: НАУКА И

Работы вкадемика Орбели’

Академик И. И. Павлов в речи, посвя-
шенной отцу русской физиологии И. М.
Сеченову, более тридцати лет тому назад
сказал: «Мы белны выдержанными харак-
терами. Мы бедны стойкими учеными, ко-

. торые, начертав себе известный план, идут
по нему до конца, а ведь до послелней
степени яено, что именно только такими
вылержанными типами и делается жизнь».

С тех пор многое изменилось. Ученый
сталинской эпохи -— это человек, настой-

‚ чиво идущий к цели, сочетающий глубину
теоретической мысли с решением практиче-
ских задач.

_ Ролее двадцати лет тому назад проф.

‚1. А. Орбели начертал основной план сво-
их научных исследований, и то обетоя-
тельство, что по этому основному плану
‚работа ведется еще и сегодня, красноречи-
BO свидетельствует как о грандиозности
самого замысла, так и о личных качествах
‘ero автора. Внимание проф. Л. А. Орбели
привлекла симпатическая нервная еисте-

туза, которой было известно, что она ре-
тулирует деятельность различных органов
и дает волокна, идущие к мышам и то-
ловному мозгу. Олнако каково значение

-этих волокон? Неужели единственное их
занятие— играть просветом кровеносных с0-
«судов и ‘тем самым то позволять мынитамх
-и мозгу богато снабжаться кровью, то са-

_ жать их на «голодный паек»? Методично,
‘таг за шатом выясняя этот вопрос, терпя
вначале неудачи, после ‘упорной, напря-
-женной работы проф. 1. А. Орбели совмест-
но со своим учеником А. Г. Гинецинским
находит, наконец, первые, неоспоримо ясные
доказательства того, что симпатическая
‘нервная. система имеет громалное значение
для деятельности наших мыши.

Вак бы ни была сложна машина, она
вое-тажи неизмеримо проше живого орга-
низма. Но и в машине исключительное
значение играют приспособления, регули-
рующие ее хол. Насколько обеспенилея бы
сложный механизм, если бы его можно бы-
ло включать только на одну екороеть, ис-
пользовать при таботе только на одном
напряжении.

Внешняя среда пред’являет к люлям ва-

_мыю различные требования, при чем дея-
тельность людей и при физическом, и при
умственном труде в большей или меньшей
степени евязана с работой мыши. От уда-
ра молотом по наковальне до лвижения
иглы хирурга, сшивающего тонкий нерв. —
дистанция огромного размера. Человек лол-
жен постоянно приспосабливать силу и
‚характер мышечных сокращений Е 960-
бенностям задач, которые преследуются им.

Из центральной ‘нервной системы по

_ двигательным нервам к мышцам илут се-
рии волн возбуждения, заставляющие

эмышцы сокралцалься. Симпатическая нерв-
ная система лает мышцам определенную
установку, определяющую характер их со-
кращений. Так отчасти достигается заме-
чательная  приспособленность мышечной
деятельности к запросам внешней срелы.

Этим, однако, дело не ограничивается.

Мы знаем, что в основе нервной лея-

‘тельности лежат рефлекторные акты. Вос-
приятие раздражений внептней срелы орга-
наи чувств, трансформация разлражений

_ пентральной нервной системой, различные
ответы на раздражения в зависимости от
их характера — вот составные части ре-
флекса,.

_ Иееледованиями академика Л. А. Орбели
было показано, что вое эти звенья рефлек-
торното акта также в своей деятельности
регулируются симпатической нервной си-

ТЕХНИКА

стемой. Более того, высший этап эво-
люции — центральная нервная система,

мозг, сложнейший совершеннейший меха-  .

низм, также зависим в своей работе от
симпатической нервной системы. Не на-
праено еимпатическая система расползлась
по организму тончайшими веточками нер-
вов. Она — регулятор, дирижер, волшеб-
ной палочкой создающий гармоняю пре-
красного целого — живого организма.
Полумайте, как точны, как воорлиниро-
ваны должны быть все движения человека
в процессе его деятельности. Снайпер на
фронте, стахановеп у станка, пианист 38
роялем, хирург за операжией — все они 33-
висят в своей работе от точности их дви-
жений. Специальный отдел нервной .си-
стемы — мозжечок — обслуживает коорди-
нацию двигательных актов. Работами ака-
демика Л. А. Орбели и его сотрудников
было показано, что мозжечок имеет такое
же непосредственное отношение к регуля-

тканей, как и симпатическая нервная си-
стема.

Исключительные но ценности обширные
данные, собранные академиком Л. А. Ор-
бели за последние голы, дали ему возмож-
ность синтезировать весь материал в. виде
алаптационно-трофической теории леятель-
ности симпатической нервной системы.

Характерен для этой теории эволюцион-
вый полхол к изучаемым проблемам. Из
работ академика Л. А. Орбели мы вилим,
как на длинном и извилистом пути эв0-
люции  совершенствовалиеь физиологиче-
ские механизмы, относящиеся к нервно-
мышечному аппарату, к деятельности цен-
тральной нервной системы.

Проблема боли. Боль это сигнал о
трозящей нам опасности. 3а это мы бла-
тодарны ей. Но бывает, что само болевое
ощущение становится источником тягост-
ных осложнений, часто даже угрожающих
жизни (шок). Выяснить физиологические
механизмы болевых реакций представля-
лось теоретически интересным и практи-
чески важным. Акалемик Л. А. Орбели co
своими сотрулниками установил, что боле-
вые раздражения вызывают бурное выле-
ление в кровь гормонов железы внутрен-
ней секреции — гипофиза, расположенной
У основания мозга. Последствия этого для
организма весьма значительны и много-
сторонни. Самый же факт лает возможность
об’яснить © биологической точки зрения
рях явлений. Давно уже ученые задумы-
вались нал таким противоречием. Все жи-
з0е стремится к размножению, и прирола
особенно шелра там, гле речь илет © про-
лолжении вила. Когла же цель лостигнута
и лолжно появиться новое существо, мать
(или самка у животных) испытывает мучи-
тельные боли родового акта. Что это—слел-
ствие вырождения в процессе эволюции
или же биологически важное приспособле-
ние? Поскольку боль стимулирует вылеле-
ние гормонов гипофиза и олин из BUX
действует на мускулатуру матки, усили-
вая ее сокращения,
боли ролового акта имеют, биологическое
значение. Слеловательно, при . обезболива-
нии ролов необхолимо извне вводить пре-
парат этой железы (гипофиза) © целью
предотвратить слабость роловых потуг.
Акалемик Л. А. Орбели плодотворно ве-
лет разработку научного наследия акале-
мика И. П. Павлова. В эту область науки
акалемик Л. А. Орбели внес новый, исклю-
чительной ценности вклал.

Проф. А.. ДАНИЛОВ.

75-летие киевской библиотеки имени ВКП(б)

КИЕВ, 12 января. (Корр. «Правды»).
В феврале этого года исполняется 75 лет
со хня основания в Киеве библиотеки име-
ни ВЁП(б).

Созданная в 1866 году, библиотека
имела название «Русская публичная би-
блиотека». В 1907 голу она насчитывала
zo 25.000 книг, а сейчас в фондах би-
блиотеки имеется свыше 300 тысяч то-

мов хуложественной, научной, сопиально-
экономической и другой литературы.
Библиотека обслуживает” более 23 ты-
сяч читателей горола: За прошлый гол им
было вылано более 1 миллиона книг. Вро-

ме того, библиотека обелужила 53 района  .

области, организовала 146 выставок, по-
священных различным революционным,

историческим и литературным датам.

КРИТИКА

ции деятельности некоторых органов и  .

‘дням 20.000 пригласительных
нужно сказать, что.

Новогодняя елка в Колонном зале Дома союзов (Москва). Тов. Н. М. Шверник

среди детей, посетивших елку.

Фото И. Шлепакова,

Вчера пять с половиной тысяч школь-
ников Москвы провели на елке в №олон-
ном зале. Лома союзов. Два елочных
утронника, были организованы для Yyua-
щихся млалших и средних классов, & ве-
чером’ состоялея` грандиозный бал для
старшеклассников.

Елка в Колонном зале Дома союзов при-
влекла за время иикольных каникул боль-
ое количество летей. За 16 дней на елке
побывало 85.000 учащихся. Детям млал-
шего и срелнего возрасты  розлано 60
тысяч новогодних подарков,

Посещение елки было для детей боль-
тим, надолго запомнившимея праздником.
Дети участвовали в различных веселых
играх, лля них было приготовлено множе-
ство увлекалельных аттракционов. B poc-
кошно убранных залах ежедневно выету-
паля артисты лучших столичных театров
и эстрады, коллективы детекой хуложе-
ственной  самолеятельности профсоюзных
клубов, дворцов культуры и детских ло-
мов культуры. Большим успехом ‘пользо-
вались танцовальный коллектив Дома лет-
ской художественной  самодеятельноств
Кировского района, хор народной песни и

ЕЛКА В КОЛОННОМ ЗАЛЕ

танцовальный коллектив завода «Серп и
молот», детский ансамбль песни и пляски
Центрального клуба шоферов, Кукольный
самодеятельный театр Дворца. культуры
завода имени Сталина и хругие. На каж-
JOM елочном сеансе, кроме того, устрам-
вались конкурсы  лекламаторов, чтецов,
танцоров. Свыше 200 ребят получили
призы,

Детям, посетившим елку, было показа-
но болышое количество мультипликанион-
ных фильмов, демонстрировалиеь отрыв-
ки из новых советских фильмов: «Яков
Свердлов», «Тимур в его команда», «Ги-
бель «Орла», «Брат героя», «Детство»
и другие. .

В лесятках писем, поступающих в ахрее
Дома союзов на имя деда-Мороза, учащие-
ся от всей души благодарят партию, пра-
вительство п товаричца Сталина за счаст-
ливое летотво. Дети присылают ©вои сти-
хи, рисунки и зарисовки.

11 января новогоднюю елку в Колон-
ном зале Лома союзов посетил секретарь
ВИСИС тов. Н. М. Шверник.

Сегодня состоится закрытие новогодней
елки,

Накануне ленинских дней

`БЕСЕДЫ, ДОКЛАДЫ, ЭКСКУРСИИ

‚ ЛЕНИНГРАД; 12 января. (Корр. «Прав-
ды»). В городе все шире развертывается
подготовка к ленинским дням. В Доме пар-
тийного актива Ленинградского горолекого
комитета ВЕП(б) состоялся инструктивный
доклад лля агитаторов и пропагандистов.
На прелприятиях начинаются беселы &
локлалы о Ленине и достижениях страны
сопиализма, ee
Музей революции разослал к ленинским
билетов.
Устраиваются массовые экскурсии но’ му-

зею, посвященные теме «17 лет 603
Ленина. пол о руководством  товариша
Сталина, по ленинскому пути». Много-

численные экскурсии по. ленинским местам
организуют Ленингралекий филиал Музея
В. И. Ленина, & также туристеко-экскур-

>

сионное управление BIICHC,

ВЫСТАВКИ

КИЕВ, 12 января. (Корр. «Правды»),
Ленинский райком КП(б)У организует 13
января инструктивный доклал для руко-
водителей агитколлективов на тему «17
лет без Ленина, ‘по ленинскому пути,
пол руковолетвом Сталина». В партийном
кабинете райкома готовится выставка,
посвященная Влалимиру Ильичу Ленину.

В партийном кабинете Петровского рай-
кома подготовлена выставка нз тему «Ве-
ликое содружество Ленина и Сталина».
Выставки к ленинским дням готовятся и в
хругих ‘районах.

И БИБЛИОГРАФИЯ

Мужество и твердость советских людей

Январекие дни прошлого гола. Во тьме
полярной ночи, во льдах Гренланлекого
моря бьется линейный ледокол «И. Сталин».
Ломая многолетние торосистые ледяные по-
ля, он настойчиво прокладывает путь Ha
север. Команда прославленного флагмана
арктического флота напрягает ‘все силы,
чтобы как можно быстрее выполнить
сталинское задание— пробиться к лелоколу
`«Теоргий Седов», вывести его из мрака
п хаос» далекого стылого моря нё чистую
велу, к берегам родины.

Вог во тьме блеснул долгожданный ого-
нек «Седова». До него всего 10—15 миль!
Вов уже 5—7 миль! Многометровые льлы
етальной преградой лежат межлу двумя
кораблями. Кажлая сотня метров требует
нечеловеческих усилий, огромной затраты
труха. Несколько дней ушло на борьбу 3a
последние мили.

Й вот, наконец, 13 января 19407 гола

во льдах арктического океана произошла
долгожданная встреча двух советских ко-
раблей. Беспримерный дрейф  лелокола
«Седов» закончился. Сула взяли курс на
юг, к родным берегам. Всея страна востор-
женно встречала славных  селовцев и
участников  экспелиции Ha  лелоколе
«И. Сталин». Дрейф «Седова» и смело
плавание флатмана Арктики навсегла во-
шли в историю человеческого лерзання, в
золотую книгу побед человека нал сти-
хией.
о Северный морской путь, Центральный
полярный бассейн издавна привлекали
внимание человечества. Первые экепели-
ции на север были совершены несколько
столетий назал. Наиболее серьезному ис-
следованию Арктика подверглась в конце
прошлого и начале нынешнего столетия.
Открытие Северного полюса и знаменитый
дрейф «Фрама» лали чрезвычайно иного
для познания Центральной Арктики. Но
ве же законы процессов, происхолящих
в серлце Полярного бассейна, оставались
не ясны. А эти процессы имеют колос-
сальное значение и для науки, и для мо-
реплавания.

Решение ‘этой отромной залачи оказа-
ль по плечу только советокой науке,
советским полярникам. Вруннейщий вклал

в наши познания о Деловитом океане, его

динамике, физике и химии слелали папа-
нинцы во время своего’ легенларного хрей-
фа на льдине от Северного полюса 10 Oe-
регов Гренландии.

Дрейф «Селова» лополнил эту работу
пеннейшими данными о громадной . части
Полярного бассейна,. вооружил. теорию п

практику исключительными по своему раз-

нообразию и значению свелениями. Доста-
точно указать. что за время дрейфа было
сделано 415 астрономических наблюлений,

проведено 43 гидрологических исслелова-

ния, измерено 39 глубин, осуществлены
наблюдения над земным . магнетизмом, CH-
лой тяжести, поголой и т. 1.
Во время лелового плавания «Селова»
после возврашения его в Мурманский порт
в нашей печати ловольно часто приволи-

лись.рассказы участников дрейфа о жизни
и работе на скованном льлами корабле. Но
эти рассказы были лаконичными,

отры-
вочными, и все жлали подробного повество-
вания о’небывалом прейфе. Сейчас, Е ‘ro-
ловшине вывола «Селова» изо льлов Грен-
ланлского моря, ‘излательство Главсевмор-
пути выпустило‘ составленные седовпами
«Записки о жизни и работе на лелоколь-
ном пароходе «Георгий Селов».: лрейфовав-
тем © 28 октября 1937 г. № 13 января
1940 г. в Северном Леловитмом океане».
«Записки» состоят из лвух книг: Героя
Советского Союза капитана В. С. Балигина
«На корабле «Георгий Седов» Через Лело-
витый окезн» и сборника «Рассказы селов-
цев» *). 0бе эти книги заслуживают самого
серьезного внимания.

_ Книга  Балигина — это увлекательная
повесть, г1е романтика путешественника-
мореплавателя органически пополняется
материалами научных наблюдений и иееле-
1сваний. Злесь лиалог и живое повество-
вание переплетаются 0 схемами, лиа-
граммами. документами. ‘Тут сконленсиро-

*) Книга 1—К. С. Балигин. «На корабле
«Георгий Седов» через Ледовитый океан».
Издательство Главсевморпути. 1940 г. Стр.
606. Цена 22 руб. 50 коп.

Книга П — Сборник «Рассказы седовцев».
478. Цена 20 руб.

ван огромный опыт седовпев, ханы резуль-
таты их работы, ‘при чем‘ вее`это нанисано
занимательно, читается легко и с неосла-
бевающим интересом. :

Автор полробно описывает своболное пла-
вание «Седова» и его первую зимовку BO
льлах. Яркие главы посвящены изумитель-
ной воззушной экепелиции, к зр®йфующим
сулам и храброму похолу «Ермака» к 53-й
параллели. Центральную часть книги 38-
нимает описание второй и третьей зимовки
в Арктике, научной работы, труда и бул-
ней героического коллектива. Без ложного
самолюбия приволятея не. только успехи
селовцев, но и их белы, не только лости-
жения. но и опибки.

Веем памятны жесточайшие условия, в
которых смелым полярникам приходилось
провотить свою работу. В экипаже был
только олин научный работник. получив-
ший специальное образование, —гилрограф
тов. Буйницкий. Но все, от капитана 10
бопмана, приняли на себя тяжелый груз
научного исслелования. В пургу в метель,
в свирепые морозы и непроглятные ночи
велись систематические наблюления по всем
лоступным селовпам отраслям науки.

Й не только лоступных!

С нягким юмором, как бы гляля со сто-
роны. Балигин описывает научные вахты
в авралы. окрашивая пламенем всепобеж-
лающего оптимизма советского человека все

трулностя, которые стояли на пути селов-

nes. При первой me попытке измерения
глубины трос оборвался, и результаты мно-
тотневного бессонного труза ушли на’ дно
океана. Тогта селовцы енова сплели трос.
Он опять оборвался...

Работая ночами. механик Токарев выто-
911 так называемую трубку Экмана 119
взятия проб морского грунта. Долгие часы
провели на морозе участники экспеиции,
вытравливая трос ло 1на. 4.750 метров!
Начинается мезленный. пол’ем. Й вдруг:

«...Послышалея легкий хруст. металла; й
В То же мгновение KoHen Tpoca ¢ прибо-
ром скрылся в стылой воде... Я. стиснуз
зубы, чтобы улержаться от. бурного из’яв-
ления своих чувств. Всякому терпению
есть прелел. Мы могли скрепя серлие при-
мириться © потерей  полукилометрового
троса. Но каждый фаз топить в майне но-
вый прибор—это уже слишком ‘большая
роскошь».— пишет Балигин.

С большой теплотой, се нежностью автор

жизнью. отечества,

Большую выставку готовит библиотека
Акалемии науБ УССР. Основные ee раз-
делы: «Ленин — великий продолжатель
учения Маркса — Энгельса», «Ленин —
организатор и вождь ВЁП(б)», «Ленин —
организатор первого в мире советского со-
циалистического госуларетва», «Сталин-—
это Ленин сегодня». «Образ Ленина в ху-
хожественной литературе, фольклоре и
искусстве».

Лекнии и локлалы о жизни и леятель-
ности Владимира Ильича организует Ви-
евский лекторий, Агитаторы завода «Боль-
шевик» провели в. цехах par бесед о
Ленине.

`- НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КУРСКА

БУРСК. 12 января. (Корр. «Правды»).
На кожевенно-галантерейной фабрике орга-
низована выставка, посвященная ленин-
ским хням, выпущен специальный номер
стенной газеты. На трикотажной фабри-
ке № 2, ина заволе текстильного машино-
строения, на шпагатной фабрике и на
других предприятиях города агитаторы
проволят беседы © жизни и деятельности
В. И. Ленина.

13 января в горолском Доме партив-
ного просвещения состоится инетруктив-
вый  локлал для. руковолитедей  агит-
коллективов. лекторов и локлалчиков на
тему: 417 лет без Денина, пол руково1-
ством товариша Сталина, по ленинско-
му пути». 21 января на эту тему будут
слеланы локлалы на всех прелприятиях и
в учреждениях города.

пишет о ролине. Тула, во льлы, в поляр-
ную ночь лоносилось теплое лыхание лю-
бимой страны. Селовны жадно следили 3a
H советский нарол 6
волнением внимал казжлому слову, лонося-
шемуся ¢ лрейфующего корабля. Со всех
уголков Советского Союза на корабль по-
ступали бесчисленные ралиограммы. Ce-
товны всегла ощущали иогучее плечо ро-
тины, готовой в любую минуту притти им
a помощь. pig

За жизнью MAIOHBKOTO KOANCRTABA BAY-
мательно наблюлали Центральный Комитет
партии. товариш Сталин. Трижты селовпам
выпало огромное счастье получить ‘при-
вететвенные телеграммы OT товарищей
Сталина и Молотова. В первую толовщину
лрейфа эфир лонес ло серлиа Арктики теп-
лые слова Кремля: т

«@з Москвы 33 27—63—24—02. 00.
Jezoxon’ «Селов» ‘Rauntany Baanrany,
Е Парторгу Трофимову.

В гозовщину хрейфа шлем вам и всему
экипажу «Сельва» горячий привет. У вере-
НЫ. 4TO C больпевистекой тверзостью со-
ветских дюлей вы преололеете всё тру1-
ности на вашем пути и вернетесь на ро-
лину побелителями,

Жуеи ваши руки. товарищи!

По поручению ЦЕ ВКП(б) и СНЕ Союза
COP . 2
. И. Сталин. В. Молотов».

С глубоким, искренним волнением опи-
сывает Балигин чувства пятнадцати по-
лярников, получавших эти слова вели-.
кого оболрения. Они писали ответы В
Кремль. «етараясь отобрать самые лучшие,
самые горячие слова. Но все написанное
казалось бледнее того, что бымо в серзае».

Советские полярники накопили исклю-
чительный опыт берьбы и работы на ce-
sepe. 06 этом много пишется, но слишком
мало: показывается, как эти люли побеж-
зают природу. Внага Балигина великолеп-
но восполняет этот пробел.

В несколько ином олане составлен сбор-
ник «Рассказы селовпев». Это — записи в
воспеминаиия участников дрейфа, об’ели-
ненные тематическая по разлезам. Слелано
это хорошо, хотя составителям и не удалось
избежать ненужных повторений и незначи-
тельных противоречий.

Сборник открывается прелисловием
лважлы Героя Советского Союза` тов. И. Д.

` ТРИ. ТОЛСТЯКА»

После почти трехлетнего перерыва Боль-
ной театр СССР возобновил балет В. Орая-
ского «Три толстяка», Этот балет поставлен
no повести Юрия Олеши, — повести, которая
может быть названа поэтической сказкой.
Так много в ней пепосредственной фанта-
зии, философских и поэтических обобще-
ний, такой теплотой и мужественной силой
овеяны её герой. «Три толстяка»——это по
весть о борьбе нарол» и оружейников против
власти трех толстяков, угнетавших нарол,
живших за счет их труда. Народ восстает
против толстяков, но гвардейцы подавляют
восстание, а вождя оружейников Просперо
сажают в железную клетку. Друзья наро-
да-—доктор Гаспар Арнери, гимнаст Tubya
и девочка-дктриса Суок, однако, спасают
Просперо и освобождают народ от власти
Толетяков. vet

Повесть о борьбе нарола с богачами на-
писана © тонким знанием психологии детей.
В ней просто и веселю рассказывается 0
самых необыкновенных вещах, будь TO
восстание оружейников или полет пролав-
ца шаров, или превращение хевочки Cyox
в БУБлУу наследника Тутти.

Этими положительньюги качествами по-
sects 10. Олеши и привлекла в свое время
внимание двух. крупнейших театров-—^Аудо-
жественного, инспенировавшего «Трех тол-
стяков», и Большого, поставивиего балет о
докторе Гаепаре, гимнасте Тибуле, оружей-
нике Просперо и девочке Суок и их борьбе
с Тремя Толстяками,— балет, музыку &
которому написал композитор В. Оран-
ский. - : é
Теперь этот веселый и яркий, полный
поэтического очарования балетный сиек-
такль вновь включен в репертуар Большого
леатра СССР, Успех, с которым прошли
первые два спектакля «Трех ‘TOACTAROB>
одиннадцатого и двенадцатого января, луч-
ше всего свидетельствует 0 правильности
пути, по которому идет наш крупнейший
музыкальный театр, расширяющий свой ба-
летный репертуар.

В наше время театр не только «пова>
зывает зрелища», но и расширяет куль-
турный кругозор советских людей, приви-
вает ии прекрасные чувства — отвагу,
хоблесть, любовь к родине. Только эстет-
ствующие снобы могут утверждать, что ба-
летный театр HO несет этих высоких функ-
ций. В хореографическом искусстве чело-
веческие страсти, ихен, чувства, лирич-
ность спенических образов порою лости-
тают. большой выразительной силы. Вот
почему каждый балетный спектакль, несу-
щий в себе эти эмоциональные качества,
является крупным событием в театральной
жизни.  Большой театр готовится к в030б-
новлению  «Эсмеральы», в ближайшее
время покажет балет «Тарас Бульба».

И чем смелее, решительнее, быстрее те-
amp булет двигаться по этому пути, тем
полноценнее и многограннее он будет вы-
полнять. свою благородную культурную и
просветительную роль. У театра для этого
есть все условия — прекрасные и талант-
ливые балетмейстеры, вылающиеся актеры,
которые много трухятся, непрестанно ©о-
вершенствуясь в своем искусстве,  Нало
только. лать этим замечательным силам бо-
лее широкий творческий простор, созлать
все условия лля творческого соревнования.

Балет «Три толстяка» поставил Игорь
Моисеев. За последнее время этот одарен-
ный балетмейстер выступал тлавным обра-
зом Kak постановщик народных ‹ танцев.
«Три толстяка» —— это третий балет Mon-
сеева, в котором он выступает как зрелый
мастер, умеющий но только свежо и остро
поставить танец, но-и найти для него орга-
ническое место в спектакле. Может быть,
поэтому в «Трех толетяках» все танны, все
рариапии, жесты пронизаны единым. з4-
мыелох и полчинены общей идее. Язык бз-
летного спектакля—это танеп. Моисеев, 01-

13 ЯНВАРЯ 1941 г. № 13 (8421)

(НА ОПЕКТАКЛЕ
В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ СССР)

нако, не увлекается хореографическим крас-
норечием, он скуп и сдержан, как и подо-
баетг художнику.

В сказке легко «выйти из берегов», утра-
тить чувство меры, потому что в ней жиз-
ненная логика и законы реальной жизни
подчинены силе воображения. К тому жев
хореографической сказке можно сбиться на
путь обветшавшей традиционности. Валет-
мейстер избежал этой опасности. Танцы в
«Трех толстяках» ярки и своеобразвы,
Таковы, например, негритянский танец,
живо и интересно исполненный Л. Мержа-
новой, и полька, которую Г. Петрова,
В. Белый я В. Малорин танцуют с пы-
линным артистяческим обаянием. ^

Сцена’ в комнате Туттй является поллин..,

вой находкой п творческой побелой и коу-
позитора, и балетмейстера, и актерв,
Валетмейстер нашел. здесь тончайшие али-
нии, поставил танцы, прозрачные, налод-
ненные чудесным сказочным очарованием,
Композитор написал эту сцену с больших
влохновением и выразительностью.

В балете, как и в опере, душа спектак-
ля—_музыка. В «Трех толетяках» кое-где
нехватает этой души. Музыка В. Оранеко
мелодична, но она все же не передает поз-
тической глубины сказки. Это, естественно,
затрудняет актеров, которые должны пере-
водить музыкальные мысли на хореограф-
ческий язык и тем самым создавать как
бы зримую музыку. В наиболее выгодном
положении оказалась партия девочки Суок,
которую ‘исполняла 0. Лепепгинская. Эта
молодая танцовщица з& последние голы 34-
нимает ведущее место в советском балет-
ном искусстве. Ее танец, ловеденный лю
‘совершенства, поистине вызывает вослн-
шение. Роль девочки Суок трудна, трейует
большого художественного такта, Cyor
превращается в куклу. Танцы  куюы
сложны, олнако Лепешинекая исполняет
их с огромной внутренней  убелительно-
‘стью и поллинным артистическим обаяни-
ем. Она, левочка-полросток и друг 6-
страшного гимнаста Тибула— то Ham
на, То простодушна, то хитра. =

В роли Тибула мы вилели А. Руденко.
Этот мололой актер в сравнительно неболь-
шой партии гимнаста Тибула проявил се
бя как сильный танцовщик. Артистка
Н. Халатова, играющая принца Тутти, уо.
жот отнести эту роль в своим творческих
успехам.

Замечательный образ доктора Tacnapa
создал артист А. Радунский. Дарование эт
го актера поистине многогранно. В «Тр
TOACTAKAX» Ралунокий очаровывает тонко
стью спенического рисунка. Большой п
хвалы заслуживают также А, Царман в
роли учителя танцев Раздватрисз, «xmy-
щего срели вальсов и улыбок», w A. Ay-
ков в роли продавца воздушных шар
Жуков не только танцует, но и итрам
хорошо. Образ пролавна шаров получиля
теплый и веселый. Таким он ‘и ложе
быть. Изумительны,— и по замыслу и п
исполнению, — танцы поварят. Выстуе
ние учеников хореографического училииа
заслуживает высокой оценки. Все артисты
балета, участвовавшие в спектакле. танно-
вали с мастерством, которым тв бютат
Большой театр и которым “по ‘праву ‘может
горлиться советская хореография.

Прекрасно оформил спектакль Б. Мату-
HHH, который создал сказочные и яркю
хекорации,

Дирижировал балетом «Три толстяка?
Ю. Ф. Фадер. Он во многом содействовал
успеху спектакля, который потребовал
неустанных усилий актеров, художников,
музыкантов Большого театра CCCP. dro
труд увенчался побелой.

‘ О. КУРГАНОВ,

ФИЛЬМ «РОЖДЕНИЕ РАДИО»

ЛЕНИНГРАД, 12 января. (Корр. «Прав-
ды»). В связи с 35-летием со дня смерти
известного русского ученого — изобрета-
теля ралио А. С. Попова в киностулии
«Лентехфильм» заканчивается с’емка 5о-
роткометражного научно-популярного филь-
ua «Рождение ралио».

Папанина, рассказывающего 0б огромном
внимании, которое улелял товарит Сталин
прейфу «Седова», и кратко. полволящего
итоги научной работы селовцев. Дальше
слелуют рассказы о первой зиме, очерки
© трузьях, веспоминания 06 авралах и
вахтах. жизни нз корабле. Книга ‘закан-
чиваетея возврашением на родину.

Хороши и просты эти рассказы! Днев-
ники, письма домой, статьи, воспомиБания
овеяны тем же ‘ухом оптимизма, что a
книга Балигина. той же сдержанностью и
спокойствием. Но сквозь эту слержанность
вырисовываютея прекраскые фнгуры пят-
налпати советских моряков; величие и ге-
POH3M лел, ими совершенных,

Сильнейшее впечатление оставляет гла-
ва «Авралы и вахты», В чиеле зругих
злесь помещен ‘потрясающего спокойствая
расеказ Токарева 0б одном из сентябрь-
ских авралов 1938 гола, когда корабль
едва ве отаравилея на «mo Деловитого
океана. Крен достигал 30 градусов. Ета
немного — и сулно перевернется. Сквозь
отверстие хололильника в трюм`била мет-
ная струя морской волы. И тогла Токарев
и Шарыпов во мраке ночи спустились пой
накренившийся борт. и, нырая в ледяную
волу. залелали гибельную аыру.

Веселые. жизнералостные люли, Off
не кичатся своим бесстрашием. Соболев-
ский, Балигин, Трофимов, Бекасов, Полян-
ский честно и откровенно рассказывают,
что иногла и у них .бываля ни грусти,
тоски, плохого настроенная. Но в том-то.и
сила: советских люзей, что они нашли в
себе волю и отвагу преодолевать эти дни,
как преололевали льгы, морозы в мрак
ночи. :

Нельзя без волнения читать эти книги,
Они характеризуют большевистскую твер-
злость советеких люзей, их мужество. на-
стойчивость в 1остижении пели, прелан-
ность делу, великое сознание долга, бес-
прелельную любовь к родине.

3$

06е книги полиграфически ‘изданы безу-
пречно: хорошая бумага, четкая печать,
превосходные Фотографии. Непомерно вы-
сока лишь цена излания: книга Балигина
стоит 22 руб. 50 коп:, сборник — 20 ру-
блей. Полобные пены могут только поме-
шать массовому распространению — книг,
которого они безусловно заслуживают.

Л. БРОНТМАН.

=
>

Реконструкция города Горького

ГОРЬБИЙ, 12 января. (Hepp. «Прав
ды»). Коллегия Hapoinoro  комиссарлатз
комуунального хозяйства РСФСР утверл-
л8 20-летний план реконструкции  гороза
Горького.

По данным послелней всесоюзной пе
реписи населения, Горький занимает ше-
стов место в стране по числу жителей.
В ближайшие 10 лет население горо
лостигнет 800 тысяч — 1 миллиона че
товек.

Планом предусмотрено  строительть

=

~

близ Сормовского и Автозаволекого шохе

нескольких проспектов и улиц с 4—
б-этажными ломами, расширение и уллияе
ние центральных улиц: Свердлова, Фи-
нер и хругих. Большие красивые лома в0з-
двигаютея на набережных. Мелкие прел-
приятия, не ‘отвечающие санитарным 1
противопожарным требованиям, булут сие
сены или перевелены на окраину. Позу
существующего моста, намечено построить
в различных районах горола еще три м0
ста через Оку.

В районе Мызы, ез большой территория.

откоса Оки, разбивается тбролской пар’
культуры и отлыха. В черту его бут
включелы cain «Швейпарая» и Загоро1.
вый. На месте Марьинской рощи бухт

созланы зоологический и ботанический
CIE: :
Значительной реконструкций  полверг.

нетея  железноторожный. горолекой и рез:
Ho транспорт. Намечено перестроить же:
Зезволорожные пол’езлные пути к 3480
1ам. Булут соединены Казанская и Горь-
вовская железные аорога, Дая этого уже
строится большой мост через Оку. Jas
зучшего обслуживания Пабсажиров бут
постровны ABZ новых ‘вокзала — Главный
в Пригоротный.

Стрелке решено построить еше тре
порта — в районах Автозавола. Сормова
и Печерах. Кроме трамвая и автобусов, в
гороле начнут курсировать троллейбусы,
поззла электрической железной тороги.

—о—-

ЖИВОТНОВОДСТВО НА ПАМИРЕ

ХОРОГ, 12 января. (По телеграфу).
Текушей зимой провелена перепись скота
на Памире. Бак показала перепись, в
прошлом голу в колхозах Горно-Бадахшав-
ской автономной области создано 89 жи:
вотноволческих ферм, поголовье скота 14
фермах выросло на 61 процент, 0(%-
оенно резко — в шесть с лишним раз—
увеличилось количество свиней.

Ло 1940 гола колхозы Памира ве имел
ни олзной птипефермы, а теперь их насчи-
тывается 68.

План развития животноводства за прош-

лый год область выполнила нз 140 про
центов.