Патронажная сестра детской консуль-
тации (г. Горький) С. В. Любаева ре-.
гулярно посещает малышей. На сним-
ке —С. В. Любаева у молодой матери
П. И. Крупиной показывает, как нужно
пеленать ребенка.

Фото А. Микешина, (ТАОС).

САНИТАРНОЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ

Успехи советского здравоохранения за-
висят не только от увеличения количе-
ства врачей, больничных коек, повыше-
ния качества медицинского обслуживания,
но и от того, как сами трудящиеся обе-
регают себя от заболеваний, как постав-
лено санитарное воспитание масс.

Для того, чтобы воспитать любовь к
чистоте в быту и на производстве, необ-
ходимо Участие не только медицинских
работников, но всех партийных, совет-
ских и профеоюзных организаций. Вла-
димир Ильич Фенин еще в 1919 году
писал: «...образцовые столовые, образцо-
вая чистота такого-то рабочего дома, та-
кого-то квартала —в2е это должно соста-
вить вдесятеро болышне, чем теперь, предмет
внимания и заботы как нашей прессы,
так и каждой рабочей и крестьянской
организации. Все это—ростки коммуниз-
ма, и уход за этими ростками наша 0б-
щая и первейшая обязанность» (Ленин,
том ХХ, стр. 344—345).

Лучшие помещения в горолоких и рай-
онных центрах отводились для домов ©а-
нитарного просвещения, устраивались в
них музеи-выставки, кинофипированные
лектории. Сохранились хорошие дома, сани-
тарного просвещения в Ленинграде, Ростове,
Воронеже, пользующиеся большим авторите-
том среди населения. >

В 1930 году в РСФСР насчитывалось
146 домов санитарного просвещения, но
постепенно они закрываются, и к 1938 ro-
ду осталось всего 62 дома, ав 1940 го-
ду — только 43. Под утрозой закрытия
находятся дома санитарного просвещения
в Ростове и Воронеже. От многих сани-
тарно-просветительных учреждений оста-
лись по существу только вывески. Поме-
щаются они в плохо оборудованных, тес-
ных комнатах.

Местные руководители плохо заботятся
0б этих культурных очагах. В Пензе с
Дома санитарного просвещения были сби-
ты замки, все ценное имущество выбро-
шено на улицу, и помещение занято кон-
торой Промышленного банка. В Молотове
без всякого предупреждения в Дом ca-
нитарного просвещения вселена канцеля-
рия Педагогического института. Таких
фактов очень много.

Несмотря на бесконечные угрозы высе-
ления ростовский Дом санитарного про-
свещения все же в текущем году провел
16.321 лекцию и беседу, которые посетило
более полумиллиона человек, издал
много ценных листовок, плакатов, брошюр.

Там, где делу санитарного просвещения
партийными и советскими организациями
оказывается помощь, работа идет пло-
лотворно. Так, например, в Ленинграде
благодаря вниманию горкома ВКП(б) и
тородского отдела здравоохранения Дом
санитарного просвещения организовал
издание литературы и плакатов, широкую
оборонно-санитарную работу, десятки ты-
сяч лекций И т. д.

В большинстве же случаев руководите-
ли органов здравоохранения уделяют это-
му делу мало внимания. На работу по
санитарному просвещению — отбираются
малокультурные лица, не имеющие ника-
кого отношения к медицине.

В Куйбышеве областным инепектором
по санитарному просвещению работает
тов. Коробейникова, человек с низшим
образованием; в Мурманске — тов. С030-
нова, по специальности работник сбер-
кассы. Подобная картина-—в Ивановской
области и целом ряде других областей.

В стороне от массовой  санитарно-
просветительной работы стоит Народный
комиссариат просвешения co всей его
отромной сетью школ, изб-читален. Сле-
дует напомнить, что школа ответственна
не только за качество учебы, HO H 3a
здоровье ученика, за правильную органи-
зацию ето работы, отдыха и сна. Вее-
союзный радиокомитет передачу радиолек-
ций на медицинские и лечебно-профилак-
тические темы превратил в коммерческое
предприятие. Никакого внимания  сан-
просветработе не уделяют профсоюзные
и комсомольские организации. ;

Задачи, стоящие перед органами здраво-
охранения-—— укрепление санитарной obopo-
HocHOCOOHOCTH страны, дальнейшее сни-
жение заболеваемости и травматизма на
предприятиях, —не могут быть решены без
поднятия санитарной культурности широ-
ких слоев населения.

Санитарная культура есть неот’емлемая
часть общей культуры. Необходимо вклю-
чить бсанитарно-просветительную  пропа-
танду во всю систему культурно-воспита-
тельной работы. Необходимо решительно
поднять этот. отсталый участок культур-
ного фронта на должную высоту.

Н. ДЕМИДОВА.

Кандидат медицинских наук, начальник

отдела санитарного просвещения
НКЗдрава РСФСР.

UIT © ГЕРОИЗМЕ И МУМЕСТВЕ

Героическая защита Царицына от уда-
ров контрреволюции в 1918 году послу-
жила уже темой для многих художествен-
ных произвелений и исторических иселе-
дований. Несомненно, что и в будущем
писатели и историки еще ‘не раз обра-
тятся к парицынской эпопее, черпая вдох-
новение в той напряженной драматической
борьбе,
летариат под руководством Сталина и
Ворошилова.

Царицын был важнейшей крепостью ре-
волюции. Отсюла связывалась молодая
Советская республика со. Ставропольем и
Вубанью. Через Царицын поддерживался
контакт © Северо-Кавказекой Красной
Армией, отбивавшейся от белогвардейщи-
ны, от германо-австрийских оккупацион-
ных армий, от захватнических рейдов
Антантьв. Парицын оставалея единствен-
ным пунктом, через который еше можно
было транспортировать хлеб с тучных по-
лей юго-востока в истощенные центры
‚ странь. Наконец, Царицын являлся тем
острым клином, который был накрепко
вбит между контрреволюционными силами
Дона и Кубани, с одной стороны, Сибири
и Урала — е другой.

Каледин, Краснов, Деникин недаром
прилагали все свое уменье, весь свой бое-
вой опыт, не щалили полков, тысячами,
десятками тысяч трупов не раз устилали
пространство между Доном и Волтой, лишь
бы одолеть могучую твердыню большевизма
и сломить неслыханно упорное сопроти-
вление парицынеких рабочих.

В 1918 году враг дваждьв окружал го-
род, белогвардейские казачьи лавы бук-
вально вплотную подетупали к берегам
Волги, и бывали дни, когда казалось, что
ничто уже не может спасти Царицын от
гибели. Но снова подымались в последнем
напряжении его героические защитники.
Опять организаторский гений Сталина
укреплял и влохновлял силы героев. Бе-
тали по кольцевой железной дороге - зна-
менитые броневые поезда Алябьева, гре-
мела артиллерия Кулика, бросались в яро-
стные атаки полки Ворошилова, и враг,
уже готовый торжествовать, уже собирав-
ший 0бозы подвод для поживы, уже дер-
жавший наготове звонарей и попов для
колокольного ликования и молебнов, дол-
жен был позорно бежать, поспешно спа-
саться, укрываясь за Дон.

Работы 9. Генкиной, посвященные этим
незабываемым дням, часто появлялись на
страницах центральной и областной печа-
ти. Ону долго и тщательно собирала исто-
рические материальь и документы, прика-
зы, фотографии, военные сводки, доклады.
Она неутомимо записывала рассказы уча-
стников обороны, изучала историю и эко-
номику края. Внига 9. Генкиной «Борьба
за Царицын», выпущенная недавно Полит-
издатом при ЦК ВКП(б), является как бы
научной сводкой всех материалов, ко-
торыми располагает автор. Чрезвычайно
красноречивые сами по себе, материалы
эти добросовестно  комментируются. 06-
стоятельно написаны главы, рисующие
общее положение страны, дающие верный
анализ соотношения сил, убедительно по-
казывающие условия формирования
контрреволюции и роль интервентов в по-
пытках удушения молодой Советской рес-
публики, ‘раскрывающие . ответные дей-
ствия советской страны, всю колоссаль-
ную работу Ленина. и Сталина по орга-
низации Врасной Армии. И все это обиль-
но сопровождается документальным мате-
риалом.

Вот, например, мандат товарища
Сталина. На бланке Совета, Народных Во-
мисеаров за подписью Ленина от 31 мая
1918 года с исходящим номером 3224
сказано о назначении народного комиссара
И. В. Сталина общим руководителем про-
довольственното дела на юге России и о
чрезвычайных правах, которыми он обле-
чен.

Читатель уже знает из всей массы при-
веденных ранее документов и коммента-
риев к ним, какое положение создалось в

которую вел пцарицынекий про-.

ПРА

стране и какое значение для судеб рево-
люции имела эт» поездка Сталина в Па-
рипыи.

Враг, наседая со воех сторон, обрек
тогда страну на голод. В Москве и Питере
выдавали раз в два дня по восьмушке
хлеба. Перспектив на улучшение не было
никаких. Борьба Сталина за хлеб была
борьбой за спасение революции. Вак про-
держаться до нового урожая? Эту чрезвые
чайную задачу и разрешил Сталин, нахо-
дясь в Царицыне. `

Помешенные в книге сводки, отчеты
© десятках тысяч вагонов с продоволь-
ствием, отправленных Сталиным из. Цари-
цына в Москву, в Петроград, в Тулу, в
Кострому, Владимир, Пензу, Иваново,
Тверь и прочие город& советской страны,
концентрированно выражают собой неуто-
мимую энергию, могучую волю, организа-
торский гений, непоколебимую твердость
духа в борьбе, несокрушимую веру в побе-
ду, все качества, которыми обладает
Сталин, вождь революционного народа.

По мандату— общий руководитель продо-
вольственного дела на юте России Сталин
логикой событий поставлен был одно-
временно и во главе всей военной борь-
бы за Царицын, Ему мы обязаны тем,
что Царицын так победоносно отбивался
от окружений Краснова, Фицхелаурова,
Мамонтова и многих других генералов
казачьей  Вандеи. Сталин организовал
военный отпор на фронте, и он же неодно-
кратно спасал город от предательства
изнутри, во-время разгадывал, раскрывал
И обезвреживал контрреволюционные зато-
воры в ¢amMom Царицыне, во тлаве кото-
рых оказывались ставленники Троцкоге—
Носович, Ковалевский, Алексеев и другие.

Есть в книге 9. Генкиной выдержки
из любопытного доклада генерала Hoco-
вича генералу Деникину. Разоблаченный
враг бежал в Ростов, и вот что он писал
своему хозяину:

«Внутренняя обстановка весьма 610соб-
ствовала успешному исходу дела.

-Опираясь на громадные полномочия, по-
лученные из центра, и местные ‘ортани-
зационные неурядицы, возможна была, без
всякого сомнения,  плодотворная работа,
которая не окончилась взятием Цари-
цына, падение которого было совершенно
подготовлено, —по причинам, от меня со-
вершенно независящим... и, конечно, бла-
годаря появлению  знергичного и умного
комиссара Джугашвили, который разгадал
мою завачу и, арестовав меня, Ковалев-
ского и все артиллерийское управление,
вырвал инициативу из моих рун».

Сталин очистил тыл от агентов Троц-
кого, он создал боеспособную армию, во
главе которой поставил Ворошилова, он
развил огромную пропатандистскую и вос-
питательную деятельность в армии и сре-
ди населения, , наладил издание боевой
массовой газеты «Солдат революции»,
образовал Военный Совет взамен штаба
Северо-Кавказского военного округа, прони-
цательно разгадав, что в «штабе» этом
полным-полно тайных агентов врага.

Множество документов, выдержек из га-
зет того времени, много сталинских pac-
поряжений, много воспоминаний участни-
ков, обильные архивные материалы, умело
смонтированные и скрепленные простыми
и ясными комментариями, лают отличное
прелетавление © ходе борьбы, руковоли-
мой Сталиным и Ворошиловым.

Внига 9. Генкиной — это серьезное исто-
рическое исследование. В ней дана систе-
матизация обширных материалов, про-
делана добросовестная, кропотливая их
обработка. Материалы эти так красноречи-
вы, таким вдохновением и страстью веет
от них, столько здесь в самих документах
времени выражено любви к советской ро-
дине, беззаветной преданности делу рево-
люции, героического напряжения всех на-
ролных сил в борьбе за ленинско-сталин-
скую идею нового мира, что книга эта
может сыграть огромную роль в воспита-
нии молодого поколения.

А. ЭРЛИХ.

ВА

Избирательный участок № 11 вг. Нарве
(Эстонская ССР). На снимке—агитатор
А. А. Лукьянова (слева) и член участ-
ковой избирательной комиссии В. И.
Соловьев заполняют извещения избира-

телям. Фото В, Темина.

В ЛИТОВСКОЙ ССР

< Льготы литовскому крестьянству. (0-
вет Народных Комиссаров Литовской CCP
постановил предоставить крестьянским хо-
зяйствам ряд льгот. Крестьянские хозяй-
ства освобождаются от оплаты всех долгов
по выкупным платежам, связанным с про-
веденной атрарной реформой при старом
режиме. Хозяйства ‘трудяшихея крестьян
ий сельскохозяйственных рабочих 06в0бо-
ждаютея OT недоимок по всем налотам,
‘сборам и штрафам, числяшимся за ними
на 1 января 1940 года. Со веех сельеко-
хозяйственных рабочих и хозяйств кре-
стьян, которые имели ло об’явления зем-
ли государственной собственностью He
свыше 5 га, сложены не внесенные на-
логи и сборы за 1940 гот.

«9 Государственная торговля. На 1 ян-
варя текущего года в Вильнюсе работало
367 государственных и кооперативных
торговых предприятий, в том числе 186
магазинов вильнюсекого отделения Гостор-
га. На-днях в Вильнюсе открылея боль-
пой универсальный магазин  Госторга.
Ежелневный оборот магазина достигает
200 тысяч рублей.

«7 Национализация домов. В республи-
ке заканчивается национализация домов.
К 1 января надионализировано 3.600 до-
мов, из них в Каунасе — 1.500, в Виль-
нюсе— 1.100 домов.

Вильнюс, 7 января. (Спец. корр. «Правды»).

—о—-

КОНФЕРЕНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
УКРАИНЫ

ВИЕВ, 7 января.  (Норр. «Правды»).
Вчера в Киеве открылась творческая кон-
ференция юных техников Украины, созван-
ная Центральной детской технической
станцией Наркомпроса УССР. В повестке
дня конференции-—ряд интересных докладов.
Ученик 10-го класеа 44-й харьковской
школы Полольный прочитает доклад: «Де-
ление ядер урана нейтронами и возмож-
ность использования внутриядерной энер-
тии». Доклад «0 применении радиотехники
в межпланетных путешествиях» прочитает
Ученик 9-го класса 15-й школы г. Черни-
това Халецкий. Нина Болотина, ученица
9-го класса 36-й харьковской школы, из-
брала темой своего доклада «Возможность
регулярного плавания в Арктике в поляр-
ную ночь» и др.

Конференция продлитея четыре лня.
В. ев работах примут участие около 80

юных техников, деятели Науки, писатели.

«ЖИЗНЬ АКТЕРА»

Из уст одного из персонажей этой опе-
ретты мы услышали знаменательные сло-
ва: «Оперетта — это гармоническое с0-
четание вокального и драматического эле-
ментов». Этими словами театральный по-
жарный, бывший опереточный актер Го-
рохов, об’ясняет молодому актеру Орлову
сущность своего любимого искусства. Слу-
жению этому искусству он отдал многие

тоды своей жизни и вдохновляет на сей:

трудный подвиг молодого и неопытного
дебютанта.

Хорошие слова, ‘хорошие советы... Ho
ничего общего они не имеют © тем, что
было показано на сцене. Театр не внял
словам пожарного, Tak резонно звучащим
со сцены. Если к этим словам прибавить
еще один элемент: музыкальный — мож-
но сказать, что это и есть тот идеал, к
которому стремится Театр оперетты.

Возможно, что это так, но по спектаклю
этого не видно.

Театр начинает утверждать новый жанр,
который напоминает... распухший  воде-
виль. Водевиль распухает, растягивается,
становится громоздким; по ходу действия
иногда поют, иногда танцуют, но это ни-
сколько не приближает его к оперетте, к
музыкальной комедии.

Утверждению этого своеобразного жанра
способствует и композитор. Милютин, му-
зыка которого запоминается только тем,
что, слушая ее, многое вспоминается... И
зритель, уходя со спектакля, не напевает
новые веселые мотивы (не такая уж пло-
хая традиция), а повторяет про себя зна-
комые мелодии из «Корневильских колоко-
лов», как будто для контраста вмонтиро-
ванных в новую оперетту.

«Мизнь актера» представляет собой
авторизованную переделку пьесы К. Финна
«Таланты», идущей в театре Сатиры.

Повесть о том, как некий знаменитый
актер Барматов, придя в пьяном виде на
спектакль, был снят директором с выступ-
ления. Спектакль под угрозой срыва. Но
выручает молодой актер, который берется
заменить Барматова. «Барматов не заме-
ним», — об’являет знаменитость и в обиде
на всех порывает с театром. Молодой ак-
тер действительно провалил свой дебют,
но он начинает учиться, работать и, не-
смотря на козни мстительного Барматова,
окруженный поддержкой молодой жены и
друзей, приходит в блестящему финишу в
«Корневильских колоколах». Его успеху
содействовал и Барматов, который к кон-
цу второго акта изжил свои пороки и взял
шефетво над молодым актером.

ФЖЗанр оперетты-—уеловный жанр, он по-
своему отражает жизнь. Пусть оперетта
не решает сложных проблем, но она
не должна быть и схематичной. Очевидно,
поэтому Барматову на «перековку» дается
полминуты пения и пятнадцать минут
антракта. Но почему вырастает до целого
акта «обыгрывание» пошлейшего рестора-
Ha с состязанием в пьянстве. И почему
играющий молодого актера М. Качалов,

1841 г. №8 (8415)

aaa as ee Sa ere ee

8 ЯНВАРЯ

НА СПЕКТАКЛЕ
В МОСКОВСКОМ ТЕАТРЕ
ОПЕРЕТТЫ

обладающий хорошим голосом, может его
использовать только в,.. «Корневильских
колоколах»?

Оперетте близка шутка, юмор и сатира,
блеск остроумия и изящество музыки,
песни и танца. Музыка— все же душа опе-
ретты. В этом ее сила. и власть. Но нет
этой силы в «Жизни актера».

На спектакле, поставленном Н. Але
ксеевым, лежит печать плохого вкуса.
Актерам назойливо предписано
публику во что бы то ни стало. Bee
средства хороши. Проблема  «утробного»
смеха давно уже не существует. Но изя-
щество, тонкое остроумие и чувство меры

остаются еще проблемой для Театра one

ретты.

Очень неплохо сделан дуэт (Власова
п Гедройц) во втором акте между вечно
спорящими молодыми еупругами, забыв-
шими даже, что послужило причиной и
спора. Но бедная Борисовна, старушка,
втянутая в этот спор, как ей достается—
по рукам, по коленям, надо полатать yo
синяков, лишь бы вызвать еще’ более
смешливый «эффект».

Очень много кричат в этом спектакле,
все на олной ноте, на одном темперамен-
те, как бы вперегонки, и нет поэтому
впечатления ансамбля, культуры, отделки,
глубины мастерства, обязательных для
любого жанра. На таком же уровне нз-
ходитея оформление хуложника Б. Эрдма-
на. Почему в советской оперетте комната,
в которой живет знатный токарь, должна

быть столь неинтересна и нетеатраль- л.

на? В каком захолустье налпел художник
образец для своего ресторана? И если на-
пел, зачем его нужно копировать для
спены?

Спектаклю расползтись по швам ке
дают артисты. Из них в первую очередь
нужно отметить В. Володина, прекраеного
актера, с большим обаянием  игравшею
роль токаря Акима Петровича. Настоящую
опереточную культуру впобит на сцену
Н. Бравин. Поставленный в Условия «то
лубой» роли, М. Вачалв лучше воего пм-
явил себя в атии из «Ворневильоких коз
локолов». 0. Власова и А. Гелройц вые
ступают в своем репертуаре, как веегла;
хорошо. Созданная С. Аникеевым комиче-
ская маска переходит из сектакля в
спектакль, и не стоит ли подумать этому
талантливому актеру о большем фазнооб-
разии и меньшем нажиме?!

Отдельные улачные -места не спаюают
спектакля в целом. Это— оперетта, плохого
вкуса, малой требовательности к себе.

Московский зритель любит Театр опе-
ретты. Он с охотой посещает ето спек-
такли. Не накладывает ли это Ha ето py-
ководителей еще больше обязательств и
не свидетельствует ли последний слек-
такль 0б излишней самоуспокоенности?

М. ГАБОВИЧ.
Заслуженный артист РСФСР.

РАСЦВЕТ ХОЗЯЙСТВА КИШИНЕВА

ВИШИНЕВ, 7 января. (По телефону).
Подведены итоги работы промышленных и
торговых предприятий, научных и куль-
турных учреждений Кишинева co дня
освобождения Бессарабии от ига румынских
оккупантов по 1 января 1941 года. Циф-
ры. свидетельствуют о мощном развитии
города, превращающегоея в промышлен-
ный и культурный центр республики.

С июля по декабрь городской трамвай
перевез 9.731 тысячу пассажиров. За это
же время в 1939 году было перевезено
только 3.818 тысяч пассажиров.

За 5 месяцев 1940 года кишиневский
почтамт получил и отправил 2.476 THe
сяч писем — в два с половиной раза
больше, чем за тот же нериодл раньше.
Газет и журналов почтамт лоставил под-
писчикам за это время 1.534 тысячи эк-
земпляров.

Телеграф получил и отправил 648 ты-
сяч телеграмм—в десять раз больше, чем

раньше. 148 тысяч междугородных разго-
воров.- прошло за, это. время через кишиз
невскую телефонную станцию, в 3% pa-
за превысив число разговоров за то же
время прошлого года,

Значительны успехи промышленных
предприятий города. За 4 месяца табач-
ная фабрика выпустила 382 тысячи па-
пирос и 265 тонн табака. 273 тысячи
литров фруктовых и виноградных соков
изтотовил  соко-экстрактный завод. На
1.200 тысяч рублей изделий выпустила
меховая фабрика.

За 5 месяцев 1940 год» оборот 63 ма-
тазинов Горпромторга составил 32 mus
лиона рублей. Продано 1.650 тысяч. мет
ров тканей, 175 тысяч пар обуви, на
9 миллионов рублей готового платья, на
2 миллиона рублей трикотажных изделий,

600 тысяч зрителей побывали за это
время в кинотеатрах города. («Советская
Молдавия»). -

ПРОСТАЯ

Повесть Григоровича 0б Antone Горе-
мыке или чеховский рассказ © Ваньке
ФЖукове не производят на каменских ста-
риков почти никакого впечатления. Эти
старики видели куда более страшные
виды. Ваньза Жуков, пусть сапожник
Аляхин бил его «чем попадя» — и са-
пожной колодкой, и шпандырем, — все же
сидел в тепле и по утрам ел хлеб, а в
обед кашу. А здесь даже грудных ребят
кормили ржаной жованкой: разжует, бы-
вало, мать корку, обернет ее в тряпицу,
и ребенок сосет. Все прошлое глухих
этих деревушек — голод, мрак, стужа,
бесконечные  бедь. — Здесь — неродимые
земли: тяжелые суглинки, выщелоченные,
побуревшие черноземы. Собиратель фольк-
лора и сейчас еще услышит в этих ме-
стах поговорки, сохранившиеся от той
страшной поры: «Да не пугай! Я тебя
боюсь, как нищий пожара...». Что ни
поговорка, то либо о нищих, либо о го-
лодухе, либо о погосте... т

Двенадцать лет назад здесь возник
колхоз «Искра». Сперва он ничем не
разнился от окрестных колхозов: не плох,
но и завидовать нечему. Конечно, жизнь
несравнимо повеселела, люди уже не хо-
WHIM по милостыню, ели свой хлеб, ва-
рили щи, носили городское платье... 0д-
нако разница меж «Искрой» и средним
украинским или кубанским колхозом бы-
ла велика. Одно дело — украинская зем-
ля, другое — каменская. Шо старинной
поговорке, над украинской или донекой
землей только портками потряси—в пше-
нице по уши утонешь. А здесь, хоть и
тракторы, и зябь, и пары, больше пяти-
десяти, а в удачливый год шестидесяти
пудов не брали. Впрочем, если сравнить
эти урожаи со стародеревенскими, тои
шестьдесят пудов — сказка, небыль, свер-
шившийся сладкий сон!..

Иногда в тазетах читали о далеких
колхозах: двадцать и даже двадцать пять
центнеров зерна на каждом тектаре, от-
борная племенная скотина, почти неправ-
доподобные удои, опоросы и настриги
шерсти, колхозные сады, ягодники, элек-
тричество, даже театры, стадионы...

—- Ну, ла ведь и земля там не нала!
Ты вот с наших доходов электричество
пусти... да эти там... те-а-тры!..

Возникала ли в тогдашних районных
организациях. мысль, что вот тут, в по-
требляющем этом краю, на искони неро-
димых землях, можно построить колхозы,

ИСТОРИ.

равные самым лучшим, прославленным
колхозам Днепропетровщины; Крыма, Ку-
бани?..

* =

Любому, пусть самому слабому, рас-
строенному колхозу дано все, чтобы стать
хозяйством, каких нет ни в Европе, ни
в Америке. Нужен лишь один человек —
вожак колхоза, политически грамотный,
инициативный, волевой. Один человек! И
он найдет, непременно найдет золотых
подручных и превратит © ними самый
захудалый колхоз в образцовое земледель-
ческое хозяйство.

Так и было в «Искре».

Зовут здешннего вожака Тимофеем Ла-
риным. Он родился и вырос в этой деё-
ревне, но никто из прежних районных
работников не знал, не логалывался, ка-
кой это организатор, какой талант!..

Этот человек умел видеть в серой пов-
седневности, в бедной каменской жизни
такое, чего не видели и во что не ве-
рили прежние вожаки колхоза, отбирав-
шиеся районными организациями наобум.

В неродимых землях Тимофей Ларин
видел нераскованные и бесконечные силы
плодородия. Он уже видел новые поля,
артельные салы, огороды, пасеки — пре-
ображенную Каменку, ее яркий завтраш-
ний день...

Вместе с тем он видел и знал нечто
большее, всерешающее: знал, что таких,
как 0H; в Каменке десятки.

Как часто прежние руководители
«Искры» жаловались районным работни-
кам на «отсутствие людей», на то, что
«не с кем работать», «не на кого опе-
реться». Когда-то тут месяцами жили
уполномоченные райкома, они «подгоняли»
сев, молотьбу и тоже жаловались на «от-
сутствие людей» и на TO, GTO «все при-
хедится делать самим»...

Тимофей Ларин первый в этом колхозе
занялся отбором людей. И сколько он на-
шел их!.. Большей частью это были лю-
ди малоприметные, неречистые, как буд-
то совсем невыдающиеся. Подбор кадров—
сложнейшее мастерство. Ларин владел им,
потому что он досконально знал’ людей.

Вот колхозник Вутырев никогда не
произносил речей. Был он тих и залум-
чив. Работал — как все, ничем не отли-
чаясь OT рядовых колхозников. Он едва
умел читать. Его никто никогда He звал
на собрания актива.

В неприметных и как будто незначи-

тельных поступках Дмитрия Вутырева, в  читает Вильямса, изучил основы генети-

скупых словах, роняемых им в житей-
ских разговорах или даже перебранках,
Тимофей Ларин. уловил, что этого. чело-
века глубоко, по-настоящему волнуют
судьбы артели, ее неудачи. Поставь его
У артельного штурвала, окажи ему вни-
мание и поддержку, поработай с ним, и
скромный, тихий, полуграмотный человек
станет чародеем. 3

И, может быть, тридцать вечеров, сто
ч&сов дружеских бесед пришлось Ларину
отдать этому человеку, чтобы тот ощу-
TI свою ‹илу, свой талант и сказал:

— Да, я могу построить стахановекую
бригалу.
°Есть особый вих политической работы
на селе. Это—— не читки, не лекции, не
семинары. Это — простецкие, непринуж-
денные, залущевные разговоры у плетня,
колодца, калитки, в избе, на дорогах...
Эта работа не поддается статистическому
учету и регламентадии, потому что она
как бы растворена в повседневности, бы-
ту, колхозных булнях, она сливается с
живой жизнью. Оттого, что она так
неприметна, никто не изучает ее, не пи-
шет о ней.

На первых порах Тимофей Ларин из
всех способов воспитательной работы знал
только этот-—простейший и чудодействен-
ный. Облюбовав подручных — бригадиров,
кивотноволов, звеньевых,— он толковал ©
ними, как толкуют в деревне сосед © с-
седлом, сват со сватом. В дружеских этих
беседах он порождал в людях мечты 0
преображенной Ваменке, разжигал № них
ярэжть против рутины, застоя, самоуспо-
коонноети:

— Ведь все в наших руках!..

И Дмитрий Кутырев постролл стаханов-
скую бригаду. Колхоз «Искра» —олин из
лучших колхозов Горьковской области,
бригала, руководимая Кутыревым, — луч-
шая бригада в «Искре».

Емельян Ильич Карюканов когда-то был
учителем начальной школы. Как и Ларин,
OH ролилея и вырос в Изменке. Дед ето
был крепостным барина, Левашова. отец —
батраком. Шо болезни Емельян Ильич уже
давно не учительструет. Вотла колхоз вы-
брал своим председателем Ларина, Емельян
Ильич взял на себя обязанности ‘полево-
да, агротехника. Ларин и его товарищи,
замыслив построить на трудных землях
первоклассное хозяйство, мечтали о по-
леводе — инициативном, образованном,
«азартном»... Они создали для бывшего
учителя все необходимые условия, чтобы тот
работал в полную сиду. Емельян Ильич

ки, селекции, атрохимии, знает учение
Мичурина и Лысенко, знаком с работами
Прянишникова, осведомлен о всех новше-
ствах в советеком земледелии и с пример-
ным мастеротвом применяет свои знания Е
артельной. земле,

Назвав здесь двух активистов — arpo-
техника Карюканова и бригадира Кутыре-
ва, автор постунил произвольно. He менее
значительны и интересны фигуры звенье-

вых Екатерины. Козловой, Анны Capn-
новой, Натальи Атгафоновой, бригадира
Захара Козлова, машиниста колхозной

электростанции Вани Моисеева, животно-
вода Владимира Уварова, заведующего ap-
тельным хозяйством Павла Марухина,
старшего огородника, Дмитрия Ушакова, те-
лятницы Луши Легошивой...

Теперь тут сорок или даже пятьлесят
таких мастеров, что, право же. писатель-
художник © каждом из них мог бы напи-
сать захватывающую книгу.

ee *

Колхбз овладевает и уже овлалел пере-
довой агротехникой, Травопольный сево-
оборот, яровизация, термическое протрав-
тивание, отборные сортовые семена, ме-
тодическая и искусная борьба за влагу,
за азот, за полное истребление сорных
трав...

В этом голу на пекогла неролимых п
вконец истощенных землях колхоз выра-
стил на каждом гектаре около лвалпати
пяти центнеров сортовых пшеницы, ржи,
проса, овса... Сейчас колхозники работа-
ют над новым произволетвенным планом.
Уже назвама и обоснована цифра урожай-
ности в 1941 голу: тридцать центнеров
зерна с каждого гектара.

Это — «в потребляющей-то полосе!..».

И уже никто не сомневается, что эти
трилцать центнеров будут. Никто, потому
что, по местному выражению,  Злешние
коммунисты и активисты умеют «лосту-
кивать», то-есть доводить до конца, любое
дело, как бы опо ни было трулно.

Снимали семь центнеров. снимают
двадцать пять, снимут тридцать.

Было хилое животноводетво, теперь —
четыре болыпих фермы, десятки искус-
нейших скотников, доярок, пастухов, те-
лятниц,  свинарок,  птицеволов создают
здесь первоклассное животноволетво.

помидорах в старой Каменке и ‘не
слькнали. Просто но слышали. Теперь
огородная бригада взращивает на тектаре
800 центнеров помидоров. В srow тоду
колхозники «Искры» впервые получкли

на трудодни капусту, лук, морковь... А
от продажи овощей артель получила
142.000 рублей. Сейчас строится большое
парниковое хозяйство, идут разговоры о
теплице...

Кроме того, сад, ятодники, плодовый
нитомник, болышая пасека, механическая
мельница — полнокровие, тучность, ра-
ых раскованные силы артельной зем-
aut.

Как это слелано, как добыто?

Приведем интервью с Тимофеем Ларл=
НЫМ:

— То, что нами достигнуто, может до-
стигнуть любой колхоз. Любой! У нас мно
го отеталых колхозов, и все их можно сде-
лать такими же, как наш. Главное — под-
бор и воспитание кадров. Мы считаем,
что лучиий, самый крепкий способ воспи-

тания кадров-—проверка исполнения. Жал-

ко, что очень мало пишут и говорят о про-
верке исполнения в колхозах. А здесь она
нужна влвойне. В деревне есть еще много
расхлябанноети, старинных привычек, сло-
BO часто расходится с делом. У человека—
хорошая голова, очень умные планы, &
начнет лело и, как у нас говорят, не до-
‘стукает, не доведет до конца: характер&
нехватает. Мы берем постановления Цен-
трального Комитета партии, правитель-
ства, обсуждаем эти постановления во всех
сторон и потом следим, чтобы они во что
бы то ни стало были выполнены. В этом
тухе мы воспитываем весь свой актив.
Если ук что решили, то надо выполнить;
чего бы то ни стоило. Без постоянной и
строгой проверки исполнения мы не доби-
лись бы больших успехов
* хх

Там и сям стоят новые дома. Это уже
He стародеревенские избы: в каждом 10-
ме—1ве-три комнаты, стены оштукатуре
ны, полы покрашены...

Триналцать домов уже построены, десять
строятся, & заявок на срубы-—больше пя-
THICCATH.

В ломах и на улицах— электрические
огни; в колхозе своя электростанция.

В каждом ломе--ралио: в колхозе свой
рахиоузел.

Семиклассная школа, больной Rayo, Te-
лефон, почта...

Может быть, это и есть новая Камен-
ка, о которой мечтали когда-то Тимофей
Ларин и его друзья?

— Нет, —говорит
первая стадия...

Ларин,—это только

А. КОЛОСОВ.

Колхоз «Искра», Пильненского района,
Горьковской области.

смешить.

j

ell