НА глзЕтныЕ мы ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

На втором этаже большого здания поли-
трафичеекого комбината в Ташкенте, в
близком соседетве живут и работают две
республиканские газеты-—«Правда Востока»
й «Взыл Узбекистан». В каждой редакции,
как й полагается, есть отдел пропаганды,
Функции обоих отделов одинаковы, но вы-
полняются они по-разному. В этом легко
убедиться, если познакомиться с ответамя
редакций Ha теоретические вопросы чита-
телей.

До выхол» в свет «Враткого курса
истории ВВП(б)» редакция газеты «Нзыл
Узбекистан» получала мало теоретических
вопросов. Да и были они настолько
несложны, что работники редакции сами
легко справлялись се ответами. Носле опуб-
ликования «Вралкого курса» количество
вопросов стало возрастать с каждым днем,
они становились сложнее и многообраз-
нее. Для ответов понадобилось привлечь
компетентных товаришей.

Постепенно Телакция создала побтоян-
EM актив из лучших  пропатанлиетов,
лекторов, преподавателей нов маркеизма-
ленинизма и работников других отраслей
пауки, В активе отдела пропаганды газеты
теперь насчитывается более 40 консуль-
тантов. С их помощью газета «Ёзыл Узбе-
кистан» за последние два тола ответила
читателям на 800 вопросов по истории
партин, философии, литературе, межлуна-
родному положению.

Релаклия часто coperyerca со своими
читателями © дальнейшем направлении ра-
боты отлела пропаганды. Недавно ona
разослала письма своим постоянным чита-
телям, регулярно обрашающимея в ней с
теоретическими вопросами. Читатели живо
откливнулись-——они благодарят редакцию
за помощь в изучении марксистско-ленин-
ской теории, подсказывают темы для про-
пагандиетеких статей.

Совершенно иное положение в «Правде
Востона».

— В нам почему-то теоретические во-
проеы не поступают,-—жалуются eo ра-
ботники.

Й в самом деле, редакция этой газеты
з» последние лва года получила не более...
десяти теоретических вопросов (!). —

Чем это об’яснить?

Прежде всего редажция не печатает в

газете ответов читалелям. Газета отвечает

лично авторам писем. Инхивидуальные
письма читателям — лело очень хорошее,
но было бы еше лучше, если эти ответы
печатались бы на страницах газеты. Вель
прочитать иной ответ захотели бы все чи-
талели газеты.

Но, оказывается, не зря редакция пред-
почитает с глазу на глаз переписываться
е читалелями, не предавая огласке свои
ответы. Разные бывают ответы...

8 марта 1940 гола группа работников
Мирзачульского приемного пункта Глав-
мяса попросила рассудить их:

«У нас произошел спор по вопросу ©
TOM, что появилось прежде—теория или
практика? Олни утверждают, что прежле
появилась практика, другие, наоборот,
говорят, что раньше появилась теория.
Просим раз’яснить нам этот вопрос».

Ясно, что Ha такую тему, в помощь
начинающим изучать философию, следовз-
ло бы напечатать в газете развернутую
консультацию. Но письмо восемь месяцев
пролежало в редакции. Консультацию на-
печатать Тедакция не удосужилась.
только восемь месяцев спустя был
послан ответ. Он состоит из несвязных,
надерганных из различных источников
фраз и плохо понятых питат из класои-

ков марксизма-ленинизма. Право, ‘за во-
семь месяцев можно было бы написать
более серьезную работу...

Еще один пример. В ответе инетрук-
Topy Ахан-Гаронекого райкома партий
тов. Камалиеву на вопрос: ` «Обязательно
ли прохождение этапа нэпа в новых co-
ветских социалистических республиках»,
редакция «Правды Востока» пишет:

«Будет ли нэп в новых советских об-
ластях? На этот вопрос следует ответить
отрицательно». При этом газета ревомен-
дует тов. Камалиеву прочитать конеуль-
тацию в журнале «Большевик» № 17 за
1940: год.

Но, знахомясь 6 этой консультацией,
тов. Вамалиев прочел нечто иное—оказы-
вается, в новых советских республиках
«прелетоит важнейшая залачь — перевол
мелких крестьянских хозяйств, мелких рю-
мосленников и кустарей на рельсы ©0-
циализиа. В известном смысле эть захача,
также будет решаться методами нэпа».

Если уж авторы ответов на теоретиче-
ские вопржеы ничего не читают, то не
мешало бы им прочитывать хотя бы те
консультации, которые они рекомендуют
другим. ]

Так «консультанты» из «Правды
ка» «помогают» изучающим
ленинизм.

Рабочий Ташкентского текстильного
комбината тов. Вичаев попросил. редакцию
раз’яснить 6ему, что представляют собой
различные политические партии буржуаз-
ных стран. Редакция посоветовала тов.
Кичаеву: «‹..Чтобы лучше разобраться в
партиях и политической обстановке, сове-
туем изучать «Краткий курсе историй
ВКП(б)».

Совет, безусловно, хорош. Но если бы
работники «Правлы Востока» сами следо-
вали этому совету, они могли бы напи-
сать толковый, грамотный ответ.

Слабы познания работников «Правды
Востока» в области географии. На во-
прое тов. Аминова из Мирзачуля: «Имеем
ли мы границу с Венгрией и где она про-
ходит»,— редакция (в октябре 1940 года!)
безапелляционно ответила: «СССР с Вен-
грией не граничит».

Товарищи из «Правлы Воетока», неуже-
ли вам не ‘стыдно?

Кстати. Тов. Аминов убедительно про-
сил «Правлу Востока» экстренно ответить
ему. Олнако, чтоб родить столь безграмот-
ный ответ, редакции понадобился почти
месяц.

Редакция вообще не связывает себя
сроками. Письмо тов. Егина из Самарканла
получено 27 мая, ответ не послан и по
сей лень. Тажая же участь постигла и
другие вопросы на теоретические темы, по-
ступившие в редакцию газеты «Правла Bo-
стока». :

Откуда эта волокита? Перегружены то-
варищи? В лва—три месяца приходит ол-
HO письмо—и Ha TO они не умеют тол-
KOM и Во-время ответить.

Редакция «Правлы Востока», не в при-
мер редаклии «Кзыл Узбекистан», He cy-
мела привлечь теоретический актив-—лек-
торов, пропагандистов, преподавателей.
Вот почему она не может правильно нала-
лить теоретическую консультацию Ha
страницах газеты, приохотить читателей
задавать вопросы, вот почему не может
она навести порядок в своей индивилу-
альной перепиюке.

Bocro-
марксизу-

Мария ГРЕК.
Завелующая сектором пропаганды
ЦК КП(б) Узбекистана; ге

БОЛЬШОЙ СТАДИОН В КИЕВЕ

КИЕВ, 1 января. (Корр. «Правды»).
В Киеве строитея большой стадион. На его
трибунах разместятся 50 тысяч зрителей,

Строительство стадиона вызывает рекон-
струкцию ближайших магистралей города.
Улицы Шота Руставели и Анри Барбюса
превращаются в широкие проспекты. Вхох
на стадион запроектирован через бульвар
Анри Барбюса. Первая очередь стадиона бу-
дет сдана в эксплоатацию в мае 1941 года.

Колхозы Полтавщины лобились в 1940
году серьезных успехов: в срелнем по
области получено 16,8 пентнера зерна
с гектара. Наиболее высокий урожай зер-
новых — более 115 пудов с гектара —
получили колхозы Диканьского, Галячеко-
то, Кишеньковекого, Зеньковского, Машев-
ского, Карловского и Семеновского райо-
HOB.

В 1939 голу по 100 и больше пудов
зерновых с гектара получили в области
только 44 колхоза. В 1940 голу лишь в
одном Гадячеком районе таких колхозов—
57, в Ликаньеком — 52, & всего в обла-
сти — 663 колхоза. Ееть колхозы, брига-
лы и звенья, которые получили зерновых
от 200 ло 350 пулов © гектара.

В 1940 голу Полтавская область лает
сахарной промышленности более 16 мил-
JOHOR центнеров свеклы. Средний уро-
жай сахарной свеклы составляет 200 цен-
тнеров с гектара. Колхозы «Рльшовицька
праня», Карловекого района, «Нова sip-
ка», Чутовского района, собрали по 280—
310 пентнеров, & колхоз им. Сталина, Ce-
меновского района, на 177 гектарах — по
405 пентнеров © гектара.

Полтавская область первой на Ук-
раине выполнила обязательства по  по-
ставкам овощей государству, сдала более
76 тыс. тонн. Кроме того, колхозы про-
дали госуларетву более 37 тысяч тонн
овощей. В то же время полностью обеспе-
чены нужды рабочих, служащих и колхоз-
ников своей области.

Таковы в общих чертах предваритель-
ные итоги сельскохозяйственного года на
Полтавщине. :

Решения ЦЕ ВЕПСб) и Совнаркома Сою-
3a CCP o дальнейшем под’еме сельского
хозяйетва, и особенно 00 изменениях В
политике заготовок и закупок сельскохо-
зяйственных продуктов, сыграли решаю-
щую роль: в росте производственной актив-
ности колхозников. 3a один только послел-
ний гол колхозы области освоили 4 ты-
сячи гектаров новых земель.

Партийные организации стали более
конкретно руководить колхозным  произ-
водством. 0с0бое внимание они уделяют

организации ‘труда. Осенью 1939 и вес-
ной 1940 год» в колхозах работало
29 тыс. комплеконых звеньев. За ними

ФРУКТОВО-КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД
В БЕССАРАБИИ

КИШИНЕВ, 1 января. (По’ телефону).
В Бендерах началось строительство боль-
шого пеха фруктовых соков. Он булет вы-
пускать в rox 4 миллиона банок сока.
Цех будет пущен в 1941 голу;

В Калараше заканчивается подготовка
к строительству фруктово-консервного 3a-
вола, которое начнетея в 1941 году. 33-
вол будет выпускать в гох 7 миллионов

банок продукции. («Советская Молдавия»).

ОБЛАСТЬ СТОПУДОВЫХ УР

закреплены не только

ЖАЕВ ЗЕРНА

были техниче-
ские культуры, но и зерновые. Создав
комплексные звенья, колхозы намного
улучшили ухол за зерновыми культура-
ми. Более решительно начал внедряться
опыт передовиков соцкалистического зем-
леделия.

С 1939 года колхозы стали активно
внедрять переловую агротехнику — пере-
крестный сев, улобрения. 332 тыс. гек-
таров зерновых были засеяны перекрест-
ным 61060б0м и суженными межлурялия-
ми. Это мероприятие лало прибавку уро-
жая более миллиона центнеров зерна.

Лето и осень 1939 гола были засушли-
вые. Озимые ушли пол снег в плохом со-
стоянии. Положение казалось  безналеж-
ным, но колхозники решили преодолеть
пагубное действие приролы. Зимой они
проволили енегозалержание, & когла сошел
снег, полкармливали посевы. И растения
выправились. Гибели озими почти не было.

Большое влияние на урожай оказали
чистые пары, сортовые семена, яровиза-
пия, тщательный ухол за посевами. На
поля было вывезено больше 600 тыс. тонн
навоза. Многие колхозы посеяли ранние
зерновые за 4—6 рабочих хней. Широко
применялось термическое протравливание
семян, искусственное опыление подсолну-
ха, ржи, гречихи.

Нельзя сказать, что подобные мероприя-
тия не проводились в прошлые годы. При-
менялись они и раньше, но в меньшем
0б’еме, а часто и неправильно. Взять, на-
пример, весеннюю подкормку озимых. Она
дает положительные результаты только то-
гла, когла проводят ее во-время. Колхозы
Полтавщины вносят подкормку ранней вес-
ной, когда земля только что начинает
оттаивать. Это дает большой эффект. Или
взять нормы высева. ‚До 1940 гола
они были явно занижены. Опыт передови-
ков. применяющих перекрестный сев, по-
казывает, что нормы высева нало увели-
ЧИТЬ.

То же самое можно сказать о зяблевой

пахоте. Некоторые руководители обращают

внимание только на количество. вспахан-
ных гектаров, упуская из вилу качество
пахоты. Это отражается на урожае. При-
мером может служить Велико-Багачанский
район. Почвы здесь плодородные, но обра-

батывали их плохо, пзхали мелко, и по-

ОТАР

НЕРАЗБЕРИХА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ.

Введение платности обучения в выс-
ших учебных заведениях СССР и’ изме-
нение порядка назначения ° стипендий
явилось крупнейшим событием в жизни
высшей школы.

Стуленты более серьезно и влумчиво
стали относиться к учебе: возросла посе-
щаемость читальных зал, повыейлея ин-

Tepec K практическим занятиям в лабо-
раториях. Недавно в нашем. институте
держали экзамены студенты 5-х курсов,
направленные на преддипломную практи-
ку. 84 человека из 158 получили
не мензе лвух третей отличных оценок, &
остальные — хорошие.

Пример того, как надо овладевать зна-
ниями, показывают сталинские етипендя-
аты тт. Прокин, Каганцева и Куховарен-
ко. Каждый из них сдал все 6 экзаменов
на «отлично».

Олнако эти и другие изменения в жиз-
ни вуза не лают еше права ечитать, бул-
TO © подготовкой высококвалифипирован-
ных специалистов все обстоит благополуч-
но. В сожалению, здесь пока много нело-
статков.

Производственная практика студентов
часто им ничего не дает, так как прово-
длится из рук вон плохо. Прелприятия
обязаны обеспечить практикантов рабочим
местом и оборулованием. В большинстве
случаев это элементарное требование
не выполняется главным образом 43-33
«перегрузки» предириятий

студентами.
Причина этому — плохое планирование.
Например, студенты автотракторного фа-
культета нашего института не ` получили
«мест» для практики на автозаволе

им. Сталина. Оказывается, «места» здесь
заняты студентами, не имеющими непо-
средетвенного отношения к этой отрасли
производства. ‘i

Много неясностей и в программах прак-
тики, которые утверждаются управления-
ии учебных заведений наркоматов. Cry-
ленты одной и той же специальности, обу-
чающиеся в институтах разных наркома-
тов, прохолят практику по различным про-
граммам, что совершенно нелепо.

Чтобы сделать производственную прак-
тику органической частью учебного про-
цесса, необходимо перестроить ее,
шить руководство ею.

В последние голы вузами было выпуще-
но немало специалистов, мало присиособ-
ленных к серьезной самостоятельной рабо-
те. Конечно, за это отвечают прежде вее-
то руководители вузов. Но слелует ска-
зать и 06 ответственности Вомитета по де-
лам высшей школы. Он мало занимается
такими важными вопросами, как устано-
вление тверлого плана подготовки кадров
и номенклатуры специальностей по от-
цельным институтам.

Это—вопрос не новый. Если обратиться
5 решениям первого” всесоюзного совеща-
ния работников высшей школы, то там на
это указывалось 96060. Со времени сове-
шания прошло уже свыше лвух с поло-
виной лет. Олнако сделано в этой обла-
сти. еще крайне недостаточно. Ё& чему это

улуч-

приводит, видно на примере нашего ин-
ститута.

Автотракторный факультет готовит ин-
женеров-конструкторов по автомобилям и
автомобильным двигателям. Между тем по-
тлавляющее большинство выпускников Ha-
правляется в систему Наркомата автомо-
бильного транспорта РСФСР. для работы в
звтогаражах и используется как специа-
листы по ремонту и эксплоатации автомо-
билей. Или другой пример. Инженеры,
окончившие институт по специальности
«судовые паросиловые установки», напра-
вляются в качестве теплотехников на...
электростанции.

Такие же факты имеют место и по хру-
тим факультетам. Институт вынужлен
прибегать к дополнительным курсам, ко-
торые читаются во время дипломного про-
ектирования. Это, конечно, не может не
сказаться на качестве подготовки булду-
щих инженеров.

Следует несколько слов сказать и 00
учебных планах, которые за последние
годы очень часто подвергаются измене-
ниям. Но что еще хуже — и новые вари-
анты стралают существенными нелостатка-
ми. Вот план специальности по ремонту и
эвеплоатации автомобиля. Военная п010-
товка в нем перенесена на 4-й Курс, в то
время: как во всех других планах она
проходится на 2-м курсе. Для начерта-
тельной геометрии и графики установлено
265 часов, а в других планах — 240 ча-
сов. По деталям машин и грузопох’емным
машинам-—370 вместо 338 часов. По тер-
мохинамике и теплотехнике — 146 часов
вместо 168 ит. дл. Это отличие вряд ли
может быть об’яснено какими-либо прин-
ципиальныйми соображениями, а в практи-
ке работы оно создает серьезные затрулне-
НИЯ. 1 ]

Rak обстоит лело се распределением
профессорско-преподавательских кадров
между отдельными вузами? Кое-что в
этой области делается, но крайне мало
и робко. ;

Неравномерное  распрелеление
особенно высшей квалификации, между
вузами общеизвестно. Между тем сей-
час вполне возможно путем укрупнения
потоков и пругих мероприятий освободить
высококвалифипированных научных pa-
ботников, которые с большим успехом мо-
гут быть использованы там, где ощущает-
ся нелостаток в преподавателях. До по-
следнего времени перемещения научных
работников из отного вуза в другой про-
исходили главным образом по случайным
обетоятельствам (перемена климата, полу-
чение более благоприятных жилищных у©-
ловий, семейные обстоятельства и т. д.).
Очень мало занимались этим в плановом
порядке.

Нам представляется, что назрел вопрос
о необходимости планового перераспрелеле-
ния научных работников по отлельным

вузам.
А. СИНЕЦКИЙ.
Директор Горьковского индустриального
института им. А. А. Жданова.

кадров,

ВСЕСОЮЗНАЯ ЗДРАВНИЦА—ПЛОДОВЫЙ САД

Сочи — самый северный форпост совет-
ских субтропиков. Много лет ведет Сочин-
ская опытная станция работу по освоению
цитрусовых и других субтропических плодо-
вых культур. В результате этой работы в
Сочи имеются свои манларины, лимоны,
апельсины, грейпфруты, тунг, чай. Отнако
эти. пенные сорта растений ло послелнего
времени не получили широкого распростра-
нения в городе.

В начале 1940 гола был вылвинут ло-
зунг о преврашении Сочи в субтропический
сал. Он нашел живейший отклик срели
партийных и советских организаций и на-
селения города.

Весной началась горячая работа. В ropo-
де была организована массовая  посал-
ка ценных субтропических культур.
Всего было посажено свыше 70 тысяч
плодовых и декоративных = растений.

тому колхозы снимали очень низкие уро-
man. B соседних же районах почвы го-
pasio белнее, & урожаи там получали вы-
сокие. Дело, таким образом, в качестве
работы.

kee

Постановление Совнаркома СССР и ПВ
ВКП(б) «0 планировании сортовых поее-
вов зерновых культур в колхозах» внес-
ло большие изменения в размещении вуль-
тур. Увеличились посевы ячменя, овса,
проса, гречихи, кукурузы.

На просо, гречиху и кукурузу емотре-
ли у нас, как на второстепенные культу-
ры, которые якобы не нуждаются в хоро-
ей агротехнике. Сеяли их на плохо ofpa-
ботанных участках, за посевами He уха-
живали. И потому урожай проса не пре-
вышая 10.9 центнера © гектара, гречи-
хи — 6, бобовых — 7,8, кукурузы —
19 пентнерев. Существовало мнение, что
эти культуры не могут давать высоких
урожаев.

Улучшив атгротехнику, колхозы области
собрали в этом году проса по 20,2 цент-
нера с гектара, гречихи — по 12,6, бо-
бовых — no 11.4 и кукурузы — по
26 центнеров е гектара.

Применение перекрестного сева и Cy-
женных междурялий вначале было ветре-
чено недоброжелательно. Но полученный
урожай убелил в преимуществе этого спо-
соба сева. Осенью 1940 гола колхозы
Полтавщины забеяли по такому способу
269 тые. гектаров.

Сахарная свекла — одна из наиболее
распространенных технических культур в
вашей области. Новые агротехнические ме-
реприятия обеспечили высокий урожай
этой культуры. Колхозы боролись за вы-
ращивание по 100—110 тыс. корней на
каждом гектаре. Сеяли замоченными семе-
нами.

Несколько слов 0 высалках свеклы на
семена. Нам кажется, что олна из при-
чин низких урожаев семян сахарной евек-
лы — крайне плохая агротехника. Нало
коренным образом улучшить приемы ‹ по
выращиванию семян. Есть все основания
получить урожай свекловичных семян не
менее 15 центнеров © гектара,

Цартийная. организация области  про-
вела большую массово-политическую ра-
боту среди колхозников, колхозниц и епе-
пиалистов сельского хозяйства. Социали-
стическое соревнование в 1940 году
стало более массовым, болеэ действенным,
3а получение 100-пудового урожая сорев-

Осенью в гороле и окружающих кол-
хозах было посажено около 3 тысяч
преимущественно питрусовых растений.

В развитии приусалебных салов широко
применялся ‘метол саловола-любителя А. С.
Богханова. Метол этот заключается в том,
что площаль участка используется исклю-
чительно лля питания растений и развития
их корневых систем, а вся надземная часть
растет преимущественно вверх пе трелья-
жам и шпалерам. Такая система позволяет

на самых ограниченных земельных участ-
культуры — от

ках разволить` различные
цитрусовых ло простых отородных.
Нройдет несколько лет и на улипах

города, во лворах. парках и салах будут

произраетать ценные питрусовые и хругие
субтропические. культуры.
А. АРХИПОВ.
‚ Редактор газеты «Красное знамя»,

новались Bee районы, 2.487 колхозов,
5.376 бригад, 23.160  звенъев,
2 тысяч тракторных бригал, более 7 ты-

`сяч трактористов и около полутора тысяч

комбайнеров.

Несравненно улучшили свою работу
маптияно-тракторные станции. Свой oba-
зательства перед колхозами они выполняли
лучше, чем во все прежние голы.

В успешном провелении сельскохозяй-
ственного гола сыграли немаловажную
роль широкое развитие колхозного опыт-
ничества и стахановские школы в колхо-
зах. Образпово работает опытник колхоза
«Большевик», Карловекого района, Денис
Виканорович Лысенко. Многие его опыты
применяются в колхозной практике. Зи-
мой 1939—1940 г. в колхозах работало
2.080 кружков, в которых занималось
более 50 тысяч колхозников. В 1940 году
в одном только Полтавском районе откры-
лось 80 стахановских школ.

Значительно возросла трудовая хлиспип-
лина в колхозах. Данные по 15 районам,
в которых проводилась проверка, показы-
вают следующее: в 1938 году колхозни-
ков, не выработавших минимума трудодней,
было 19,4 проц, в`1939 голу —
10 проп., ав 1940 — 4,4 процента.

Высокий урожай значительно увели-
зил хоходы колхозов. Количество  колхо-
зов-миллионеров стало значительно боль-
ше. Среди них — колхозы им. Сталина,
им. Чапаева, им. Шевченко, «Рльшовик»,
«Нове життя» — Золотоношекого района,
«Запомт Лешна», им. Шевченко — Гра-
лижекого района, «Червона зрка» — Пол-
тавского района. Е

Волхозы, выполнив государственные по-
ставки и созлав необходимые фонды, при-
ступили к раепрелелению походов. Денеж-
ная и натуральная стоимость трудодня в
колхозах области выросла более чем в
3 раза. Возросли лохолы от сахарной свек-
лы. По прелварительным подсчетам, кол-
хозы и колхозники получат 53 миллиона
рублей и 414.480 пулов сахара. Есть
колхозы, которые вылалут каждому колхоз-
нику по 6—8 пулов сахара и по 2—3
тысячи рублей леньгами.

Получив урожай по 16,8 центнера s
гектара, мы че можем останавливаться на
достигнутом. Недостатков у нас еще мно-
го. А чтобы их ликвидировать, нало еще
упорней, еще настойчивей работать и ра-
ботать.

В. МАРКОВ.

Секретарь Полтавского обкома КП(б)У.

чувства, облагораживающие душу,

около

2 ЯНВАРЯ 1041 г., №2

I ae ee Pe ЕВА А р:

«САРЫНЖИ»

J {На спектакле в Изановском областном драматическом театре)

Драматические произведения, приналле-
жащие перу талантливых писателей на-
циональных республик, показывались 10
сих пор русскому зрителю в дни лекал и
смотров национального искусства. Показы-
вались, главным образом, столичному зри-
Tel и на языке того народа, чье искуе-
ство представлял тот или иной спектакль.
А вилеть это искусство стремится не толь-
ко московский зритель. И не только видеть,
но и понимать, как смотрит и понимает он
пьесы западноевропейских драматургов —
в хороших переводах, в хорошем исполне-
нии, в правильной трактовке.

Лишь украинские пьесы широко обошли
епены русского театра. В послелнее время
в Москве готовят постановки белорусской
и грузинской пьес. И это все. Этим исчер-
пывается привлечение лучших произвеле-
ний национальной драматургии для репер-
туара русекого театра.

Тем более отрално отметить смелость и
инициативу Ивановского областного лрама-
тического театра. Он залумал и осуществил
постановку пьесы киргизского драматурга
Касымбека Ишмамбетова «Сарынжи» в
авторизованном переволе поэта В. Винни-
кова. Этот спектакль — культурный пода-
рок ивановеким трудящимся к годовщине
Киргизской республики, с которой Иванов-
ская область связана теснейшим образом.
Пе случайно столица Киргизской ССР но-
сит пия вожля и руководителя ивановских
ткачей М. В. Фрунзе. _

В горах и ушельях Тянь-Шаня, по отро-
гам и склонам Киргизекого хребта, с неза-
памятных времен из уст в уста передается
народное сказание о Сарынжи и Бокое.
Акыны исполняют его н& многолюдных
тоях. Киргизский нарол выразил в этом
сказании свои нравственные идеалы, свой
воззрения на основы человеческой морали.
Сказание прославляет искренние чувства,
мужество, любовь, верность, пружбу —
укра-
пающие человека. Оно клеймит низкие
инстинкты — алчность, корыеть, линцеме-
рие, лесть, коваретве.

Юноша Сарынжи — сын умершего та-
ласского хана— отказывается от престола
рали простой и скромной жизни, которою
живет народ: пастухи, воины, охотники.
Сарынжи пружен © юношами из аула. В
ero луше рожлается первая любовь в умной
и красивой левушке Бермет.

Эта чистая любовь лвух мололых сер-
деп, которым суждено выдержать жестокую
борьбу с алчным ханом Бокоем и ero
сполвижником, коварным интриганом Ко-
нуром. эта любовь и послужила канвой 1ля
драматического произвеления «Сарынжи».

Автор пьесы, , мололой киргизекий хра-
матург, иного работал нал переволами тра-
гелий Шекспира на киргизский язык. Эта
работа принесла свою пользу. , «Сарын-
жи» — пьеса, драматургически крепкая, ©
правильно развертывающимся сюжетом и
четкими характеристиками пействующих
лип. Выразителен авторизованный перевот
В. Винникова. Он перелает лух и смысл
киргизекого народного сказания.

Пьеса смотрится на спене киргизского
тезтра с интересом. Но как ее воспримет

ивановекий зритель? С чувством некоторо-

го беспокойства коллектив Тезтр& ожидал
премьеры. Успех спектакля превзошел все
ожилания. Улачу следует об’яснить не
только живым интересом, проявленным
пвановнами к поэзии киргизского народа,
HO и тем, что театр любовно отнесся в
пьесе и серьезно ее поставил. Перел акте-
рами была опасность скатиться к дешевой
экзотике или нивелировать национальные
особенности пьесы.

Этого нев произошло. Театр поставил
пьесу в хороших реалистических тонах,
без примеси натурализма и бытовщины.

В этом заслуга художественного руково-
лителя театра и постановшика спектакля
И. Г. Громова. Художник И. А. Гайленко,
оформлявший спектакль, жил в Биргизии,
хорошо знает природу и быт этой страны.
Сильное впечатление произвело на зрите-
лей оформление спектакля, разрешенное в
скупых и мужественных тонах. Горные
озера, реки, волопалы, горные пастбища—
джайлау —— полны воздуха и красок.

Пьеса явилась для актеров Ивановского
театра серьезным испытанием. Артисты
должны были нахолить новые тона для
изображения мало знакомого по’ форме, но
близкого по солержанию материала. В то
же время молотые актеры получили воз-
межноеть проявить ©в0е дарование —
искренность, непосрелственность и жи-
вость чувства.

Бокой в исполнении артиста Г. Стани-
славского не плоский образ. Артист ведет
свою роль © болышим художественным
тактом. Запоминается №. Влавлина в роли
Бермет. Она созтает верный рисунок. Лишь
иногла к живости чувств юной девушки
из киргизского аула примептивается налет
кокетливости и жеманетва.

Молодой актер С. Субботин справился co
своей первой значительной ролью Сарын-
жн. Хорош Д. Сапогин в роли неумного и
злого нелоросля Джамаке — приспешника
коварного Конура. Менее удачен сам [io-
нур в исполнении артиста А. Емельянова,
Не лишенный комедийного дарования
артист в отдельных эпизолах упрощает
сложный образ изворотливого, хитрого и
умного хищника, налеляя его несвойствен-
ными ему комелийно-бытовыми чертами.
Это. возможно, об’ясняетея тем, что в.
пьесе нарялу © хорошими афоризмами
народной мулрости мало наролных шуток.
И актер комедийного плана чувствует не-
обходимость восполнить этот пробел.

В нелостаткам пъесы и спектакля еле-
тует также отнести растянутость песен,
которые, задерживая темп спектакля, не-
релко преврашаются в концертные номера.

Наряду с прекрасным гримом; еозлаю-
шим иллюзию подлинного киргизского
лица, внешность некоторых участников’
массовых спен напоминает венепианских
гондольеров. Им нехватает суровой муже-
ственной красоты пастухов, джигитов и
охотников горных пастбищ и ущелий Вир-
Гизии.

В пелом коллектив Ивановского храма-
тического Театра созлал спектакль, значе-

ние которого выходит 3& прелелы Иванов-

ской области.
М. КОЛОСОВ.
г. Иваново: :

MAJEBBRHA
ФЕЛЬЕТОН
aa

— Вы ко мне?

Он приветливо улыбнулся и, КивЕом
головы указав на стул, добавил:

— Салитесь. пожалуйста.

Я е любопытством оглядел его. Так вот
он какой! Я уже кое-что слыхал от зна-
комых 06 этом товарище. Да и газеты
много писали о нем. И вот, наконец, я его
увидел.

Это — злоровый, загорелый молодой че-
ловек. Энергичное лицо. Живые, веселью
г1434.

Он мне сразу понравился. Еще такой
мололой и уже такой вежливый!

Зайлешь в кабинет к иному началь-
ствующему липу. А Это самое лицо — ки-
слое от важности и скучное от чрезмер-
ного самоуважения. Оно не смотрит на
тебя. Ты стоишь перел ним, но лицо тебя
He замечает. А если впослелетвии и за-
метит, то никогла не попросит сесть.

А этот улыбается и попросил сесть. Я
поблаголарил, сел и сказал:

— Як вам от газеты, товарищ Новый
год. Наши читатели очень интересуются
вашими планами. а

Новый гол, подумав, сказал:

— Можно. Но предупреждаю — буду
краток... .

Опять хорошо. Многословие хохит ря-
лом с пустословием. Эх, если бы он по-на-
стоящему взялся за борьбу е паводком в
речах ораторов!

должал Новый гол,— что первейшая моя
задача: выполнить все лучшие новогодние
пожелания, е которыми советекие люди 0б-
ращались друг к другу. Я называюсь Новым
и приложу весе. силы, чтоб оправлать это
имя. 1941 год внесет много нового во все
области хозяйства, культуры. науки. искус-
ства. 1941 голд еще более укрепит могуше-
ство нашей родины. В то же время я счи-
таю своим прямым полгом беречь, охранять,
развивать и укреплять все то хорошее,
что созлал мой славный прелшественняк.
А старик, спасибо, неплохо поработал...

Замечательный парень! Я еще раз убе-
тился в этом, слушая его горячий отзыв
в Старом годе.

Говорят, новая метла чнето метет. Но
обычно новая метла первым лелом ста-
рается замести слезы хорошей работы
прежнеге руководителя.

Часто. очень часто новый начальник
первые месяцы усиленно занят очернением
старого начальника. «Вы поймите, я застал
здесь пустое место. Полный развал во всех
отделах и секторах. Все приходится начи-
нать сначала. Ну и наследетво мне оставил
мой прелшественничек...».

Не таков Новый гол. Он © увлечением
рассказывает 0 леятельности Старого гола:

— Он мне оставил новую, значительно
расширенную и лдополненную карту Совет-
ского Союза...

— Дела он вам успел слать перел ухо-
30M? ; т

— Конечно. И все лола в образповом
порялке. Но, знаете ли...

Новый год весело рассмеялся.

— Но, знаете ли, есть еше у нас люди,
которые е неприязнью смотрели на ста-
рикз. Й в этом его большая заслуга. Он

был строг во всем тем, кто мешал ему
работать.

— Перелайте вашим читателям, — про-

ВЕСВДА

Новый год подошел в этажерке и снят
КНИГУ. :

— Вот любопытный локумент. Это —
книга жалоб. Люди. обиженные Старым
голом, записывали сюла свои претензии.

Я открыл книгу и начал проематри-
вать запечатленные в ней записи.

«Считаю полным безобразием. Это бюро
кратизм и больше ничего. Что же такое,
братцы, получается? Значит, сиди лома,
как пень, и не отлучайся на улину. Вы-

хохит, и в трамвае нашему брату нельзя.

езлить. Ни толкнуть кого-либо нельзя, ни
обложить невозможно. А мне плевать на
всякую там культуру. А кому не нравит-
ся, пущай в такси катается.

Б сему подписалея Колька Свиш».

«Я пеликом и полностью солидарен,
что нало бороться против всяких проявле-
ний хулиганства. Но нельзя же допускать
обезличку в этом жгучем вопросе. Нельзя
сравнивать интеллигентного человека, с ка-
ким-нибуль Колькой Свищом. Я себе никогда
ничего такого не позволяю. Но на сей раз,
сихя в шашлычной, я был, извините 3%
вульгарное выражение, выпивши. И я
даже не помню, как 9% я... кого-то
бутылкой по голове. Тем более, что посуда
осталась цела и неврехима. И за такие пу-
стяки меня привлекают за хулиганство?
Смешно...

И. Сальлов».

«Я всю географию насквозь прошел.
Как справелливо выразился олин пожилой
актер на сцене — «От финских хлалных
скал ло самой ло Колхилы». А с Колхиды
я полалея в Челябинск, & оттуда переки-
нулся в Севастополь, a из Севастополя
1винулея в Полтаву, & из Полтавы как
Раз угодил в народный cya третьего
участка. И эту свою послелнюю остановку.
считаю несправедливой. Обвинение в л6-
тунстве и прогулах отвергал.

Павел Вездеход».

«Нехаром, провожая меня по утрам Ha
расоту, жена, зная мой характер, не раз
говорила: «Булешь, Ваня, скверно рабо-
тать от 8 20 65, лалут тебе от 5 ло 8».
А я не согласен с такой установкой —
спокон веку существует брак. A oreryn-
sorte от станларта — это вовсе  плевое

о.

Начальник ОТК И. Разгильдяев»,

«А ведь Я не отступаю от стандарта.
33 что же меня ругают?

Драматург Т. Залумчивый».

«Не лают работать. Не создают усло-
вий. Я был сектор — 100 (сто) служа-
щих и 17 (семнадцать) экономистов, а ме-
ня превратили в пол’отдел — 17 (семна-
пцать!) служащих и ни 1 (одного!) эко-
номиста. Это роняет мой авторитет. Это—
не солилно, если хотите знать.

Начальник С. Верхштатов».

— Вот видите, — сказал Новый год,—
какие обиды. Эти особы и на меня будут
косо смотреть. Но ничего. Не страшно.

ы попрощались. Я шел и думал:

— Приятный, хороший мололой чело-
век. Теперь понятно, почему Tak радостно
встретили его приход...

Г. РЫКЛИН,

ре