„ского реальная история — не фон,

ОБЗОР
ПЕЧАТИ

Se
` (Свою новогоднюю передовую сталью
«Строительная газета» начала © пере-
числения передовых отраслей социалисти-
ческого народного хозяйства. Она познако-
мила, читателей с достижениями работни-
ков утольной промышленности, металлур-
тов, транспортников, колхозников:

«Круто в гору пошла угольная про-
мышленность. Серьезных достижений до-
бились металлурги. С превышением пла-
новых наметок работает железнодорож-
ный транспорт. Новых успехов достигло
социалистическое сельское хозяйство»,
После того, как прошли в статье пере-

ховики различных отраслей народного хо-
зяйства, газета скромно вывела и строите-
лей. Скромность, конечно, добродетель. Но
и ею He следует злоупотреблять. А У
«Строительной газеты» скромность превра-
тилась не только в привычку, но и в сво-
эго рода профессию. ,

Отетавание тазеты федакция склонна,
повидимому, об’яснить отставанием своего
наркомата. Действительно, план истекие-
то тол» выполнен по общесоюзному нар-
комату только на 75—78 проц. Газета
как бы усматривает свою задачу в TOM,
чтобы и в наркоматской печати вылержи-
вать общий стиль отставания. Если хро-
мает наркомат, то должна ковылять и его
газета.

Вазалось бы, дело должно обстоять как
раз наоборот. Именно потому, что нарко-
мал отстает, его газета должна проявлять
особую энергию, воинствемность. Она при-
звана подымать стахановекое движение,
развивать сопиалистическое соревнование,
выдвигать лучших строителей, показывать
их опыт. Строительство отстает, — так в
первые же ряды стахановцев-строителей!
Нало знакомить с ними вею массу, попу-
ляризировать передовой опыт, подлержи-
вать лучших людей строек, окружать их
почетом. Больше внимания к ним, больше
любви! И болыне ненависти, гнева против
тех, кто срывает строительство, тащит его
назад!

Когда вся наша печать развернула
страстную борьбу © прогульциками, лоды-
рями, летунами Ha производстве, «Отрои-
тельная газета» долго выжидала в. мол-
чании. А потом, после того как «Правда»
отметила в 0бзоре печати это странное
молчание, релавция  затоворила, сперва
невпопад, & затем, по привычке, поплелась
в хвосте.

Такую же стоическую позицию зачи-
мает сейчас газета и в борьбе за разви-
тие стахановекого движения.

Ках же не показать хотя бы в новогод-
нем номере лучигих, передовых людей?
Tak сделали решительно все отраслевые
тазеты. «Строительная газета» мимоходом,
холодно и скупо упомянула только 0 пе-
редовых экскаваторщиках. Но ведь это
лишь один отряд иногочисленной армии
строителей...

Не показывает газета лучших людей,
стахановцев в празлники, не показывает и
в будни. Известно, с каким под’емом во
всех отраслях налего народного хозяйства
готовятся к. ХУПЕ Веесоюзной партийной
конференции. Веюлу рабочие, инженеры,
служащие заключают договоры воциалиети-
ческого соревнования, берут на себя кон-
кретные обязательства. Во всех отрасле-
вых газетах пол рубрикой «Навстречу
ХУШ нартийной конференции» печатаются

АВТОМАТ ДЛЯ ЭЛЕКТРОСВАРКИ. МЕТАЛЛА

Известный украинский академик Е. 0.
Патон предложил недавно автомат для
скоростной электросварки металла. Этот
автомат, обслуживаемый лвумя рабочими,
заменяет по производительноети 20 элек-
тросварщиков. При этом качество сварки
значительно повычнается. При сваривании
металла толщиной в 3—4. сантиметра
производительноеть  соответетвенно увели-
чивается в 30-—40 раз. 3

Отсутствие яркого света и выделяе-
мых газов создает полную безопасность для
здоровья сварщиков, Сокращается также

В ОБОЗЕ...

обширные материалы — трудящиеся © во-
одушевлением говорят OT своего имени,
своими словами о своих производственных
подарках конференции,

«Отроительная газета» выждала по
обыкновению, пока все газеты заняли свои
места. Потом утвердилаюь В тылу. Перех
нами последний номер газеты от 7 января:
Что находит здесь читатель о приближаю-
щейся партийной конференции? Несколько
десятков строк сухой и холодной информа-
ции. Конечно, пребывая в 0603е, нельзя
возглавить начавитийся под”ем.

Никто не поверит, что среди строителей
нет массового. движения навстречу ХУШ
партийной конференции. Не подлежит сом-
нению, что на строительных площадках
заключаются дотоворы социалистического
соревнования и в первых рядах, наверно,
плут инициаторы, застрельшики скорост-
ных методов строительства. Но все 910. в
тусклом зеркале «Строительной газеты» от-
ражается лишь емутными, расплывчатыми
тенями. Ничто не может вывести газету
из ее пассивности, из ведомственной кос-
ности.

Даже разоблачая вопиющие непоряхки, *
релакция словно во сне мочалку жует.

Вот в номере от 17 декабря тов. 9. Гольт-
берг, заместитель начальника планового от-
дела Наркомстроя, рассказывает, как про-
водил наркомат сокращение штатов:

«Этот процесс общего нажима (?) и
огульного (?) сокращения администра-
тивно-хозяйственных расходов по всем
строительным организациям Наркомстроя
в основном закончен. Теперь (!) необхо-
димо перейти к более организованному,
н более продуманному (!) методу борьбы
за сокращение административно-хозяй-
ственных расходов».

Наркомату брошено серьезнейшее обви-
нение. Огульно, под общим нажимом, без
тосталочной организованности, без надле-
жащей пролуманноети были удалены ты-
сячи работников, в том числе, как говорит
автор статьи, «очень нужные категории
работников». Но как эпичесви спокойно
повествует 0б этом азтор! Словно это так
и Halo, таков уже от господа бога «про-
цесс» установлен, чтобы сначала непре-
менно дров наломать, а потом yme opra-
низованно и обдуманно делать дело. И спо-
койно печатает это TaseTa,— и нет ника-
ких откликов наркомата, и больше к это-
му вопросу никто не возвращается.

Но «огульный» стиль работы это и есть
стиль «Строительной газеты». Она 060
всем пишет как-то «огульно». Есть статья
о. скоростных метолах строительства, но
нет живых людей, которые являютея но-
зителями этих метолов. 0 них не говорят,
и OHH сами не говорят в газете. Исть
общие, «огульные» слова о стахановеком
хвиженни, но нет стахановцев. Они не го-
ворят, и о них не’ говорят.

Так, вопреки традициям большевистской
печати, облюбовала «Строительная газета»
равнодушный стиль канцеляриетов. Газе-
те покойно в © дальнем утлу. л-
вая жизнь не тревожит неторопливую. ре-
лажцию.

А как же наркомат? Ведь газета суще-.
ствует не сама по себе. Она — орган нар-
комата. Почему же он мирится е тем, что
его орган выглядит в столь неприглядном
свете? Разтадка проста — наркомат мало
это интересует, он мало беспокоится о своей
тазете.

удельный расход электроэнергии. Автомат
могут обслуживать рабочие низкой ква-
лификации.

На Лнепропетровском заводе имени
Молотова уже установлены лва автомата.
акал. Патона. С их помощью здесь будут
изготовляться 12 тысяч тонн металличе-
ских конструклий для Виевского ° моста.
Скоростная автоматическая сварка найдет
себе самое широкое применение и на дру-
тих металлургических заводах и на пред-
приятиях по изготовлению металлических
конструкций.

‚дожников — рисунки,

ПРА

Избирательная кампания в Латвийской

ССР. На снимке — член участковой
избирательной комиссии № 3/3 Риж-
ского первого избирательного округа
работница трикотажной фабрики Н. Вен-
ская за работой на избирательном
участке. Фото Д. Чернова, (ТАСО).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
НА ТЕМЫ ИСТОРИИ ВКП(б)

В ленинеким дням в Музее изобрази-
тельных искусств им. А. С. Пушкина, в
Москве, открывается большая выетавка
графики на темы истории ВЕИ(б). Будет
показано около 300 работ советеких ху-
акварель, гравюра.

Кукрыниксы представили рисунки па-
стелью — «Выступление В. И. Ленина на
П Всероссийском ©’езде Советов», «В. И.
Ленин ‘и Г. № Орлжоникилзе в Разливе»;
П. Васильев — «В. Й. Ленин и
И. В. Сталин в Смольном. 1917 г»;
В. Щеглов — «Выступление И. В. Сталина
на Чрезвычайномы УШ с’езде Советов
СССР» и «Парал на Красной площади.
1940 г.».

Художник ЛД. Шмаринов лал несколько
цветных рисунков, в том числе «Разгон
демонстрации в 1905 году». И. Луком-
екий — рисунок «Стачка 1917 года»,
В. Бибиков и А. Меркулов —` гравюры,
показывающие Северный
флот. .

Художники А. Лаптев и Я. Соколов вы-
езжали в совхоз «Гигант» и дали для
выставки несколько рисунков на темы
зоциалистического переустройства земле-
делия. Художник И. Соколов евои рисунки
посвятил социалистическому строительству
в промышленности. :

——_O—-

Лечебная помошь на селе

В настоящее время проводится рял-ме-
роприятий по дальнейшему улучшению
лечебной помощи на селе.

Сельские врачебные участки в Узбек-
ской, Таджикской, Туркменской ССР, 8B
Якутии и во многих областях (Воронеж-
ской, Тамбовской и других) полностью obec-
печены врачами. В истекшем году  лля
работы на селе было направлено около
6 тысяч молодых врачей. Столько же 6у-
дет послано и в 1941 году. Ночти две

тысячи сельских врачей повысили в про-

илом году свою квалификацию на специ-
альных курсах усовершенствования.

В течение 1940 тода было открыто
200 новых участков, 3.750  фельдшер-
ских, фельдшерско-акунтерских и акушер-
ских пунктов. На село было направлено
1.273 клинико-диагностических лаборало-
рии, в нынешнем году будет послано еще
1.200. Во многих участках есть ренттен,
зубоврачебные кабинеты и т. п.

Довольно широкий размах принимает
патронажное обслуживание детей раннего
возраста и беременных женщин. На село
прелположено направить до 10 тысяч па-
тронажных сестер.

СНА ЕН

‚НА КОЛЬСКОМ

(Беседа с академиком

В Москву из Вировока вернулся акаде-
уик А. Е. Фереман, руководивший сессией
ученого совета Кольской базы Академии
наук СССР. В- беселе се корреспондентом
«Правды» академик Фереман рассказал о
научно-практической работе на Кольском
полуострове, природным богатетвам  кото-
рого исключительно большое значение при-
давал С. М. Киров.

— Еще десять лет назал,— сказал
академик Ферсман,— главная задача ис-
следователей состояла в поисках новых
полезных ископаемых и первичной геоло-
гической разведке их. Сейчас перел моло-
Joi промьниленностью и многочисленными
новострейками остро стоят вопросы 0св0е-
ния этих ботатетв. Проблемы технологии,
техники  минералогичееского’ и геохимиче-
кото изучения сырья — самое важное на
современном этапе строительства Ha Боль-
ском полуострове.

33 последнее время выявлены широкие
возможности хозяйственного освоения HO-
вых территорий. Поиски удобных для сель-
скохозяйетвенных культур площадей дали
очень пенные. результаты. В одном только
районе Ионы -— в этом крупнейшем в ев-
ропейекой части Союза после Керчи районе
железорудных — месторождений — найдены
пригодные для сельского хозяйства утолья.
Они в четыре раза превышают площади,
ныне используемые на всем полуострове.

Уточняются мотолы научного иселелова-
ния. Химия проникает в теологию, требуя
дальнейших химических анализов новых
руд, редких. и цветных металлов. Она про-

ПОЛУОСТРОВЕ

никает и в сельское хозяйство, выясняя
как химические процессы, которые pout
хотят в растениях во время летнего поляр-
ного дня, таки те сложные преобразования,
которые наблюдаются, например, в овощах,
хранящихея долгие месяцы в тяжелых
полярных условиях. Четкий анализ хими-
зации этих сложных процессов позволяет
управлять ими и выяснять пути, по Ео-
торым должно итти хранение и выращи-
звание Blech необходимых пищевых про-
дуктов. Потребность же в них возрастает,
по мере того как население Кольского по-
луострова вместо ‘недавних 50 тысяч вы-
ходит далеко за пределы 300 тыюяч чело-
век.
На сессии были обсужлены также во-
проеы черной металлургии и свойств тех
ценных редких элементов, которыми наде-
лена кольская земля, Эти вопросы уже на-
столько продвинулись вперед, что в конце
гола может быть начато составление тех-
но-экономических проектов использования
месторождений лонарита, ванадиевых Фуд
и редких металлов, связанных © медно-ни-
волевой промышленностью Мончегорска.
В дружной работе молодого коллектива.
Кольская база Академии Haye находит но-
вые пути для освоения ряда местерожде-
ний. Все растущие требования к науке
требуют расширения научной деятельности
Ha полуострове, превращения маленькой

Кольской базы в научный коллектив, пол-

ностью удовлетворяющий требованиям, вы-
двигаемьм жизнью.

В хранящихся в отдеде письменных
источников Государственного историческо-
го музея документах Главного управления
по делам печати за 60—70-е годы прошлого
века обнаружены новые, весьма инте-
ресные материалы о М. Е. Салтыкове-
Шелрине, Это — отзывы  петербургекого
цензора А. Петрова о произведениях ге-
ниального сатирика, печатавшихея в жур-
нале «Отечественные записки».

Тзк, давая оценку с точки зрения воз-
можности судебного преследования «Исто-
рии олного города», цензор. заявляет, что
это произведение

«не может быть принято за сатиру

военно-морской  .

на современных градоначальников уже
но крайнему преувеличению безобразий
представленных личностей и введенному
в рассказ тофманскому элементу. Цензор
(Лебедев) ошибочно полагает, что проект
учреждения воспитательного заведения
для приготовления градоначальников
принадлежит автору (т. е. Шедрину) и
прямо отнесен им к настоящему вре-
мени, Между тем, как из статьи видно,
что этот проект приписывается авто-
ром Бородавкину, одному из  гралона-
чальников города Глупова в конце
18-го века.

Без сомнения, Шедрин имел в виду
применение к нынешним градоначальни-
кам и умышленно уклонилея: в область
фантазии, но впечатление, которого на-
добно опасаться, будет тем живее и рез-
че, чем ‘больше’ можно будет указать в
статье точек соприкосновения или ‘ана-
логии с настоящим строем нашей алми-
нистрации...». ;

В других отзывах тот же цензор пи-
mer:

«Письма из провинции едрина пред-

ставляют довольно печальную картину

НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО

/Из архивных материалов Исторического музея

провинциального и крестьянского быча,

но ее значение ослабляется проглядыва-

ющим везле щедринским юмором...».

«Господа ташкенны Шедрина — юмо-
ристическая характеристика, как будто
бы выработанная современным общест-
вом. Она не затрагивает ни правитель-
ства, ни основных начал государствен-
ного или общественного строя...».

Каким «вниманием» ‹о стороны охрани-
тельных органов пользовался великий са-
тирик, свидетельствуют неоднократные ин-
формационные донесения пензоров, что в
таких-то номерах журнала «щедринеких
статей не имеется».

Самое примечательное в приведенных
суждениях цензуры © Салтыкове-Шелри-
He—9T0 то, что чиновники Главного
управления по делам печати усматривали
слабость великого писателя именно в том, в
чем он был непревзойленно силен: в дей-
ственном и разящем смехе.

за

Там же недавно обнаружены новые
архивные материалы, имеющие прямое от-
ношение к А. С. Пушкину.

Найлен документ — секретное отношение
петербургского градоначальника на имя
пристава 3-го участка московской части от
5 июня 1880 года за № 1156: ;

<«...Чтобы г.т. участковые пристава, вею-
ду где предполатается какое либо чество-
вание памяти поэта Пушкина, присутетво-
вали в месте назначенном лля собраний
лично (3a исключением обедов), и в виду
могущего быть стечения публики усилива-
ли нарял от местной полиции...>.

Ниже текста рукою участкового приста-
ва московской части Петербурга карандаш-
ная приписка: «Справку но всем околод-
кам, опросить управляющих, дворников,
швейцаров».

ИНТЕРЕСНЫЙ ДОКУМЕНТ

КИШИНЕВ, 9 января. (ТАСС). Молдав-
ский научно-исследовательский институт
приобрел интересный документ. Он выхан
27 апреля 1792 гола прапорщику Гирги-
many, енискавшему «060б0е к cee yBa-
жение подвигом своим при взятье приету-
пом крепости и города Измаила». Доку-
мент скреплен сургучной печатью и под-
nce: «Граф Александр Суворов-Рымник-
ский».

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ at, :

«< Се Е

Трехтомная эпопея С. Сергеева-Ценского
«Севастопольская страла»— явление  по-
истине праздничное и зв творческом пути
писателя, и в общем развитии советской
литературы. Здесь ap большого худож-
ника соелинен в одно целое с работой
историка-исследователя, с исключительно
ответственных отношением писателя к
фактам минувшей хействительноети.

Развитие советокого исторического po-
мана, высоко опененного А. М. Горьким,
уже опровинуло старые, тралиционные
рамки исторического повествования, когда
изображение правды жизни полдменялось
игрой в «колорит истории» и воспроиз-
волетием вымышленных  сентиментально-
любовных сцен и эпизодов. «Севастополь-
ская страда» -—— безусловная победа в
утверждении новых принципов историче-
ското повествования. Для Сертеева-Цен-
зв
полном смыеле слова, главное действующее
лицо, Она звучит во весь голос и в ха-
рактеристиках тероев эпопеи, большинство
которых-—— живые, запечатлевшиеся в на-
рожной памяти деятели протилого, она зву-
чит @ 06060й силой и в том, что жизнь
народа, судьба его составляет главную те-
му эпопеи.

Повествование в «Севастопольской стра-
ле» ‘ограничено строго проведенными хро-
нологическими рамками: с августа 1854
года по декабрь 1855 года, от первого
появления армады  союзников-—Англии,
Франции, Турции-у берегов Крыма до
начала мирных переговоров. Однако этот
короткий перибл заключает в себе собы-
тия крупнейшего исторического значения.

«Севастопольская  страла» не может
быть названа проетой хроникой Врымекой
войны. Это— эпопея в полном смысле
слова.

В кнше Сергеева-Ценского большое
принципиальное значение имеет показ
причин войны и © непосредотвенных
втохновителей. Так возникают образы Ни-
колая [, Луи Наполеона-— авантюриста и
честолюбца, колоритно дополняемого фи-
гурой его побочното брата, спекулянта-бир-
жевика граф» Морни. Так возникает Ан-

сстопольскея страда»

тлия викторианского периода, — периода
усиления ее экономической и политической
моши. С пристальным вниманием в истори-
ческой правде Сергеев-Ценский раскрыва-
ет в своем произведении вопиющее про-
тиворечие ужасающей бедности и басно-
словного богатства, столь характерное для
Англии. Признанного английского дипло-
mata Пальмерстона он показывает уни-
жающимся, заискивающим перед. узурпа-
тором власти—Луи Наполеоном, и в этом
раскрываются грязная основа союза двух
держав, их отвратительные, корыстные по-
мыелы, С гневом. подчас с сарказмом ри-
сует Сергеев-Пенский истинные пружины
выступления союзников у берегов Крыма.

Центральным. об’ектом обличения для
Сергеева-Ценского является Николай I.
Яростный враг. свободы, самозабвенный
поклонник кнута, муштры,  чинопочита-
ния, человек с болезненным самомнени-
еу—таков портрет Николая в эпопее, поф-
трет, обоснованный широким привлечением
и умелым использованием  историчееких
фактов. Но велел за общей, портретной ха-
рактеристикой  самодержца  Сергеев-Цен-
ский делает интереенуто попытку — pac-
крыть содержание самого человеческого
типа, понять его историческое. значение. В
сущности фигура паря в эпопее по-свое-
му трагична. Врымекая война обнажила
полную несостоятельность внешне кипу-
чей деятельности Николая. Маниак пара-
дов и Смотров, он не подготовил армию
к войне. «Зачарованный бестодобной вы-
правкой своих солдат, Николай не то что-
бы не видел, он просто не хотел видеть
того, как перевооружались западные ap-
мии». Боязнь «ёмуты» заставила Нико-
лая отказаться от строительства дорог.
Надежда на живую силу войск привела к
тому, что о необходимости усиления кре-
постей забыли. Й самодержец российский
бьется в кругу неразрешимых загадок, за-
ланных ему войной. Но даже в обстанов-
ке тяжелых потрясений он продолжает
оставаться тем, чем он был веегда,—на-
пыщенным  комедиантом. Сцена смерти
Николая с предельной ясностью обнажает
его бездушие. Умирающий Николай «как
будто незримо надел на себя новый мун-

дир, тот. мундир, в котором нужно было
итти представляться уже не папе в его
Ватикан, а богу, в которого он верил». И
в момент смерти он беялея, «что не испол-
HAT чего-нибудь, что полагается по уста-
ву, по закону, по форие исполнить».
0браз Меншиков» — царедворца, дипло-
мата, главнокомандующего в. горячие дни
осаль+ Севастополя-——нарисован Сертеевым-
Ценским с необычайным мастерством, Чело-
век, европейски образованный, остроумный
‘и скептический по складу своего ума, Меп-
пиков в то же время целиком отравлен
николаевским режимом. Будучи  главно-
командующим, он «не мог никого заразить
экстазом победы, потому что всякий экетаз
вообще был совершенно чужд его натуре».
В то время как подлинные защитники Се-
вастополя показывали чудеса храбрости,

Меншиков оставалея глух к их подвигам,

Свой раз’едающий скентицизм и внутреннее
опустошение он пытаетея скрыть под личи-
ной хлопотливой деятельности, А затем уси-
ливается страх перех грядущим бесславием,
обостряется боязнь гнева царя—и Мен-
шиков приходит к глубокому душевному и
физическому наллому. Ставленник Николая,
слуга его, Меншиков был чужд духу на-
рода, и это не позволило ему стать на деле
руководителем обороны Севастополя.

Ленин писал: «Врымекая война показата
гнилость и бессилие крепостной России».

Сергеев-Ценский создал впечатляющую
картину глубочайшего внутреннего кризи-
са самодержавно-крепостнического етроя. В
ярком свете боевых огней севастопольской
страды особенно остро и отчетливо проету-
пили грязь и безвыходность тогдашней рос-
сийской жизни.

Но «Севастопольская страда» Сергеева-
Ценского отнюдь не исчерпывается пафосом
критики, гнева. Это’ — произведение боль-
шой жизнеутверждающей силы, просла-
вляющее героизм и преданность родине.
Поллинным героем эпопеи является на-
род ‚— массы солдат, матросов. Вопреки
бездарным царским чиновникам, несмотря
Ha полную расхлябанность и отсталость
военной техники, Macca проявила беспри-
мерный героизм, самоотверженно защищая
свой город, свою родину от интервентов.
Внутренний мотив эпизодов, последователь-
но раскрывающихея в эпопее, — это вее
большее и большее усиление воли к борь-

КЛУБ АЛЬПИЙСКИХ ВОРОШИЛОЗСКИХ
СТРЕЛКОВ

ПРЖЕВАЛЬСК, 9 января. (ТАСС). Здесь
открыт клуб альпийских ворошиловеких
стрелков. Учебный лагерь клуба разби*
вается в одном из ущелий на высоте
3.000 метров над уровнем моря. По вы-
холным дням там будут проводиться горно-
лыжные соревнования,  состязатьея в
стрельбе. Филиалы клуба созланы в четы-
рех селах Иссык-Кульской области.

В субтропической оранжерее павильона
«Грузия» на Всесоюзной сельскохозяй-

ственной выставке. На снимке — цве-
тущие апельсиновые деревья.
Фото С. Коршунова,

ЛЕКЦИИ ДЛЯ СТАХАНОВЦЕВ

ДНЕПРОПЕТРОВСК, 9 января. (По те-
лефону). На металлургических заводах
Днепропетровской области для стахановцев
и командного состава предприятий ортани-
зованы лекции ученых по актуальным во-
просам техники производетва. Доцент Дне-
пропетровекого металлургического  инсти-
туть имени Сталина тов. Кармазин a
основе данных © работе сталеваров-ско-
ростников прочитал на заводе имени Пе-
тровского лекцию на тему: «Технология
скоростных плавоЕ». Доктор технических
наук. профессор Чекмарев прочитал лекцию
«Новости техники в прокатном произвол-
стве».

Инженеры, экономисты завода читают
рабочим лекции по вопросам экономики,
популяризируют технологическую инструк-
пию. Инженер Лифшиц прочитал мартенов-
пам завода лекцию «Вачество металла,
виды брака, причины его возникновения
и методы устранения этих причин»,
Старший инженер доменной группы тех-
нического отдела  Владовский прочитал
лекцию доменшикам «Влияние  правиль-
ной загрузки доменной печи Ha ee про-н
изводительность». =

Ha Днепродзержинском заводе ймеёни
Дзержинского инженеры, плановики, эко-
номисты, бухгалтеры чифают в пехах лек-
ции по важнейшим вопросам произвол-
ства — о балансе, планировании, норут-
ровании и организации труда. («Днепров-
ская правда»).

Дорога Киев — Харьков

XAPBROB, 9 января. (Корр. «Правдь»).
Жолхозники Полтавской области по mu-
циаливе артели имени Пананиниев 0-
тились к колхозникам Харьковокой 0бля-
сти в предложением построить новую ло-
рогу Харьков — Виев.

В колхозах Харьковской области прел-
ложение нашло горячий отклик. Конкрет-
ные обязательства дали колхозники артелей
имени Ворошилова, Красноградекого райо-
на, «Вторая пятилетка»,  Дергачевеког
района, и других колхозов:

Олобряя инициативу колхозников, бюро
Харьковского обкома КП(б)У и исполкох
областного Совета депутатов трудящихея
решили построить в этом году 47,6 кило-
метра дороги по трассе Харьков — Киев,
в том числе 6,1 километра мощеных 1
30,25 — улучшенных. В строительстве бу-
дут участвовать восемь районов. Начать
его намечено 10 января и закончить 10
15 mona. Начальниками строительных
участков по районам утверждены секрета-
ри райкомов партии.

st СЕВАН ЕЖЕ ЕЕ ИЕН ЕЕ ИНК ЕЕ ЕЕЕЕХЕЕ пише иииининЕнЕнии иЕшнЕсиЕнышиники

бе и победе у рядовых защитников Сева-
стополя.

Когда иностранные захватчики впервые
вступили в Врым, они. представляли свою
задачу кула более легкой, чем это оказа-
лось на самом деле. Армия интервентов,
численно и технически превосходящая си-
лы русской армии, стянутой вокруг Сева-
стополя, не один раз была деморализована
необычайной силой русской обороны, мет-
костью боевых орудий севастопольских ба-
стионов, личным бесстрашием защитников
города. `

Английская газета «Таймс» вынуждена
была признаться относительно своих обма-
нутых надежд:

«Мы ожидали легких побед, & налили со-
противление, превосходящее упорством все,
доселе известное в истории...»;

Обескровленные,  поредевшие русские
полки представляли собой изумительное яв-
ление: «каждый солдат в них был почти то
же, что матрос на палубе корабля: обстре-
лянные, обветренные, насквозь продымлен-
ные, втянувшиеся во всякую работу, пе-
реставшие замечать, как пули пели кру-
том, бравые по своей выправке в строю,
надежные на случай пегурма люди».

Севастопольская оборона, как  показы-
вает Сергеев-Ценский, породил в народе
способность быть героем не на мгновение,
& пробудила «отетоявшееся геройетво по-
вседневности, которое перестало уже всем
казаться чем-пибуль особенным, a стало
необходимым по своей пелесообразности»,
Героем является бесстрашный матрос Жош-
ка, предание о котором до сих пор хранит-
ся в народе. Героями выступают шестиле-
сятилетний есаул пластунов Давиленко и
матрос. Игнал Шевченко — человек необы-
чайной физической силы, участник смелых
разведок лейтенанта Бирюлева. Простой
русекий солдат, рядовой девятой роты Кам-
чатекого егерекого полка Егор Мартышин
показан Сергеевым-Ценским с большой 0боб-
щающей силой.

Подлинное чувство товарищества соеди-
няет этих героев в единую семью. Смер-
тельно раненного Егора Маргыйгина уносят
на носилках, и его беспокоит, что е но-
силками идут четверо: «если © каждым,
кого чугунка запепит, по четыре челове-
Ka уходить станет, то этак и Камчатку

некому будет стеречь!». И прощаясь с то-
варищами, Егор призывает их неотступно
защищать траншею, хотя бы им грозила
смерть. Новое чувство победы человека
над страхом смерти показывает Сертеев-
Ценский, как чувство, присущее Е
ству этих героев.

Казалось бы, в изображении народного
терсизма Сергеев-Ценский имел возмож-
ность итти волед за Л. Толстым, непоередл-
ственным очевидцем севастопольской 0б0-
роны и автором замечательных повеетво-
ваний об этих незабываемых днях. И, од-
Hako, перекликаясь с Толетым, Сергеев-
Ценский самостоятелен и оригинален в
изображении героически проявляющего се-
бя народа.

Не случайно образы подлинных героев
y Сергеева-Ценского подчас характеризу-
ются чертами явно романтическими. Гене-
рал Хрулев — бесстрашный воин, человек
открытой дупеи, прославился «как храбрец
сзмой высокой марки». «Веегда в папахе и
бурке и на неизменном белом кабардинце,
сидя по-казацки, пригнувшись к луке де-
ревянного казачьего седла и упираясь но-
гами в деревянные же огромной величи-
ны, точно две крысоловки, стремена, он с
первых же дней своего появления в Сева-
стополе стал фигурой, которую нельзя бы-
ло не запомнить, раз только ев увидев»,

Выразитель высших принципов дисци-
плины и героизма, Истомин лан в восприя-
тии юноши-романтика Вити Зарубина. Но
и прямое, от автора идущее изображение
Истомина сохраняет повышенно-романтиче-
скую характерность в описании этого че-
ловека» и обстановки ето деятельности.

Многочисленные батальныю сцены эпо-

пени. проникнуты

героическим
Сертеев-Ценский в

пафосом.

широкого по своему развороту боя. Свое-
образие эпохи, воспроизводимой писателем,
заставило его не один раз показать тра-
гические результаты боев. Слабо выору-
женная солдатская масса все же реши-

тельно шла в бой, и часто потери русских

войск достигали огромных размеров.
Но героизм, проявленный народом, —
не слепой, не безотчетный. Чувство любви

совершенстве владеет
мастерством баталиста. Он умеет дать син-

тетическую картину сложною и весьма

5 родине, стихийно живущее в защитниках
Севастополя, потому и получило такую
устоичивость, что это чувство им созна-
тельно прививали доблестные руководите-
ли обороны — Корнилов, Нахимов, Ието-
мин, Тотлебен. Эти замечательные истори-
ческие деятели показаны в эпопее истин-
ными героями своей родины. Кажлый из
них живет необычайно сильным чувством
связи с массой, Если Меншикову любой
рядовой соллат кажется инстинктивно чуж-
лым и враждебным, то для Нахимова не
фразой, а истинным убеждением звучат сло-
ва о героизме матросов, о том, что матрос
И солдат — первая, основная сила армии,
Сколько скромности, душевной чиетоты,
какую глубину разума обнаруживают эти

ааа  ТЫ мые 5“ выд мы Ча ae i ee a ll

герои — Нахимов, Тотлебен, Корнилов! С ‹

именем Корнилова связана постройка всей
цепи укреплений Севастополя. Пол руковол-
ством Тотлебена храбрые русские солдаты
обнаруживают необычайное, поражающее
иностранцев искусство возводить укрепле-
ния. `Не прибегая ни к каким нарочитых
преувеличениям, Сергеев-Ценский показы-
вает в Нахимове, Корнилове и Тотлебене
подлинных вдохновителей героической борь-
бы за оборону родины.

В творчество Сертгеева-Ценского эпопея
«Севастопольская страда» — явление эна-
менательное. Долгий путь творческих иска-
ний писателя, начатый в канун первой
русской революции, уволил его иногла в
стан пессимистической литературы, кото-
рая господствовала в дооктябрьский период.
В произведениях Сертеева-Ценского появая-
лись героин, «обреченные» на гибель, писа-
тель иногла терял веру в здоровые начала
жизни, возникало у него своеобразное чаз-
даевское сомнение в будущем своего наро-
да. Но все же побежлало жизнеутверждаю-
щес, оптимистическое начало, и Сергеев-
Ценский выходил на дорогу реалистического
искусства.

А. М. Горький с присущей ему чутко-
стью и вниманием относилея к таланту
Сергевва-Ценского. On оценивал его Kak
крупнейшего художника.

«Севастопольская страда» с большой си-

лой подтверждает правильность этой BHICO-
кой оценки.

Е. КОВАЛЬЧИК,