Южнее Орла

Ломая упорное сопротивление врата, на-
пи части южнее Орла развивают свой
успех. За последние дни они с боямя
продвинулись вперёд. Н-ская пехотная
часть после тщательной разведки атако-
вала противника и, преодолев сильное
огневое сопротивление, за два дня заняла
много населённых нунктов. В этих боях
захвачены пленные и трофеи. Другая
часть выдержала за день несколько
контратак и, не уменьшая темпов Mpor-
вижения, нанесла немпам тяжёлый урон.

На полетупах к одному населённому
пункту немцы создали особенно сильный
огневой заслон. На помошь пехотной ча-
сти своевременно подошло танковое  нод-
разделение под командованием майора Ла-
дога. Танкиеты ‹умели скрытно сосредо-
течиться на окраине села. Они подавили
огневые точки Иротивника, а потом вме-
сте с пехотинцами решительной атакой
овлалели селом. На соседнем участке уе-
пешную атаку осуществило подразделение,
которым командует т. Меньков, Котда на
пути нашего подразделения оказалось ми-
нированное поле, минёр “младший сержант
Ботин пол огнём противника  обезвредил
100 мин.

Наступление продолжается.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ,
(От спец. корр. «Известий»).

3 августа.

Минёры отбили атаку
вражеских танков

Наша воздушная разведка обнаружила
скопление танков противника... Учитывая
возможность танковой контратаки немцев,
командир советской пехотной части, дей-
ствовавней в этом районе, приказал ероч-
но заминировать елинотвенную дорогу, по
Боторой могли пройти вражеские маптины.

Выполнение этой залачи было поручено
взводу  минбров-гвардейцев под  коман-
дованием лейтенанта Басова. С исключи-
тельной быстротой работали гвардейцы.
Установка минного поля была уже почти
закончена, коглаА появились  трипаднать
немепких танков © десантом звтоматчи-
ков. Наткнувинсь на минное поле, тачки
остановились. Немецкие сапёры  попытА-
лиеь проложить проход через пюле, но
наши минёры открыли по ним огонь и
заставили отойти. Советская артиллерия
обстреляла танки, Они также вынуждены
были откатиться, Тогла гитлеровцы броеи-
ли в бой десант, привезенный па танках.
Вражеские автоматчики стали обходить
наших минёров с лвух сторон.

Лейтенант Басов разлелил свой взвод на

две части. Часть минёров продолжала yera-

В по

На войне самые нер лю-
 ди — лётчики-истребители, а среди них
  особенно закоренелые молчальники — про-
славленные ассы. Трудно вынудить пилота
  разговориться о своей работе. В лучшем
случае его ответ будет выглядеть так: «2а-
  шёл с хвоста, дал очередь, немец задымил
и провалился. Сам не видел, а товарищи и
пехота утверждают, что вражеский само
лёт врезался в землю, Нет, вы лучше по-
 толкуйте с нашим комэском — он в этом
бою двух уложил».

Эта черта характера советского истреби
теля особенно поразительна, так как обще-
  известны жизнерадостность, общительность
лётной среды, меткий и своеобразный язык
аэродромного быта, вкус к острой шутке.
Очевидню, несловоохотливость B TOM, UTC
касается работы, лежит в природе лётной
профессии. Я это понял после того, как мы
вернулись на аэродром, и «Яковлев-7» сде-
лал последний взмах винтом. Несколько
десятков минут, проведённых в кабине
истребителя, оставили трудно описуемое
впечатление ошеломляющего грохота ги-
гантской силы, рвущейся вперёд.

«Яковлев-7», покачиваясь насвоих тонких
лапах, неуклюже, как всякая птица Ha
земле, выполз на лётное поле. Летчик
т: Голубов ободряюще улыбнулся, лукаво
сощурив глаз, и мотор зарычал с удвоен-
ной силой. Зелёный ковер аэродрома рва-
нулся назад. Два-три сильных толчка —
и мы в воздухе, ‚

Правое крыло на мгновение  скры-
лось в белоснежном облаке, похожем на
лениво поднимающийся столб дыма вечер-
него костра. Внизу мелькнула мирная пу-
стынная роша—стоянка «Яковлева». Внезап-
но мотиуло в сторону, и земля поднялась
дыбом, словно мы пытались обогнуть вы-
соченную гору, неизвестно откуда появив:
шуюся перед самолётом. Не успел понять.
в. чём дело, как нас снова швырнуло в
другую сторону, и земля поднялась стеной
с правой стороны. Затем в рёве мотора
воюшие ноты, земля куда-то

послышались
исчезла, видны были только облака, с бе-
шеной скоростью летевшие навстречу. Не-
видимая сила навалилась и гнула вниз, не
давая поднять головы.

Первые несколько минут полёта пасса-
жира кидало в кабине истребителя из сто-
роны в сторону. Земля словно играла в
прятки, появлялась то впереди, то слева,
то справа. Мы разрезали облака, ныряли в
тучи. Новый человек напраено пытается
понять и осмыслить поведение самолёта,
Каждый раз, прежде чем сознание прочно
осваивало факт, следовали новый поворот,
новый бросок, обгонявшие мысль. Нужна
особая интуиция, чтобы ориентироваться в
молниеносных эволюциях машины,

Наконец, солнце прочно поместилось по-
зади самолёта, вверху сияло голубое яр-
кое небо без единого облачка, какое ни-
когда не увидишь с земли. Мы были на
высоте около 4.000 метров. Под нами рас-
стилалась белоснежная равнина. Самолёт
шёл к линии фронта. Изредка в «окнах»
показывались земля, ярко зелёные — луга,
тёмные очертания лесов, золотистые, искря-

навливать мины, а два отделения вотупИ- щиеся нивы, светлые линии дорог,

ли в борьбу с автоматчиками, Убедивлгиеь,
что они ничего не могут поделать е на-

Неожиданно

лётчик обернулся, вытля-
нул из-за своей бронированной спинки и,

шими бойцами, гитлеровцы пошли на про-  улыбаясь, показал два пальца. Только по-

вокацпию. Несколько автоматчиков бросили
оружие н подняли вверх руки, делая вих,
что они готовы сдаться в плен. Минёры
не поддались на эту улочку, Один из на-
тих бойцов полнялся и крикнул; ,

— Переходите, стрелять не будем!

Жестами он стал звать немецких сол-
тат к себе. Видя, что провокация не уда-
лась, фаниеты вновь открыли огонь, но
уже более вялый, Очевидно, боепринаеы
полхолили у них к концу. Тотда Басов
собрал весь свой взвод и перешел в ата-
ку. Автоматчики побежали, Оставлтись
без поллержки своей пехоты, повернули
вепять и танки.

ЮГО - ЗАПАДНЕЕ * ВОРОШИЛОВГРА-
ДА, 3 августа. (От спец. корр. «Изве-
стий»). Sha

——<@®——

На авиамоторном заводе

ГОРОД Н., 3 августа. (По телеф. от соб.
корр.). Коллектив
где директором тов. Солдатов, успешно
завершив июльскую программу, добился
нового роста производительности труда.
Значительно сократилось количество рабо-
чих, не выполняющих нормы. Достигнута
большая экономия от внедрения рационалн-
затореких предложений. Завод продолжает
работать в полном соответствии с графиком.

авиамоторного завода,

TOM на земле я узнал, что это означает
Снизу по радио сообщили, что где-то ря-
дом в облаках шарит пара «Мессершмит-
тов». Но мы так с ними и не повстреча-
лись, до конца полёта не увидели ни од-
ного немецкого самолёта. Это было небо
нашего наступления, небо лета 1943 года.
«Яковлев-7» внезапно врезалея в облака,
устремилея вниз, вынырнул из облаков у
самой земли и помчался на бреющем по-
лёте вдоль линии бывших немецких укре-
  плений.

Сюда обрушился первый удар нашега
июльского наступления, Земля была исчер-
чена прихотливыми линиями окопов, ходов
сообщения, траншей, Кольцеобразные во-
ронки бурыми пятнами покрывали всю пло-
шадь переднего края. Иные из них зияли,
как пасть кита, — работа советских бом-
бардировщиков. Тут н там виднелось об-
горелое, разбитое железо пушек, танков,
автомашин. Только с воздуха можно было
во всём 0об’6ме оценить труд советской
артиллерии и авиации незабываемого штур-
мового ДНЯ.

На высоте 250 —300 метров «Яковлев»
промчался вдоль фронтовой дороги, по ко-
торой сейчас спешили колонны грузовиков,
питающие наше наступление.

Вдали мелькнула знакомая церковь круп-
ного населённого пункта. Она напомнила
скупой рассказ Голубова © воздушном
‚ сражении, разыгравшемся в воздухе над
‘этими местами несколько дней тому на-
зад, 16 наших истребителей под командо-

СРЕДА, 4 АВГУСТА 1843 г. № 182 (8175)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР —_—_——————————

лёте

ванием Голубова несли патрульную елуж-
бу над одним из участков фронта. Немцы
не показывались, и лётчики, отработав
свой срок, возвращались обратно злые,
неудовлетворенные. Внезапно вот здесь,
над этой церковью Голубов увидел внере-
ди крохотные точки самолётов. «Наши
идут», — подумал он вначале. Но сейчас
же услышал в наушниках далекий пре-
дупреждающий голос земли:

— В воздухе  протнвник...
противник...

Голубов немедленно повторил сообще-
ние всем своим самолётам. Теперь отчёт-
ливо было видно, что навстречу движутся
около 50 «Юнкерсов» и «Хейнкелей» под
прикрытием четырёх десятков истребите-
лей. 90 машин против шестнадцати совет-
ских! Немцы решили атаковать советские
позиции с тыла, пересекли фронт на ти-
хом, спокойном участке, нотом  разверну-

В воздухе

роны. Голубов с шестёркой истребителей
«полез» вверх навстречу «Фокке-Вульфам»
н передал командирам двух других групп’
самолётов Семёнову и Заморину приказ
атаковать бомбардировщики.

Болышая группа вражеских истребителей
ринулась на отряд Голубова, и в воздухе
завязался бой. «Фюкке-Вульфы» — действо-
вали группами. пытались зайти в хвост,
ныряли в облака, оттуда пикироваля, но
после того, как пара из них была сбита,
потеряли желание драться и всеми сила-
ми старались пробиться к своим бомбар-
дировшикам. Там уже в это время орудо-
вали лётчики Семёнова. Два клубка дыма
красноречиво  свидетельствовали 906 их
успехе. Потеряв в первую минуту боя че-
тыре машины, немцы рассыпались B BO3-
духе, изменили курс, отказавшись от свое-
го замыела бомбить наши передовые по-
рядки.

В гущу боя врезалась шестерка Замо-
рина. Сам командир в первое же мгнове-
ние сбил «Юнкерс-88», Младший лейте-
Haut Осипенко, в азарте боя едва не врезав-
шись в «Фокке-Вульф», дал смертельную
очередь с 25 метров. Сбросив немца, он
моментально рванул свою машину в сто-
рону и только этим спас себя от гибели,
Сверху Ha него в это время пикировал
другой «Фокке-Вульф». Маневр советского
пилота оказался для немца неожиданным,
и он проскочил мимо. :

Развеянная армада немцев потянула
вверх, в облака. Советские истребители
гнали её до самого фронта. Они выиграли
эту беспримерную схватку, сбив 12 не-
мецких самолётов, потеряв всего лишь
две машины.

Всё это вспомнилось в минуты полета,
преследовавшего скромные — патрульные
цели. Но и носле него, вернувшись на
зэродром, я увидел всё другими глазами,
По-иному посмотрел на боевую трудную
работу истребителя.

Мне показали стоящий в лесу совер-
шенно новенький «Фокке-Вульф-190», ко-
Toph гитлеровская пропаганда  об’явила
чудом техники, неуязвимым для атак. Мы
видели немало обломков этого «неуязви-
мого», а теперь он стоял перед нами жи-
вой, покорный. История его любопытна.
Он появился днём над нашим аэродро-
мом, выпустил «ноги», сделал два уста-
новленных круга и сел. Из самолёта вы-
шел немец, взял под козырек и... сдался
в плен. Немец сдался потому, что разу-

лись н пошли на бомбёжку с нашей сто-  -

верился в победе Германия, почувствовал
сокрушительную силу советской авиации,
мастерство наших лётчиков.

Самолёт оказался совершенно исправным,
и один из советских лётчиков уже под-
нимался на нем в воздух. На аэродроме
мне показали тонкий, похожий на сигару
фюзеляж «Фокке-Вульф-189». На войне
его единодушно зовут «рамой» или «бо-
роной» из-за его двух фюзеляжей. На фю-
зеляже была надпись, всё об’яснившая:
«Первомайский привет лётчикам Пинчук и
Баландину, сбившим этот самолёт». Ку-
сок «бороны» несёт на аэродроме свою
службу. В узкую его горловину вделана
сирена воздушной тревоги, и теперь она
ревёт так, что её слышно на соседнем
аэродроме.

Я попытался расспросить, как была сби-
та «рама». Голубов улыбнулея и сказал:
— Как обычно, змиля в хвост, дали
очередь... А насчёт ошущений — вы ле-
тали и сами можете представить себе...

В. АНТОНОВ,
een. корреспондент «Известий».

ОРЛОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 3 ав-
густа.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, Командир авиа-
подразделения капитан И, Г. Кулаков. Он
совершил 93 боевых вылета, награждён
орденом Отечественной войны 1-й степе-
‚ни и орденом Красного Знамени.

Фото Н. Максимова.

—

„Досрочное восстановление

разрушенных немцами
предприятий

НАЛЬЧИК, 3 августа. (ТАСС). С удво-
енной энергией трудящиеся Кабардино-
Балкарии выполняют обязатёльства, взятые
в ответ на приказ товарища Сталина.

Рабочие ‘кондитерской фабрики, занятые
восстановлением своего предприятия, ре-
шили закончить работы на месяц раньше
срока. Молодёжная бригада, возглавляемая
бригадиром Ивановым, ежедневно выполня-
ет 200 процентов задания.

Работники Котляревского лубяного ‘заво-
ла сами изготовляют гвозди, выжигают
кирпич и производят почти неё необходи-
мое для досрочного окончания ремонтно-
восстановительных работ. Многие камен-
щики стройки ежедневно укладывают по
3.500 кирпичей вместо 2.000 по норме.

Издание сочинений
А. Цулукидзе

ТБИЛИСИ, 3 августа. (По телегр. от
соб. корр.). Тбилисский филиал института
Маркса — Энгельса — Ленина при ИК
ВКП(б) на-днях выпустил из печати кни-
гу сочинений А, Цулукидзе — одного из
создателей ленинско-искровской организа-
ции в Закавказье, соратника и друга то-
варища Сталина. В книге напечатаны
статьи «Беседа с читателями», «Из исто-
рии экономической науки», «Наши разно-
гласия», «Мечта и действительность» и
другие работы автора, относящиеся к кон-
пу ХХ и началу ХХ столетий. Часть из
этих работ публикуется впервые.

В сборнике приведена выдержка из из-
вестного труда тов. Л. Берия «К вопросу
0б истории большевистских организаций в
Закавказье», характеризующая выдающую-
ся роль А. Цулукидзе в создании ленин-
ско - искровской — социал - демократической
организации Закавказья.

Военный лагерный сбор
осоавиахимовцев

ГОРОД Н.; 3 августа. (По телеф. от
с0б: корр.). Закончился. учебно-методиче-
ский сбор начальников отделов противо-

воздушной и противохимической защиты
областных. краевых и республиканских
советов Осоавиахима. В сборе, проходив-

шем в лагерной обетановке, участвовали
представители республик Средней Азии,
Казахстана, Сибири, Дальнего Востока и
Приморского края.

Участники сбора подробно изучали но-
вейшие образцы индивидуальной и коллек-
тивной противовоздушной и противохими-
ческой защиты,

Среди участников сбора было много
женщин и инвалидов Отечественной войны,

___ известия советов депутатов ТРУДЯЩИХСЯ ссср

_ Опровержение ТАСС

31 июля в шведской газете «Афтонтиднинген» опубликована статья © «совет
ских условиях мира с Финляндией». В этой статье в качестве тажих Условий,
ставших известными якобы OT «одного советского дипломата», приводится ссылка
на границу 1940-1. на Карельском перешейке и на границу 1939 г.—-в остальных

районах. . =
ТАСС уполномочен заявить, что это сообщение является плодом досужей фанта»

зии редакции «Афтонтиднинген» и лишено всякого основания.

Энергетическая база Урала

В Челябинске закончила свои работы Строители, которые ведут своя работы
всесоюзная техническая конференция по параллельно С ен РЕ ие ИЗ
скоростному строительству и монтажу эле- монтажной практики a ee ae о
ктростанций. Впервые созванизя 38 тоды предложили Cm ono enue sense
войны конференция, на которой присут- На Челябинской а ви оС
ствовали видные организаторы скоростных турбогенератора в с а
строек, подвела итоги громадной работы, нен блоком весом HH. т

Я строился одновременно © сооружением
проведенной энергостроителями в Советском ВиЖНай ПЛИТЫ фундамента и затем faa

Союзе в трудных условиях военного време- 2 > 5 6 .
ни. Энергетическая база Урала — арсена- не ae ae Lio Sora Aen
ла боевой военной техники — за два года Электрики Челяб инской ТЭЦ сообщили
войны, при неустанной помощи партии и   на конференции © скоростных методах
правительства, личной заботе товарища  , ушки мощного трансформатора. Gaetan:
Оталина, возросла почти в два раза. Энер- цы умело применяют сушку транеформа-
гостроители самоотверженно трудились, hone bes: масла в вакуумной среде, добив-
вводя новые энергетические мощности ХлЯ  пись при этом хороших результатов. Моя-
гого, чтобы обеспечить бесперебойную ра- тажники Челябинской, Красногорской и
боту растущей оборонной промышленноети,   Повосибирской ТЭЦ добились также  бае-
За два года войны энергостроители на:   стящих успехов в деле круглогодичным
копили весьма пенный опыт борьбы B производства обмуровочных, вальповоч-
строительстве и технологии монтажных 13-  ных и сварочных работ.
бот, выработали новые оригинальные прин- За годы Отечественной войны на строй-

\ципы организации скоростного строитель- ках выросла замечательная плеяда новых

ства. Монтажники на Челябинской и Крас-  монтажников и строителей. За один тол
ногорской теплоэлектроцентралях сократили! на Челябинской ТЭЦ обучили и подго-
ероки монтажа мощных котельных агрега-  товили около 6.000 квалифицированных
тов до 70 — 72 дней вместо плалювых  монтажников и строителей. В борьбе за
120—150. Котельный агрегат, состоящий новые скоростные методы в строительстве
из 10.000 отдельных деталей, собирается  и монтаже инженеры Раговин, Завражный,
на площадках в крупные блоки, которые! Пономарёв, Соколов, Петров, Гончаров,
затем устанавливаются на фундамент. Этот  Гурандо, Окороков, Винницкий, Сапожни-
способ обеспечивает значительное сокраще-  коз, Гайда, Трофимовский и  Фиалков
ние времени монтажа при повышенном ка-  стали подлинными организаторами и Нова.
честве всех работ, поскольку сборка бло- торами скоростного строительства и мон»
ков производитеявнизу в лучших усло-  тажа.
виях, Новый ©10соб резко уменьшает по-  Брелнет, расширяется  энертетическая
требность в верхолазах,  слесарях-сбор-  база на Урале и в других областях .Co-
щиках и других снециалистах, позволяет  ветског® Союза. Впереди нас ждёт боль
широко внедрять на монтаже женский  шая работа. В строй нало ввести и мы
труд и труд подростков. От агрегата к аг-  вводим новые электрические мощности.
регату возрастает число, монтируемых бло-  На конференции энергостроители обобщи-
ками деталей и, таким образом, увеличи-  ли богатейший опыт, накопленный 3%
взется вес блоков. При монтаже пятого  Ява последних года. Отроить и монтиро-
котла строители Челябинской ТЭЦ довели вать новые строительные об ’екты мы мо-
вес блока до 70 тонн. Блочность монтажа  2 и должны ешё быстрее и лучию.
достигла 75 проц, от общего веса котла Но строители м монтажники вместе 6
Увеличение веса одновременно соби-ТЕМ в праве сегодня пред явить строгий
раемых „и монтируемых блоков  вызва- очёт проеклным организациям и RON.
лю к жизни новейшие типы грузопод”ём- турбиннюй промышленности. Проектные
ных механизмов. Челябинская ТЭЦ при-   оРГанизации обязаны в своих  проевлах
мепила портальный кран грузопод’мно-   УЗИТЫВАТЬ требования скоростного  мон-
стью в 70 тонн, вышиной 40 метров ow! 1284 H строительства новых электростан-

что на строительных площадках  изтотов-
ляется своими силами новое оборудование и
  восетамавливается эвакуированное.
эначительном чиеле случаев сопряжено ©

пролетом 22,5, Портальный кран обеспе- М8й. Эти требования распространяются
Gur блочность сборки котла и дал воз-  КАК На компановочные ретония, так и Ha
можность ещё на 15—20 дней сократить   ОТхельные узлы и конструкции соеруже.
сроки монтажа котла на фундаменте. ний, В погоне за кажущейся экономией
Этот мощный портальный кран весом в  ПРоектные организации, как правило, На“
120 тонн был запроектирован,  изготов-  РУШают поточность монтажа, делают Bh
лен и. смонтирован силами  строите- возможным параллельное ведение строи-
лей пря помощи двух челябинских за   ТеЛЬНЫХ и монтажных работ. Проектирова-
вводов в тробхмесячный срок. Тем. самым
монтажники-челябинцы доказали на деле,
что самую крупную и сложную механиза-
цию можно производить на строительных
площадках.

Новым в практике монтажа является то,

и проекты должны значительно опережать
ход  строительно-монтажных работ.
Котло-турбинная промышленность 0бя-
зана обеспечить стройки комплектных
оборудованием с таким расчётом, чтобы
можно было сборку вести крупными бло-
ками, при минимуме монтажных — опера
ций. Сборку в блоки можно и необходихе
делать на заводе-изготовителе, а уже на
месте монтажа производить только укруп-
изготов- НеНИе этих блоков и их сборку в агрегат.
а   Котло-турбинная промышленность облалает
a sa eae ee всеми а чтобы eae
Rilo не то а р В16-   знергостроителям строить и монтировать
згрегатов электрической een Ne ‚новые  об’екты . скоростными темпами.
тажники Н.ской ТЭЦ clipoorrar a «= Обогащённые новыми скоростными ме-
целиком изготовили и смо т Ув тодами в строительстве, энергетики BO
моточный котел и ии, втором полугодии будут с ещё большей на-
Котел в промышленной экоплоатации по.   ТОйЙчивостью драться за досрочный ввот в
казывает самые лучшие результаты, Мон- строи новых электрических мощностей,
тажники Челябинской ТЭЦ изготовляют у И. ДМИТРИЕВ,
зам. наркома электростанций

себя на площадке одновременно три од-
HOOTOWHBEX котла. Союза ССР

Это в

большими трудностями, но иначе быстре
монтировать иельзя, и, начав

Ночь на переднем крае

В траве сверкнул крохотный зелёный
отонёк, Майор Бирюков бережно  пынял
светлячка и положил его на циферблат
часов. Стрелки показывали половину де-
сятото; Ночь спускалась над степью, на-

пряжённая боевая ночь переднего края.
Сквозь низкие, рваные облака  мерцали

Лалёкие звёзды.
Отблески артиллерийских зарниц вопы-

хивали в небе. Это на участке правого
осела работала батарея. Видимо, ona
стреляла по самоходной пушке, появив-

mefics y немпев. Ещё утром засекли её
наблюлатели, хотя немцы и старались
CEPHITHO подташить орудие поближе к
своей линия обороны. С немецкой сторо-
ны без-устали строчили пулемёты. Едва
только, ках будто споткнувшись, замолкал
один, тотчас начинал отрывието стучать
другой,

— Слышите, как нервничают  нем-
пы? — промолвил майор, когда мы под-
хотили в блиндажу, вырытому в еклоне
неглубокой лощины.

Часовой вытянулся, узнав командира.

— Как дела? — спросил майор Би-
рюков

— Веё в порядке, товарищ гвардии
майор! — ответил боец. — Вот немец
стрельбу отчаянную поднял. Всё ему: на-
ши развелчики мерещатся.

— Пусть, пусть не спит. Спать «ему
не нало давать, в страхе ето держать
НУЖНО,

— Так точно! — весело ` подтвердил
часовой.

В блинлаже нас вотретил высокий,
стройный военный с красивых, бронзо-
вым от ветра и солнца лицом.

‚ — Знакомьтесь, 970 гвардии майор
Алехин, начальник штаба полка, — ска-
зал Бирюков.

В молодом офицере прежде всего бро-
салась в глаза строгая собранноеть, при-
ятная щетголеватость, которую он ухит-
рялся сохранять здесь, на переднем крае,
на линии огня, гле даже ночью передви-
таться можно либо по балкам, либо по
длинным, узким ходам сообщения,  веду-

щим чуть ли не до самоте беевого охра-
нения противника.
Участник многих боёв, Алехин был
дважлы ранен. В первый раз — в районе
Сталинграда. Зажигалельная пуля угоди-
ла ему в бедре. Разторячённый боем, Але-

хин и не подумал о перевязке, Он даже

не заметил, что от «зажигалки» заторе-
лась лежавтая в кармане гербовая пе-
‘чать. Боль пришла позднее, когда гвар-
дейны вынпибли немцев с важной высо-
ты... Второй раз Алехина раняло в дни
зимнего нашего наступления. fem части
занимали один из крупных городов Дон-
басса. Противник ещё цеплялея за еевер-
ную окраину города. Туда и устремилея
с группой бойцов майор Алехин. {

В’ предместье бойцы столкнуливь 6
большим отрядом немецких автоматчиков.
Прилегающее к окраине пеле было бук-
вально усеяно залёгшими немпами. Но
Алехин принял б0й. Бойцы заняли два
полуразрущенных, стоявших на  оглёте
дома. Завязалась ожесточённая перестрел-
кз. Немпы пустили в ход миномёты. Ми-
ны рвались, круша стены и ломая кры-
пи. Сыпалея град осколков. Алехина ра-
нило в грудь. Ho он продолжал драться,
и бойцы, увлечённые ето решимостью, не
отошли ни нз шат. Помощь подоспела во-
время: уже редкий из бойцов не был ра-
HOH, и боеприпаеы подходили к концу. 38
этот бой майюр Алехин был награждён
орленом Красного Знамени.

Теперь гварлии майоры Бирюков и Але-
хин занялись обсуждением боевых BOTTpO-
сов. Тяжёлые удары орудий, стук пуле-
убтов, лязгающие разрывы мин проникали
в блинлаж  приглушелными. Командир
полка изредка приелупгивалея к нии, и
было вилно: по этям звукам он читает,
что происхолит сейчас на учаютке полка,
в лощинах, балках, на степных холмах,
окутанных еумраком ночи,

Выли подведены итоги дня, обычного,
ничем не примечательного, если не ечи-
тать того, что немцы приволовли  <амо-
холную пушку да утром в районе пози-
ций полка наши истребители сбили немец-
Боге воздушного разведчика,

Дело было так: часов в 6 утра в небе
завыла «рама». «Фокке-Вульф» держался
на высоте, недеступной ружейно-пулемвт-
ному огню. Нахально, надоедливю  двух-
фюзеляжный самелёт летал по кругу, из-
редка сбрасывая по однюй бомбе. Было
HCHO, что немец фотографирует растоложе-
ние напей обороны, разыскивает огневые
точки и тщательно  замаскированные,
столь грозные для врата батареи.

Вдруг в небе появился нат истреби-
тель, «Рама» мгновенно вильнула в ето-
рону, но ‘там её встретил второй истреби-
тель. «Фокке-Вульф» еб раз метнулся в
сторону и утодил на третьего истреби-
теля, который с ходу всадил в немца
свинповую очередь. «Рама» завертелась в
штопоре, из которого так и не вышла до
самюй земли. Яетребки ещё сердито погу-
дели над районом воздупиюй схватки и
екоро исчезли в синеве неба.

На учебном поле, которое оборудовано
немного позади передовых окопов,  моло-
дые разведчики провели тренировочную

ру. Группа бойцов, уйля в тыл, укры-
лась в траннее. Разведчикам было прика-
зано разыекать траншею и подобратьея к
ней. Им сказали. в каком направлении
нужно двигаться, Еели сидящие в тран-
шее заметят хоть одного разведчика,
те проиграли. Но разведчики доказали,
м они научились разбираться в олнооб-
разии степного простора, научились пря-
татьея там, где, кажется, невозможно ук-
рыться и птице, не то что человеку. Они
подкралиеь к траншее незамечетныйми A
притом сразу и © фланга, и е тыла...

Александр Андреевич Бирюков достал
из кармана гимнастёрки полученное на-
кануне письмо от сына. Шестилетний 1е-
рик печатными буквами требовал: «Палта,
пиши мне на мой личный
письму был приложен рисунок: по лееу
идёт танк. Он выше деревьев. На зелёной
fale eno — большая краспая звезда.
Внизу написано: «Ура! Вперёд!»

Беседь прервалась неожиданно. Немец-
кие батареи ударили беглым огнём, От
частых разрывов задрожала земля, и май-
ор Бирюков, ставший сразу серьёзным и
сосредоточенным, сказал:

, — 9% они бьют пе Безымянной.
В те же мтновение зазвучал телефон,

адрес...» В.

и майор приник к трубке. Его прежтоло-
жение подтвердилось. Немцы вели развед-
ку боем в направлении Безымянной. На-
чальник штаба ушёл на наблюдательный
пункт. Командир полка теперь уже не от-
рывалея от телефона. Он овязывалея с
батальонами, отдавал приказания,  ©00б-
щал ориентиры артиллеристам.

Позиции  гвардейскотю полка широким
клином врезались в расположение против-
ника. По существу полк и его собели сле?
Ba и оправа находились в своеобразном
метке. Но они не только не пытались
выйти из этого мешка, а, наоборот, ` рас-
тиряли 20. методически огжимая немцев
от реки — от естествевного рубежа меж-
ду нанюй и немецкой обороной,

На западном берегу реки протянулось
небольшое селение Безымянная. Оно было
ключом позиции. у вого в руках селение,
тот владеет переправами через реку, у
того все возможности для емелых ночных
вылазок. которые, собственно, и сотреде-
ляют характер боёв на этом участке фрон-
та. Селение долго держали немцы. Потом
полк поеле 4-часового боя овладел им,
форенровав реку. Теперь в пбм раеполо-
жено боевое охранение полка. Немцы на-

капливали ‘силы и вот как-раз в эту
ночь попытались вернуть селение.

Поеле короткого огневого налёта on”
пустили , впербд группу автоматчиков.

Расчёт был на внезапноеть. Но немцы на-
ткнулиеь на засаду, которую командир
полкз, угалав замысел противника, уже
несколько дней сдержал в лошине, впере-
an Дозоров боевом охранения. Группа
бойцов. находившихся в засаде, приняла
на себя первый улар, и, пока завязыза-
лось дело в лоине, в боевой готовноети
был уже весь батальон, запимавший 060-
pony Ha запахиом берегу реки.
` Немцам крепко -дали по зубам, и враг
  вернулея во-свояен, подобрав своих убитых
и раненых, Невидимые во тьме, открыли
отонь наи батарен и перерезали немцам
пути отхода. Ещё немного времени, и в
районе Безымянной в6ё стихло...

Ло утра оставалось недолго. В блинлаж
пруниёл начальник фазведки капитан Ви-
ноградов. Он изложил командиру полка

план очередной вылазки Ba €A3bIKOM>,
Гвардейский поль зарекомендовал себя в

a

немецких укреплений и говорил:

хивизии удачными ночными поисками.
Несколько пленных. захваченных в DTH
«тихие» ночи; сообщили много ценного ©
расположении немецких частей, об огне-

вых точках, о намерениях немецкого кз-
мандовани

В последнее время немцы стали осто-
рожнее. Они укрепили ‹вой передний

край так, что, казалось, нечего и думать
о возможности

немцев происходит что-то невиданное, нд»
чалахь какая-то странная  ситнализация,
: собирается ли противник лезть в ata
ve

Уже светало, и лёткий туман полни-
мался над степью, когда по лощинам 1
балкам мы прошли на наблюдательный
пункт. Отсюда превоеходно вилна линия
немецкой обороны. Немцы на своей сторо

проникнуть в глубину   не выжтли траву. На об ной
= j ; угленной seid
вражеской обороны Капитан Виноградов   легче прятать холы сообщения, не так

рисовал на листке из блок-нота схему   вилны траншеи. На много километров во-
круг степь казалась вымершей, Но /31ь
взят на учёт каждый квадралный метр
земли. Вот почему так нервничают незщы
по. ночам, вот почему лнём ни один ги-
леровен не показывается на поверхности.
Смерть караулит’ немца повсюду.

Мы перелистывали журнал наблюдений.
Злесь ведутся тшательные записи всего,
что замечено наблюдателями: где-то Jade
KO пропылила автомашина; в районе е-
ления были замечены пять солдат и =
цер, которые, пригнувшись, бежали №
балке; в районе друтого селения немиы
выгнали рыть окопы и траншеи женшия
и стариков; в 10 часов утра по боевому
охранению немцы выпустили 12 мии.

жизнь переднего края зафикоироваяз
В этой клеёнчатой тетради.

Сверху в блиндаж донвося голос майора

Алехина: ‘

— Предположим, что участок  охра-
няетея взводом. Вначале идёт минное
поле. Дальше — проволочные затражде-
ния. Проволока обвешана пустыми банка-
ми, фугасками и минами — «еюрприза-
ми». 3а проволокой снова минное поле п
раеположенныю В шахматном порядке
окюпчики, в которых силят по 2—3 нем-
ца < ручными пулемётами и автоматами.
Весь участок простреливается фланкирую-
щим огнём станковых пулемётов. Дальше
Идут дзоты 60 станковыми  пулемётами.
В них уже большие группы немцев —
15—20 солдат...

Й вот, сквозь эту непроницаемую сте-
ну мин, колючей проволоки, пулемётного
и азтоматного огня нужно пройти, взять

там живого немпа и притаацить его в на-
ши окопы.

— Завтра ночью мы приведём «язы-  ^^ Соедините меня с Лавушкиных.
a>, — заключил изложение своего пла- Быетро!
на начальник разводки. — «Граната! Граната!» — крикнул В

Разбуди капитана Виноградова ночью
и он назовёт, где и какого калибра, opy-
дия поставили немцы, в кажом районе, на
какой высоте произошла вчера смена’ ча-
стен, где копает враг новые траншеи и
yas он перетаскивает склады боеприна-

Благодаря калитану Виногралову наши
артиллеристы минувшей ночью взорвали
сълад CO онарялами, котерый немцы пря-
тали в оврале. Один снаряд угодил в яму
где мемцы хранили ящики © оигнальными
ракетами. Рот это был фейерверк! Пачка-
ми взлетали в небо золотые, зелёные,

ие и А
с Чали звонить на спец. корреспонде сти»,
Бомандный пункт полка, Е рреспондент «Известия

310 вот, мол, у  ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

трубку дежурный связист.

Алехин спустился в блиндаж,

— НУ, сейчас артиллеристам будет 13’
бота. Километра за четыре по дороге met
0003, подвод сорок. Торопятся уйти ¢
гребня высоты в балку...

Связист соединился с артиллериствии,
Алехин взялся за телефон, и произилё
быстрый условный разговор...  Рявкнула
пушка, вторая, третья. И в бинокль мож
но было различить, как среди растяну!
егося на дальней высоте o603a BAP?
ветати столбом клубы пыли и дыма...

ние должно вестись только Ha пло1палках, _

ern

a