Больиию
‘перемены.

1940 год навеегда войдет в историю
эстонского народа годом замечательных
исторических событий. После того, как в
республике  восторжествовала советская
власть, трудящиеся Эстонии ночувствовали
себя полноправными членами великой мно-
тонациональной советской семьи и с вооду-
шевлением принялиеь за строительство но-
вой жизни. Эстонский трудовой народ са-
моотверженно работает над укреплением
советского етроя, развитием социалистиче-
ского хозяйства, ростом культуры. Вместе
со всем советским народом он готов защи-
щать целостность и неприкосновенность
великой страны социализма.

Большие перемены произошли в послед=
ние месяцы в жизни трудящихся Советской
Эстонии. Успешно ликвидируется безрабо-
тица, тодами тяготевшая над рабочим клае-
сом. Ветупают в етрой новые и новые
предприятия. Кренгольмекая мануфактура
в Нарве увеличила число рабочих c 2 до 5
тые. человек. Возобновил свою работу
крупный завод «Двигатель», который был
законсервирован и разрушен капиталистами.

Труд на фабрике, заводе, в учреждении
становится делом чести, доблести и герой-
ства. Переловые рабочие, заимствуя опыт
стахановцев Советского Союза,  восприни-
мают новые, наиболее совершенные методы
труда. На предпрнятиях появились стахз-
новцы, рационализаторы, изобретатели, ма-
стера высокой производительноети труда.
Это ведет к расцвету производительных сил
нашей молодой социалистической республи-
ки. Достаточно сказать, что за эти месяцы
слесарно-механический завод «Ураания»
увеличил производительность труда на 150
пропентов, а тартуская алюминиевая фаб-
рика «Лавес»—на 40 процентов. На хлеб-
ных комбинатах Советской Эстонии выпуск
продукции возрос на 37,3 процента, в кол-
басном производетве—на 38 процентов, в
произволстве кофе и цикория—на 84,9
процента, в табачной промышленности
на 113,2 процента и т. д.

Олна из самых крупных отраслей про-
мыппленности Эстонской ССР разработка
торючих сланцев. В 1939 roxy добыча
сланцев составила 1.648 тысяч тонн, в
1940 году эта цифра была значительно
перекрыта.

Олним из крупнейших мероприятий co-

ветской власти в Эетонии являетея земель-
ная реформа, в результате проведения ко-
торой 23 тысячи безземельных крестьян
получили участки и 32 тысячи малозе-
`мельных — прирезки земли, На обзаведе-
ние хозяйством и скотом им выдан епе-
пиальный крелит — свыше “97 миллионов
рублей. Эстонское трудовое крестьянство
на деле убедилось, что советская власть
залщитщает его кровные интересы.

Трудовая интеллитенция, находившаяся
в буржуазной Эстонии на отшибе, окружена
теперь заботой и вниманием партийных и
советских организаций. Влубы, библиотеки,
культурно-просветительные учреждения по-
лучают средства от государства. Они 00ее-
печены всем необходимым, у них теперь
олна пель--как можно лучше удовлетво-
рять запросы трудящихся. Художники, на-
пример, которых всегда тревожил завтралт-
ний день, вопытывают радость сво-
бодного творческого труда. Эстонокие арти-
сты уже теперь думают о том, чтобы ло-
стойно предетавить свое искусство во вре-
мя предетоящей декады в Москве.

Большие ередства отпускаютея ча нафод-
ное просвещение. В нынешнем году число
учалцихся в школах увеличилось Ha 11 ты-
сяч человек.

При Тартуском университете, Таллинском
втузе, Государетвенной консерваторий, в
художественной школе созданы кафедры
марксизма-ленинизма, призванные  воору-
жать молодежь маркеистско-ленинской тео-
рией. Для учителей, юристов и других ра-
ботников интеллектуальното труда основа-
ны курсы марксизма-ленинизма. -

При тородеких и уездных комитетах
КП(б) Эстонии создано 8 партийных каби-
нетов, где оказывается помощь изучающим
«Враткий куре истории. ВЁП(б)». В на-
стоящее время работают 8 вечерних сов-
партикол и 2 вечерних университета мар-
ксизма-ленинизма. Крупным тиражом из-
дан «Краткий куре истории ВЕЛТб)», от-
дельные труды Ленина, Сталина, Молотова,
Калинина.

Сейчас освобожденный народ готовится
х выборам в Верховный Совет СССР. На
собраниях трудящихея кандидатами в’ вер-
ховный орган советского государетва вы-
хвинуты передовые люди, испытанные bop-
цы за интересы трудового народа.

‘B 1941 году трудящиеся мололой Эстон-
ской Советской Социалистической Республи-
ки восстановят хозяйство, разрушенное Ka-
питалистами, и в дружной родной семье на-
ролов Советского Союза, под руководством
товарища Сталина, пойдут дальше-по пути
строительства новой, счастливой жизни.

Г. РУУС.
Секретарь ЦК КП(б) Эстонии.

Молодые избиратели девушки-крестьян-
ки волости Скриверу (Рижский уезд,
Латвийская CCP) Вера Крейслин. и
Вильма Петерс беседуют с агитатором

тов. П. Шаврук.
: Фото Д. Чернова, (ТАСС).

РАДОСТЬ СОЗИДАНИЯ

Для Карело-Финской ССР 1940 rox oco-
бенно знаменателен, так как большинство
трудящихся республики были непосред-
етвенными участниками больших истори-
ческих событий. Война с белофиннами про-
ходила в суровую зиму, в: лесистой, боло-
тистой местности. ми

‹ Коммунисты и в06 трудящиеся респу-
блики отлично понимали, какие препят-
ствия приходится преодолевать частям
Красной Армии. Мы видели героизм бой-

цов, командиров и политработников, гото-

зых в любую минуту драться © врагом и,
если нужно, отдать свою жизнь во имя ро-
ДИНЫ.

Первые два с половиной месяца 1940
года были полны напряженной работь по
оказанию помощи фронту. Тысячи трудя-
щихся бывших пограничных районов в
метель и лютые морозьё выходили на до-
роги, чтобы расчистить их OT сугробов
и обеспечить’ бесперебойную доставку на
фропт боеприпасов и продовольствия. Де-
ревообрабатывающая промышиленность рес-
публики изготовила тысячи теплушек, ©а-
ней. В середине января прошлого го-
да семь с половиной тысяч колхозников,
рабочих и служалщих вышли на строитель-
ство скелезной дороги Петрозаводек-—Суо-
ярви. Общими усилиями работников
НЕО, трулящихся республики и воинских
частей 132 километра пути были построе-
ны в рекордно короткий срок—за 45 дней.

Пламенные патриотки нашей страны —
жентинь Петрозаводека, Медвежьегорека,
Кеми-— заботливо ухаживали за ранеными.

Наступил радостный и незабываемый
день 31 марта 1940 года. В этот день У!
Сессия Верховного Совета CCCP приняла
закон © преобразоватии Карельской Авто-
номной Советской Социалистической Pec-
публики в Союзную Карело-Финскую o-
ветскую Социалистическую Республику,
включив в ев состав территорию, отошед-
шую к нам по мирному договору с Фин-
ляндией.

Товарищ Жданов, выступая на УТ Сес-
сии Верховного Совета СССР, оказал:

«Позвольте выразить уверенность в том,
что Карело-Финская Союзная Республика
будет не только прочным оплотом мира и
безопасности Союза Советских Социали-
стических Республик ma ето северо-запад-
ных гранипах, но и одной из передовых
‘боюзных Республик».

Прошло девять месяцев со дня преобра-
зования республики. За, этот период много
сделано. В новых районах, на месте быв-
ших боев, идет напряженная созидатель-
ная работа. Уже восстановлены и пущены
в экоплоатацию все крупные предприятия
бумалино-целлюлозной промышленности.

Работает свъыипе 20- предприятий пищевой

промьпктелности, B TOM числе мельнич-
ный комбинат в Виипури, сахарный завод
в Антреа, пивоваренные заводы в Cop-
тавала и Виипури. Вииптурская табачная
фабрика, ежелневно вынтускает в три pasa
больше папирое, чем вышускала раньше.
Полностью восстановлен железнодорожный
транспорт. Но всем железным дорогам на

Средняя урожайность по зерновым кульБ-
турам составляет 12 центнеров © гектара,
по картофелю-—122 центнера.

Первый с’езд коммунистической партии
республики поставил залачи `веемерного
развития национальной по форме и социа-
листичеокой по содержанию культуры и
подготовки калров, владеющих финских
языком, для веех отраслей государетвен-
ной и партийной работы. я

Выборы местных Советов депутатов тру-
дящихея, прошедшие 15 декабря, полно-
стью завершили государственное устрой-
ство молодой союзной республики. Эти
выборы еше раз наглядно продемонстри-
ровали морально-политическое единство с0-
ветекого народа. 99,77 проп. избирателей.
приняли участие в толосовании, 98,5
проц. голосовавших отдали свои голоса за
кандидатов сталинского блока коммунистов
и беспартийных. Я

В тодлу перед нами стоят
большие  залачи во всех отраслях наре-
ного хозяйства и культурьь Достаточно
сказать, что об’ем лесозаготовок и вывоз-
ки увеличиваетея в республике ло ерав-
нению © 1940 годом в полтора раза. Вы-
полнение этого плана потребует большой
и напряженной работы от партийных ор-
танизаций, руководителей и всех рабочих
лесной промьниленности.

В 1941 пюду мы должны полностью
освоить все предприятия на новой терри-
тории, довести их до полной мощности
и выпуском продукции покрыть все за-
траты, которые произведены для восста-
новления этих предириятий. Нало добиться
в новом году повышения произвохитель-
ности трула в промышленности на 12—
15 проц. по отношению к ТУ кварталу
1940 года. ;

Нанте сельское хозяйство в новом году
должно получить болыное развитие: пло-
щаль палини увеличивается в 21 раза,
вводится посев таких культур, как сахар-
ная свекла, лен, которых ранее не сеяли
в Карелии. Особенно большое развитие
должны получить животноводство и овое-
BORCTBO. ;

Строительство ряда новых предприятий
деревообрабатывающей, гилролизной и ме-
таллургической  промытиленности и не-
скольких крупных  гипроэлектростанций
таюже потребует известного напряжения и
большой организационной работы. Уепеш-
нов осуществление всех этих мероприятий
выдвинет Варело-Финскую республику в
число передовых союзных республик.

В 1941 году булут созданы иоключи-
тельно благоприятные условия, для даль-
нейшего, еще более быстрого освоения не-
исчиелимых природных богалетв, таящихея
в недрах Карело-Финской ССР.

’ Этот гот еше сильнее укретит хозяй-
ственную и оборонную мощь нашей вели-
вой родины- Союза» Советских Социали-
стических Республик.

_ Г. КУПРИЯНОВ.,

Секретарь ЦК КП(б) Карело-Финской ССР.

ОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ

Литовская Советская Социалистическая
Республика вступила в новый тод совсем
еще молодой. Ей всето полгода.

Rak только была провозглалнена co-
ветская влають, осуществились вековые
‚чаяния титовоких крестьян и батраков.
585 тысяч тектаров земли, находившихся
У помещиков, монастырей, церквей и
крупных кулаков, стали достоянием
народа. 75 тысяч батраков и малоземель-
ных крестьянских хозяйств получили зем-
лю. Основано свылю 30 тысяч новых х9-
зяйетв в деревнях. Советекое правитель-
ство н6 только дало им землю, но и нре-
доставило эначительную ссуду на самых
льготных уеловиях. Все креетьяне o0cBo-
бождены от выкунных назтогов. з&. землю,
от всяких штрафов. Трудовое крестьянство
получило возможность зажить новой
ЖИЗНЬЮ — 663 помещиков, без кабалы, без
страха, что завтра ето имущество булет
продано е молотка.

То, чего не мог добитьея литовский кре-
стьянин в течение долгих лет, советекая
власть осуществила в течение дней. В Лит-
ве при ненавистном еметоновском режиме
две с половиной тысячи семей купцов и
промьниленников владели одной третью
веего национального богатства страны. Co-
ветская власть положила конец этому 060-
тащению купцов и промышленников за
счет трулового народа, за счет десятков
тысяч безработных, голодных детей, нищен-
ского заработка трудящихся. Теперь нацио-
нализированы 691 промышленное и 1.137
крупных торговых предприятий.

Социалистическому хозяйству Советской
Иитвы при самой активной помощи всего
Советевого Союза созданы и создаются
благоприятные ‘условия для развития и
процветания. За короткий период уже пу-
щен целый ряд предприятий, котерые до
сих пор стояди. На предприятиях выросло
количество рабочих. 60 тысяч безработ-
ных получили работу. все это — 3a
несколько месядев.

На предприятиях Советской Литвы ра-
стет производутельность труда, увеличи-
вается выпуск продукции, широко развер-
тывается социалистическое соревнование,
укрепляется трудовая дисциплина.

Не меньших успехов достигла наша мо-
лодая советская республика в области
культурного строительства. В  сметонов-
ской Литве существовали только две шко-
лы для взрослых, Ja и те платные, не до-
ступныею для трудящихся. Теперь органи-
зовано уже 108 школ для взрослых, гле
учатея 22.334 человека. На 336 разтич-
ных курсах для взрослых занимается
21,600 человек. т

Советская власть в Литве широко рас-
пахнула двери школ и университетов для
трудящихея и их дотой. В 1940 году or-
крым 600 нозых классов в школах, за-
канчивается строительство 68 — новых
школ, & в 1941. году намечено в построй-
ке еще 150. В Каунаесском и Вильнюс-
ком университетах  училоь  раныше

новой территории бесперебойно ходят то-
варные и пассажирские поезда. :

В новых районах организовано 386 коя-
x030B, создано 8  машинно-тракторных
станций, 12 советоких хозяйств. Открыто
215 начальных, неполных средних и еред-
них некол, 4 техникума. В городское жи-
лищно-коммунальное хозяйство вложено

20 < лишним миллионов рублей.

Ню этим не исчерпываются лостижения
народного хозяйства реетублики. В 1940
году во всех районах проведена большая
работ» 0 развитию промышленности,
сельского хозяйства, социалистической
культуры.

Ветушила в етрой первая очередь гитан-
та  бумажно-целлюлоэной  промышленно-
сти—Сетежекого комбината. 28 декабря
прошел первый поезд по железной дороте

Сорокская-——Обозерокая, построенной в ис-

ключительно трудных природных условиях
на, побережье Белого моря.

Сельское хозяйство республики за этот
тол добилось зналительных успехов. Пол-
ностью был выполнен план весеннего ce-
ва, перевыполнен план зяблевой вепашки.

Музыкальный ансамбль Львовского дворца культуры железнодорожников, полу-
чивший премию на областной олимпиаде художественной самодеятельности,

ДВЕ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА

1941 год наступил. Невольно вепоми-
нается, как мы встречали год сороковой,
Для трудового народа Латвии эта ветреча
была безрадостной. Не елалко жилось тру-
дДовому челоРеку в калиталистической Лалт-
pun. Ilo налей маленькой стране бродили
тысячи. тололных, отчаявтиихея безработ-
ных. Тот, кто имел работу хотя бы на
четыре дня в неделю, был счастливцем.
Десятки тысяч тружеников, лишенные зем-
ли, за грошевую плату, не разгибая ©пи-
ны, работали на ульманисовеких кулаков.

Вепыхнувшая вторая  империалиетиче-
ская война сразу же наложила свою тяже-
лую печаль на всю жизнь страны. Й oes
того хромавшую на 0бе ноги промышлен-
ность Латвии начало еще больше лихора-
дить. Производство повсеместно сокралца-
лось. Останавливались фабрики и заводы,
на, улицу выбрасывались сотни новых без-
работных. Вулаки, видя, что города ста-
новятея для них неистощимым резервом
дешевой рабочей силы, распоязались в сво-
их требованиях к сельскохозяйственным
рабочим. Общий прожиточный минимум
трудящихся ухудшелея с каждым днем. Но
Bee это было только прелюдией к еще худ-
ему.

Приближалея срок оплаты векселей, вы-
данных бывшими правителями Латвии под-
жигателям  империалистической войны.
Прибалтика вот-вот должна была стать но-
вым плацдармом для преступной войны
против Советского Союза. Трудящиеся Лат-
вии с тревожным чувством ветречали 1940
год. В их квартирах в ту новогоднюю ночь
можно было услышать много слов отчая-
ния. Но многие; очень многие в эту ночь
товорили и так: «Есть на евете Москва,
есть товарищ Сталин». И в этих словах
теплилаеь искра надежды,

1940 год я ветречал в одиночной каме-
ре тюрьмы, В эту ночь я думал о борьбе,
0 том, что победа неизбежно грядет. Думал
и потихоньку напевал советские песни. А
через шесть месяцев мы, весь трудовой
народ Латвии, уже могли петь эти песни
тромко, маршируя по улицам с развеваю-
щимиея красными знаменахи!

Народ сбросил со своей шеи жуликов,
захвативших власть, и вскоре Латвия ета-
ла Советской Социалистической Республи-
Кой. Е

Народ прогнал фабрикантов и заводчиков
и взял промышленность республики в свои
руки. Народ об’явил землю всенародным
достоянием и отдал ее трудовому крестьян-
ству. Народ прогнал банкиров, крупных
торговцев и всяких спекулянтов и забрал
тортово-финансовую систему в свои хозяй-
ские руки. Достаточно сказать, что уже
сейчас 65 процентов всей торговли рее-
публики составляет государственно-коопера-
тивная торговая.

С первых же месяцев народ показал се-
бя умелым и рачительным хозяином. Ра-
бочие Советской Латвии, развернув на
предприятиях социалистическое соревнова-
ние, изо дня в день начали повышать про-
изводительность труда, начали распирять
и рационатизировать производство. Не про-
шло и полугода, как от 10.000 безработ-
ных осталось не получивших работы
только тысяча, и та таяла е каждым ‘днем.

В республике появились новые знатные
люди, — знатные не по доходам, а по. сво-
ему труду. Уже через шесть месяцев на
предприятиях ‘Советской Латвии насчиты-

‘валось более 300 стахановцев и около

10.000. ударников. Есть у нае на малень-
кой рижекой трикотажной фабрике работ-
ница Эрика Эзере. Она встречала 1940
Tod выброшенная 3% ворота фабрики. В
Советской Латвии она одной из первых
подняла на своей фабрике знамя стаханов-
ского движения и добилась прекрасных pe-
зульталов. Й вот работница, которую хо-
зяин в прежнее время выбросил за воро-
та фабрики, ставовится знатным человеком
республики, и вскоре народ посылает ее
своим делегатом в гости к трудящимся Со-
ветекого Казахстана. Она © почетом едет
через вею советскую страну, и в столице
Вазахетана ее встречают, по ее выраже-
нию, так торжественно; как будто она —
не работница, а первый министр.

Фото Г. Зельма и Н. Колли.

Безземельные и малоземельные крестьяне
получили землю. Они немедленно при-
ступили к ее обработке, сознавая, что луч-
шим выражением их благодарности являет
ся продуктивная работа по укреплению и
развитию сельского хозяйства республики.

Народ потянулся к культуре. В уни-
верситет, сельскохозяйственную академию,
во вновь открытые народные универснте-
ты, в школы пошли те, кто раньше не
мог получить образования, — рабочие, кре-
стьяне и их дети. Никогда в учебных за-
ведениях Латвии не было такого количе-
ства учащихея, как сейчас, уже в первый
советский учебный год.

За-зти шесть месяцев неуклонно повье-
лиался материальный уровень трудящихся.
В конце 1940 тода пришел к нам крепкий
советский рубль и тесными узами связал
экономику Советской Латвин с могучей
экономикой всего Советского Союза.

Быютро летит время! И вот над нашей
молодой республикой уже опустилась но-
вогодняя ночь. От берегов Тихого океана,
через всю любимую родину к нам пришел
новый, 1941 год. Мы с радостью ветреча-
ем его. Мы знаем, что в наступившем. году
‘нам предотоит отромная работа по даль-
нейшему строительству социалистической
Датвии. Но трудовой народ Латвийской ССР
не боится этой работы, ибо знает, что вее
он делает теперь для блага своей родины,
лля своего блата. И он охвачен одним же-
ланиеи: подлинно большевистским трудом
оправдать то высокое доверие, которое
оказал ему многонациональный советский
народ, принявший Латвию в семью рес-
публик Союза. Нам нужно Латвию из
аграрной страны превратить в передовую
индустриальную республику. Это предопре-
деляет AIM Hac не только расширение и
хкоренную реконструкцию существующей
промышленности, но и новое огромное про-
мышленное строительство,

Уже в этом тоду мы пустим в хо
несколько новых фабрик и заводов. Наше
‚сельское хозяйство получает мощную

МЕЧТЫ

9590 человек,  теперь- около 6.000.
Учебные Заведения, которые были прежде
достуины только детям купцов, промыш-
ленников, помещиков я крупных чинов-
ников, леперь широко раскрыли свои две-
ри для народа.

За коротеое время советокая власть про-
вел» пелый ряд важных мероприятий по
улучшению материального положения тру-
дящихея. Организовано бесплатное лече-
ние трудящихся и членов их семей, вве-
дено социальное страхование, открыты
детскио яели, новые поликлиники, ам0у-
латории, родильные дома.

Вее проделанное в 1940 году — только
начало. Новый год будет для нашей рес-
публики годом дальнейшего развертывания
эсех отраслей народного хозяйства. ла-
ном на 1941 год предусмотрено увеличе-
ние производетва строительных  материа-
лов. Производство киртича возрастет на
200 ‘процентов,
увеличиваелся добыча торфа.
увеличитея производство товаров прирокого
потребления. Так, например, выработка
хлончатобумажных тканей возрастет в
раза, шерстяных—в 2 фаза. Выпуск сель-
скохозяйственных малин увеличится В

214 раза. Будет организовано несколько

десятков МТС се первоклассными машинами
и другим оборудованием. Расширяется про-

изводство местной и пищевой промьиплен-

HOCTH.
Развертывается коммунальное строитель-
ство. Булут построены новые дома для ра-

бочих. Намечаетея организовать широкую
сеть библиотек и клубов. Откроютея но-
выю театры не только в Каунасе и Виль-
нюсе, но и в провинциальных городах.
Нахлого увеличалея тиражи газет, журна-
ибо культурные потребности

лов, книг,
мас растут с каждым днем.

Творческие силы народа, которые рань-
ще были скованы еметоновским режимом,
террором, тюрьмами, теперь освобождены.
Новые сотни и тысячи людей из рабочих,
крестьян и интеллигенции зтягивалотся в
облцественно-политическую жизнь. Растут
делу партии

молодые кадры,
Ленина-—Сталина.

преданные

Компартия Литвы ведет большую работу
по укреплению свеих рядов, по усилению
партийных организаций. Она окрепла и ©
каждым днем вее шире мобилизует массы
на борьбу за выполнение стоящих перед

нами задач.

‚ Ответственнейлией задачей являетея те-
нерь проведение предвыборной кампании,
самих выборов; обеспечение полной зобе-
дь сталинского блока коммунистов и 66с-
партийных. Избирательная кампания при-
нимает с каждым днем все более широкий
размах. Вее новые и новые люди втяги-
ваются в агитацию за лучиьих сынов ли-
товекого народа, вылвинутых кандидатами
в депутаты Верховного Совета СССР. Клас-
совый враг, лиштивитиеь своих капиталов
помещи-
ки, купцы, крупные ломовладельцы, быв-
шие члены всяких реакционных органи-
заций пытались и пытаются вести свою

и господства промышленники,

извеети — в пять раз,
Особенно

1841 г.,

Pi eae

В новом 10оду-
новые успехи

Пять месяцев существует Союзная
Молдавская - Советская: Социалистическая
Республика. Это были месяцы развития
всего народного хозяйства Молдавии, в
состав. которой, по решеняю УШ Сессии
Верховного Совета СССР, включена 0сво-
божденная Бессарабия.

За время, пропюдшее 0 дня уста-
повления советской власти в Бессарайбчн,
хозяйство и культура освобожденного на-
рода стали на путь под’ема. Покончено.
© эксплеатапией трудящихся. Не стало без-}
работицы. Малоземельное и безземельное’
крестьянство ‘получило свыше 250 тысяч
тектаров земли. Безлошадное и бескоровное
крестьянетво получило 7 тысяч лошадей и
волов, 9 тысяч коров и овец,

Наркомзем Молдавской ССР приступил
к составлению плана развития сельекого
хозяйства Бессарабии, которым предусмо-
трено проведение в 1941 году земле-
устройства, введение правильных севообо-
ротов, сортовое и животноводчеекое рай-
онирование, внедрение новых сельскохо-
зяйственных культур. Предетоят большие
работы по улучшению садов и виноград-
НИКОВ.

Уже в 1940 году было организовано
23 винодельческих, садоводческих, овце-
водческих и других совхозов, 20 МТС, нах
считывающих 148 тракторов, 150 плутов,
40 сеялок, 40 культиваторов. Создана
сеть школ, которые готовят специалистов
сельского хозяйства.

Восстановлен и пущен соко-экстрактный
завод, стоявший 7 лет, пивоваренный и
кожевенный заводы в Вишиневе, сахарный
завод в Бельцах и ряд других предприя-
тий. Приступлено к строительству холо-
дильника в Кишиневе и сокового цеха на
Бендерском консервном заводе.

Увеличено количество коек в городских
больницах. Сеть сельских больниц воз-
росла с 38 до 51. Открыты 23 амбулато-
рии в городах и 20 в селах, 6 тубдиопан-
серов, 3 городских и 7 сельских родиль-
ных домов, 4 детеких поликлиники, 4 го-
POACKHX яслей, 7 малярийных станций.
Таких лечебных учреждений в Бессарабии
никогда не было!

Трудящиеся Бессарабии впервые. полу-
чили возможность обучать своих детей на
родном языке. При румынском господетве
во всей Бессарабии обучалось 2175 тысяч
детей, а теперь по 6 уездам, вошедшим в
состав Молдавской ССР, обучается в шко-

‘лах 371.200 детей. Открыты 3 педагоги-

ческих института. До начала учебного
года для начальных школ было подготов-
лено 2.532 учителя. т:
`В Кишиневе открыт Дворец пионеров.
Заканчивается строительство Дома  куль-
туры. В уездах открываются 11 домов
культуры, 378 сельских клубов, 36 рай-
онных библиотек. Радиофицируются ropo-
да и районные центры.

и крестьянство Бессарабии
при помощи партийных и советских. орга-
низаций выполнило план осеннего сева на

SS

гнусную работу. Они прибегают Ко всяким   1()7 процентов. Поднято внервые 370 тье

ee. eee sen сяч тектаров зяби. Обязательства перед
муниеты, ры- парти Т-   государством по поставке зерновых куль-
тийные, все честные граждане ведут

тур выполнены на 99 процентов, по под-
солнуху-— на 103,8 проц. и 608 — на
108,7 проц.

1940 год был для трудящихея бывшей

активную борьбу против врагов совет-
ской власти. На тысячах митингов в го-
родах и деревнях рабочие, крестьяне и все
трудящиеся выступают единодушно, ра-

зоблачая притаивигихея `вралов, и выра-
жают свою преданность советской власти.
_ фитовекий народ, получивитий свободу,

счастье жить и творить в семье народов
Советского Союза, никогда никому не поз-

волит посягнуть на завоеванную им но-

вую жизнь. Литовский народ вместе со
всеми ‘народами Советского Союза будет
и виредь крепить оборонную мощь нашей

великой социалистической родины.
1941 год будет для налней мюлодой со-

ветекой республики годом роста, расцвета

социалистического хозяйства, культуры и
искусства, тодом дальнейшего под’ема ма-

териального и вультурного уровня жизни

трудящихся.
А. СНЕЧКУС.
Секретарь ЦК КП(б) Литвы.

техническую базу. Уже сейчас, например,
мы: должны разрешить проблему подготовки
нескольких сот новых специалистов меха-
низзции сельского хозяйства. На полях
Латвии будет работать сотня машинно-
тракторных станций. Предстоит большая
работа по дальнейшему расширению систе-
мы народного образования, по организации
сети специализированных учебных заведе-
ний, в которых будут готовиться различ-
ные специалисты,

Ближайшии и важнейшим для нас делом
является проведение выборов в Верховный
Совет СССР. Избирательная кампания идет
полным ходом. Народ выдвинул кандидата-
ми в депутаты Верховного Совета лучших
своих представителей. На предвыборных
собраниях трудящиеся Латвии единодушно
заявляют, что они отдадут свои толоса за
и беспартийных. С

В день выборов — 12 января — тру-
довой народ Латвии еще раз продемонетри-
рует свою идейную  сплоченноеть, свою
верность делу Ленина-——Сталина, свою не-
примиримость в борьбе с врагами рево-
люции. На пороге 1941`года у нас прошел
[У осезд коммунистической партии больше-
виков Латвии. На этом с’езде большевики
Латвии подвели ‘итог проведенной работе,
отметили недостатки в этой работе и наме-
тили программу дальнейшей деятельности.

Теперь мы начали готовиться к важ-
нейшему событию в жизни партии — к
ХУН Всесоюзной партийной конференции.
Для нас участие в работе этой конферен-
ции имеет особое значение. Ona явится для
нас сталинской школой, передающей боевой
опыт работы по руководству промышлен-
ностью.

Трудящиеся Советской Латвия е pa-
достью встречают новый год, несущий нам
новые победы под руководством великого
Сталина.

Я. КАЛНБЕРЗИНЬШ.
Секретарь ЦК: КП(б) Латвии. .

Молдавской АССР годом дальнейшего под’-
ема материального и культурного уровня.
Пищевая, швейная,  металлообрабаты-
вающая и строительных материалов про-
мышленность выпустила продукции в
1940 тоду больше, чем в 1939 году. Рыб-
ницкий сахарный завод свою годовую про-
трамму выполнил досрочно. :

Колхозное крестьянство также добилось
замечательных результатов, Средняя уро-
жайность M10 зерновым культурам полу-
чена в 16,5 центнера против 13,9 цент-
нера с гектара в 1939 году. Урожай еа-
харной свеклы составляет в среднем 300
центнеров с гектара. Все колхозы уком-
плектовали по 4 животноводческих фермы.

‚ Таковы первые итоги молодой Союзной
Молдавской ССР в 1940 ходу. В. 1941
году перед партийными и советскими ор-
ганизациями, ‘перед рабочими, трудовых
крестьянством и интеллигеннией стоят
большие задачи. Предстоит огромная ра-
бота. по перестройке сельского хозяйства
освобожденного края.

В 1941 roxy для развития пищевой
промышленности республики отпускается
5 миллионов рублей. Намечены также
большие капиталовложения н в другие
отрасли народного хозяйства Моллавской
Советской Социалистической Республики.

Трудящиеся Молдавской ССР видят, как
партия Ленина — Сталина и советская“
власть на деле проявляют о них свою за-
боту. Они уверены в своем завтрашнем
дне и знают, что их будущее — это счаст-
ливая и радостная жизнь. В новом году
они будут добиваться новых успехов!

П. БОРОДИН.
Секретарь ЦК КП(б) Молдавской ССР.

Кандидат в депутаты Совета Hauno-

нальностей — профессор тов. Ю. Ю.
Нуут (г. Таллин) со своим старшим
ассистентом тов. Авакиви (слева) и про-
фессором А. А, Борквель (в центре).

Фото Б. Темига.

у
a

\

х.