fe

Se SS (ES

А. ФАДЕЕВ

Десятки тысяч нарядов легли на тер-
риторию Кировского завода, в Кировский
ee выпускать самые раз-
ые виды уж
ыы ды современного вооруже-
Главная сила на производстве — жен-
muna. Her той профессии, от самой физи-
зески тяжелой до самой сложной, какой
  18 овладела бы ленинградская женщина.
В цехе Константина Скобникова мы вн-
дели работу знаменитого — на весь завод
  бригадира формовки девупеки Румянцевой

Ояа совсем не была знакома с производ:
ством, когда поступила на завод, она ос-
воила свою профессию буквально в три
недели, А теперь, беседуя с нами, она ни
3% минуту не прекращала работы, ее лов-
  кие маленькие руки работали точно и

споро, и во всех ее движениях была та-

кая мягкость, точно она танцовала возле
  своих форм: т
 . За нами дело не станет, товарищи
у   ленные, — весело играя тлазами, скаяя-
‘) -— она в ответ на нашу похвалу ее рабо-
)) 9% ~~ 88 HAMM дело не станет, дело за ва-

м — Скорее гоните немцев от Ленинтра-

Как я уже сказал, многие из нас были
в военной форме. Глядя на нас, Румянце-
Ba лукаво улыбнулась. :

— Мы вас очень даже любим, — скада-
ла она, — да уж больно близко вы от нас
стоите. Чем дальше вы от нас уйдете, тем
  больше будем вас любить...

Работавшгие жениины засмеялись, & мы,
признаться, смутились.

В одном из отделений цеха, под етбтем-
  НЫМи сводами, группа женшин, осыпаемая
\\ искрами, стоя у громадных точил, обтачи-
 ; зала мины, которые, еще горячие, труда-
ция лежали за ними. Я остановился возле
зодной из женщин. Она стояла в профиль

30. мне. Темный платок был надвинут ей

НИЕ

}
у

a. ча лицо, — я не мог разглядеть ее возра-

__вта. Руками, одетыми в громадные рука-
  вицы, она брала из кучи мину за концы
  И ПОТОМ, наваливитись всем телом, прижи-
мала ве к стремительно вращавшемуся
колесу. Сноп искр обдавал ее. Это была
  первоначальная грубая обточка мин, пе-
  ред тем как сдать их в механическую об-
` работку. Не обращая на меня внимания,
она брала мину за миной и снова навали-
валась всем телом на колесо. Видно, удер-
жать эту мину на вращающемся колесе
( (било такого напряжения, что все’ тело
} женщины сотрясалось.. :
Это был тяжелый мужской труд. Мне

все хотелось увидеть лицо женщины, и я

стоял до тех пор, пока она не обернулась

ко мне. ЕЙ было на вид лет сорок, лицо

у нее было необычайной красоты — тон-

ких черт и строгое — лицо подвижницы.

— Это очень тяжело? — спросил я,

— Да, поначалу былб очень Тяжело. —
  сказала она, взяв мину и прижав ее к
  вращающемуся и брызжущему искрами

волесу.

— Где ваш муж? — спросил я в том
незначительном промежутке, пока она
клала обточенную мину и брала другую.

— Умер зимой.

Я не стал спраптивать, отчето он умер,
это было понятно само собой.

— Дети есть?

— Есть. Девочка одна учится, а лругая,
маленькая, здесь на заводе, в детском са-
ду, а сын на войне...

Женщина Ленинграда! Найлутся ли кот-
  ла-нибудь слова, способные ‘передать все

величие твоего труда, твою преданность
  родине, городу, армии, труду, семье, твою
  безмерную отвагу! Везде и на всем следы
  твоих прекрасных умелых и верных рук.
  Ты у станка на заводе, у постели ранено-.
  о бойца. на наблюдательной вышке, в уч:

режлении, в школе, в детском доме и яс-

TAX, 38 пулем мапгины, в торфяном шур-

фе, на, затотонке дров. на разгрузке бар-

жи. ты в одежле работняпы, в форме ми-
лиционера, бойца противовозлушной 06о-
роны, железнолорожника, военного врача,
телеграфиста. Твой голос слышен по ра-

Imo, Твои фуки возчелывают огороды по

всем окрестностям Ленинграла. в ето са-

дах, скверах, пустырях. Ты охраняенть
пелостнобть и чистоту здания, ты восии-
тываепть сирот. ты несепть на своих пле-
  чах всю тяжесть быта семьи в осажленном
тороле. И ты озаряепть своей улыбкой всю
жизнь Ленинграда. как солнечным лучом.
А сколько вас, прекрасных дочерей Ле-
нинтрала. на боевых рубежах — в каче-
стве санитафок.  Мелсестер,  политруков
  мелбанбата! С какою’ застенчивостью пока-
зывяла мне на олном из участков Ленин-
тралского фронта санитарный инструктор

Ольга Маккавейская свой комсомольский

билет. пробитый пулей. Она была ранена!

НОСЯ

С. М. Киров,

в грудь навылет. Маленькие расплывшие-
ся канельки крови занпечатлелись на мой
стороне билета, которой он прилегал в
груди. Ольга Маккавейская, поправившись
от раны, вернулась в свою любимую роту,
роту автоматчиков. Членские взносы бы-
ли аккуратно вписаны в этот пронзенный
пулей и окропленный кровью комеомоль-
ский билет. «Теперь у меня есть уже и
Другой», — с застенчивой и ясной улыб-
кой сказала она, показывая мне новень-
кий партийный билет. -

Кировский завод был и остался тордо-
стью Ленинграда. Как и в былые дни, он
издает собственную‘ печатную газету. Ее
редактирует Алексей Соловьев, рабочий
завода и любимый поэт завода И в
Ленинграде больше, чем в каком бы то
ни было другом месте страны, трудовая
доблесть — воинская доблесть. р

Кировские рабочие живут и. работают/
на фронтё. Они живут в своих квартирах,
как в блиндажах, причем в блиндажах
малонадежных, и идут на работу, как на
боевую позицию. За полчаса ло нантего
прихода на заводе разрывом артиллерий-
ского снаряла убило шесть электросвар-
щиков. Как и на фронте, кировские рабо-
чие привыкли к опасности, они работают,
шутят, справляют свои бытовые дела. Но
на их лицах, как и на лицах бойцов на
фронте, есть неуловимая складка, которая
образуется от подспулного сознания по-
стоянной опасности, Это — ‘мужественная
складка, она и суровяя и озорная. ‘олно-
временно, более строгая у людей постат-
ше, и более озорная у тех, кто помоложе.
В одном

из основных цехов, кото-
рым руководит. прекрасный, предельной
изобретательности инженер Старостенко,

мы познакомились с молодым бригалиром
Евстигнеевым: Вот что нам рассказали о
нем. —

Евстигнеев ‘более трех суток we уходил
из цеха. работая над заказом для фронта.
Время было толодное. силы начали покя-
дать его. Товарищи в один голос заявили:
«Ты бы, Евстигнеев, отдохнул маленько».
Он рассердилея на на шутку и наотрез
отказался покинуть свое рабочее место.

— Пока я у вас бригадиром. командую
Я. а не вы, ваше дело неполнять да рабо-
тать...

Но нехитрый слесарный инструмент не

ьыи ато РУССКИИ ХАРАКТЕР

«У русских странный характер», — п-
ворит немецкий полковник Брухмюллер в
повести Василия Гроссмана «Народ бес-
смертен». Этого старого, опытного военно-
то беспокоит, раздражает то, что ему не
удается понять характер своего против-
ника. «Я не люблю тумана», жалуется он.

Его собеседник, полковник  Грюн, пред-
ставитель штабного офицерства, не имев-
ший случая непосредственно сталкивать-
  ся о русскими в бою, склонен скептиче-
  ски расценивать беспокойство Брухмюл-

лера.

«Вот вам пресловутый туман», —насмеш-
  ливо говорит Грюн, когда ему кажется,
  что атака русских отбита.

Но Брухмюллер лучше знает, какие не-
ожиданности несет война с русскими. Он
не радуется. отходу русских танков. И
действительны внезанно русская артилле-
рия начинает методически тромить_ не-

wenRYD систему огня, казавшуюся Брух-
‚ут ^ллеру неуязвимой. Немецкий полков-

лв пытается восстановить равновесие,
#8 все меры, которые он нредпринимает,
парализуются точно рассчитанными дей-
« бтвиями рузского. команлира.

к

— Что происходит? — спросил ^ Грюн.
— Происходит то, что этот русский
каконен-то проявил свой характер, — от-

етил_ Брухмюллер.
Этот разговор двух немецких офицеров
® время боя глубоко знаменателен.
Брухмюллера наши бойцы находят за-
стрелившимся. Он проиграл сражение, хо-
ТЯ «по всем правилам» должен был вы-
итрать его.
Он выиграл бы сражение, если бы рус-
ский напионалнный характер  соответст-
вовал неменкому прелставлению о нем.
Исхоля из этого представления, ° наши
враги считали, что русский народ, глаз-
ным содержанием жизни которото в те-
  чение четверти века было труд, - народ,
  впитавший принципы политики мир»,
’удеи братства наролов и гуманизма, этот
l/s Son должен быть неминуемо сломлен
виной машиной Германии, нацией, в Te
ченае долгих лет нацеленной на ВОЙвУ:-
  Но семнадцать месяцев войны ‘покя-
\ вали, что расчеты фэлцистов — плоские
п отраниченные выклалки ры
тупо отщелкивающего сроки « лицЕр Г.
  А рифмометрам ведоступиа ›дналектик
  . Р потому немпы называют странным
i) что происхолит/с русским Оли
в оусским бойцом ие русским вс 1
м на этой войне,

:

3 SOBER, . BYep-
м. как страшилея че

к вышедший на поле боя, © том, ка

Янемногу притериелоя ок = . дыханию

смерти и, наконеп, научилея хитрить и
обманывать ев точно, правдиво и про-
сто рассказал Борис Горбатов. Алексей
Куликов-боец совсем не бойцом входит в
повесть, а мирным нахарем. Единствен-
ный талант был у него — понимал че-
ловек в земле. А войны не понимал и
«долго не мог привыкнуть, что этот пие-
НИчныЙй KAHH—He клин вовсе. а «огневая
позиция». И поразило его прежде всего
страпеное кощунство войны, топчущей и

истребляющей то, что навек  священно
для землепашца, — золотую пшеницу,
готовую к жатве. И друтую, кровавую

жатву увидел он на земле, занятой вра-
гом, — разрушенные города и села, по-
жары, виселицы у края дороги. Стыд и
горе вошли в ето сердце, и понял он,
что не уснуть ему сиокойно до тех пор,
пока горитродная земля. Но не растерян-
ность, не страх, не слабость родили в
нем унизительные скитания’ по ‘враже-
RUM тылам, когда пришлось ему пря:
таться на родной земле, а великую силу
решимости и ненависти.

Справедливость...
Когда хочет русский похвалить  кого-
нибудь, он товорит: «справедливый  ч6е-

ловек, правильный».

Нет, может быть, чуветва более острого
в русском человеке, нем, чувство справед-

ливости. И когда видит он справедли:
BOCTh поруганной и оскорбленной. мед-
ленно и трозно закипает в нем гнев.

Алексей Куликов «вилел пожары, трупы
и понимал это война, про это и деды
рассказывали. Но дётей, детей за что?»

«Русского обозлить —  проголодаешься»,
— ‘прекрасно сказано это у Леонова!
“Страшное терпение у русекого человека,
трудно вычерпать его до дна. Стоит
Алексей Куликов над детским трупиком
и размышляет недоуменно: «За что? За-
чем?» Смотрит он, как немцы грабят ко-
оператив, напихивают танки чужим доб-
рем, и снова недоумение, непонимание:
«По какому праву?»

«Трудно его раесердить, но торе тому,
тс рассерлит его». Нелоумение, наконец.
сменяется в душе Куликова рю

В огне этой ярости выгорает нетороп-
ливое. спокойствие, терпение, незлоби-
вость русской души.

«Убнвать их нало, всех убивать», го-
ворит Куликов. и вывод его непреложен
и тверд, может быть, именно потому, что
сезревал лолго.
= Вместе с ненавистью крепнет в душе
Алексея Куликова и чувство напиональ-
ной гордости

«Никотда раньше не задумыдаля Алек»

ЩИЙ ИМЯ КИРОВ

Портрет работы В. ЗВЕРЕВА.

слушался его рук. Пришлось все-таки по-
кинуть работу.

«Как это могло случиться? — рассуждал
он, лежа дома на койке. — Я, такой
молодой парень, и вдруг заболел!»

Вечером к нему пришли ‘товарищи.

— На-ка посмотри вот, про тебя пишут,
— сказал самый молодой из пришедних
слесарей и протянул Евстигнееву газету,

Зветигнеев отмахнулся, но котла за ре-
бятами захлопнулась дверь, он прочел, что
было написано а нем в газете. А в газете
было написано, что бригада Евстигнеева
лучшая на заводе. Тогда он оделся и, по-
качиваясь от слабости, отправился на за-
вод. Его почти насильно стали выгонять
из цеха.

— Не допущу я ето с больничным ли-
стом до работы! — решительно заявил на-
чальник цеха.

— А я, товарищ Старостёнко, работать
не буду, я посмотрю маленько, — робко’
возразил Евстигневв. :

Так он прихолил и «смотрел» целую не-
делю, больной и неокрепший.А 26 чиела
этого месяца, на четыре дня раныше сро-
ка, его бригада выполнила месячную про-
трамму!

Еели бы меня спросили — какое наи-
более ярко выраженное чувство владеет
кировекими рабочими. я, не колеблясь, от-
вечу: эате—чувство мести: Злесь очень‘ мно-
го людей, потерявигих близких на фронте,
и еще больнге людей, потерявнгих близких
и дорогих серлну от трудностей и лише-
ний блокады. Кировские рабочие хороню
знают виновника этих лишений; с завод-
ских вышек они могут видеть его проетым
тлазом, и они относятся х нему с нена-
виетью. глубокой, устоявшейся, личной,
смертельной ненавистью. Иногда ato ка-
жетея ‘преувеличением, будто можно
метить в труде; & метлу тем, сотни и ты-
сячн кировских рабочих в труднейших
условиях перевыполняющих свою норму в
два, в три, в четыре и пять раз. не толв-
ко понимают разумом, а почти физически
ощущают, что вее, что сни делают, тут же,
прямо с завода, идет на истребление  бе-
шенотго врага,

Рабочие Кировского завода пригласили
нас устроить на заводе литературный ве-
чер. В. вечере: приняли участие ленинград-

ИЗ КНИГИ
«ЛЕНИНГРАДЬ

ские поэты — Николай Тихонов, Алек
саидр Прокофьев. и я.

В подвале одного из зданий, под бето-
нированным полом, оборудован зал лля
заседаний и вечеров со сценой и кулиса-
ми. Зал, рассчитанный на сотни зрителей,
не мог вместить всех желающих. Слушатели
замолнили все проходы, пришлось запе-
peTh наружную дверь, но в течение всего
вечёра в нее ломились снаружи, хотя как
pas в это время начался артиллерийский
оботрел завода.

Николай Тихонов читал свою поэму «Ки-
ров с нами». Сюжет этой поэмы в том, что
Киров, вождь и любимец ленинградских
рабочих, обходит морозной черной желез-
ной ночью блокированный Ленинград.

Сила этой поэмы, прекрасной самой по
себе, удваивалясь оттого, что она была на-
писана Николаем Тихоновым этой жесто-
кой зимой, в промерзшей квартире, при
свете коптилки, и тем, что читал он ее
сам кировским рабочим в подвале одного
из зданий Кировского завода в то время,
когда шел сильный артиллерийский o6-
стрел завода. Все слушали поэму, точно
окаменев. В лицах слушателей было. что-

_ то суровое и трогательное.

В поэме есть тлава, в которой Киров

проходит мимо завода своето имени:

Разбиты дома и ограды,

Зияет разрутенный свод,

В железных ночах Ленинграда

По городу Киров идет.

Боец, справедливый и грозный,
`По городу тихо идет,

Час позлний, глухой и морозный...
Суровый, как крепость, завод.
Здесь нет перерывов з работе,
Здесь отдых забыли и сон,
Здесь люди в великой заботе, .
Лишь в капельках пота висок.
‘Пусть красное пламя снаряда
Не раз полыхало в цехах,
 Работай на совесть, как нада,
Гони и усталость, и страх.
Мгновенная оторопь свяжет
Людей, но выходит старик,
Послушай, что дед этот скажет,
Его неподкупен язык.

— Пусть наши супы — водяные,
‚Пусть хлеб на вес золота стал,
Мы будем стоять. как стальные,
‘Потом мы успеем устать.

Враг силой нё мог нас оси:
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
`В полон ленингралцев забрать.
‚Такого. вовеки не булет

На Невском святом берету,
- Рабочие русские люди

Умрут, не сладутся втату.

Мы выкуем фронту обновы,
“Мы вражье кольцо разорвем.
Недаром завод нап суровый.
Мы Кировским гордо зовем...

<

>

Когда Тихонов читал эти строки, по му-

жественным лицам кировских рабочих,
мужчин и женщин. покатились слезы. Ти-
хонов сам был взволнован. По окончании
чтения автору устроили овацию, ео вызы-
вали несчетное число раз.

Сопровождаемые группами молодежи,
мы шли через всю территорию завода к
главному входу, где ждала нас машина,
Было часов девять вечера, но солнце еще
только заходило. Гигантские корпуса це-
хов, побитые и иараненные, казались еще
более величественными в вечернем врас-
ном свете. Осколки артиллерийских сна-
рядов то и дело попалались пол ноги, =
завод был усыпан ими: молодежь, сопро-
вожлавшая Hac, расспрашивала о судьбе
и pasote писателей и поэтов, своих лю-
сев, Молодежь шутила и смеялась. Из
цехов ‘доносился разнообразный и торже-
ственный в этот вечерний час шум
работы.

x

ScaMoro BXOa B BABOR cToRT rpoManHErt
памятник Кирову. Киров изображен здесь
таким, каким народы CCCP не раз виде-
‘ли 610 на трибуне. В кожаной Фуражке,
он стоял на крепких, сильных нотах, с
рукой. ‘откинутой свободным и широким
OparOPCRHM лвижевием, с мужественной,
‘уверенной улыбкой на сильном, широком
`русеком лице; Распахнутые полы ero
пальто были все изрешечены осколками,
следы попаданий видны ‘были по всему
ето, мотучему корпусу. Нолан стоял со ‘сво-
ей откинутой рукой, зовушей к борьбе, ©
этой уверенной и обаятельной улыбкой
CHABHOTO и простого человека Ето нельзя
было убить теперь. как не был он убит
1 пекабря 1934 тода; потому что Киров,
как и дело, за которое он боролея, —

бессмертны.

сей Куликов о том, какая у него душа—   и прозаик Василий Гроссман — проявил

‚русская или церусская.. Но ‘сётодня, ког:

да фыркнул его немец — «Ты, рус, —
собака», остро почувствовал Алексей Ку-
ликов, что кипит в HEM гордая и воль-
ная русская луша, и душу эту ни опле-
вать, ни растоптать, ни унизить нельзя».
Задача тотальной войны — морально.
сломить, расплющить враждебную нацию,
поставить ее на колени так, чтобы `ис-
чезла самая мысль о сопротивлении, —
так излагали фангистские теоретики свои
принцивы войны. Но ни воющие бомбы,
ни драконы, намалеванные на танках, ни
психические атаки не могли сломить гор-
дую и вольную русскую душу.
Непостижимо стозк и вынослив русский
человек — поистине «вынесет ‘все, что
господь ни понглет».
И не только вынесет, но еще и посмеет-
ся в лицо смерти:
Трижлы был я окружен
Трижлы — вот он! вышел вон.—
говорнт, у Тварловзкого Василий Теркин.
И хоть было беспокойно, —
Оставался невредим
Под косым и под трехслойным,
Пол навееным и ирямым.
И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я. частично,
А частично истреблен.
В: этой шутке (как, впрочем, во всех
шутках Васнлия Теркина) больше, ‘чем
простая.!  веселость, — здесь присутствует

ощущение себя, как малой частицы ве-  ворит у Гроссмана немецкий полковник

ликого, неистребимого, бессмертного наз
рода. Поэтому и вся поэма Твардовско-
го, в которой речь как будто идет лишь
06 одном екромном герое — не полковод-
це, не о великом человеке, поэма эта —
произведение эпическое, всенародное. Не-
даром ` говорит Василий:

: „Россию, мать-старуху

Нам терять нельзя никак,

Наши деды, наши дети,
Наши внуки не велят.
Сколько лет живем на свете?
Тыщу? Больше! То-то, брат.

Века прошедшие и предетоящие века
исторической жизни народа, чувство
слитности своей с бессмертным русским
наролом, ответственность за его судьбу, —
вот источник силы русского бойца.

Под, Сталинградом и на Центральном
фронте прорвана линия немецкой 0боро-
ны, разбиты хваленые немецкие дивизии,

нанесен немцам непоправимый улар. На  соллатом, ло п ком

заклятого врага своего обрутил русский
ббеп всю силу своега справедливого гне-

ва. Это он. Алексей Куликов, а может
быть. не Алексей Куликов. a Василий

Теркин, или Семен Итнатьев — так, как
назвали CHORE героев поэт Твардовский

` воочию: свое умение возвать, свой истин-
ный национальный характер — свободо-
любивый, страстный. ‘
И никогда, может быть, мир He Bras-
дывалея так внимательно в лицо русеко-
го человека, © радсетью и надеждой, но-
нимая в нем своего спасителя. Трудно
поэтому по заслугам оценить работу рус-
ских. писателей, показавших сейчас ве-
янчие нашего народа, богатство и ниро-
ту русского национального характера, ге-
рсизм его исторической борьбы.
° Разнообразен и многотранен русский
национальный характер. Внутренняя ти-
шина души Алексея Куликова, честного
и мудрого,. справедливо мужика; и
озсрное веселье, удаль и удачливость Ce-
мена Игнатьева, и неистощимая выносли-
вость Василия Теркина, ero  добродуш-
ный и мнотозначительный юмор, его го-
рестное раздумье — все это черты‘ рус-
ского Человека, все это признаки душев-
ногл ‘здоровья и бесчисленных, вще не
изведанных до конца возможностей рус-
ского «труменика-солдата».
` Того, чо русский солдат беззаветно
храбр, что русский способен бросаться в
отонь, биться до последней капли крови
и, презирая смерть, удивлять евоими пол-
вигами, — этого не могли не знать наши
враги. Это было известно со времен Су-
всрова Враги делали ставку на другое:
«Мы навязали им всю сложноеть ©5-
временной, нангей немецкой войны, — го-

Грюн, — самолеты, танки, десанты, ма-
невр, комбинированные удары, динамиче-
ская, трехмерная война».

Война, в которой нельзя победить толь-
ко одной храбростью, война, гле нельзя
«бить в 106» — хитрая и сложная война
современной техники и стратегии — вот
что решилн противопоставить немпы рус-
скому воину, каким они его представля-
ли себе.

„И вот в продолжение семнадцати ме-
сяцев получают они ежедневные доказа-
тельства того, что русский характер не
таков. как. они полагали.

«Странный характер!» — Враги «вне-
занно» обнаружили в нем способность к
спокойному и леловитому расчету, желез-
ную волю. берущую в кулак все силы и
спобобности человеческого существа и
направляющую их к победе, словом,
враги слишхом поздно поняли, что рус-
ский может быть Не только отличным
андиром, i

Повесть Василия Гроссмана «Народ бес-
смертен» -— это рассикза о том, как рус:
ский человек ‘овлалевает наукой  побг-
ждать, как закаляется во время войны и
вырастает русский командир, как нена-
втеть в врагу, вооруженная умением вое-

«странного»

_ Выставка «Великая отечественная война»

Г, ЖИДКОВ ` Ма ст Е

Если мы будем говорить о рисунках и
гравюрах, ссзданных в дни великой оте-

чественной войны, только как 06 иоторя-
ческих Документах, запечатлевающих o6-
лик нашей страны в это совсем сообенное
время, — и то уже станет ясным выдаю-
щееся их значение Но оно чрезвычайно
повышается потому, что перед нами не
просто изобразительные документы: это
документы истинно художественные. И ©
большой радостью, с. большим внутренним
удовлетворением отмечаешь, что и эта, в
военных условиях родившаяся, выставка,
вновь — и так красноречиво! — подтвер-
ждает прочно сложившееся мнение о вы-
соком качественном уровне нашей гра-
фики.

Художественную значительность графи-

ра графики

изображена окраина населенного пунзтая
широкое, заснеженное поле — все свое,
близкое, любимое. С трепетным волнением
представлен здесь среднерусский зимний
пейзаж, но привычный, мирный его облик
нарушен: груды железного лома броше-
ны отступающим врагом, в ранних сумер-
ках полыхает пожар.

В мир образов совершенно иного строя
# характера вводит нас мнотолистная се
рия Д. Моорв — «История Фрица Ганса
Амалии Шульца». Это — графический
памфлет, птироко задуманный и выпол-
ненный мастерской, твердой рукой. Свои,
«мооровские» графические приемы худож-
кик дает в интересных, порою неожидан-
ных сочетаниях, находя лля каждого ли-
ста этой публицистической сюиты особую,
запоминающуюся трактовку.

- Зритель ветречает на выставке немалое
количество гравюр, исполненных в самых

а ‘различных техниках. Здесь и кеилогра-
ческого раздела выставки в равной мере фия, и линогравюра, и офорт-акватинта;
‘определяют и представители более М010-  и yaxonen, также литография. И опять,

дых поколений, и художники старшего по-
коления, обнаруживающие в работах, сде-
ланных за военные месяцы, всю силу сво-
ето мастерства и дарования.

Крупное явление трафики — серия гу-
ашей Е. Лансере ря русского ору-
жия», посвященная изображению русских
войнов различных исторических периодов.
«После Ледового побоища», «На Куликовом
поле», «Полтавская победа», «1812 год» —
каждая из этих работ отмечена особым
эмоциональным строем: апизеские ноты
звучат в первом листе, несенное начало

обращаясь к работам мастеров старшего
поколения, хочется подчеркнуть значитель-
ность ‘показываемого ими. Вот последние
лиоты И. Павлова. С какой энергией они
выполнены! Старейший нал: гравер демон-
стрирует на выставке неё только высокое
профессиональное мастерство, но и свою
подлинную творческую молодость. Вместе
с тем это не просто высокотехнические
вещи — поэтичность присуща прекрасно-
му листу «Отарая Москва», очень враси-
BE панорама «Кура весной».

И. Соколовым исполнено несколько

предстает во втором, дух трезвой и  цветных линогравюр и монотипий, темати-
энергичной деловитости утверждается в  чески связанных с военной Москвой и
третьем, воздухом романтики овеян  чет-   подмосковьем зимы 1941—42 г. Все эти

вертый. В каждом из этих произведений,
при общем мотиве, своя композиция, свой
ритм движений, свой колорит, неразрывно
связанные с образной сущностью взятой
автором темы. В работах Лансере сохра-
няется лучшее из наследия  художни-
ков «Мира искусства»: живое ощущение
неповторимого облика определенной исто-
рической эпохи. Вместе с тем, листы
KE. Ленсера не просто повторяют мотивы
старого «Мира искусства». — Иочезла
характерная лля мастеров «Мира искус»
ства» хрупкость образной ткани и
нарочитая изысканность  художествен-
ной речи — все стало проще и серь-
езней. Это-—чискусство нашего времени, стре-
мящееся с реалистической глубиной вос-
создать славные эпизоды отечественной
истории. А самый выбор эпизодов, харак-
тер их трактовки, идея, лежащая в. осно-
ве целого цикла изображений, — все это
определено мыслями и чувствами совет-
ских людей в дни войны с немепкими
захватчиками. 5

Еще одна из показанных на выставке
серий — «Ленинград во время войны»
М. Бобьинева — восходит, хотя и менее
вепосредственно, к традициям «Мира ис-
кусства». Эт» серия--явление большого и
настоящего мастерства: Каждая работа —
самостоятельное художественное произве-
дение. И, вместе с тем, когда просматри-
ваенть лист ва листом, —— возникает, ши-
рется и крепнет образ чудесного торода.
Хуложник изображает разрушенные бом-
бардировкой дома, забитые досчатыми щя-
тами окна, покрытые снежными сугробами
набережные, памятники, одетые в дере-
`вянные «чехлы». Из’язвленный тлубокими
ранами город, казалось бы, утратил свой
«строгий. стройный вид». Но, несмотря’ на
это, величественным и прекрасным высту-
пает Ленинград у М. Бобышева. Эта
утверждаемая художником высокая красо-
та торода отнюдь не сводится к любова-
нию «пушкинским» ето обликом, а вы-
ступает чертой, присущей Ленинграду на-
tmx дней. Ленинграду, каким был он в
трозную зиму 1941—42 г.

С другими стилистическими традиция-

работы говорят о технической виртуозно-
сти. Изображая Кремль, показывая лвизже-
ние танков по одной из московских пло-
тадей, И. Соколов подчеркивает торжест-
венный, монументальный характер Ha-
шей столицы. Иные эмоциональные HO-
ты звучат в небольших монотипиях: «Тане
в разведке» и «В разведке». Тема боевой
деятельности здесь дана на фоне лириче-
ской русской зимы. М. Добров предотав-’
лен офортом-акватинтой на батальную
тему, Н. Шевердяев — цветной линогра-
вюрой, А. Усачев — чрезвычайно тонки-
ми ксилографическими миниатюрами. Го-
воря о старших мастерах московской гра-
вюры, непременно нужно назвать П. Ста-
роносова Ето цветные линогравюры —
«Взрыв моста» и «Разведка» — несомнен-
ная и большая творческая удача.
Свогобразие этих листов, помимо HCE-
лючительно виртуозно их  выполне-
ння—в остро выраженном романтическом
начале. Все это относится, главным обра-
зом, к «Развелке», в которой развернута
замечательная панорама горного ландиаф-
та. Лист этот — одно из лучигих оозда-
ний П. Отароносова.

Черты романтизма присущи и неболь-
шим коилографиям серии «Осажденный
город» ленинтрадца ИП. Шиллинговското.
Но если романтика П. Староносова связа-
Ba с ясным и восторженным взглядом на
мир, то в произведениях П. ПШиллингов-
ского звучат почти трагические ноты. Это
вполне сочетается с тематикой серии. Bap-
варский обстрел города, являющегося вре-
доточием великолепных памятников {0д-
чества и скульптуры. разрушение 606-
красных созданий человеческого гения, —
вот о чем напряженно. с внутренней \
болью повествуют мастерски резанные
травюры Н. Шиллинтовского.

Перед нашим искусством стоит  ответ-
ственнейшая и почетная залача — запе-
чатлеть образы отважных защитников Ha-
шей родины. Художникам предстоит по-
новому раскрыть героическое в людях в
тех новых формах, которые подсказывает
сама жизнь. Чрезвычайно большую цен-
ность на этом пути представляют выпол-
ненные литографией портреты Г. Верей-

ми — традициями московской художест-   ского. в которых даны одухотворенные и
венной школы связано искусство В. Соко-   полные сосредоточенной простоты образы
лова. Ha выставке показана его превос-  наших воинов, Особенно запоминаются

‘ходная большая, полная хорошей, ис-
кренней поэтичности акварель «Загорск».
В зимнем прозрачном воздухе мягко вы-
рисовываются знакомые очертания удиви-
тельного ансамбля памятников древнэрус-.
ского / зодчества. Чувством нежной привя-
ганности к своему городу, к националь-
ной старине, родной природе -проникнуто
это новое произвеление В. Соколова. В
другой его работе «После ухода немцев»

портреты Героев Советского Союза А Афа-
насьева и С. Осипова.

Выставка убеждает в значительно-
сти того вклада в искусство наших днёй,
который сделан художниками-графиками
старшего поколения. Их работы об’елине-
ны несколькими общими чертами: высо-
хим качественным уровнем, органической
связью с той жизнью, которой напряжен-
во живет сейчас вся страна, преданной
любовью кв родине, подлинным патрио-
тизмом, питающим творческую энергию
художников. ;

‚вать, становится непреодолимой, победо-
носной силой:

Осенью 1941 тода командир полка Мер-
цалоев враснлох напал на немцев, выбил
их из деревни, заставил их смешно и
унизительно бежать в одном белье, бро-
сая технику и оружие. Сладость первой
победы после долгих и горьких месяцзв
отступления опьяняет Мерцалова, и ког-
да комиссар Богарев с беспощадной от-
кровенностью доказывает ему, что опера-
ция эта провелена была плохо, что жи-
вая сила врага упущена, что стратегиче-
ская’ задача не выполнена, — тяжелая
обида наполняет сердце Мерцалова. Мер-
 Цалов—храбрый и преданный родине че-
ловек, Герой Советского Союза; ему
тяжело услышать горькую истину, что
он плохо команлует полком. Но и возра-
вить ему нечего. Он не согласился с ко-
мибсаром Ботаревым, не признал вслух
ето правоты. но в его ‘сознании начинает-
ся упорная работа. Да, он не лолжен
был поддаваться соблазну самому 5ро-
ситься в схватку, он должен неотстун-
но слелить за ходом сражения, держать
в руках все нити. управления, команло-
вать, быть мозгом своего полка...

Й в следующем сражении он дейстЕу-

В мастерской
_ Лины По

Маленькую комнатку скульптора Лины
По населяют образы некогла виденных ею
людей.

Новые работы Лины По — скульптура
«Юный снайпер», изображающая  Boopy-
женного автоматом мальчика в ватнике и
ушанке, и скульштура старого партизана.

O6e фигуры слепой художник Лина По
лепила почти одновременно. «Я хотела, —
говорит скульштор, — показать в этих об-
разах советских людей, от мала и до ве-
лика поднявшихся на.защиту родины».

В своем творчестве Лина По неод-
нократно обращалась к теме сталинской
дружбы народов. Живя и работая сейчас
в столице Башкирии. Лина По создала
несколько скульптур на башкирские те-
мы. Самая интересная н глубокая из них
—«Башкирия, приютившая русскую  де-

ет рассчитанно. точно, умело. Горький Е :
урок Богарева не прошел даром  «Не-   ВОЧКУ»: молодая Е
уязвимая» система огня, которую созлал   ЖЯМает к грули осиротевшую русскую :
немецкий полковник Брухмюллер. разру-   В0ЧБУ.
шена теми самыми  комбинированными Вынолнить скульптуру, правильно пере-
уларами авиации, артиллерии и танков,   дав национальные черты персонажей —
которые немцы считали своей  монопо- [очень сложная залача для слепого скуль-
eft. - птора. Но Лина По с ней справилась. Ей
Русский командир «проявил свой ха:   помогли в этом новые друзья — баш-
актер» — доказал, что он искусно вла-  кирские девушки, ставшие постоянными
деет сложным механизмом боя, что он —   посетителями ее мастерской. Молодая баш-
истинный полководен. . кирка Магинор почти ежедневно посеща-
Сталинтрал... ла Лину По. В результате этой дружбы
Blech в голы первой пятилетки руе-   появилась виртуозно. почти ‘ювелирно
ские люди доказали всем сомневавшям-   слеланная из  пластелина скульптура
ся, что они могут овлалеть американской   «Башкирский танен». До потери зрения
сложнейшей техникой, что широкий оаз-   Лина По была балериной. Скульптура
мах русской натуры не мешает измерять   «Башкирский танец» является как бы

время секундами и сотыми
КУНДЫ.

Здесь доказывают русские люди сегол-
ня, что они овладели делом истреблевия
врагов так же, как овладели делом мар-
ного строительства. ] i

Мы не бонмея раскрыть врагам тайну
русского характера — это
‘характер творческий. И, овладев совре-
менной трехмерной линамической войной,
русский человек применяет ее приемы со
свойственными ему размахом и улальюи
умеет по-русски бить и бить без пощады
непрошенных гостей!

долями се-   продолжением ее знаменитой «Танцоваль-

How CATH.

Так же как «Башкирский танец», цен-
ным вкладом является другая работа Ли-
ны По — «Портрет девушки Гадиба»,

” Бесчисленны примеры мужества и ге-
роизма советских люлей. И чем, как не
подвигом. можно назвать то, что делает
сейчас Лина По — сильная. мужествен-
ная женщина. победившая недуг и все свое.
творчество поставившая на службу на-
реду! с
УФА (Наш корр.).

se sauaseeneues sucunesceeurtebeeebuecevececes tues tes skyseesnccecesees cesaseteenen snes soveuracessryrcnrrae tase

JIATEPATYPA 4 MCKYCCTBO

=.

3.