НА БРЯНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

Дух наступления

Начиналея рассвет, На холмы ложились
первые косые лучи восходящего солниа.
ЗВ широких лощинах, как мутные озёра,
стояли непроницаемые облака тумана. В
нашу землянку пришёл орхинарец генера-
da и сказал:

— Меняем командный пункт,

— Как меняем? Ведь сюда только B
полночь переехали. Разве неудобное место
выбрали?

— Не в этом дело, — ответял оржина-
pen. — За ночь полки ушли вперёд, oc-
таваться здесь уже нельзя.

И скоро мы снова были в пути.

и pera. Сапёры строили моет.
В обычную погоду через эту речушку, как
говоритея, куры вброд переходят, а сейчас
после обильных дождей она помутнела,
разлилась и пенилась, как горный водопад.

Самёры работали с большой сноровкой,
быстро и хорошо. Дамбы по обоим берегам
были уже готовы. В грунт речушки вби-
вались сваи. Боец, обросший чёрной ще-
THHOH, 0ез гимнастбрки и оубашки, нёс
на бронзовом от загара плече большое
бревно, On свалил бревно на  зем-
лю, медленно паспрямился и сделал фука-
ми несколько движений, похожих на ут-
реннюю зарядку в санатории.

pad.

— Нв ло усталости, товарищ генерал, —
ответил сапёр. — Сколько мостов emé
вперели! Днём, наверное, наши части опять
Ha запад пойдут. Значит, новые мосты
нужны будут.

Генерал похвалил салёров и, когда мы
немного отошли от них, добавил:

— Hemet pee мосты взрывает, & мост
— это обозы, артиллерия, танки, снаряды.
Мост — это темп наступления, это вре-
мя, первейшпий на войне фактор... Не по-
жалуюсь, санёры пока не подводили.

Мы миновали бугор, на котором не-
околько часов -назад стояла немецкая Oa-
Taped, пытавшаяся сдержать натиск co-
ветеких бойцов. Раскрылась уже примель-
‘каванаяся, но всегда больно жгущая серд-
пе картина: в низине логорала деревня.
Только на южной окраине её в -зелени

садов сохранилось несколько домиков.
Здесь и расположился новый командный
пункт.

— Как связь? — спросил генерал пол-
ховника Кузнепова.

— С двумя полками работаем уже ми-
my? лвалцать. Через несколько минут 706-
щают связь и с другими.

Путь лежит через леревню, отбитую У
врата на рассвете. Веюлу. расставлены
таблички: «Дорога  разминирована». Мы
обтоняем пушки, дымящиеся ‘походные
кухни. В деревне трофейшики, идя вслел
за наступающими бойцами, учитывают и
собирают брошенные немпами при отету-
плении боеприпасы, оружие, склады го-
рючего,

Лейтенант Ослпов соэбщает:

— Тут, вилимо, был склад горючего
немецкой танковой части. Мы обнаружили
более 100 бочек с бензином. Нашли ам-

‚ бар с мукой. ВЮроме -того, подобрали два
пулемёта, много автоматов и более семи
километров телефонной проволоки,

С наблюдательного пункта, местом для
которого была избрана одна из высот, по-
ле боя видно невооружённым глазом. Нем-
пы ведут отонь из пушек и миномётов,
стремясь сдержать натнек наших войек.
Но советские пушки, не отстающие от пе-
хоты, а порой илущие непосредетвенно в
её боёвых порядках, разрушают отневую
систему врага и расчищают путь для ne-
хотинцев. Е

Слева гпруппировалиеь советские танки,
которые только-что переправилиеь через
взный рубеж по мостам, наведённым ва-
пбёрами. Немецкий самолёт-разведчик вы-
смотрел их, и скоро сюда прилетели «Юн-
керсы» в сопровождении - «Мессертмит-
тов». Появления их уже давно поджидали
кружившиеея в воздухе «Яковлевы» и
«Лавочкины». Они помешали «Юнкерсам»
произвести прицельное бомбометание я в
завязавшихся воздушных боях сбили че-
тыре немецких машины. Hann танки дви-
нулись на отневые позиции врага.

В санбат идут бойцы, фаненые в ноч-
ном сражении, в котором особенно отли-
чился комеемолен Иван Молушкин. В po-
My, Ne расположился взвод пехотинцев,
пришли лва советских танка, Немцы, ус-
лышав гул моторов, открыли по роще ар-
тиллерийский огонь. Осколками  онаряда
был убит команлир взвола. Боец Иван П9-
душкин стал во главе взвода, связался с
командиром танкистов и отдал приказ:

— На танки!

Два, танка с десантом бойцов на бортах
двинулиеь рлерёл, быстро ворвались в дё-
ревню и таздавили три немецких пушки
© их прислугой. Иван Подуликин в) главе
взвода бойцов дрался на Улицах, выби-
пал немцев из домов. Несколько десятков
немпев было перейито, двадцать три взяты
в плен. Взвод закрепился в деревне.

От многих бойцов мы слышали полныю
ураЖения  фассказы © бойце-добровольце
Марии Шербаж, смелой пулемётчице,. все-
Tia илушей в первых рядах пехотинцев.

№ вечеру наблюдательный пункт был
снова перенесён вперёд, на запад, на дру-
тую высотку, Ha раэторячённых лонталях
сюда прискакали одетые в маскифовочные
халаты разведчики. Генерал опрооил:

— Что за кавалерия? Откуда у вас
лошади? р

—щ Немецкие, -—— ответил развелчнк 38-
харов, — в ночной разведке захвалтели.

На лицах люлей, уже давно не знаю-
ших отлыха, написана радость. Дух наА-
етупления эладеат всеми.

Л. КУДРЕВАТЫХ,
спеп. корреспондент «Известий».
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 ‘августа,

‘

Подлая провокация немцев

ЗАПАДНЕЕ ОРЛА, 10 августа. (Спед-
кор ТАСС). Под натиском наших воинов
противник продолжает отступать. На од-
ном из участков немцы пытались устроить
ловушку для советских бойцов. Под угро-
зой оружия они загнали в окопы мирных
жителей — женщин, стариков и ‘детей, а
сами спрятались в кустах, намереваясь
ударить по крастюгрмейнам с фланга.

Этот замысел разгадали миномётчики
старшего лейтенанта Шежина. Они накры-
ли немцев своим огнём, частью нетребили,
частью разогнали. Спасённые жители горя-
чо благодарили миномётчиков.

— Устали, Акебнов? — спросил гене-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

НА ХАРЬКОВСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

В головном отряде

Часть, в которой Алексанир Морозов
служил командиром батареи, вышла к
рубежу обороны после полудня. Первая
линия немецких укреплений к этому вре-
мени быль уже прорвана. Пехотинцы
пробили ворота шириною в 5—6 мило-
метров. Несколькю десятков тяжёлых тан-
ков и полевая артиллерия должны были
вырваться через эти ворота внерёд.

Это была полвижная, крепко околочен-
ная группа, отличившаяся в июльских
боях, и команиование рентило пустить её
в качестве головного отряда  наступаю-
Wx,
Морозову, ках и воем другим, He Tep-
пелось. Минуты ожидания были томитель-
ны. Он стоял у своей машины и курил,
торопливо затятиваясь крепкой махоркой.
К нему подошёл наводчик орудия Уткин.

—- Скорее бы, — оказал наводчик.

—= Воему своё время, — ответил М-
р0зов, а сам подумал: «Это хоропю, что
люди в бой просятся».

Нажонел, пришёл их черёд. Над рощей
грозно пролетели тёмнозелёные «Илью-
шины», Морозов насчитал их 32. Четыре
восьмёрки. Самолёты поили на штурмов-
ку. И вслед за первым толчком земли,
вздрогнувшей под упавшими бомбами,
командир подал силнал к настуллению. И
тогда вся лавина головного отряда на
полнюм ходу устремилась вперёд,

Они пересекли исковерканную бомбами
порогу, CMAN позиции немецких проти-
вотанковых. нушек и, растрепав  подав-
ленную ‘пехоту, вырвались к железнохо-
рожному` полотну,

У переезда завязался бой с номецкимя
артиллериетами. Танки и пушки голов-
ного отряда вышли неожиданно, так же
пеожицанно © хода они атаковали заста-
ву противника, и победа оказалась на их
  стороне.

Оставив у переезда лва танка до под-
хода главных еил, отряд двинулся дальлю.

По сторонам стояли золотые подсолну-
хи, тянулиеь поля, увенчанные копнами
ржи. По пыльным дорогам двигались не-
мецкие грузовики с пехотой и боеприпа-
сами, Отряд обстреливал их. Возникали
короткие стычки. Немцы прятались в про-
co, ешё стоявшее на корню, и оттуда не-
истово строчили из автоматов. Иные сда-
вались, Олного унтера привёл Уткин.

— Bor немец, — сказал. он,
опуетил руки перед трудностями, а, на-
оборот, поднял их повыше. ;

Солдаты расомеялись в ответ Ha
шутку, а немец стоял,
удивление было

эту
вытянувиись, и
написано Ha ero лице.

Ou всё ешё не мог понять, почему вдруг

оказался в паену, ведь еп*ё вчера батальон
их был в тылу, далеко от линии фронта.

Отряд забиралея всё глубже.

Восторгом наступления была полна ду-
па Алексанлра Морозова. Жажда боя всег-
ja жила в нём. Ещё в самом начале вой-
ны, когда он не был военным и когда на
ero родной город Рославль нажали немцы,
Алексанир Морозов пошёл в партизанокки
отрял, чтобы метить проклятым захватчикам,
Потом он убивал немцев, будучи команди-
ром орудия в Красной Армии. Потом стал
командовать батареей, и, Kona нужно было
послать пушки на самое трудное дело, —
всетла ‘посылали Морозова.

И вот он шёл теперь впереди всех, в
головном отряде, который, как ножом,
вепарывал, кромсал, резат тьмы вражес-
кой армии. 7

Очевилню, и друтие испытывали Takes
же чувотво необыкновенной  приподнято-
сти. В одном селе, кула ворвались они,
как огненный ветер, один из тан-
кистов, выпачканный маслом и ю-
потью, вылез из башни тяжблото танка ий
вытянул за собой баян. Шотом он спрыг-
нул нз землю и пошёл впереди машины,
широко раетянув малиновые меха. Он шёл
и пел:

Вдоль по улице метелица метет,.

За метелицей мой миленький идёт...

Морозов понял, что этот человек не мог
сдержать буйной радости победителя.

Потом этого танкиста Морозов видел
ещё раз. Это было на перекрестке дорог,
Tie отряд встретился е крупными силами
немцев. Они устроили засаду и, подпустив
танки на близкое расстояние, открыли

>  боевых действий своего

огонь. Морозов быстро развернул свою ба-
тарею на горке и стал отвечать нем-
  ца меткими заллалеи,

Танки заходили е боков. Одна машина
особенно смело вырвалась вперёд и пошла
давить немелкие пушки. С горки было
видно, как неслась она, окружённая бу-
рыми пятнами взрывов, каж подмяла спря-
танное в копнах орудие и два раза пре-
шлась по окошу, над которым только-что
вепыхивал жёлтый язычёк бъющего пуле-
  мёта. :

Из окопа, из-за копны побежали фалши-
сты. Тогда над тазком пещнялаеь крышка
верхнего люка, и оттуда высунулся Goon
в шлеме. В ружах у него был автомат, и
боец бил из него по разбегавиимея нем-
пам. Танкиет огланулея на горку, крикнул
что-то брони, и Морозов узная в нём того.
человека, готорый тиёл с баяном по ужине
отвоеванного села и ел «Метелицщу»,

Под вечер третьего дня отряд вышел к
хутору, который, как в чаше, лежал на
дне нептирокой ложбины. На подступах в
хутору их оботреляли.. Немцы засели в
копнах, раекиданных по склонам ложби-
ны, и вели перекрестный огонь, Пушек там
не было. Олна из батарей наступающей
части начала бить по немцам картечью.
Морозов же, взяв автомал, повёл своих
артиллеристов, как пехоту. Ему хотелось
грудь © грудью схватиться с немцами,
убиваль их в Упор, да и жалко былю тра-
тить снаряды на этих «кукушек».

Широкое ‹ура» раокатилось вдоль по-
ля. Бойцы смело бежали вперёд. Немеп-
кие автоматчики дрогнули и заметались.
Некоторые из их уже подняли руки и
побросали оружие, Другие ныталиеь вы-
рваться из огня и побежали к кустам л08-
няка, окаймаявшим поле со стороны ху-
тора. Но кое-кто ешё продолжал стрелять.

Пробегая мимо одной растрананной коп-
ны, Морозов увидел блеснувтий оттуда
огонёк выстрела и тут же почувствовал
удар в грудь, такой сильный, словно уда-
рили молотом. Падая, он увидел, как
Уткин вытаскивал из копны высокого
немца с маленькими свиными глазками, в
которых отражались и злоба, и страх.

Морозов потерял сознание и н6 видел,
как бойцы ворвались в хутор и как тан-
кисты, отрезав путь немцам, давили их
гусеницами и поливали из пулемётов.

‚ В хуторе Морозову евделали перевязку,
а утром на машине вместе е тремя това-

}
+

а   Риами, раневыми в этом же бою, отпра-

вили в госпиталь,

Рана Морозова оказалась тяжелой, Ав-
томалчик прострелил ему грудь, задел лёг-
кое. Предстояло долго лечиться, Перед
  OF BAKO Морозов позвал лейтенанта Кры-
лова и сказал ему:
  — Знаете, какая у нас батарея?
Знаю, — ответил Крылов.

— Командуйте, не уроните.
 . Крылов молча пожал ему руку, н OHD
: рассталиеъ.

Проезжая 10 тём меетам, где пришлось
ему итти с б0ем, Морозов видел следы
отряда — разби-
THe немецкие пушки, ele неубранные
трупы немецких солдат. В одном селе, за
которое дрались они вчера утром, на боль-
мой хате 6 толубыми  двустворчатыми
ставнами уже заметил он вывеску: «Сель-
ский совет». Ha улицах играли дети.
Женщины хлопотали возле разбитых сво-
их дворов. Жизнь возрождалаеь. За это
возрождение он заплатил своей кровью.
Ну, что ж, за это и жизни своей Моро5ов
не пожалел бы!

Через день в подотняную палатку поле-
вого госпиталя, гле лежал Морозов, сестра
привела шофера санитарной машины,

— Вас ищет, — сказала она, подводя
шофера к койке Морозова.

Шофер приехал «оттуда». Он привёз
раненому тючок с папиросами, шоколадом
и всякой мелочью = нодарок ‘товарищей.

— А лейтенант Крылов просил вам
a насчёт батареи, — сказал шю-

ep. Е

— Что он оказал? — нетерпеливо епро-
сил раненый.

— Батарея дерётся впереди всех.

В. ПОЛТОРАЦКИЙ,
спец. корреспондент «Известий».

‚ ДВИСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 августа.

ЛЕЙОСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Автоматчик сер-
жант Н. В. Глебов в одном бою уничто-
жил 38 немецких солдат и офицеров и
миномбтный расчёт противника. За про-
явленное мужество он награждён медалью

«За отвагу».
Фото Д. Сорока. (ТАОС).

Фрицы „тотальной
мобилизации“

Ему 36 лет. Он невысокого роста, е ред-  вторить его дважды. Когда приказ был до-
кими седыми волосами на_ голове. Зовут! читан, некоторое время царило молчание,

его Вальтер Кранцман. Профессия — элек-
тросварщик. Был мобилизован еще в 1940

году, но по болезни отпущен и работал В, у\военной энергией, а у кого из нае не

передвижных ремонтных мастерских.

В июле этого года многие немецкие не-
строевые солдаты были отправлены на
фронт. Электросварщик Вальтер Кранцман
попал под Белгород. Его рота участвовала
здесь в наступлении. Дважды в течение
июля роту приходилось пополнять, и каж-
дый раз она пополнялась людьми все бо-
лее старших возрастов.

— Стариков в моей роте и в нолку, —
рассказывает Кранцман, — более 50 про-
центов. Все они едва прошли двухнедель-
ное обучение в занасных батальонах, Все,
за исключением двух, взяты в армию по
тотальной мобилизации, ‘

Кранцман был назначен вторым номером
в пулемётный расчёт. Но так как стрелять
он не умел, то его определили подносчи-
ком патронов.

— Уйти живым из России нактб не на-
деется, — говорит’ Кранцман, — Солдаты
называют свои подразделения командами
смертников. Многие солдаты, когда рус-
ские начинают стрелять, высовывают руки
из окопов, чтобы получить лёгкое ране-
ние, «выстрел на’ родину».

Кранцман не верит в «ужасы русского
плена», о которых толкуют немецкие офи-
церы,

— Это всё пропаганда!—говорит Кранц-
ман, — Наши отцы участвовали в русско-
неменкой войне 1914—18 годов, были в
плену и: вернулись домой. Только глупые
мальчишки могут поверить в то, что рус-
ские уничтожают пленных. i

Кранцман рассказывает, что от его ро-
ты уцелело не более 20 процентов личнего
состава. В батальонах не осталось ночти
ни одного офицера. Он воспринимает это,
как естественное явление. Он видел, что
солдаты его роты стали покидать окопы и
побежали назад, как только русские по-
шли в наступление. Он бежал вместе с
другими, и так поспешно, что оставил в
блиндаже ящик с патронами и шапку. В

этот момент он был настигнут нашими
бойцами и поднял руки вверх.

—- Так поступили бы и многие другие
солдаты моего возраста, —‘говорит Кранц-
ман, — но они боятся офицеров и ефрей-
торов, которые с автоматами в руках бе-

гут наперерез, как только заметят, что
кто-нибудь отстаёт, и заставляют итти в
бой.

Офицеры строго следят за тем, чтобы
такие виды оружия, как пулемёт, миномёт,
были в руках у наиболее «проверенных»
солдат. Однако таких становится всё мень-
ше и меныне.

3. ОСТРОВСКИЙ,

ХАРЬКОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 10 ав-
густа.

фессору

СРЕДА,

В Президиуме Верховного Совета

О присвоении почётного звания Sacnyme

11 АВГУСТА 1943 г. № 188 (8181)

a

PC®CP

нного деятеля

науки РСФСР работникам медицинских наук

33 вылающиеся заелуги в области ме-
хицинских наук Президнум Верховного
Совета РОФСР присвоил почётное звание

ЗАСЛУЖЕННОГ 0 ДЕЯТЕЛЯ НАУКИ РСФСР

1. Архангельскому Борису Алекеандро-
вичу — доктору. медицинских наук, про-
2-го Московского медицинского!
HHCTHTYTA. т

2. Вовси Meepy Семёновичу — доктору,
медипинских наук, полковнику медицин-
  ской службы, главному терапевту Врае-
  ной Армии.
3. Гориневской Валентине Валентинов-
не — доктору мелициневих наук, полков-
нику медицинской службы, старшему ин:

\ Московсхюго 0

НИНУ

Тлавного  военно-саниториеге
я Красной Армии.

4. Морозову Михаилу _Авимовичу —
доптору медицинских НАУК, профессору
Московского центрального института эпи-
демпологии и микробиолотии.

5. Хорошио Василию Константиновичу—
доктору медицинских  науг, профессору
бластного клинического ин-.

сектору.
управлени

ститута.

_6. Юдину Сергею Сергеевичу -— AOKTO-
ру медицинских наук, полковнику мели-
пинекой службы,  сТтаршему— инспектору
Главного военно-санитарного ‘управления
Красной Армии и главному хирургу инсти-
тута им. Оклифасовского.

Источник нового трулового под ета

«..Война против нёмецко-фалистеких
захватчиков требует, чтобы Красная Армия
получала ешё больше орудий, танков, са-
молётов, пулемётов, автоматов, миномётов,
боеприпасов, снаряжения, продовольствия.’
Значит необходимо, чтобы рабочие,’ кол-
хозники, вся советская интеллигенция pa-
ботали хля фронта с удвоенной энергией».

Кузнец Remax Якубов,  партгрупи-
орт кузнечного неха, внятно произносил
каждое слово сталинского приказа, а, дон-
дя хо этого места, счёл необходимым по-

покуда Якубов не обратилея к рабочим:
— Сталин требует, чтобы мы работали.

лежит на совёсти безобразное отставание
цеха? Если я спрошу Калинина или Ки-
селева, считают ли они себя настоящи-
ми. патриотами, каждый из них, навер-
ное, даже обидится. Но патриотом мы на-
зываем того человека, который, любя свою
родину, прилагает все силы, чтобы по-
мочь ей. Так думаю. А вы как полагаете?

Нелегко было слушать горькие, но спра-
ведливые упрёки, обращённые к групие
  кузнецов, спасовавигих перед трудностями
нового заказа.

В тот же день на вахту ветупила брига-
да кузнеца Калинина. Бригада выполнила
три нормы. Вступивший на вахту Киселев
добился ещё больших результатов, сдав за
смену четыре нормы. Соревнование кузне-
цов, проходившее под лозунгом: «Выпол-
ним приказ товарища Сталина», вздыма-
лось всё выше. Враснзя стрела на доске
показателей перешагнула через пятьсот
процентов, достигла следующего деления,
покуда не упёрлась в самый краешек до-
ски, где пришлось дописывать мелом не-
предусмотренную цифру — шестьсот пять-
десят два процента.

В эти памятные дни такой же процесс
происходил в котельном цехе, rye парт-
грушюргом Сулейман  Хамелов. Бригада
старейшего производетвенняка Мухамеджа-
на Рахмаева приняла обязательство вы-
полнить новый заказ в срок и сдержала
своё слово. Движение перекинулось и в
механический цех.

В результате всего этого завод имени
Октябрьской Революции занял второе ме-
сто во Всесоюзном соревновании:

Таков один пример того, как приказ
Оталина, подхваченный всем  заводоким
коллективом, воодушевил рабочих на про-
изводетвенные подвиги. t

Партийная организация завода в том и

видела свою задачу, чтобы, руководетвуясь
историческими документами, ‘использовать!
их, Kak могучее оружие мобилизации

масс. Каждый приказ, каждое выступле-
ние Сталина, находя отклик в сердцах ра-
бочих, вызывали к жизни. подепудные
творческие силы и порождали энергию,

М. Рахмаев- простыми словами

\© победой,

жило основой нашей партийно-массовой
работы,

У нае сушествует коллектив агитаторов,
в который вовлечено свыше 35 человек,
тщательно отобранных бюро партийной
организации, Несколько занятий агиткол-
легтива было посвящено темам, связан-
ным ¢ книгой товарища Сталина. На ряду
с общими проблемами мы обсуждали та-
кие вопросы, как дисциплина на фронте и
в тылу, подготовка квалифицированных
кадров, мобилизация технической инициа-
ТИРЫ.

Товаришт Сталин не раз говорил, что
боец должен овладеть своим оружием, В
применении к нашему заводу из этого вы-
текал ряд требований к молодым станоч-
никам, овладевающим- новым для них Ma-
стерством. Беседы, проведённые в’ механи-
ческом похе, где эта задача была особенно
важна, сыграли немалую роль и на ряду с
мероприятиями технического порядка спо-
собетвовали достижению цехом уснехов.

Зная, какая могучая организующая си-
ла заключена в каждом выступлении
вождя, мы используем вое возможности для
ознакомления с ними всего заводского кол-
лектива. На заводе есть группа рабочих,
ешё на полготовленных к самостоятельному
изучению этих документов. Для них мы
организовали девять, кружков, занятия в
которых ведём Ha азербайджаноком, рус-
ском и армянском языках.

Лекторская группа из пяти человек про-
водит лекции по заранее разработанной те-
матике, вытекающей из книги товарища
Сталина. Мы провели теоретическую кон-
ференцию на тему; «Войны справедливые и
несправедливые». Большая подготовитель-
ная работа способствовала тому, что Ha
конференции участвовало свыше двухсот
человек.

Политико-воспитательная работа на за-
воде сказалась в возросшей тяге в ряды
партин. В кандидаты партии принята зна-
чительная группа передовых стахановцев.
Стеди них старейпгяй производетвенник ко-
тельтцик Рахмаев, лучитий токарь Минкин,
отличная сварщица Шарипова и другие.
Немногословные заявления выражают одну
мысль; в тяжёлую для родины годину
стахановцы клянутся приложить все силы,
чтобы помочь разгрому врага.  Рахмаев,
её будучи беспартийным, показывал of-
разцы высокой производительности труда,
& сейчас он достиг рекордных результатов,
добивалеь, чтобы котельный цех стал це-
хом сплонть стахановским.

Когда на цеховых митингах мы читала
июльский приказ товарища Сталина,
 . выразил
общую мыель:

— Сталин поздравил доблестные войска
одержанной над немецкими
орлами. Я думаю, что поздравление это от-
носится и к нам, рабочим тылового заво-
да. Мы не участвуем в сражениях, не про-

епособную преодолеть любые трудности.

ливаем своей крови, но мы вместе со

Выход в свет нового издания книги В6@ми рабочими страны вручаем героиче-

Сталина «0 Великой Отечественной войне
  Советского Союза» — большое событие лля
каждого советского патриота. Тениальный
анализ, данный вождём в первые же дни
жестоких схваток с фашистами и подтвер-

ждённый последующим ходом войны, на-

правляющая сила неоднократных указаний,
адресованных нам, работникам тыла, —
всё это, будучи собранным воедино, послу-

ским воинам оружие, помогающее им в
  борьбе. Ботда родина наша будет оконча-
тельно освобождена, я хочу, чтобы и мы,
  рабочие завода имени Октябрьской Peso;
 люции, могли сказать: есть доля нашего
\труда в этой победе.

Николай ЧИНЯЕВ,

Октябрьской Революции.

Вместо одного

В результате упорных наступательных
боёв героическая Красная ‘Армия ликвиди-
ревала Орловский плацдарм © ето долоо-
временными оборонительными сооружения-
ми. Чтобы разруптить этот бастиюн немец-
кой обороны, которому германокое коман-
хэание придавало огромное значение в
своих стратегических планах, надо бы-
ло дать Враеной Армии отгромеые количе-
ства новых мощных средств военной тех-
HERE.

Этой испытанной в жесточайнтих бит-
вах техникой могут тордиться рабоч и
инженеры, весь трудовой коллектив наше-
г) завода, как и многие другие коллекти-
вы советских заводов. На прошеднких мно-
голюдных митингах, посвящённых истори-
чесокому приказу Верховного Главнокоман-
дующего Маршала  Советекото — Сотоза
товарища Сталина, выступавие рабочие
и инженеры, гэворили:

— Немцы. пыталиюь заятугать советоюих
воинов евоими новыми танками «титр».
Мы лали советским воинам новые снадя-
ды, е помощью которых OFM промт и
истребляют бронированные немецкие орлы.
Мы дадим их ещё больше для дальнейних
наступательных 60838 Красной Армин,

Среди 4.605 танков, подбитых и уни-
чтоженных вА месяц боёв на Орловоком и
ВБелгорояском направлениях, немало тан-
ков уничтожено Halton  бронебойными
снарядами,

Небывалым трудовым похбмюм отвечают
рабочие, инженеры и техники нантего ‹з8-
ва на приказ товарища Сталина. Пеехо-
струйпица Горбачева и галильщина Пэн-
крашерва, токарь Девшаков и слесарь
Гурьянов выполняют 10 два-три задания,

чтобы обеспечить ускоревную работу ета-
ночников, В свою очередь етапочняки
Комолов, Мланов, Чувилин, Назарова,

Вехтина, Хабарова м многие другие слают
в лва-три pasa больше боепритасов, чем
это предусмотрено планом. Смены масте-

a

снаряда— два!

ров Маратенко и Суштилина в полтора-два
[раза перевынолняют задания, Сверхолано-
вую продукцию выдаёт в эти лни в целом
пех, где начальником Неветруев. Цеховые
коллективы соревнуются нд максимальный
выпуск боеприпасов, необходимых фронту.

Почётное Красное Знамя ПК BRIL(6),
которое вновь завобвано заводом,  обязы-
вает нашг коллектив неустанно  двитать
вперёд военную технику, выполнять все
требования Краоной Армии, неустанно
искать ‘и находить новые рецения в обла-
сти конструкиии онарядных корпусв и
технолотии их поготовления,

Несколько месяцев тому назад нат за-
вод взялся за изготовление бронебойного
снаряда более совершенной конструкции,
Нало было быстро разрептить задачи ‹е-
рийного нроизводетва нового снаряда, oc-
настить пехи соответствующим оборудова-
нием,  приопособлениями,  ннотрументом,

На пути стояли серьёзные препятствия.
Никак не давалась, в частности, новая,
сложная теруическая обработка снаряда,
Линь после многочисленных испытаний
пани термветы во главе © инженером
Алтуховым и мастером Варановым нашли
выход из положения, перейдя Ha Tan Ha-
зываюмую ступенчатую закалку Руково-
лили цеха Панов и Невотруев, технолог
Прялкин, начальники пролётов и мастера
Разуваев, Тарасов; Лукатев,  Велолитен-
кий обеспечили быстрое оевоение нового
произвохетва,

В апреле завод перешёл на массовый
выпуск новых снарядов, а в мае мы уже
дали этих онарялов в четыре раза больше,
чех в апреле! Одновременно завод сбере-
 газт лля лэбарочном  произволетва этих
изделий 1 8 процентов сталин; расхот
свиняа соверменно исключвн: рхономитен
24 процента мазута, 7 процентов электре-
энергии и до 12 процентов трудовых за-
трат, — сотни квалифицированных рабо-

чит иопользуются для дальней pac-
ширения выпуска бевой продукции.

условиях нынешнего этапа Отечест-
венной войны к заводскому коллективу
пред’являютея особенно высокие требова-
ивя большой мобильности в разрешении
новых задач, выдвигаемых изменившейся
обстановкой на фронте. Чтобы судить 0
темпах, которыми овладели Hal pador-
вики, приведу пример © производством
другого бронебойного снаряда, которым в
дни июльского наступления немпев уни-
чтожались пресловутые «тигры». Tepes
месли  пюсле начала изготовления этих
снарядов мы увеличили выпуск их в три
раза. В дальнейшем темпы производетва
нараетали — выпуск этих енарялов вырос
уже в семь раз!

Конечно, тавие темпы организации мас-

COBOTO производотва даются © огромными
трулностями, требуют  иеключительного
напряжения сил всего заводского коллек-
чтива. Но зато е каким огромным удовле-
творением читали на заволе сообщения
фронта © том, что каждый день оовь
советоких артиллеристов вокрувая сотни
танков, в том чиеле и хвалбные немецкие
«титры».
  — Мы дали бойвам епаряды, которыми
они унижают грозные вражеские Ma-
шины, —— радостно говорили работники
завода —- конетрукторы и  технолоти,
TOALKO-YTO подготовившие новое проязвод-
ство; лаборанты, изыекатиие повые pe-
цептуры креплений
тальшщики и паладчики, в срок обеспечив-
ине пэготовление
HK инетрументария; отаночники фронтовых
бригал, быстро зювоивигяь выпуск новой
продукции,

Ралоетно нашему коллективу сознавать,
что завод но-время выполнил задание
фрюнта, В своей новлторекой делтельно-

сти наши люди и в суровые лини Отече-
ственной войны научилиеь быстрое подго-

товлять производство новых иолелий, poRa-
ивать их и передавать na вооружения
“Врасной Армии.

с)

деталей; инструмен-

механической оснастки,

В металлургическом отделе Народного
комизсариата боеприпасов
предложили новый метод производства за-
 тотовки  оеколочно-фугасного — снаряда.

Работниюн налпег» завода во главе е ин-
женерами Шуваловым и Егоровым, масте-
рами Емельяновым, Смирновым м другими
смело взялись за новое дело, хотя осуще-
ствить это предложение былю архитрулно

тать немало неудач. Полигонные испыта-
ния и пржент производетвенного
настойчиво требовали дальнейших  пои-
сков. С неослабевающим упорством и Ha-
пряжением товарищи экспериментировали,
искали новые
мтнювенье их не покидала уверенность в
конечном успехе.

Теперь вое трудности уже пиззади. Не-
давно закончены вое полигонные испыта-

нового снаряда проверена. Новый вариант
снаряда в сравнении с существующих
даёт значительный производотвенный  эф-
фект и не снижает его боевых качеств.
Из количества металла, которое затрачи-
валось ранее на изготовление. одного сча-
ряда, теперь мы делаем два онаряла! Во-
jee чем влвоо сокралцается потребление
кохеа, достипнута большая экономия фор-
мевочных и других материалов.
Советские заводы получат воэможноель
быстро и без особых затрулнений органи-

ры и рабочие идут уже дальше. Их вол:
пует производетво новых осколочнэ-фугас-
ных снарялов такой мощи и калибра, ке
торых завод ве делал,

Красная Армия должна располатать все-
  мн пеобходимыми средствами для разру-
‚пения любых вражеских оборонительных
сооружений, как бы момны они ни были,
  Заводские литейщики во главе с лажене-
рами Ушаховым и Элковичем осраивают
  производство нового литья. Новый снаряд

потребовал новой технологии и в механи-

нам как-то

Предложение сулило значительный эффект.

и уже на первых порах приилось испы-

брака!

возможности, но ни на

ния, и технология массового производства

зовать новое произвохетво. Наши инжене-

е минимальной . механической обработкой

naptopr ИК ВКП(б) завода имени

ческих цехах. Внелрение её зтроводят ин-
женер Лархн, токари-монтажники Семенов,
Лебедев и другие.

Совсем недавно нам представлялась по-
  ITH фантастической возможность  conpa-
  THT вес отливки такого снаряда на 60
  процентов. Сегодня — это реальность.
 Реальностью является и’ то, что осБобож-
дается почти половина всех станков, ко-
торые будут истюльзованы на друтом, но-
вом произволетве.

Таков ответ заводского коллектива на
‚ приказ товаритща Сталина, такова наша
помощь Красной Армии в её наступатель:
ных боях. Мы продолжаем искать новые,
  добавочные резервы в технике и уверены,
  Что найдем ещё много возможностей для
дальнейшей экопомиин материалов, рабоче-
  о времени и оборудования. Мы смжем
дать фронту ещё больше боеприпасов,
ещё более высокого качества. В этом за-
включается Halla основняя задача,

На заводе имеютея ещё очень большие
‘резервы, Одним из крупнейших источии-
  ков увеличения выпуека боеприпасов яв-
  ляются организация поточного  пронавох-
ства и механизация ето, Назы завод уже
  много лет работает п> методу поточного
  производства. Но кажлый день усовертея-
  твования применения этого метода ри
  носит. добавочные возможности pocTs
произволительноети, Большие перепективы
открырает начатое на заводе дело механи-
зации’ трудовых процессов,
  Основным, решающим нашим ресурсом
  остаётся творческая энергия  заволекого
  кОолевтива, свободная инициатява инже-
 неров, стахановцев, всех рабочих, самоот-
Г вержженню борющихея каждый на 6808
  участке за дальнейшее езвершпенетвование
  Производства бооприпасов Ian геровческей
  Краевой Армии, громящей полчища ep
  MOUCKHX захватчиков,

Г. ПРИГУЛЬСКИЙ,
лиректор завода.

}

}

Город Н.