ie

XH

Ox0-
1b.

Bae
yO

OXET
[1063

дЧе-
гро-

1ар-

р В и Литовской, генри ние ССР, Черновицкой и Измаильской
‘областях УССР выборы депутатов в высшие органы

РАДОСТЬ
ПЕРВЫХ ПОБЕД

Земля Латвии принадлежала главным
образом .кулакам. Они эксплоатяровали 47
тысяч батраков. 22 тысячи крестьян рабо-
тали на маленьких клочках земли.

В первые же дни своего существования
советская власть об’явила землю богат-
ством, принадлежащим народу.

19° лет назад я сам был пастухом в ку-
зацком хозяйстве. Я знаю жизнь батражев,
энаю их постоянные мечты о собственной
земле и потому знаю, как холжны рало-
ваться сейчас люди, которые из земли до-
бывали богатствь для других.

Но советское правительство не только от-
пало землю трудовым крестьянам. Оно еще
эрганизовало большую помощь новым хо-
зяевам земли. Совсем нелавно советское
правительство Латвии отказалось от взыс-
kanes 100 миллионов рублей крестьянских
долгов. Колхозникам советской страны, ко-
торые, наверное, уже забыли прежнюю
жизнь, трудно понять, какое страпеное хе-
ло эти крестьянские долги. Если бы вы
побывали у нас в Латгалии, вы увилели
бы много крестьянских хат, окна которых
забить досками. Это мертвые крестьян-
ские хаты, обитатели которых удрали в
город. Это слельр крестьянских долгов. Это
‚значит, что злесь состоялся зукцион, ©
которого за невнесенные долги было прола-
HO Bee хозяйство трудового крестьянина.

Теперь возьмем нашу промышленноеть.
Чиновники буржуазного латвийского пра-
вительства болтали о какой-то независимо-
сти, & вся промынпленность была в зави-
сямости от зарубежных стран. Во всех
основных отраслях промышленности все
наиболее важное было чужим. Зато безра-
ботные были свои, кровососы-хозяева были
свои. :

гда, началась нынешняя война, мы, ра-
бочие, это сейчас же почуветвовали. Нашу
промышленность начало трясти, как в ли-
хоралкг. Закрывались не только пехи и
отдель, но и целые фабрики и заводы. В
военное время запажному рынку было не до
нас. Вез < большим трудом поступало
сырье. Вее чаще мы слышали о том, что
там уволили 50 человек, там — 100, тах
вовсе хело прикрыли. У лверей безналеж-
ной биржи труда уже стояло около 10 ты-
сяч i

Мне было 27 лет. Скажу откровенно, не
видел я тогда выхола из всей этой тряеи-
ны. Не видел я выхода! А он, оказы-
вается, был. Пришла x нам Красная
Армия. Местные коммунисты к этому вре-
мени провели большую работу в народе.
Народ похнялся, выпрямился и сбросил со
своей спины тех, кто ехал на нем столько
лет. Нарох организовал свою власть, ©0-
зетскую, свой порядок, советский. Вея
Жизнь, и моя в том числе, изменилась. Да

‚ И сами рабочие люди изменились: стали ве-
_ селее, заговорили о хороших квартирах, об

учения; о будушём свбих детей. По-нозому   ^
они заговорили и о своей работе. Я по: себе
могу судить. Вак-то сразу появилось совер-
шенно новое чувство.

Есть на нашей фабрике такой же, ках я,
токарь—Алексанлров. Заговорили мы с ним
на эту тему. Стали вместе думать, что же
сделать для своей фабрики, чтобы дело. по-

шло быстрее. Й вскоре разработали новый
зажим к токарному станку для обточки кон-
цов велосипедных ступиц. Результат —
трула на
190 процентов. Это быль большая победа.

На других
стала расти
производительность труха. В соревновании
наша велосипелная фабрика, называющаяся
теперь «Ёрасная звезда», завоевала первое

повышение произвохительности

Мы радовались и гордились.
фабриках и заводах тоже

место. С трулом лалось нам это первое место.

С трузом, потому что на многих хругих
прелприятиях соревнование дало блестящие
результаты. Е этому времени в Латвии ужз
было больше 8 тысяч ударников и больше
300 стахановцев. Когда не стало хозяина,
когда не стало безработицы и когла Хозяи-
ном жизни стал Зам рабочий, он начал ра-

ботать тах, как он никогла еще не работал.

Й вот случилось такое, чего я не забулу
вею жизнь. Меня выдвинули кантилатом

в хепутаты Верховного Совета, СССР.

Вскоре окружная избирательная комис-

сия зарегистрировала мою канлилатуру, и
я начал встречатьея с избирателями. (9-

браний прошло очень много. Присутетвуя

На каждом из них, я все лучше и яснее
видел, что такое единство освобожленного
трудового народа и какая это большая сила.

Наступает лень выборов, к которому вся
паша республика пришла охваченная ра-
достью первых побел строительства сопиа-

лиза.
ВЛАДИСЛАВ КОЛТАН.
Канлидат в лепутаты Совета
5 Национальностей Верховного
Совета СССР.

Рига. (По тепефону).

Выдающийся Литовский ученый, хирург
проф. В. П. Кузьма, выдвинутый кан-
дидатом в депутаты Совета Нацио-
нальностей Верховного Совета СССР
по Алитусскому избирательному округу

660. Фото ТАСС.

Кандидат трудовой
интеллигенции

Характерной чертой создания нового, со-
ветского строя в Литве является активное
участие в этом процессе трудовой интелли-
генции. Лучшая, передовая часть ве уже
давно сделала вывод, с кем ей итти. Опыт
культурного. строительства в Советском
Союзе оказал колоссальное влияние на ли-
товскую трудовую интеллигенцию. Она по-
няла, что подлинный расцвет культуры
невозможен в капиталистическом обществе,
что только советское, социалистическое об-
щество по-настоящему открывает народу
все сокровища культуры.

Вот почему в рядах активных борцов.
против плутократического режима мы ви-
Дим также представителей трудовой интел-
лигенции. Вот почему представители ее
оказались в числе руководителей молодого
советского государетва.

Палецкие и Гелвилас, писатели Венцлова,
и Гира — все они сейчас государственные
деятели Советской Литвы. Тов. Палецкие—
прелселатель -Нрезилиума Временного Вер-
ховного Совета, тов. Гелвилас — прелсела-
тель Совета Наролных Комиссаров Литов-
ской ССР. Тов. Веннлова — руковолитель
народного просвещения республики.

Совершенно естественно, что литовский
народ и его интеллигенция выдвигают луч-
ших представителей своей культуры кан-
хилатами в депутаты Верховного Совета
СССР. Трудящиеся Мажейкского уезда вы-
ставили своим кандидатом в депутаты Co-
вета Национальностей Антанаса Венцлова.

С отроиным трудом Антанас Венплова
пробивался к знаниям. Его отец, имевший
семью из десяти человек. не мог дать сы-
ну образование. Антанасу приходилось
рассчитывать на собственные силы, на свое
упорство.

Венцлова становится преподавателем. Он.
занимается и литературной работой. RK ero
наиболее крупным произведениям относят-
ся: роман «Дружба», книга новелл «Бере-
зы в бурю», повесть «Ночь».

Основной мотив его произведений — не-
нависть к угнетателям, страстная мечта о
счастье своего нарола.

Но как найти и где искать это счастье?
Венцлова побывал в ряде капиталистиче-
ских стран, но все, что он там видел, на-
поминало ему о его родной стране: те же
страдания большинства трудящихся.

В поисках счастья для народа Венилова
обращается к Советскому Союзу. Тула же
стремятся и другие писатели и художники.

Буржуазное правительство Литвы легко
и охотно разрешало поездки в любую ка-
питалистическую страну, но получить раз-
решение на поездку в СССР было чрезвы-
чайно трудно. Для этого прихолилось прибе-
ngs ко всякого рода ухишрениям. Груп-

„писателей --и-хуложников -улалось -ло=
р разрешения на посещение СОСР
только под видом археологической экскур-
сии.

Было это в 1936 году. Надо ли гово-
рить о том, что экскурсанты забыли про
археологию и занялись изучением настоя-
щей жизни, которая была для них полным
откровением.

Для Венплова пребывание в стране’ Со-
ветов стало переломным моментом. Теперь
он нашел путь, ведущий народ к счастью.

_Й когда в Литве назрели события, при-
ведшие к падению плутократического ре-
жима, Венплова был в числе тех, кто
активно боролся за создание новой Литвы.
Труловая интеллигенция, крестьянство по-
слали его своим представителем в нарол-
ный сейм, который провозгласил в Литве
советскую власть. Венплова стал руково-
дителем народного просвещения республи-
ки. Десятки школ взрослых, лва народных
университета, сотни новых классов и школ
для детей — вот что за короткое время
сумел слелать наролный комиссар проеве-
щения Советской lures.

A. KO3JIOB.

Приближается торжественный момент,
когда эстонские рабочие, крестьяне и тру-
довая интеллигенция, сплоченные под зна-
менем Ленина Сталина, дружным голосу-
ванием за канлилатов сталинского блока
еше раз локажут, что с капиталистиче-
ским’ прошлым покончено, что весь нарол
тверло стал на путь строительства социа-
лезма..

Подготовка к выборам илет с таким
пол’емом, какого никогла не знала старая
буржуазная Эстония. Канули в вечность
времена, когла выборами руковолила кучка
политиканов-лельцов. & то и просто прой-
лох. Все честные люли уже тогда знали,
что борьба межлу «труловиками», «нарол-
никами», «аграриями» и бесчисленным
множеством IPYTHX фракций в сущности
являлась лишь борьбой за» наиболее лако-
мый кусочек общественного пирога. И в
самом леле, все эти «партии» поразитель-
но быстро находили общий язык, когда
речь заходила о мерах и репрессиях про-
тив рабочего класса. Стоило лишь намек-
нуть на «коммунистическую опасность»,
как все парламентарии © умилительным
елинодушием из’являли готовность воти-
ровалть какие уголно законы во имя за-
щиты «священного принципа частной соб-
ственности».

Эстонский рабочий знал это. Но он знал
Также, что наступит час, когла господству
кучки лицпемеров, прякрывавиьихея фиго-
вым листком демократического либерализ-
ма, булет положен конец. Никого не могла
обмануть, например, созланная по образ-
пам покойной зубатовщины «рабочая па-
лата». Веем было ясно, что она существует
как полицейский контроль нал рабочими.

Кажлый рабочий, мало-мальски 3an010-
зренный в революнионной  леятельности,
полвергался беспошалным преслелованиям.
Еше в первой половине 1940 гола, после
  заключения пакта с Советекни Союзом,
  когла эстонская буржуазня уже трожала
 реред рабочими и готова была залобрить

ская ССР).

Выборы депутатов в верховные ADPAREL

советской власти представляют собой не-
что совершенно необыкновенное в истории
Буковины. Капиталистичевкий мир лишил
нас каких бы то ни. было прав. Мы не

считались людьми. Особенно тяжела была

Участь буковинских женщин: Рабство цег

пями сковывало. ее. Кухня, Церковь, дети...
Рабство семейное, рабство общественное.

Мне помнятся лица безработных жен-
щин, которых я встречала на улинах To-
рола. Они лаже ‘не плакали—у ‘них не
было слез. Не лучше выглядели жены ра-
бочих. Извечная тоска лилась из их ‘глаз
вместо слез. Мне помнятся лица батрачек.
Целый день, не разгибая спины, работали’
они у помещиков, & по вечерам, чтобы
заглушить горе, пели грустные песни.

Изредка бувовинская женщина излазала
глубокий лушевный крик. Она рвалась к
свободе, она не знала, где ее найти, она,
лишь молила о том, чтобы жизнь улучшие

лась, чтобы взошло солнце справехливо-
/

ети.
Нет сил выразить вею тяжесть сущё-
ствования женшины при господстве ру-
мынских бояр. Как слепая, бролила она
среди нас, измученная,
всегда немая.:.

Я помню и никома не забулу Фив из
села Дымви, мою подругу Аницу из села
Мамаевки. Они давно умерли и ло самой
могилы оставались такими. же темными,
какими родились нз свет. По нельм дням
я просиживала с ними, заглядывая в их
души, слушая их сердечные рассказы о
непосильном труле, © семейных неуряти-
пах. Это были благоролные женщины. с
чистой, светлой лушой. Их лина были по-
крыты глубокими морщинами, руки вечно
Б мозолях. Я поэнавала жизнь и наротное
горе именно из разговоров с этими моими
незабвенными подрутами.

— Работаешь, как черный вол..
ло вечера не разгибая спины...
нок, заболела дочка...

Такими словами начинались и заканча-
вались наши беселы. Я пыталась’ развёсе-
лить моих собеселниц; читала им книги,
рассказывала о том, что несправетливость
в миро долго существовать не будет.

..Я знаю уже новых буковинеких жен-
Щи, Недавно познакомилась с простой
крестьянской девушкой Зиной из того же
села Мамаевки.. Это

всегда ‘гололная,

. C утра
‚ Почер вы-

совершенно новый

`В БРАТСКОЙ СЕМЬЕ НАРОДОВ. СССР а помните об адм, kes ida БРАТСКОЙ СЕМЬЕ НАРОДОВ. СССР

их, чтобы сохранить власть, полицейские
чиновники широко практиковали систему
ссылок.

Время буржуазного парламентаризма в
Эстонии было временем самых вычурных
комбинаций по распределению лохолных
мест и местечек. Вапиталистическая Эето-
ния кишела разными директорами суше-
ствующих и несуществующих  прелирня-
тий. Этих постов было такое изобилие,
что нерелко один й тот же общественный
деятель занимал олновременно 5—6 ли-
ректореких постов. Слелует иметь в визу,
что оклалы директоров отнюль не
чались скромностью и’ расхолы’ прелирия-
тий нах жалованье лирекпии ‘поглошаля
большие суммы. Понятно ‘неголование pa-
бочих, среди которых проповедывали 60-
жественное смирение и скромность в зат-
плате... 4

При распрелелении теплых местечек в
Эстонии ‘громадную ‘роль играли так на-
зываемые академнческие связи, т. е. при-
надлежность в прошлом к той или иной
студенческой корпорации. Межлу собой эти
корпорации враждовали, хотя общим об’-
единяющим началом для них была ура-
патриотическая ориентация, направленная
з первую очерель против «врагов внутрен-
них», т; ©. против рабочего класса, во
вторую же очередь (с некоторой уже опа-
ской)— против Советского Союза. Участие
же в веоруженной «защитной лиге», опи-
равшейся на соответственна обработанную
молодежь, для стулентов было обязатель-
НЫМ.

В послелние годы придумана была еще
«лига ролины», поразительно напоминав-
шая по своей структуре и залачам пре-
словутый «с0юз русского народа». Этой
«лиге родины» все же не удалось пустить
корни лажев верхущечных слоях. Слишком
прозрачна была ее тенленция, слишком
трубы проемы фальсификации обществел-
ного мнения.

Следует отметить, что «лига родины»
предназначалась главным образом для

a

отли-

Кандидат в депутаты Верховного Совета СССР тов. Марта Карловна Душкина
выступает на предвыборном митинге. в зале консерватории в г. Риге {Латвий-

Фото В. Темина.

Слово о буковинской женщине

человек, каких я раньше никогда, не ветре-
чала. Приходит RO мне домой и заявляет:

— А знаете вы, что теперь и женщин.

могут избирать в

она.
— Знаю, порогая моя, отвечаю я.

Это была уже представительница новой,
Советской Буковины, и в нашей беселе мы
затронули новые темы. Вспомнили и о том,
какой гнусной насмепткой нал наролом бы-
ли выборы в Румынии. В сельской корчме
так называемые «агитаторы» накануне
выборов подпаивали крестьян. Жены при-
хохили в корчму, вытаскивали ‘оттуда сво-
их мужей, ругались. Пьяные мужья в нол-
HOM бессознании выкрикивали чужие
слова:

— Я буду лепутата выбирать... Я по-
‘ery B Бухарест...

Нынешние выборы-—настоящий mpagi-
ник. Знакомые, друзья, которые меня по-
сещают сейчас, рассказывают 0 том, чтб
происходит в горолах и селах моей ротной
Буковины. Мне рассказали, что кандила-
том в депутаты Верховного Совета Украи-
ны вылвинута простая буковинская кре-
стьянка Ломна Николаевна Гешко. Когда
я впервые об этом. усльмтала, я долго ду-
мала -0 человеке, который послал нам
Жрасную Арилю. который освободил нас от
папекой неволи и который помог буковин-
скому паролу, буковинской женщине по-
лучить такие высокие, истинно человече-
ские права. Я лумала о великом Сталине.

Буковинские женщины сейчас заняты
большой работой. Они посещают лома в го-
родах и селах, райотая в качестве агита-
теров, украшают избирательные участки,
слатают песни о новой жизни. Они чуз-
CTBYWT себя полноправными гражланами.
Тысячи женщин сели за парты и мозоли-
стыми руками выводят первые буквы. Ва-
ким благоролотвом облалает наш великий
Сталин, тумаю я, слушая рассказы о про-
бужлении буковинской женщины, 0б ее
Новой жизни.

12 января я опущу в урну бюллетень
Я отдам свой голос за великую партию
большевиков, за’ родного’ Сталина, ‘сумев-
ших так высоко поднять имена простых
людей.

Это булет самый счастливый лень в м0:
ей. ЖИЗНИ.

парламент? -—говорит

он КОБЫЛЯНСКАЯ.
Черновицы. (По к ey eee eae Eee eee ee Waray Tere icc ae te

берьбы с вольнолуметвом в кругах интел-
лигенции.

Тебе предлагают ветупить в «лигу ро-

длины». Послушаешься-—хорошо, по головке
поглалят. Не послушаешьея — стало быть,
ты неблагоналежен: будут держать тебя на
0с0бом учете, чинить всякие мелкие пако-
сти и в конечном итоге пол каким-нибуль
преллогом уволят co службы.
Wak выяснилось теперь, ‘такой прием
практиковался, в частности, по отношению
к сельскому учительству. Понятно, что
честная труловая интеллигенция платила
за это горячей ненавистью буржуазным
правителям.

В июне 1940 года буржуазный режим
рухнул, как карточный ломик. Это мало
кого удивило. Даже сами правители чуяли,
что плачевный конец является только. во-
проеом времени. Наиболее прелусмотритель-
ные из них поспешили убраться за границу.
Иные держали наготове самолеты и мотор-
ные лодки, которыми, увы, не улалось
воспользоваться, так как события в июне
развернулись неожиланно быстрым темпом.
Труловой нарол взлохнул свободно.

Быстро и решительно были произведены
коренные преобразования в хозяйествен-
ной жизни, провозглашена Советекая Со-
циалистическая Республика и деклариро-
Рано присоединение к СССР.

Эстонский народ, любящий и ценяший
свою культуру, лавно осознал, что елин-
ственным верным и належным путем лля
сохранения своей национальной пелостно-
CTH и самобытности является присоелине-
ние к мощному братекому Союзу Советеких
Социалистических Республик.

Кажлый здраво и трезво мыелящий эето-
неп давно уже понимал, что экономическое
и географическое положение, равно каки
межлунаролная обстановка ликтовали: при-
соединение к Советекому Союзу как есте-
ственную логическую необходимость. Пер-
спектива оказаться пешкой в кровавой
игре мировых хищников никому не улы-
балась. Рискованная игра, с огнем. прово-
димая заправилами буржуазной Эстонии,
серьезно тревожила He только рабочие

государственной власти

Mix жизнь

..Аизнь Федора Саввича Пую — это
жизнь многих тысяч бессарабеких кре-
стьян-белняков и батраков, стонавших в
помещичьей кабале. С 7 лет он начал
батрачить, a sp 12 лет уже был зрелым
работником. Затем помещичья неволя сме-
нилась службой в королевской армии.

Из армни Пую возвратился в полураз-
рушенное хозяйство отца и мечтал 0бза-
вестись собственным хозяйством. Не вы-
шло. Снова пошел в найхы к помещику.
Дущили налоги, срелжств нехватало на их
сплату. От чиновника, пришелиего описы-
зать имущество, можно было откупиться

только взяткой. Но Пую решил отказать во

взятке королевскому сатрапу. Этого было
лостаточно, чтобы батрака по обвинению
В оскорблении прелетавителя власти поса-
дить в тюрьму и оштрафовать на 500 лей...

`В жаркий летний лень 1940 гота в село
Малкач вступили части Красной Армии.
Немедленно состоялось общее собрание кре-
стьян села. Оно елинолушно избрало прел-
солателем сельисполкома Федор» Саввича
Пую.

Большое дело UpHHad Ha себя  крестья-
нин, впервые ставший у власти: надо было
распределить помещичью землю, скот,
организовать уборку урожая, дать белноте
семена, ‘позаботиться о школе. На помощь
предселателю пришли десятки активистов,
таких же, как он сам, крестьян — бедняков
и середняков.

Село Малкач первым в Кишиневском
уезле закончило уборку урожая и осенний
сев. Аккуратно выполняютея госутаретвен-
ные обязательства, бесперебойно илут заня-
тия в школе. 7 декабря на своем прел-
выборном собрании крестьяне села Малкач
вылвинули Пую канлилатом в депутаты
Совета Национальностей.

‚ Наталье Ивановне Брынковяну—26 лет,
& сколько горя, нужлы и лишений пере-
несла эта энергичная моллаванка! С семя
лет она — нянька. Позднее — горничная,
кухарка у кишиневских богатеев.

Натала решила стать квалифицирован-
ной работницей и пошла на табачную
фэбрику: Но не так-то легко было по-
лучить работу на фабрике: нало быть гра-
мотной, вполне злоровой, иметь протекпию.
Для протекции нужны леньги, тля полу-
чения справки врача — тоже. У Наташи
оказались больные легкие. Что хелать?
Девушка клянется тиректору, что никаких
претензий к администрации не будет
иметь, если что-нибуль случится. При этих
условиях Наташу принимают на работу.

С августа прошлого гола ‘на табачной
фабрике, крупнейшем прелприятии Виши-
нева. зарождается сопиалистическое сорев-
нование, стахановское лвижение. В числе
первых  стахановок выступает Наталья
Брынковяну, бригала которой лобивается
высокой. произволительности труда, значи-
тельно перевыполняет нормы выработки.
Началась избирательная кампания. На-
талью Ивановну выдвигают кандидатом в ле-
путаты Верховного Совета Моллавской ССР.

Суровую жизненную школу прошел Ва-
силий Иванович Попович. Долгие годы
мололой бессарабекий крестьянин вместе
CO своим отцом служил у помещиков,
затем стал. пекарем. После революции
солдат Попович вотупил в партизанский
отрях Котовского и ло конца граждан-
ской войны сражалея в рядах Крас-
ной Аруши против интервентов и бело-
гварлейнев. Был бойцом, затем комисеаром
эскалрона, ливизиона, помощником комис-
сара полка. 1933 гол. Партия посылает
Поповича начальником политотлела МТС,
затем он избирается секретарем райкома
партии, а еще через лва года назначается
директором консервного завола.

Сейчас В. И. Попович — народный ко-
миссар местной промышленности MCCP.
Он булет баллотироваться как кандилат в

лепутаты Верховного Совета Моллавской
СЕВ

С. МУНТЯН.

Е колее вы

т. Кишинев.

массы, но и все сознательное труловое на-
селение Эстонии.

Заключение пакта с Советеким Союзом
осенью 1939 тола внесло некоторое уено-
коение. но все же не рассеяло тревоги,
ибо вскоре стало явным, что заигрывание
эстонской буржуазии с империалистически-
ми державами продолжается. Верхи опреде-
ленно продолжали пропагандировать ориен-
тацию на Запал, в то время как трулящие-
ся массы безоговорочно требовали обращения
к Востоку. :

Й вот народная воля восторжествовала.

Буржуазная Эстония была страной кон-
трастов. Высшие слои со всей щшепетиль-
ностью  выскочек-богачей старались по
внешним замашкам догнать и перегнать
буржуазный Banaz. По ламеким молам,
утонченному этикету и внешнему лоску
Таллин как бы стремился  перещеголять
Париж и Лонлон. На окраинах и залвор-
ках продолжала господствовать непроглял-
ная нищета.

В леревне все равнялось на, кулапкое хо-
зяйство, как на оплот государства. Спекуля-
пия землей пропветала. Даже убежденные
сторонники госполства буржуазии качали
головами; не булучи в силах удерживать
разгоревигиеся аппетиты разных пройлох.

Отним словом, в маленькой буржуазной
Эстонии, как в капле волы. отражался весь
мир гниюшего капитализма. Всему этому
царству мелких хищнических страстишек
пришел теперь конен. Освобожденный тру-
лолюбивый и лобросовестный эстонский на-
рол при помощи и полдержке со стороны
других народов великого Советского Союза
ветупил на новый, светлый путь, путь
унорного, кропотливого, ралостного строи-
тельства социализма, путь, гле нет боль-
ше места тунеялцам.

Эстонские трулящиеся дружно пойдут к
избирательным урнам, ибо они знают, за
что булут голосовать: з& право Ha труд,
на, образование п культурное развитие, на
светлую жизнь, за лело коммунистической
Bape, 3a aero Ленина— Сталина!

Профессор Ю. НУУТ.
г. Таллин. (По телефону).

МОЛОДЫЕ
ИЗБИРАТЕЛИ

Июнь 1940 года. У гранитных причалов
Таллинского порта высятея корпуса торго-
‚вых пароходов: «Тина», «Эстония», «Мар-
та», «Марви».

Уже ‘разгар навигации, но суда месяцами
стоят. не двигаясь с места. Грузоперевозок
нет. Пароходные компании несут большие
убытки. Десятки моряков получают уволь-
нительные листы и, захватив свои скром-
ные пожитки, с болью в сердие покидают
палубу корабля.

В один из таких дней мы встретили в
гавани стройную голубоглазую девушку ©
обветренным лицом и густыми прядями 6е-
локурых волос.

— Это Александра Лазс — первая в на-
шей стране женщина-нетурман.— не без
гордости отрекомендовал ее комиссар порта.

Девушка искоса на него посмотрела и
не замеллила ответить:

— Действительно штурман, только обя-
зательно нужно добавить — сухопутного
плавания, обивающий пороги пароходных.
компаний.

В голосе ее сквозила ирония, безнадеж-
ность и горькая обида. В самом леле,
жизнь ее была полна суровой борьбы за
существование. Отец Алексанлры, старый
эстонский водолаз, с детства приучал свою
ДОЧЬ К морю, мечтая дать ей образование,
увидеть ее капитаном или штурманом ко-
рабля. Но не дожлался старик этого ра-
достного, счастливого для него дня.

Александре Лаас удалось попасть в море-
ходную школу и получить звание штур-
мана. С этого момента начинаются ее бес-
конечные мытарства.

Директора пароходных компаний зло по-
смеиваются нал ней, открыто говоря:

— Не бабъего ума это дело. Мужчинам
нехватает работы, & о вас не может быть
и речи.

Зато теперь можно искренне радоваться
ее судьбе. Александра Лаас прошла кратко-
срочную переподготовку в мореходной шко-
ле и уже несколько месяцев плавает на
торговом парохоле в качестве штурмана,
дальнего плавания. 0 ее работе приходится
слышать самые лестные отзывы.

Жизнь Александры Лаас была типичной
для  трудящейся мололежи буржуазной
Эстонии. Вот почему мысли многих мо-
лодых людей и девушек обращались
на Восток, к стране своболного трула.
В ней они вилели надежду на свое
будущее. И они не ошиблись. Это полтвер-
ждают тысячи молодых людей, которые
после революционных июньских событий
1940 года включились в кипучую созида-
тельную работу.

Олной из табачных фабрик Таллина ру-
коволит ‘дваднатипятилетний  комсомолек
Элгар Суси. Сын больничного сторожа.
Эдгар еще мальчутганом узнал, что такое
тяжелый, изнурятельный трул У ‘хозяина. .

Июньские события 1940 гола открыли
перед Суси безграничные. перспективы.
Он стал комиссаром прелприятня. С пер-
вого лня умно повел лело, проявил себя
Rak хороший хозяйственник. Из-за кри-
зиса сбыта это прелприятие раньше рабо-
тало только три дня в нелелю. По
руководством Суси сразу были пущены в
хол все станки. Стало расти изо дня в лень
количество выпускаемой продукции.

Среди молодежи Эстонской республики
немало уларников, смелых новаторов про-
изводетва.

Мололой рабочий пеллюлозной фабрики
Элуарл Тентс за последнее время поднял _
дневную выработку на 76 процентов. Ра-
ботая на станке устаревшей, лореволюцион-
ной конструкции, он прилумал несколько
приспособлений, позволивших олновремен-
но выполнять хве операции.

24-летняя Тамара Либлик. работавшая
монтером радиозавода, теперь — инснектор
отдела кадров. Наркомата легкой промыш-
ленности. Леревенская пастушка Ила Риик
принята работницей на текстильную фаб-
рику. Сын рабочего Райво Ояри поступил
нынче в Таллинский политехнический
BTY3. :

Kpome права на труд, на отдых, на o6-
разование, эстонская трулящаяея молодежь
получила и то, о чем она не могла меч=
тать при буржуазном строе. Это — право
участвовать в выборах и быть избранным
в депутаты советского парламента.

И в-числе кандидатов в лепутаты фиту-
рирует ныне лвадцатилетний командир
Красной Армии, сын эстонского рабочего
Виктор Кихно.

Тысячи молодых патриотов Эстонской
республики жлут лня первых выборов как
большого, знаменательного события в своей
Жизни. ь

Н. МИХАЙЛОВСКИЙ.

г: Таллин.

Кандидат в депутаты Верховного Со-
вета Молдавской ССР — трактористка
Колбаснянской МТС (Рыбницкий райов)

В. С. Лыса. Фото В. Иванова. (TACC).