ВОСКРЕСЕНЬЕ, 1 АВГУСТА 1943 г. № 180 (8173)

Яебо июля ``

Вогха лейтенанта Георгия Токарева по-
просили рассказать о его первом возлуш-
ном бое, он <казал:

- — Мой первый бой интересен тем,
что меня в этом бою сбили.

MHOTO,—-HO сзмая идея боя, найденная Ви < «мессерами-110» ис «Фокке-Вульфом-
очень сложных обстоятельствах ив самый 190», выискивал слабые стороны новых
нужный момент. Закиров летел тотда на раз-  немецких машини и постепенно вместе с
ведку немецкого аэродрома и был встре- другими албтчиками чувствовал, как иро-
Е чен сначала одной парой «мессеров», по- исходит в воздухе перелом в соотноше-
un Beg hae и все увидели, как он том второй и, наконец, третьей. Один про- ния сил. Немцев чаще и чаше вытееняли
‚и после его необычного ответа тив шести, — это скучноватые условия с веба, жгли, сбрасывали на землю не
всё захотели узнать, что же он испытал, схватки. Закиров знал, что ничто хоро“ Только мастерством воздушного боя, но те-
когда воина в первые же несколько минут  шее его не ждёт. Некоторое время он кру- Перь уже качеством и количеством CO-
боя разом обрушила на него полную меру тилея в клубке «Мессершмиттов», всеми ветеких самолётов, Над Курском Георгий
того страшного, что может пережить воз- средствами оттягивая почти прелрешенный   Токарев участвовал в бою против 500 не-
хушный Goer. исход неравного боя. Но тут откуда-то вы- Мецких самолётов и увидел тогда, как вы-
Судьбу человекз Ha войне во многом нырнул «Лавочкин». ин вёл его. видимо. Глядит настоящий разгром неприятельской
определяет именно nea _ 608. Плохо, настоящий парень. Он врезался в схват- Воздушной армады.
всли первый бой сложится неудачно, это  ху. выручая неизвестного ему лётчика, и #0 тогла он был уже лейтенантом. К
может на лолгое время линтить человека  тогла пр a : он уже сбил в олиночных

у т oe TOMY времени

о: против шестерых немцев оказалось : i
уверенности в свойх силах, воля его будет уже ae 5. oy Hae и групповых боях отинналцать HeMenRAY  4OM KoMOuHaTe, 9 — учатся в Калининской
rs - у два советских летчика. астояшие evs = юридической школе, больше 20 — в сель-
надломлена ожиданием второй неудачи. самолетов. В июне бывший сержант уже :

Te Е > = > - -.

Токареву не повезло. Первый бой не дал! о у ee eee mes, ОЙ ов Командовал эскадрильей. Вот почему ему

ему окрыляющего опыта победы. В We  nay hates ee Закиров a var о стыдно рассказывать о TOM, что в

BOM бою он пережил гибель самолёта, ный РИНУЛИСЬ Wr Ha. Ipyra la a те_  Первом бою его ‘сбили, — так он начал

близость смерти и мучительное ЧУВСТВО тели встречным  куроом fae on зе ке ee

обиды. АВ ие Е рулная школа. Бывает, лётчик прово-
В тот день ето двадцать «Юнкерсов»    тАлкНУться, oie eee re а лит в боях Rech день и выбивается из

в сопровождении сорока «MeccepoR» e-paper hee В стороны, ода делали ра3- сил настолько, что без помощи това-

вершали бомбартировочный налёт на Topo) i зказывались хруг против рищей не может выбраться кабины.
Ливчы. Георгий Токарев, — он был тогла РУТГа, И Снова летели навстречу, п опять Цнома десять минт сложного 608
сержантом —в паре < Закировым кинулся   Р8ЗВоротом возвращались в исходное п910-`изматывают больше, eM  трёхчасо-
в то чёрное, воющее, ещё незнакомо   НИС, И снова мчались один на лоутГого.  вой — нормальный полёт. В десять
тородом. Двадпатилетний юноша из лётной ТУТ дело. Так как они шли друг другу в запае нервной энергии, — эти десять мп-

школы атаковал знающих, умелых убийн,  100, то Закиров защищал хвост неневест-!нут и приносят ему победу. Но бой пр-
тромивигих города Польши, Франции, Бель-  #019 «Лавочкина», & TOT в свою очередь   холжастся; один сбитый немец ещё не-де-
тии, Греции. Он умел тотла  смо-  ТНФМ пулеметов расшвыривал «мессеров»   лает лётного дня, нужно настигать дру-
треть только вперёд, а опытный истребя-  0  ХВоста Закирова. Немцы не смогли ра30- гих, очищать воздух для нашего наступ-
тель, по выражению «ассов», поворачи- РВать слившуюся воедино волю двух рус- ления. :
Baer голову на 360 градусов, другими СКИх— «мессеры» умаялись и ушли ни с Когда пришёл июль 1943 года, Георгий
словами, вилит, а если не видит, то чув-   ЧМ. А Закиров с неизвестным разлетелись,  Токарез уже олинналцаль раз успел рас-
платитьея ¢ немцами за свою первую

ствует всю глубину неба. Токарев развер- КИивНУв друг другу крыльями, каждый по
нулея для атаки, и тут их е Закировым СВоим делам. Через двадцать минут Заки- обиду. Си навязывает немцам свою так-
раз’единили «мессера», и Токарева зажа- ров над Ливнами ударом в ‘ брюхо сбил тику, выгодную для него и неудобную
ли и стали оттягивать в сторону, чтобы   ОЧерелной «Мессернемитт-110».   врагам.
добить одинокого, и оттащили хо линии Сержант Токарев всё примечал, ко все- Попробуем, как это делается в кино,
фронта, и он лрался отчаянно, п его всё- Му присматривался, самый маленький ро- замедлить и рассмотреть молнию воздунш-
таки сбили. стом на всём аэродроме, но’и самый. по- Ного маневра. ‚
Он умел тогда емотреть только вперёд. Жалуй, упрямый. С наибольшей прилирчи- Что происходит иногда в течение ми-
Ох видел перед собой одного из атакую- Востью он изучал самого себя, сравнивал НУТЫ? И
щих «мессеров», решил переиграть его © другими, учился в беях. Тысячи русских _ Токарев ведёт бой с двумя  немпами.
на виражах и заложил такой чудовищный людей в первое время войны были в та- У THHETCA вслед за уходящим вверх
вираж, что в глазах у него потемнело, ион Ком же положении, пехотинцы и танки- “Мессером» и намеренно допускает второ-
зашел все же в ХВОСТ тому «мессеру», но сты. Красная Армия, отступая, смотрела 10 К себе на хвост. Но только хо извест-
не видел других. Второй «мессер» ока- В ЛИНо новой суровой войне, чтобы в НОГо предела, который нужен Токареву,
залея в хвосте Токарева в ту секунду,   беде познать её и, наконец, взять войну ЧТОбЫ полувиражем вывернуть свон само-
когда он испытал ви с чем несравнимое в свои руки. Срели тысяч и тысяч таких 1°Т МАЗа и РиНУТЬСя, В 100 наститающе-

чувство близкого и точного своего удара, Е
восторженное чувство победы, и втруг уви-
дел, как огненные жгуты хяешут по MO-
тору, пою бакам.

Уже не было возможноети спасти ca:
молёт, пламя его пожирало. Токарев дол-
то не мог оторваться от горящего само-
лёта и выбраться из кабины, BBbICBOOO-
дить парашют. Ето бил ветречный поток
воздуха, с него сорвало шлем, очки, са-
пог с ноги. Растерзанный, полуживой, он!
высвободилея в последнюю минуту и по-
чти тут же ударилея о землю.

Сразу ему пришлось вокочить на ноги.
В него стреляли. Он побежал в сторону,
заполз в густую рожь и только там, пере-
жилая белу, почувствовал, как ему `боль-!
HO, как ноют кости, какая страшная оби-
да давит его.

Токарев не лал обиде ‘свалить себя, он.
сохранил глазное — мужество.

Первое поражение он сделал для себя
мколой. Он вызверил каждое своё лвиже-.
ние в том первом бою. Он искал ошибок,
и нашёл все до олной, и соели них глав-
ную — ожидание того, что бой поведёт
его, лётчика, за собой, что в бою Bee Kak-
то опрелелится ходом событий. Это была
серьёзная ошибка. Творцом событий в б0ю.
должен быть OH сам, лётчик Toka-
рев. Не жшать решения врага, а перво-
му решать, стать хозяином боя с первой
минуты. И когла враг это почувствует, он
будет побежаён. Останется только добить
его.

Илея боя часто рождается. мгновенно.
Токарев помнил одну схватку кашитана
Закирова. В ней нравилась ему неё толь-
ко смелость, — смелых людей на войне!

русских людей был и Георгий Токарев,

маленький сержант. Он также прибирал.

к рукам свой участок большой войны.
бою против лвух  <«мессеров» над
истерзанным Сталинградом ему понадоби-
лось целых 30 минут, чтобы сбить одно-
го из них. но всё же он сбил его! Весной
1943 тода маленький сержант дрался

———— ~ ~~

АРМИЯ. Разведчики ча-

ДЕЙСТВУКИЩАЯ
сти А. С. Саркисяна триждьт орденоносцы

К. И. Брадинский и В. И.
На-днях они захватили двух
и доставили их в часть. На
разведчики в засаде,

Фото С. Раппорта.

гвардейцы
Портиягин.
«языков»
снимке;

`зающего к нему

Тот проскакивает мимо, а Токареву
 ОлЬКО это и нтизно: теперь оба «мессе-
‘ра» находятся в одной стороне от него,
он вилит 0б0их и снова начинает игру.
Он, действительно, играет маневром, как
 бы забирая в руки и всё больше натя-
тивая, изматывая нервы врагов-

Фигура повторяется. : i Sis

Один немен лезет вверх, Токарев пови-
сает у него на хвосте, а второй пюдтя-
 гивается к нему сзади. Первый решает
применить приём Токарева и вдруг раз-
ворачиваетея  назал. в л00 лейтенанту.
Стреляет. Мимо! Шюваливается в пике.
Снизу он снова боевым разворотом лезет
вверх, к лейтенанту.

Но теперь Токарев кончает игру.

Он не пошел велел за немцем в пике и
не потерял высоты. Он поджидает вепюл-
немца и TYT длинной
тудемётной очередью валит ето на земаю.
`Второго он хочет вытянуть на высоту, где

‘мотор немца работает вяло, и тут добить его

всей яростью затинузшейся схватки. Но
 у маленького лейтенанта кончается бензо-
‘запас. Токарев проклинает веё ва свете.
Хоть бы винтом резануть немца! Но тот
‘уже весь вымоталея, бросает бой, прова-
  дивается в пике и уходит.
  Так дерется теперь юноша, лейтенант,
командир эскадрильи, которого немцы
сбили в первом бою, когда он был неуме-
лым сержантом.

Элю — небо июля 1943 года. Это наше
небо вместе с нашей землей перешли в
наступление.

Евгений КРИГЕР,
снец. корреспондент «Известий».

ОРЛОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 31 июля.

ИЗВЕСТИЯ, СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Обучение инвалидов
Отечественной войны

роко развернулось производственное обуче-
ние инвалидов Отечественной войны. Вер-
нувшиеся с фронта защитники родины при-
обретают новые, самые разнообразные про-
фессии. г

В Лихославльском районе недавно закон-
чили курсы председателей колхозов 18 ин-
валидов Отечественной войны. 9 человек
учатся на курсах техников по добыче тор-
фа в Редкине, большая группа приобретает
специальности бухгалтеров,  плановиков,
счетоводов на курсах, организованных обл-

потребсоюзом в Бежецке. 15 человек явля-   бесстрашных истребителей вражеских тан-

ются слушателями заочных курсов eee
водов при Московском межобластном учеб-

скохозяйственном техникуме:

В системе промысловой и инвалидной ко-
операции инвалиды Отечественной войны
приобретают квалификацию мастеров швей-
ного, сапожного, веревочного и других
ремесел. Будут готовиться также фотогра-
фы, часовщики, специалисты по обработке’
металла.

Сборщицы ягод
вышли в лес

ЧИТА, 31 июля. (По телеф. от соб.
корр.). С начала весны в столовых, на
колхозных полевых станах, на городских
рынках каждый день можно видеть горы
зелёного полевого лука — мангира, кото+
рый произрастает в диком виде во всех
районах Забайкалья. Это — прекрасная при-
права к пише, богатая витаминами. Сбор
его He представляет большого труда.
Только столовые треста общественного!
питания за весну заготовили свыше 2 тыс.
пудов дикого лука.

С наступлением летних тёплых дней
сотни людей ежедневно направляются в
леса для сбора` ягод. Поспела’ голубика.
Через несколько дней начнётся сбор смо-
родины и черёмухи.

Областное управление пищевой промыш-
ленности посылает 500—600 человек для
сбора дикорастущих ягод. Намечено со-
брать не меныше 5—6 тысяч пудов голу-
бики. Во многих районах — Могочинском,
Сковородинском, Тыглинском, Нерчин-
ском — бригады сборщиц уже вышли в
‚лес и заготовили первые тонны ягод, Ак-
шинский райпищенром уже приготовил из.
голубики 10 пудов варенья, которое на-
правлено в детские учреждения и пред-
приятия общественного питания. В этом
году предположено собрать много грибов.
Заканчиваются ремонт бочек и изготовле-
ниё новых для засолки грибов.

Тиражи выигрышей в августе

В августе в Москве состоятся 3 тиража
выигрышей: 10 августа — 31-й тираж Го-
сударственного Внутреннего Выигрышного
Займа 1938 года, 20 августа — 19-й тираж
Государственного Займа Третьей Пятилет-
ки (выпуск первого года) и 15-й тираж
ки (выпуск второго года).

В 31-м тираже Государственного Внутрен-
него Выигрышного Займа 1938 года будет
  разыграно 17.040 выигрышей на сумму
 [1.503.200 рублей, в том числе: 12 выиг-
рьшей по 25.000 рублей, 60 — по 10.000
рублей, 360 — по 5.000 рублей, 3.600 — по
1.000 рублей и 13.008 выигрышей по
400 рублей.

В 19-м тираже Государственного Займа
Третьей Пятилетки (выпуск первого’ года)
будет разыграно на 61 разряд беспроиг-
рышного выпуска займа 518.500 выигрышей
на сумму 83.240.600 рублей, в том числе:
61 выигрыш по 3.000 рублей, 305 — по
1.000 рублей, 3.050 —по 500 рублей,
79.300 — по 200 рублей и 435.784 выигры-
ща по 150 рублей.

В 15-м тираже Государственного Займа
Третьей Пятилетки (выпуск второго го-
да) будет разыграно на 74 разряда бес-
проигрьышного выпуска займа 680.800 вы-
нигрышей на сумму 108.380.400 рублей, в
том числе: 74 выигрыша тю 3.000 рублей,
370 — по 1.000 рублей, 3.700 — по 500 руб-
лей, 88.800 — пою 200 рублей и 587.856
выигрышей по 150 рублей.

пленум областного комитета ВКП(б), обсу-
 дивший два вопроса: о работе комсомоль-

КАЛИНИН, 31 июля. (По телеф. от соб. ских организаций области и партийном ру-
корр.). В городах и районах области ши-  ководстве комсомолом и о

урожая.

пил секретарь обкома ВКП(б) тов. Заха-
ров.
характеризующие беззаветную преданность
молодых патриотов родине. Более полови-
ны всего состава курской областной ком-

боях с немецко-фашистскими захватчика-

Они обязались за сезон убрать

Пленум Курскотю

КУРСК, 31! июля. (ТАСС). Состоялся

ходе уборки

По первому вопросу с локладом высту-

Он привёл многочисленные факты.

сомольской организации участвовало в
ми. Сотни комсомольцев за отвагу и му:
жество награждены орденами и медалями

Союза ССР. Покрыты славой имена

ков комсомольцев Королькова и Скворцо-
ва, получивших высокое звание Героя Со-
ветского Союза. Сотни комсомольцев сра-
жались в дни июльских боёв в партизан:
ских отрядах, из них 217 награждены ор-
ценами и медалями СССР. С неутомимой!

eS

обкома ВКП (б)

энергией молодёжь трудилась на весеннем
севе, участвовала в восстановлении разру-
шенного немцами хозяйства, а сейчас по-
военному убирает урожай,

Указав на ряд недостатков в работе ком-
сомольских организаций, пленум наметил
практические мероприятия для улучшения
партийного руководства комсомолом.

Выступивший с докладом по второму
вопросу секретарь обкома ВКП(б) тов, До-
ронин отметил, что успехи Красной Аз-
мии, отразившей июльское немецкое на-
ступление из районов южнее Орла и се-
вернее Белгорода в сторону Курска, а за-
тем перешедшей в наступление, воодушев-
ляют трудящихся области на новые тру-
довые подвиги. В колхозах дружно и Op-
ганизованно развернулась уборка урожая,
начата сдача зерна в фонд Красной Ар-
мии. Пленум подверг критике недостатки
в организации уборочных работ в отдель-
ных районах и указал, что необходимо
сделать для быстрейшего устранения этих
недостатков.

Всесоюзное соревнование комбайнеров

КУЙБЫШЕВ, 31 июля. (По телеф. от
206. корр.). В ответ на обращение передо-
зых комбайнеров и трактористов Чкалов-
ской области ‘комбайнер `Русско-Барков-
ской МТС Ставропольского района Чекма-
зов взялся убрать за сезон парным сне-
пом «коммунаров» 1.500 гектаров.

Комбайнер Больше-Глушицкого совхоза
«Овцевод» Сибалаев обязался убрать 1.250
гектаров одним комбайном  «сталинец».!
Чекмасов и Сибалаев приступили к убор-
ке. Несмотря на то, что выпадали дожди,
зынуждавшие останавливать машины, они
убирают за день 20—30 гектаров.

*

АРХАНГЕЛЬСК, 31 июля. (ТАСС). Об-
оащение мастеров комбайновой уборки и
трактористов-передовиков Чкаловской об-
ласти о развертывании социалистического
соревнования Ha уборке урожая нашло
горячий отклик среди комбайнеров Архан-

Всесоюзное соревнование комбайнерки
Шангальской МТС Крылова и Зарубина.

гельской области. Первыми включились во   линцев»

комбайном по 150 гектаров, сэкономив по
10 процентов горючего. Вслед за ними всту-
пилн в соревнование комбайнеры Вельской
МТС. Каждый из них, работая на север-
ном комбайне, дал слово убрать урожай с
площади 200 гектаров.

*

АЛМА-АТА, 31 июля. (По телегр. от
соб корр.). Знатный комбайнер Западно-
Казахстанской области Леонтий Горбов в
ответ на призыв чкаловских комбайнеров
решил работать в этом году на сцепе
двух комбайнов и обязался убрать за 20
дней 2.600 гектаров. На призыв чкаловцев
откликнулись уже сотни комбайнеров сов-
хозов и МТС республики. Многие из них
сейчас с честью выполняют свои обяза-
тельства. Комбайнер Яны-Курганской МТС
Коньков скашивает ежедневно 15 и боль-
ше га при норме 12. В среднем 50 га
убирает в эти дни на сцепе двух «ста-
комбайнер Южно-Казахстанской
области Бирюков; перевыполняют нормы вы-
работки комбайнеры Усманов, Макогон,

Репертуар

Руководители МХАТ — И. М. Москвин,
Н. П. Хмелёв и В. Е. Месхетели в бесе-
де с корреспондентом «Известий» расска-
зали о ближайших новых постановках и
поделились перспективами дальнейшей ра-
боты театра.

— Художественный театр после смер-
тн В. И. Немировича-Данченко, естествен-
но, прежде всего стремится осушествять
все задуманные им спектакли и уже нз-
холящиеся в процессе работы. Ближай-
шим нашим спектаклем будет пьеса «Рус-
  ские люди» К. Симонова. Она уже прош-
ла во многих театрах нашей страны. Это
ещё повышает наши требования к каче-
 ству спектакля. Мы должны показать рус-
ских людей такими, какие они на самом
деле в наши дни-сильными, мужествен-
ными, закалёнными борьбой. Нам хо-
чется вскрыть глубокую поэтическую
основу пьесы Симонова. Ставят этот спек-
такль В. Я. Станицын и М. О. Кнебель.
  Уже более двух лет В. И. Немирович-
  Данченко работал над трагедией Шекспи-
ра «Гамлет». Совместно с режиссёр-
 ской °-групной во главе © В. Г
‚ Сахновским был обсужден подробный план
постановки, определены характеристики  об-
разов действующих лиц. Перед участни-
ками спектакля В. И. Немирович-Данчен-
ко ставил задачу — добиться в их испол-
 нении трагической силы и вместе с тем
ясной простоты. ‘Особенно много работал
Владимир Иванович с Б. МЛивановым
исполнителем главной роли. Он провел с
актерами немало репетиций, утвердил ма-
кет и эскизы костюмов, представленные
художником В. Дмитриевым. Задача твор-
ческого коллектива Художественного те-
атра—-реализовать его таким образом, чтобы
этот спектакль был достойным его свет-
лой памяти.

Вл. И. Немирович-Данченко всегда счи-
тал, что репертуарное лицо Художествен-
ного театра должна определять русская
драматургия и в первую очередь пьесы
Чехова, Горького, Островского. Вот поче-
му он предполагал снова поставить  «Чай-
ку», эмблема которой — на нашем теат-

северным   Баранов и другие.

ные планы

Московского Художественного театра

ральном занавесе. Постановка этой пьесы
поручена заслуженному деятелю искусств
М. Н. Кедрову. Работа над спектаклем
исключительно ответственна. «Чайка» была
весной МХАТ, его поэтической молодо-
стью. Она снова будет в нашем penep-
туаре.

Сейчас в театре идут репетиции пьесы
Островского «Последняя жертва» в поста-
новке Н. Хмелёва (Юлия — А. К. Тара-
сова, Флор Федулыч —И. М. Москвин).
Вслед за этим мы предполагаем показать
«Лес». Роль актёра Несчастливцева будет
играть В. И. Качалов.

‚Театр все время ведет интенсивную  ра-
боту с советскими драматургами. Мы по-
лучили несколько новых интересных пьес-
В ближайшее время приступим к репети-
циям пьесы С. Маршака «Двенадцать ме-
сяцёв» — сказки, написанной по мотивам
славянского фольклора, постановка кото-
рой поручена В. Я. Станицыну. Алексей
Толстой заканчивает для МХАТ а свою
новую пьесу «Иван Грозный» («Трудные
годы»). Для постановки этой пьесы при-
глашен Алексей Попов. Роль Ивана Гроз-
ного поручена Н. Хмелёву.

Одной из крупнейших работ театра
явится «Война и мир» Льва Толстого. Над
инсценировкой романа в настоящее время
работает Н. Д. Волков-—автор драматиче-
ской композиции «Анна Каренина». Спек-
такль будет занимать два вечера. Глазная
задача.МХАТ — передача духа и героики
этой величественной народной эпопеи
средствами театра. Постановку осуществит
В. Г. Сахновский.

— После смерти В. И. Немировича-Дан-
ченко, — сказали в заключение ‘руководи-
тели МХАТ, — перед всем театром стоят
большие и ответственные задачи. Все мы
должны отдать Художественному театру
свои силы, знания и таланты для того,
чтобы и без наших основателей и учите-
лей —К. С. Станиславского и Не-
мировича-Данченко театр занимал в стра-
не такое же высокое положение, пользо-
вался бы такой же любовью народа, как
это было при их жизни.

`^

Две стратегии

Полновник И.

БВ вышелшей недавно третьим изданием
книге товариша И. Сталина «0 Бели-
кой Отечественной войне Советского Сою-
за» содержатся все выступления и
приказы товарища Сталина,  опуоли-
кованные в дни войны и широко извест-
ные нашему народу. Товариш Сталин с
исчерпывающей полнотой и ясностью
вскрыл в своих выступлениях и приказах
868 основные проблемы современной вои-
ны, показал пути её развития и yeaonna
побелы над гитлеровской Германией, веро-
ломно напавшей на нашу страну. Товарищ
Сталин дал научные, исключительно чет-
ке и ясные формулировки основных
оперативно-стратегических и тактических
положений, доступные пониманию всей
Красной Армни, всего советского народа.

В книге научно обоснованы выводы 93
опыта как прошлых, так и современной
войн и показаны пути развития  воен-
ного искусства Красной Армии.. Всё <9-
хержание книги проникнуто глубокой ве-
рой в силы советокого народа, ведущего
справедливую войну, В победу Красно
Армии нал гитлеровской разбойничьей а?-
мией. fe

Начиная войну против Советского Сою-
за, гитлеровское главное командование pac-!
считывало покончить одним ударом с
Врасной Армией. Основная старка дела-
лась на «молниеносный» характер войны. .
Пользуясь внезамностью удара, титлеров-
ские войска захватили значительную тер-
рнторию и создали угрозу нашим жизнен-
вым центрам. Над нашей страной нависла

серьёзная опасяость-
Вею глубину этой опасности  векрыл
товариш Сталин в CBOEM выступления

3 люля 1941 г. Он призвал советекий на-
род к мобилизации всех сил для отпора
злейшему и коварному врагу — герман-
скому фашизму, для разгрома врага. Ter
рищ Сталин доказал всю абсурдность тит-
деровекого плана «молниеносной» войны,
и мифа © «непобедимости» германской
армии.

У=е первые месяцы войны вполне опре-

КОРОТКОВ

делили общий характер её и масштабы.
В ходе ожесточённых боёв и нараставше-
то сопротивления советских вооружённых
сил стал тускнеть блеск «молниеносного»
решения войны, а < первыми ударами
Красной Армии начал меркнуть ореол «не-
победимости» германской армии.

Как впоследствии указывал товарищ
Сталин в своём приказе к 24-й годовщине
Красной Армии, стали исчезать привходя-
шие моменты первоначальных успехов
немцев — внезапность и ‘неожиданность,
на смену им выступили такие решающие
факторы, как чипрочность тыла,  мораль-
ный дух армии, количество и качество ди-
визий, вооружение армии, организаторские
способности начальствующего — состава
армии». Эти факторы и определили весь
последующий ход войны. i

Уже с первых дней войны стало
видно, что в стратегии н в оперативну-
тактических формах

Они слагалиеь из прежних форм, продик-
тованных опытом первой
й особенно опытом кампаний 1939—40 тт.,
проведённых в Польше, Норвегии, Фран-
ции и нашедших cBoé отражение в со-
ответствующих  наставлениях и уставах
немецко-фашистской аруии. На прежних
основах базировалась и стратегия гитле-

ровского командования. Её главной целью

было решение войны в самый короткий
срок — «молниеносная» война. Такая
стратегия диктовалась всем ходом разви-
тия германской империя, особенностями

её географического положения н особен-

но — невозможностью успешно вести вой-
ну одновременно на два фронта.

В оперативном отношении германская
стратегия осуществлялась одновременным
ударом с разных направлений, имея целью
взлом всего фронта противной стороны-и
раздельное уничтожение армий и опера-
тивных группировок противника метолом
конпентрического охвата цо внешним ли-
ниям с послелующим их окружением. Но-

сителями такого маневра авлялись круп-  и ликвидашия огромной отборной ариии изневр промышленностью

оче-

борьбы терманской.
армии ничего принципиально нового нет.

мировой войны!

ные мотомеханизированные соединения —  немцев в составе 330 тысяч человек пох

«клинья» CO стальными наконечниками в
виде танковых дивизий и корпусов. Далее
следовала основная масса пехоты. Наету-
нление на земле предварял, а затем и 00-
провождал его массированный удар авид-
ции по аэродромам, базам и войскам про-
тивника. Подобными методами немцы дей-
ствовали в0 всех операциях.

Стратегия гитлеровской армии и все
оперативно-тактические приёмы действий
её войск базировались в конечном счёте нз
раз принятых формах и не подвергались
коренным изменениям в ходе войны. «Их
стратегия, — писал товарищ Сталин в
своём приказе к 25-Й годовщине Красной
Армии, — дефективна, так как она, как
правило, недооценивает сил и возможностей
противника и переоценивает свои собст-
венные силы». Как показали многочиелен-
ные бои, немцы &трого держались устав-
ных положений. В этом, указывал товарищ
Сталин в приказе 23 февраля 1943 гола,
одновременно заключались их сила и сла-
боеть. Сила в том, что «Немцы аккурат-
  ны и точны в евоих действиях, когда 00-
`становка позволяет осуществлять требова-
ния устава»; слабость в том, что «Немцы
становятся беспомощными, когда обстанов-
ка усложняется и начинает «несоответ-
ствовать» тому или иному параграфу ye-
тава, требуя принятия самостоятельного
решения, не предусмотреняого’ уставом».

Самоуверенной и нокоящейся на неиз-
менных принципах и формах борьбы
гитлеровской стратегии была противопо-
ставлена советская стратегия, обогажённая
основными выводами ‘современной военной
науки и базирующаяся на точном учёте
‘всех данных конкретно складывающейся в
  определённый период обстановки. Это —
стратегия гибкого маневра и новых форм
борьбы армии, которая в ходе войны не
  только сражается, но и учится. В упомя-
нутом приказе товариш Сталин писал: «В
ходе войны Краеная Армия стала кадро-
вой армией. Она научилась бить врага на-
  верняка с учётом его
` сторон, как этого. требует современная
военная наука». И далее: «..только
правильная стратегия командования Rpac-

слабых и сильных   ро

Оталингражем».

С первых же дней войны перед госу-
дарственным и воевным руководством на-
шей страны встал ряд стратегических за-
хач огромной важности.

Во-первых, это была проблема развёр-
тывания вооруженных сил в условиях вне-
запного нападения врага и его быстрого
продвижения вперёд. Так как ряд райо-
нов оказался под непосредственным воз-
действием противника, — пришлось при-
бетнуть к перенюсу развёугывания резерв-
ных формирований в глубь страны
и соответствующему его эшелонированию.
В свою ‘очередь  отмобилизование и о0т-
правка на фронт пополнений должны бы-
ли проводиться в максимально короткие
сроки. Немцы давно отмобилизовали свои
основные силы и стояли против нас в пол-
ной готовности. В этом был плюс гитле-
ровцев, обеспечивший им в силу  внезап-
  ности удара крупный нервоначальный ус-
пех. Одновременно в этом крылея и их
минус, Tak ‘как восполнение живой силой
вследствие отромных потерь на фронте
начинало отетавать от потребностей даль-
нейншего развёртывания воэружённых сил.
Между тем вопрос о резервах приобрёл в
этой войне, как ни в какой другой, 06о-
бенно большое значение.

Полводя итоги 20-месячной борьбы
Красной Армии с гитлеровскими полчища-
ми, товариш Сталин в свэём приказе от
23 февраля 1943 г. писал: ‹«...фашиет-
ская Германия всё более и более исто-
шаетея и становится слабее, а Советский
Союз всё более и более развёртывает свои
резервы и становится сильнее».

Следующая стратегическая проблема,
которую пришлось решать в условиях же-
стокой борьбы и бешеного
тивника, — мобилизация материальных
ресурсов и маневр ими. Здесь также про-

сы: промышленность глубокого тыла быст-
перестраивается в соответствии © по-
требностями войны: промышленность райо-
нов, оказавшихся под угрозой неприятель-
ското вторжения и под воздействием ето

ной Армии и гибкая тактика наших коман-
диров-исполнителей могли привести к Ta-
ROMY вылающемуся фажту, как окружение

авиации, параллельно с перестройкой нпро-
изводства на военный лад начинает стра-

натиска про-’

исходили гигантские по масштабам процес-

впервые в истории войн и совершен бле-
erage. Исчерпывающая оценка работы
тыла нашей страны дана в следующих
словах доклала товарища Сталина 6 нояб-
pa 1942 тода: «Нужно признать, что на-
Ша страна никотда ещё не имела такого
крепкого и организованного тыла».
Решение третьей стратегической пробле-
мы выходило за рамки нашей
являлось международной проблемой. Своей
программой расовой ненависти, расового
тосподетва, захвата территорий и грабежа,

всяких демократических свобод и устано-
вления гитлеровского режима фашизм
вызвал ненависть народов демократических
стран, особенно стран, оккупированных
итало-германской коалицией. В холе вой-
ны была создана и окрепла англо-совет-
<ко-американокая коалиция.

Ещё в своём выступлении 3 июля
1941 тода товарищ Сталин точно прелви-
дел пути развития коалиции. Он говорил:
«В этой великой войне мы будем иметь вер-
ных союзников в лице народов Европы и
Америки... Это будет единый фронт наро-
дов, стоящих за свободу против` порабо-
шения и угрозы порабощения со стороны
фашистских армий Гитлера».

Колоссальная сила сопротивления, ка-
кую Советский Союз оказал“ гитлеровской
военной машине, приняв на себя глав-
ную тяжесть борьбы с ней, явилась одним
из основных факторов в создании этой
коалиции. Блестящее сопротивление Кра<-
ной Армии и всего советского народа
натиску гитлеровских ONT не могло не
‘вызвать роста симпатий и сочувствия к
налпей стране спеди свободолюбивых наро-
дов всего мира. Олнако дело не только
в моральной стороне решения этой стра-
тепической проблемы, но и в материаль-

0б’единились материальные и людекие pe-
сурсы СССР, Великобритании и СИА.

В ходе войны cows Великобритании,
США и СССР был подтвержаён и упрочен
серией договоров и соглашений, а зимой и
весной 1943 ода привёл к тому, что
«...Удар пою врагу с востока, со стороны
Красной Армии впервые за время войны
влился с ударом с запала, со стороны войск

страны и!

экономического порабощения, уничтожения

ной. Против итало-германской коалиции

жёнными силами на театре войны, коор-
  хинации действий армий, фронтов, родов
  войск с целью нанесения противнику мак-
симального урона и разгрома его. К этой
проблеме относились выработка оператив-
но-стратегических и тактических методов
организации боя и операции и управления
ими применительно к условиям конкрет-
ной обстановки, складывавшейся на фрон-
  те в тот иля иной период войны.

В нынешней войне принимают участие
все вилы современного оружия и техники.
От того, насколько будут использованы
все имеющиеся возможности и условия,
  зависел успех боя, операции и кампании
 в целом. Ещё задолго до войны товарищ
Сталин по этому поводу говорил: <«...B
истории армий бывали случаи, когда име-
лись все возможности для уснеха, для
победы, но они, эти возможноети, остава-
  лись втуне, так как руководители He 3a-
  мечали этих возможностей, не умели вос-
‘пользоваться ими, и армин терпели пора-
жение». Многочисленные малые и крупные
бои и операции большого масштаба, про-
ведённые за истекиие годы войны, нока-
 зали, что указания вождя выполнены
командным и начальствующим составом
Красной Армии, что наши командиры нз-
учились использовать все возможности для
нанесения поражения врагу. В первомай-
ском приказе 1942 года товариш Сталин
отметил это следующей оценкой: «Красная
Армия стала организованнее и сильнее, её
офицерские калры закалились в боях, а её
генералы стали опытнее и прозорливее».
Правильность этой оценки испытали нем-
 цы на своей собственной шкуре.

Особенно важно проследить  действен-
ность советской стратегии на таком вопро-
се, как выбор направления главного уда-
ра. Придавая этому вонроеу решающее зна-
чение, товарищ Сталин в своё время пи-
Cad; «определить направление основного
удара — это значит прелрешить характер
операций на весь периох войны, предре-
шить, стало быть, на 3/0 судьбу всей
войны. В этом задача стратегии».

Огромные потери, понесённые немецко-
фашистскими войсками в начальном пе-
риоде войны, заставили их перейти от на-

наапих союзников—в единый общий удар».
Четвёртая проблема, которую также бы-

тегический маневр в глубь страны. Такой
был совершён]

стро пришлось решать, касалась вопро-
COB непосредственного руководства воору-

ступления по всему фронту к сосредото-
ченным ударам на важнейших оперативно-
—_—_

(Окончание ва 4-й стр.).