7 ЯНВАРЯ ` 1941 г. №`

ПЕК ЕЕ: ОРРЕРБЕ ИЕИЕЕИНЕТЕЕ

= 749 #
4 wade

MPABAA

ET ЕЕ ИЕ ee ЕЕ ЕЕ ee

0 ШКОЛЯРОТВЕ, ЛИБЕРАЛИЗМЕ И ПОДЛИННЫХ ЗНАНИЯХ

(На экзаменах в Институте истории, философни и литературы имени Чернышевского)

у x Sr Er eee Se ae nae ee a eee ee eee et

«ТАРАС БУЛЬБА»

Новая постановка Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова

Se ST RES

ИИ ЕРИННЕ

ЕН

Балет «Тарас Бульба»! Что и говорить—
большое дело. Авторы балетного спектакля
поставили перед собой трудную, но высо-
кую и благородную цель — средствами
хореографического искусства воспроизвести
на сцене одно из замечательнейших произ-
‚ведений великого Гоголя, и воспроизвести
так, чтобы сохранить аромат, вкус и стиль
‚повести, характеристики действующих лиц,
колорит изображаемой эпохи. Разумеется,
это нелегко, но тем  отрадней смелость
авторов. Они не пошли по проторенной до-
рожке стандартного балетного сюжета, а
взялись за полотно эпической силы. Не
все удачно в этом спектакле, но все инте-
ресно и значительно. Зритель может и не
согласиться © некоторыми трактовками
авторов, но можно сказать с уверенно-
стью, что он неё, останется равнодушным

_Е этому волнующему и яркому зрелищу.

Открывается занавес, и вы видите перед
собой такую знакомую и милую сердцу
картину — украинский хутор в окружении
вишневых садов, бескрайнюю зеленую
степь, синее южное небо. Старый Бульба
ждет своих сыновей, возвращающихея из
бурсы. Вот, наконец; и они — дюжие мо-
ложцы, еще по-ученически  смотрящие
исподлобья. «А поворотиеь-ка,. сын! Экой
‚ты смешной какой! Что это на вас за по-
повские подрясники? И этак все ходят в
академии? ».

... Сцена заполняется веселой толпой
украинских парубков и дивчат, явившихся
встречать Остапа и Андрия, разгораются
кипучие танцы и пляски, столы ломятся
от сельских яств, гремит. пиршество.

Сцена заполнена движением, мелькают
радующие взгляд украинские краски —
‘`гоголевские краски. Это едва ли не един-
ственный в своем роде балетный спектакль,
в котором народные национальные танцы
`итрают такую большую роль в развитии
сюжетного действия.

Авторы инсценировки ввели новых дей-
ствующих лиц, отсутствующих у Гоголя —
Оксану, возлюбленную Остапа, и Одарку—
подругу Андрия. Однако их появление
оправдано, ибо оно помогает развитию сю-
жета и дает возможность обогатить спек-
такль красочными танцами.

... Второе действие — степь. Бульба ¢
сыновьями едет верхом в Запорожье. Ан-
дрий мечтает о польской панночке, мысли
Остапа более суровы — он жаждет битвы
и воинских подвигов.

Тарас преисполнен гордости за своих
сыновей. «Посмотрите, каких я молоднов
привел к вам!» :

В сцене Запорожской Сечи постановщи-
ки восстановили ‘знаменитую картину Pe-
пина «Залюрожцы, сочиняющие письмо к
турецкому султану». Эта эффектная деталь
оставляет большое впечатление. :

... Потом — набег запорожцев на Поль-
my, лагерь под Дубно, измена Андрия, ги-
бель Андрия и Остапа... Но не ‘угасла еще
казацкая сила, есть еще порох в порохов-
ницах и старый Тарас, исполненный
жажды мщения. ведет казачьи полки на
новые славные битвы.

Вы посмотрели спектакль. Да, это хоро-
го, говорите вы/Это—эмоциональный, кра-
сочный спектакль, возбуждающий в вас
живые патриотические чувства. Это—не-
сомненный успех и театра, и балетного
коллектива, снова блеснувшего игрой своих
замечательных актеров.

Однако в спектакле есть несколько
спорных положений, о которых можно и
должно поговорить. Прежде всего возни-
кает вопрос: почему авторы инсценировки
центральной фигурой спектакля сделали
Андрия, а не Остапа? Ведь в повести Го-
толя любовь Андрия и панночки вовсе не
занимает первенствующего места. «Тарас
Бульба»—это прежле всего эпическая бал-

лада о могучей казачьей. силе, о славном
запорожеком рыцарстве, о высоком народ-
ном патриотизме.. Носителем этого патрио-
тизма, этого неукротимого мужества яв-
ляется именно Остап. Прекрасная, велико-
лепно вынисанная Гоголем богатырская
фигура Остапа и должна была бы быть в
центре спектакля. Остап. и Тарас, & не
Андрий и панночка!

Запорожская Сечь являлась своеобраз-
ным воинством. Сечь умела бражничать и
веселиться, но умела и отлично воевать.
Тезлр подчеркнул первую черту запорож-
ского уклада, но вторую, более. важную,
оставил в тени. Если поверить театру, то
Сечь и в поход на Польшу отправлялась
Зиумной, неорганизованной ватагой. Олнако
это было не так. Вот как описывает Го-
голь поход запорожцев: «Кошевой вырос
на целый аршин. Это уже ‘не был тот роб-
кий исполнитель ветреных желаний воль-
ного народа. Это был неограниченный по-
велитель, это был деспот, умевший только
повелевать. Все своевольные и гулливые
рыцари стройно стояли в рядах, почти-
тельно опустив головы, не смея поднять
глаз, когда кошевой раздавал повеления:
раздавал он их тихо, не выкрикивая, не
торопясь, но с расстановкою, как старый
и далеко опытный в деле козак, приво-
дивший не в первый раз в исполненье
разумно задуманные подвиги».

Запорожекий воинский строй был в по-
ходах скован железной хисциплиной, и
именно эта дисциплина помогала запорож-
цам справляться со своими многочислен-
ными врагами. ap

Вак мы уже упомянули выше, авторы
инсценировки ввели новых действующих
лиц -— Оксану и Одарку. Они появляются
лишь в первом действии. Дальнейшая. их
сульба остается неизвестной. Между тем
очевидно, что участие во всем спектакле
могло бы значительно обогатить и их соб-
ственный 9браз, и сюжетные коллизии.

Однако и в том виде, в каком он ныне
существует, балетный спектакль «Тарас
Бульба» имеет успех у зрителя. Успех
этот в значительной степени определяется
замечательным мастерством актеров.

° Балетмейстер Ф. В. Лопухов в изобилии
насытил спектакль прекрасными: танцами.
Актеры получили возможность развернуть-
ся во всю силу своего дарования. Говоря
0б исполнительском составе, надо прежде
всего сказать о Вахтанте Чабукиани
(Андрий). Его мастерство поистине оше-
ломляет зрителей. Блистательно соединяя
искусство характерного танца с чистой
классикой, Чабукиани пленяет в равной
степени и своей изумительной техникой,
и своей вдохновенной артистичностью. Ёо-
Tia любуешься его несравненным искус-
ством, то, право, испытываешь чувство
гордости за наш советский балет. В спек-
такле «Тарае Бульба» радует также даро-
вание молодой танцовщиць Аллы Шелест
(Оксана), вырастающей в первоклассную
лирическую танцовщицу. Высокий класс
мастерства показывают также в роли пан-
ночки Н. ай и 0. Иордан. С трул-
ной ролью ‘араса, построенной на
пантомиме, отлично справляются- М. Дудко ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ _
и М. Михайлов. Превосходно проводит роль  ’ Шо решению Всесоюзного комитета по
Остапа замечательный танцовщик (С. Ко-  делам высшей школы в Москве во время
рень. р зимних каникул созываются методические
Музыка балета, написанная композито- совещания преподавателей технических

: вузов. Пе вещание, ко `назна-
ром В. Соловьевым-Седым, в ритмико-тан- ¥ Первое совещание, которое на

‚..   Чено на 27 января, посвящается матема-
повальнох отношении достаточно УлоОНа- тической и общеннженерной подготовке во
Итак, в репертуар советского балета во-

втузах. Второе совещание обсудит вопросы
ло еще одно значительное произведение.

общехимической подготовки в. химико-тех-
Ленинградцы, не побоявитись ответственно-   нологических институтах и преподавания
сти и трудностей, первые поставили ето.

химии в других высших технических учеб-
Наградой за смелость явилась удача этого   НЫХ заведениях. Оно ci Saal 31 ян-
спектакля, оставляющего, несмотря на не-

варя. я Е
которые существенные недостатки, глубо-

Избирательная кампания в Латвийской
ССР. На снимке: участковая избира-
тельная комиссия № 3216   (г. Рига) ©
за работой. Фото Л. Чернова. (ГАОС).

Разительные цифры
ЛЬВОВ, 6 января. (По телефону). Яворов-

ский район, Львовской области, при поль-
ских’ помещиках ‘был наиболее отсталым.

НЫЙ ‘да паровая мельница — вот и вся

шом из них работало не больше 20—30
рабочих. - ne rsa § i
Теперь в районе‘имеются крупный лесо-
промышленный коонератив ‘и промкомбинал.
Старые предприятия `‹ расширены:

1940 roxy продукции в несколько ‘раз
больше, чем все предприятия Яворов» В
1938 году.   а piled
‚Улучшилось блатосостояние -трудящих-
ся, увеличилаеь , покупательная. сп0соб-
ность населения. В.1940. году трулящие-

на рублей. И ; Picea
В 1938 году в районе существовала од-
на небольшая больнипа, в которой рабо-
тали два врача. Сейчас обслуживают Ha-
селение поликлиника, больница, межрайон-
ная санитарная станция, детская консуль-
тация, три акушерских пункта. На народ-
н0е образование израсходовано 1.700 ты-
esa рублей. («Червоный штандар»).
—O—

‚ РРЖСКОЕ ГЛАВНОЕ
МОРСКОЕ `АГЕНТСТВО
В Риге организовано главное морское
атентство, которое будет обслуживать все
иностранные суда, заходящив в Рижский,
Тиепайский и Вентепилекий порты.

заходе в эти порты будут также обелужи-
ваться рижеким морским агентством.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕЩАНИЯ

В совещаниях примут участие профес-
сора некоторых промышленных вузов Mo-

ко волнующее впечатление. сквы,  ФЛенинграда, Киева, Воронежа,
: Н. КРУЖКОВ. Свердловска, Днепропетровска и других го-
Ленинград. родов.

Два спиртовых заводика, один лееопиль-

Советские суда большого каботажа при.

промьниленность района. На Самом боль-

Один
леспромкооператив имени Шевченко’: дал °в! .

ся района купили товаров на 23. миллио-

укреплении. партии,

в 1919 году и что план этот «прелно-

‘тов. Р. блелно изложила ленинскую кри-

CTO:

Экзаминатор кивнул головой:

— Довольно!

Быстро  досказав фразу, студентка
умолкла. Экзаминатор развернул зачетную
книжку и поставил в ней отметку. Сту-
дентка направилась к двери. ‘Больше ‘в
‘зудитории никого не было. Усталый экза-
минатор. поднялся со стула. В эту мину-
ту на пороге показались три прелетави-
теля—от деканата, профкома, Наркомпроса.
Ну, как? :

На столе. лежал аккуратно разграфлен-
ный лист с отметками. Студенты четвер-
того курса филологического факультета
сдавали экзамен по основам  марксизма-
ленинизма. У всех, если судить по отмет-
кам, знания одинаковы и притом блестя-
щие: из тринадцати  отметок—двенадцать
‘отличных и ‚одна хорошая. Нет сомнения,
экзамены свидетельствуют. о росте знаний
у студентов. Но уж не очень ли шедр был
экзаминатор?

Первой держала экзамен студентка Е.
Он» рассказывала. об исторических кор-
нях ленинизма. Какая благодарная тема,
сколько ярких мыслей, обобщений, инте-
ресных. фактов можно изложить! Студент-
ка. говорила долго. Но ясности, закончен-
‚ности. не было в ее словах. Она тои
дело произносила одну. и ту же фразу:
«Россия стояла тогда непосредственно пе-
‘ред революцией», но об’яснить это ей не
удалось. ‹ Неискушенному: слушателю  труд-
`но было бы, пожалуй, ‘из изложения. сту-
‚дентки разобраться в исторических корнях
ленинизма. А. ведь она—_ будущий педагог.

Экзаминатор залал несколько вопросов.

— Как Ленин называл российский им-
периализм? ‚о

—= Точно я, наверное, не скажу...

‚— Военно... Ну?’ .

— Военно... колониальный es
‚ Чувствовалось, студентка сбилась с. та-
кой-то строки, с такой-то страницы и—
наступила беспомощность.

Когда ‘она перешла к критике кантов-
ской неуловимой «вещи в себе», TO TOAb-
ко и смогла привести ставший уже тра-
диционным пример с ализарином, который
‘ранее получали из корней марены, выра-
шиваемой в поле, а. теперь добывают
депевяе и проще—из каменноугольного
дегтя. Пример хороший. Но разве за де-
сятки лет, прошедшие с тех пор, как его
привел Энгельс, человеческая практика
ничем более не опровергла теории «вещи
В себе»? Студентка, вероятно, слышала о

—

...

Грасщеплений атомного ядра, 0б открытия

молодых наших ученых Петржака и Фле-
рова о самораспадающихся частицах урана,
© деятельности советских преобразователей
природы... Отоль книжно, несмело излагала
она тему потому, что иначе это вышло бы
«за рамки учебного материала».
Студентке Г. предстояло рассказать о
стратегии и тактике, как науке о руко-
водстве классовой борьбой пролетариата.
Вопрос серьезный и увлекательный.
®ленть, что экзаменующийся развернет на
классических примерах революции 1917
гола и строительства социализма строй-
ную концепцию. Однако одна неуверен-
ная фраза сменяет другую, и мы узнаем,
что нэн бым введен в 1920 голу, что ко-
оперативный план был выдвинут Лениным

лагал прежде всего— торговлю». Не в том
даже дело, что перепутаны даты и собы-
тия,—студентка не разобралась как сле-
дует в самих событиях. Общими фрз-
зами отделалась она? от вопроса 0 лик-
вилации кулачества как класса.

Слушали мы ответы и других студен-

тику философии Беркли. Всё крайне про-
он—«солипеист и не признает су-
ществования другого человека кроме. не-
го», вот почему «ленинизм и критикует
его». Весьма просто представляет себе А.
постановку товарищем Сталиным вопроса
на ХУШ сезде ВКП(б) о дальнейшем

Откуда сия упрощенность? От начетни-
чества. :

Иные студенты при непонятном нейтра-
литете преподавателя попрежнему стара-
ются линь заучить на-зубок некое коли-
чество формулировок, определений, дат,
факлов и затем полагают себя «подкован-
ными ‘по части марксизма-ленинизма».
Наивное заблуждение! Науку, преобразую-
щую мир, осмысливающую всею деятель-
ность человечества, можно, по образному
выражению Михаила Ивановича Валинина,
изучать только с такой жадностью и
страстью, © какой путешественник пьет
воду из источника, который он нашел в
благодатном базисе после долгого и томи-
тельного пути.

Может быть, мы попали в группу слабых
студентов? Отнюдь. Перелистайте зачетную
книжку хотя бы той же Е., и вы убеди-
тесь, что это довольно неплохая студентка.
По истории древнего мира; современному
русскому литературному языку, истории
античной литературы, новой истории,
фольклору у нее отличные отметки.

Й как-то уж весьма обычно выглядит в
этом разграфленном листке отметка такой
студентки, как Хусаинова, показавшей уме-
ние ‘владеть марксистеко-ленинским MeTO-
дом. Проникновенно говорила она 06 У6ло-
виях материальной жизни общества. Ху-
саинова обнаружила знание работ клаеси-
Ков марксизма, привлекла обильный исто-
рический материал. Интересно излагала, она
и вопрос о государстве в период коммуниз-
ма. Можно не сомневаться, что Хусаинова
упорно и методично работала над собой,
не надеясь на всевозможные нитатники И
предэкзаменационный штурм.

Экзаменовалась группа студентов русско-
то языка и литературы. Но почти никто й
не попыталея раз’яснить отдельные выво-
ды и положения яркой литературной иллю-
страцией. Болыная часть студентов излага-
ла плавно, гладко, связно. Но, несмотря на
разные вопросы, многие ответь: своей ско-
ванностью, сухостью, однотонностью напо-
минали друг друга. р

Выше этажом шли экзамены у студентов
пятого курса того же отделения русского
языка и литературы. Они сдавали литерату-
ру народов СССР. С интересом слушали мы
студента Сиряцина, который анализировал
творчество грузинских писателей Алексан-
хра Казбека и Симона Чиковани. Он оста-
новился. на важнейших моментах их био-

графий, отдельных произведениях, нарисо-.

вал историческую обстановку, привел удач-
ные параллели.

— Теперь расскажите о «Витязе в тиг-
ровой шкуре».

И Сиряпин затоворил 0б этой любимой

чтобы подтверлить какое-нибудь выдвину-
тое им полюжение.

Перед студенткой. Гроссман стояли: три
большие темы — армянский эпос, творче-
ство Габриэля Сундукяна, восточные поэмы
Сарьяна. Толково говорила она, свыше полу-
часа, и продолжала бы дольше, если бы эк-
заминатер не остановил ее.

Уроженец Симферополя Баскевич, сиби-
рячка Юферева, обстоятельно говорили - о

поэзии Леси Украинки, Тычины, Рыльеко-

то, Сосюры, о произведениях Шевченко, Ко-
цюбинского, Марко Вовчок. Отвечая, студен-
ты читали отрывки на украинском языке.

Потом мы узнали, что мало часов отве-
дено литературе наролов СССР, что весьма
ощутителен ‹ недостаток переводов, что
нехватает преподавателей. Но на экзаме-
Hax TOW не сказывались следы этих
трудностей.

Й снова вспомнились только что проптед-
шие экзамены по курсу основ’ марксизма-
ленинизма, которые могли бы стать истин-
ным праздником для каждого студента. Тут
есть нал чем подумать и лекторам, и руко-
водителям семинаров, и кафедрам, и Коми-
тету по делам высшей школы,

Я. ЦВЕТОВ.
Москва.

поэме. Он на память цитировал отрывки,  .

в Государственной Третья-

Сегодня
ковской галлерее (Москва) откры-
вается выбтавка лучших произведений
советских художников. На снимке —
“скульптура «Футболисты» работы И. М.
Чайкова. Фото С. Коршунова,

Научная библиотека в Киеве

КИЕВ, 6 января. (Корр. «Правды»). ›,
Библиотека Киевского университета peop-
ганизуется в государственную научную
библиотеку. Она будет обслуживать но
только работников и студентов Универси-
тета, HO и других научных работников
Киева, станет библиотечным центром на-
учной общественности города.

Библиотека насчитывает до 600 тысяч
книг. В ней создаются отделы комплекто-
вания и книгообмена, обработки литера-
туры, отделы монографической и перио-
хической литературы,  консультационно-
библиографическое бюро.

=

МОЛИБДЕНОВАЯ ФАБРИКА

: NOCTPOEHA
КАРАГАНДА, 6 января. (Hoppe: «Mpap-
ды»). В Балхамше построена молибденовая
фабрика. Она будет работать на коунрах-
ских сульфитных медных фудах, содер-
жащих молибден. ;

Цех измельчания и флотации. приступих -
в переработке сульфитной руды: Начал по-
ступать первый молибленовый концентрат,

о

.7.000 КВАРТИР ИЗ ГОТОВЫХ
СТРОЙДЕТАЛЕЙ

В истекшем году предприятия Hapomo-
то комиссариата промышленности стройма-
териалов СССР сделали около 7.000 квар-
тир из готовых стройдеталей. ,

В этом году производство стандартных
домов расширяется, организуется произ-
BOACTBO новых типов ‘домов, требующих
меньше  лес» и более дешевых. ITH лома,
могут иметь три; две”и даже одну’ комна-
ту в квартире. Сборка их облегчается и
ускоряется. ey

Для повышения ‘устойчивости crpoiize-
талей против гниения. будет ` применяться
в более широких размерах предварительная
обработка их антисептирующими средствами.
—O—

Рост браков в Кишиневе

КИШИНЕВ, 6 января. (По ` телефону).
Поле прихода советской власти, в свя-
зи с ликвидацией безработицы и улучше-
нием. благосостояния трудящихея, в Ви-
шиневе резко возросло число вступающих
в брак. С 29 июня по 31 декабря 1940
года было зарегистрировано 2.649 бра-
ков—на 535 больше, чем за последние
215 года пребывания в Бессарабии румын-
ских оккупантов. («Советская Молдавия»).

СОВЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Сеголня в залах Государственной
Третьяковской галлереи открываетея вые
ставка лучиких произведений советских
художников. На выставке будет показана
’ значительная часть вылающихея произве-
дений, созданных за 23 года хуюжника-
ми, скульпторами и графиками Советского
Союза.

Особый ‘интерес представляют впервые

экспонируемые на выставке макеты и
снимки лучших произведений советских
архитекторов.

Налю изобразительное искусство прошло
сложный путь развития. Великая Октябрь
ская сопиалистическая революция вывела
русское искусство из тупика, избавила его
от декадентского и формалистического про-
зябания,  вдохнула жизнь в искусство
братских республик.

Буржуазное искусство давно уже отка-
залось от больших общественных ихлей,
измельчало ло крайней степени. Вею окру-
жающую действительность, & © нею и че-
ловека, оно воспринимает то как сплошной
натюрморт, то как повод для формалисти-
ческих выкрутасов. Не случайно извест-
ный буржуазный искусствовед Торе Бюр-
же еше в конце XIX века писал, что
художник-импрессиониет с одинаковым
чувством, в одной и той же манере изо-
бражает и лицо человека, и 0бои на сте-
нах.

Советское искусство слелало своим в0-
держанием человека, его борьбу з& ролину,
за социализм, его мироощущение, поня-
тие о жизни, природе и красоте. На про-
тяжении 23 лет советское искусство в
своих лучших произведениях отражало
жизнь, труд и борьбу людей, героическое
прошлое и светлое настоящее свобохного
советского народа.

Решающую роль в творческой работе
художников сыграли указания товарища
Сталина о социалистическом реализме, ко-
торые помогли им определить свое место
в советском искусстве, наметили ясные
перспективы.

Первые залы выставки посвящены
Тенину и Сталину. Зрители увидят здесь
«Лениниану» Н. Андреева, скульптуру
В. Ингала и В. Боголюбова «Товарищ
Сталин», картину покойного И, Бродекого
«Ленин в Смольном», A. Герасимова
«Сталин и Ворошилов в Кремле», В. Ефз-
новь «Незабываемая ветреча», «Ленин и
Торький» и ряд других полотен. Лучшие
наши хуложники в своих произведениях
выразили отпошение народа к Ленину и

‚ маневрах. Встреча с колхозниками» пока-

простых людях художник умеет выразить
красоту и поэтическую: силу, героизм и
мужество. В этом нас убеждает и другая
его картина—«Урал демидовский».

Послелняя работа Иогансона—<Ленин и
Сталин — вожли Октября» — показывает
Ленина и Сталина среди представителей
вооруженного народа. Вся обстановка пере-
дает настроение большого революционного
пол’ема. are fe

Творчество С. Герасимова ‘характери-
зуется -настойчивыми. углубленными но-
исками. Художник, создавиий превосход-
ную серию крестьянских тинов, сейчас
много - работает нал изображением  совет-
ской деревни. Ero картина’ «Колхозный
праздник», при всей своей спорности.—

Сталину, их роль в нашей революции и
в” социалистическом строительстве. Выле-
ляется написанный А. Герасимовым порт-
рет, изображающий товарища Сталина за
работой. Художник сумел выразить вели-
чие” и простоту человека, чей разум и
воля ведут миллионы к коммунизму.

Следующие залы воскрешалют перед зри-
телями героический путь Красной Армии.
Здесь—полотна М. Грекова, М. Авилова,
Н. Самокиша, Г. Савицкого, Р. Френца.
Глядя на них, советский народ может с
гордостью вспоминать свою борьбу и свои
побелы в годы гражданской войны.

Картина Авилова «Приезл  товариша   яркое, болышое и ралостное произведение.
Сталина в Первую  Конную армию» Художник Г. Шегаль ‘известен как автор
ярко изображает героический порыв’ и  картины «Вождь, учитель, друг». по-

пламенное воодушевление. конноармейцев.
Здесь же популярные картины Грекова—
«Тачанка», «Трубачи Первой Конной»,
«На Кубань». Картина Савицкого «На

следнее время он успешно работает и нал
пейзажем. Ето «Серебряный лень». «По-
сле грозы» прекрасно воспроизводят при-
роду нашей ротины.

Интересными работами, представлен на
выставке Ф. Богородский. Романтик по
характеру своего творчества, Богоролский
создал много произведений, отражающих
борьбу наших славных моряков, их удаль,

зывает связь Врасной Армии © народом.

Герасимов известен превосходными,
монументальными полотнами, изображаю-.
щими вожлей нашей революции. Его кар-

тина «Ленин на трибуне»—одно из луч-
ших, правливых и героических изображе-
ний вождя. А. Герасимов-— мастер торже-
ственных и ярких тонов. Это находит вы-
ражение и’в тематических его работах, и
в замечательных портретах. Не случайно
праизведения Герасимова пользуются в на-
шей стране большой популярностью,
в частности его картин» «Сталин и
Ворошилов в Кремле» и ряд портретов
Ленина, Сталина, Молотова. Ворошилова.
Во всех этих подотнах превосходно пере-
даны величие нашей эпохи. и ее револю-
ционная устремленность. На выставке так-
же показана еще неизвестная нашему
зрителю картина А. Герасимова «Сталин
и Горький», которая была экспонирована
на Нью-Йоркской выставке.

Б..Иогансон изображает на своих полог-
нах простых, рядовых советских людей,
героически боровшихся за дело партии
Тенина— Сталина. Его «Допрое коммуни-
стов»—одна из наших лучших картин —
показывает неведомых советских героев,
попавших в руки белогвардейцев. Сколько
в пленных коммуниестах благородетва, мо-
ральной красоты и силы! Они в плену у
озверелого офицерья, их участь решена,

нс Иогансон показал их побелителями.
Булущее—за этими — ЛЮДЬМИ. Вартина
Иогансона полна оптимизма, и оттого-то

она так любима советским зрителем. В

преданность революции (например. «Мат-
росы в засаде»). 0 пройденных страной
трулных днях напоминают написанные им
же портреты беспризорных. Сейчас Бого-
родский успешно работает нал пейзажем.
Некоторые его пейзажи показаны на вы-

ставке. Картины А. Мластова, П. Конча-
ловского, В. и Б. Яковлевых, А. Дейнека,
Е. Вацмана. Ф. Шурпина, П. Котова, Г. Нис-
ского, Ю. Пименова и других будут пользо-
ваться у зрителей большим успехом.

Хуложники братских республик предета-
вили ряд превосхолных произведений.
Сложные залачи весьма успешно решают
белорусские художники: М. Пашкевич,
И. Моносзон, Г. Докальская; украинские—
Ф. Кричевский, А. Любимекий; армянские—
М. Сарьян, Ф. Терлемезян, С. Аракелян;
грузинские — И. Тоидзе, А. Кутателадзе,
Я. Николадзе; бурят-монгольские—Ц. Сам-
пилов и другие.

Молодые русские хуложники—А. Буб-
нов, М. Хазанов, В. Прагер, скульпторы
Д. Шварц, М. Бабурин и другие также
создали ряд интересных произведений.

Почетное место занимают на выставке
старые мастера советского искусства, чей
опыт особенно ценен для советских худож-
ников: И. Грабарь, М. Нестеров, Н. Кры-
мов, В. Бялыницкий-Бируля, В. Бакшеез,
К. Богаевский, К. Юон и другие.

Ученик Репина—И. Грабарь, вложив-
WH много трула в лело развития совет-
ского искусства, выступает с интересными
пейзажами и портретами. В картине «Хо-

жественных форм лелают их лучшими мо-
нументальными изображениями вожлей ве-
ликой социалистической эпохи.

Год от года радуют нас работы  заме-
чательных скульпторов В. Мухиной и
С. Лебедевой. Мухина-—один из ведущих
мастеров советской скульптуры, ее рабо-
ты имеют всемирную известность. Группа
«Рабочий и колхозница» выражает порыв,
„несокрушимую мощь и оптимизм советско-
го народа. Полна романтики и исключи-
тельна по мастерству фигура’ М. Горько-
го—эскиз. памятника великому‘ писателю.
Исключительных ‘успехов добилась С. Ле-
белева, создавшая превосходную голову
Чкалова и фигуру «Металлург».

Известный скулыпор М.  Манизер от-
личается спокойными и величественными
приемами мастерства. столь необходимыми
для всякого монументального сооружения.

Скульшюр Г. Кепинов представил заме-
чательный бюст товарищь Сталина. Эта
работа, несомненно, булет иметь» большой
успех ‘у ‘зрителей. Е

На выставке также участвуют такие
крупные мастера напей скульптуры, как
А. Матвеев, И. Шадр, Г. Мотовилов, 3. Вн-

ленский, В. Симонов, Л. Шервуд и apy-
гие.

лски у Ленина» он выразил связь, народа! ‘Превосходные  произвеления представили
с. нашими вожлями. В. своем - послелнем   молодые скульпторы Шварц и Бабурин.
пейзаже «Березовая. аллея» —  Грабарь  Ё числу лучших работ относятся также
еще раз блеснул мастерством и превосхол-  фигуры‘ товарищей Сталина и: Орджони-
ным реалистическим пониманием природы.   килзе—работы Ингала и Боголюбова.
Большое наслаждение тоставляют рабо-

ставке.

Г. Ряжский — один из наших первых
хуложников, создавший в живописи образ
свободного советского человека, образ рае-
крепощенной женщины-активистки. Ero
«Предсехательннца» и «Делегатка» полу-
чили широкое распространение и неодно-
кратно воспроизволились на репродукциях.
Ряжекий— вдумчивый портретист. ^

Вукрыникеы (М. Куприянов, П. Крымов,
Н. Соколов) — наши замечательные графи-
ки и карикатуристы — уже завоевали се-
бе славу и своими живописными произве-
дениями. Их полотна, показанные на вы-
ставке, лишний раз полтвержлают, что. эта
популярность не случайна.

В. Ефанов стал известен своими боль-
шими произвелениями лишь в 1937 году.
Такие его полотна, как «Незабываемая
встреча» и «Встреча слушателей Военно-
воздушной акалемии им. Жуковского с ар-
тистами театра им. Станиславекого», отли-
чаются широтой замысла и радостным, Ha выставке превосходно представлена
правдивым колоритом. советская скульптура. Особое место зани-

Трудно перечислить все заслуживающие   мают лве фигуры Сталина — работы
внимания работы, представленные на вы- С. Меркурова. Сила и лаконичность худо-

ты замечательного мастера, одного из на-

ва. Ето портреты акалемика Павлова, хи-
рурга Юлина, артистки Держинской и на-
писанный в этом году портрет скульптора
В. Мухиной пленяют  законченностью и
свежестью мастерства. Нестерова есть
талантливые ученики: достаточно назвать
пертреты ИН. Корина. Блестящие пейза-
жисты Крымов. Бялыницкий-Бируля, Бак-
шеев. Богаевский, Юон создали произве-
дения, полные простоты и поэтического
настроения. Всем этим мастерам свой-
стРенно умение созлавать — без кокетни-
занья своей оригинальной формой—произ-
ведения, отображающие поэтическое чув-
ство народа, Молодежи нужно учиться у
старых мастеров я”ности рисунка и фор-
мы, превосхолному колориту, умению ото-
бражать живую приролу и ев богатства,
а не субективное  импрессионистическое
случайное «видение».

ших старейших хуложников-—М. Нестеро-.

Исключительный интерес представляет
на выставке: раздел графики. На протяже-
нии всей истории советского искусства
наша графика пользовалась мировой сла-
вой. Превосходно ‘прололжают работать ста-
рые мастера, сохраняющие в своем твор-
честве лучшие о традиции «Мира искус-
ства», — Е, Лансере и А. Остроумова-Лебе-
дева. Большой силой и романтическим на-
строением насыщены работы недавно умер-
шего А. Кравченко, в чьем лице совет
ская графика потеряла большого мастера.
Очень интересны работы И, Соколова
П..Староносова, акварели А. Фонвизина й
других.

Исключительно правдивые, яркие и тон-
кие работы представили на выставке А. Ка-
невский, Д. Шмаринов, Е. Бибрик, С. Бойм,
С. Вобулалзе. Превоеходны тажже иллюстра-
пии живописцев С. Герасимова, Кукрыник-
сов, А. Дейнека. .

Произведения живописи, скулытуры и
графики, собранные на выставке — это
лучшее из того, что создано советскими
мастерами изобразительного искусства за
двадцать три года. Однако было бы неверно

течитать, что наши художники избавились

OT недостатков, мешающих им. полностью
преодолеть отставание искусства от жизни.

Влияния формализма и натурализма ва

советских художников еще далеко не ‘изжи-
ты. Между тем основные проблемы социа-
листического реализма, задачи создания
классического советского искусства н6евоз-
можно решить без полного преодоления
этих влияний; У некоторых художников мы
еще наблюдаем пренебрежение к работе нал
четкой, ясной формой, над рисунком и ко-
лоритом, придающим поэтический тон. про-
изведению искусства.

В последнее время в среде художников
много дискутируют о живопиености, при
чем самая живописность часто трактуется
формалистически. Некоторые нални худож-
ники провозглашают главной проблемой с0-
ветекой живописи «цветопись». Сторонники
подобных взглядов игнорируют основу изо-
бразительного ` искусства — реалистическое
изображение натуры и четкий рисунок, за-
меняют их беспорядочным накладыванием
одного мазка на другой. Такой подход к
живописи лишает художника способностя
правильно изображать анатомические фор-
мы человека, видеть главное содержание
искусства в жизни людей и в их деятель-
ности. Увлекаясь живописностью, худож-
ники создают портреты артистов, писате-
леи, поэтов, стахановцев, героев Красной
Аруии «живописными», но лишенными ха-
рактера, ума и воли, духовной силы и кра-
соты, то-есть именно тех качеств, без ко-
торых немыслимо ноллинное искусство.

Новые формы принял в наши дни H Ha- 4
турализм. Художники-формалисты нередко
заполняют наши выставки простоватыми,
внешние аккуратными, цветистыми «произ-
ведениями», в которых нет ни смысла, ни
поэтического чувства, ни человеческой кра-
соты и радости. Такие художники способны
превратить наше искусство в «бумажные
пветы». Межлу тем Ленин и Сталин учат
художников изображать действительность в
© революционном, прогрессивном движении,
вихеть красоту и поэтическое в простых

людях и повседневных явлениях, в быту,
труде и в природе.

. Выставка лучших произведений совет-
ского, искусства — новое доказательство
того, что искусство наше нахолится на
верном пути. Воммунистическая партия и
советское правительство создали весе усло-
вия для его развития. Перед нашими xy-
дожниками стоят почетные и ответотвен-
ные задачи, Нет сомнения, что с этими з4-

дачами советокие художники сп
честью. , Gabi

А. ЛЕБЕДЕВ.