварный враг нарушил наш
мирный труд. В великих гуманистических
И заветах, начертанных. на скрижалях Ста-
а линской Конституции, советский человек
i обрел ту силу, что помогла ему мужест-
венно перенести все ‘тяготы первого пе-
риода войны и затем организовать и на-
нести гитлеровцам один мощный удар за
другим под Москвой, под Владикавказом,
под Сталинградом, на Центральном фронте.

Только еще подготевляя свое злодейское
нападение на нашу страну, немецкие
фашисты нагло заявляли, что СОСР —
не государство и что он «представляет
He ‘что иное, как точно определяемое
географическое понятие». Тогда они пока
что только на бумаге «закрывали» СССР.
Через Пять лет они решили на деле ocy-
ществить свои  грабительские планы.
He вышло! «Опыт образования многона-
в пионального государства, созданного на
база социализма, удался полностью»
(Сталин), и о мощь и несокрушимое
мужество советских людей обломал свои
зубы фапгистский хищник. Гитлер расечи-
тывал, что под первыми ударами его
трабъармии советский строй рассышется,
что тотчас же «начнется храчка между
народами СССР» (Сталин), что «блип-
криг» будет безусловно им выигран. Но
советский строй, основой и содержанием
которого является великая хартия о друж-
бе и братстве народов — Сталинская
Конституция, оказался наиболее  проч-
вым государственным строем в мире. Это
с предельной очевидностью доказал весь
ход отечественной войны.

Нашествие врага еще более еплотило
советских людей, сделало  сталинскую
дружбу народов ‘Советского Союза еще
более крепкой и нерасторжимой. Русские,
украиниы, грузины, белбруссы, армяне,
азербайджанцы, узбеки на разных участ-
ках фронта сражаются за свою Россию,
Украину, Грузию, Белоруссию, Армению,

ot

AM,

Азербайджан, Узбекистан, а значит за
всю ‘советскую родину.
Киевская студентка — снайпер Людми-

ла Павличенко, унячтожившая при обороне
Севастополя свыше 300 фашистов, мстила
за разрушенный ими Ерещатик, за исие-
пеленный Черниговский собор, за Надруга-

5%

Памяти

if ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). Лении-
0 традский Союз советских композиторов
организовал концертную бригаду для вы-
ступлений в воинских частях и гоепи-
талях в кировские дни. В программе вы-

«Из искры возгорится пламя»

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). — Писз-
тельница Антонина Голубева заканчивает
работу нал повестью «Из искры возто-
рится пламя» — 0 первых годах револю-
пионной деятельности ©. М. Кирова. По-
весть эта является продолжением книги
«Мальчик из Уржума». В ней рассказы-
 вается юному читателю о том, как Се-
pema Костриков находит свое призвание,
становится профессиональным революцио-
вером-больтневиком.

Повесть охватывает жизнь и работу
С. М Кирова в Томске, Тайте, Закавка-
Bhe в прелреволюционные 1913—1917 г0-
лы. Автором спользованы фонды Ки-
т ровского музея в Ленинграде и архив-
ные материалы, собранные в Иркутске

( и Томске. на станции Тайга и т. д. строителя, непримиримого борца.
} or
  НАГРАЖДЕНИЕ АРТИСТОВ-БАЛТИЙЦЕВ
7 ЛЕНИНГРАД. (От ‘наш. корр.).  Прика-   Б. Д. Лопатин, И. И. Зосимов, В. А. Ко-

\` вом командования Краснознаменного Бал-
1 № > тийского флота за самоотверженную ра-
“ Gory 10 художественному обслуживанию
 Действующего флста награждена орденё-
ми и медалями группа работников театра

#

УС
\

КБФ.
Орленами «Красуой звезды» награжде-
ны: начальник зёатря, старший полит-

рук А. Ф. Гитцович, артисты Л. А. Го-
ловко, А. М Княжецкий, М. Д. Ладыгин,
Е Г Перебилко, Д. М. Коган и хулож-
ник В М Коваленко. :

Мелалью «Ва боевые заслуги» награжле-
ны: артисты А. В. Дельвин, А Я. Зар-
жицкая, В. И. Нарелин, И. Минаев,

тельство над святыней украинского наро-
да —- могилой Шевченко в Каневе. «У
„Дона я сражаюсь за Грузию», — писал
инженер-лейтенант Вахтанг  Болокадзе.
Краснофлотец М. Топоровекий с гордостью
товорит о том, что ему, украннцу, при-
шлось защищать город Ленина.

Это нерунтимое единство народов на-
Wel родины, проявленное на фронтах
войны, находит свое непосредственное яр-
кое выражение и В ‘советской литературе,
в советском искусстве. Русский поэт Ни-
колай Тихонов пишет о тероях страны
тор — Дагестана, мордовский поэт Никула
Эркай посвящает свои стихи Украине,
герою азербайджанского народа Бабеку по-
свяшает свою трагедию в стихах Илья
Сельвинский, композитор Сергей Прокофьев
создает квартет на кабархино-балкарские
темы, украинские и русские скульнтеры
в г. Фрунзе’ работают над! памятником
генералу Панфилову, фронтовые бригады
зктеров и музыкантов наших братских
республик выезжают на различные участ-
ки-фронта. Братское содружество и сотруд-
ничество художественных коллективов и
ансамблей национальных республик взаим-
но обогащает друг друга и является пре-
красным подтверждением нлодотворности
Сталинской Конституции.

Великие идеи защищаем мы. Великая
миссия выпала на нашу долю. Один из
командиров нашей армии, молодой лите-
ратор, дал в бою своим артиллеристам
команду: «За великую русскую литерату-
ру — огонь по врагам», «За Льва Тол-
стого — огонь по фанистам!». Да, вы-
сокие страсти и идеи гуманизма сегодня
товорят языком наших артиллерийских ба-

фронт — TO наша
мысль, творчество.
Литература и искусство, выращенные
пох болнцем Сталинской Конституции, В
дни войны стали выражением силы, геро-
изма и мужества нашего. народа. Писатель,
актер, художник, музыкант на фронте —
не гости, а боевые друзья. Вместе со всем
народом они защищают великие завоева-
ния Октября, завоевания всей многовеко-

отвага, совесть,

я искуество нашей родины по самой своей
сути  свободолюбивы и демократичные:
Жизнь или смерть советского государства
— это одновременно жизнь ияи смерть
наших многонациональных культур. Ha
фронтах борьбы с немецко-фашистскими
захватчиками решаются судьбы мира;
судьбы всего человечества.

Исполнилось сталинское предсказание —
наша Конституция является «моральной
помощью и реальным подспорьем для всех
тех, кто ведет ныне борьбу против фа-
шистского варварства».
народы мира черпают надежды на OCBO-
бождение # силы для борьбы с немепкими
`насильниками в несокрушимости советеко-
го государства, в стойкости советского на-
рода, в наступательном порыве и воле к
побеле Красной Армии. Всему миру ясно,
что мощь СССР — в. его социалистиче-
ской индустрин, в его колхозном строе,
в его государственной организация, в ве-
личии культур его народа, в его людях,
воспитанных на свободолюбивых и чело-
веколюбивых принципах Сталинской Кон-
ституции. Такое государство победить ни-
кому не дано! Неминуемая гибель гитле-
ровской армии и гитлеровской Германии
булет торжеством Сталинской Конститутии,
торжеством всего прогрессивного человече-
ства:

Кирова

‚  ступлений бригалы — фрагменты из рек-
виема «Памяти Кирова? М Юдина и
оратория «Киров на Невдубстрое»

Славинского, лесни о Кирове М. Чулаки,
Д. Прицкера, С. Чичериной. ;

ВЕЛИКИЙ ГРАЖДАНИН

В московеком Доме кино состоялся
1 лекабря Вечер, посвященный памяти
Сергея Мироновича Кирова.

С докладом о жизни и‘`революционной
деятельности пламенного трибуна рево-
люции выступил доктор философеких
наук проф. А. Гатарин. На вечере де-
монстрировался фильм «Великий гражда-
HHH».

жж
*

Лекции и ‘беседы, посвященные Сергею
`-Мироновичу Кирову, были проведены в
ряде кинотеатров Москвы. В театре пов-
TepHoro. фильма вновь выпущена карти-
на «Великий гражданин», где в образе
Шахова вонлошены черты С. М. Кирова
— выдающегося большевика, неутомимого

женков, П М Любаров, И. Г. Дмитриев
и режиссеры’ С. Б. Фотельсон и А. В.
Рыжов. =

27 ноября начальник Политуправления
Балтфлота. дивизионный комиссар т. Ле-
Genes вручил ордена и медали награж-
денным.

Выступившие от имени, награжденных
тт. Княжецкий, Дельвин и Фотельсан
обещали отдать все свои силы на то,
чтобы вще лучше обслуживать бейнов и
командиров Балтики. оружием  больше-
вистской песни и слова вдохновлять. ге-
роев-балтийцев Ha
ненавистного врага.

тарей, очередями наших пулеметов. Наш

‘вой истории родного народа. Литература’

Свобохолюбивые-

вышенному волевому и моральному 00-

скорейший разгром.

«Танкисты».

*

Кинос‘емки наступления наших войск
в районе Сталинграда

/

В каждом из выпущенных за последиев
время номеров Союзкиножурнала зритель
видел кадры, заснятые фронтовыми Ome-
раторами кинохроники в районе Сталин-
града. В этих кадрах показывались слав-
ные запитники волжекой твердыни, 1п0*
казавигие ‘образцы невиданной в истоо
рии войн стойкости, непревзойденного
военного мастерства обороны осажденного
торода. Е

Сейчас боевые киножурналисты залечат-.
левают на пленке успешное наступление
налпих войск северо-западнее и юто-запад-
ве Сталинграда, активные действия бой-
цов и командиров Красной Армии в са
мом городе.
ны кадры, ‘ заснятые фронтовыми  кино-
операторами в первые дни наступления
Краснсй Армии в районе Сталинтрада.

Северэ-западнее Сталинграда с насту-
пающими войсками шли операторы Гольб-
рих и Малов. Они засняли крупную Ko-

укрепленную позицию противника. В c’em-
ках оператора Мухина ноказаны мноточис-
ленные трофеи. захваченные ‘наступающи-
ми частями (Красной Армии. На экране
видны разбитые танки, орудия, брошен-
ные немцами при поспешном  бетстве,
склады с боепринасами. Наши бойцы, сме-

„25 ЛЕТ СОВЕТСКОЙ
АРХИТЕКТУРЫ“

Заканчивается подготовка к выставке
«25 лет советской архитектуры в рабо-
тах московских архитекторов».

На выставке будут показаны лучшие
проекты последнего десятилетия (1932—
1942 1т.). Основному разделу будег пред-
шествовать ретроспективный,  знакомя-
щий с проектами сооружений первых
лет революции. Специальные залы будут
предоставлены творчеству ажадемиков а] -
хитеклуры И. Жодлтовского, А. Шусева и
Л. Руднева.

Особое место отведено шедеврам рус-
ского зодчества Заключительный отдел
выставки посвящаетея строительству в!
дни великой отечественной войны.

>>».

А. ТОЛСТОЙ

В нынешней войне, особенной и небы-
балой, человечество потрясено в основах
бытия, и народные массы призваны к 10-

стоянию. Нынешняя Война — это война
моторов. Это так, но это не точное опре-
деление — моторов и силы преодоления
страданий, нравственнюй силы.

В этой войне не счастье, не случай и
не только талант полководца принзсут
победу: победит та сторона, у которой
больше моторов и тверже нравственный
дух народа. :

Нравственные категории приобретают ре
шающую роль в этой войне.

Вот почему особенно уместно в нащи.
дни говорить о литературе, о каменщиках
крепости, невидимой, крепости’ души -на-
родной, % :

Воловий бич фашизма гонит ‘немецкий
народ назад — через века культуры ‘—
в пещеры питекантропа. И. что удиви-
тельно — немцы с вожделеющим ревом,
без протеста устремляются в_эту туман-
ную пропасть, на дно истории, на обгло-
данные кости. ae

В чем причина падения германского. на-
рада? Почему из столетия в столетие его.
‘охватывает перемежающаяся лихорадка. вой-
ны и грабежа? Почему гитлеровская Рер-1
мания стала социально опасной? Причи-т
на: вековое воспитание бесперспективното,
мелкого буржуа, меанство, нашедшее

себе земной рай в сопиал-демократических

стойлах Каутского и, наконец: о восторгом:

Окульцтурная
Выставка «Великая

На-днях в Москву доставле-

лонну наших танков, идущую в атаку HS

`кинооператорами в районе

щите Сталипграда, который будет
щен Центральной студией кинохроники.

—

группа Д. ШВАРЦА.
отечественная война>.

№

ясь, рассматривают обнаруженные водном
‘из танков противника оэрзац-валенки на
‘деревянной подошве. Всюду на доротах, по
пути наступления наших войск, валяются

упы фашистских солдат и офицеров,
Под конвоем   проходят
‘фучеть: нленных. немнев = румыю. >

Болыной интерес представляют кадры,
покавывающие один из занятых нами вра-
‘кеских аэродромов. Застигнутые врасилох
‘немцы не успели поднять в воздух само-
леты. Миног самолетов досталось, нам
в полной поправноети. Два «Фокке`Вуль-
фа» стоят в боевой тотовности с подве-
‹тенными к ним бомбами...
Операторы Вакат, Орлянкин и Остров-
ский изводили с’емки в самом Сталин-
граде. В присланном ими материале по-
казаны уличные бои, бойцы и командиры
Красной Армии, выбивающие немцев из
‘отдельных домов и кварталов, рабочие
заводов, с оружием в руках помотающие
войскам уничтожаль ненавистното врага.

Часть материала, заснятото фронтовыми
Сталинграда,
войдет в очередной номер Союзкиножур-
нала. Многие кадры будут включены В
документальный фильм о героической за-
выпу-

Обсуждение выставки.
«Великая отечественная война»

Комитет по делам искусств при СНК
СССР и Оргкомитет Союза советских ху-
дожников проводят 15, 16 и 17 декабря в
Октябрьском зале Дома еоюзов обсужде-
ние, всесоюзной художественной выставки
«Великая отечественная война».

Обсуждение откроется вступительным
словом председателя Комитета по делам
‘искусств т. М. Б. Храпченко. В повестке
дня — доклады: «Живопись» (докладчик
А. Замошкин), «Графика» (докладчик
А. Федоров-Давыдов), «Скульптура» (до-
кладчик А. Зотов). В обсуждении примут
участие художники, скульпторы и искус-
ствоведы.

`жение.

‚ наивысшим выражением творческих сил

многочисленные

Мы присоединяемся к протесту всех че-
стных людей против систематического
уничтожения советского искусства дитле-
ровскими вандалами и © уверенностью
ждем дня, когда их заставят полностью
заплатить за осквернение прекраснейптих
достижений человека и унижение челове-
ческото достоинства.

` Лион ФЕЙХТВАНГЕР, Берт БРЕХТ,

Вашингтон. 3

#*
*

Силы зла, варварства и разрушения,
брошенные против ‘нас гитлеризмом, угро-
жают течению жизни во всем мире. Как
смертонюсная чума, эти силы несут куль-
туре, духу и разуму разрушение и разло-

Сейчас, как никогда раньше, мы с03-
наем значение искусства в борьбе про-
тив варварства, того -искусства, которое
является нветом человеческой культуры и

человечества. Поэтому святая обязанность
всех, кто служит искусству, встать в один
ряд с нашими героическими заптитниками.

С отромным энтузиазмом, из тлубины
моей души я, как артист, присоелиняю
свой толос к Толосам призыва, которые

прозвучат в Москве.
Сергей КУСЕВИЦКИЙ,
дирижер симфонического оркестра.
Бостон. г
eK
%

Бессмертной славе Советского Союза и,
в частности, советских художников послу-
жит то, что в разгаре борьбы они сумели
высоко поднять светоч культуры, чтобы
ослепить гитлеровских головорезов, стре-
мящихся ‘к искоренению культуры.

Мы в Америке
Советский Союз за заботу о культурных
богатетвах, которые, ярко освещают чело-
веческий путь. Энтузиазм, вызванный Шо-
стаковичем и пробуливший интерес к с0-
ветским комнозиторам, драматуртам, писа-
телям и другим работникам искусства,
свидетельствует о растущем сближении
между народами США и СССР.

: - Давид ГРЮНС,
президент Американо-русской музыкаль-
ной корпорации,

#*
%

Как и многие другие работники амери-
канскс#” кинематотрафии, * я”® чуветвом
тордости приветствую героическую оборону
Советской России против жестоких фангист-
ских разрушителей культуры и радуюсь

которая приведет к победе и миру для
народов всего мира. ‘
Франк ТАЙТЛЬ,

НОВЫЕ РАБОТЫ
ЛЕНИНГРАДЦЕВ

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). В валах
Ленинградского Союза советских худож-
ников” открылась большая выставка ра-
бот ленинградских художников и архи-
текторов, посвященная 25-летию Великой
Октябрьской социалистической революции.
На выставке представлены работы живо-
ниецев, скульпторов, графиков, архитек-
торов, дающие представление о творчест-
ве мастеров Ленинграда за последние го-
ды и в дыи войны, ;

Среди экспонатов выставки -— карти-
ны В. Малалиса «Слушают доклад
Сталина» и В. Серова «Клятва Сталина,
на Втором всесокзном с’езде Советов»,
фронтовые зарисовки В. „Николаева и
И. Астапова, рисунки А. Пахомова, по-
священные городу Ленина в дни блока-
ды, иллюстрации К. Рудакова к «Анне
Карениной» и «Гамлету», а также скуль-
птуры В. Исаевой.
`В произведениях архитекторов отраже-
ны Сталинский план реконструкции
Ленинграда.  научно-исоледовательская и
реставрационная работа архитекторов.

Скорбь и гнев вызывают материалы
раздела, посвященного историческим па-
мятникам пригородов Ленинграда, вафвар-

MH.

\

ценим и благодарим

TOMY, Что моя страна. участвует в. борьбе,

ски разрушенным германскими фашиста-’

Приветствуем вас и восхищаемся муже-
ством русского народа, который в столь

критические для него месяцы продолжает

свою интеллектуальную и культурную

ЖИЗНЬ.

Для всех американцев, занимающихся
художественной и литературной деятель-
ностью, вы являете собой пример, которо-
му мы должны последовать в нашей сов-
местной борьбе по спасению человечества
от фашистского варварства.

Францис ТЕЙЛОР,

президент Ассоциации художественных
музеев, ;
Нью-Йорк.

Мы присоединяемея к протесту против
зверств фашизма и обещаем полную под-
держку в борьбе за уничтожение гитле*
ревских гангстеров. Мы восторгаемся сме-
лостью Красной Армии, Красного Флоть
и героическими летчиками Советского
Ссюза. Да здравствует русский народ!

Славянский комитет демократии,

США.

+
*

Московский митинг протеста против раз-
рушения художественных ценностей, соб-
равшийся в разгар ожесточенной борьбы,
является выражением доблести, характер-
ной для вашего народа, для защитников
Сталинграда. Шлю им мои приветствия и
пожелания скорейшей окончательной воен-
ной победы над общим врагом.

Судья Гарри ФИШЕР.

Чикаго.

**
*

To, что уничтожается нашими Bpara-
мн, мы обязаны восстановить. То, что Ha-
ши враги умертвляют, мы обязаны возро-
дить. Там, где они сеют неверие и подо-
зрительность, мы должны создавать нод’ем
и надежды. :

Готтард ЛИБЕРЗОН,
композитор «Коломбиа рекординг кор-

порейшен».
ex
*

Кроме того, нолучены приветствия от
Ривз Льюзнталь, предселателя правления
Американской ассоциации художников,
Джона Льюис, президента Филадельфий-
ского союза художников, Апьфреда Барр,
заместителя директоря Музея сдвременно-
то искусства в Нью-Йорке, Юджина. Гус-

Гсенс; дирижера сныфевического - 5

8 Цинцинати, Николая Малько, дирижера
Чикагского женского симфонического орке-

‘стра, Натана Берман, секретаря Чикагеко-

го общества культурной связи с СССР,

‘Джорджа Гоффмзн, руководителя англий-

ского отделения Университета Северной
Каролины, Винко Ижич, редактора.» выхо-

: : кинорежиссер. дящей в США газеты «Хорватский мир»,
Голливуд. об’единения мексиканских графиков и др.
es

ПРЕМЬЕРА ОПЕРЫ
«ПУГАЧЕВ»

МОЛОТОВ. (От наш. козр.). В Ленин-
градском театре оперы и балеты им. Ки-
рова проходят с исключительным успехом
первые спектакли оперы «Пугачев»

Опера Мариана Коваля и ee сцениче-
ская интерпретация—выдающееся художе-
ственное событие. Несмотря на тратедий-
ное решение сюжета, спектакль звучит
оптимистически: он утверждает творче-
скую мошь народного гения, зашищающе-
то свое право на счастье и свободу про-
тив косных, реакционных сил истории.
Опера воспринимается слушателями, как
глубоко современное произведение.

Восхищение вызывает и дирижерская
трактовка партитуры А. Пазовским, ве-
дущим спектакль в широком  эпическом
плане; оркестр под ето управлением зву-
чит слитно, мощно, особенно в наролных
сценах. Эпическую трактовку оперы под-
держивает в своей режиссерской интер-
прета; и Л. Баратов. Главные партии
успешно исполняют Б. Фрейдков, И. Яшу-
тин (Путачев), Н. Середа (Салават Юла-
ев), Г. Нелепи (Хлопуша), 0. Кашеварова
(Амина), Г. Орлов (Творотов). ХудожниЕв
спектакля — Ф. Федоровский. Танцы по-
ставлены А. Лопуховым и М. Михайло-
вым, хормейстер — Н. Степанов.

литературе и войне

отозвавшееся на призыв мирового rpade-
Ra. <

° Иная картина раскрывается перед нами,
когда мы перелистываем историю рус-
скую, историю советского народа. Здесь
на первом плане — мечта о высокой
оправедливости, борьба за справедливость,
построение справедливых форм общест-

‚венной жизни. Нравственный свет никог-

да, даже в самые трудные и тяжелые
‘времена, не угасал в русском народе. То
`он дивно светил в устном творчестве, в
сказках и песнях, то теплился огоньком
неугасимой свечи в келье летописца, то
жег и звал на подвиги совести в творе-
ниях неистового Аввакума. Bce разго-
раясь, он. осветил мир неугасимым пламе-

внем русской литературы — от Ломоносова

до наших дней,
.- Война открыла новый этап, новый пе-
риод советской литературы. Мы присут-

ствуем при удивительном явлении. Каза-

‹лось бы; грохот войны должен заглунгить
‚голос поэта, должен огрублять, упрощать

титературу, укладывать ее в узкую щель

окопа. Но воюющий народ, находя в себе
все больше и больше нравственных сил в

кровавой и беспощадной борьбе, где толь-

‘RO победа или смерть, — все настоятель-
‘нее требует от. своей литературы больших

ны становится истинно народным искусет-

вом, голосом героической души народа.
Она находит слова правды, высокохудо-

»

слов. И советская. литература в дни вой-

‚жестведвые формы и ту. божественную
в i

меру, которая свойственна народному ис-
кусству. Пусть это только начало. Но это
начало великого.

Все устремление советской литературы
сейчас — подняться до уровня моральной
высоты и тероических дел русского воюю-
щего марода. Литература наших дней —
подлинно народное и нужное всему на-
роду высокое туманитарное искусство.
Она круто идет на под’ем. Это поэма
Твардовского «Василий Теркин», стихи
Симонова, Исаковского, Сельвинского, Сур-
ксва, Эренбурга, последние стихи Анны
Ахматовой, сатиры Маршака, ленинтрад-
ские рассказы Николая Тихонова, расска-
зы Соболева, Паустовского, очерки Бориса
Горбатова, повести и очерки Василия
Гросомана, покойного Полякова, военные
рассказы непрофессиональных писателей,
подписанные майорами или полковника-
ми, «Радуга» Ванды Василевокой и мно-
Toe другое.

Творцы советской литературы молоды
свежестью и непосредственностью  вос-
приятия нашей эпохи. Советокую литера-
туру можно критиковать формально, и мы
всегда благодарим за это критику, ибо
самоуспокоение и самолюбование — вер-
ная гибель для искусства. Молодость co-
ветской литературы в том, что она цели-

KOM литература народная, точнее, — вое
ее основное движение — к народу, к
вечному источнику творчества Народ

строит и борется во имя реальных задал.
Они сформулированы тозеришщем Стелияым

в его кристально-ясной, уверенной рези
6 ноября. Свершение этих трех задач —
отправная точка для дальнейшего столь
же реального пути советского народа в
отчетливо разворачивающуюся перспекти-
ву будущего, в царство Человека с боль-
mo буквы. Советская литература моло-
да, — в ней, как в народе, живет и
крепнет нравственная сила.

Путь советской литературы — гуманизм.
Социалистическое по своему содержанию,
национальное по форме, — таково общече-
ловеческое искусство, к которому идет
социализм, — сказал Сталин. Бесклассо-
вое общество, которое мы строим, есть
необходимая предпосылка для торжества
туманизма. Человек — цель всех наших
усилий. Фашизм есть падение человека.
Гитлеровские армии—оэто армии мертвецов,
штурмующих живое человечество. Крас-
ные щиты преградили им путь © той ве-
ликой нравственной силой, которую не
пройти. s

В рядах Действующей армии, среди вою-
ющего советского нарсда находятся де-
вятьсот советских писателей — романи-
стов, драматургев, поэтов,  очеркистов,
журналистов. Помимо непосредственных
задач борьбы они проходят ту суровую
школу хуложественного опыта которая,
при наличии трех основных слагаемых
нашей литературы, — социалистической
пдейности, народности и многонациональ-
ности, — обусловливает эй мировое бу“

дущее,