НА ХАРЬКОВСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

С боями вперёд!

Ежедневно нааши войска, действующие
на Харьковском направлении, освобождают
много сёл и деревень. В течение несколь-
ких лней большая территория очинена от
немецких захватчиков. Наши танки и не-
хота прололжают продвигаться вперёд. В
боевых порядках пехоты сплошь и рядом
находится артиллерия. Даже тяжёлые
пушви нередко выезжают для стрельбы
прямой наводкой. Реё злесь в лвижении.
Воманлные и наблюдательные пункты час-
тей и полразлелений перемещаются по не-
скольку раз в день. :

...В траншее,  прорезающей  просяное
леле, над которым ещё свистят немецюие
нули, я ретретил молэлого  лейтенанта-
артиллериета Георгия Викторовича

стантинова. (ime его покрыто пылью, он
несколько дней не отдыхал, но глаза его
сияют счастьзм.

— Бак хорошо! Мы идёи вперёд! —
радостно гэворит он.

Вонстантинов верелко
вместе < разведчиками. Ночью © группой
бойцов он вырвался пря к немецкой
тязёлой батарее. После короткого боя
немпы бежали, бросив четыре орудия и
склад снарядов. Вонставтинюв повернул
хва орудия в сторону немпев и удержи-
вал захваченную позицию противника до
полхола наших частей.

На слелующий день командование натра-
хило Г. В. Константинова орденом Врасной
Звезды, & всех участвовавших в этом
деле разведчиков медалями «За отвагу».

Немты предпринимают контратаки, но
всё же вынуждены отступать. One броса-
ют пушки, миномёты, боеприпасы. У ол-
ной немецкой пехотной ливизии нашими
бойцами захвачены 50 орудий я десятки
пулемётов.

Враг прибегает ко всяким  Ууловкам,
чтобы залоомозить напю лвижение вперёд.
‚ Он минирует броненное оружие, маптины,

дороги. На участке между двумя насе-

лёнными пунктами немпы пустали в бой
роту своих солдат, нереодетых в красно-
армейскую форму. Коварствю противника
было своевременне обнаружено пулемётчи-
ком сержантом  Концаковичем. Младитий
сержант немедленно открыл огонь и уло-
жил на месте около двух десятков гитле-
ровцев. Остальные бежали.

Ни мины, ни переодлевание не спахают
врата. Линия обороны. которую немцы
строили очень долго, прервана на боль-
иую глубину. Цепляясь за отдельные ук-
реплённые пункты, враг оказывает ярост-
ное сопротизление. Но наши бойцы берут
ето в клеши и беспошално громят.

Врасноармеен киргиз Мирбаев первым
вскочил в немецкую траншею и столк-
нулся © тремя гитлеровцами. Олного он
застрелил, двое других побежали. Но Мир-
баев погнался за ними, настиг и уничто-
жил. Снайнер Алексей Горячев ночью под-
ползает к позипили  немпев, истребляет
расчёты немецких шестиствольных мино-
уётов и бЬёТ вражеских  пулемётчиков.
Он уничтожил уже свыше 90 немцев.

Из кукурузных зарослей с небольшой
высоты отлично видно крупное село. В
разных концах его догорают пожары, за-
жженные немцами. Несколько часов назад
это село занимал противник. Теперь бой
грохочет тде-то далеко. За селом уже
передвигаются наши тяжёлые батареи.

По дорогам идут войска, машины, нуш-
ки, танки. Большими группами проходят
под конвоем пленные гитлеровцы. В одной
труппе мы насчитали двадцать семь нём-
пев. Выяснилось, что это —— остатки роты
одного немецкого полка. Вомандир роты
лейтенант Вальтер Нофер велёт своих сол-
дат в плен. Его принудили к этому сами
соллаты, единодушно поддержавшие пред-
ложение ефрейтора Адольфа ВБ. о сда-
че. Ефрейтор шагает сейчас в первом
ряду сдавшихея.

...Вот и новый наблюдательный пункт,
третий за сегодняшний лень. Бой идёт в
непосрелственной близости от него. В не-
бе появились немецкие самолёты  «Юн-
керс-87», больше двалпати машин. Ония
бомбили нашу линию Фронт «приблизи-
тельно», сбросили бомбы в бурьян и ушли.

Пехота снова двинулась вперёд, но тут
появились 14 немецких танков. Тяжёлые
наши пушки ударили по фашистским ма-
шинам прямой наводкой. От рёва их дро-
жала земля. Из 14 танков противника
13 были выведены из строя.

А. КУЗНЕЦОВ,
спен. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

уходит вперёд

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Выхед нтурмовика на старт.

mero С. Кафафьана.

НА БРЯНСКОМ

НАПРАВЛЕНИИ

На подотунах в большому населённому
пункту мы ветрегили группу пленных
немецких солдат и офицерв и решили
передать им сообщение немецкого радио
© том, что немецкие части, мол, оставляют
орловокие и брянские земли «ках, не имею-
нтие никакого значения». Пленные были
буквально поражены этой ложью из Бер-
ина.

— Если вое эти нувкты лействитель-
но не имеют значения, то зазем же нае
заставаяют за них умирать?! — говорит
обер-ефрейтор Ян Пфупер. — В ротах в
результале боев осталось по 80 человек,
не больше. Нам приказано любой ценой
сдерживать наступление русских. Немед-
кие солдаты здесь чувствуют себя смерт-
никами. A зв Германии всё это изобра-
жается как нечто не имеющее значения!

Пленные, поднимая ` клубы пыли, бре-
дут по дороге в тыл. Остановить наступ-
ление наших войск немцам не удаётся.
Врат надеялея, что леса, болота, трясины,
бездорожье будут способствовать обороне.
Тщетная надежда! Беспрерывно гремят нз-
ши орудия. Командиры подразделений до-
вкладывают о занятии вс6 новых и но-
ВЫХ ПУНКТОВ. :

Свова наша пехота показывает свои
блестящие качества — настойчивость, му-
жество, закалку, способность применяться
Е любым условиям боя.

У деревушек, на лесных просеках зазя-
зываются схватки, в которых зачастую
решается судьба более крупных населён-
ных ‘пунктов. В этом отношении характе-
рен бой за одну станцию и населённый
пункт. Участь этого пункта была ремена
вдали от железной дороги, у деревушки,
5 которой устремились нацеи подраэлеле-
ния, совершая  обходный маневр. Полк
эсэсовцев, брошенный сюда со специаль-
ной пелью приостановить флантовое про-
движение советских войск, не выдержал
нашего отня и, понеся большие потери,
отошел. Тогда немцы бросили в бой круп-
ную группу танков.

Сейчае бой переместилея на полтора

километра вперёд, и можно осмотреть
поле только-что закончившегося  сраже-
ния. На окраине деревушки стоят два
подбитых немецких танка. Им удалось
вырваться вперёд. Но зато теперь на
танках возятся деревенские ребятишки.
Они стараются  поверауть  свесившиеся

стволы пушек. 06а танка принадлежат в
семейству «тигров» и оба получили 60-
ковые пробоины.

Выйля из деревни и миновав неболь-
шой лес, попадаем из общирное ровное
пространство. Полбитые немецкие танки
чернеют над пожелтевшей травой. Они
застыли в шахматном - порядке на рас-
стоянии 100—200 метров один от дру-
гого.

Что же здесь произошло?

Заметив немепкие танки, налие коман-
дование выдвинуло вперёд  бронебойщи-
ков. Те открыли огонь с коротких ди-
станций и сразу зажгли до десятка тан-
ков. Вот под березой, окружённый това-
рищами, лежит навший смертью храб-
рых бронебойшик Иван  Сузиков. Бу-
квалыьне в нескольких метрах от него
етоит обторевший немецкий танк. Напар-

‘задымился,

По лесам и болотам

ник Сузикова  краоноармеет Прокофьев
расеказьтвает: ie

— Сузиков дал три выютрела. Танк
но продолжал двигаться и
стрелять из пулемета. Сузиков был
смертельно ранен пулей. Но танк, не
дойдя до нас метров десяти, взорвался.
Я сменил Сузикова, лёг за ружье и тоже
подбил един танк.

Несколько «тигров» прорвались, He
были встречены противотанковой артил-
лерией. Часть из них была нодбита, уце-

левшие бросились наутёк. Наша пехота
пох прикрытием артиллерийского огня

устремилась вперёд и занала деревню. На
поле боя мы насчитали 39 подбитых и
сожженных немецких танков. ey

На рассвете, после артиллерийского
налёта, огневое сопротивление врага бы-
ло подавлено, и одно наше подразделе-
ние ворвалось на станцию. Это — стан-
ция Хотынен.

Удар бым нанесён во взаимодейетвиия ©
подразделением,  наступавшим с севера.
Оно отбило танковую контратаку немцев
и начало быстро продвигаться, угрожая
перерезать железную дорогу западнее
станции,

Вот ведут пленных, взятых в бою 34
станцию Хотынец. Все они чёрные от
дыма и пыли. Гарнизон станции был
сформирован из нескольких рот, остав-
шихся от разбитых немецких дивизий.
Но на ренающие участки немны бросают
специальные резервные части, а в 069-
бых случаях — эсэеовнев.

Поля вокруг  разворочены глубокими
танковыми бороздами. Среди ржи выры-
ты окопы. Стоят орудия. В воронках от
бомб. лежат прикрытые сеном  боепри-
пасы.

Поссе, поля окутаны пылью. Немило-
сердно жжёт солнце. В этих болотистых
местах в жаркие дни особенно ценной
является кружка чистой холодной воды.
Она утоляет жажду танкиста, вышедшего
на минуту из разогретого танка, она
прилаёт бодрости пехотинцу. Й во всех
деревнях, через которые движутся наши
войска, стоят у колодпев крестьянки ©
полными вблрами, предлагая холодной во-
Ruut. Другие угощают бойцов огурцами,
зеленым горошком.

Брянские леса снова стали ареной же-
стоких бобв. В лесных дебрях немцы ни-
кола He чувствовали себя спокойно.
Всюду им чудилиеь партизанские засады.
Многие населённые пукты, тяе были pac-
положены немецкие гарнизоны, предста-
зляют собой укреплённые со всех сторон
латери. У обочин дорого вырыты окопы,
гнёзда для пулемётов, миномётные  по-
гребки.

Борьба носит упорный характер. Мо-
CTH, переправы и гати, имеющие  злесь
исключительно большое значение, немцы,
отступая, взрывают. Дороги тяжёлые. Но,
несмотря на все трудности, наши части
продолжают развивать наступление. i

А. БУЛГАКОВ,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 августа.

Стремительность
и внезапность

На самых первых этапах наступления
наших войск на Харьковоком направлении
танкисты вместе с пехотой прорвали ли-
нию обороны. В этот прорыв были 6бро-
шены танки,  моторизованная пехота и
подвижные артиллерийские группы. Под-
держиваемые авиацией, они устремились 5
основных узлам сопротивления в тылу
противника, перерезали ето коммуникации
и нанесли немнам рял жестоких ударов в
меетах, где противник меньше всего ожи-
дал этого.

Отремительность и внезапноеть были
главной особенностью этих Oo. H oro
дало свон результаты. Одна  талжковая
группа, выйдя в тыл к немцам, неожидан-
но напала на них и в коротком бою унич-
тожила более 400 солдат и офицеров про-
тивника, 3 миномёт, 16 пушек, 18 тан-
ков. Были захвачены большие трофеи.
Танковый экипаж лейтенанта Турянекяго
один уничтожил 4 блинлажа и более трёх
десятков гитлеровпев.

Tam me смело действуют и тругие тан-
висты. Пехота, идушая за танками,  49-
вертнает разгром и ликвидапию  немепких
гарнизонов в узлах сопротивления.

В этих боях на уничтожение противни-
ка исключительную храбрость показывают
наши гвардейцы. Так, одна нана гвардей-
ская часть вотретилась © крушными сила-
ми немцев. В итоге сражения немцы быля
разбиты. Гвардейцы уничтожили большое
количество солдат. и офицеров противника;
много гитлеровцев бьыхю взято в плен.

Н-акая твардейская часть захватила 3&
день 17 совершенно исправных немецнах
танков, несколько досяткев автомалин и
11 пушек.

Очишщая от немепких захватчиков горо-
да и селения, наши войска возвралнают
зтот край к жизни. В Грайвороне, Золо-
чеве, Ботодухове и других освобождённых
теродах уже развернулась большая работа
пе тиквилации последствий немецкя-фа-
шистекой оккупании. Жители всюду Boc-
торженно встречают своях избавителей —
бойцов и командиров Красной Армии.

Немцы пытаются стянуть свои  разби-
тые части и контрударами задержать наше
наступление. Кроме того, они перебрасы-
вают сюда новые войска с других учает-
ков. Полтянуто в том числе и несколько
танковых дивизий. Но гилён настунатель-
ный дух наших войск. Наши части  про-
должают итти вперёд.

В. ПОЛТОРАЦКИЙ,

ХАРЬКОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 11 ав-
густа.

Подлое злодеяние гитлеровцев

БРЯНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 11 авгу-

ста. (Cnenxop ТАСС). Когда наши бойцы

заняли железнодорожную станцию, они
увидели на путях двух раненых KpacHo-
армейцев. К ним бросились санитары, но
были остановлены голосом одного из ра-
неных;: -

— Товарищи, не подходите, немцы нас
заминировали!

Санитары позвали сапёфов. Раненые бы-
ли разминированы. Один из них С. Хай-

тус, уроженец Узбекистана, рассказал, что
немецкие палачи захватили их ранеными в

плен, мучили, а при отступлении вытащи-

ли на рельсы, связали, подложили мины
и ушли, рассчитывая, что советские люди

кинутся на помошь раненым и взоэвутся.
Раненые спасены и направлены в гос-
миталь.

Схватка штурмовиков
с немецкими истребителями

самолётов

(Спецкор ТАСС). — Группа
«Ильюшин-2» зашла на цель для штурмов-

ки. Внезапно её атаковали несколько вра-

жеских истребителей. Командир группы
старший лейтенант Калашников дал сиг-
нал приготовиться к бою. Прикрывая друг
друга, штурмовики заняли круговую o60-
рону и открыли пушечный огонь. Над по-
лем боя разгорелась схватка штурмовиков
с немецкими истребителями. Противник
предпринимал одну атаку за другой, пы-
таясь сломать. строй обороняюнтихся, но
все атаки отбивались пушечным ‘огнём.
Один из истребителей загорелся и пошел
на снижение. Другие, не выдержав уда-
ров, поспешили убраться во-свояси. ©

Самолёты «Ильюшин-2» атаковали цель
и благополучно вернулись на аэродром;

В дзоте

В полножью холма итти неудобно и
толго. Мы минуем огоролы и сады при-
фронтового разрушенного немцами села,
берём чуть левее, спускаемея в поросшую
густой травой ложбину и по ходу сообщения
пробираемея в дзот. Хол сообщения изви-
лист, узок. но он надежно прикрывает от
огня автоматчиков и OT осколков мин.
Даже в самый раэгар перестрелки в та-
ком ходе сообщения сравнительно безопас-
но, и гарнизон дзота всегда связан © ты-
лом.

„На оклоне степного холма, обращённого
Е ПООТИВНИКУ, И находится огневая точка.
Обнаружить её нелегко. Она у сзмой вер-
шины, хоропю замаскирована, амбразуры
закрыты, и людей не видно. Но стоит
показаться поблизости немцу, как слы-
match выстрелы, пулемётные очереди.
Torta кажется, что сама украинская зем-
ля дышит огнём и свинцом и поражает
захватчиков. у

Ход сообщения ведёт в землянку, где
поочередно отдыхают красноармейцы. Здесь
прохлално. Восые лучи солнца врываются
в открытую дверь и шарят пу чистому,
хорошо  утрамбованному и подметенному
полу. Ha высоких постелях — вороха
душистой степной травы, которая  при-
врыта плали-палатками. Ha самодельном
столе — букет степных ромашек. лежит
тазета, стоит лампа. которую соорудили
на досуге из старой гильзы. Пахнет остре-
TOM и полынью.

Направо в углу — оружие отдыхающих
бойцов, налево — термосы с пишей, ава-
рийный запас продовольствия, боеприпасы
разных калибров и для разного оружия.
Нал столом плакал: «Убей немпа!»

Из землянки по траншее полнимаемся
вверх, к пентральной позиции. Нигле ни-
хаких признаков оборонительного соору-

жения. На вершине холма жёлтая, ©0-
жжённая солнцем трава. Итти тяжелее,
Склоны круче. Пол ногами шебень. Много
трула вложили люди, чтобы  продолбить
каменистую почву, построить траншеи,
многочисленные ходы сообщения и глубо-
кий, просторный дзот, недоступный врагу.

Внутри дзота нет ни одного лишнего
предмета. Строгие линии амбразур, ору-
жие. В нишах — гранаты © запалами
для пехоты и для танков.

Дэот выдался далеко вперёд, он держит

пох флантовым отнём немецкие окопы и

контролирует две балки, которые отибают
соседние высоты. На этих высотах наши
огневые точки. И когла ночью по балкам
Е нашей линии обороны хотели пробрать-
ся немпы, они были уничтожены огнём
пулемётов, которыми управляет бывигий
комбайнер из Омской области сержант За-
кариев и его товарищи.

Недалеко от центральной позиции
окоп ¢ каменным  бруствером. Это на-
блюдательный пункт дзота. Отеюда на-
блюдатель Семёнов хорошо видит веб,
что делается у противника. Теперь не-
меп стал осторожен. Он лиём предпочи-
тает сидеть в земле. Наши снайперы,
как говорят красноармейцы, «образова-
ли» немцев. Лнём их на поверхности не

видно, HO наступает ночь, и в немеп-
ких траншеях начинается движение. Не-
давно снайперам удалось  подстрелить

несколько гитлеровцев при свете ракет.
Немпы пытались уничтожить  дзот,
они нашупывали его миномбтным и ар-
тиллерийским огнём, ходили ночью в
атаки. Но стойкость людей, продуманная
система огня, умелое маневрирование
огневыми
усилия врага.
сержанта Закариева при штурме

средствами свели Ha-HeT BCe

одной балки пулей раздробило автомат.
Но сержант не растерялся. Схватив ва-
лявшийся на земле немецкий ручной
пулемёт и открыв из него огонь, Зака-
риев проскочил в балку и ворвался на
высоту.

Из амбразуры дзота енрава в кустах
зелени виден дом бывшей полеводческой
бригады, вернее, остатки дома — труба
и стены с пустыми  глазницами окон.
Боец Гигонтвили, родом из Кахетии, _од-
нажды ночью вышел из дзота с пору-
чением командира побывать в тылу,
справиться © босприпасах. Возвращаясь,
он заблудился, наткнулся в темноте на

этот дом и решил дождаться в нём
утра.
— Сижу в развалинах, — говорит

Гигошвили. — Вдруг слышу шаги, чу-
жую речь. Вытлянул: восемь немцев
идут прямо к дому. Полпустил ближе и
четырёх убил. Остальные убежали...

Гигошвили умолк. Но не так всё это
просто было, как он рассказывает. Не-
мецкая разведка хотела захватить «язы-
ка» и штурмовала дом. Гигошвили, не
желая обнаружить, что он один, © авто-
матом бегал от окна к окну. Даст оче-
редь и переменит позицию. Так он от-
етреливалея несколько часов, пока не
подоспела помощь.

— Сын всё время у меня перед гла-
зами — и в бою, и на отлыхе, — говорит
Гигошвили, бережно протягивая мне фо-
тографию. — Без меня родился, ешё не
видал его. Вот только на фотографии...
А всё немеп! Нет теперь в моём серлце
места для жалости. Как убью немца,
так и говорю себе: «Ещё на сколько-то
времени раньше война окончится, ешё

раньше TH, Гигошвили, сына  обни-
мешь! »

На переднем крае обороны, на этой
чивии дотов и дзотов, кажется,  сгусти-

ских людей против захватчиков-гитлеров-
Tes.

— Нет такой  семыи, которая не по-
страдала бы от немцев!

Это сказал бывалый воин Навел  Гри-
горьевич Арсентьев, слесарь одного из та-
ганрогских заводов. Ок— непременный уча-
стник ночных вылазок и смелых  неис-
ков. Он ведёт свой счёт всему виденному,
всем зверствам врага. Его семья в окку-

пированном немцами Таганроге умерла от

голода. Когда ему передал 06 этом това-
рищ, ходивший в глубокую разведку 10
‘немецким тымлам, Арсентьев ноднял голову
и хрипло переспросил говоривиеге:

И дочка?

Й больше ничего не сказал старый
слесарь. Ни стона, ни жалобы не услы-
пали от него боевые друзья. Но с тех
пор Арсентьев ещё упорнее ищет встречи
с врагом...

Земля дрогнула от близких разрывов.
Это `немпы начали артиллерийский и
миномётный  обетрел. Сигнал тревоги.
Защитники маленькой крепости на  мес-
тах. Они зорко следят каждый за своим
сектором. Заговорили наши пушки и ми-
номёты. По ходам сообщения стали под-
тягиваться люли, побежали связные...

Влруг всё стихло. Противник  пред-
принял артиллерийский налёт, который
превратился в короткую артиллерийскую
дуэль. Й, отваливитись от крупнокалибер-
ного пулемёта, Закариев с ноткой сожа-
ления произнёс:

— Испугалея немеп! А я думал. что
он в атаку пойлёт.

Закариев поправил пулемётную ленту,
потом подошёл к стене и поплотнее прико-
лол отстававший лист белой бумаги. На
нём крупными буквами было написано:
«Наша клятва -—— только вперёд! Смерть
тадам!»

Я. НИКИТИН,

лась ненависть всей страны, всех совет-  ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ЧЕТВЕРГ, 12 АВГУСТА 1943 г. № 189 (8182)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР на

Миллион пудов зерна
с повторных посевов —

Торя желанием выполнить обязательст-
ва. данные в письме товарищу Сталину,
колхозники Казахстана изыскивают допол-
нительные источники увеличения валовего
сбора  сельскокозяйственной  продукпии.
Мощным резервом в этом отношении яв-
ляется получение двух урожаев в Году
путём посева пожнивных культур.

Реальность получения вторых урожаев
доказана многочисленными научными И
производетвенными опытами. На опытных
полях в среднем за 5 дет  пожнивные
культуры в Алма-Атинской области дали

урожай: проса 21 центнер с гектара, гре-

чихи 16 пентнеров. кукурузы (на силос и
зелёный корм) 240 пентнеров = зеленом
массы, гороха 63 пентнера зелёной массы
и 8 пентнерев недозрелых семян, сорго 85
центнеров, суданки и вико-овсяной смеси
более 100 пентнеров зелёной массы.

Emé лучшие результаты получила
Джамбулекая опытная станция. Повторные
посевы ячменя дали здесь ypomait 14

центнеров, подсолнуха 9 и сахарной свек-

лы 307 центнеров с гектара.

Посевы пожнивных кульзур в Казах-
стане уже вышли за рамки опытных етан-
ций. Прошлые годы под них отводилось
семь восемь тысяч гектаров. Пионерами
получения двух урожаев в республике
являются колхозы «Кумжота»  Свердлов-
ского района, «Новая жизнь» Джамбулеко-

Чтобы выполнить эту задачу, необходимо
проявить исключительную оперативность в
руководстве посевами пожнивных культур,
ибо злесь. всё решают сроки. Малейшая
затяжка сева снизит эффективность этого
мероприятия и может свести  на-нет
 больнвве. исключительно ценное хело. Пож-
нивные посевы имеют своей особенностью
прежде всего то, что они дают веходы на
3-й, максимум 4-й день. Всходы очень
требовательны к влаге и чувствительно
переносят корку. Оледовалельно, вопросы
поливов ло или. после посева должны ре-
шаться в каждом случае, иеходя из мест
ных условий. Недопустим хотя бы ма-
лейший разрыв между подготовкой почвы
и посевами. Bee работы должны преизво-
диться комолекено. В решении всех агро-
технических вопросов колхозам должны по-
мочь агрономы, обязанные лично ежелнев-
но руководить каждым участком посева
пожнивных культур.

Кроме -ножнивных посевов. большим ре-
зервом получения тополнительной продук-
ции является заготовка сушёных листьев
с°вдобных растений: лука. моркови, сель-
дерея, сахарной свёклы. крапивы, шпина-
та, а также листьев люцерны.

Резерв здесь огромный. Достаточно ска-
зать, что при сборе и сушке только
5 проц. молодых листьев ботвы сахарной
свёклы, сохранившейся в период уборки,

го района. «Муюнкум» Чуйского района и
хругие. Из года в год они сеют на бель-
ших пломадях пожнивные культуры и HO-
лучают вторые урожаи проса, ячменя и
тругих культур.

Учтя этот опыт и стремление колхозни-
ков соэдать дополнительные ресурсы сель-
скохозяйственной продукции, Совнарком и
ПЕ КП(б) Казахстана установили в этом
году для южных областей республики план
сева  пожнивных культур  колхозами,
совхозами и подсобными хозяйствами. Ре-
комендовано произвести посевы = проса,
окоросцпелых сортов ячменя и кукурузы,
сахарной свеклы, дунганокой репы, кар-
тофеля свежеубранными клубнями по ме-
тоду академика Лькенко и т. д. Кроме то-
го, уделено внимание посадкам овеще-бах-
чевых культур для засолки в зелёном
виде, а также бобовых на зелёные кормаю
использованием бобов для консервирования.

По самым скромным  подечётам, мы
предполагаем получить от пожнивных посе-
вов дополнительно более миллиона пудов
зерна и около 130—150 тысяч центнеров
сахарной свёклы. Значительно увеличатся
также кормовые ресурсы.

Дары

Песок и песок. Ветер подует — точно
дымчатой пеленой закроет солнце. Редкий
ливень пройдёт — вода просочится, как
сквозь сито, и снова суха дорога. Про-
бъётея несколько жестких травинок, HO
они кажутся здесь чужеземцами — не-

нет болыше травы. Апшеронская степь
обложила Баку и наступает на город
пылью и суховеем. ;
Бывали ли вы в Кишлах, где rycro oce-
дает на губах горькая пыль? Знаете ли вы,
что там на вёрсты и вбреты окрест ни
одного колодпа? Ho aro ero?  Тучные
колхозные нивы. Попробуйте на ошунь
крупные зёрна кишлинской пшеницы, по-
любуйтесь кишлинским ячменём, пройли-
тесь меж весёлой зелени огородных гря-
док. Раздвинув руками эту зелень,
найдёшь там плотное бархатиетое тельце
баклажана, готовый взорваться при первом
прикосновении сладчайший арбуз. поми-
хоры, огурцы, капусту, — всё, что толь-
ко может порадовать серхпе огородника.
Это не совсем обычный колхоз уж ю
одному тому, что созихался он на землях,
извечно непаханных. Владения его не со-
зредоточены на одном массиве, а разбро-
саны лоскутами —— где картошка поса-
жена, гле огорол разбит, а 300 с лишним
гектаров зерновых © трулом об’едешь 3a
день. Необычен он и по своему составу.
Здесь никогда He было землепашчев, по-
колениями привязанных к своему району.
Среди колхозников много бывших ароб-
щиков — они занимались извозным про-
ныелом. Дело, начатое незадолго ло войны,

в военный период получило такой размах,

который заставил считаться с этим кол-
XO30M, как < крупной хозяйственной ве-
личиной. В прошлом году общий лохох ло-
гтиг 4 миллионов рублей, в нынешнем он
превыеит 6 миллионов. Один из крупней-
ших на Атипероне, колхоз этот заслужен-
но ставится в пример, котла кто-либо
усомнится в том, что Апшеронекая степь
плодородна. Е

История этой артели неразрывно свя-
зана с именем её прелселателя Мамед-Ага
Атиева. Крупный мужчина, уже в летах,
с седеющей головой, вобравший в собя

городскую культуру, сам из нефтяни-
ков, он пристрастия в скупой и
вкучной алиперонской эемле, стал её эн-

тузиастом.

Улобрений и воды, вот чего нехватало
злесь. Удобрения возили отовсюду, rie
только можно было их достать. А достать
их в городе, в конечном счёте, нетрудно.
Bory Hamam почти ларовую — канализа--
пионную. Приголились отбросы- Большого
Баку. Правда, пришлось прокладываль
несколько километров труб, разлобывать и
устанавливать моторы, приспособлять на-
с0сы, — всё это хостаточно сложго, но.
как выяснилось, выполнимо. Уже в этом
году колхоз пустил в хол новый насос, и
теперь воды хоть отбавляй.

Перед самой войной став на ноги. кол-
хоз «ХГХ лет Октября» растёт изо THA B
день. Вместо 150 гектаров ячменя засея-
но 227, пшеницы в два pasa больше пла-
на, по отороху, бахчам и по саду залание
перевыполнено, Но дело не только в пло-
шали. Колхозники провели и гев. и убор-
ку такими темпами, которые были бы
полетать старейшим сельскохозяйственным
районам.

Зерновые убраны уже полностью. Ма-
мел-Ага усмехается: попробуйте найти
хоть олин неубранный колос! Иной поду-
MaeT, что прошло уже достаточно времени
и все успели подобрать. Ничуть не .быва-
10, — ни отного колоска не осталось на
слезующий же лень после окончания
уборки. Вов аэнают, как чаето убранный

приютно им в степи, соналит их солнце, и.

можно затотовить около 20 тыс. кт воздуш-
но-сухой массы. Можно затотовить огром-
ное количество сутибныгх листьев люцерны.
Оба эти продукта обладают ценными пита-
тельными и вкусовыми достоинетвалми, ноз-
воляющими приготовлять на фронте бойцам
зелёные ити, тарниры, сдабривать супы
ит. я. :

Весть 06 утвержжении нашей реепубли-
ки кандидатом на получение переходящег
Красного Знамени Государотвенного Коми-
тета Обороны з& хороптую работу по поле-
водству в первом туре социалистического
соревнования быстро долетела до самых
отдалённых колхозов и совхозов, подняла
ещё выше дух передовиков, подстегнула
стремление отстающих работать лучше.
Колхозники Казахетана принимают Bete
меры к тому, чтобы не только образцово
собрать уже созревший урожай, но и вы-
растить на той же земле второй высокий
урожай военного времени.

} В. ШНЫРЕВ,
зам. председателя ‘Совнаркома Ка-
захской ССР.

АЛМА-АТА.

степи

хлеб лежит невывезенным. В этом колхо-
зе вывозка была закончена в тот же самый
день и час, как убрали хлеб. Сразу же, без
передышки, приступили в молотьбе. №ро-
ме нескольких простейших машин на кон-
ной тяге, колхоз не владеет никакой тех-
никой. Он обхолитея без МТО.

— Лошадь и руки — вот все
орулия, — говорит Мамел-Ата.

Хватило ли рук? Да, хватило. А ведь
среди 150 работоспособных людей вы
релко когда встретите здесь мужчину,
хотя бы и пожилого. Конечно, нужно от-
дать должное таким селоборолым крестья-
нам, вак Рза-Хан Рагимов, Абдулла Сады-
хов, Саттар Алиев. Последнему, самому
молодому из них, 53 года.

Но без Зибы Султановой, без Зарнияр Джа-
фаровой, без матерей и жён фронтовиков
никак не мог бы обойтикь колхоз. В полевых
работах они участвуют, самое большее, вто-
рое лето. Но кто может выразить им хоть
слово недовольства!

Во веём, что делается в колхозе, чув-

ствуются разумная  хозяйственность кол-
лектива, твёрдость руки председателя. На
ферме, несмотря на трудности, в нынеш-
нем году отстроили два новых помещения,
для крупного. и мелкого скота отдельно.
Сложили два новых дома— под склад и пох
лавку. Строили, конечно, сами, материалы
разыюкали на ‘месте, обошлось строитель-
ство на 80 процентов дешевле, нежели по
государственным сметам. Предложили кол-
хозу заняться семеноводством, — этим ле-
том одних лишь морковных семян слано
свыше 200 килограммов, хватит для веех
апшеронских огородов. А какая редька здесь
вырашена! Недавно Мамед-Ата ездил с де-
легацией на фронт, немало там дивились
такой  редьке, особенно  бойцы-азербай-
джанцы, знающие 0 худой славе апше-
ронекой земли. Впервые в этом году сея-
TH сахарную свёклу — выросла она от-
менная, на зависть многим районам рес-
публики. Мамед-Ага лобилея круглогодовой
вегетации, зимы здесь как бы и He Cy-
ществует. Только-что собрали дыни, на
эту же, еще <тепленькую» площадь ca-
жают помидоры. Первый урожай картофе-
ля снят, закладываются основы второго.
Огурцы сажают лважлы, лук — не менее
4 раз, 5 раз внимают урожай редиса.
_ Tor же размах сохраняется и в делах
оошественного порядка. Beem  памятно,
Fora сам Мамед-Ага первым в Азербай-
джане внёс 115 тысяч на танковую коз
лонну, 30 тысяч отдал on на строи=
тельство эскадрильи  «Азербайлжансвий
колхозник», на 130 тысяч взял облитапий
займа. Все колхозники заботятся о семьях
военнослужащих. злесь не найлёшь обой-
ленной старухи или оставленных без за-
боты ребят.

Нам посчастливилось быть в этом кола
х03е в день, когда по всей стране из усе
в уста передавался приказ Верховного
Главнокоманхующего товариша Сталина, в
связи с взятием Орла и Белгорода. Агиз
таторы кишлинокого райкома партии me-
реходили ст звена к звену, но радостная
весть перегоняла ‘их, и каждый спешил
выразить 6506 восхищение  похвигаме
Красной Армии.

— Салам обвоботителям Орла ни Бел
торода! — крикнул Саттар Алиев, я
дружный хор голосов поддержал его.

— Мы смело можем посмотреть бойцам
в глаза, — сказал Мамед-Ага. ;

Сурова Апшеронская степь. Но человек
побелил её, и она одаривает его своими
чудесными  плолами, особенно ценными
сеичас, в дни войны.

я. гик,

соб. корреспондент «Известий»,

БАКУ.

наши