` МАЛЕНЬКИЙ
ФЕЛЬЕТОН
НИЕ SE

В прелутренней тиши спокойно дремлет
старый пруд. : i

Молчат, затаив дыхание, прибрежные
кусты. Желтые кувшинки задумчиво
склонили головы на бок. Стоит, не шеве-
дясь, осока,— как будто боится неловким
движением разбудить сонные воды.
` Но вдруг кто-то с пригорка бросил ка-
‘иень в воду. Сразу ‘все вополоиЕилось,
`вотрепенулось, `заволновалось...
`` Нечто похоже случилось недавно в Ва-

`ховке. В заготовительной конторе райнот-
peicowsa. aes
`_ Невозмутимый уют конторы был внезап-
но нарушен. ‘необычным словом — лус.

`Люди бегали по конторе и тревожно
спралнивали хруг друга:

_.—— Что такое лус?

Жили в конторе тихо, смирно. Что-то
заготовляли. Что-то выполняли. Что-то не-
довыполняли. Привычно тикали ходики на
стене, Бесшумно двигались перья по 6у-
“Mare. :

-.Й вдруг, как cher Ha голову — лус,

„. Из Николаева, из. облиютребсоюза, за
полписью самого Сигала получена, строгая
диревтива:

— Заготовлять лус!
В этой самой лирективе, «опущенной»
пе только в Каховку, но «всем председа-
телям райпотребсоюзов и директорам загот-
контор», очень решительно и категорически
товорится о лусе. Это. странное. елово лус
повторено восемь раз!

‚А в. заключение говорится:

«В последний раз категорически пред-
датаю: :

‚1. Немедленно даль указания прелеела-
телям селью и рабкоопов обеспечить. за-
тотовку лус в ближайшее время.

2. Обеспечьте складские помещения для
приема и сохранности заготовляемых лус.

3. Ежедекадно сообщите нам, в копии
Снабхимпрому, © количестве эатотовленных
„вами Aye». :

‚ Работники Каховского райпотребсоюза,
‘прочитав и изучив это послание, решили:

— Вонечно, нало мобилизовать все си-
лы на затотовку луе.

_ — Конечно, надо дать указания пред-
седателям ‹ельпо и рабкоопам, чтобы они
обеслечили залотовку yc.

— Конечно, надо обеспечить складские
помещения, чтобы обеспечить yc от
порчи. .
- — ЙВонечно, надо будет ежедекадно со-
‘общать в облнотребсоюз и в Снабхимпром
© количестве заготовляемых лус.

оп. ЛЕН ТОС

Но прежде всего надо выяснить один
небольнтой - вопрос:

— Что таков aye?

Проклиная свою отсталость и невеже-
ство, работники райпотребсоюза жадно на-
бросились на справочники и словали. Ис-
кали, искали, но ничего не налили. 069
всем есть, & о лусе— ни звука.

Решили обратиться к агрономам райзем-
отдела. Агрономы густо краснели и недо-
уменно разводили руками. Да, агрономиче-
ская наука еще сильно отстает от жизни!..

Написали в Николаев, в облиотребсоюз.
Уважаемые и дорогие товарищи, мы при-
ложим все силы, чтобы обеспечить заготов-
ку лус, но мы не знаем, что ‘это за куль-
тура, ждем немедленного ответа.

Такие же запросы начали поступать и

из других районов. Всея Николаевская 06-
ласть встрепенулась:
Что такое лус?

Веполошилиеь и в облпотребсоюзе. Олин
ответственный работник  облиотребсоюза
запрашивает письменно другого  ответ-
ственного работника облиютребсоюза:

«Что такое лус, нужно немедленно уз-
Hath». г ‚ 3

Но никто не знает. А заготовлять надо.
Сам Ситал приказал. А Сигал знает, что
приказывать.

Спросили самого Сигала. Председатель
облиотребсоюза был крайне уливлен:

— Лус? Впервые слышу. Я подписал?
Но разве я обязан знать вое то, что под-
писываю? ;

Поеле долгих поисков отыскали ориги-
нал директивного письма о лусе. Отыюка-
ли, прочитали и ахнули. от удивления.

Оказывается, речь идет о заготовке —
внимание! — маслосемян.

Но товарищ, составлявший письмо, был
сильно обременен работой и слово «масло-
семян» написал сокращенно м/е. А буква
м У него слилась е черточкой, отделяю-
щей м от с. Машинистка, прочла лус, и так

напечатала,

Такова история культуры луе.

Вернее, такова ‘история дикорастущей:
культуры. пол названием «Сигал».

Без проверки, ‘не удосуживииеь” про-
смотреть: что он такое полиисывает, Си-
гал рассылает директиву. В; 26 районах
области ‘десятки люлей. заняты в’ служеб-
ные часы расшифровыванием затадок, со-
чиняемых их легкомысленным начальником.

Там, где нет подлинной культуры в ра-
боте, там неизбежно вырастает луе.

Г. РЫКЛИН.

Опера и балет в 1941 1оду

Комитет по делам искусств при СНА
СССР утверлил репертуар Большого теат-
ра Союза CCP, театра оперы и балета име-
ви Кирова и Малого оперного театра в
Ленинграде на 1941 год. В нынешнем го-
ду на основной сцене Большого театра бу-
дут показаны новые спектакли — оперы
«Борие Годунов» Мусоргского, «Декабри-
сты» Шапорина и балет «Тарас Бульба» Со-
ловьева-Седого. В филиале Большого театра
будут поставлены оперы «Ромео и Джульет-
та» Гуно и «Вер-Оглы» Гаджибекова.

На основной сцене Большого театра дол-
жен быть возобновлен и по-новому разре-
шен и оформлен спектакль «Евгений Оне-
Tun» Чайковского. На сцене филиала Oy-
дут обновлены спектакли «Фауст», «Ри-
толетто» и «Лакме». Кроме балета «Три
толстяка», театр возобновит балет «Эеме-
ральха» Пуни в обработке композитора
Тлиэра. Дирекции театра поручено поста-
вить дивертисмент с участием ведущих
артистов балета. Этот ливертисмент должен
показываться вместе со спектаклем «Йо-
ланта» Чайковского. Кроме того, в репер-
туар филиала будет включена одна коми-
ческая опера или оперетта.

В репертуар Ленинградского театра опе-
ры и балета имени Кирова (основной спе-
ны) включены оперы «Чародейка» и «Евге-
ний Онегин» Чайковского, «Лоэнгрин»
Вагнера, «Борис Годунов» Мусоргского, «Де-
кабристы» Шапорина и балет «Сча-
стье» Хачатуряна. На сцене филиала
намечены к постановке «Фауст» с Валь-
пургиевой ночью Гуно, «Самсон и Дали-
ла» Сен-Санса и «Сказки Гофмана» Офен-
баха. В текущем году в основном театре
булут возобновлены балеты  «Баядерка»,
«Дон-Кихот», «Фея кукол», «Шопениана»
и «Петрушка». Кроме перечисленных спек-
таклей, театр имени Кирова холжен в те-
чение гола поставить советскую оперу и
второй балетный спектакль.

Ленинградский Малый оперный театр. в
этом голу покажет шесть премьер: «Фаль-
стаф» Верди, «Цыганский барон» Штрау-
са, «Девушка с запада» Пуччини, «Бенве-
нуто Челлини» Берлиоза, «Волочаевокие
дни» Дзержинского, балет «Золотые › ко-
лосъя» Кабалевокого. Возобновляютеся лва
спектакля — «Нищий студент» Миллекера
и «Желтая кофта» Легара.

КОЛХОЗНЫЕ. ХАТЫ ОБОРОНЫ

ТОРЬБИЙ, 8 января. (Норр. «Прав-
ды»). В пяти селениях Ветлужекого рай-
она, Горьковской области, организуютея
колхозные хаты обороны. Военный отдел
районного комитета ВКП(б) и районный
совет Осоавиахима снабдили их учебным

сружием и наглядными пособиями, Девять
раз в месяп командиры запаса будут про-
волить в хатах обороны занятия с колхоз-
никами по противовоздушной, химической
и санитарной обороне и строевой ae
товке.

В колхозе «Восток», Нетровского района, Саратовской области, сельскохозяй-

ственный инвентарь готов к весне. На

снимке — комиссия в составе агронома

Ф. Трутнева (слева), полевода И. Простомолотова (в центре) и плотника Г. Горел-

кина принимает отремонтированные сеялки.

Фото B. AauMosa,

ЭЛЕНТРИФИКАЦИЯ КОЛХОЗОВ

ГОРЬКИЙ, 8 января. (Корр. «Правды»).
В. истекшем году многие колхозы и сельские
районные центры области электрифици-
рованы. Четыре колхоза Павловского райо-
на’ и один Богородекого присобединены к
сетям Горьковской . ГРЭС. В ближайшее
время таким же путем получат о электро-
энергию четыре колхоза Вачекого района.

Орденоносный колхоз «Советская деревня»,
Богоролского района, и колхоз «Ленинский
путь», Спасского района, на’ собственные
средства соорудили электростанции с лви-
тателями внутреннего сгорания.

Для электрификадии колхозов главным
образом использовались водные ресурсы
области. Колхоз имони’ Воропвилова, ° 9-
чинковекого района, построил гихроэлек-
тростанцию на речке Рудня, Успенская и
Кльшинская сельхозартели, Залесного рай-
она, заканчивают строительство  гидро-
электростанции Ha реке Верженец. В Вад-
ском районе колхозы «Красный луч»,
«Безбожник», «Врасный двигатель» и
«Борьба» использовали с этой же целью

реку Вадок. Мошную гихроэлектростанцию
стоимостью около 1 миллиона рублей со-
оружают колхозники Перевозского района.
Е ФЕ
700 СПЕЦИАЛИСТОВ НА НОВОСТРОЙКИ
Из проектных организаций, научно-ис-
слелбвательских институтов и других уч-
реждений Москвы, Ленинграда, Киева и
Харькова направлено ‘на новостройки стра-
ны 700 специалистов с высшим образова-
нием. На Дальний Восток выехало 50 ин-
женеров-строителей, на Урал—100, в рес-
публики Средней Азии— 60.

ЛЕКЦИЯ МАСТЕРА ВЫСОКИХ УРОЖАЕВ
О МЕ ЕФРЕМОВА

ВИЕВ, 8 января. (Корр. «Правды»). В
Виев прибыла делегация колхозников Б6-
логлазовского района, Алтайского края. Де-
легацию возглавляет знатный мастер вы-
соких урожаев депутат Верховного Совета
РСФСР М. Е. Ефремов.

До приезда в Киев делегация посетила
ряд районов и колхозов Черниговской об-
ласти и проверила выполнение договора ©
социалистическом соревновании © колхо-
зами Мало-Девицкого района. Сейчас со-
ревнование Мало-Девицкого района с Бе-
логлазовским превратилось в соревнование
Чернитевской области © Алтайским краем.

Вчера вечером в ‘конференц-зале Акале-
мии наук УССР состоялась встреча спе-
циалистов сельского хозяйства © делега-
цией Алтайского края. Тов. Ефремов про-
читал лекцию на тему «Агротехника вы-
соких урожаев зерновых».

—о—-

Материалы о лейтенанте Шмидте
ОДЕССА, 8 января. (Корр. «Правды»).
В Одесском областном государственном ap-
хиве при разборе материалов Одесской
почтовой конторы обнаружены документы
о восстании в Черноморском флоте в
1905 году, o6 аресте лейтенанта Шмидта
и пребывании его в заключении в Qua-
Еовской крепости. Найдено собственноруч-
ное письмо Шмидта к родным. В письме
он пишет:

«Не волнуйтесь! Слелственная комис-
вия обещала мне, что Женю (т. е. сына)
скоро освободят, тогла я буду спокоен.
Чувствую себя счастливым, как только
можно чувствовать себя после исполнен-
ного долга». 7

: РАБОТЫ! ИНСТИТУТА ЛИТЕРАТУРЫ

ЛЕНИНГРАД, 8 января. (Корр. «Прав-
ды»). На-днях отделение. литературы и
языка Ажалемии наук СССР подвело ито-
ги работы Института литературы за 1940
Год. ae :

Закончена. коллективная работа пе со-
ставлению 10О-томной «Истории русской
литературы». Этот научный труд дает кар-
THEY развития рубкой литературы от
древнейших времен xo Великой Октябрь-
ской социалистической революции в СССР.

В составлении «Истории русской лите-
ратуры» принимали участие виднейшие
литературоведье страны. :

Сейчас в типографии города Таллина
печатаются первый, третий и пятый тома.
Они будут выпущены в.свет в текущем
году.

Институт литературы предпринял изда-
вие сборников-ежеголников «Вопросы тео-
рии литературы». Подготовлен к изланию
первый сборник, содержащий несколько
  научно-иселедовательских статей, посвя-

щенных общим проблемам литературной
теории. взглядам на литературу Ленина
и Сталина, а также отдельным вопросам

‘художественной формы.

В этом голу институт приступает к pa-
боте над новым коллективным научным
трулом—«История русекой критики». ИЙз-
лание булет состоять из ‘пяти томов и
охватит перис от начала развития рус-
ской критики в ХУШ веке до 1917 года.
В 1941 году будет подготовлен к печати
один том. f

Заканчивается в этом голу составление
3-томника «История русской литературы»
для высших учебных заведений. Готовится
сборник научно-исследовательских статей,
посвященных проблемам развития  совет-
ской литературы.

Одной из крупнейших работ текущего
года будет «Свод русского фольклора». В
составлению этого многотомного издания
приступает отлел фольклора народов СССР
Института литературы.

Академик Адамов диктует главу 43
своего нового научного труда. В еследую-
т6е мгновенье он взволнованно обсуждает
со своими сотрудниками статью, только
что появившуюся в. газете и направлен-
ную против академической замкнутости
Института сельскохозяйственных вультур,
в котором работают герои фильма. Укра-
ине нужен хлопок. Жизнь требует от с0-
ветских ученых незамедлительного ответа
на множество практических, ежедневно
возникающих вопросов. Й вот уже мчится
поезд, и сверкает на поворотах лакиро-
ванными боками автомобиль, — академики
и профессора едут среди полей Украины...

Начальные кадры «Макара Нечая», —
новой картины Киевской киностудии, —
завязывают в стремительном темпе слож-
ную тему столкновения кабинетного ака-
демизма, замкнутой, гордой и себялюбивой
учености ‘со смелым HOBATOPCTBOM, ©
дерзким экспериментированием  практиче-
ских деятелей.

Макар Нечай, агроном, работает со сво-
ии старым отцом Панасом Тимофеевичем и
невестой Галей ва опытных участках
хаты-лаборатории. hee

Зреют чудесные яблоки, ветки гнутся
от обильных плодов. На опытном поле —
посев хлопка. Сколько труда и борьбы,
сурового упорства! Каких тревог и волие-
ний стоит маленькому коллективу хаты-
лаборатории его хозяйство! Надвинулась
гроза, раскалывается небо в громе и мол-
ниях, хлынул ливень, — и несколько чело-
век с упорством борютея 0 стихией.
Нельзя спокойно смотреть на это, — и aka-
демики ринулись в бурю, они кинулись по-
могаль... Й вот уже вбиты колья, брезен-
товые ‘полотнища, мгновенно потемневшие
от воды, хлопают, бьются под ударами
ветра, но, надежно прикренленные к кольям,
они хорошо защищают драгоценные трядки.

Грядки эти должны уцелеть Во что бы
то ни стало. Они дадут первые семена
украинского хлопка,

Академик Адамов и агроном Нечай. Уче-
ный © мировым именем, чья работа 9 за-
конах наследственности удостоена между-
наролной премии Менделя, и безвестный
практик-новатор, один из тех многочиелен-
ных талантов, которых выдвигает совет-
ская жизнь из самой гущи народной. Они
противостоят друг другу в начале кар-
тины. Идейная борьба, возникшая между
ними и достигающая иной раз истинного
драматизма, составляет ее содержание. Од-
нако победы Нечая на полях Украины не
ожесточают противника: высшим благом для
каждого из них является благо советской ро-
дины, хотя зритель с первого шата прони-
кается болеё живыми симпатиями к Макару
Нечаю.

Адамов видит, как его теории формальной
тенетики опрокидываются новым движением
дарвинистов, мичуринцев, советских нова-
торов науки. Яркая картина диспута среди
биологов показала ему, что новые идеи про-
ложили себе широкую дорогу. Но он преодо-
левает личные настроения. Й когда 3-38
океана, от профессора Хьюза, при-
ходит ‹ сочувственная телеграмма Ha
имя «затравленного» руеского академика

«Макар Нечай»

9 ЯНВАРЯ 1941 г, №9. (8417)

ЕЕ ЕЕ ee 9 ЕЕ

Новая картина
Киевской киностудии

с предложениём переехаль на работу к не
му в институт, американцу дается от-
вет, полный тлубокого патриотического
достоинства:

— Я не просто ученый, которому без
различно, где и с кем работать. Я русский
ученый, — пишет Адамов.— Я . советский
ученый.

Острая борьба между ним и Нечаем —
это спор советских: людей. между собой. Не
конкуренция, обычная в капиталистичесвих
условиях, движет их страстями.

Как видит читатель,  малериал новой
картины строг и серьезен. К этому надо
прибавить, что автор сценария Б. Старшев,
начав в хорошем темпе, в дальнейшем
разворачивает сюжет медленно и робко.
Ему удается хорошо зарисовать сцены тру-
да Ha полях, насытив новаторские иска
ния героев истинной поэзией. Макар Не-
чай, предпринявший на, свой страх и риск
изссовый посев хлопка в колхозах и под-
писавший ряд гарантийных писем, ‘потер-
пел поражение. Выразительно и. волнующе
показана ночная сцена, когда Нечай, сн-
дя на корточках, рассматривает тибнущие
‚растения: от малейшего прикосновения,
даже от дуновения ветра бутоны хлопка
опадают. т

Убедительно ‘показан зв последующих
сценах переход от уныния и. подавленно-
сти к новому под’ему сил: хлопку нехва-
тает соков. Надо бороться, надо отыскать
сп0соб «переливания крови», добиться,
чтобы соки или только на питание буто-
нов. Нечай енова принимается за смелое
экспериментирование: ломает верхушки
хлопка, отнимающие слишком много соков
У бутонов, и добивается урожая хлопка. ‹

Таких сцен, полных внутреннего IBH-
жения, в картине немало. Но, -к сожале-
нию, в целом сценарий лишен драмалур-
гической стройности. Скорее всего он по-
хож‘ на очерк. Здесь мало вобытий, мало
сцен, лвижущих и обостряющих столкнове-
ния характеров и игру страстей, и много
статических моментов, не лишенных вырз-
зительности, но несущих всего лишь ил-
‘люстративную натрузку.. 2 :

Режиссер В. Шмидтгоф благополучно
преодолел многие слабости епенария. Мед-
длительность действия компенсируется’ и
культурной режиссерской работой, и хор-
шей игрой артистов Добровольского, Ива-
евой, Дунайского, Зайчикова, Дубров-
ского и других. :

Хлопок на Украине созрел. Победоносно
сияют в белом пветении неоглядные поля.
И «серебряный хлопок» Адамова, столько
раз показанный в макете под стеклянным
колпаком, тоже существует в реальном,
живом виде, — его привезли из Узбеки-
‘стана, куда Нечаем были посланы семена.

В заключение авторы картины показы-
вают банкет со щедрыми тостами и при
участии почти всех действующих лиц,—
непременный банкет, который так полю-
бился нашим драматургам под занавес.

В чему эта  красивость, нарушающая
общий сдержанный тон картины и проти-
воречащая верному художественному вку-
су ее авторов?

А. :ЭРЛИХ.

_ ПОДГОТОВКА К 800-ЛЕТИЮ 60 ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИЗАМИ

БАКУ, 8 января. (Норр. «Правды»).

‚Общественные организации Баку: ‘леятель-

но готовятея к 800-летию со дня рожде-
ния великого азербайлжанского поэта Ни-
зами. Юбилейный комитет Низами при
Совнаркоме Азербайджанской ССР провел
‚конкурс на лучший портрет поэта. В кон-
курсе участвовало много художников рес-
публики. Принят портрет художника Халы-
кова. получивший первую премию в. 15
тысяч рублей.

Республиканское издательство выпускает
из печати лучшие произведения Низами

на азербайджанском и ‘русском языках.
Молодой. композитор Афросияб’ `Бадалбейли,
автор, первого азербайджанского балета
«Девичья башня», работает над оперой
«Низами» на сюжет из жизни великого
поэта. 5 :
Известный писатель Мамед Сеид. ‘Opzy-
балы, автор романа «Тавриз туманный»,
заканчивает начатый еще в 1939 тоду

большой исторический роман, посвящен-

ный эпохе Низами. Одновременно тов. 0р-
дубалы пишет текст оперного либретто,
посвященного Низами.

АГРОТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В КОЛХОЗЕ

ВОРОШИЛОВСК, 8 — января.
«Правды»). В колхозе им. Молотова, Ге-
оргиевекого. района, на-лнях

присутствовали бригалиры, звеньевые, чле-
ны правления колхоза и колхозный актив.

(Корр.

состоялась
агротехническая конференция, на которой   приступили к сбору золы.

В настоящее время в колхозе имени
Молотова посевные. семена уже подготовле-
ны, проверены в лаборатории. Волхозники

Такие же конференции будут проведены
и в других колхозах района.

`Хронологические

выписки Маркса

по истории России

Институт Маркса — Энтельса — Ленина
подготовил к печати хронологические
выписки Маркса по истории России, кото-
рые полностью будут опубликованы в 4-м
томе «Хронологических выписок» Маркса
(«Архив Маркса и Энгельса», т. УШ). Эти
выписки представляют исключительный
интерес. Частично они опубликованы в
№ 3 журнала «Нролетарская революция».

Последние годы своей жизни Марке уле-
лял большое внимание изучению России
 поее истории. Чтобы иметь возможность чи-
таль книги в оригинале, Марке специально
изучал русский язык. В 1877 г. в своем
письме в редакцию «Отечественных запи-
сок> Марке писал: «Чтобы иметь возмож-
ность CO знанием дела судить 0б экономи-
ческом развитии современной России, я изу-
чил русский язык... затем в течение долгих
`дет изучал офиниальные и другие издания,
имеющие отношение к этому предмету».
(Соч., т. ХУ, стр. 376).

В начале 70-х тг. прошлого столетия
Марке усиленно изучал историю России.
Он хорошо знал работы: «Тюрьма и ссыч-
ка» Герцена, «Примечания Чернышевского
Джону Стюарту Миллю», «Положение
рабочего класса в России»  Флеровекого-
Берви, «История государства Российского»
Карамзина, «История славянского языка и
литературы» Эйхгоффа, «Слово © полку
‚Игореве»; он читает Пушкина, Гоголя, Сал-
тыкова-едрина. По свидетельству Эн-
тельса, в библиотеке Маркса было евыше
200 книг на русском языке.

Для хронологических выписок по исто-
`рии России Марке использовал 18-томную
историю Шлоссера, работы Ботта, Сегюра,
Карамзина «Историю государства Россий-
екого» и другие.

Читая книги по истории, Марке хелал
выписки для себя, а не для публикации.
Советскому историку интересно просле-
дить, как Маркс записывал исторические
события, как он характеризовал отдельные
исторические личности, что болыне всего
привлекало его внимание.

Хронологические выписки По история   B

В данном случае речь идет лить о пе-
риоде, охватывающем 1362 — 1598 гг.
Особое внимание Марке обращал на поли-
тическую историю России. Его внимание
привлекала прежде всего героическая борь-
ба русского народа за освобождение: своей
страны от татаро-монгольского ига и дру-
гих захватчиков. Наряду © этим он вни-
мательно ‘и подробно изучал процессе обра-
зования русского национального государ-
ства и превращения ето в многонацио-
нальное, централизованное. государство.

В тринадцатом веке в Россию через
Волгу вторглись татары. Главная битва
с захватчиками произошла на реке Калке.
Русские потерпели поражение. Татары опу-
стошали города и деревни. Владимир был
сожжен. ‘Рязань обращена в Груды
пепла. Жители ее перебиты. Киевекое кня-
жество распалось. Многие цветущие pyc-
ские горола и деревни были превращены
монголами в труды развалин. Русские
князья стали вассалами татарских ханов.
Русь должна была платить дань. №то не
мог уплатить дань, того забирали в нево-
лю и гнали на чужбину.

<...Сульба России была решена на 21
столетия. Монголы проникают внутрь Рос-
сии, опустошая все огнем и мечом...».
(«Архив Маркса и Энгельса», т, У, стр.
224). .

«Кнут был введен в России монгола-
ми». «От монтолав к русским перешло при-
менение страшных пыток...». Татаро-мон-
TOABCKO6 иго давило, оскорбляло и иссуша-
ло самую душу народа, писал Маркс.

`Маркс в евоих выписках прослеживает
основные факты борьбы русского народа с
татарами..Он особенно останавливается на
роли Дмитрия Донского в разгроме татаро-
монгольских полчиш.

«11 августа 1378 Дмитрий Донской со-
вершенно разбил монголов на реке Воже
(в Рязанской области). Это первое правиль-
ное сражение с монголами, выигранное
русскими».

«8 сентября 1380 битва на широком
Куликовом Поле. Полная побела Дмитрия...».
Но при походе Тохтамыша на Москву
1382 г. Дмитрий «обнаружил 6ез-

России охватывают почти 8 столетий (с   деятельность, —записывает Маркс, —он от-

862 г. ш 1613 т.).

правилея с женой и детьми в Кострому,

поручив защиту Москвы беспомощным боя-
рам... Монголы устроили в Моснве, после
трехдневного ее сопротивления, кровавую
баню». Москва была сожжена дотла, при
этом было убито 24.000 человек.

Русь должна была платить тяжелую
дань. Интересы обороны от’ нашествия за-
хватчиков требовали образования централи-
зованного государства, способного удержать
напор нашествия.

Борьба против татар продолжалась и в
период княжения Ивана Ш. Решающий
разгром татаро-монтольских полчищ произо-
шел в ХУ веке. После. нескольких реши-
тельных ударов Ивана Ш, нанесенных та-
тарам, ханы начали посылать своих послов
к русскому князю. 0 росте силы Москвы и
слабости татар свидетельствует следующая
‘запись Маркса:

«1480 Иван высмеял послов Ахмата,
которые снова явились в Москву с ето
басмой; он ее разбил, топтал ее нотами,
убил всех послов, кроме одного, которого
послал с дерзким ответом обратно к хану».

Побела Ивана Ш нал татаро-монголами
явилась естественным завершением дли-
тельной борьбы русского народа за свое
национальное освобождение.

В борьбе с Золотой орлой русский народ
создал свое государство. Марке подробно
останавливается на вопросе 0 TOM, как рус-
ский народ, преодолевая постепенно. свою
разобщенность и политическую раздроблен-
ность страны, боролся за создание своего
национального государства.

Он прежде всего обращает внимание на
основные факты ликвидации феодальной

раздробленности.

«1471 он (Иван Ш-—УИ. Г.) смирил
Новгород...», «Новгород ‘стало холоном
Ивана».

«..Иван воевал в немецкими рыцарями
в Ливонии; последняя была жестоко опу-
стошена...».

«1485 on подчинил себе Тверь...>: _

‚ «1487 он окончательно подчинил себе
Казань...».

«1489 Вятка, лежащая среди унылых
лугов и лесов, с ХПИ века была небольшой
республикой...». «Иван послал туда вой-
ско; все их вольности полетели к чертям;
они были порабощены». у

Маркс характеризует Ивана ПГ как с03-
халеля русского национального государства:
Иван Ш первый ввел в России двугла-
вого орла; он называл себя «государем
всея Руси». Покорение удельных князей
ий присоединение отдельных княжеств к

Москве шло попутно с уничтожением тд-
таро-монгольского ига.

В связи с историей создания русского
национального государства Маркеса, есте-
ственно, интересовали также атрибуты фео-
дального государства, которые получиля
развитие при Иване Ш. Марке интересо-
валея вопросами вооружения страны и ее
обороны. Он пишет, что Bp XIV sexe на

Руси уже стали пользоваться огнестрель-.

ным оружием. «Употребление пороха ста-
ло известно русским в ХУ веке, но глав-
ным оружием еще долго оставались копье,
меч, стрелы. Главная их сила—-нонница».

«С ХУ века в России начали появлять-
ся пушки при обороне городов».

Далее Марке записывает: «Военные си-

лы русского государя с начала ХУГ века
состояли из 300.000 детей боярских и из
60.000 вооруженных креетьян...». В ХУ
веке была учрежлена, постоянная личная
охрана, царя, состоявшая из стрельцов.
о Марке также отмечает. и другие летали
устройства государственного аппарата при
Иване Ш; «Иван ПЕ придал своему двору
«пышность», создал вокруг себя новые лол-
жности: государственного казначея, коню-
шего, постельничего; среди придворных де-
тей боярских— сыновья князей и вельмож
его государства. Этот суб’ект сам предсе-
дательствовал на церковных соборах и, та-
ким образом, стал главой в церковных де-
лах».

«27 октября 1505,— заключает Марке —
умер этот великий макиавеллист, 67 лет
от роду, после 44-летнего княжения».

Словами «великий макиавеллист» Марке
характеризует Ивана Ш, который твердо и
решительно, не пренебрегая никакими
средствами, шел к своей цели — к созда-
нию русского национального государства
и к установлению елиноличной власти.
В другой работе Марке лает  чекан-
ную характеристику значения княжения
Ивана Ш: «Изумленная Европа, в на-

‚чале княжества Ивана, едва замечавшая

существование Московии, стиснутой между
татарами и литовцами, была поражена вне-
запным появлением на ее восточных гра-
ницах огромного государства, и сам султан
Basset, перед которым тренетала Европа,
впервые услышал надменные речи мо-
сковитов».

Процеес превращения русского государ-
ства в централизованное многонациональ-
ное государство продолжался и при Иване
ТУ. Марке внимательно изучает обстановку
парствования Ивана Грозного, начиная свои

записи с характеристики среды, в которой
рос Иван ТУ.

Известно, что Василий Ш, вследствие
бездетности его первого брака, женилея на
дочери Василня Глинского-— Елене. «1530
она принесла ему Ивана ТУ...».

В этот период в течение нескольких лет

происходила. борьба между боярскими груп-.

пировками за власть.

«1538 умерла Елена; она, вероятно,
была отравлена. Ивану 1У еще не было
8 лет. Теперь стала тиранствовать другая
партия вельмож во главе с Василием Шуй-
ским, лурно обращаясь также с Иваном и
его друзьями». :

Неурядицами и интригами среди бояр
воспользовались татары. Они снова вторг-
лись ‘в пределы Московского государства,
Маркс отмечал, что в «1541 вторжение
татар ‹ под’ предводительством крымского
хана и Сафа Гирея (хана казанского) про-
булило патриотизм...». Врагам русского на-
рола снова «пришлось удрать».

`Маркс записывал но только факты, но
и методы, которыми пользовался Иван TV
в’ борьбе за укрепление русского многона-
пионального государства. «Иван велел ми-
трополиту венчать его на царство и при-
нял постоянный титул царя...».

«2 октября 1552, после повторявиихся
в течение ряда лет похолов против казан-
ских татар, город Казань был взят; Иван
ТУ лично в этом участвовал».

«1556 башкиры были более или менее
покорены».

«1556 Астраханское ханство признало
русское госполетво...». ~

«1557 донские казани присоединились
к государству».

Немало внимания уделяет Маркс оприч-
нине, введенной Иваном ТУ. Создание онрич-
нины имело
остатков феодальной раздробленности и уся-
ление самодержавной власти Ивана ТУ.
«Для своего солержания он вымелил себе
много горолов вместе с их областями, на-
звав это опричниной, и { создал? многочи-
сленную стражу телохранителей, набран-
ную из низших слоев, —опричников, своих
«ассасинов».

Маркс останавливается и на внешней
политике, на дипломатии русского государ-
ства как на одном из моментов, обусло-
вивших превращение русского напиональ-
ного государства в многонациональное. Он
отмечает почти каждый крупный шаг внеш-
ней политики, говорящий o6 укреплении

своей целью ликвидацию!

мощи России и ее связей с Европой и Азя-
ей. Под датой 1373 Марке залкисывает:
«мир с ливонскими рыцарями-меченосца-
МИ...» в 1473 году «Гроссмейстер немец-
ких рыцарей договорилея с ним (< Иванох
Ш.— И.Г.) о мирном разрешении { конфлик-
тов ...>; в 1483 году «Иван ПЕ завязал
лружбу с Матвеем, венгербким королем (для
защиты от польского короля Назимира)...>;
в 1490 голу «Датский король через свое
посольство Тоже заключил с ним друже-
ственный союз; Иван Ш был также в дру-
жественных сношениях и © турецким ©ул-
таном...».

«В 1523 Сигизмунд заключил Б-летнее
перемирие с `Россией». В 1582 ту
Иван‘ 1У заключил «мир -с Польшей».
В хронологических записях Маркеа мы на-
ходим много фактов и .0. торговле Россия)
с другими странами.

Под датой 1530 гол Марке записывает,
что при Василии [У «..торговля процвета-
ла. Европейские купцы . ввозили. серебро в
слитках, сученое золото, сукна, медь, зер-
кала, ножи, иглы и вина; азиатские же
купцы— шелковые ткани, жемчуг. и. драго-
пенные камни; предметами. вывоза были; в
Германию-—дорогие меха, ножи, воск; в
Литву и Турцию—меха и клыки моржей
и подобных им животных».

Иван Ши Иван У пекровительствовали
торговле. Они помогали русским ›купиам,
лавали им льготы. В конце ХУГ века на-
чалея процесс слияния ‘местных рынков’ в
единый всероссийский рынок. ‘

Обобщая внешнюю политику Русском
государства как фактор укрепления мощи
России, Маркс отмечает и направление
внепгне` ‘политики Ивана ТУ. «Он был Ha-
стойчив в своих попытках‘ против Ливо-
нии; их сознательной целью было дать
России выход к Балтийскому морю и 01-
крыть пути сообщения с Европой. ‘Вот
причина, почему Tlerp так им (Ив
ном ГУ.—И. Г.) восхишался!».

Таким образом, Марке показывает, как
Иван ТУ, защищая интересы господствую-
щего класса, направлял свою деятельность
Е тому, чтобы создать русское многонацио-
нальное государство.

Датой емерти Федора, Г (1598 г.) закан-
чивается отрывок из хронологических вы-
писок Маркеа по русской истории.

Хронологические выписки Маркса —
поучительный образец того, как надо изу-
чать историю.

~

И. ГОХБЕРГ.