‚ «Закончим разгрузку

ЧЕТВЕРГ, 12 АВГУСТА 1943 г. № 189 (3182)

Красный вымнел
над кораблём

Среди судов, стоящих у портовых при-
чалов Владивостока, выделяется большой
светлосерый океанский корабль. На его
гротмачте высоко  развевается
остроконечный флаг. Это — вымпел Го-
сударственного Комитета Обороны, завоё-
ванный экипажем корабля во Всесоюзном
социалистическом соревновании.

Над портом ешё клубятся
лые облака предутреннего

молочно-бе-
тумана, но Ha

корабле уже давно начался трудовой
день. Устроившись на подвесках, юные
моряки корабля — юнги подкрашивают

его корпус свежей краской, На палубе
гудят грузовые лебедки н поскрипывают
блоки. В трюмах вместе с грузчиками ра-
ботают палубные матросы и свободные от
вахт кочегары и машинисты. На стенках
корабля висит белое полотно с надписью:
корабля досрочно!
Каждый судочас — это новый груз, это
наша помощь родине и фронту».

За это и борется ‘сейчас весь экипаж.
Высокая награда во Всесоюзном социали-
стическом соревновании завоёвана моряка-

ми-тихоокеанцами самоотверженным Tpy-
лом. С первых дней войны люди этого
корабля стали работать, как настоящие

фронтовики. Они прошли десятки тысяч
ииль сквозь штормы, по тяжелым мор-
ским путям, доставили для родины более
100.000 тонн ценного груза.

Борясь за лучшее выполнение заданий,
люди корабля проявили много ценной
анициативы и энтузиазма. Они своими си-
лами увеличили мощность машин и тем
самым уменьшили сроки переходов. Чтобы
сократить стоянки корабля, моряки стали
сами производить погрузочно-разгрузочные
работы и научились возить груз сверх вся-
ких технических норм и пределов.
‘Корабль только недавно пришел к при-
чалам, но его разгрузка уже заканчивает-
ся. Бригады портовых грузчиков ордено-
носца Чернецова, Голикова и Рукосуева,
соревнуясь с экипажем, обязались выгру-
‚зить 10.000 тонн груза досрочно за шесть
суток. Своё обязательство они с честью
выполняют.

Н. ЗАГОРОДНЫЙ,
соб. корр. «Известий».

ВЛАДИВОСТОК, 11 августа.

Совещание передовиков
шахтного строительства

ТУЛА, И августа. (По телеф. от соб.
корр.). Состоялось совещание передовиков
шахтного строительства Тульской области.
Управляющий трестом «Тулшахтострой»
тов. Кравцов рассказал на совещании о
ходе строительства шахт и предстоящих
задачах.

На наиболее богатых месторождениях
создаются совершенно новые угольные
центры. Так, на. месте одного особенно
крупного строительства ещё в начале это-
го года были лишь пустыри да редкие
строения. Сейчас здесь строится ряд шахт,
созданы коллективы ученных
лей, выросли квалифицированные горняки.
Уже в июне передовые новые шахты ста-
ли выполнять план проходки стволов. В
июле шахта № 3 выполнила задание на
160 проц. В августе руководители строи-
тельства шахты № 24 тт. Мусихин и Жук
организовали ‘скоростную проходку штре-
ков и, работая ритмично, ежедневно дают
свыше 150 проц. плана.

Однако, несмотря на успехи, стройки
ещё располагают значительными резерва-
ми, мобилизация которых позволит уско-
рить ввод новых мошностей. у

Выступившие на совещании товаришя
критиковали отдельных руководителей
шахт и тресты. за неудовлетворительную
организацию труда, недостаточное исполь:
зование механизмов, медленный монтаж
оборудования.

С огромным воодушевлениеи
совещания приняли приветствие

участники
товаришу

„Сталину.

Боевые машины в подарок
авиации

Замечательный подарок фронту ко Дню
авиации сделали комсомольцы и моло-
дёжь, Во внеурочное время они построили
звено штурмовиков «Ильюшин-2». Особен-
но отличились ‘молодые стахановцы завода,
где комсоргом ЦК ВЛКСМ Tos. Ba-
сильева. В строительстве боевых машин
здесь приняли участие 543 ‘комсомольско-
молодёжные бригады. Одну машину изго-
товили комсомольцы завода, где комсор-
гом ЦК ВЛКСМ тов. Парченок. Моторы
строила молодёжь завода, где комсоргом

: BIHHHK.
ПК ВЛКСМ тов. Бузынник er ACC).

Копхозники Узбекистана
шлют подарки освободителям
Орла и Белгорода

ТАШКЕНТ, 11 августа. (ТАСС). Вчера
в столицу Узбекистана прибыл большой
красный обоз из колхоза «Полярная звез-
да» Средне-Чирчикского района, доста-
вивший 1.000 пудов пшеницы нового уро-
wan. Зерно собрано членами артели из
личных запасов в подарок доблестным ди-
визиям, освободившим Орёл и Белгород.

Члены колхоза имени Сталина Ургенч-.
ского района Хорезмской области отпра-
вили славным воинам подарки и выделили
участки посевов, урожай с которых будет
передан Орловским и Белгородским диви-
ЗИЯМ.

Увековечение памяти
Амангельды Иманова

АЛМА-АТА, 11 августа. (По телеф. от
coo. корр.). В связи © приближающимся
25-летием со дня гибели Амангельды Има-
нова—вождя народно-освободительного вос”
стания казахов в 1916 году в республике
проводится ряд мероприятий по увекове-
чению его памяти.

Создаются драматические, музыкальные
и литературно - эстрадные произведения ©
народном герое. Группе композиторов, пи-
сателей и поэтов республиканская прави“
тельственная комиссия поручила написать
оперу, пьесу, симфоническую поэму <Аман-
гельды».

В Акмолинскую, Кустанайскую и Кара-
гандинскую области посылается научная
экспедиция для. сбора’ материалов © жизни
и деятельности Иманова. Расширяется му-
эей имени Амангельды в Кустанае, офга-
низуется юбилейная выставка.

На иптодромах и конных заводах Ка-
захстана будут проводиться тралиционные
призовые скачки. Организуются восхожде-
ния альпинислов на одну из вершин Заи-
дийского Ала-Тау, которой будет присвое-
mo uma Амангельды Иманова.

красный

прием в колхозном доме,

строите-

Здравоохранение
рай

Тяжелые картины прелстали глазам со-
ветских медработников в освобождённых
от немцев районах. После изгнания немец-
ких оккупантов в нашем Высоковском рай-
оне не оказалось ни одного селения, не
пораженного каким-либо заболеванием.

демии брюшного тифа и сыпняка, дизен-
терии я дифтерии, чесотку, цынгу, пого-
ловную завшивленность населения. Тысячи
взрослых и детей гибли от истошения и
болезней, а все лечебные учреждения бы-
ли разгромлены.

Гордостью высоковцев была‘ Мопков-
ская больница. После немцев от нее оста-
лись одни головешки и трубы. В Ладьин-
ской больнице немцы разломали все, что
поддавалось ударам топора и лома. В лю-
той злобе ко всему русскому они сожглв
почти все мелицинские пункты, родильный
дом, ясли, амбулатории.

Нас было немного в первое время. Вер-
нулись из эвакуации врач Бабурина, аку-
шерки Казанская и Алексеева, фельдшер
Иванов, приехали два молодых, только-что
окончивших вуз врача — Левина и Старо-
богатова, несколько медработников наш-
лось на месте. До эвакуации я, по слпе-
циальности акушерка, работала в родиль-
HOM доме. По возврашении меня  утвер-
дили заведующей районным отделом здра-
воохранения. Этот маленький отряд принял
на свои плечи всю тяжесть восстановления
здравоохранения в освобожденном районе.

Наши медики не только самоотвержен-
но боролись с эпидемиями, вырывая из
лап смерти сотни жизней, но и стали ор-
ганизаторами восстановления больниц. Нам
горячо помогало население. Стоило врачу
притти за помошью в сельсовет или кол-
хоз, как дня через два колхозники вез-
ли лес и кирпич, на строительстве стучали
топоры колхозных плотников и  столяров.

Так, с помощью общественности Бабу-
рина и Казанская восстановили Мошков-
скую больницу. В отремонтированном до-
ме открыли  амбулаторный приём, в
родильном доме оборудовали терапевтиче-
ское отделение, в общежитии медработни-
ков — инфекционное. Среди населения,
в немецких блиндажах н дзотах собрали
уцелевший больничный инвентарь, белье
получили из области. Сперва в больнице
было 20 коек, затем стало 44. ,

Левина и Алексеева привели в порядок
больницу в Бернове. Теперь она уже эле-
ктрифицирована, поставили на реке дви-
жок. Фельдшер Иванов восстановил фельд-

шерско-акушерский пункт в Кожевникове.

В Ладьине ‘сперва открыли амбулаторный
а осенью, пере-
бравшись в отремонтированную больницу,
открыли инфекционное и терапевтическое
отделения. Восстановили  амбулаторию,
ясли, родильный дом в поселке Высокое,
фельдшерские и акушерские пункты B He-
скольких деревнях.

Сейчас 14 сельсоветов района из 19
обеспечены медицинскими пунктами. 15
августа открываются’ два новых. За пол-
тора года мы не только полностью вос-
становили всю сеть, но в сравнении с до-
военным временем увеличили её на 5
фельдшерских и фельдшерско-акушерских
пунктов на селе, открыли женские и дет-
ские консультации, молочную кухню, ясли
и стационар для ослабленных детей.

Больницы создали собственную продо-
вольственную базу. В прошлом году они

В колхозной деревне горячая уборочная
пора. Сейчас особенно велик спрое на про-
стейшие изделия хозяйственного обихода.
Подгребать и копнить сено — нужны граб-
ли и вилы. Для вывозки хлеба нужны те-
леги, сбруя и нужна колёсная мазь.

Колхоз имени Тельмана Ирбитского рай-
она не может пожаловаться на недостаток
живого тягла. Правда, значительное коли-
чество лошадей отдано для нужд Красной
Армии. Но то, что осталось на месте, спо-
собно удовлетворить многие нужды колхо-
за. Было бы лишь во что запрягать лоша-
дей. А запрягать-то, оказывается, не во
что в колхозе очень мало пригодных
телег. И так не только в колхозе имения
Тельмана, но и во многих других сельско-
хозяйственных артелях области.

Исполком Свердловского областного Со-
вета депутатов трудящихся заинтересовал-
ся производством телег, конской  сбруи,
колёсной мази и ручного уборочного инвен-
таря. Подготовку материала поручили об-
ластной плановой комиссии. Вопрос был
включён в повестку дня заседания иснол-
кома на 921 июля. Но, как бывает часто,
повестка оказалась громоздкой и обсуждение
этого вопроса отложили. Его включили пер-
вым в говестку дня следующего заседа-
ния, назначенного на 27 июля. Но снова

Гитлеровские мерзавцы оставили нам эпи-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

в освобождённом
оне

засеяли в своих хозяйствах
22 гектара, в нынешнем — 49. Посеяли
рожь, пшеницу, ячмень, овёс, гречу, овоши,
картофель и даже лён, — будем иметь свое
постное масло и верёвки для хозяйства.
Завели коров и овец, свиней и птицу.
Бысоковские мелицинские работники #4:
копили опыт санитарно-профилактической
работы в условиях освобождённого района.
Борьба за оздоровление началась © ПоГо-
ловного медицинского осмотра всего на-
селения. Врачи выявили и госпитализиро-
вали в приспособленных колхозных домах
всех заразных больных. За ослабленными
устанавливали наблюдение на дому. Пото-
ловно всем были сделаны прививки от
оспы, а детям—и от дифтерии. Брюшной
тиф был у нас наиболее распространен в

деревнях, расположенных на больших до- .

рогах, по которым ‘двигался народ, воз-
вращаясь в освобождённые селения.

Об явив войну немецкому наследию —
завшивленности, врачи и сестры шли в
самую гущу населения. ‘Сами мыли и
стригли людей, жарили одежду в печах ий
каленым утюгом, а самое главное,
вили колхозы включиться в поход за чи-
eToTy. Ga счёт колхозов выстроена целая
система «медицинских дзотов»: 45 колхоз-
ных дезкамер и 3 санпропускника, обше-
ственная прачечная и 26 общественных
колхозных бань, не считая 859 индивиду-
альных, помогших покончить с эпидемиями.
Воду и дрова к баням подвозят колхозы.

Когда были освобождены от немцев со-
седние Погорельский и  Зубцовский
районы, а позже — Ржевский, через наш
район потянулись к родным местам тыся-
чи советских людей, освобожлённых OT
немецкой неволи. Такой поток угрожал
вспышкой эпидемических заболеваний, но
мы предупредили опасность. Медработники
встречали людей на дорогах и вели их В:
отведенные избы. Тут проводился пого-
ловный осмотр. Их стригли и мыли, оде-
жду дезинфицировали, заболевших поме-
шали в больницы, а за теми, кто оста-
вался на территорни района, наблюдали в
течение 25 дней. Санитарно-профилактиче-
ские мероприятия проходят у нас дружно
и организованно потому, что медицинский
персонал опирается на общественность. —

У нас 248 санитарных инспекторов в
колхозных бригадах. Все они имеют пред-
ставление о борьбе с эпидемическими забо-
леваниями, уходе за ребёнком, правилах
санитарного содержания жилищ и селений.
Огромную работу провели они в борьбе с
чесоткой.

По почину фельдшера Можаевой, умело
организовавшей детвору, школьники стали
нашими первыми помощниками в походе
за чистоту. Ребята с гордостью идут вме-
сте с «доктором» очищать улицы, дворы,
закоулки. d

С сыпняком в районе‘ покончено, эпиде-
мия брюшного тифа ликвидирована, дизен-
терия и дифтерия почти сошли на-нет.
Скоро окончательно сведем счеты с че-

соткой. Встали новые задачи, На оче-
реди — электрификация Мошковской
больницы, организация физиотерапии, ле-

чение инвалидов Отечественной войны, от-
крытие хирургического отделения и н0-
вых медицинских пунктов на селе.

T. HOHOBA,
зав‹ Высоковским районным
отделом здравоохранения. “^

КАЛИНИНСКАЯ ОБЛАСТЬ.

История „вопроса“ о телегах и колесной мази

отложили — на 4 августа. А в этот день
не состоялось заседание.

6 августа исполком, наконец, приступил
к рассмотрению этого важного вопроса.
Но начальник областного управления про-
мысловой кооперации т. Василбев сообщил,
что он «к сожалению, не захватил необ-
ходимых материалов». На заседании вы-
яснилось, что промысловая кооперация вы-
полнила план поделки дуг лишь на 23
проц., вил — на 16 проц. и т. д,

Заместитель председателя облкоопинсою-
за т. Верховский перечислил безотрадные

заста-

y реки Бу-
бань сады м огороды колхоза «Красный
путиловец»  Усть-Лабинского района Крас-
нодарского края. Ежедневно колхоз отнрав-
ляет фрукты и озощи для Красной Ap-
мии. На снимке:  стахановка садовой
‹‘бригады А. И. Украинская за сборкой

яблок.
Фото П. Кальницкого. (TACO).

НТироко раскинулись на берегу

Налёты нашей авиации

на железнодорожные

узлы Мерефа и Полтава

В ночь на 11 автуста Hama авиация произвела налёты на железноорожныю

узлы Мерефа и Полтава. Бомбарлировке

были подвергнуты воинские эшелоны и

военные склехы противника. Экипажи налпих самолётов наблюдали прямые понала-
ния бомб в железнодорожные составы. Возникли пожары, сопровождавитиеся CHIb-

ными ворывами,

Олин нали самолёт не вернулся © боевого sagan.

Крупная научная ‘работа
о редких землях

В периодической системе элементов Мен-
делеева особое место занимают элементы
с порядковыми номерами от 57 до 71 вклю-
чительно, об’единяемые общим названием
«редкие земли». Эта группа элементов ещё
и до последнего времени продолжает оста-
ваться наибольшим «белым пятном» на
карте химических элементов. _

Обладая весьма похожими свойствами,
встречаясь в природе всегда совокупно,
но в разных сочетаниях, редкоземельные
элементы давно привлекают особое внима-
ние химиков.

Однако изучение редких земель натал-
кивается на огромные аналитические и
технологические трудности: свойства ка-
ждого из них очень похожи ина свойства’
всех прочих; содержание каждого из них
в минералах крайне мало, а кроме того,

’ Свердловск
благоустраивается

Наркомат коммунального хозяйства
РСФСР разработал pak мероприятий по
расширению городского хозяйства и улуч-
шению  культурно-бытового обслуживания
населения Свердловска.

К 1 ноября в городе должно быть за-
кончено строительство главного водовода
протяжением в 6,2 километра. Расширение
головных сооружений городского водопро-
вода позволит увеличить суточную подачу
воды на 21 тысячу кубометров. Сейчас
прокладываются и до конца года должны
быть сданы в эксплоатацию 24 километра
новых трамвайных и троллейбусных линий,
связывающих центр с пригородами, начнут
курсировать троллейбусы. Трамвайный
парк пополняется 60 вагонами и 25 грузо-
выми трамвайными платформами.

В столице Урала строятся две новые
бани на 500 мест и две прачечные произ-
водительностью в 2 тысячи килограммов
сухого белья в смену. Значительные сред-
ства ассигнуются на капитальный ремонт
жилых домов, строительство городского
коллектора и очистных сооружений, ас-
фальтирование и замощение городских
дорог и тротуаров, озеленение улиц.

Показ литовского искусства
в Москве

Показ литовского искусства в Москве
состоится 15, 17 и 19 августа. В воскре-
сенье 15 августа’в помещении филиала
Малого театра состоится спектакль музы-
кального монтажа из литовских народных

цесенои Tanmes—