hed IS Mit

teal.

4 у
Ч

/6кой и пропагандировал Стасов, было не

в ТУ

„МАРТ-— АПРЕЛЬ“

В скором времени выйдет отдельной
книжкой рассказ Вадима Кожевникова
«Март—апрель>, уже напечатанный в <Нэ-
вом мире» (№ 7) и «Комсомольской прав-
Де». Книга эта, бесспорно, привлечет все-
общее внимание.

«Март—апрель> — поэтически непосред-

ственный и очень драматический рассказ о
людях на войне. Если события, пронсхо-
дящие в нем, изложить в простой их по-
следовательности, то мы узнаем историю
полвига двух советских десантников
капитана Жаворонкова и радиста Михай-
ловой, пробирающихся из вражеского ты-
ла к линии Фронта. Но в этой простой
последовательности событий всякий чита-
тель увидит и нечто большее: душевную
силу борющегося человека, сохранившего
‘всю чистоту своих чувств, все богатство
своего внутреннего мира.
. Ничто человеческое не умирает на
войне. Люди долга, бесстрашные и дея-
тельные, в условиях смертельной опасно-
сти узнают друг друга. Узы нежного
братства связывают их, братство перехо-
дит в любовь, целомудренно чистую и
возвышающую, о которой давно уже бы-
л0 сказано; что она сильнее смерти. Лю-
бовь возникает в обстановке как будто
совсем для этого неподхолящей. Два че-
ловека пробираются по голому и мокрому
Wecy, через рыхлый снег  обессилен-
ные и израненные, изнемогающие от голо-
ла и не прекращающие борьбы. И чем
труднее испытания, тем сильнее зарождз-
ющееся чувство. Так высоко романтиче-
CRH прославляет Кожевников бесстрашного
советекого человека на войне и ето не-
преклонную волю к жизни.

Не сразу мы узнаем характеры капита-
на Жаворонкова и радиста Михайловой. И

> нитателю, и даже друг другу они кажут-
\ ся сначала не такими, каковы они есть
  на самом деле. В представлении товари-
щей капитан скрытный,  педантич-
ный человек, не располагающий к дру-
жеской откровенности. В представлении
капитана Михайлова — кфасивая, избало-
ванная девушка, привыкшая к вниманию
окружающих и вряд ли способная выче-
сти тяготы войны. Представления эти
оказываются ошибочными. И утрюмая
скрытность капитана и девичья изнежен-
ность Михайловой только внешние
проявления их характеров, мужественных
и цельных. Они простые, хорошие люди.
В тероизме их как будто нет ничего не-
обычного. И сами они относятся к своему
подвигу, как к чему-то совершенно есте-
ственному. Им и в голову не приходит,
что можно было бы вести себя иначе.

Все естественно, обыкновенно и вмесге
с тем очень трудно. Это особенно сказы-
вается в те минуты, когда каждый из ге-
роев повести остается наедине с собой. В
начале рассказа капитан беседует со сво-
им воображаемым двойником, и в конце
— Михайлова, отправляясь с рацией на
немецкий аэродром, тоже ведет разговор
сама с собой. Такое размышление в
зрудные минуты, обращение к себе, слов-
но К «достойному и мужественному спут-
нику», не только избавляет от гнетущего
одиночества, но и поднимает силу духа,
позволяет проверить себя: достанет ли у
меня воли, хватит ли мужества. Но как
бы далеко ни уносила их мысль они
всегда настороженно внимательны к т0-
му, что делается вокруг, вот здесь, в ве-
сеннем лесу. Природа становится им
близкой, она — неотемлемый элемент
рассказа. В мартовском талом снеге, кото-
рым можно утолить жажду, в еловых
ветках, которые могут послужить посте-
лью, в птице, которую можно убить пал-
кой и зажарить на костре, капитан видит
дружественную природу, оберегающую его
ий служащую его делу. Но дружественный
лес может изменить ему. В конце кон-
цов опасность таится за каждым дере-
вом, за каждым кустом. .

Человек, вступающий в такую непосред-
етвенную близость с природой, обычно
изображался в литературе борющимся за
свое существование; им двигал элемен-
тарный инстинкт самосохранения. Герои
Кожевникова, при всей их любви к жиз-
ни, не просто спасают себя, а выполняют
величайшую жизненную задачу. Отсюда
их огромная энергия и жизнедеятель-
ность. Они всегда в движении. С первого
нашего знакомства с капитаном до по-
следней ствочки рассказа он непрерывно
ванят каким-либо важным делом. И в
чем бы ни выражалось это дело, все слу-
жит одной цели — уничтожению врага
во имя любви к человеку. Эта цель для
хапитана всеоб’емлюща. Жаворонков 60-
рется BO имя истинной человечности, и
прекрасная любовь, зародившаяся в ве-
сеннем лесу, придает ему, защитнику
жизни, еще больше сил в его героическом
подвиге. Поэтичность, правдивоеть, знание
жизни, знаие людей войнь’ — вот досто-
инства этото примечательного рассказа.

Ю. М.

мии DP

Н. МАШКОВЦЕВ РЕПИН-О РОССИИ

В трагическом свете войны совсем по-
новому воспринимается работа великих
строителей русской культуры.

Еще недавно в искусстве Репина мы
видели прежде всего проявление замеча-
тельного мастерства, аналитическую рабо-
TY глаза художника и Ффеноменальное
уменье его золотых рук. Мы были подчас

‚невнимательны к национальной сути его

произведений и K ero замечательным

мыслям о русском народе.

Воспитанием своего национального чув-
ства Репин обязан более всего И. Н.
Крамскому. С первой их встречи в школе
Общества поошрения художеств, где пре
подавал Крамской и учился до постунле-
ния в Академию художеств Репин, Крам-
ской увидел, какую огромную силу пред-
ставляет собой молодой талант Репина. С
тех пор Крамской неотступно следил за
развитием Репина. В сущности, Крамской
был настоящим и единственным учителем
Репина. Крамской не только вникал в но-
вседневную академическую работу Репи-
на, — он настойчиво внушал ему идею
национального искусства. Эта идея все-
цело поглотила Репина, стала руководя-
щим принцином его творчества, критерием
его художественных оценок. Как бесконеч-
но далека она от тех тепличных идеалов,
которые лелеяла Академия, ревниво 0бе-
регавшая своих учеников от свободного
веяния жизни.

В сущности товоря, все движение пе-
редвижников, которое возглавлял Крам-

чем иным, как борьбой за национальное,
народное искусство против того беспоч-
венного, вненационального, которое олице-
творялось старой Академией. Под неусып-
ными заботами Крамского и Стасова мо-
лодое искусство все более и более вне-
дрялось в родную почву. Они не столько
свергали опошлившиеся от долговременно-
то употребления академические шаблоны,
сколько утверждали новое, зорко подме-
чая в молодых художниках проблески
подлинного и самобытного таланта. По-
вятно, что Репин, в котором Крамской и
Стасов безошибочно уталали будущего 6o-
татыря живописи, был в центре их вни-
мания.

млоллин «Как закалялась сталь»

Новый фильм Марка Донского «Как за-
калялась сталь» способен и взволноваль, н
захватить зрителя. В картине есть настэ-
ящий пафос борьбы. Это — произведение.
продиктованное подлинной ненавистью к
захваттикам н поработителям советской зем-
ли. Именно эта страсть и делает фильм
столь актуальным и нужным в наше вре-

мя, несмотря на то, что изображекные В.

нем события происходили почти четверть
века тому назад.

Германская оккупационная армия на
Украине в 1918 году—это еще не бешеные
гитлеровские псы образца 1941—42 года.
Двадцать четыре года тому ‘назад эта
банда пыталась еще прикрыть свои гнус-
ные деяния фиговым листочком какого-то
«правопорядка». Но авторы фичьма  пра-
Вильно раскрыли здесь те отталкивающие
черты немецкой военщигы, которые та-
ким чудовищным образом проступили в
коричневой Германии Гитлера: культ гру-
бой силы и тупое презрение ко всему не-
немецкому, ко всему не-прусскому; раз-
нузданную жестокость и неслыханное ве-
ролометво; гнусную прусскую — методич-
ность в истреблекии людей и невероят-
ную моральную низость.

Пусть образы немцев в фильме обрисо-
ваны несколько силуэтно и даже условно,
— все равно: мы узнаем в них тех, кто
сейчас терзает нашу землю и-наш народ.
А когда мы видим на экране эти над-
менные морды, когдз MBI слышим из
уст немецкого офицера зловещее воронье
карканье немецкой речи, когда мы видим
эти аккуратные немецкие виселицы, на
которых сейчас умрут молодые борцы за
свободу Украины, — наши кулаки сжи-

маются, и мы готовы без конца повторять

за большевиком Жухраем:

— Каждую дорогу, каждую тропинку, по
которой пройдут немцы, польем мы их
кровью.

Однако выше всего поднимаются авто-
ры фильма в своем искусстве, когда пока-
зывают грозный образ восстающей, борю-
щейся, свергающей иго немецких захвал-
чиков Украины. Здесь постановщик М. Дон-
ской, оператор В. Монастырский и испол-
нители ролей добились наибольшей согла-

сованности усилий, наибольшего  ху-
дожественного эффекта. Тема  восста-
ния, подготовки к нему, назревания

его проходит через весь фильм, и звучяа-
ние ее от кадра к кадру все усиливает-
ся. пока не разрешается к коЕцу ярост-
ным ураганом, сметающим с лица земли
н оккупантов и их презренных нетлюров-
ских лакеев.

Надо сказать, что эта тема разработана
в фильме с замечательным мастерством,
чрезвычайно лотично и, я бы сказал, в
очень тенком музыкальном ритме. Многие
кадры и эпизоды, связанные с этой те-
мой, запоминаются навсегда. Вы никогда,
например, не забудете лица ин жестов мо-
лодого железнодорожника в начале карти-
ны. Немцы только что вступили в
Шепетовку. Они набили целый  эше-
лон  напрабленным у местного населе-
ния продовольствием. Немецкий  ко-
мендант в наглой и грубой речи требует
от шепетовских железнодорожников, что-
бы они вели эшелон та запад. Хмурые,
грозные, неподвижные, слушают его ше-
петовские пролетарии. Комендант кончил.
И вдруг молодой рабочий  разражается
неистовой бранью. Последних слов его
мы не слышим, оги тонут в пронзитель-
ном хоре паровозов, спускающих пары; но
мы отлично понимаем, что ог сказал, ку-
да порекомендовал отправлятьая незва-
ным гостям.

Это лишь первая, покуда еще словес-
ная, реакция протеста, но ею сказано все,
что надо сказать. А сейчас последует вто-
рой удар. Все так же угрюмо и молча, по
едва заметному сигналу Жухрая, железно-
дорожники повертываются к немцам
спиной и расходятся по’ домам. .

Забастовка! Эшелон  остаетея на ме-
сте. Немцы в бешенстве. Всякое по-
добие масок сброшено. На сцену высту-
пает палач. Комендант вызывает двух
старых машинистов. Он приказывает им
вести состав. Они коротко отказываются,
— их уводят и убивают. Старики маши-
нисты пробыли на экране считанные ce-
кунды, но вы никогда неё забудете этих
тордых людей.

Тем временем фаза пассивного compo-
тивления подходит к концу — борьба на-
чинает припимать более активные формы.
Под угрозой расстрела немцы заставляют
старшего брата Корчагина — Артема (ето
прекрасно играет арт. В. Бубнов) вести
эшелон с немецким карательным отря-
дом. Очень хороша ночная сцена в будке
паровоза. Немец-конвоир устал и дремлет.
Представляется возможность совершить

На Репина идеи Крамского произвели
впечатление неотразимое. Он не только
почувствовал их непреложную правду, не
только в них уверовал, но и в самом
себе ощутил ту «титаническую гордость
духа», которую возбудило в нем сознание
своей грядущей роли в созидании нацио-
нального искусства. Сквозь искус лет ака-
демического обучения Репин прошел бла-
тополучно, так как рядом с ним все вре-
мя был Крамской, истинный его наставник.

Первая, вполне самостоятельная и неза-
висимая от Академии тема — «Бурлаки
на Волге›— возникла у Репина ещев Дка-
демии. Ничего подобного дотоле не было
в русской живописи. :

Сюжет «Бурлаков» трактован с вели-
чием поистине эпическим. Недаром на
Волте, куда Репин ездил с товарищами
собирать этюдный материал, он по вече-
рам читал «Илиаду». «Бурлаки» Репина—
это не оборванцы, вызывающие жалость,
это богатыри, которых судьба обрекла на
тяжелый труд, и в л убогом облике они
сохраняют человеческое достоинство:

Какая гордость, какое изумление и ве-
ликая радость звучат в «Воспоминаниях»
Репина, там, где он говорит о волжеких
городах, пейзажах и особенно о волжеком
народе. Вот как писал он о Нижнем-Нов-
городе. :

«Этот царственно-поставленный Hay BCeM
востоком России город совсем закружил
наши головы. Мы захлебывались от упо-
ительных далей, а прежде всего от его
живой истории старой Руси с ея художе-
ственностью и теплотой людей, ценивших
жизнь, сильных людей, хорошей породы.
Эти не любили селиться тде-нибудь и
как-нибудь». И еще сильней, чем пейза-
жи, приводили в восхищение художника
живые люди. «Какой красивый, дородный
народ! И откуда у них такая независи-
мость, мажорность в разговоре? И эта
осанка, полная достоинства? Как ни ста-
нет мужик, — все красиво. И бабы под-
ходят. Тоже княжны какие-то по складу:
рослые, красивые, смелые. Всем здесь гэ-
ворят «ты» обыватели, и за этим чувст-
вуется равенство. Никакого подхалимства,
никакой замашки услужить господам, ело-

вом, никакого холоиства?.

—

LESBO BES

Кадр из фильма «Как закалялась сталь». На фото:
Жухрая и артист В. Пересто-Петренко в роли

диверсию, пустить под откос вею экепе-
дицию. отомстить за слезы и кровь Укра-
ины. Но для этого надо раньше прикон-
чить конвоира. Советский человек, велико-
душная натура, Артем, колеблется. Ему
жалко этого пожилого лэндштурмиста:
«Он не виноват». Но старший товарищ
Артема по паровозу Николай отвечает хо-
ледно и твердо — и выражения его лица
вы тоже никогда не забудете: «А мы
виноваты? Мы их сюда не звали». И эта
народная мудрость берет верх над сомне-
ниями Артема...

Буря над временно захваченной, но
непокоренной Украиной бушует все силь-
нее.

Освободительное движение принимает
всенародный характер. Украинская дерез-
ня охвачена пожаром партизанской вой-
ны. В городе неуловимые и бесстрашные
подпольщики. На подмогу партизанам
идет со своей дивизией Шорс. Немцы не-
истовствуют, они покрыли украинскую
землю лесом виселиц, но с каждым часом
стаговится яснее, что дни их господетва
на Украине сочтены. И когда на их пре-
ступные головы обрушивается BcecoKpy-
шающий смерч народного возмездия, то
это воспринимается как  победоносный,
ликующий и пророческий финал симфо-
нии. 0б этих сценах фильма нельзя рас-
сказать словами, их надо видеть, чтобы
почувствовать, сколько в них настоящей
боевой страсти, сколько веры в конечное
торжество народного дела заключено в

них. Так уже было однажды, так будет и.

теперь, четверть века спустя! — вот o
чем говорит финал картины. И впечатле-
ние, оставляемое им, тем более сильно,
что вся эта буря возникает и нарастает
в фильме не стихийно, не сама по себе.
Нет, ее направляет великая организующая
сила большевистской партии, и олицетво-
рением этой силы является народный во-
man Жухрай, которого блестяще играет
артист Д. Сагал:

Хотели или не хотели этого‘ авторы
фильма, но центральная фигура их про-
изведения, безусловно, Жухрай, а не Кор-
чагин. Это самый незабываемый, самый
сильный, самый правдивый образ филь-
ма. В коллективно создаваемый актерами
советского театра iH кКиЕо образ. боль-
шевика Д. Сагал внес свой, оригиналь-

ный ий ленный вклад. Устами Жухрая гд-

ворит зрелая ненависть, зрелая страсть,
зрелый разум борьбы, и именно это в
фильме и должно вдохновлять советских
людей на борьбу и учить их искусству
победы. 5 у
Можно пожалеть, что авторы фильма
использовали знаменитую книгу лишь как
матернал и повод для экранизации неко-
торых эпизодов из истории первого тер-
манекого вторжения на Украину и не за-
дались целью полностью раскрыть герои-
ческий образ Николая Островского.
Почему это было бы важно? Потому, что
Островский и есть Ta самая сталь,
с которой идет речь в романе. Личная
судьба этого чёловека была ужасна. Она
раздавила его физически, она воздвигла
между ним и жизнью средостение слепо-
ты и паралича, она обрекла его, пламен-
ного революционера и патриота, на мното-
летнюю, абсолютную неподвижность, на
затяжную, неслыханно мучительную аго-

После «Бурлаков» Репин нехотя при-
нялся за академическую программу, от-
талкивавшую его своим безжизненным
холодом. Он хотел даже бросить Акаде-
мию, презрев диплом, золотую медаль и
заграничную командировку, — на что он
мог вполне рассчитываль, судя по всему
предыдущему ходу своих дел. И только
тогда, когда внезалтно тема «Воскрешение
дочери Иаира» задела Репина за живое,
когда в памяти художника ожила щемя-
щая душу картина смерти его любимой
сестры Усти, академическая «программа»
из ненавистного «сочинения» превратилась
в живую правду, которая превьане всего
была для Репина.

В 1873 г. Репин отправилея за тграни-
цу. Замечательны его письма той эпохи,
Его суждения об искусстве резки и не-
ожиданны.

Репин направился в Италию, по пути
он остановилея в Вене, где осматривал
Всемирную выставку. Он одобрительно
отозвался только о «Маршале Приме»
Реньо и «Люблинской унии» Яна Матей-
ко. Конечно, Репин был увлечен не толь-
ко виртуозной техникой Реньо. Ему им-
понировал революционно-героический пер-
сонаж портрета, но еще более — обаяние
личности портретиста, со славой погиб-
шего в боях за родину против прусса-
ков. С

Темный колорит живописи Матейко Ре-
пин истолковывал, как горький, трагиче-
ский тон леса. Репин прощал Матейко из-
лишнюю детальность в его комнозициях
за тот патриотический пламень, который
всегда горит в его живописи. Позднее, в
1898 г. Репин, проезжая через Краков, не-
ожиданно попал на похороны Матейко.
Он был потрясен зрелищем всенародного
горя. «Сердца, зажженные его страстью
к родине, — писал Репин, —горят перед
ним факелами». В этих словах — уваже-
ние к пациональному искусству. высокая
оценка роли художника-патриота и гор-
дость за искусство живопиен, которая до-
стигла у Матейко такой значительности
и силы воздействия. Дело Матейко’ Ре-
пин называет подвигом беспримерным и
колоссальным. . ь

Та же точка зрения и в суждениях Pe-
пина о старом искусстве. Верность род-

СК ВЕ С А ОН и УИ

Однако при всех

ee

артист Д. Сагал в роли
Павла Корчагина.

нию. Но там, где, казалось бы, -оставалось
место только для безысходной трагедии,
— мы оказались свидетелями беспример-
ного триумфа человеческой воли и духа.
Николай Островский обрел себе бессмер-
тие не как мученик, а как герой и нпобе-
дитель. Он не пошел ни на какие ком-
промиесы с0 своей личной судьбой; он
боролся за свой народ и творил для ово-
его гарода до последней минуты и умер
только тогда, когда перестало бороться
его изнуренное болезнью и: поистине
титаническим трудом сердце. Он был боль-
шевиком, он не хотеп сдаваться, и он не
сдался и победил.

Как это ни странео, но в фильме, вдох-

новленном книгой Островского, эта,
тема представлена слабее других. Там
есть почти все: и отвага, и молодой

порыв, и самоотверженность, и разумная
осторожность испытанных бойцов, но там
нет этой последней и решающей черты,
без которой всегда останется неполЕым
образ советского палриота наших дней.

Может быть, именно поэтому недоста-
точно’ сильно звучит роль Навла Корча-
тнна в фильме. Артист В. Пересто-Петрен-
ко впервые выступает в большой кинема-
Тографической роли. Ему не все удалось,
хотя в ето исполнении ощущаетея юно-
еская искренность и непосредственность.
Не удалось ему в частности достаточно
полно показать, как рабочий-юноша прев-
ратцается в воина-гражданина. В фильме
нет настоящего предчуветвия того, кем и
чем будет Корчагин-—Островский для co-
ветекото народа.

Интересно задумана «лирическая  те-
ма» в фильме Ho в книге увле-
чение Павла милой, но внутреене совер-
шенно чужой ему девушкой — одно из
испытаний, через которое он должен
пройти, чтобы закалилась сталь его:
характера. В фильме же любовь
Павла и Тони — не больше, чем лириче-
ский аккомпанемент. К тому же и ис-
полнение роли Тони артисткой И. Федото-
вой очень мало способствует углублению

самого образа, так и связанных сним

этих недостатках
фильма — его появление тлубоко от-
“payin. :
 Bstasunte Ha noms сражений великой
‘отечественной войны. Разве не воплотил-
ся там в сотеях и тысячах тербичееких
образов дух Николая Островского. Разве
нё является самое имя этого человека си-
нонимом несокрушимой стойкости, несги-
баемой воли к борьбе и победе, воли, не
знающей, что такое «безвыходное положе-
кие», воли, отвергающей самую ‘мысль о
капитуляции. или отступлении. Кажитан
Гастелло, живым торящим факелом вре-
зающийся в гущу немецких эшелонов;
двадцать восемь панфиловцев, преградив-
ших овоими телами путь врагу к советской
столице; тридцать три бойца под Сталин-
градом, отразивших — и притом уже без
всяких потерь со своей стороны — атаку
многих десятков фашистских танков, —
разве ке возродился в этих людях и во
множестве других НиколаН Островский?

Пусть же фильм «Как закалялась
сталь» напоминает советским людям о ве-
ликом воине и гражданине, который су-
мел победить судьбу..:

ной природе он отмечает, как главное до-
стоинство старых итальянцев. «Как Поль
Веронез выразил Венецию, как Болонская
игкола, верно ‘передала свой «условный»
пейзаж., как верен Перуджино и вся ком-
пашия средней Италии. Я их узнал на
их родине. Здесь тот же самый суздаль-
ский примитивный пейзаж в натуре: те
же большие передние планы без всякой
воздушной перопективы и те же дали,
рисующиеся почти ненатурально в возду-
хе. Все это ужасно верно перенесли они
в свои картины. Как смешно думать пос-
ле этото об изучении таких-то и таких-то
стилей, Венецианской, Болонской, Флорен-
тийской и других школ».

«В Венеции, — пишет он в другом
письме, — искусство было плоть и кровь,
оно жило полной венецианской жизнью,
трогалою всех. В картинах Веронеза скры-
ты граждане его времени в поэтической
обстановке, взятой прямо с натуры».

Мы до сих пор не сумели по достоин-
ству оценить эти мысли и даже не дела-
ли попыток истолковать в их свете твор-
чество Репина и его стремление. Как важ-
но, например, репинское пониматие стн-
ля, как глубочайшего выражения нацио-
нальности и личности художника. Стиль
нельзя выдумаль и ему нельзя научить-
ся. Ero нельзя coaqaTh искусственно,
он является органическим для художника.
Ноэтому были бессмысленны потуги Ака-
демии научить художника владеть различ-
ными стилями, как будто бы стиль —
только украшающая оболочка, а не самое
существо, душа искусства.

Из Италии Репин отправился в Париж.
Почти тотчас по приезде он пишет кон-
ференц-секретарю Академии художеств
Исееву: «В голове у меня все русские
сюжеты: я думаю, что недолго буду я
здесь «коротать век» — надо Русь иву-
чать». Однако начатые крупные картины
надолго задержали его в Париже. Одна
ив них — «Парижское кафе»— выросла на
почве парижской жизни; может быть, в
ней Репин хотел быть Веронезом своего
времени в понимании людей, костюмов и
всей обстановки. Другая картина — «Сад-
ко» — кусочек автобиографии художника,
устоявшего, как терой древней новгорол-
ской былины, перед великолепием п соб-
лазнами чужеземных идеалов. Но не эти

Перед нами десять книжек небольшого
формата, изданных в этом году Союзом
советских писателей Украины. В книж-
ках этих с новой силой прозвучали го-
лоса талантливейших украинских поэтов
— маститых и молодых — Тычины,
Рыльского, Бажана, Сосюры, Малышко
и Неходы. Когда знакомишься ¢ их Ma-
ленькими сборниками, которые все вместе
легко умещаются в походной сумке со-
ветекого бойца, прежде всего думаешь о
том, что они вполне достойны сопровож-
дать наших воинов в их боях и похо-
дах. А э10 сейчас и самый решающий
эстетический критерий У каждого из на-
званных поэтов. есть свои индивидуаль-
ные, неповторимые интонации. Но одна
тема проходит сквозь все их сегоднян-
нее творчество — тема Украины, познав-
шей великое горе и ставшей в своем го-
pe еще более непреклонной, грозной и
страшной для врага. Одно чувство про-
Низы эти стихи — чувство единой
семьи народов, как никогда сплоченных
и дружных. И эта тема, и это чувство
скреплены новым лиризмом, — поэзией
несгибаемых чувств п прямых слов, то-есть
таких чувств и таких слов, которые луч-
ше всего доходят до сердца каждого му-
жественного советского воина.

Нам кажется, что настала пора для
предварительных обобщений того принци-
пиально нового, чем характеризуется на-
ша лирика первого года отечественной
войны. Последние стихи и поэмы укра-
инских поэтов, особенно, если их расема-
тривать во всей совокупности, уже дают
любопытный и поучительный материал
для таких первоначальных обобщений.
Они воссоздают лирический образ совет-
ского человека, который и в тяжелей-
ших условиях находит в себе неисчерпа-
емые моральные ресурсы для трула, для
борьбы, для яеной оценки происходящего
и для непреклонной уверенности в Oy-
дущем. !

Лирическая тема в военные тоды у
каждого подлинного поэта, то-есть у по-
эта, до конца искреннего и правдивого,
как правило, сплетается с темой челове-
ческого страдания, с` темой человеческой

ненависти. Когда-то говорили: горе за-
стилает глаза. Когда-то утверждали: не-
нависть ослепляет. Но не так происхо-
дит сейчас — в эту отечественную вой-

ветская поэзия в лице ее лучших пред-
ставителей показала нам образ граждани-
на, не огибающегося, а выпрямляющегося
под бременем горя, раскрыла перед нами
характер человека, вдохновляемого спра-
ведливым чувством ненависти, которого
это священное чувство делает еще более
зорким.

Подобно тому, как боеп, узнавиий о
надругательствах врага над своей родной
семьей, хочет сталь еще более метким
снайпером, еще уверенней разить шты-
ком и тверже владеть гранатой, украин-
ские поэты обнаружили в этот год испы-
таний силу исключительно отчетливого и
ячното художественного зрения. Велико
горе народа, временно потерявшего” тер-
риторию. О взорванном Днепрогасе, о нал-
ругательствах штурмовиков и их при-
спешников над священной могилой Тара-
са под Каневом, о трупах стариков и де-
тей, повешенных на площади Дзержин-
ского в Харькове, о публичных домах
для тевтонского офицерья на широких
улицах Киева, о двуногом гитлеровском

060 всем этом. каждый советский человек
думает с огромной сердечной болью. Но’
торе народа удесятеряет силу ето. И укра-
инская поэзия последнего года ‘прежде
всего запечатлела это грозное для врага
горе Украины, душевную мощь народа.

*

«Снятие конной группы

картины, а беспретенциозный портрет мо-
лящегося еврея — самое сильное из все-
то. написанного Репиным в Париже. Жи-
вопись «Молящегося еврея» совершенно
свободна и пластична, а главное, целиком
взята из жизни; такие типы могли встрё-
титься Репину еще в Чугуеве и ро вре-
мена юношеских скитаний по Украине.

Все время занятый мыслями о родине,
Репин не слишком сильно увлекался со-
временным французским искусством. Оно
казалось ему «отрекшимея от жизни, не
видящим среды, в которой живет». Дви-
жение импрессионистов он никак не мог
связать с корнями народной жизни. Не
находя никакой поддержки в окружаю-
щем, Репин приходит к ‚убеждению, что
работаль он может только на родине.

В 1876 году Репин возвращается в Рос-
сию и после короткого пребывания в Пе-
тербурге поселяется в Чугуеве. Наконец
снова он смог окунуться в стихию родной
жизни. Здесь начинается самый плодо-
творный` и счастливый период его твор-
чества. Со всей страстью отдается он изу-
чению жизни. Он изображает народные
типы с небывалой глубиной проникнове-
ния в национальный характер. Он пишет.
монументального «Протодиакона», о делает
бесчисленное множество эскизов, темы ко-
торых подсказаны народной жизнью, и
наконец задумывает «Крестный ход», ко-
торый потом вырое в грандиозную эпн-
ческую поэму. Русская жизнь, по которой
так стосковался за границей Репин, нако-
Hell, развернулась перед ним во всем бо-
татстве, во всей жизненной пестроте.

Еще никогда не служила она в такой
совершенной полноте предметом воспроиз-
ведения в живописи. Каждый настоящий
художник открывает в мире только ему
доступный кусочек бытия. Перед: Репи-
ным на ‘родине развернулись нвоб’ятные
просторы. Ни сухой и сентиментальный
Перов, ни сам Крамской, искусство кото-1
рого стояло в таком странном противоре-
чии с его. взглядами, не сумели увидеть
в России того, что увидел в ней Репин.
Все его искусство посвящено’ России, ee
народам — русским, украинцам, белорус-
сам, ее великим и’ малым людям. В са-
мой живни народной Репин ищет красо-

3 ЛитЕРАТУРА И

HY — с сынами советского .-народа. Со-

зверье, осиверняющем села Украины, —

КЕ БЕНДЕРА ЗЕ ЛАК АА СЕЛИ ВИДА ИВА ВЯ И ЛА НЕ ААА ИАА ЕЛКА ВАА Я НИЛ ВЕНА ДЕВКИ ЗИ ИЕН ЕА ААВ ЕЕ Е ВЕНЕ ВЯ БЕНЯ ЯСИА

х лис Воинствующая поэзия

me. ke

He  отвлеченными  декларациями
пусть пламенными и страстными, — Hw HA
лирическим плачем, размятченным и 663-
вольным, плачем над страданиями сыназ
Украины, встретили украинские под“
ты суровые -испытания войны. Продол-
aad традиции Шевченко, одного из cas
мых гневных и самых нежных в мире
поэтов, Павло Тычина в своем исключи-
тельно сильном стихотворении «Весна»
товорит:

Поет повинен наново родитись,

Не тихо догорять, як-та св ча, —

He Ильки мудрстю в micHax
CBITHTHCh,—=

a й буть соыдомим свойого меча.

Xi6a можливз дряхлють для стратега?

Чого ж поет, коли цлуть 601,

бере 13 допотопного ковчега

Т образи й ештетя сво1?

Baap словом так, щоб аж давеншло
winamp!

Чи мо новаторство не на час!

Як нездригнеш перед страпгною гиддю-=

Todi ти зявишся у вси свой краси

Это — очень характерные строки. Ука
раинская поэзия последнего года выч
ступает, как новаторская поэзия в глубо-
ком смысле этого слова. Мы товорим не
только о высоком формальном качестве—
о ритмическом разнообразии, о силе об-
разов в стихах Рыльского и Тычины, Bas
mana и Малышко, Первомайского и 00+
сюры, Голованивского, Неходы, Усенко.
Важно подчеркнуть новаторство содержа»
ния, исключительную слитность лиричея
ских итражданских мотивов в стихах, соч
данных названными поэтами за период отвч
чественной войны. Когда-то Некрасов пиз
сал, что стыдно гражданскому поэту «в
тодину горя красу небес, долин и моря
и ласку милой воспевать». В стихах ук-
раинских поэтов и в особенности у Ты-
чины, у Рыльского, у Малышко по-новому
во всей своей конкретной зримости и
обаянии воскресают. лирические пейзажи
Украины. И эти пейзажи Украины с 060-
бой силой вдохновляют к бою и наполняз
ют нас уверенностью в конечной победе
народа.

Ха умерти можна fi,

В гарящи захлинутись кров},

Коли на справедливий бй

Зовуть {1 дерева Й дуброви,

Коли живе вона в мшни

Сет великий, вольнШ, нов?

(М. Рыльский. «Слово про дну matip»).

«И стало видно далеко на все четыре

стороны света» — могли бы повторить
слова Тотоля лучшие украинские
поэты первого тода отечественной
войны. Они не ограничиваются  есте-
ственными лирическими воздыхания-
ми и воспоминаниями 0 TOM, какой
счастливой — была жизнь народа В

пветущей, веселой и свободной Советской
Украине. В грозные дни войны они с
отчетливостью и уверенностью бойцов
видят не только оскверненную фашистами
Украину, но и предчувствуют близкое
будущее страны, освобожденной от немец-
ких захвэтчиков.

«Украинськ: дал: croromoci  воскре-
сають кризь пожар и кров», — воскли-
пает Максим Рыльский. «Съогодн! май-
бутнього далину я оком прозираю», —
говорит Павло Тычина. О ‘том, что это
будущее не за горами, свидетельствует
‘боевое единство советских народов. их
неисчерпаемые моральные ресурсы, кото.
рые так ясно выявились в воинствующей
украинской лирике периода  отечествен-
ной войны.

Si

Клодта с Аничкова моста»
Рисунок худ. Н. ПАБЛОВА (Ленинград).

ии ль

ту. Колорит «Крестного хода» не сочинен
художником: он соткан из цветов и соче-
таний, излюбленных нашим народом. Это
самая народная из всех картин Репина.
В других картинах с непревзойденной си-
лой даны характеры народные. В третьей
своей народной эпопее — в «Запорож-
цах» — Репин изображает народ в апогее
могущества и гордой независимости. На-
прасно думают, что Репин увлекся изо-
бражением стихии смеха. Мысль его глуб-
же и фундаментальнее. Картина уничто-
жающим омехом словно отвечает воем, пы-
тающимся превратить славян в рабов,
изобразить их племенем покорных и роб-

`ких людей, «навозом» для культуры
«настоящих» народов, вроде немцев.
Сколько ума, величия, дипломатической

хитрости, безумной отваги в этом „калей-.
поскопе лиц. Как многообразно и полно
выражен в них характер народа. И еще
раз к этой же теме вернулся Репин в
«Черноморекой вольнице».

Последняя треть жизни Репина была
омрачена все возрастающим физическим
недомоганием. Нартины ето были мало
удачны. В них отсутствовало эпическое
начало. Художник словно не находил те-
мы, могущей выразить его ошущение во
всей глубине. Но мысли его, для которых
он He нашел живописного воплощения,
исполнены пламенного патриотизма.

«В душе русского человека, — писал
Репин, — есть черта особого, скрытого
героизма. Это — внутрилежащая, глубо-

кая страсть души, С’едающая человека,
его житейскую личность до самозабзения.
Но это — величайшая сила жизни, она
двигает горами; она делает великие завое-
вания; она руководила Бородинским cpa-
жением; она пошла за Мининым; она CO-
мгла Смоленск и Москву. И она же на-
полняла сердце престарелого Кутузовз.
Она сливается всецело со своей идеей,
«пе страшится умереть». Вот где ее ве-
личайшья сила: она не боится смерти».

Эти слова были написаны тридпать лет
тому назад. Они могли бы быть нацисаны
сегодня, в дни тяжелых испытаний на-
шей родины, когда русский нар с не-
киданным мужеством борется за cEOD
землю и счастье своих детей.

OneavGnsssrhsdencnuvsvanauaeeseuseshsrouseesesssceneessususnsestevavenecnsensesraveesens,

Искусство 3 I

ны