С

ТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТ

О идут ИВ сын бб а a ЗО Воина ета

\

ОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ВТОРНИК, 3 АВГУСТА 1943 г. № 181 (8174)

_ От Советского Информбюро

(Окончание. Начало на 1-й стр.).

Советские лётчики в возлушных боях
сбили 34 вражеских самолёта. :
*

На Денинградеком фронте наши части
вели огневой бой с противником. Артил-
леристы и миномётчики разрушили 24
немецких дзота и 9 блиндажей, унич-
тожили 5 орудий и до 80 автомашин
противника. Подавлен огонь большого
числа вражеских артиллерийских и ми-
номётных батарей.

В десяти воздушных боях наши лёт-
чики сбили 19 немецких самолётов.

*

Лётчики Краснознаманното Балтийско-
то флота атаковали в Финском заливе
караван вражеских судов. Самолётами-
торпетоносцами потонлены два транспор-
та общим `волоизмещением в 11 тысяч
TOHH H сторожевой катер противника.

Hatta авиация потопила в Чёрном
море транепорт и два сторожевых кате-

ра противника.
*

успешно провёл бой < крупной каратель-
ной экспедицией немцев. Советские пат-
риоты в течение JHA отбили
атак противника, а затем перешли в ре-
шительную контратаку. Гитлеровцы были
прижаты к реке и под сильным  отнём
партизан пустились вплавь. Много немцев
утонуло, не достигнув другого берега. На
берегу реки осталось 80 вражеских тру-
пов. Захвачены трофеи и пленные. Пар-
тизаны другого ‘ленинградского отряда в

ный мост и пустили под откос поезд про-

датами и 8 платформ < танками и авто-
малтинами.

несколько

вочь на 25 июля взорзали железнодорож-

тивника. Уничтожены 5 вагонов. © сол-

*
Немецко-фаптистские мерзавцы  истязают
и убивают пленных советских HILO.
Красноармеец Юдин, находившийся на

одном из участков Белгородокого натра-
вления, рассказал: «15 июля я был ранен.
в ногу, потерял сознание и попал в плен.
Вместе со мной были ещё три тяжело ра-
неных краеноармейца. № нам подошли три
немецких офицера. . Оцин из них сказал

На Карельском фронте разведчики, под
командованием старшего сержанта Заозер-
ного, совершили налёт на вражеские
траншеи. Появление красноармейцев в
расположении противника было столь не-
ожиданным, что гитлеровцы, не оказав
серъёзното сопротивления, обратились В
бетство. Наши разведчики истребили свы-
ше 40 немцев и взорвали несколько вра-
жеских дзотов.

Партизанский отряд, лейсвующий в од-.
ном из районов ФЛенинградекой области,

THAN

Герои

Вот она, земля, вся в воронках, изры-
тая траншеями, опаленная отнем, усеян-
ная железом и сталью, обильно политая
кровью. Вы идете по ней, и перед вами
раскрываются страницы героических сра-
жений. На каждой пяди этой земли совет-
ские люди совершали“ подвиги, воскре-
пгающие в памяти легендарные подвиги
богатырей.

...Небольшой холм среди ржаного по-
ля. Сюда вытащил свою 76-миллиметро-
вую пушку расчет ефрейтора. Кузьмы
Зуева.

— Кругозор шире, — сказал при
этом Зуев. — В случаю чето, прямой на-
волкой ударить можно.

Командир орудия не отпибся. Скоро. из
оврага на край ржаного поля, грохоча гу-
сеницами, вылетели три лавины  немеп-
ких танков. Они готовились смять, втоп-
тать своей тяжестью в землю всё, что

находилось на поле. Й они рванулись
вперед, стреляя из пушек.

Ефрейтор Кузьма Зуев, человек сто-
койного характера и хозяйской раечетли-
вости, такими же воспитал и своих бой-
пов. Зуев решил встретить огнем пушки
сорок немепких танков. é

Вероятно, в Эту минуту ‘за ржаным по-
лем Зуев увидел и Москву, и Волгу,
и Урал, ‘евою родину. Он выжилал удоб-
ней минуты и дождался. Танки, ттедииие
прямо на пушку, не заметили ее и мет-
рах в трехетах неожиданно повернули в
сторону. подставив свои борта под удары
пушки. :

Трянули один за другим два выстрела.
Второй снаряд угодил в гусеницы вюмец-
кого танка, и тот неуклюже повернулся
залом к пушке. Еще выстрел, и. танк
BCIBIXHY I.

Ралость удачи удесятерила силы бой-
цов. Теперь каждый снаряд их попадал в
пель. Танки заметались по ржи. Этого и
добивался Зуев Он выстрелил 38 раз, и
15 немепких танков вышли из строя,
полбитые и подожженные.

..Иебольшая деревенька. Здесь, в ив-

няке, на берегу реки стоял со своей. пуш-

кой ленинградер гвардии младший сер-

по-русски: «Ползи, ползи к своим». Мы
поползли. Гитлеровцы отошли, а затем на-
чали ‹трелять. Одна пуля попала мне в
левую лопатку. Я понял, что, если ползти
дальше, гады добыют меня, и притворилея
мёртвым. Находившийся справа от меня
раненый застонал. ПШрогремело ещё He-

сколько выстрелов, и он был убит. Вокоре в тЫ

НА СЕВЕРНОМ ДОНЦЕ. Гвардии сержант

наводчик орудия, орденоносец Николай
Филиппович Бондаренко в недавних мест-
ных боях подбил 4 танка, 2 самоходных
пушки, 1 зенитное орудие и 8 миномётов
противника.

‚ Фото С. Раппорта.

Брестские
=

партизаны i

тылу врага днём и ночью

HQ части оторосили немцев и ‘снасли не прекращаются смелые, дерзкие действия
меня. Заживут мои раны, я опять пойлу наших славных партизан.

на` фронт и буду беспощадно метить фа-

шистеюим палачам, пока в груди бьётея
= a

сердце и в жилах течёт кровь». /

ПНИЕНЕТ

битвы

жант Алексей Петров. По ночам Петров
любил рассказывать своему боевому дру-
гу, энергичному наводчику Петру Волко-
ву, о городе-воине, о Неве. у

pop обратилея к бойцам расчёта со сл
вами: 9 р

— Будем драться, товарищи, как де-
рутея ленинградцы!
` Расчёт вытащил пушку на поляну и
под снарядами немецкой артиллерии от-
крыл отонь по пяти танкам, двигавшим-
ся на пушку. У наводчика Волкова был
верный глаз. Два танка удалось полбить
четырьмя снарядами. Три других машины
быстро скрылись за холмом. =

Через несколько минут, пытаясь окру-
жить расчёт пушки, на неё двинулос
до полусотни немецких автоматчиков.
Артиллеристы взяли в рукл винтовки н
гранаты. Сжимавшееся было кольцо ав-
томатчиков, `встреченное дружным огнём,
сначала разжалось, а потом и рассеялось.

Прошло ещё немного времени, и на
пушку двинулиеь три тяжёлых немецких
танка «Т-У». Волков выбирал в танках
наиболее уязвимые места и зажёг снаря-
дом головную манину. Но два «тигра»
подходили веб ближе.

Расчёт пушки Петрова  поджёг еще
одну немецкую машину. Третий танк на
полном ходу направилея на пушку, Но тут
сработали мины, предусмотрительно по-

=

В июне и в ‘июле брестские партизаны
обрушили на важные коммуникации врага,
на его железные, дороги всю силу своих
уничтожающих. ударов. Только один пар-
тизанский отряд имени Молотова за июнь
пустил под откос 24 вражеских эшелона.
В результате крушений разбито 26 парово-
зов и несколько сот вагонов с разной тех-
никой и снаряжением; 560 гитлеровцев
истреблено и много ранено.

Немцы не в силах предотвратить удары
партизан по своим коммуникациям. Не спа-
сают немцев ни усиленная охрана, ни уничто-
жение посевов и лесов по сторонам желез-
ных дорог, ни карательные экспедиции. Не-

огда грянул бой и на наши позиции  сколько дней шли упорные, жестокие бои
поползли немецкие танки, Алексей Пет- партизан отряда имени Шорса с немецкими
о- регулярными войсками,

посланными унич-
тожить партизан. Уничтоженными оказа-
лись не мужественные народные мстители,
а немцы. В этих боях партизаны истреби-
ли 715 гитлеровцев и ранили 177. —
Партизаны жестоко мстят немцам 3a
страдания белорусского народа, за его
ограбление, Оккупанты организовали В
Брестской области помещичьи имения и
насильно заставляют население работать
на ненавистных рабовладельцев. Партиза-
ны разгромили 16 таких имений; имуще-
ство и скот розданы крестьянам.
Партизаны уничтожают также  пред-
приятия, работающие на немцев. Окку-
панты восстановили десять. маслодельных
заводов и вырабатывали на них продук-
цию для своей армии. Действуя энергич-
но и смело, партизаны разрушили эти за-
воды. и п
Боевая деятельность брестских нарти-
зан разнообразна.  Подрывникн отряда
имени Котовского известны, ‘как храбрые
и решительные мастера своего дела. Они
хороню знают район действий и, высле-
живая эшелоны врага, доставляющие на
фронт важные ° грузы, пускают их ‘пед
откос. Так, в июне они остановили че-

тыре поезда, взорвав 4 паровоза и 27
вагонов © жием и войсками врага.

Под обломками разбитых эшелонов  на-
всегда погребены сотни гиглеровских за-

ставленные расчётом, Последний из шед-
ших на пушку немецких танков оказалея
подорванным. :

..B кустарнике стояла пушка старши-
ны Константина Седова. Теперь здесь нет
ни Седова, ни пушки: Храбрый старшина
погиб. Но «тигры» не прошали. От че-
тырёх тяжёлых вражеских танков обтд-
лись только обгоревшие остовы...

Бойцы хранят в своих сердцах слав-
ные образы героев июльских боёв. Роди-

Л. КУДРЕВАТЫХ,

ee завершив

хватчиков. ~

Подрывники отряда имези Вудённого
также устроили крушение четырёх вра-
жеских эшелонов.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 августа.
(От спец. корр. «Известий»)..

a
Медь сверх плана

АЛМА-АТА, 2 аврРуста. (ТАСС). До-
июльский план, рабочие
 Балхашского, Карсакпайского и Иртыш-
ского заводов дали в особый фонд Глав-

ного Командования сотни тонн сверхпла-

спец. корреспондент «Известий».

на будет помнить их. имена.
ОРЛОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

новой меди. Крупных успехов добился
коллектив Коунрада, добывший сверх ‚ме-
сячного задания 30.000 ‘тонн руды.

Наши танки шли на юг, прокладывая
себе дороту под грохот металла, среди бу-
‘рых фонтанов земли, плотного, долго не
тающего дыма и ослепительных вспышек
огня.

Первая лания новой обороны нем
осталась позади. Новые поля и деревни
открывались перед танкистами. Тишина
стояла над землей. Но как только наши
танки двигались вперёд, навстречу их
поднимался шквал оогня и стали, В ку-
стах сверкали молнии выстрелов, чёр-
ное дуло пушки высовывалось из BE
рот покосившегося сарая, из-за бугра вы-
ползали навстречу немецкие танки и рас-
сыпалась по ржи вражеская пехота.

Был третий день сражения, когда мы
в’ехали в село, накануне вечером отбитое
нашими танками. На высоком холме в
центре села поднималась белая стена
 церкви, разрушенной немецкими бнаряда-
ми во время сегодняшней утренней контр-
[rane Ещё! лымились дома, дорогу пре-
траждали воронки, поваленные, расщеплен-
ные деревья. В когда-то цветущем“ саду,
задрав в небо ствол, стояла  вражеская
пушка. е отбитыми ‘колбеамя, рядом с
ней -—— другая с искажённым лафетом,
дальше третья, четвёртая... Из сада тя-
нуло трупным запахом. Немецкая батарея
со всеми’ расчётами осталась здесь, уни-
чтоженная наптими танками, ‘

Немны пытались спасти свои позиции
своих артиллеристов и бросили в контр-
атаку танки. Олин из них, врезавшись в
какую-то постройку, застрял там с пере-
битыми гусеницами и огромными пробои-
нами в борту. Метрах в ста — второй;
силой взрыва у него сорвало и отбросил
в сторону башню...

Вчера в этом селе были немцы, сеподня
сюда передвинулея наш наблюдательный
пункт. На господствующей высоте всё ещё
находился враг. Он упорно, методически
бросал оттуда снаряд за сНарядом, и си-
ний дымок поднимался то тут; то там над
развороченными крышами. Но люди, каза-.
лось, не замечали свиста снарядов и дела-
ли своё дело. Генерал стоял около стерео-
трубы, отрываяеь от её стёкол лишь для
того, чтобы продиктовать очередное распо-
ряжение. :

— В деревне напротив сосредоточились
немецкие танки, — передали разведчики.

Генерал мельком взглянул на карту и
отдал приказ:

— Будьте готовы к контратаке.

Через минуту офицер связи помчался в
подразделение с приказом подтянуться кв
опаеному участку фронта,

Под кустом, укрывшись плащ-палаткой,
кричал надорванным голоеом радист. Всё
так же мерно взмахивали лопатами зем-
лекопы. Обычным шагом шли бойцы, тя-
нувшие брбвна’лля блиндажа. Где-то ету-
чала машинистка. В окне полуразрушен-
ного дома была видна фигура еклонивие-
тося над столом  штабного работника,
В лощину за деревней вереницей спуска-
лись грузовики © патронами, снарядами,
торючим, сухарями;

Веё шло, как обычно. Лишь на лицах
людей лежала тень напряжейия этих ночей,
проведённых Ha ногах. Чёрные, закоп-
чённые лица © красными от бессонницы
глазами, сухие, запекиииеся губы. Сраже-
ние подошло к своей вершине. Это поня-
мали 566, кто был на наблюдательном
пункте. 06 этом догадывалея и враг,

В 5 часов утра танки и пехота ‚про-
тивника попытались вырвать у Нас ини-
циативу и ‘пошли в контратаку. Они двн-
галиеь под прикрытием всей силы артил-
лерии, миномётов, пулемётов и автоматов,
какая только была у немцев на этом
участке фронта. Нал мокрым от ночного
пождя полем взмывали чёрные клубы ‚ды-
ма, взлетала земля. Но раньше, чем враг
успел подойти к `передовым нашим око-
‘пам, пять танков. уже дымились,  смер-
тельно ‘раненые советскими снарядами,
Наци танки «Т-34» шли под гуд ‹овет-
ской артиллерии и рев самолётов в небе,

Через несколько часов отброшенные на-
зад немцы кинули в бой из другом участ-

leg. Ho врат остервенело бросал в бой но-

оя потерял 29 машин. и Ha друтом ems
25. Это были резервы 20-й танковой ди-

строй, хищников раевбынался, и пикирев-

третья. Всё скрылось в облаках пыли и
дыма, ‘и можно было только догадываться

Танки идут

56 30 танков и полк пехоты. Они контр-
атаковали с яростью, но очова были от-

брошены, не дойдя до берега речки, ко-
торая служила линией фронта.

Десятки немецких танков чернели Ha
поле боя, иные ещё продолжали дымить-

вые машины, свежие подразделения пехо-
ты. На одном участке в двух контратаках

визии генерала Кесселя.

Мы были на наблюдательном пункте,
котла по телефону далёкий, немного взвол-
нованный голос прокричал:

— Идут танки, тридцать! Много пе-
XOTHI. wee

— Хоропю, —“ответил генерал.

И почти в 10 же мгновение гигантекая
машина опня пришла в движение. Где-то
рялом ухнули одна за друтой батареи, и
тяжёлые снаряды < воем промчалиеь У
нас нал головами. В зелени кустов всных-
нуло пламя, а ‘затем донвеся треск вы-
стрелов противотанковых орудий. Чёрные
столбы лыма поднялись над. отлогим ©к40-
ном холма, и между ними мы увидели
медленно двигавшиеся чёрные точки. Вре-

мя от времени они искрились, словно кто-

то чиркал по броне машин большими епич-

ками. Внезапно одна из точек расплылахь,
увехичилась в 0б’бме и вытянулась вверх.
Раздалея громкий, весёлый голос:

— Горит, проклятый! ar

Вслед за-первым немецким танком за-
горелея второй, третий. =

— Сейчас начнут работать твардейцы-
миномётчики, — сказал майор-артиллериет.

Велед за тем разлалея грохот, и над по-
лем контратаки поползла завеса дыма.

’— Самолёты, восемнадцать  «Юнкер-
с0в-87»! — снова раздался голос по теле-
фону.

Немецкие самолёты, казалось
брали удачную ‘для себя минуту. Позади
нас назиела серая, мрачная туча, закрыв-
шая дорогу советским ‘истребителям, в TO

время как над полем боя небо было го-

лубое, чистое до самого горизонта. Само-
лёты врата шли на большой  выюоте

=

а

Кузнецкий ордена Левина металаургиче»
ский завод имени Сталина. Один из лУЧЗ-
ших стахановцев рельсобалочного неха
И. И. Тагальцев. Он систематически вы-
полняет норму на 290—300 процентов,

Фото Г. Аракельяна, .(ТАСО).

RRL ODI

Гласнесть — обязательное
условие успеха
социаляетического соревнования

Состоялось совещание секретарей ‘пар-

тийных организаций промышленных пред-
приятий и заведующих отделами агитации
и пропаганды горкомов ВКП(б), созванное
Московским областным комитетом партии.
Совещание обсулило вопрос O гласности”
сониалистического соревнования. Были 3a-
бы, вЫ- слушаны доклады парторгов UK BKII(6)
двух предприятий — чт. Сиротова н Мат-
веева. :

На заводе, где парторгом ЦК ВКП(б)

тов. Сиротов, болыную популярность при-
обрело соревнование тю профессиям и на
звание

И  изводства знает весь завод, их имена за-
развернулись вдоль фронта. С земли ВЗВИ- носятся в книгу почёта,

лась серебристая ракета.

лучнего мастера. Передовиков про-

портреты поме-

щаются на выставке «Завод в Отечествен-`

= Немцы свой передний край обозна- ной войне». Большую помошь в разверты-

чают, боятся, как бы снова свои же не Зании
«молнии»,

Воздействие «молний» особенно возросло,
когда в их выпуске стали принимать уча-
стие сами рабочие.

огонь наша зенитная” артиллерия. Боевой тт. Киреев, Милешин, Горнов, заведующая
отделом агитация и пропаганды Пушкин-

всыпали, — пояснил кто-то.

«Юнкерсы» начали пикироваль. Но в’
небе появились чёрные шанки рёзрывов,
заеверкали короткие молний. Это открыла

соревнования оказывают - лиетки-

выходящие два-три раза в день.

В прениях выступили парторги ЦК ВКП(б)

Шики шли к земле беспорялочно, Издали   СКого горкома наэртии тов. Иванова и др.

казалось, что с неб» медленно . Падают
чёрные.- тяжёлые капли. Нестерпимый
блеск огня, взрывы, грохот, дым.

— Мимо! — донёсся по телефону нето-
роплявый голос наблюдателя.

«Юнкерсы» промазали. Одна
капля падала и падала, пока не слилась
с землёй. Вепыхнуло Пламя, вэвилея чёр-
ный дым. Немецкая мапгина разбилахь.

За первой группой «Юнкерсов» появи-
лась вторая, 24 машины, и, наконец,

чёрная

‘тарь Московского
ВКП(б) тов. Поздеев отметил ряд недо-
‘статков в

0 TOM, UM происходит впереди.

А там советские люди продолжали своё
Трудное дело. Под ударами © земли ис

Они поделились опытом массово-политиче-
ской
тиях области за время Всесоюзного социа-
листического соревнования.

работы, накопленным на предприя-

Выступивший в конце совещания секре-
областного комитета

работе партийных организаций

по руководству социалистическим соревно-
ванием, На ряду с борьбой за выполнение
плана нужно внимание стахановцев напра-
вить на качественные показатели в работе.

Стахановские дела
уральцев _
СВЕРДЛОВСК, 2 августа. (ТАСС). Во.

воздуха, под натиском пехоты, танков и Одушевлённые 6оевыми успехами Красной

авиащии врага они выстояли, как вы-
стояли и накануне. И потом, когда немпы
уже мотли думать, что на сегодня они

удержали свои рубежи, тронулись вперёд   уго
советские танки. Земля задрожала от тя-  горского
жёлой поступи напьих бронированных ма- ганцевого рудников,

Армии,

Сталина, уральцы ещё выше подняди тем-
пы производства. \

`отмеченными в приказе товарища’

завершили июльский план
Богословска, горняки Высоко-
железного и Полуночного Map-
энергетики Средне-

Досрочно
лыцики

шин. И. ло линии фронта помчалась кры-  Уральской и Егоршинской электростанций,

латая волнующая весть. И те, кто её пе- Доменщики
Салдинского, Синарского заводов и десят-
ки других предприятий.

редавал, и те, кому её передавали, криз
чали радостно, возбуждённо: ›
— Немцы отетупают!.. ‹
Кризис сражения миновал. Ещё
линия немецкой обороны была прорвана,

В. АНТОНОВ,
корреспондент «Известий».

спец.

ста.

Образцово

инструментальное хозяйство

Без всякого преувеличения можно ска-
зать, что инструмент во многом решает
производительность любого машинострои-
тельного завода. Лучшие руководители и
работники наших артиллерийских sa0-
лов отлично понимают, что инструмен-
тальный пех является основой производ-
ства, и улеляют инетрументу первостенен-
ное значение. Точно так же лучшие за-
воды стрелкового вооружения, производя-
щие для фронта автоматы, винтовки, про-
тивотанковые ружья. добиваются увели-
чения своей мощности в первую очередь
путём расширения и создания крепкой
инструментальной базы.

Но среди значительной части работни-
ков промышленности сохраняется ещё ка-
к06-то архаичеекое отношение к инстру-
менту. Конструкцией его занимаются ма-
л0 и нерационально. Использование, экс-
плоатация го ведётся бесконтрольно и
расточительно. У иного директора завода
всё ешё «руки не доходят» до инетру-
ментального хозяйства,

На современном крупном заводе количе-
ство обрашающихся в производстве инст-
рументов исчисляется несколькими мил-
лионами. Чтобы выполнить заказ Красной
Армии, рабочие завода действуют многими
сотнями тысяч приспособлений, миллиона-
ми режущих инструментов — всевозмож-
ными фрезами; свёрлами? резнами, протяж-
ками ит. д.; применяют сотни тысяч ме-

рительных инструментов — змаблоны, раз-
личнейшие калибры и т. п. Годовой вы-
пуск новых  инетрументов достигает на

OJHOM из наших крупных заводов более
7,5 миллиона елинин на сумму свыше
шестидесяти миллионов рублей! Только на
этом ваводе о производством инструмента
занято больше 1.600 станков.

Это — отромное производство CO BCeMH
вытекающими отеюла последствиями для
Брнетрукторов. технологов, эксплоатацион-
ников. Рял наших заводов вооружения рас-
полагает сейчас инструментальным произ-
вохством такого 0б’ёма, который превы-

‚ содержать

шает инструментальное производство любо-
го предприятия Народного комиссарната
станкостроения, выпускающего так назы-
ваемый гостированный инструмент, т.-е.
стандартный, годный для любого произ-
водства.

Каких значительных производственных
результатов можно добиться умелым при-
менением  рационализированного инстру-
мента, показывает опыт и наших заводов
в целом, и отдельных стахановцев.

Ещё несколько лет назад технология
обработки ‘орудийных стволов  находи-
лась у нас на весьма невыеоком уровне.
При сверлении глубоких отверстий приме-
нялось до 17 свёрл самых разнообразных
тинов. Конструктивно свёрла были несо-
вершенны и давали значительный увод —
кривизну отверстия. Нри расточке прихо-
хилось делать до 6 проходов, чтобы полу-
чить относительно прямое отверстие. Су-
ществовал и целый ряд других осложне-
ний. Теперь разработаны новые конструк-
ции, для сверления и расточки глубоких
отверстий. применены высокопроизводитель-
ные инструменты, протяжки, многорезцо-
вые нарезательные головки и т. д. Одно
изменение инструментов при механической
обработке стволов дало увеличение произ-
водительности в 20 раз!

Другой, ешё более разительный пример,
показывающий эффективность применения
комбинированного инструмента в маши-
ностроении» Речь идёт о нововведении то-
каря Лаврентьева, работающего на заводе,
где директором тов. Сафронов. Совместно
с сменными мастерами Русеевым, Башури-
ным и начальником цеха ПШазом т. Лав-
рентьев разработал оригинальный многозз-
ходный метчик, сконструированный так,
что один метчик заменяет целый комплект
их. Начав работать хвоим метчиком, т. Лав-
рентьев сразу выполнил производственное
задание на 27.900 процентов — за одну
неполную смену он сделал столько, сколь-
5о до этого смог бы вделать почти за де-
сять месяцев! Таковы могучие, п. фад-

струмента. Надо лишь разгадать, раскрыть
эти неограниченные ресурсы роста про-
изводительности и умело направлять их на
великое дело советского народа, на помощь
Красной Армии.

Отечественная война особенно остро по-
ставила, вопросы производства и использо-
вания инструмента. Небывалое расширение
выпуска продукции для фронта требовало
всё новых мзес инструмента, а поступле-
ние его со стороны в силу целого ряда
обстоятельств

значительно сократилось.
Ещё в 1940 году предприятия „Наркомата
вооружения - производили сами свыше 75

проп. потребного им инструмента и около
25 проц. получали со стороны. В 1942
году последняя цифра снизилась до 4 проц.
На ряде заводов рост выцуска вооружения
полностью зависел от заводского инстру-
ментального производства, от того, как бы-
стро, в каких количествах и какого каче-
ства будет изготовлено инструмент, в том
числе и нормальный — гостированный.

Не без гордости мы можем‘ теперь ска-
зать, что в быстром разрешении этих во-
просов помогли научно-иселедовательские
работы, которые были уже накоплены со-
ветскими учёными. В св08 время на ка-
федрах МосКовекого высшего технического
училища им. Баумана, в Научно-исследо-
вательском институте №713, в Проектно-
конструкторском институте № 40, з так-
же в технической конторе твёрдых сплавов
при Наркомате вооружения проведена бы-
ла большая научно-исследовательская ра-
бота по геометрии и вообще по новой кон-
струкции инструментов, но изысканию но-
вых твёрдых сплавов, нитро-цементации,
хромированию и другим решающим про-
блемам производства и использования ин-
струмента. ° :

Теперь этот теоретический, предвари-
тельно проведённый труд был мобилизо-
ван на великое дело Отечественной вой-
ны. С накопленным научным материалом
мы сделали первые шаги в производстве.
Выезжали бригадами на 2—3 месяца на
завод, внедряли новые методы, сами обога-
шались празликой и затем переносили обо-

ташённый опыт на другие предприятия.
„Одвим из основных ресурсов роста про-

~~

конструкция и геометрия режущего инст-
румента, повышающая его стойкость и
продуктивность при обработке различных
металлов: «Малейшее изменение «уголков»

в производстве! Внедрение на заводах
инструмента рациональной геометрии при-
водит не только к непосредственному по-
вышению производительности. Оно вызы-
вает изменение технологического процесса,
позволяет сократить количество станков,
значительно снижает расход инструмента.
Пора прекратить процветающее у нас на
заводах «свобожное» конструирование ин-
струментов по капризу не считающихся с
требованиями стандартизации конетрукто-
ров, пора решительно усовершенствовать
конструкции заводских — инструментов.
Жёстким должно быть требование унифи-
кацин и сокращения  типо-размеров ин-
струментов, применяемых в основных шро-
изводетвах.

В неразрывной связи с этим  требова-
нием стоят задачи внедрения  крупносе-
рийного пооперационного производства ин-
струмента. Недопустимо, когда на каждом
заводе существует, своя, зачастую хопо-
топная,. самотёком сложившаяся техноло-
гия изготовления инструмента. В основу
изготовления инструмента ‘должны аечь:
организация специализировапных  отделе-
ний —— участков с замкнутым  цивлом
производства отдельных видов инструмен-
та; усовершенствование действующей и
внедрение типовой технологии; оснащение
производства инструментами второго по-

рядка; механизация ручных лекальных и за наиболее эффектные
упорядочение организации! струирования,

других работ;
рабочих мест инструментальщиков;

тельное введение сменно-суточных  зада-

ний инструментальным цехам, отделениям, ме

участкам и отдельным фабочим.

Среди вопросов
мо также выделить залачи вНелрения в
изготовление инструмента современных ме-
тодова облагораживания как его режущих

лезвий, так и рабочих поверхностей (циа- этом направлении на
нирование, хромирование и т. д.). Всё это нить опыт, накоп

направления лезвия даёт огромный эффект

обяза- ции инструмента.

повышает стойкость и производительность

инструмента.
Необходимо ввести принудительную за-
точку инструмента. Для фрезы, например,

тастические возможности совершенного ин-  изводительности являются рациональная  установлен двухчасовой срок работы без

заточки. Понятен соблазн рабочего пера-
ботать этой фрезой ещё часок, чтобы дать
больше продукции для фронта. Но фреза-
TO в результате такого непродуманного
отношения к инструменту будет испорчена.
Поэтому мы вводим на заволах принуди-
тельную заточку и организуем специаль-
ный‘ технический надзор по инструменту.

`Таковы самые основные требования \ №-

торые пред’являются к производству и
использованию инструмента на наших за-
водах. вооружения. Все эти требования
реализованы передовыми заводами и дали
очень эффективные результаты. За корот-
кий срок на таких заводах, где директора-
ми тг. Фомин, Иванов, Быховский, Чар-
ский, достигнуто исключительно болышое
увеличение выпуска инструмента, снижен
расход инструментальной  быстрорежущей
стали ит. д

Наилучшим

показателем повышения!
производительности и эффективности дей-
ствия инструмента является удельный

раеход

CRHH,  Иванов; Фомин, расход инструмента

сокращен в’ результате проведённых меро-

приятий в 2 раза.

Это большие достижения. Но надо при-
знать, что мы всё еп расходуем очень
много инструмента. А задачи дальнейшего
увеличения производства вооружения, 606-
припасов, танков, самолётов для ‘фронта
настоятельно требуют углубления борьбы
методы  кон-
изготовления и экеплоата-

стижений науки ни техники, а также

опыта передовых предприятий во многом
зависит от

оружения.

Инженер В. ЛОБОВ,
лауреат Сталинской премии.

Инженер М. ПОПОВ.

ры производства.

отна   ЦВ,
уже

Забойщик
риленко, применив диференцированный мг
тод работы отбойным молотком поочеред-
ОРЛОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 2 авгу- но в двух забоях, выполнил 10 норм.

шееся на-днях собрание партийного и
зяйственного актива Вязьмы обсудило хох
соцналистического соревнования двух ста-
рых русских городов,
немецких оккупантов, — Вязьмы и Ржева.
Инициаторами этого
пили жители Ржева. За несколько месяцев
они восстанбвили значительное количество
разоренных немцами жилых домов, пусти:

бытового обслуживани
горсовета наметила план /дальнейших воб-.

водопрбвод,

инструмента на определённое ко-
личество выпущенной продукции. На за-
водах, где директорами тт. Елян, Быхов-

р

1 ва ae
Успех дальнейшей реализации инстру-
нтальной промышленностью, инрумен-

Тальными производствами и пехами маши-

производства необходи- ностроительных заводов  совремённых до-

беспощадно

наркоматов и их главков. В   хватчиков

до широко распростра-
ленный Наркоматом во-

Нижне-Тагильского, Нижне-

Растут молодые  ‘стахановцы HOBAaTO-
19-летний Миша Тегён-
став 10 дней назад к электропечи,
перекрывает задание на одну треть.

Полуночного рудника тов: Ки-

Соревнование двух старинных
русских городов

ВЯЗЬМА, 2 августа. (ТАСС). Состояв-
x0-

освобожденных OT

соревнования высту-

ли в ход столовые, пекарни, мастерские

я. Сессия Ржевского

становительных работ и обратилась к вязь»
мичам с. предложением о’ соревновании.
Собрание партийного и хозяйственного

актива Вязьмы наметило практические ме-
роприятия *

по восстановлению города. В
лета и осени решено восстановить

организовать несколько но-
вых мастерских бытового обслуживания,

течение

отстроить 50 жилых домов и здания двух

средних школ, я

Танковая колонна
«Донской казак»

J OCTOB ‘n2-HOHY, 2 августа. (По те-
р. от соб. корр.). В первые жё дни пос-
ле освобождения Ростовской области от
немецких оккупантов в городах и стани-
цах Дона по инициативе казачества широ- ^
ко развернулся сбор средств на танковую
кслонну «Донской казак». За короткое
ae собрано свыше 40 м
Недавно на одном из участков Южного
фронта представители донского казачёства
передали Н-ской гвардейской части колон-
ну танков «Донской казак». У могучих 60-
ветских машин выстроились экипажи тан:
ков, На правом фланге — овеянное в боях

славное гвардейское знамя.
woe митинг. От имени казаков, ка-
м всех трудящихся Дона замести
ль председателя облисполкома т. Хорен-
ко и секретарь обкома партии т. Майоров,
передавая боевые машины танкистам, при-
звали их множить славу русского оружия,
уничтожать гитлеровских за-

ule импровизированную трибуну — башню
я ee oe за другим поднимаются танки
но дают клятву оправдать довери
ae ся Дона, полностью использовать
на лу могучей советской техники, в
рвых же боях нанести танками «Дон-
ской казак» сокр удар врагу.