Военные действия
на острове Сицилия

Полробности высадки

ЛОНДОН, 31 июля. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства Рейтер в
Северной Африке сообщает, что амери-
канские войска на Сицилии вошли в сопри-
косновение с войсками противника на ос-
новной линии вражеской обороны в рай-
онё Сан-Стефано, на северном побережье
Сицилии.

Части 8-й армин, встретив упорное со-
противление противника, в настоящее вре-
мя продолжают  разведывать сильно
укреплённые позиции войск противника,

ЛОНДОН, 31 июля. (ТАСС). Агентство
Рейтер, ссылаясь на марокканское радио,
сообщает, что американские войска заняли
на острове Сицилия населённый пункт
Сперлинга в 5 милях к северо-западу от
Никозии. Полагают, ‘что продвижение аме-
риканцев несколько замедлилось в связи
с тем, что противник при своём отступле-
нии уничтожает дороги.

НЬЮ-ИОРК, 31! июля. (ТАС®). По со-
общению вашингтонского корреспондента
агентства Ассошиэйтед пресс, морское
министерство США об’явило, что в опе-
раниях по вторжению на Сицилию при-
нимало участие 2.500 судов, из них 1.500
американских, управляемых 40 тыс. офи-
церов и моряков. Месяцы интенсивной тре-
нировки в Соединённых Штатах и в Се-
верной Африке предшествовали вторжению
на Сицилию, при чём тренировка продол-
жалась до последнего момента. В заявле-
нии министерства указывается, что успех
вторжения в значительной мере явился
результатом успешного использования спе-
циального оборудования для высадки, ко-
торое предназначено для «прорыва бере-
говых укреплений европейской крепости
держав оси>.

Капитуляция гарнизонов
трех итальянских островов

ЛОНДОН, 31 июля. (ТАСС). Штаб со-
юзных сил в Северной Африке сообщил о
безусловной капитуляции гарнизонов трёх
итальянских островов: Фавиньяна, Леэван-
uo и Мореттимо (группа Эгадских остро-
вов у западного побережья Сицилии).

Действия авиации союзников
в бассейне Средиземного моря

ЛОНДОН, 31 июля. (ТАСС). По сооб-
щению штаба союзных/ войск в Северной
Африке, в ночь на 29 июля бомбардиров-
шикй союзников атаковали аэродромы в
Монте Корвино Равелла и Каподикино
(в районе Неаполя). 29 июля днём также
продолжались налёты на итальянские
аэродромы. Тяжелые бомбардировщики со-
вершили налёт на аэродром Витербо (к се-
веру от Рима), а средние бомбардировши-
ки — на аэродром Акино. В районе цели
было сброшено большое количество бомб.
Лёгкие бомбардировщики союзников со-
вершали налёты на вражеские позиции на
острове (Сицилия и атаковали порт Ми-
ланцо. Истребители-бомбардировщики ата-
ковали коммуникации Сицилии, а также
суда в Мессине и Рипосто. Кроме того,
авиация союзников совершала налёты на
остров Сардиния.

ЛОНДОН, 31 июля. (ТАСС). Штаб воз-
душных сил союзников на Ближнем Во-
стоке сообщает, что авиация союзников
продолжала совершать налёты на суда
противника в Эгейском море. Самолёты
«Бофайтер» уничтожили в открытом море
одно парусное судно, второе судно было
поражено в бухте у острова Парос. Пу-
лемЭтно-пушечному обстрелу подверглось
ещё несколько судов противника. Из всех
этих операций не вернулся один самолёт.

ЛОНДОН, З1 июля. (ТАСС). Штаб воз-
душных сил союзников в Северной Афри-
ке сообщает, что вчера бомбардировщики
союзников совершили налёты на итальян-
ский аэродром в Гроталье. Отмечены пря-
мые попадания в аэродромные сооруже-
ния. Возникли пожары. Самолёты союзни-
ков совершили налёт на порт Милаццо и
суда противника, находившиеся в порту.
Потоплено торговое судно противника.
Лёгкие бомбардировщики атаковали MO3H-
ции противника в восточной части Сици-
Лии. :

ВОСКРЕСЕНЬЕ,

1 АВГУСТА 1943 г. № 180 (8173)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТ АТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
Поэзия борьбы и отваш

Положение в Италии

Массовые антифашшстские демонстрации в итальянских городах. <> Забастовки

железнодорожников в Северной Италии. <> Декларация пяти политических партий.

(ТАСС). Лондон-
что во всех круп-

ЛОНДОН, 31 июля.
ское радио сообщает,
ных итальянских городах продолжаются
массовые антифашистские демонстрации,
несмотря на приказ маршала Бадольо’ о
запрещении собиралься группами более
чем в 3 человека. Стачечное движение
принимает широкий размах. В Северной
Италии вспыхнула забастовка железнодо-
рожников.

ЖЕНЕВА, 31 июля. (ТАСС). По посту-
пившим сюда сведениям, итальянские вла-
сти, пытаясь вернуть на работу бастую-
щих рабочих, об’являют милитаризованны-
ми целые отрасли промышленности. Как
сообщает римское“ радио, правительство
Бадольо издало постановление о том, что
все железнодорожники и работники теле-
графа, телефона и почт считаются моби-
лизованными.

Римский корреспондент швейцарской га-
зеты «Нейе цюрхер цейтунг» сообщает,
что толпы демонстрантов уничтожают по-
всюду портреты и бюсты Муссолини.

НЬЮ-ЙОРК, 31  июля. (ТАСС). Берн-
ский корреспондент агентства Ассошиэй-
тед пресс сообщает, что в Милане про-
должаются многотысячные ‹антифашистские
демонстрации. По приказанию властей во
многих частях города установлены пуле-
мёты, однако войска, высланные против
демонстрантов, отказались стрелять в них.
В связи с этим, по имеющимся сведениям,
маршал Бадольо отстранил от должности
командующего войсками Миланского воен-
ного округа генерала Канале и назначил

ЛОНДОН, 31 июля. (ТАСС). Как пере-
даёт корреспондент агентства Рейтер из
Лиссабона, португальские власти разре-
шили опубликовать сообшение о волне-
ниях и забастовках в промышленных рай-
онах Португалии, начавшихся ещё 26 июля.

НЬЮ-ЙОРК, 31 июля. (ТАСС). По со-
обшению корреспондента агентства Ассо-
шиэйтед пресс из Лиссабона, в забастов-
ках в Португалии участвуют десятки ты-
сяч рабочих. Первые забастовки начались
на предприятиях промышленного района
Баррейро, на берегу реки Тахо.

щению агентства Рейтер, забастовки бы-
стро распространились на многочисленные
предприятия Лиссабона. При этом рабо-
цие не покидали предприятий. Сообщают
о забастовках рабочих верфей, пробковых
фабрик и ряда других предприятий.

Специальный корреспондент агентства
Рейтер передаёт, что португальские влас-
ти направили в промышленные районы, где
происходят забастовки, вооруженные от-
ряды. По улицам Лиссабона патрулируют
  кавалерийские отряды. Полиция произво-
дит массовые аресты участников забасто-
вок. Тысячи арестованных рабочих уже

на его место командира альпийской диви-
зии генерала Руджери.

НЬЮ-ЙОРК, 31! июля. (ТАСС). По со-
общению бернского корреспондента агент-
ства Ассошиэйтед пресс, представители
пяти итальянских политических партий
опубликовали в некоторых туринских газе-
тах новую декларацию. Эта декларация
содержит требование о том, чтобы прави-
тельство Бадольо прекратило войну и «на-
метило пути социальной и политической
реконструкции». Декларация требует также
немедленного освобождения из тюрем по-
литических заключенных.

ЛОНДОН; 3! июля. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, власти Бадольо
приказали закрыть новую римскую газету
«Иль мондо». Эта газета начала выходить
26 июля в своей прежней типографии, ко-
торую в 1922 году захватили фашисты. За-
прещён также выход нового журнала под
названием «25 июля» (дата падения Мус-
солини) и- газеты «Рискосса».

ЛОНДОН, 31 июля. (ТАСС). Корреспон-
дент агентства Рейтер передаёт с итало-
швейцарской границы о том, что близ Ко-
мо арестован при попытке к бегству быв-
ший секретарь фашистской партии Фари-
наччи. ^

шению агентства Рейтер, большое число
рабочих предприятий Милана до сих пор
отказывается возвращаться на работу. Га-
зета «Пополо д’ИМталиа» окончательно пе-

рестала выходить.

Волнения и забастовки в Португалии

вывезены из промышленных районов Бар-
рейро и Алмада. ji

Тот же корреспондент сообщает, что
29 июля в Лиссабоне нехватало газа. У
зданий почты и телеграфа и на электро-
станциях установлены посты вооруженной
охраны. Однако, несмотря на усиленную
охрану, в одном из районов города, где
находятся склады продовольствия, имели
место нападения на эти склады.

Лиссабонский корреспондент агентства
Ассошиэйтед пресс передает, что поли-
ция установила на улицах Лиссабона пу-
лемёты. По словам корреспондента, в го-
роде производятся массовые аресты. В го-
роде происходили многолюдные  демон-
страции. Против демонстрантов была вы-
слана кавалерия.

29 июля португальские власти об’явили,
что все участники забастовок будут мо-
билизованы в так называемый «рабочий
корпус национальной службы» и будут
использованы на тяжелой физической ра-
боте. Министр внутренних дел де Соуса
30 июля заявил, что все фабрики, за
исключением тех, которые необходимы
для нужд национальной экономики, бу-
дут закрыты.

Антигерманские демонстрации в Будапеште

НЬЮ-ЙОРК, 31 июля. (ТАСС). Берн-
тед пресс передаёт, что, по имеющимся
сведениям, в Будапеште происходят ан-
тигерманские демонстрации,

СОФИЯ, 31! июля. (ТАСС). Полицей-
ские отряды и воинские части продол-
жают систематические облавы в городах,
сёлах и горных районах Болгарии. 25 июля
воинские Части и полицейские отряды
блокировали город Самоков и произвели
аресты «подозрительных лиц». Был убит
один житель, оказавший сопротивление

ЛОНДОН, 31 июля. (ТАСС). Штаб
об’единённого командования вооружённы-
ми силами союзников в юго-западной ча-
сти Тихого океана сообщает, что сухопут-
ные силы союзников, усиливая давление

‘wa японскую базу Мунда (Новая Геор-

Война на Тихом океане

По сообщению того же корреспондента,
антифашистские организации в Бухаресте
активизировали свою деятельность. Поли-
ния произвела в последние дни массовые
аресты антифашистов.

‹ Полицейские облавы в Болгарии

полиции. 24 июля село Скомля было бло-
кировано полицейскими отрядами. В ре-
зультате блокады и завязавшейся пере-
стрелки были убиты братья Иван и Петр
Василенские. Полицейские отряды врачан-
ского областного управления полиции про-
должают бистематические облавы,

гия), вплотную продвинулись к японской
линии обороны. Средние и тяжёлые бом-
бардировщики союзников произвели налёт
на японские позиции в районе Саламауа
и другие пункты на Новой Гвинее,

’Действия авиации
союзников

Налёт авиации союзников на Германию,
Бельгию и Голландию, — Бомбардировка

Рура.

ЛОНДОН, 31 июля. (ТАСС). Англий-
ское министерство авиации и штаб коман-
дования американскими вооружёнными си-
лами на европейском театре операций
сообщают, что 30 июля тяжелые амери-
канские бомбардировщики совершили на-
лёт на авиационный завод  «Физелер»
в Касселе.

В ночь на 30 июля во время налёта на
Гамбург, длившегося 45 минут, англий-
ские бомбардировщики сбрасывали на го-
род свыше 50 тонн бомб в минуту. Всего
было сброшено 2.300 тонн бомб. В про-
мышленных районах и доках не прекра-
шаются пожары.

30 июля английские и американские бом-
бардировщики под прикрытием истребите-
лей атаковали аэродромы в Голландии и
в Бельгии.

ЛОНДОН, 31 июля. (ТАСС). Как пе-
редаёт агентство Рейтер, в Лондоне офи-
пиально об’явлено, что’ об’ектом налёта
авйации союзников в ночь на 31 июля
был Ремшейл. Город Ремшейд располо-
жен в южной части Рура и является
центром германской  станкостроительной
промышленности. В районе об’екта была
ясная видимость, и бомбардировка была
чрезвычайно концентрированной.

Самолёты «Москито» и истребители
«Бофайтер» во время патрульных опера-
ций атаковали вражеские аэродромы и
железнодорожные об’екты во Франции ив
Голландии.

Из всех этих операций на свои базы не
вернулись 15 бомбардировщиков и дга
истребителя.

На каждом шагу гитлеровских
захватчиков ждет
партизанская пуля

Признания гитлеровской газеты

‚‹ СТОКГОЛЬМ, 31 июля. (ТАСС). Не-
мецко-фашистская газета «Берлинер бер-
зенцейтунг» описывает поездку здместите-
ля министра путей сообщения. Ганценмюл-
лера по временно оккупированным совет-
ским районам. Судя по статье газеты,
Ганценмюллер и сопровождавшие его ли-
ца убедились в том, что между глубо-
ким германским тылом и. фронтом нет
большой разницы. В статье говорится об
обреченности людей, работающих на гер-
манском транспорте, ибо на каждом шагу
гитлеровцев ждёт опасность. Веюду сни
окружены ненавистью населения, всюду
им угрожает вооружённая рука советского
партизана.

Автор статьи пишет: «Машинист-немец
ведёт свой состав через сумрак ночи, и
никто не знает, что ждёт его в эту ночь
и что может случиться с его поездом.
Эта поездка может окончиться смертью.
Каждая поездка ведёт к неизвестности.
И среди тех немцев, которые работают
на железных дорогах, ведущих к фронту,
нет ни одного, кто днём или ночью не пе-
режил того, что бывает уделом солдата,
сражающегося на фронте. Среди них, по-
жалуй, нет ни одного, чей паровоз, чей
поезд не был ‘бы обстрелян на полном
ходу из засады оружием всех родов, ни
одного, кто не мог бы рассказать о том,
что испытывает человек, Когда внезапно
раздаётся взрыв, разрушающий железно-
дорожное полотно и с грохотом срываю-
щий с рельсов полдюжины вагонов».

Выетавка МХАТ в Швеции

СТОКГОЛЬМ, 30 июля. (ТАСС). 27 июля
в промышленном центре Сандвикене (Шве-
ция) открылась выставка МХАТ. Предсе-
датель культурно-просветительного обще-
ства Форсгрен в приветственной речи вы-
разил свою радость по поводу открытия
выставки.

разцы лирической поэзии с разнооо
тематикой, и оригинальные поэмы, и про-
зу, и критические статьи.

народный
руководитель масс.
хотела, чтобы перо было приравнено к шты-
  БУ. В её знаменитом стихотворении «Сло-
BO»

певец из поэмы «Старая сказка», Елеазар
яз поэмы «Вавилонский плен», Антей из
поэмы «Оргия») призывают народ KB ©9-
противлению

страстным, пламенным глашатаем
всенародного восстания, ¢
сти врагам была сама Леся Украинка.

своей сатирической силе стихах весь г0-
временный ей общественный строй, оено-
ванный на насилии и принижении чело-
веческой личности.

Именно народ пот руководством предан-
ных ему вождей борется за политическую
целостность своей страны, за своё сопи-

ский», поэтесса лаёт замечательный образ

Известный театральный критик  0 зверствах
д-р Бейер отметил величайшее значение   чиков

(К 30-летию со дия смерти Леси Украинки)

поэтесса Леся

Великая украинская

Украинка < полным. правом может быть
поетавлена
ченко
нам богатое литературное наследие, в CO-
ставо которого мы вилим и блестящие o0-

Tapacom ев-

рядом с
Она оставила

и Иваном Франко.

разной

Леся Украинка считала, что поэт ——
трибун,  илейно-политическии

Она, как Маяковский,

читаем:

Слово. зачем ты не сталь боевая,

Та, что разит, и свистя, и сверкая?

Было бы ты беспошално, каж меч,

Головы вражьи снимающий с плеч!
(Перевод Е. Благининой).

Созланные ею образы поэтов (народный

вратам, к планомерной и
< вими. Таким
борьбы,
ме-

организованной борьбе
беспощадной

Она разоблачает в потрясающих 10

Л. Украинка
рабочий класс
катакомбах»).

Реальной силой истории
везле выдвигает народ,
(«Осенняя сказка», «В

я

освобождение. В
король шШотланд-

альное
поэме

и национальное
«Роберт Брюс,

патриота, который, видя измену шотланд-
ского рыцаря народному делу, обращается
к самому народу, ведёт его в Oo и побе-
жлает вратов в жестокой борьбе.
Восстаньте ж! Восстаньте же все, как
один,

За братекое дело, за волю! ^.
Плугл на мечи перекуйте! Зачем
Пахать, коль в ярме наше поле?
(Перевох В. Державина).
В поэме «В катакомбах»  раб-неофит,
изверившись в проповеди «терпеняя и по-

корности», переходит в боевой лагерь
Спартака.
Герои Леси Украинки — это смелые,

волевые, решительные люди, выражающие

волю народа и возглавляющие его BO
время борьбы. Это люди, готовые Ha Ca-
мопожертвование ради интересов родной
страны, люди, неспособные на компромисс,
на капитуляцию перед врагом. Они гово-
PAT c- гордостью: i

Лучше смерть в бою отважном,

Чем постылно жить с позором.

В ря прекрасных стихов и ›п0эм
Л. Украинка резко полемизировала с про-
повелью непротивления злу, проповедью
терпения. и покорности,  всепрощения
(«В катакомбах», «Безумная» — «Одержи-
ма», «Грешнина», «Проклятие Рахили»
Этой проповеди противопоставляетея силь-

ный, самоотверженный образ титана Про-
уетея, который поэтесса осмысливает, как
символ борьбы, героизма и самопожертво-
вания.

Враги, посягнувшие на счастье народа,
на жизнь отлельных людей, должны быть
стёрты © лица земли BO UMA подлинной
любви Е человеку, — такова боевая фи-
лософия великой украинской поэтессы,

Леся Украинка — глубоко националь-
ная писательница, пламенная  изтриот-
ка. Нет проблемы, имевшей  odme-
ственное значение в Жизни Украины,
которая не получила бы своего осве-
шения в богатом наследии поэтессы.
Она требовала революционной борьбы 3a
такой сопиально-политический строй Ук-
раины, где не было бы «ни пана, ни рз-

ба», где было бы обеспечено восесторон-
wee развитие украинской национальной
культуры (поэма «Оргия» и др.). Она

стремилась в настоящем разгадать 24е-
менты счастливого будущего, в настунле-
ние которого верила со свойственным ей
оптимизмом. В своих произведениях она
касалась и «частных» вопросов — opra-
низапии с6мьи. воспитания детей, личного
и общественного поведения человека (по-
эмы «Руфин и Присцилла», «Иоганна,
жена `Хусы», «Айша и Мохаммед», нако-
nen, «Каменный властелин» — ODsTE-
нальнзая трактовка темы о Дон-Жуане).
Как самобытный украинский художнив
Л. Украинка глубоко оригинальна и пред-
ставляет выдающееся явление Ha one
мировой пеззии начала ХХ века. Ona
раарабатывает свои проблемы, касаясь ие
только украинской, но и египетской, ев-

рейской, греческой, римской, испанской,
пютландской, французской, американской

жизни. Её поэмы, даже лишённые быто-
вых деталей, исторически верны, так каЕ
явились плолом глубокого изучения
ражаемых эпох. Вместе < тем эти поэмы
современны, актуальны, ибо ставят «веч-
ные» вопросы, всегда волнующие челове-
ка. В этом — секрет глубокого воздействия
творчества Леси Украинки на читателей
разных энох и национальностей.

*

Юбилей Леси Украинки советский на-
род отмечает в тот момент, когда значи-
тельная часть Советской Украины времен-
но захвачена  поллыми гитлеровскими
бандитами. Но жива Украина, бессмертен
украинский народ, борющийся, совместно
со всеми братскими народами СССР, за свою
напиональную независимость, живы его
славные традиции. Значение Леси Укра-
инки в эти тяжёлые дни не только He
уменьшилось, а, наоборот, безмерно
возросло. Её болрое и призывное слово,
как слово Тараса Шевченко, как сло-
во М. Горького, как слово Вл. Мая-
ковского и  друтих великих народных
писателей преодолевает исторические гра-
ни и звучит . всегда современно и ак-
туально. Она и сейчас зовёт увраин-
ский народ на борьбу против поработи-
телей, ибо в боевой философии Леся
Украинки, в её оптимистической жизне-
утверждающей” поэзии выражены воля я

).   сила породившего ®8 народа:

Ал. ДОРОШКЕВИЧ.

Специальный выпуск
кинохроники
«Приговор народа»
Вчера в трёх кинотеатрах Москвы на-

чалось демонстрирование специального вы-
пуска кинохроники «Приговор народа»,

{ посвящённого судебному процессу по делу

немецко-фашистеких ‘захват-

и их пособников на территории

Станиславского в мире искусства и огром-  гор. Краснодара и Краснодарского края в

ное влияние Станиславского
поколение артистов, особенно в Швециии
США. Местные газеты поместили о выс-
тавке теплые отзывы. Многочисленные
посетители проявляют к выставке живой
интерес.

рр ee

Лве стратегии

(Окончание. Начало на 3-й стр.).

стратегических направлениях. Таким B
конце 1941 года явилось Московское, ку-
ja и был направлен главный удар немцев.
Немцы налеялиеь захватить Москву и побе-
доноено окончить войну. Для этой цели
были сосредоточены крупные силы, общий
состав которых к 16 ноября достиг 51 ди-
визии, и предприняты два  тенеральных
наступления. Как известно, немцы пред-
полагали взять Москву методом окружения.
Олнако, избрав направление главного уда-
pa, гитлеровское командование сумело
определить только исходный момент удара,
но у него нехватило дара предвидения и
умения оценить всю обстановку. В м0-
мент, когда немцы перешли в наступле-
ние, к Москве из глубины страны потяну-
лись наши резервы и вооружение. На первом
этапе борьбы за Москву всё было подчи-
нено обороне и подготовке удара. Наше

Верховное Командование зорко следило за

действиями противника и, котла враг до-
стиг предела напряжения своих сил и
средств, когда динамическая сила его на-
ступления ‘иссякла, — на него обруши-
лись ударные групиировки войск Красной
Армни, сосредоточенные на правом и ле-
вом крыльях Заналного фронта. Затем
контрудар. перерастает в общее контрна-
ступление и завершается разгромом немцев
пот Москвой.

Ешё более ярким примером правильного

зыбора нашим Команлованием направления
главного yiapa явилось величайшее в
истории войн сражение за Сталинград. Сю-
да немцы бросают cBOH лучшие силы,
стремясь любой ценой взять героический
город.

Но так же, как и под Москвой в 1941
тоду, германское командование не сумело
учесть всех сторон оперативно-стратегиче-
ской обстановки и её изменений. Суть 06-
становки заключалась в том, что фронт
советских армий от Мурманска до Воро-
нежа оставался непоколебленным, а на от-
лельных направлениях (например, на Цен-
тральном) войска Красной Армии проводи-

ли даже частные наступательные опера-
ции. В предгорьях Кавказа враг был оста-
новлен.

И, наоборот, командование Красной
Армии противопоставляет шаблонной стра-
тегии противника гибкий план, исходящий
из учёта всех данных обстановки. Напра-
вление главного удара осенью 1942 го-

da — окружение и ликвидация CTa-
линградекой группировки немцев. Ha
решении этой  ‹тратегической задачи

Ставка Верховного Главнокомандования кон-
  центрирует усилия` Сталинтрадекого, Юго-
  Западното и Донского фронтов. В стране
происходит ускоренный процесс подготов-
ки для армии всего необходимого. К се-
веро-западу от Сталинграда  подготавлн-
вается Первый решающий удар, который
обрушился на немцев и их союзников ру-
мын 19 ноября. Этот удар проходит одно-
временно с решительным наступлением
армий Сталинградекого фронта с юга в
северо-западном направлении и приводит
к небывалому в истории войн окружению
330-тысячной неприятельской армии под
Сталинградом. К 23 ноября 1942 года ар-
мии Донского фронта во взаимодействии
со Сталинградеким фронтом плотным коль-
пом облегают противника, прервав его
связь с внешним миром.

Растерявшийся враг заметалея в по-
исках выхода из создавшегося положения.
On ставит задачу итальянской армии
улержать упорной обороной рубеж среднего

давать крупные
Тормосина, Нижне-Чирской ив районе
Котельниково, ставя перед ними задачей
освобождение огромной германской армии,
попавшей в ловушку под Оталинградом.
Титлеровский план и на этот раз тернит
крах.

Разгром неприятельских армий на сред-
нем течении Дона и поражение их грун-
пировок в районах Тормосина’ и Вотель-
никово явились мощной прелюдкей к
окончательному сражению под Сталингра-
дом, блестящим финалом которого была

течения Дона, одновременно начинает соз-
группировки в районе!

зиквидация 2 февраля 1943 года окру-
жённой там главной массы  немецко-фа-
шистских войск.

Таковы примеры  правильыното выбо-
ра направления главного удара и точного
учёта всех данных обстановки. Выбрать
направление главного удара — значит не
только предвидеть начало его, но прелуга-
дать и результат, к которому должно при-
вести наступление на избранном натрав-
лении. Из всего фронта протяжением в не-

сколько тысяч километров стратегический

тений вождя Красной Армии обращает
тлавное внимание прежде всего на Москву
и Сталинград и находит здесь блестящее
решение — в одном случае кампании
1941 года, в другом — кампании 1942
года.

Ярким подтверждением сказанному
является происходящее летом 1943 года
сражение на дуге Курского выступа и на
Орловеком направлении.

Своё генеральное летнее наступление
1943 года немцы начали на важном опе-
рационном направлении, имея в виду одно-
временно разрешить две задачи: во-пер-
вых, концентрическим ударом е двух на-
правлений окружить и уничтожить войска
Красной Армии, расположенные внутри
дуги Курского выступа, и, во-вторых, BBO-
дом главных сил одновременно на ряде
участков прорвать нашу оборону на всею
глубину и вывести свои войска на опера-
тивный простор. Гитлеровская ставка
вновь лживо обещала немцам, что это бу-
дет последнее сражение за победу Гер-
мании. Немцы долго и тщательно готови-
лись к наступлению. Утром 5 июля гром
пушек, миномётов и шум моторов танков
H самолётов. извеетил о начазо его.

«Это новое немецкое наступление не за-
стало наши войска врасплох. Они были
тотовы не только вк отражению наступле-
ния немцев, но и к нанесению мощных
контрударов.

Ценой огромных потерь в живой силе
и технике противнику удалось лишь вкли-
ниться в нашу оборону на Орловеко-Вур-
ском направлении на глубину до 9 ки.0-
метров и на Белгородско-ВУрском напра-
влении — от 15 до 35 километров: В

том, чтобы вся Красная Армия изо дня в!

ожесточённых боях наши войска измота-
ли и обескровили отборные дивизии нем-
цев и последующими репгительными контр-
ударами не только отбросили врага и
полностью восстановили положение, зани-
мавшееся ими ло 5 июля, но и прорвали
оборону противника, продвинувнгись в ето-
рону Орла от 15 до 25 километров.

Проведенные бои по ликвидации немеп-
кого наступления показали высокую бое-
BY) выучку наших войск, непревзойден-
ные образцы упорства, стойкости и герой-
ства бойцов и командиров всех родов войск,
в том числе артиллеристов и миномётчи-
ков, танкистов и лётчиков.

Таким образом немецкий план летнего
наступления нужно считать полностью
провалившимся.

Тем самым разоблачена легенда о том,
что немцы летом в наступлении всегда’
одерживают успехи, абсоветские войска’
вынуждены будто бы находиться в отету-
плении». (Сталин).

* г

На ряду < освещением стратегических за-
дач в опубликованных в книге выступле-
ниях и приказах товарища Ста-гина даны
указания: по применению всех родов
войск, взаимодействию между ними, по
действиям мелких подразделений, отдель-
ных бойцов, изучению современной воен-
ной техники и основ современного os,
ит. д. Товарищ Сталин напоминает, что «В
военном деле, а тем более в такой войне,
как современная война, нельзя стоять на
месте. Остановиться в военном деле —
значит отетать. А отсталых, как известно,
бьют. Поэтому главное сейчас состоит в

день совершенствовала свою боевую вы-
учку, чтобы все командиры и бойцы Враё-
ной Армии изучали опыт войны, учились
воевать так, как этого требует дело побе-
ды». ;

Книга товарища Сталина является про-
траммой работы веего ховетекого народа
на фронте и в тылу. Из неё, как из со-
кровищницы, бойцы и командиры Rpac-
ной Армия черпают необходимые силы и
веру в гржущую нобеду над заклятым

врагом.

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТ ВА; Москва, 6. Пушкинская площадь, 5.

52065.

Телефопьг отделов редакции; ны — К 3-25-17; Фронта — К 4-72-37; Экономического W 1-42-05;

: a eee о a Poe es te = ; 2-37; оз — 2-05; Сельского хозяйс ее f

Литературы и искусства — К 0-37-27; Muocrpasnoro — K 4-81-54; Цисем — К 3-15-11; Художественного — K 5-36-33, Издательство — К 4-74-34. Прием Бана и ia 4 К 5-16-17;
, ры :

на молодое период их. временной. оккупации.

(ТАСС).

Поправка

В тексте сообщения,  озаглавленного
«В Наркоминделе», опубликованного в Га-

зетах за 31 июля, вместо слов: «Послан-
нику СССР в Швеции тов. Семенов»
следует читать: «Поверенному в Делах

СССР в Швеции тов. Семенову».
(ТАСС).

Sr ES ОНЕНЕЕ ТЕ ЕЕ

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

ЕНИСЕЯ ЕЕ ИЕ НИНЕ ES FS ЕСН Е ЕЕК

КУРСОВОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ
на 1 августа 1943 г.

Наименование валюты Рубли

Доллары СПТА за 1 5,30
Англ. фунты ст. за1 21,38
Болгарские левы за 100 5,18
Канадские доллары за 1 4,81
Турецкие лиры за 100 411,05
Шведские кроны за 100 126,46
Твейцарские франки-за 100 123,60
Японские иены за 100 124,92

Государственный банк COCP.
Управление Иностранвых Операций.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — ИУП! утро
бал. «ИТелкунчик». веч. оп. «Травиата». 2/VIII
он. «Иван Сусанин». Нач. утрен. спект. в
12 ч. дня, веч. в 6 ч. веч.

МАЛЫЙ ТЕАТР — 1/УТМ утро «Правда — хо-
ропто, а счастье лучше». веч. «В степях Ук-
ранны»; 2/УПШ «В степях Украины». Нач.

утрен. спект, в 12 ч. дня, веч. в 6 ч. веч.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — ИУПТ утро

«Комедианты», веч. «Евгения Гранде». 2/VIII
«Евтения Гранде». Нач. утрен. спект. в 12 ч.
дня, веч. в 6 ч. веч.

МХАТ CCCP им ГОРЬКОГО — ИУПТ утро
«Синяя птица», веч. «Кремлевские куранты».
Нач. утрен. спект. в 1 ч. дня, веч. в бч. в.

ФИЛИАЛ МХАТ — ИУПТ утро «Глубокая -
ведка», веч. «Пиквикский клуб». Нач. в,
спект. в ИП ч. дня, веч. в 6 ч. веч.

ЦЕНТР ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ (пл. Ком-

муны, Парк ЦДКА) — ИУПГ утро «Ночь оши-

бок», веч. «Бессмертный»; 2/УПТ «Олеко Дун-
м Нач. утрен. спект. в 11 ч. дня, Bed. B
ч. веч. =

Tea a

ГОС. МОСК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
К. 0. СТАНИСЛАВСКОГО и Вл. И. НЕМИРО:
ВИЧА.ДАНЧЕНКО (Пушкинская ул., 11, тел.
ака = НУПЕ утро «Соперницы», sex. «Пе-
pene ‘oes утрен. спект. в 1.30 дня, веч.
Ум—
МОСК. ГОО. ТЕАТР им. ЛЕНИНСКОГО К
СОМОЛА — 1УШ утро «Валенсианская и
oe oe наютего города»; 2/VIIT «Васса
2 ». ач. у ь 5 5
а утрен. снект. в 11.50 дня,
—_—_—_
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ (ул
ivr = = Г г
и ap El утро «Беспокойная ОС.
- «2 -давно». ач.
12 ч. дня, веч. в в ч. tes. peer ee
SSS
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
им. Моссовета, «Эрмитаж», ме к
роет, тот вю
до». oe
12 4. дня, веч. B 6 im iia cig 9

a ses
МОСК. ГОС. ТЕАТР МИНИАТЮР (ya. Tops-

кого, 5) — ИУ премьёр:
спектакля — в 12.30 т  Soo zon
PH.
Всесоюзное Гастрольно-Конпе 6’
озно тро: - ртное -
Ais ПАРК ЦДКА. ЭСТРАЛНЫЙ тоне
ГУТМ спектакль театра Музкомедии «Свадьба

в Малиновке». Нач. в 6.30 $
ЕЕ 30 Bey. Кассы откры-

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцоза-Степанова, Пушкинская плошаль, 5.

Пропаганды и Совет
: ского ст 2 — K 1-42-86;
Ленинграде — 36. роительства — К 1-42-88

MOCK. TOO. ФИЛАРМОНИЯ. КОНЦЕРТНЫЙ
ЗАЛ им. П. И. ЧАЙКОВОКОГО —З/УШ в
Т ч. веч. Балетный вечер Н. М. Дудинской
и К. М. Сергеева; 4/УИ в 7 ч. веч. Гос. Аз-
самбль Народного Танца СССР. Новая про-
грамма. Худож. руковод. Игорь Моисеев.

MOCK. ГОС. ФИЛАРМОНИЯ, „ БОЛЬШОЙ
ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ — З/УП1 в Т ч. вез.
А. Батурин. Участвуют: В. Дулова, Д. Оен-
пов. В программе: Глинка, Рубингтейн, Чай-
ковский, Рахманинов: 7/VIII, B 7 4. Bet
Л. 0борин. В программе: Моцарт, Шуберт,
ПТопен, Рахманинов, Стравинский.

MOCK. 1Г00. ФИЛАРМОНИЯ. ДОМ УЧЕ-
ных — ИУПГ Мастера искусств. Нач. в Тя. в.
о а,

КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ «ЭРМИТАЖ» (тел.
Д 1-34-56) —1 и 2/УПИ Вечера русской песни,
Нач. в 7 4. Bed.

Союз советских нисателей CCOP

Унравление по делам искусств
при СНК УССР.

БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ. :
> VVI, 5 7 4. Bey. K TpHAMATHAeTHW CO дня!
: смерти великой украинской поэтессы Леси;
: Украинки. Участвуют писатели: Алигер. ;
Антокольский, Бажан, Браун, Голованив-;
: кий, Исаковский, Корнейчук, Смолич. Гос. ;
: симфонический оркестр CCCP. Дирижер:
н. Рахлин. Артисты: Козловский, Гиацин- ;
това, Колодуб, Орочко, Шварц, Флакс,!
Масленникова. Богданов, Фадеева, Плотни-
ков, Фрелих, профессор Чабаненко.
Билеты продаются.

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

а на 1 августа 1943 года
овый художественный американский фильм
«миссия в МОСКВУ» — Первый, Ударник,
мя
ециальный выпуск кинохроники «ПРИ.

ГОВОР НАРОДА» о судебном процессе 10
делу о зверствах немецко-фаптистских захват»
чиков и их пособников на территории г. Крас.
нодара и Краснодарского края в период их
временной оккупации — к/т Хроника, Новости
и ea.

« MA POH ae $олизей.
Москва. ДИНЫ» — Метрополь, Колизе

«В СТАРОМ ЧИКАГО» — Уран ером).

«ИСТРЕБИТЕЛИ» — Уран oe .

СОЮЗКИНОЖУРНАЛ № 46 — Колизей.

«ТРИ МУШКЕТЕРА» — Моск, Планетарий.

ия утренник: «КАРО» — Моск. Плане

: С 2-го августа на экраны кинотеатров
: МОСКВА, КОЛИЗЕЙ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, }
  ТАГАНСКИЙ. 1ИТОРМ, ОРИОН, ДИНАМ:

выпускается :
новый художественный фильм

«НАСРЕДДИН В БУХАРЕ»
Сценарий Л. Соловьева, В. Витковича.
Постановка режиссера Я, Протазанова,

Оператор Д. Демуцкий,

В главных ролях: Лев С `
лях: вердлин, К. Мия
хайлов, 9. Tease % В: дави Ki Map.

abennemesnnae

закаримова, С Каюков, А. Галипов,
М. Ляров, П. Волков.

Нроизводетво Ташкентской киностудии

кинофильмов

ry

художественных t
1945

78.

Е