Mi

КРТ.

го

газ

я Л

м
AK

ав?
THE

ай?
are
‘TC,
re

Ra

ает:

Пя
каю
‚сте
He
оля!
е2>
a

este
nome
rset
ory
pKe.
‚лал
сво!
OHT!
api
PHC
ut

тел
овт
aT AF
rep?

Ay;
‘>:

ЧЕТВЕРГ, 1 ИЮЛЯ 1943 г. 16 153 (8146)

Он выполнил
Свой Долг

Лезты быля на исходе. Шербаков гля-
вул вокруг и убедился, что он совсем
один. «Хоть бы
виться», — подумал пулемётчик.
тяжёлые, елкие запахи пороха и
земля к нему пробился тонкий аромат
степных пветов. Захотелось пить. Он от-
стегнул фляжку и полнёс её к сухим,

Сквозь
горелой

потрескавшимся губам. Воды осталось на  Кашин снял вещевой мешок, бросил ere)
злыхая

скупой глоток. Шербаков пожалел, что
так расточительно пил воду раньше. При-
крепляя к поясу пустую теперь фляжку н
щуря глаза от ярких солнечных лучей, оч
стал всматриваться

Действятельно,
на рубеж, занятый бойцами. Противник,
намереваясь внезапным ударом смять на-
ше боевое охранение, чтобы расчистить: се-
бе путь к селу, пустил в ход сразу пуш-
ки, миномёты и пулемёты. После корот-
кого. но ожесточённого налёта немцы по-
лезли в атаку. В первые же минуты тя-
жело раннло командира пулемётного рас-
чёта. и взводный крикнул:

— Щербаков. командуйте расчётом!

словом © кем  перемол-

-вперёд, туда, откуда
` енова могли появиться немцы.

Возвращение

Кашин попал в Казацкую Степь перед
вечером. Ох остановился у развилки до-
 рог, узнал окопчик, и воронку возле него,
 и дикую яблоню...
  Но всё здесь было уже совершенно
  другим. Окопчик обвалился. Вокруг него
 зеленела молодая трава. Среди перепутан-
‘ных стеблей её краснели головки души-
стого клевера;\было много ромашек и ещё
  каких-то цветов.

на траву и сам опустился рядом,
  пряные запахи луга. И вдруг глазам ero
открылся счастливый маленький мир. Пчё-

лы кружились над хрупкими чашечками

рядом без умолку заливался
Кашин стал искать музыканта и заметил в

пветов. Пёстрая бабочка доверчиво села на  тёплая кровь заливает лицо. Сознание на-
шквал огня обрушился рукав его выцветшей гимнастёрки. Где-то   чало меркнуть. Он ещё помнит, как кто-то
кузнечик.   склонился над ним.

Рядом с ним был его ад’ютант. Подпол-
ковник повернулся к ад’ютанту, отдал ка-
кое-то приказание, и тот бегом побежал к
лошине, в которой стояла резервная рота.

Пули свистели вокруг, а он бежал, не
сгибаясь и, наверное, не думая об опас-
ности, озабоченный лишь тем, как бы пе-
редать приказ командира.

«Отчаянный парень», — подумал
про ад’ютанта. A

Но в это время подполковник резко
взмахнул рукой, и те, кто был к нему
ближе, поднялись и побежали вперёд. Ка-
прин тоже поднялся и побежал, чуть при-
гнувшись. И тут его ранило. Он упал го-
ловою вперёд, и почувствовал, как густая,

Кашин

— Неля, — сказал он, узнав санитарку,

траве позеленевшую медную гильзу патро- и впал в забытье...

на. Потом ешё одну и ещё. И вспомнил,
что как-раз в этом месте стоял его пуле-
мёт, а вон оттуда шли немцы...

Сейчас на тропинке он увидел двух не-
знакомых бойцов. Когда они поровнялиеь
с Кашиным, тот попросил у них закурить.

В госпитале, когла`Кашин стал уже по-
правляться, сосед по койке, общительный
человек, миномётчик, спросил у него:

— Какой части?

Кашин ответил.

— Так это вы, значит, немцев в Казац-

` ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ
стова).

(западнее Ро-
Гвардии сержант А. Индыло (впе-

Киргизское искусство в дни войны

Созданное за годы советской власти мо-
лодое киргизское искусство является в
Великую Отечественную войну могучим
глашатаем патриотических чувств киргиз-
ского народа. Акыны, народные певцы, теа-
тральные деятели выступают пламенными
трибунами любви к отчизне и ненависти к   Бехтарова «Полководец Суворов». Тюге-
врагу. В летний зной и зимнюю пургу! лабай Сыднкбеков и Калим Рахматуллин
преодолевают они верхом на конях трудно   перевели пьесу Симонова «Русские люди>,
проходимые высокогорные, укрытые веч- поэт Алыкул Осмонов закончил либретто
ными снегами перевалы Киргизстана. Их!для оперного театра «Сердце героя».
знают, они— дорогие гости в каждом аиле,  Особенно продуктивна в дни войны ра-
в каждом кочевье киргизских колхозников. бота Киргизского государственного ордена

Народные акыны Киргизии воскресили в  Ленина театра оперы и балета. В прошлом
своих песнях и сказах лучшие традиции‘году театр осуществил четыре новых по-
свободолюбивых ‘предков. Песнями славы‘ становки: «Евгений Онегин» на киргизском
героям Отечественной войны, гнева и яро- \языке, новая киргизская опера «Кокуль»,
сти к врагу зовут они мужественных сынов   «Селькинчек» — киргизский балет и клас-
киргизского. народа на смертный бой, на сический балет «Волшебная флейта». Кро-
победный бой за родину. За один только ме того, поставлена одноактная опера
прошлый год акыны Киргизской государ- «Патриоты». По‘ заданию киргизского пра-
ственной ордена Трудового Красного Зна- вительства театр работает над героической
мени филармонии создали свыше ста новых  оперой «Манас».
патриотических песен, мелодий на традици-  Плодотворное влияние на развитие кир-
онных музыкальных инструментах—комузе)гизского музыкального искусства оказало
икияке. Акыны Алымкул Усенбаев, Осмон-  пребывание во Фрунзе Государственного
кул Болебалаев и Калык Акнев сложили симфонического оркестра и Государствен-

ветском тыле, показывающая кинучи
жизнеутверждающий труд простых и само-
отверженных советских людей. $}
Киргизский государственный драматиче-
ский театр поставил в переводе Касымбе-
ка Ишмамбетова пьесу Разумовского и

Коренастый, широкогрудый красноармеец
окопу. Их встретили дружными залпами Молча протянул ему синий кисет, а дру:
яз винтовок. Шербайов сам взялся за пу- ГОй, с ефрейторскими нашивками на по-
лемёт и хлестнул по немцам очередью,  гонах, полюбопытствовал:
потом другой. Атакующих словно ветром  — Из госпиталя?
сдунуло, и командир взвода закричал: — Из госпиталя. После ранения возвра-
— Молодеи, Шербаков, действуйте! шаюсь, — ответил Кашин.
Через некоторое время немцы повторили М вдруг ему захотелось рассказать этим

Немцы, рассыпавшись цепью, бежали к

огневой налёт. (Снова ходуном заходила бойцам, что вот здесь, на лугу, где те-
земля от разрывов тяжёлых снарядов. перь столько цветов и ветерок пахнет ме-
Опять стали рваться мины, завизжалн  дом, был бой, и смерть уставала от чёрной

работы, и что он тогда тоже был здесь
и всё видел своими глазами.

Ему хотелось, чтоб они поняли, почему
этот маленький хутор Казацкая Степь и
эти поля, © которых он раньше никогда
не слыхал, стали ему удивительно близки-
ми, родными. И вот шёл он из госпиталя
и не мог не зайти сюда, хотя для этого по-
надобилось сделать чуть ли не двадцать

осколки. Горячая, сухая земля засыпала
бойцам глаза, рот. Мелкий колючий песок
забирался за воротник гимнастёрки.
Немцы снова шли в атаку, и снова их
прижали к земле винтовочные залпы и оче-
реди из пулемёта. Окоп пулемётчика
Щербакова был ключом к позиции, клином
врезавшейся в ‘расположение немцев и
угрожающе нависшей над всей системой

реди), уничтоживший из своего «Максима»
в одном из боёв до 399 немцев, и твардии
ефрейтор Н. Черняков ведут огонь по вра-
жескому самолёту.

Фото 9. Евзерихина. (ТАСС).

кой Степи побили?

— Мы, — сказал Кашин, хотя и не знал
ещё, чем тогда кончился бой.

— Крепкий народ, — уважительно гроиз-
нёс миномётчик, и Кашин ответил:

— Как же иначе, гвардия!..

Теперь всё это было уже далеко. И пэ-
сторонний человек равнодушно прошёл бы
по этому лугу.

Но для Кашина всё здесь имело свой
смысл и своё особое значение. Он искал и
находил следы прошедшего боя.

Возле яблони он увидел могилу. Поду-
мал: «Кто-то из наших лежит» и, сорвав
несколько крупных ромашек, положил их
на низк могильный холм.

«Кто же? — снова подумал
спросить у Давыдова».

Потом он вздохнул, поправил вещевой‘
мешок за плечами и пошёл в ту сторону.,.

——

Совещание писателей

Карело-Финской ССР

БЕЛОМОРСК, 30 июня. (По телегр. от
соб. корр.). Три дня продолжалось в Бело-
морске республиканское совещание писа-
телей. Кроме писателей, живущих в Бело-
морске, в совещании приняли участие пи-
сатели-фронтовики, прибывшие сюда%®с Ка-
рельского, Ленинградского. и Брянского
фронтов. Это — товарищи, творчество ко-
торых неразрывно связано с Карелией.

он. — Надо

много песен ославе родины, о легендарных
зюдвигах советских людей на фронте, о
трудовой доблести их отцов, жён и сестёр
в тылу.

‚Вместе с акынами творят и композиторы
Киргизии. Народный артист Союза ССР
композитор Абдылас Малдыбаев написал
за дни войны 20 массовых патриотических
песен, получивших широкую популярность
в Киргизии. Достоянием птироких масс ста-
ло оборонное творчество Джумамутдина
Шералиева, чьи песни отличаются особым
лиризмом. В Киргизии уже много лет пло-
дотворно работают русские композиторы
В. Власов, В. Фере, П. Шубин, М. Раух-
вергер, осуществляющие музыкальные про-
изведения больших форм. За дни войны
заметно выдвинулись молодые композито-
ры Мукаш Абдыраев, Аскар Тюлеев, Ах-
мет Аманбаев.

В Киргизской республике работают пять

ного хора Союза ССР. Совместная работа
этих коллективов с мастерами. киргизского
искусства, их творческое общение „ обога-
тили музыкальную культуру республики.
Мастера киргизского искусства 27. июня
дали большой концерт в Москве, в Ко-
лонном зале Дома союзов. Государствен-
ный симфонический оркестр Союза ССР
под управлением В. В. Целиковского
исполнил оувертюру к опере «Патриоты»
(композиторы Власов, Малдыбаев, Фере),
сюиту из оперы ”«Кокуль» (композитор Ра-
ухвергер), фрагменты из балета «Анар»
(муз. Власова и Фере), «Киргизскую увер-
тюру» (муз. Власова и Фере). Тепло были
встречены народные артисты Киргизской
ССР Саира Киизбаева и Марьям Махмутова,
показавшие своё мастерство в исполнении
как классической русской, так и современ-
HOH киргизской музыки. Народный артист
Муса Баетов исполнил несколько ярко

их обороны. Противник, решив улучшить
своё положение на этом участке, бросил в
бой пехоту, поддержанную танками, и оже-

километров крюка.
— Здесь, ребята, сражение было, — ска-
зал он, чтобы начать разговор.

сточённая схватка развернулась на фронте] Но красноармеец, тот, что дал закурить,
в несколько километров. Сзади, не смолкая,   равнодушно ответил: д
работали наши батареи, и направленные в = Tyr скрозь шли бои.
немцев снаряды с гудением пролетали над! Очи попрощались с Кашиным и пошли
окопом Щербакова: Немецкие МИНЫ КОВЫ-  дальше, а он, оставшись один, снова при-
ряли бруствер. помнил тот бой во всех его подробностях,
Пулемётчик дважды отгонял немцев от  вплоть до пули, которая, звонко ударив-
окопа. Его пули ложились в цель, били  шись в железный шиток пулемёта, пошла
немцев, швыряли их наземь, и Щербакову рикошетом и ранила пробегавшего мимо,
было досадно, что высокая трава скрывает  бойца.
от него трупы поверженных врагов. Кашин вспомнил своего командира Бе-
— Не пущу! — крикнул он и положил  ладзе.
рядом с пулемётом гранаты. — Арсений, давай, пожалуйста, жизни!—
Щербаков обрадовался звуку своего го- повторял командир.
лоса, ему захотелось говорить ещё. И, об-  Но Кашин и без того, слившись со сво-
рашаясь к пулемёту, точно к живому со- им пулемётом, строчил и строчил. И, каза-
беселнику, он сказал:   лось, стрелял он не обыкновенными пуля-
— Пока они нас со тобой, браток, убьют,   ми, а пламенной яростью тяжёлого солдат-
мы из них кладбище сделаем! ского гнева...
Он не чувствовал усталости, хотя onal А вон от тех обгорелых столбов
продолжался несколько часов, и теперь! на немцев со своим взводом Иван
ему уже не хотелось пить. Слева грохну-  дов, товарищ Кашина, с которым
лин Наши миномёты. Шербаков повернул служили они чуть ли не с самого
голову в сторону разрывов мин и ахнуЛ.  войны.
Подползшие скрытно в траве немцы по-  Кашин вспомнил, как немцы били из пу-
одиночке спрыгивали в ход сообщения. шек. Один снаряд разорвался совсем близ-
Шербаков поташил пулемёт туда, где ко от пулемётчика и вырыл воронку. Кто-
ломаная линия окопа образовала УСТУП. то упал, очевидно, задетый осколком. Про-
как-раз против хОча сообщения. Незамет-  бежала девушка в старой кургузой кур-
ный для врагов, он видел их отсюда, как! точке, с брезентовой сумкой через пле-
На ладони. Немцев было около ДЮЖИНЫ. чо, — их медсестра Неля...
Шербаков ударил по ним B: YHOP-KOPOTKH-  д снаряды ложились всё гуще. Немцы
ЕО РЕ Аа серой лавиной надвигались с пригорка на-
патроны. Несколько \ солдат свалилось: стоечу Давыдову и, не останавливаясь,
Другие побежали, и Щербаков расстрелял  т оцили из автоматов. Кругом стояли гро-

жа рее Одни ae Ее хот и треск, и небо над полем всё больше
BEDSEEES. ASRS Не Р-НА хмурилось и мрачнело, словно и ему было

SaaS -  страшно глядеть на то, что творилось вни-
Тяжело дыша, Щербаков подождал ещё у „а земле...

несколько минут. С этой стороны немцы  2
) ажения
больше не показывались. Тогда он вернул- к В самый напряжённый Tae oD: о
Е в ашин увидел недалеко от себя знакому
ся с пулемётом на прежнее место. dari? wagneien Gran. ЕЕ
— Не пущуг — ешё раз крикнул пуле- „ ai mainte а a as
мёТчик и пересчитал оставшиеся в Ente о, “gay В Я а
последние патроны. У дде, ук

Со стороны села к окопу боевого oxpa-
нения бежали бойцы. «Помощь!» — обра-
дозвался Щербаков. И когда, миновав х-
ды сообщения, к пулемётчику подбежали

пошёл
Давы-
вместе
начала

новые товариши, он прежде всего закря- МАГНИТОГОРСК, 30 июня. (ТАСС).
чал:   Состоялся слёт  стахановцев Магнито-
— Ленты давайте, ленты! А то у меня строя — лучшего коллектива строителей

их совсем мало осталось!
К. ТАРАДАНКИН,
спец. корреспондент «Известий».
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Наркомчермета, завоевавшего переходящее
Красное Знамя Государственного Комитета
Обороны.

За последние два года строители сдали
в эксплоатацию значительно больше но-

\он потрогал рукой ешё не заживший рубец

где, окаймлённый канавками, тянулся се-
рый большак.

Через день на попутных машинах Ка-
шин попал в свою часть. Встретил това-
рищей. Начались расспросы, рассказы.

— Беладзе где?

— Тут. Во втором батальоне.

— А Мамедов?

— Мамедов погиб. +

— А наш подполковник?

— Он, брат, теперь полковником стал.
И ад’ютант у него прежний.

Кашин рассказывал о том, как лежал
он в госпитале, и как ему не терпелось
поскорее вернуться к товарищам, и о том,
что по дороге он не выдержал, заехал в
Казанкую Степь...

— А тебя тут за Казацкую Степь на-
градили медалью, — сказал ему кто-то.

Кашин, обрадованный, поблагодарил со-
беседника за эту новость.

Особенно ждал Кашин встречи с Давы-
довым. В вещевом мешке у него было кое-
что. припасено на этот случай. Епё в гос-
питале получил OH посылку:  сушёные
ташкентские фрукты, сыр, бутылку порт-
вейна. Он берёг вино до встречи с прия-
телем, чтобы распить при свидании.

Но Давыдова не было. Сначала Кашин
подумал, что товариш в наряде. Потом не
вытерпел и задал вопрос:

— А что Давыдова не видать?

— Погиб в том’ бою. Возле Казацкой
Степи похоронен...

Вот как! Может быть, на могилу Давы-
дова положил он’ ромашки?

«Ах, Иван, Иван, не вышло у нас `` с
тобой встречи», — горько подумал Каншн
и вдруг сказал:

— Теперь отплачу ‘немцам. М за рану, —

возле уха, —и за Давылова, ‘и за всё,

полной мерой...
В. ПОЛТОРАЦКИЙ,
спец. корресаондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Слёт стахановцев Магнитостроя

вых цехов и агрегатов, чем за пять пред-
военных лет. Коксовая батарея, построён-
ная во время войны, уже дала стране свы-
ше полумиллиона тонн металлургического
кокса. Задутая в начале этого года пя-
тая домна выплавила десятки тысяч тонн
высококачественного чугуна.

ярко отражающих

Доклад на тему: «Карело-Финская ли-
тература в дни Отечественной войны» сде-
лал т. Колосенок.

На совещании выступили председатель
Президиума Верховного Совета ` Карело-
Финской ССР т.Куусинен. Он поставил пе-.
ред участниками совещания задачу создания
произведений, достойных эпохи; верно и
события наших дней,
полных исключительного героизма. Тов.
Куусинен призвал писателей и сказителей
республики неустанно повышать своё ма-
стерство, учась на образцах коллективного
творчества карело-финского народа, на
эпических рунах Калевалы.

Под бурные аплодисменты совещание
приняло приветствие товаришу Сталину.

Семеноводство в Ленинграде

ЛЕНИНГРАД, 30 июня. (По телеф. от
соб. корр.). Недавно на базе одного из го-
родских совхозов возобновила работу Ле-
нинградская областная овощная опытная
станция. Станция’ прежде находилась в
пригороде Ленинграда — в городе Пуш-
кин. Её усадьба и хозяйство разорены
немцами, но основная ценность станции —
селекционные семена — была своевремен-
но вывезена в Ленинград. Здесь семена
сохранялись до’ нынешнего года.

С целью размножения на станции выде-
лены сотни образцов высокосортных элит-
ных семян цветной капусты «гаагская»,
лука «белозерского», моркови‘ «нантской»,
которыми станция в своё время славилась
среди колхозов Ленинградской области.`

Полученные семена на будущий год
пойдут в широкое производственное раз-
множение.

Подготовка московских школ.
к новому учебному году

В Москве началась подготовка школ к
новому учебному году. Большое внимание
уделяется реставрации подержанных учеб-
ников. К началу занятий должно быть со-
брано 600 тысяч‘ таких книг.

В школах №№ 169, 170, 173, 175 и 636
организованы ремонтные бригады. В ка-
ждой бригаде участвуют 19—12 старше-
классников. Они отлично справляются с
электромонтажными, столярными и сле-
сарными ремонтными работами.

Партизанка Мария

кальца, разглаживала пальцами морщин-
ки под глазами.

Партизаны шутили:

— Своего старика ждёшь, Mapua?
Сколько же вы не виделись?

— Скоро год будет, — отвечала  жен-
щина.

В ту ночь Мария не спала. Пю дороге
она перебрала в памяти все семнадцать
лет своей жизни с мужем. Лошадка пле-

Ботла, уставшие после ночного боя или
пото1а, мы засыпали на полводах в лесу,
позариха Мария Филипюзна расчищала
снег между . ставила на огонь вёлра
© РОЛОЙ м через час-другой уже разливала
в миски готовый кулеш.

— Вставайте завтракать! — поднимала
ona товарищей.

Для кажлото у Марии Филиппювны был
припасён з7б0к чеснока или луковица,

лась в конце колонны.

очень ценные в партизанском быту. р
Тёмными ночами. неезженными доро-  ВЫПлыла луна и онова пропала за ту
чами. Поднялся ветер, началась метель.

гами продвигалась по вражьему THAY  p
7   Вдалеке горе подожжнное немцами ‹е-
= saa Koxouna. Bueperm ехали gy a красные еполохи дрожали B  MYTHOM

и oe B — ain to ie небе. Изчюл залепленных снегом ресвиц
aca а А   Мария увидела чёрные силуэты хат. Ha
мяса, руказ : улице встретились друзья-партизаны. Ма-
Мария под сорок, она ВЫСоБОГо POCT,  и, узнавала их по голосу.
крепкая женщина. Не было особенной!“ Тяе Захар? — спросила Мария.
красоты в её простом лице, но в серы __ р тале напротив, — указали ей.
ах авы Cas, Reape Вмиг спрыгнула с саней, вбежала в
3 что ни Е кей ети хату. Там в углу ва соломе лежал Захар,
тоятельно, — друпе уч у   снова тяжело раненый. Заплакала Мария.
Умела Мария и с людьми жить, серлцем Захар утешал жену, рассказывал:
каждого поничала, и олносельчане РЫбра-  _ ли мы навстречу вам и нарвались
хи её в депутаты сельсовела. на засаду. Перебили немало немцев, #0
Был у Маряи муж -— Захар, одних леТ  нам тоже досталось...
с нею. Незадхоло хо войны он стал Ч246е-  (5. ноги Захара были прострелены: На-
ном партии. Анкету для себя в Райкоме хоро перевязанные, они _ были сильно
взала и Мария, во ей не пришлось офор- окровавлены, лежали тяжёлые, неподвиж-
миться, — немцы уже были в районе. ные Мария нагрела воды в печи и нача-
Посмотрели в глаза друг ДРУГУ МУЖ И дд перевязывать мужу раны чистыми по-
жена, без слов поняли, что делать. За лотенцамя.
oe aie вековой лес, там собирались Засаккипела дветь, a: командир OT-
партизаны... сказал
ряда, позхорювалея ¢ vakapoM и
Скоро Захар был ранен в бою. Небель-\ Марии: Е
пой тогла партизанский отрях попал в тя  — (ставайтесь сегодня тут, я пришлю
Reve положение. jae группу mee вам троих бойцов. А мы буден в соседнем
HEX, & TOM числе и хара, оставить селе. завтра встретимся.
тлухом селе пол присмотром верных лЮ-  Скоро в хату вошли три партизана,
дей, а сами отправились глубоко в Лес, на  сняли винтовки и сталя укладываться
эямовкл. Пришлось Марин разлучиться <  спать — кто на лавке, кто на полу. Вдруг
мужем. в ночной тишине зазвенели окна; посыпа-
Ранней весной на Украину возвращался! лось на пол стекло. Пулемётные очерели
уже большой партизансжий отрял. Развед-  прошили хату. Чартизаны открыли огонь
Ез установила связь с группой оставлен-  из винтовок.
ных в селе товарищей. Рсе они вызлюро-  Мария схватила Захара под руки, хоте-
вели за зиму и ортанизовали новый от- ла оттащить от окна, но Захар поднялся

рат. на локтях и сказал жене, чтобы она по-
Ралостные лни переживала Мария $ лала автомат.

ожидании встречи с Захаром. Она сразу  — Будем обороняться, He  далимея

було помолодела. Доетавала осколо зер-1 газам!

До последнего палрона отстреливалаь
партизанская застава. Вот уже упал

Иван Д., громко остукнув винтовкой 00

пол. Свалился Свирид. Петр, раюстреляв
все патроны, бросился в сени, на чердаке
послышались его торопливые шали. Толь-
ко раненый Захар продолжал стрелять ‘из
автомата, посылая короткие очереди в
тёмный провал окна.

Со двора доносились толюса вратов:

’ — Сдавайтесь!

ERM дым заполнял хату.

— Захар, Захар, подожгли Hac! —
кримнуяа Мария и бросилась к мужу. Он
хрипел, откинувииеь на «спину. В пред-
ракеветной мгле Мария заметила на груди
Захара тёмное пятно.

Возле умирающего мужа и застали еб
ворвавииеся гитлеровцы. Среди них было
несколько полицейских в немецкой форме.

Один из полицейских охватил Марию,
отбросил в сторону. Потом сказал:

—— ирайся, поедешь © нами в район.
Там на качелях покачаешься, чтобы зна-
ла, как принимать партизан да молочком
утощать.

Й он показал глазами на кринку мо-
лока, стоявшую на столе.

— Заехали, что я могла сделать? —
ответила Мария, поняв, что немцы при-
нимают её за хозяйку хаты.

На улице стояло е десяток подвод. Ма-
рию бросолли в сани и погнали лошадей,
видимо, опасаясь, чтобы из соседнего села
не нагрянула Е партизанам полмота.

Кончилось белое поле, зачернел  на-
встречу новое село. «Привезут в район,
там сразу узнают, что я партизанка, и
повесят, — думала Мария. — Надо  бе-
жать!»

Мыель-6- побеге не давала ей покоя. Но
как это еделать? Мария прислушивалаеь,
не слышно ли стрельбы, нет ли поблизо-
сти партизан. Но крутом было тихо...

В 2 часа ночи подволы в‘ехали в село;
лошади лошли тише. Сани поровнялись ©
кололцем, высокий сруб которого чернел
срели сутробов. Партизанка выскочила из
саней и на глазах ошеломлённых немпев
прыгнула в колоден.

Вверху  захохотали. Затея прогремел
выстрел, и немцы поехали дальше, преду-
предив старосту села, что в колодец ева-
лилась женщина и 9710 на ней хорошие
салоти,

Bola в колоде тоходила Марии почтЯ

до горла. Холодные иглы пронизывали всё
тело партизанки. Она дрожала, как в же-
сточайшем лихорадочном ознобе, стонала
от боли и отчаяния.

Нащупав какпе-тм колышьм ‘под нога-
ми, Мария стала на них, уцепилась паль-
пами рук за выступы в бревнах сруба и
немного поднялась над водой. Звёзды в
небе побледнели, приближалось утро. Пэ-
том заскрипел колодезный журавль, кажой-
то мальчик затлянул в колодец, начал
спускать ведро. ;

— Сыночек, позови отца, пусть меня
вытянут! — юдала голое Мария.

Напутанпный мальчик исчез, но скоро
пришёл < пожилым крестьянином.

— Вто там? — крикнул крестьянин и
стал осторожно опускать ведро вниз.

Мария изо всех сил ухватилась за ве-
рёвку, стала ногами в велро и была вы-
тащена наверх.
Зачем
СТЬЯНИН.

— Я не прыгала, поскользнулаюь но-
чью и упала, — не зная, с кем говорит,

— прыгала? — спросил  кре-

сочиняла Мария, хотя видела, что ей не

верят.

— Ладно, пойдём ©корее в хату, ©ко-
ченела вся! — оказал крестьянин Участ-
ливо.

В хате хозяйка дала Марии переодеть-
ся и, уложив её на печи, накрыла по-
тенлее.

Веё тело партизанки было в синяках,
болело. Не прекращалась  лихорадочная
дрожь. Но потом Мария начала понемногу
сотреваться на хорепю натопленной печи
и заснула. _

Днём её разбудила хозяйка:

— Вставай, идут за тобой!   i

Мария ‹оскочила < печи, стала 09у-
валъся.

Хозяин смотрел в окно.

— Скорее в зарай, а там убежишь 0то-
родами... Проволи! — приказал он жене.

Мария побежала за ‘избами, по пюяс
провализаясь в снег, миновала село. Впе-
реди показалась чёрная стена леса. Сердпе
радостно забилось — там свои.

Пелые сутки блуждала Мария по лесу,
пока не нашла нашего отряха. Всю свою
жизнь © тех пор она целиком посвятила
боевым товарищам — партизанам.

М. ШЕРЕМЕТ.
ОТРЯД УКРАИНСКИХ ПАРТИЗАН.

музыкальных коллективов. Наиболее пло-
дотворны работы оркестра народных ин-
струментов и государственного хора, ко-

национальных киргизских песен. Патриоти-
ческие оборонные песни «Белегим» (муз.
Шералиева) исполнила с успехом народная

торые явились своеобразной школой по
воспитанию национальных — музыкальных
кадров. Основные оперные кадры готовит
для Киргизни работающее во Фрунзе от-
деление Московской консерватории.
Деятельность киргизских театров орга-
нически связана с задачами священной
борьбы с врагом. Среди 20 пьес, создан-
ных писателями современного репертуара
наших театров, следует прежде всего
отметить произведение писателя А. То-
комбаева «Ант» («Клятва»). Это пье-
ca о героических подвигах фронтови-
ков-киргизов, о патриотизме, стойкости и
верности отцоз, провожающих своих сы-
нов и дочерей в бой с наказом: биться, не
щадя крови и жизни, за победу. Драматург
Касымалы Джантошев написал две пье-
сы — «Курманбак батыр» и «Ким Кантти».
Первая пьеса рисует в плане героического
эпоса великое прошлое киргизского народа,
отстаивавшего свою независимость от на-
птествия восточных тиранов. Вторая пьеса
посвящена нашим дням, это—комедия о со-

Народный комиссариат здравоохранения

кой сети лечебных учреждений для оказа-
ния медицинской помощи инвалидам Оте-
чественной войны. Большую роль в лече-
нии инвалидов призваны сыграть больни-
цы восстановительной хирургии, которые
создаются в крупных областных центрах.
Организация этих больниц проходит под
руководством известного хирурга-ортопеда
проф. Г. С. Бом. В беседе с сотрудником

«Известий» проф. Бом рассказал о зада-

чах вновь создаваемых больниц.

— Успехи современной медицины, — со-
общил он, — позволяют значительно под-
нять трудоспособность многих инвалидов.
Применение усовершенствованных методов
лечения даёт возможность часть из них
вернуть к полноценному труду. Болыной
эффект, например, дают операции по пе-
ресадке костей. В 80—85 случаях из 100
эти операции заканчиваются вполне. удач-
но. Человек вновь получает возможность
пользоваться рукой, ступать на ногу, кость
которой была повреждена, и т. д. Очень
эффективны также челюстно-лицевые опе-
рации. В результате ранений иногда по-
лучаются большие рубцовые изменения на
лице, нарушающие функции рта или но-
са. Пластическая операция и пересадка
кожи дают положительные результаты как
с точки зрения косметики, так и улучше-
ния функций того или иного органа.

Периферические параличи, как известно,
часто приводят к деформации отдельных
частей конечностей. Там, где проводимость
нерва не может быть восстановлена, при-

СССР приступил к развертыванию широ-!мышц, благодаря которой

артистка Киргизской ССР Анвар Куттубае-
ва. Концерт прошёл с болышим успехом,
продемонстрировав ещё раз дружбу рус-
ского и киргизского народов.

Работники киргизского искусства с пер-
вого дня войны считают себя мобилизо-
ванными. Свыше 2 тысяч концертов в
воинских частях и госпиталях свидетель-
ствуют о повседневной кровной связи кир-
гизских работников искусств с Красной
Армией,

За родные земли и за счастье, `завоё-
ванное под знаменем Ленина — Сталина,
сыны киргизского народа сражаются на
полях войны, 5бок-о-бок с сынами. всех
братских народов нашей страны, против
озверелых гитлеровских банд. Под знаме-
нем партии Ленина — Сталина ‘`расцвело
искусство киргизского народа. Под знаме-
нем Ленина — Сталина это искусство по-
может разгромить врага и прославить на
века нашу грядущую победу и её гени-
ального вдохновителя — великого Сталина.

У. ДЖАКИШЕВ.

Больницы восстановительной хирургии

ходит на выручку пересадка сухожилий
парализованная
часть снова начинает функционировать.

Эти отдельные примеры действенности
восстановительной хирургии достаточно по-
казательны. Но не только чисто хирурги-
ческими приемами мы собираемся лечить
инвалидов в наших больницах. Широко
будут применяться физиотерапия, лечебчая
физкультура, трудотерапия, гоязевые ван-
ны и другие методы лечения.

При каждой больнице создается поли-
клиника, где особые комиссии специали-
стов будут отбирать больных и назначать
им курс лечения. При больницах. обору-
дуются протезные мастерские; их задача—

создавать индивидуальные лечебные про-
тезы.
В Москве отделы  восстановительного

лечения уже созданы в клинике ортопедии
2-го Медицинского ‘института, в  Боткин-
ской больнице и в Центральном ‘институте
ортопедии и травматологии. Организуются
больницы  восстановительной хирургии в
Казани, Свердловске, Саратове, Новосибир-
ске и других городах СССР.

Народный комиссар здравоохранения
СССР тов. Митерев дал указание обеспе-
чить такие больницы полностью инстру-
ментарием, аппаратурой, лабораторным
оборудованием и т. д.. а медикаментами
снабжать наравне с эвакогоспиталями. К
лечению инвалидов Отечественной войны
привлекаются видные специалисты травма-
тологии, хирургии, ортопедии, физиотера-
HH.

Документы русской славы

Центральный Государственный Военно-
Исторический архив сдал печать два но-
вых сборника документальных материалов—
«Героизм русского воина» и «Суворов».
Обе книги выходят под общей редакцией
профессора Н. Коробкова.

В сборник «Героизм русского воина»
вошли документы о мужестве’ русских
солдат и офицеров, относящиеся к перио-
ду, начиная с ХУШ столетия и включи-
тельно до первой мировой войны. Здесь
помещено много ещё до сих пор неопуб-
ликованных материалов, напечатаны доку-
менты о Северной и Семилетней войнах, до-
несения, рапорты и реляции видных русских
полководцев Суворова, Кутузова, Брусило-
ва. Большюй интерес представляет рапорт ге-
нерала Чернышева, посланный 28 сентяб-
ря 1760 года из русского лагеря под Бер-
лином. Специальная глава составлена из
документов о сражениях и походах рус-
ских армий, проведённых под командова-
нием А. В. Суворова.

Один из разделов книги посвящён геро-
ям первой Отечественной войны, которые
в 1812 году изгнали наполеоновские пол-
чища за пределы России. В одном из
опубликованных в сборнике приказов фельд-

маршал Кутузов, обращаясь к .соляатам
29 октября 1812 года, писал: ‹..После
таковых чрезвычайных успехов, одержи-
ваемых нами ежедневно и повсюду над не-
приятелем, остаётся только быстро его
преследовать... Земля русская, которую
мечтал он поработить, усеется костьми его.
И так мы будем преследовать неутоми-
мо... Идём вперёд...».

Документы, напечатанные в сборнике,
также рассказывают о смелых подвигах
русских солдат и офицеров в первой ми-
ровой войне. Работники архива подобрали
малоизвестные материалы о  мужествен-
ном поведении в схватках с. немцами
урядника Филатова, старшего фейерверкера
Лавриненко, о боевых действиях 1-го Сибир-
ского армейского корпуса, который нанёс
врагу ряд сильных ударов. Любопытно
донесение об исключительном полёте эки-
пажа воздушного корабля «Илья Муро-
мец Киевский». Его команда: поручики
Башко и Смирнов, штабс-капитан Наумов
и унтер-офицер Лавров выдержали нерав-
ный бой с тремя немецкими самолётами и
победителями вернулись на свой аэродром.

В сборник «Суворов» вошли приказы,
наставления и письма великого полководца.

Передовая изба-читальня

ВОРОНЕЖ, 30 июня. (По телеф. от соб.
корр.). В далёком степном селе Централь-
ском Новохоперского района работает эта
изба-читальня. Не без основания здесь
зовут её сельским «университетом»: так
многостороння и плодотворна работа избы-
читальни и ее руководителя Людмилы

бовью пользуется у колхозников постоян-
ный отдельчик в стенгазете, в котором
публикуются письма земляков с фронта.
Изба-читальня — первый помощник сель-
ским агитаторам. Они не испытывают за-
труднений в материалах для бесед. Вы-
резки из газет с наиболее интересными

Ивановны Мосенцевой.   статьями и заметками хранятся у. избача

Просторные комнаты избы-читальни по
вечерам полны. Колхозники имеют воз-
можность прочесть здесь свежую газету,
послушать лекцию, взять интересную кни-
гу в библиотеке.

Каждый день работает справочный стол.
Активисты дают советы колхозникам по
различным вопросам, помогают оформлять
заявления, писать письма на фронт.

Связь с фронтом ошущается во всей’
деятельности . избы-читальни. i лю-

в особой папке.

В избе-читальне регулярно занимается
кружок агротехнических знаний. Бригади-
ры и звеньевые слушают здесь лекции
агронома, В военном кружке колхозники
изучают винтовку, противогаз, овладевают
военно-санитарными знаниями. В полевых
станах частые гости — участники кружков
художественной. самодеятельности: драма-
тического, струнного, народной несни и
пляски. АЕ

ети

пазбзиинайИЙ