пони,

a0

уск .

nex
al

or?

nyo
33°
Me’

ae
т

ПЯТНИЦА, 2 ИЮЛЯ 1943 г. № 154 (8147)

—_—_ ea asah\»sasua

Воздушный патруль в стратосфере

Родной хлеб

Огонь пылает. У землянки
О доме тужат мужики,

А молодые партизанки
С утра пекут опресноки.

Вовеки будь благословенным,
Хлеб трудных партизанских дней,
Неквашеный, непосоленый,

Хлеб Белоруссии моей.

От обгоревшего порога,

Как вестник с родины, вперёд
Чуть свет с тобою в путь-дорогу
Суровый хлопец побрелёт;

Таясь от немцев, из-под Гродно,
Полями, смятыми войной,

К родной Москве пойдёт голодный,
Усталый и едва живой, —

Но от заветной корки хлеба,
Что спрятана в углу мешка,
Он не отломит, где бы ни был,
Сухого, чёрствого куска!

Лишь завершив свой путь упорный,
На воле встретясь с земляком,

Он вспомнит хлеб свой чёрствый, чёрный,
Нечёный с тмином и дымком.

И, словно дар, по-белорусски,
Чтоб голос братства жил и креп,
Он землякам перед закуской
Предложит партизанский хлеб,

Он скажет: «В путь свой многовёрстый
Я взял его. И вот — пока
Вкусите от краюхи чёрствой
У партизана-земляка!»
И — боже мой! Каким медвяным
Взволнует запахом она!
И сразу каждый станет пьяным,
Но не от горького вина:
Он будет пьян от дум горячих
О родине, где вырастал,
Где слёзы первые — не прячь их! —
И песни первые узнал;
Где каждый вечер у земляники
Любимые с победой ждут,
Где молодые партизанки
В лесу опресноки пекут.
Петро ГЛЕБКА.

Перевод с белорусского.
ee 7
Восстанавливаются школы,
разрушенные оккупантами

РЖЕВ, 1 июля. (По телеф. от соб.
корр.). Немецко-фашистские варвары раз-
рушили и сожгли в Ржевском районе 87
школ. Из 91 школы уцелела одна сред-
няя, одна неполная средняя и две началь-
ных. К 1! сентября намечено восстановить
56 школ.

При активном участии учителей и
школьников, с помощью колхозов к заня-
тиям уже подготовлено 7 начальных
школ — Муравлихинская, Мешенская, Ко-
ноновская и другие. Колхозники бесплат-

но делают для школ столы и скамейки,
изыскивают стекло, подвозят топливо.
Учителя Чертолинской неполной средней

школы уже собрали для восстановления
школы весь необходимый строительный
материал. Коллектив Тихменевской непол-
ной средней школы отказался от средств,
ассигйованных на ремонт, и решил  вос-
становить школу своими силами.

Отдел нарелного образования организу-
ет при неполных средних школах столяр-
ные кружки. Под руководством мастеров
учащиеся будут выполнять столярные ра-
боты в своих школах.

Сплав леса по горным
рекам

ФРУНЗЕ, 1 июля. (По телеф. от соб.
корр.). До войны 60—70 проц. лесомате-
риалов Киргизия завозила из Сибири и
Урала. Теперь решено полностью обеспе-
чить потребность в лесе из местных ре-
сурсов. Лес, заготовленный высоко в горах
Тянь-Шаня, сплавляется по 40 горным ре-
кам общей протяженностью в 2.000 кило-
метров. Водой будет доставлено для про-
мышленности и сельского хозяйства рес-
публики 100 тысяч кубометров древесины.
Сплав по горным рекам высвободит значи-
тельное количество транспорта и даст го-
сударству ‘в этом году около 10 миллио-
нов рублей экономии. Вся древесина уже
доставлена к берегам рек или сброшена в
воду и сплавляется в долину.

полоса, лёгкая, как дымок от

ственные рекордные

Яркую синеву неба пронизала белая
папиросы.
Полоса вначале шла строго на запад, по-
том изогнулась, будто невидимый куриль-

щие пустил колечко дыма, и стала мед-

ленно таять, уходя вк горизонту.

— Самохвалов ходит, — сказал лёт-
чик, который сидел рядом с нами и, при-
ложив руку к козырьку, пристально смот-
рел вверх...

Так началось наше знакемство с одним
из подразделений, несущих вахту в стра-
тосфере.

Стратосфера! В памяти встают мирные
времена,  безветренное утро, стартовая
команда, удерживающая на земле elle
сморшенную оболочку стратостата, муже-
полёты советских
стратонавтов... ы

Сейчас остроносый самолёт, голубовато-
синий, с черными полосами на фюзеляже,
пробежал по траве аэродрома и зарулил к
стоянке. Отодвинут стеклянный фонарь
кабины. Лётчиьк снял иМем и подставил
солнцу мокрые русые волосы. Затем, бе-
режно держа в руках барограф, пошёл в
штаб. т

Командир подразделения Геннадий Р-
дионович Бабенко рабомалривает барограм-
иу, вычерченную пером алпарала на бума-
те. Тонкая линия, идущая вверх и загнутая
по горизонтали там, где лётчик вышел на
заданную высоту, говорит о многом. Вы-
сота эта чрезвычайно велика, и, главное,
это боевая высота. Лётчик, набрав её.
может догнать и расстрелять противника,
может прижать его пониже к земле, 2
там врага уничтожат товарищи нашего
лётчика, патрулирующие на других ма-
птинах. На очень большой высоте совет-
ский самолёт обеспечивает лётчику св0-
боду маневра, а это главное в воздупеном
бою.

Путь в стратосферу — не аегкий путь.
Он требует от пилота недюжинных физи-
ческих данных, отшлифованното лётного
мастерства, больших волевых качеств. У
высотников всё регламентировано: от сна и
физической подготовки до ПИЩИ, мас-
терски изготовляемой в подразделении
стариками-поварами, которых здесь все на-
зывают лялей Сашей и дядей Мишей.

Майор медицинской службы  Бабченко
разработал для «етратоеферников» специ-
альные нормы пятиразового питания.
их пише мало овощей, особенно капусты,
сравнительно мало воды. Всё рассчитано
на высокую питательность и хорошую

усвояемость.

— Прошай свиная отбивная, — шутят
лётчики, — да здравствуют молоко, кот-
леты, картофельное пюре и манная
каша!

Никогда не пустует спортивная площад-
ка неполалёку от лётного поля. Трепешет
мяч в волейбольной сетке, скрипит под
рывками мускулистого тела турник. Физ-
культура — составная часть, боевой под-
готовки высотников. Старший лейтенант
Даубе, лейтенант Самохвалов, старший
лейтенант Шнак, младший лейтенант На-
ливайко, сам капитан Бабенко — ярые
физкультурники.

Лётчики-выюотники провели в порядке
тренировки немало минут в барокамере —

вия пониженного стратосферного
ском пилиндре. Зоркий глаз врача наблю-
дал за ними. Насосы, создающие разреже-
ние в барокамере, «поднимали»  лётчи-

НИНУ

Исполком Московского областного Сове-
та депутатов трудящихся обсудил вопрос
о работе детских яслей и площадок в кол-
хозах. Были заслушаны доклады началь-
ника оргколхозного отдела Московского
облзо тов. Цыплякова и председателя ис-
полкома Чапаевского районного Совета
тов. Ермакова о выполнении ранее приня-
того решения по этому вопросу.

Более 50 тысяч детей находится сейчас
в яслях и на плошадках колхозов Москов-
ской области. В Пушкинском районе сель-
ские комсомольцы выступили инициатора-
ми создания детских яслей и площадок в

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ков всё выше и выше. Происходили
«аварии». Прекращалась подача воздуха
для дыхания. Врач проверял стойкость
каждого лётчика в условиях кислородного
голодания.

На этих трудных испытаниях особенно
хорошо показал себя младший лейтенант
Наливайко. Запае жизнестойкости его ор-
танизма удивительно велик. Врач, увидев,
что минутная стрелка контрольных часов
перешагнула все обычные пределы вынэ-
сливости человека, прекратил истытания и
только руками развёл:

— Ну, и крепок казак! -

Барокамера — только одно из средетв
подготовки в полётам в стратосферу.
Главное, конечно, в лётном мастеретве. В
заоблачной выси с беевой машиной проис-
ходят явления, которые не всегда можно
предусмотреть заранее. По-иному ведёт
себя мотор. Исключительно строгим стано-
вится управление малиной.

Стратосфера не прощает ошибок. Нажал
лётчик слишком сильно на педаль нож-
ного управления, и сразу же это резко
отразилось на наборе высоты. Неправильно
сманеврировал диапазоном скоростей, и...
свалился с высоты. Правда, самолёт пря
этом не врежется в землю. Qn просто
уйдёт из стратосферы в более близкие к
земле слон воздуха. Но для  высотников
такое происшествие — большая неприят-
ность, невыполнение боевого задания. Веё,
что ниже стратосферы, для них в полё-
те — «запретная зона». }

Поэтому, неся боевую вахту в страто-
сфере, лётчики непрерывно  совершенст-
вуют своё мастерство, учатся сами и учат
своих более молодых по стажу  товари-
шей. Лётчики Наливайко и Белоусов, поз-
же других` пришедшие в подразделение, в
любой момент могут получить конеульта-
цию У мастеров стратосферных полётов
Самохвалова, Журавлёва, у командира
подразделения.

Командир подразделения капитан Бабен-
ко, в прошлом  слесарь-«верхолаз» из
Ржева, любит повторять:

— Из машины мы выжимаем всё, а У
лётчиков ещё остаются в запасе большие
возможности. Мы можем летать выше!

...Свечой в небо ушёл остроносый ¢a-
молёт. Под крыльями его лежит город. С
этой высоты он кажется планом, нарисо-
ванным на шкатулке искусной рукой ху-
дожника-палешанина. Не вилно горизонта,
ен в дымке. Одвинулись, ежались привыч-
ные маспетабы. Города, отделённые многи-
ми часами езды, почти вплотную подошли
друг к другу. Лётчик видит их с высоты.

Дрожат стрелки мноточисленных кон-
трольных приборов. Земля запрашивает
стратосферу, какова обстановка.

Us стратосферы отвечают:

— Beé спокойно. Хожу в
квадрате.

Лётчик медленно даёт ответы через ля-
рингофон. Нужно экономить силы даже в
этом. Быстрый разговор, как и быстрые
‘лвижения, могут вызвать одышку, прежде-
временную усталость.

— Пробую оружие. — говорит лётчик.

Сухой треск выстрелов нарушает тиши-

заданном

аппарате, искусственно создающем усло-  ну в слралосфере. Отневая трасса ухо-

давле-  лит вдаль. Оружие готово к бою. Готов и
ния. Не раз они «летали» в металличе-  лётчик,

a

M. POSOBCKHA.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
НА

В Илгполкоме Московскою областново Совета

уиажотом колхозе и совхозе. Весной здесь
организовано 120 детских учреждений.
Ясли и детские площадки хорошо работа-

ют в л ФЗагорском, Егорьевском и других
районах. Колхозники и сельская общест-
венность принимают активное участие в

организации этого дела: ремонтируют по-
мещения, изготовляют своими силами ин-
вентарь, собирают посуду, игрушки и Т.д.
Особой заботой окружены дети фронтови-
ков.

_ Исполком предложил Чапаевскому рай-
совету до 15 июля открыть детские ясли
и площадки во всех колхозах района,

х === a

:

Н-СКИЙ ЗАВОД.
Л. Г. Огарева,
180 проц.

Стахановка-фрезеровщица
выполняющая норму на

Фото Н. Петрова.

RR eee eee ee ee e
респуолике свыше

Златоуст благоустраивается

ЗЛАТОУСТ, 1 июля. (По телеф. от
с0б. корр.). В живописной местности, сре-
ди величественных гор Урала располо-
жен город Златоуст. В дни войны OH
стал одним из крупнейших промышленных
и. культурных центров на Южном Урале.
Город всё время растёт, развивается, бла-
гоустраивается, обогашаясь новыми MHO-
гоэтажными зданиями. С большим успехом
здесь ‘проходят гастроли Орловского дра-
матического театра. В Ново-Златоустов-
ском районе недавно открылся новый парк
культуры и отдыха, выстроен летний кино-
театр, оборудованы волейбольные, течнис-
ные и другие спортивные площадки.

В центре города приступлено к созда-
нию городского сада, здесь же будут вы-
строены летний театр и кино, оборудова-
ны спортивные площадки. Выстроен цирк
на 1.200 мест. Начинается строительство
звукового кинотеатра. Мо главным улицам
города и на окраинах посажено много де-
ревьев, ремонтируются старые и проводят-
ся новые тротуары и шоссейные дороги.
Отпущены средства на ремонт водопровод-
ной и отопительной сети.

«Ленинград в Великой
Отечественной войне»

соб. корр.). Ленинградская Государствен-
ная Публичная библиотека имени М.
Салтыкова - Щедрина собрала обширную
коллекцию «Ленинград в Великой Отече-
ственной войне». :

В коллекцию вошли все виды печатной

женщина в обороне”
художественная, литературная
нинграда и т. п.

жизнь Ле-

На детских оздоровительных
площадках
В Москве создано более трехсог оздо-

ровительных площадок, на которых отды-
хает свыше тридцати тысяч ребят. Это

своего рода дневные санатории, в котсрых чественной
дети находятся 12 часов и только на ночь   нём говорится;

расходятся по домам.

На площадках дети получают усиленное   того, чтобы   1
соблюдают   Теперь я обхожусь без костыля и даже

питание, после обеда спят,

строгий режим дня. Воспитатели и педаго- без

ги ведут большую работу с детьми. Игры
и развлечения делают пребывание на пло-
щадках занимательным и интересным.

Уже первый месяц работы  оздорови-
тельных площадок дал хорошие резуль-
таты. За время пребызания на плошадках
дети окрепли, отдохнули, сдружились. Се-
годня на площадки придёт новая партия
детзоры. Всего за лете на оздоровитель-
ных площадках Москвы отдохнёт более
ста тысяч детей.

Медленно убирают хлеб в Узбекистане

На полях колхозов и совхозов Узбеки-\торы Сельхозснаба, часто ‘ссылаются He

стана созрел ботатый урожай хлебов. Пло-  отсутствие запасных частей. Трудностей в

шаль нод зерновыми в текущем году зна-
чительно расширена: предстоит убрать на’

году. В этих условиях быстрота уборки
ириобретает первостепенное значение.

успокаиваться нельзя, ибо
речных работ в этом году ниже,

ЛЕНИНГРАД. 1 июля: (По телеф. от  Работники Наркомзема Узбекистана и кон-

продукции, выходившей из-под печатного   от соб. корр.). Во Владивостоке на Пекин-  ца должна

Ленинграда, научная, заново трудовую жизнь.

шими в нашей стране всеобщий почёт и

этом деле, безусловно, много, но и они
  устранимы. На Тазкентеком механическом
заводе имени Ильича изготовлено почти
на полмиллиона различных  лефицитных
деталей к комбайнам, сенокосилкам. и мо-
лотилкам. Но эту продукцию в Течение
Сейчас на полях Узбекистана наступи- четырех месяцев никто He забирает. 3а-
ла самая. горячая пора — идет массовая пасные части в уборочным машинам ле-
уборка хлебов. За одну только прошлую жат на складах и других предприятий
пятидневку убрано 100.000 гектаров Наркомата местной промышленности Узбе-
пненицы и ячменя. К этому времени в кистаНа.
прошлом году зерновых было убрано на В ряме районов не тетько затянули ре-

42.000 rexrapos меньше, чем сейчас. Но МОТ, но и плохо используют машины.
бане” 06» Например, в Ташкентской области имеет-

чаи в! 8 140 готовых вк уборке комбайнов, но ©

26 сто Начала кампании при их помощи убран
пронетом, июня прошлого года 910’ тб только с 575 гектаров. — в среднем

убрано 15,9 прон. колосовых, & В 3т0М— по 4 гектара на комбайн!
14,5 проц.

Работники Наркомзема Узбекистана пы-

438.000 гектаров больше. чем в прошлом,

Eure хуже используются на уборке хле-
= бов лобогрейки и сенокосилки. Ими убра-
таются об’яснить  созхавиееся положение но по всей республике тольк” 1.030 reR-
неблагоприятными климатическими У©л0- таров. Во всей Самаркандской области 6
виями, задерживающими-де созревание Х1е- пачала уборки лобогрейками сумели уб-
бов. Но это — не серьёзные Ловолы. В трать только... 25 гектаров, а в Ташкент-
ПОЛОВИНЫ КОЛобОВЫХ ской области вообще, вихимо,  лобогрейки
посевов уже вполне готовы к уборке, а В не используют.
южных областях хлеба созрели почти по- SMe
всеместно. Десятки передовых колхозов в Недооценка механизированной’ уборки
Сурхан-Дарьинской, Жашка-Даоьинекой,   хлебов существует не только в райенах,
Бухарской и Самаркандекой областях уже областях, но и в республиканских органи-
сумели полностью закончить уборку ози-  зациях. Вместо того, чтобы действительно
мого ячменя и успешно убирают пие-  мобилизовать все материально-технические
ницу. Основная причина отетавания 3а-  ресурсы на уборку, Наркомзем Узбекиста-
ключается в недопустимом и на составил план механизированной. убоо-
зы” onan. B Се   ки такой, что он может быть перевыпел-
Курганском районе Самаркандекой области
в колхозах до сих пор не отремонтировано
ни одной лобогрейки. В МТС не отремон-
тировано 17 комбайнов, а из 25 л0бо-
греек готовы только 10: Станции нехва-
тает 14 комбайнеров. Обучение колхозни-
ков работе с косами в этом районе не
развернуто, хотя почти в каждом колхозе
имеются опытные косари. В Ширабадской
МТС Сурхан-Дарьинокой области комбай-
ны и лобогрейки хотя и считаются отре-
монтированными, но на них работать поч-
ти невозможно из-за различного рода не-
исправностей. Машины целыми днями про- Нынешняя уборочная кампания пред яв-
стаивают в поле. ляет повышенные требования ко всем ор-

Комбайновый парк феспублики к убор- Ганизациям и колхозам республики. Вот
ке готов не полностью. Сзыше 340 ком-  Почему отставание в уборке хлебов 00я32-
байнов ло сих пор He отремонтированы, Тельно должно быть преодолено в ближай-
хотя 200 машин требуют только техниче- ШИе же дни.
ского осмотра, & 100 — текущего ремонта.

Чтобы оправдать плохое положение дел,

в два-три раза. Все комбайны по этому
плану должны - убрать только 250 тыс.
гектаров, а остальные механизмы —— лишь
25 тые. гектаров. Между тем в одной
Ташкентской
ками можно убрать не менее 100 тыс.
гектаров. Ноэтому в республиканских op-
танизациях обычно и говорят: «Что вы
беспокойтесь © механизированной уборке?
План уборки машинами и. комбайнами бу-
дет перевыполнен с лихвой».

В. КРАЙНЕВ,
соб. корреспондент «Известий>.

ТАШКЕНТ.

Мастерская протезов

ВЛАДИВОСТОК, 1 июля. (По телеф.  уважение. Забота о них от начала до кон-
быть такой, какую они за-

станка ленинградских типографий в дни  ской улице есть одно внешне ничем не служили.
войны: книги, брошюры, журналы, газе-  примечательное здание. В его небольших  Прежде всего о сроках изготовления
ты, плакаты, открытки, эстампы, листов-  комнатушках работают врачи, техники,   заказов. Правда, мастерская последние
ки, афиши, бланки, а также несколько ру- ae See = =
кописных афиш конца 1941 г. и начала конструктора, ‘мастера по дереву, метал- месяцы значительно перевыполняет план.
1942 г. `` рлу. Они делают протезы» для инвалидов   Но в данном случае план — формальная
В коллекции подобраны материалы по Отечественной. войны, помогают недавним сторона. За планом этого предприятия
различным темам: Ленинградский фронт, фронтовикам, перенесшим тяжёлые ране- стоят участники Отечественной войны,
фронт и тыл, промышленность и труд,   НИЯ, сохранить трудоспособность, начать  которым надо помочь как можно скорее.

_А в мастерской, порой из-за мелочей, вы-
полнение заказов длится недопустимо дол-
гое время. Так, изготовление ортопедиче-
ской обуви нередко затягивается до трёх
месяцев. :
Мастерская выпускает самые -слежные
протезы, а таких простых вещей, как ко-
стыль, палка, трость, почти не делает,
хотя потребность в них есть. Трости и
палки ‘во Владивосток присылаются из
других городов. ,

Люди в протезной мастерской относят-
ся к своему делу с исключительной лю-
бовью, и их труд вознаграждается сердеч-
ной благодарностью инвалидов Отечест-
венной войны. Сюда, на Пекинскую, 31,
часто приходят немногословные письма, в
которых недавние фронтовики благодарят
за оказанную им помошь и внимание.
Только недавно, например, пришло письмо
из города Ворошилова от инвалида Оте-

войны Василия Беккера. В es Seles
Всё это руководители мастерской. об яс-
няют отсутствием квалифицированных
«Пишу вам, товарищи, специально для у С фицир
специалистов. Действительно, эта труд-

поделиться своей радостью.
ность существует. Но она вполне преодо-

лима. В городе работают сотки прекрас-
ных мастеров столярного, слесарного, са-
пожного дела. Город имеет. местную. прэ-
мышленность, которая также может. ока-
зать мастерской серьёзную помошь.

Несколько месяцев назад исполком
краевого Совета заслушал отчёт директо-
ра мастерской и принял ряд решений об
улучшении её работы. Практической же
помощи мастерская до сих пор не полу-
чила. Fr

/

палки. Я снова могу свободно пере-
двигаться, и это сильно помогает мне в
работе». i

С такой же благодарностью обращаются
к мастерам-протезистам участники Отече-
ственной войны тт. Андросов, Фастов и
многие другие.

И всё же, как ни много делают люди
протезной мастерской, хотелось бы поже-
лать этому предприятию большего. Вся
‘его работа связана с людьми, заслужив-

Сквозь минные поля...

Невидимый бой продолжается в THe
не. Бойцы тюлзут, тащат немую смерть
в своих руках, чтобы зарьмь её в землю,
как можно ближе к немецким  окопам.
Смерть всегда у них под Фуками. Она зак-
лючена в металлические или деревянные
коробки. Её можно закопать в глину, за-
рыть в песок, уложить под дёрн, нод ©0л9-
му, под бревно: она будет лежать спокой-
но, пока не наступит на неё нога немпа.
Тогда смерть вырывается из земли и ва-
Тит вокруг 2её живое, как артиллерийский
снаряд. °

Иногта её нацеливают на тяжёлые ма-
шины, и в этом случае она пропускает
немецкого солдата, ждёт, когда навалится
на неё железное тело танка, и пютом лишь
с пушечной силой выходит из земли, и
немецкий танк гибнет за спиной у немец-
ких солдат.

Но сначала нужно пронести спрятанную
в коробках  разящую силу как можно
ближе к немецкой проволоке и закопать
незаметно. тихо, в полном молчании, хля
чего сзмов удобное время — ночь. Этим
занимается особый род инженерных
войск — минёры. Не имея никаких при-
способлений Jaa стрельбы, кроме личного
оружия, они поднимают на воздух, взры-
вают идущих в наступление немцев, —
минное дело можно назвать «артиллерией
без пушек». Пехотинец посычает свой за-
ряд с помощью винтовки, артиллерист ——
г помошью пушки. Минёр в своих руках

maa будет взорваться.‘Там, на месте,
поблизости от немпев, а бывает, и Ha
виду у них, он вставляет взрыватель, увла-

лывает и маскирует мину, осторожно,

тащит мину ло тото места, где она = следить за руками Ананьева. В них

кончиками пальцев прилерживая чеку,
чтобы самому не полорваться. Потом он
СколЬ-

‘клалывает вторую мину и третью,
ko бы их ни было, пока не будет наглу-
хо закрыт для немцев проход к нашим
позициям. Эт0—бой в тишине и во мраке,
настоящий бой, близость смерти здесь
самая непосредственная, смерть У минёра

всегда, под рукой. Недаром многим извест-
на солдатская поговорка: «Минёр  оши-
бается только один раз в жизни».

В равной мере минёр имеет дело и с не-
мецкими минами. Их нужно найти и 0без-
вредить, а немцы стараются прятать свой
мины так же глубоко и хитро, как это
делаем мы. Заряженная мина Только и
ждёт, чтобы к ней прикоснулись, и тут
же взрывается, и наш минёр всё же при-
касаелея к ней, в темноте наощупь нахо-
дит взрыватель, снимает его и тогда уж
тащит обманутую немецкую смерть просто
и грубо, как таскают за шиворот щенка.

На-днях наши минёры «украли» у нем-
цев целое минное поле. Круглые, как
тарелки, противотанковые мины 6 выну-
тыми взрывателями. грудой лежали Ha
траве, и я попросил старшего сержанта Ми-
хаила Ананьева показать, как удается их
обезвреживать. Молчаливый и обстоятель-
ный, как большинство минёров, он закопал
мину в луночку, прикрыл дёрном и полз-
ком, продвигая вперёд свой миноискатель,
приблизился к спрятанной мине и дал мне
послушать, как миноискатель молчит, по-
ка не нашупано нужное место, и как WO0-
том начинает тихонько верещать на ухо:
«зу-зу-зу». Самое трудное — обнаружить
первую мину. Для этого порою приходит
ся ползать много часов, но дальше тело
идёт быстрее. Ананьев закрыл глаза и ра-
ботал велепую, — он хотел показать, чтз
дело минёра — тёмное, ночное. Тут 5]
как бы переселилясь зрение и слух. Оня
стали осторожными и точными и даже
нежными, натруженные, грубые  руБи
фронтовика. Ананьев мог бы, вероятно,
пересчитать пальцами все пушинки оду-
ванчика, не повредив их маленькой хруп-
кой жизни. Минёр нащупал крышечку
нал верхним взрывателем, снял её, вынул
и взрыватель, но руки его остались 10-
прежнему осторожными, зрячими.

\

Ананьев продолжал ласкать пальцами
круглые. бока мины, будто приручая её,
продвигаясь по краю к тому месту, где
он нащупал маленький выступ, и тогда
его руки приобрели высшую осторожность.
Он трогал уже не грубое железо, а будто
самый воздух рядом с выступом.

— Тут у них второй взрывалель, 0о-
ковой, а от него должна отходить в сто-
рону проволочка, — сказал Ананьев и
вынул ножницы. Олно острие ножниц он
воткнул в землю и затем лишь стал емы-
каль ножницы очень плавно, чтобы раз-
резать проволочку, не натягивая её.

— Всё! — сказал я уже громко и об-
дегчённо. но, взглянув на руки Ананъева,
снова сдержал дыхание и перешёл на
шопот. Одна его рука тихонько подполза-
ла под дно мины, в луночку, и, когда она
доискалась нужного меета, за нею сколь-
знула в луночку и вторая рука © нож-
ницами.

— Третий взрыватель у них внизу, —
сказал Ананьев, сводя концы ножниц. —
Это уж специально для нас, для минёров.
Если б мы сдуру подняли мину, тут бы
нам и конец. А теперь —вот она вся.

Руки его сразу освободились от напря-
жения, умные, зрячие руки сапёра, уб-
равигие с пути наших войск больше трех-
сот мин, в каждой из которых взрыв пох-
стерегает трижды.

Но всё это — элементарная школа ми-
Hépa. Ew овладели тысячи нантих людей.
Третий год они работают из ночи в Ночь
и в тишине, и в урагане сражений. Выс-
шую школу инженерно-минного дела Я
нашёл у минбёров-гвардейцев, участников
Сталинградской обороны. Большая земля
войны с долинами и холмами, с оврагами
и зелёными рощами стала для них инН-

передвижению наших

чей, изменчивой обстановке  еражения
нужно было прикрывать наши части под-
вижными способами заграждения. Когда-то
минные поля устанавливались заранее на
большой глубине. Это мешало свободному
войск и вело к
чрезмерному расходу материалов. Гвардей-
цы полковника Иоффе ввели у себя под-
вижные отряды заграждения и минируют
подходы только в нужном месте и в нуж-
ное время. Громоздкие, неподвижные поля
заграждения стали динамичными, они
<’&живаются и разрастаются в соответ-
ствии с ходом сражения. Земля, начинён-
ная минами, живёт, дышит одним дыхани-
ем с боем, с войсками. Под знаменем
твардии минёры повели в бой все силы
науки — механику. электричество, радио.
Они стали изобретателями. Они никогда не
жалуются на отсутствие материалов. Их
снабжает сама земля войны: трофеи, не-
мецкие снаряды, отстрелянные гильзы, сби-
тые «Юнкерсы», немецкая проволока, — веб
идёт впрок. Земля входит здесь в бой, как
будте она имеет глаза, чтобы видеть врага,
и оружие, чтобы разить его насмерть.

Земля встаёт взрывами за спиной у нем-
цев, убивает их за линией их собетвон-
ных дзотов и траншей. т

Так было назднях в бою на участке
железной дороги. Немецкие окопы выпя-
чиваются здесь крутым выступом на 800
метров. Этот выступ. решили затянуть У
его основания поясом невидимой омерти—
налгими минами. Это трудно, и потому
это поручили гвардейцам. Ими командовал
твардии майор Ванякин, молодой инженер,
спортемен, игравший когда-то левого края
BO второй московокой команде «Спартак».
Ero пылкую смелость война сделала ус-
тойчивой и спокойной. Он взялся устано-

струментом, на котором они, перекрывая
дорогу немцам, виртуозно играют взрыта-
ми, управляют спрятанной под землю
смертью.

— Кто был вашим учителем? — епро-
сил я гвардейцев.

— Наступление — вот наш лучитий
учитель, — ответили гвардейпы. Наступ-

— Что? — спросил я, сам не заметив,
что говорю шолотом. — Кончено ведь?

ление научило их подвижности и манев-
ру. Войска шли вперёд. На ходу, в теку-

вить минное поле в глубине немецких ио-
зиний, в 800 метрах от нашего перед-
него края.
Дело было сделаню не в ночной TMI
не, как обычно, а в дневном бою.
Минёры шли в бой работать, как 18-

ботают землекопы, монтёры, люди труда. редал приказ:

Оли шли работать в огонь, пох пули и
мины, под пулемётные очереди.

в атаку пехоты есть

У идущей танки!
преимущество 71

юткрытая ярость,

вере. Взрыватели у минёров. Оставалось,
только скинуть мины < бруствера, ул0-
жить их, но свирепый огонь немцев про-
жигал воздух насквозь. И всё же молча-
ливые минёры вышли из траншеи делать
своё дело, укладывать мины. И танки
затлушили моторы и остались в лощине.

Изолированная груиппа немцев ещё си-
дела в одном из рукавов нашей траншеи.
Гуляев спросил по телефону `Ванякина,
что делать. Ванякин ответил:

— Выбить!

Гуляев со своими минёрами лвинулея в
траншее. Он слышал шаги, чужую течь
и, подавляя в себе все навыки мииёра,
не промолчал, а крикнул: «За мной!» Во
весь голос, по-пехотному. И побежал по
траншее на чужую речь.

Немпев уже не было. Они откатывалясь
вниз по лощине.

Пехота дралась впереди.

Моюлчаливые минёры приняли немецкую
контратаку сами. Они отбили немецкую
пехоту и немецкие танки. Они привыкли
ко многому, гватлейцы. Они помнят’ Ста-
линграл, где держали немцев страшной
немотой мин, где немецкие бомбардитов-
шики однажлы подорвали один HS IBYX
минных складов в 17 мин, и часовой
Старцев был отброшен на двадпать метрув
с разбитой в щенки ‘винтовкой, ¢   p230-
рванной на нитки одеждой, но живой. И
он осталея ча месте и дерётсея вместе с
гвардейпами до сих пор. Таких людей
у сталингралнев-минёрюв много. :

Когда трапшейная схватка На линии
боевого охранения улеглась и мины были

«ура» во всю силу
сердца и лёгких. Минёр должен работать
в бою, сдерживая себя, загоняя ярость
ватутрь, молчаливо и трезво. Трудно мол-
чать в открытом бою. Но никто не говэ-
рил минёрам, что война — лёгкое дело.

Перед боем гвардейцы, по обычаю, бри-
лись особенно тщательно, сменили ворот-
нички, — они вообще щёголи.

В 19.30 бой ‘начала пехота. Минёры
сидели в траншее боевого охранения. Гвар-
дии лейтенант Терентий Гуляев, работаз-
ий до войны бойцом пожарной охраны,
устроил склад мин в выбоинах, пробитых
в тех же окопах. Немцы открыли е губи-
тельный огонь. Они засели в насыпи же-
лезной дороги, на глубине в 3,5 метра
плюе 7 метров самой насыпи. Наша пе-
хота залегла. Гуляев едва не закричал от
боли, на его глазах убило двух превое-
ходных мийёров, «дедов минирования» —
сфрейтора Цебизова и бойца Струкова.
Пехота дралась впереди, когда Гуляев
увидел, как в лвадцали метрах от тран-
Meu из лощины во весь рост вываливают-
ся разожжённые алкоголем немецкие сол-
даты. Гуляев знал, что в траншее лежит
весь залас мин, и он крикнул:

— К бо! }

Минёры били из автоматов. Двое нем-
цев исчезли в столбах дыма, подорвались
на противотанюовых минах. Лвоих убил
гвардии сержант Росляков. Они подбегали
к нему сзади, минёры крикнули: «Бере-
гись!»,—он развернулся с работающим ав-
томатом и положил немцев, но тут же
и сам упал. В нему подбежали, он ска-

на месте, и минёры были попрежнему

зал: спокойны и молчаливы, тварлии майор
— Горячее. Жжёт. Чю y меня на Ванякин передал по телефону приказ:
спине? — Выполняйте основное задание!

Ему сказали: Гварлин лейленант Гуляев, маленький,

— Кровь. тихий человек, вместе с другими гварлей-
Ero унесли. Немцы были © двух ©т0- пами уложил в урагане боя 2.578 разно-
рен. Гуляев выскочил на бруствер тран- то назначения мин за сниной у немцев.
шеи < «максимом», прижал немщев.к зем-  Так сама земля входит в б0й.
ле, но тут стало совсем хуло. Гвардии  Она молчалива, как минёры, ввергаю-
майор Ванякин, футболист, инженер, пе-  щие её в бой. г :
Но она убивает! :::
— `` Евгений КРИГЕР,
спец. корреспонлент. «Известий».
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. `

Оградить себя минами! Немецкие

Мины Гуляева лежали уже на бруст-

нен 663 всякого напряжения самое ‚малое -

области и только лобогрей-.