Искусство Узбекистана
В ДНИ ВОЙНЫ

“ ТАШКЕНТ. (От наш. корр.). Этой теме
было посвящено состоявшееся в Ташкен-
те собрание актива работников искусств.
На собрании выступил с докладом зам.
председателя Комитета по делам искусств
‘при СНК СССР. А. В. Солодовников.

— Театры Узбекистана в дни отечеет-

зенной войны развили значительную ра-
боту, — сказал т. Солодовников. — По-
становка таких спектаклей, как «Месть»
в театре Мукими, «Даврон-Ота» и «Меч
Узбекистана» — в узбекской опере, «Олеко

Лундич» — в театре им. Хамза, откли-
кающихся на темы борьбы за свободу на-
шей родины, — большое положительное

явление. Однако количество постановок и
пьес на темы великой отечественной вой“
HH еше совершенно недостаточно. Не
всегда на большой художественной высо-
те и качество пьес. Узбекские драматурги
в большинстве своем пришли к драма-
тургии от поэзии, и некоторые из нихеще
не овладели законами сцены. :

Тов. Солодовников привел цифры, по-
хазывающие, что некоторые театры Узбе-
кистана не сумели добиться достаточно
высокой посещаемости и, следовательно,
He отвечают возроснгим требованиям зри-
теля. В то же время почти все театры He
‘использовали полностью средства, отпу-
щенные на новые постановки,

Наиболее отсталым участком фронта
искусств т. Сололовинков считает изобра-
зительное искусство: в Союзе художников
Узбекистана числится менее десяти ху”
ложников-узбеков. -

В настоящее время, когда в Узбекиста-
ne собрались крупные мастера всех ви-
дов искусств из Москвы и Ленинграда,
из Украины и Белоруссии, необходимо
об’елинить усилия, чтобы искусство Ys
бенистана стало подлинным боевым ору-
жием в борьбе советского народа против
терманского фашизма.

По докладу т. Солодовникова развер-
нулись оживленные прения, Работники ио-
кусств говорили о будущих своих работах.

Театр им. Хамза после недавно постав”
ленной пьесы «Олеко Дундич» покажет
пьесу Яшена «Смерть оккупантам», a K
тодовщине Октября тотовит пьесу Изата
Султанова «Полет орла — о деятельно-
сти М. В. Фрунзе в Узбекистане. Эту. по-
становку осуществляет И. Берсенев.

Артист Ташкентского русского театра
им. Горького А. Соловьев рассказал о
том, как много дали коллективу театра
беселы с С. Бирман. Яркую речь о дейст-
венной дружбе работников искусств раз>
личных национальностей произнес С. Ми-

хоэлс.
М. Ж.

У ПИСАТЕЛЕЙ-
ГОРЬКОВЧАН

Роман В. Костылева «Иван Грозный», по-
священный борьбе русского народа с нем-
пами за берега Прибалтики, печатается в
журнале «Октябрь». Одновременно роман
выходит в Гослитиздате и в Горьковском
отделении Огиза. В настоящее время В. Ко-
стылев работает над повестью «Встреча»
и над вторым томом трилогии «Иван
Грозный».

_ Писатель А. Патреев подготовил к пе-
чати роман «Богатыри» —0 борьбе с не-
мецкими оккупантами в ХШ веке.

Н. Кочин сдал в печать новую повесть
«Серебряный  перелесок> —0 действиях
наших партизан против -немецких окку-
пантов. Кроме того, Кочиным выпущены
книга «Деревня в дни войны» — очерк
из жизни советского села и брошюра
«Как немцы трабят советскую деревню>.

Поэт М. Шестериков выпустил сборник
стихов и подготовил к печати антифанти-
стский сборник юмора и сатиры. Поэт ра-
ботает над героической поэмой о 28 геро-
ях. Поэт А. Зарубин написал совместно с
Барсуковым драму в стихах «Минин» и
работает над книгой «Золотые руки?
—06 — замечательных  хирургах города
Горького. Поэт Н. Бирюков сдал книгу о
Дмитрии Донском. Писатель Г. Федоров
заканчивает большой очерк «Горький в
дни войны>.

‹‘«На постах»,

А. ПАХОМОВА

(Ленинград).

Автолитография худ,

По Советской
стране

МОЛОТОВ. Молотовекий Горком ВКП(б) при-
нял специальное фемение, в котором OTMe-
чается большой политический и художествен-
ный успех спектакля «Русские люди» в 06-
лаетном театре драмы (худ. руководитель
И. Ефремов). Горком рекомендовал партийным
организациям провести коллективные посеве-
ния оцектакля; дирекции ‘театра предложено
вывезти спектакль в ‘крупнейшие индустри-
альные районы области.

УФА. Театральная общественность отметила
триднатилетие артистической деятельности
народной артистки СОСР солистки Киевекого
театра оперы и балета М. И. Литвиненко-
Вольгемут. Артистка впервые дебютировала
в роли Оксаны в опере «Запорожец за Ду-
наем» в 1912 г. в Укранневом театре Садов-
ского. Юбиляриу приветствовали коллективы
Киевского оперного ‘театра, Украинской Ака-
демни наук, Союза илсателей Украины. По-
лучено много приветствий и поздравительных

телеграмм от деятелей иомуеств © разных
концов Советокого Союза.

ЛЕНИНГРАД. Военно-шефская комиссия
театра Музыкальной комедин ортанизовала

из числа артистов оркестра джаз-ансамбль и
хвартег для обслуживания частей Красной
Армни и Краснознаменного Балтийского фло-
та.
АЛМА-АТА. Закончилея республиканский
конкуре на лучшее литературное произведе-
ние малых форм. Жюри конкурса расемотре-
ло 489 произведений, в том числе свыше
100, написанных на казахском языке. Первой
и второй премии жюри решило He прису-
ждать. Третьи премии присуждены Сатьтбал-
дину и Фрайману за одноактную пьесу на
казахеком языке +Артисты», А. Ольшанеко-
му за одноактную пьесу «Испытание»,
В, Кузьмичу за произведение «Украине
моей матери», К. Белякову — за «Балладу о
пернатых». Центральвая киностудня ставит
по пьесе А. Олыцанского короткометражный
фильм. режиссер — Г. Козинцев.

ФРУНЗЕ. Киргизский драматический театр
готовит к 25-летию Октября поетановку пьесы
киргизекого писателя А. Токомбаева «Ант»
(«Клятва») — о борьбе советекого народа ©
фаптистекими захватчиками, Ло конца 1942 %г.
будет такяз осуществлена постановка драмы
К. Эшмамбетова «Кара Тушан» («Черная ту-
ча»).

НОРИЛЬСК, Второй заполарный окружной
театр пьесой «Душа Мослвы» начинает в
Норильске второй год работы. Летом в те-
чеппе трехмесячных гастролей театр обелу-
жил крайние точки Таймырекого округа по
марнтруту Норильск — Дудинка — Устьпорт —
Диксон, показав свой основной репертуар:

«Дым отечества», «Парень из нашего города»,
«Васса

«Мой сын» «Профессор Полежаев»,
Железнова», «Хозяйка гостиницы», «Без вины
виноватые» и др. Намечаютея постановки

«Нетр Крымов», «Овадьба Гречинекого» и др.
К 25-летию Октября готовится премьера «Рус-
ские люди».

НОВОСИБИРСК. 3 октября Ленинтрадекая
филармония сткрывает свой второй сезон в
Новосибирске большим симфоническим кон-
цпертом. В программе третья симфония
Бетховена и «Эгмонт». Оркестром дирижирует
Е. Мравинекий.

САМАРКАНЛД. —Мастерекая узбекского на-
ролного искусства преобразована в учебное
заведение, в котором ведется плановая под-
готовка кадров. Свой богатейтий опыт ле-
1елают узбекской молодежи старые народные
мастера Мурадов, Самадов и Мирбабаев. Резь-
6a но алебастру и дереву и живопиеный
орнамент для украшения стен зданий и бы-
товых вещей изучаются на лучших образцах
местного народного искусства. На курсах
обучаются 30 человек. из них 5 девушек,
Они изучают также рисунок, животись, Tep-
чение, строительное искусство и скульитуру.

М. РЫЛЬСКИЙ

Дочь украинского народа

Украинская общественность отмечает
30-летие сценической деятельности нэрод-
ной артистки Союза ССР Марии Иванов-
ны Ллтвиненко-Вольгемут.

Величественное задание украинской 0-
ветской оперы немыслимо себе предета-
вить без одного из самых крупных его
творцов — Литвиненко-Вольгемут.

Я не хочу здесь говорить о всех Cie
вических образах, созданных ею. Это бы-
ло бы и нелегко — творческий диапазон
артистки поистине отромен. Сегодня мне
хочется вспомнить немногое. Прежде вее-
то — образ матери в опере незабвенеого
Лысенко «Тарас Бульба». Вею нежность,
всю страстную нечаль, всю неисчерпаемую
любовь матери-украинки © потрясающей
силой показывает Мария Ивановна в ро-
ли Насти, жены сурового Тараса. И образ
перерастает в глубокий символ: это — ие
только мать-украинка, HO и мать-Ук-
раинз. Та Украина, которая в тятчайпгие
HHH борьбы с нодлыми захватчиками рас-
правляет свои крылья, крылья ранегой
орлицы, защищающей своих «диок дрЕб-
неньких», тотовой отдать за них кровь и
жизнь. Та Украина, за священную свэ-
болу которой погибло много доблестных
сынов и которая будет жить в веках,
горлясь перед миром своими дочерьми и
сыновьями, сияя своей неугасимой прав-
дой, своей несокрушимой дружбой с бра:
тьями-народами. Образ нашей славной от
чизны создала Мария Лнтвнеенко-Вольге-
мут чарами своего неувядаемого, изуми:
тельного по тлубине и теплоте голоса,
своего непревзойденного сценического Ma-
стерства, ;

Вспоминается Литвиненко — Ярослав-
на, Ярославна, плачущая Ha городской
стене о милом муже своем Игоре, ушедшем
в дружиною верной сражаться за родную
землю. Звок степного ковыля, запах нэ’
шей степи, запах летописного емшана вэ-
ет в зрительном зале, когда льются на

ки к солнцу, к «ветру-ветрилу», ко всем
стихням.. И снова: это вель не только
жена князя, ушедшего в поход га борьбу
с погаными хищниками, это — родина
нага. ь

Верь, Ярославна, и знай: он возвратит-

ся, твой муж, и возвратятея дружины его
славные — с алым стягом победы под
вешгний перезвон колоколов, в сиянии

воскресшего Киева, воскресшей Украины,
в сиянии’ великой советской земли, побе-
дившей и растоптавшей поганые полчи-
ща! >

И еще одиЕ образ — среди бесконечной
вереницы образов классического и ©
ветского ренертуара — образ Одарки в
безоблачно-светлой, прелестно-наивной
старой опере Артемовского «Запорожец за
Дунаем»; В роли еварливой, но, в сущно-
сти, добродушной жены гуляки-запорояца
Мария Иваловна всегда была бесполобна.
Но зимой этого года, когда Киевский
оперный театр поставилв Уфе «Запорожца
‘за Дунаем», наша артистка показала нам
нечто говое: в. последнем действии, об-
ращаясь к родным полям, по которым
истосковалась душа, Литвиненко — Одар-
ка ударила по таким высоким, по таким
потрясающим струнам, что все зрители
плажали, не стыдяеь свонх слез, потому
что это были слезы любви к отчизне и
веры в нее. Да, мы возвратимея к вам,
тихие поля нааши, родимые наши дома,
— пусть долетит до вас этот пежный,
этот сильный, этот из глубины Ayn,
идущий голос, голос лучитей вашей доче-
pu! i

Вся сценическая и концертная деятель-
ность Марии Иваговны является вместе с
тем и тлубоко осознанным общественным
служением. Это знают все ее слушатели,
это знают те бойцы, среди которых она
провела. в этом тяжелом и великом голу
не один день и месяц, отважно неся. ту-
да, в гром_и дым сражений за родную
землю. свое светлое оружие — песню. Ха-
рактерны для Марни Ивановны и такие
черты. как глубокий артистический такт
в выборе и трактовке исполняемых про-

В ПРЕЗИДИУМЕ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ С60Р

Состоялось расширенное заседание пре-
зидиума Союза советоких писателей СССР,
посвященное обсуждению фаботы писате-
лей Украины за время. отечественной вой*
НЫ.

Прибывшие в Москву украинские пи-
сатели
ладом о своей работе на различных учя-
стках литературы и в области отдельных
жанров.

А. `Корнейчук в своем вступительном
докладе рассказал 06 интенсивной. творче-
ской деятельности украинских писателей,
с первого дня войны мобилизовавигих все
свои силы на борьбу ©’ терманским (pa-
пгизмом. 78 писателей работают непоерел-
ственно в Действующей армни, в фронто-
вых и армейских газетах и. политотделах
РККА. Энергично работают писатели и в
тазете «За радянську Укра!ну!», которая
пересылается за линию фронта, в райо-
ны, временно оккупированные термански-
ми захватчиками. К населению оккупиро-
ванных районов обращены и системати-
ческие радиопередачи украинских ‘писа-
телей из Москвы и Саратова. ;

За тод войны Союз писателей Украины
издал свыше 100 новых произведений,
посвященных фронту; героическим бой-
цам и командирам Красной Армии и тру-
довой доблести работников советского
тыла, крупнейших заводов УССР, эваку-
ированных в тлубь страны. Изданная
Союзом писателей Украины литература
встречает у фронтовиков горячий прием,
издательство ССИ УССР получает сотни
откликов на вновь выхоляшие книги,
Тов. Копнейчук рассказал, что ему не раз
приходилось в суровой фронтовой обста-
новке, непосредственно после горячих Go-

eB, наблюдать живой, трогательный
интерее фронтовиков к вопросам ли-
тературы, к творчеству Toro или

иного писателя. В одной из частей зачи-
танный до дыр томик недавно изданно:?
излюбленного  фронтовиками  «Кобзаря»
Шевченко служит даже переходящей
«премией»: командир полка дает почи-
тать эту книжку отличившемуся бойцу.

Олнако т. Норнейчук подчеркнул, что
писатели все же сделали до сих пор
меньше, чем могли бы сделать в помощь
фронту, и призывал отдать все силы ве-
ликому делу борьбы за освобождение род-
ной земли от ненавистных захватчиков.

О новых работах украинских поэтов, о
росте молодых украинских поэтических
кадров сделал затем сообщение М. Рыль-
ский. О новых произведениях украинских

Открытие зимнего сезона
в Доме кино

Просмотром нового художественного
фильма «Как закалялась сталь» открывает
сегодня, 26 сентября, свой зимний сезон
московский Дом кино.

В сентябре и октябре здесь состоятся
просмотры и обсуждение новых художест-
венных и документальных фильмов,
творческие, отчеты = мастеров семеж-
ных искусств, литературный вечер с уча-
стием писателей-фронтовиков. Предстоят
также встреча киноработников с тердиче-
скими участниками налетов советской
авиации на Берлин, Кенигсберт, Варшаву
и Будапешт, ‘и вечер, посвященный рабо-
те кинооператоров на фронте.

«Пропавший без вести»...

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. ‚(От наш,
корр.). В редакции фронтовой газеты co-
стоялась читка только что законченной
здесь, на фронте, пьесы С; Михалкова ин
Н. Кружкова «Пропавший без вести». Это
пьеса о простых советских людях, 0б их
больнгих чувствах и переживаниях.

В обсуждегии пьесы приняли участие:
М. Матусовекий, И. Чекия, ВБ. Изаков,
А. Исбах, К. Горбунов, Т. Чугай. По
общему мнегию, судьба персонажей пье-
сы будет волновать советского зрителя. а
легкость и простота постановки привлечет
‘к пьесе внимание театров.

ПОРТАТИВНАЯ ВЫСТАВКА
ДЛЯ КРАСНОЙ АРМИИ

Дом народного творчества им. Н. К.
Крупской заканчивает составленне порта-
тивной передвижной выставки  художест-
венных произведений для частей Красной
Армии. Выставка состоит из фотографий и
цветных репродукций < 50 произведений
московоких художников, посвященных Be-
лркой отечественной войне, обороне Мэск-
вы и героической деятельности партизан.
Выставка выпускается в количестве 30
комплектов. Каждый комплект состоит из
трех стендов.

НОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ
ИЗДАНИЯ

К 25-летию Октября Музтиз выпускает
ряд новых музыкальных изданий.

Из произведений советских KOM-
позиторов будут изданы: 7-я симфония
Д. Шостаковича — партитура для оркё-
стра, кантата Д. Кабалевского «Родина
великая» — для оркестра, хора и двух
солистов на тексты Сулеймана Стальско-
то, А. Прокофьева Давидова, Адель Ry.
туй и Г. Табидзе. ;

Выпускается также ряд сборников:
сборник избранных песен советских ком-
позиторов, в который войдут до 75 пе-
сен; «Отечественная война» — сборник
песен, написанных в 1941—42 тг. ленин-
традскими композиторами Д. Шостакови-
чем, В. Седым, Б. Гольц и Ю. Кочуро-
вым; «Красноармейский песенник»
сборник текстов наиболее понулярных

песен советских композиторов, русских и  большим

украинских народных песен.

выступили с коллективным док.

прозаиков и драматурюв и о работе из-
даваемого сейчас в Уфе журнала, «Укра-
инская литература» рассказал. Ю. Янов-
ский. i

H. PpGan oxapanrepusopaa работу изда-
тельства Союза советских писателей Ук-
раины; П. Тычина рассказал о работе
трунны украинских писателей в Акаде-
мии наук УССР, П. Панч — 06 участии
писателей в радиовещании.

В обсуждении докладов украинских тд-
варищей приняли участие А. Фадеев, И.
Эренбург, И. Варес (Барбаруе), И. Крат,
Б. Турганов, М. Аплетин и другие.

В процессе этого обсуждения был под-
нят ряд серьезных творческих и органи-
зационных вопросов, Отмечалась, напри-
мер, ошибочная тенденция некоторых пи-
сателей акцентировать в своих произве-
дениях о войне пессимистические ноты—
мотивы гибели героев, жертвенности; Ме-
жду тем первейшая обязанность совётско-
то писателя -— утверждать волю к победе,
уверенность в неминуемом разгроме врага.

Единодушно было поддержано предло-
жение И. Эренбурга о совместной работе
украинских и русоких писателей в 06-
ласти  пропатанды: путем совместно
транслируемых радиопередач и написан-
вых в творческом содружестве листовок,
направляемых за линию фронта, надо по-
хазать нерасторжимые дружбу и единение
украинской и русской советской интел-
лигенции в борьбе с общим вратом— rep-
манским фашизмом, i

Подволя итоги обсуждению докладов,
т. Фадеев подчеркнул, что при всех отдель-
ных недостатках в работе украинских
писателей итоги этой работы за период
стечественной войны производят очень от-
радное впечатление: они свидетельствуют
о боеспособности писателей Украины, 06
их тотовности и воле к решительной
борьбе о ненавистным фашизмом. А то,
что украинские писатели, лиигившиеся
своей территории, продолжают деятельно
и плодотворно работать в братских рес-
публиках СССР, лишний раз свидетельст-
вует о нерушимой сталинской дружбе со-
ветоких народов.

ax
*

В ближайшее время большая труппа
украинских писателей выезжает для с59-
бирания материалов на крупнейшие за-
воды, Решено систематически вызывать
писателей УССР в Москву на творческие
и отчетные вечера. Через’ полтора-два ме-
сяца намечается с0зыв пленума Союза
писателей Украины.

Издание русско-украннекого
словаря

Президиум Академии наук УССР при-
нял решение 0 возобновлении работ ло
подготовке к печати и выпуску русско-
украинского словаря. Составление слова-
ря об’емэм свыше 150 печатных. листов,
ссдержалнцего свыше 190.000 русских слов.
началось три гола назад, и за год до вой-
ны словарь был уже частично сдан в пе-.
чать. Военные события временно прервя-
ли эту работу. Сейчас для ее возобновле-
ния создана редакционная коллегия в CO-
ставе акад. М. Калиновича (отв. редактор),
акад. Л. Булаховекото и поэта М. Рыль-
ского. Г

В беседе с нашим сотрудником акал.
Калинович сообщил, что › русско-укранн-
Chu словарь будет состоять из трех то-
мов. Первый том, содержащий слова ло
буквы «М» включительно, уже  сдает-
ся в печать. Редколлегия и издательст-
во Академии наук УССР приняли ‘все ме-
ры к тому, чтобы ин остальные два тома
выйли в самом непродолязительном вре-
мени.

Издание русеко-украинекого словаря
имеет большое практическое значение, так,
Kak словарь составлен с учетом иовейшей
лексики и фразеологии русского языка.
Издание обеспечено высококачествённой
бумагой и полиграфической базой.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В АРМИИ

В танковом полну, где командиром тов.

„’Биберган и военным комиссаром тов.
Батурин, интенсивно работает  коман-
дирская. художественная  спмодеятель-
ность. Участники ее подготовили пе-

сколько. концертных программ, с которымн
выстунают, как в клубе полка, Tak и в
других частях, перед стахановцами воен-
и в госпиталях.

труппе — два пианиста, скри-
пач, вокалисты,  чтецы и  драмати-
ческие актеры, исполнители  эстрад-

ных эксцентрических номеров. По словам
художественного руководителя — воентех-
ника первого panra Шапиро, они
успешно совмешают свою концертную ра-
боту с повседневной военной учебой.

Репертуар труппы разнообразен. В
программах выступлений можно встре-
THTb советские массовые пееви —

Блантера, Милютина, Хренникова, Лието-
ва и других, стихи советских поэтов,
скатчи и драматические сценки на темы.
связанные с борьбой советского  ипарода
против Ффартистских захватчнков, и 129-
изведения Нопена и Скрябина, Чайков-
ского и Грига. Среди эстрадных. но-
меров выгодго выделяется остроумно 119-
оставленный нанайский народный Taner.

Интересным. начинанием являетея при-
влечение к отдельным концертам группы
крупных профессиональных — исполните-
лей. Так. например, недавно скрипичная
соната Грига была исполнена воен
техником первого ранга Шерешевоким,
совместно с профессором, Московской кон-

—   серватории Г. Гинзбургом. Командование

полка относится к деятельности труппы е
вниманием. о Ее выступления

пользуются заслуженным успехом.
*

ЗА РУБЕЖОМ

Советская книга
за границей

К лонлонскому представителю литера»
турного агентства при ВОКС обращаются
лучшие английские издатели © просьбой
предоставить им новые книги советских
писателей, беллетристику и репортаж,
Очень велик интерее к художественной
прозе о войне, к книгам и пьесам,

«Нам хотелось бы включить В CIHCOR
издаваемой нами детской литературы до-
кументальную = или беллетристическую
книгу, которая бы дала английским де-
тям более ясное представление о   Россия
и ее народе», — пишет крупнейшее ан-
тлийское издательство «Оксфорд Юнивер.
сити Пресс», og

Американское издательство «Даблдэй»
телеграфируе?: «Желаем книгу Эренбурга,
об’емом приблизительно 8—10 печатных
листов, которая изображала бы Россию
во время войны, рассказывая про CCCP
вещи, о которых в Америке никогда но
знали и которые об’ясняют зэмечатель-
ные результаты хода войны. Чтобы книга
описывала страну накануне войны, пер-
вые дни войны, как реатировало населе-
ние, мобилизацию; чтобы рассказы были
проникнуты интересом к человеку. Что-
бы книга включала существенные воен“
ные сообщения до настоящего времени».

Представитель Литатентства при ВОКС
в Швеции пишет; «Нечать интересуется в
буквальном смысле всем, что касается
Советского Союза. Труд женщины в во-
енной обстановке, подготовка молодежи,
биографии советских полководцев, парти»
занокое движение — на все эти темы су

«На Неве».
Рисунок худ. Р. ПЕТРОВА (Ленинград).

Московская
хроника

%& Малый театр открывает сезон в Москве
19 октября. Для открытия будет показан
спектакль «Отечественная война 1812 года»
(по роману Л. Толстого «Война и мир»).
Спектакль поставлен И. Судаковым, режиссер
— С. Алекоесв.

ж Ближайшая премьера Московской театраль- ществует отромный спрос». .
ной студии — «12-я ночь» Шекспира. Поста-  Дневник корреспондента «Красной“
новшик — Б. Афонин, художник — Г. Ми-  зрезды» балальонного комиссара А. По-
насян. . 5

% Kouxype на проекты монументов героям TAKOBA «В тылу а ПА gt es
великой отечественной войны об’явлен Сою- К изданию B Англии, ША, ве)

ции, Австралии, Китае и Ираме. С нетер-
пением ожидается за границей его новая
книга о танкостроителях и танкистах —
«Белые мамонты». Из США просят при
слать пьесы Корнейчука «В степях Укра
ины» и «Партизаны в степях Украины»,
Американские и английские издательства,
а также театральные и кинорежиссеры
торонят с отправкой им новой пьесы
Симонова «Русские люди», вызвавшей
большой интерес. Вот одна из многочи-
сленных телеграмм из Нью-Йорка: «Прошу
срочно информировать, когда и каким
путем высылаете пьесу Симонова. Полу-
чено много запросов от постановщиков,
включая Шумлин Джилберт Миллер, от
Театральной тильдии, а также от кинема-
тографических компаний и директоров.
Все требуют рукопись. Прошу передать
пьесу по телеграфу. Ностановка в луч.
зпих театрах Бродвея обеспечена немед-
ленно». ^

«Падение Парижа» Эренбурга и «50 лет
в строю» тенерал-майора Игнатьева были
переданы Литературным  агентетвом за-
граничным издательствам еще до их вы-
хода в свет в СОСР. Книга академика
Тарле «Нашествие Лаполеона на Рос-
emo» miata в США и принята к изда-
нию в Бразилии. В США издается книга
Я. Нечаева «Рассказы об элементах»,

Заграничные издательства часто просят

зом советеких архитекторов и ГлавИзо Коми-
тета по делам искусств. За лучшие проекты
будут выданы 39 премий,

Творческий вечер народной артистки
СССР Н, Обуховой состоится сегодня в Доме
актера. В программе — Чайковский, Глинка,
Даргомыжекий. Варламов. Гурилев.

Ж «Пиковая дама» возобновляется в Ффилиа-
ле Большого театра в постановке ‘©. Оамосу-
ла. Опектакль оформляет художник Р. Ма-
каров. :

* B aHcKoM эвакогоспитале открывается ху-
дожественная выставка, организованная До-
MOM народного творчества им. Крупской. На
выставке инредетавленпы 30 работ живопискнея,
графиков и скульпторов участников худо-
жественной самодеятельности. Выставка
передвижная и через полтора месяца булет
перенесена в другой госпиталь. Сейчас Дом
народного творчества готовит вторую анало-
гичцую выставку. :

ж Переработку ньесы «Русские люди» для
самодеятельной ецены закончили К. Симонов
и Н. Горчаков. Режиесерекие комментарии
составлены Н. Горчаковым.

«Мои сказки и фольклор» — сообщение
на эту тему сделала Г. Владычина в Мо-
сковоком клубе писателей.

*» Творческий вечер украинского поэта-ака-
лемика Павло Тычины состоитея 29 сентября
з Союве советских писателей. Ветупитель-
ный доклад елелает Н. Асеев.

В ЛЕНИНГРАДЕ

(От нашего корреспондента)

НА «ЛИТЕРАТУРНЫХ ЧТЕНИЯХ» _

Очередные «Литературные чтений» Ин- советских. авторов выполнить для них
craryta Taney bE аи в СССР специальные заказы. Tar, . Б. Войтехов
: о = city eA пишет для американского  издатель-
были посвящены отечественной  войче   ть Кноиф и английского издательства

1812 года. Старий научный сотруднив
инстнтута В. Мануйлов в докладе «Тема
отечественной войны 1812 года в творче-
стве Пушкина и Лермонтова» показал,
как MHOPO нового в освещения этой темы
внесли Пушкин и Лермонтов ‘по еравне-
нию с другими поэтами и писателями
20—30-х тодов ХГХ века. Тема 1812 года
проходит через все творчество Пупжина—
от юношеского стнхотворегия «Воспоми-
нания в Цароком селе» до стихотворения
«Полководец», опубликованното поэтом в
журнале «Современник» за год до емер-
тн. Большой интерес вызвали зачитанные
докладчиком  неопубликованные ваписи
Лермонтова о Наполеоге и войне 1812 го-
да.

Старший сотрудник В. Глинка в до-
кладе «Бородино и русская литература»
проследил, как тема бородинекой битвы
обогатила творчество многих поэтов, близ-
ких декабристам, и показал, что «Боро-
лино» Лермонтова продолжает традиция
поэтов-декабристов. Основное внимание
докладчик уделил роману «Война и мир»,
подчеркнув, Что тактический акализ 60-
ролинской битвы у Толстого явнлея под-
линным вкладом в военно-историческую

Хэмиш Хэмилтон кпигу о людях герои-
ческого Севастополя. Н. Михайлов, автор
книги «Crpatia Советов», пишет для ан-
тглийского издательства «Аллен энд Ун-
винит» книгу «Борьба и труд русского на-
рода». Для английского издательства
Лицпинкот работает над книюй  «Чело-
век держит экзамен» М. Ильин. Киноопе-
ратор Р. Кармен готовит для лондонеко
то издательства Хатчинсон книгу «Кино-
оператор Ha фронте». —

Болыним  убмехом пользуются наши
детские книги. «Гимур и ero команда»
Гайдара переводится в США и уже. при-
нята к изданию в Англии; «Два капита-
на» Каверина вышли в свет в США и
приняты к изданию в Артентине; «Как
человек ‘стал великаном» Ильина и Ce-
газ излана в США и выходит в Англии.
В Швеции готовятся к печати «Рыжик»
Свирского и! «Брат окезна» Кожевникова,

В США сейчас готовится к постановке
пьеса Афиногенова «Далекое» и ведутся
переговоры о постановке пьес «Накануне»
и «Машенька»,

Новые военные фильмы

науку. На экраны Америки выпущен новый
: военный фильм «Властелин воздуха», по
ПРОИЗВЕДЕНИЯ овященный подготовке канадских воен-
ЛЕНИНГРАДСКИХ . кых летчиков. Герой фильма — молодой
КОМПОЗИТОРОВ американский летчик, талантливый и

бесстрашный. Но бедой пилота является
склонность к воздушному  трюкачеству.
Страстная любовь к своему делу, суровая
военная дисциилина и теплое товарище-
ское внимание помогают ему преодолеть
эти недостатки и стать настоящим боевым
леттиком. По словам американской кри
тики на сценаристов и режиссеров карти
ны оказал заметгое влияние советский
фильм «Валерий Чкалов», имевший боль
пой успех в США.

Американская кинофирма Бр. Уорнер
заканчивает, постановку нового фильма
«Морские пираты» о борьбе с гитлеров“
скими подводными лодками.

Ленинградские композиторы готовят к
ХХУ тодовшине Великой Октябрьской со-
пиалистической революции ряд новых
произведений. 0. Пвлахов ‘работает Fay
песенно-симфоническим циклом  «Ленин-
град» (лля солистов с сопровождением оф-
кестра) на стихи ленинградских поэтов.
М. Глух пишет песлю о Сталине для хо-
ра в сопровождении оркестра на стихи
поэта Мусатова. Ю. Кочуров работает над
кесколькими песнями для солистов и хо-
ра с сопровождением фортепиано. А. Ми-
тюшия готовит кантату «Клятва» для ©о-
листов. хор% и оркестра на стихи Сулей-
мана Стальского. А. Животов заканчивает
героическую поэму для еимфонического
оркестра.

ВОЗОБНОВЛЯЕТСЯ ИЗДАНИЕ
ЖУРНАЛА «КОСТЕР» ~

Возобновляется иалание журнала «Ко-
стер», выход котором был прервам труд-
ностями, связанными 6 блокадой Ленин-
града. Редакцией сданы в набор первые
два номера. В них будут напечатаны сти-
хи и рассказы Н. Тихонова, С. Маригака,
М. Зощенко, А. Гитовича, `В. Лившина.
7. Успенского, В. Зуккау, К. Меркульевой
В. Беляева; И. Бражнина и др. `Журнал
оформляется рисунками художников
В. Конашевича, К. Рудакова, С. Мочало-
ва, Г. Нетрова.

В течение 1942 г. в «Костре» будет пе-
чататься фантастическая повесть В. Вое-
водина, С. Полоцкого и С. Хмельницкого
«Невидимка» — о приключениях мальчи-
ка, ставшего невидимкой и вместе с пар-
тизанами действующего против фапететов
в тылу у. врага.

В журпале вволятся постоянные разде-
лы — военных рассказов, очерков и рас-
сказов из’ герончесекого прошлото ‘нашей
страны, отдел «расскажи на сборе отря-
да», рассказы участников великой отече-

отвенной войны.
А. КЛЯЧКИН.

Редакционная

коллегия: Т.

КОВ, А. COJIOMOBHHKOB,

А. ФА.
ДЕЕВ (отв. редактор),

Издатель: Государственное
издательство «ИСКУССТВО»

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ
КРАСНОФЛОТСКОЙ ПЕСНИ и пляски
ВОЕННО-МОРСКОГО ‘ФЛОТА
СОЮЗА OCP

ОБ ЯВЛЯЕТ

в сентябре месяце 19042 года

`КОНКУРС

на замещение вакансий артистов:

Хора (тенора, басы, альты, вопрано).

‚. Симфонического оркестра (1-й фагот,

валторна, трубы: 1-я и 2-я, тромбоны

1-й и 3-й).

Танцовальной группы

женщины).

- Джаз-оркестра (скрипка, саксофоны:
альт, тенор, трубы: 1-я и 2-я, аккор-
диониесты, гитара испанская),

‚ Речевой группы (чтецы,
acTpa NET).

6. Banitucror,

Конкурс состоится в помешении клу-

oe

bad

(мужчины и

^

ot

артисты

изведений. тонкое чувство стиля, велико-

J 2 глу- : г i > + + 2
сцене страстные, призывные, полные глу ленное. знание классической и современ- о ул. д. 4 6. Дом учи-
бокой скорби и неутасимой веры, ЗВУКИ   ной советской музыки, неустанная работа Предварительная запись производится
этой великой песни-заклинания. Не зЕа-   над собой, прекрасное чувство товарище- УКРАИНСКИЕ ПОЭТЫ м. с 1111 чае. в канцелярии

2 ‘ , Aes 1CTBR: ; (ул. сачева, 64, вомн, 4, у секрета-
комая всем нам, милая и простая Мария Ива Но выше всех ‘этих черт — подлинная НА УЗБЕКСКОМ ЯЗЫКЕ ря); © N—13 час. в клубе (Пушечная
новна, а величественная в своем трагиз-   — . tee Gate т ул., д. № 4, 6. Дом учителя, у тов.

4 . о еззаветная любовь к своему народу, на Госиздат Узбекистана выпустит на ya- Свердлова). .
ме, подлинная Ярославна PORT  перел   которую народ отвечает такой же лю- бекском языке сборник стихов украниских ee eet tee
нами, и мы вместе с нею простираем ру-   бовью. : поэтов, посвященный великой ‘отечествен- Sint ieee Е Пе SS
ees ни Вы пении еее ee ee Ree составляет ук- С о, = иногородних прием заявлений по
  HC oat M. Терещенко. В перево- ee

4 ЛитЕРАТУРА И ИСКУССТВО 4   ОН а . дах стихов на YASeKCKUM AOMIN HOHitaane  S ДНЯХ проведения конкурса будет
ис инете ыы С АА 3 Е Рисунок худ. В; СЕРОВА (Ленинград).   участие лучшие узбекские поэты. tec

528118‘ Адрес редакции: Москва, Сииридоновка, а Телефон К, 4-76-05.   A

Типография нодательства «Московокай большевик», Чистые пруды, &  -.
= к

}
}
i

”

\

k

r

t

Е
у

}

}

ЗУЕВА,
А. КАПЛЕР, Е. КОВАЛЬЧИК, А. СУР- -\