ПЯТНИЦА, 43 АВГУСТА 1843 в. Ie

Герой Совет-
майор Александр
31 самолётов  против-

Фото О; Кафафьяна.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
ского Союза гвардии
Покрьиикин сбил
ника,

Патриотический почин
куйбы шевских
станкостроителей

КУЙБЫШЕВ, 12 августа, (ТАСС). Ра-
бочие, служащие и инженерно-технические
работники Куйбышевского станкострои-
тельного завода обратились ко всем рабо-
чим области с призывом оказать помощь
трудящимея Смоленщины в восстановле-
нии народного хозяйства, разрушенного не-
мецкими оккупантами, = Станкостроители
обязались за счёт мобилизации внутренних
ресурсов изготовить в августе и сентябре
во внеурочное время 10 винторезных стан-
ков и нужное количество инструмента для

восстановления 5 машинндутракторных
станций,

Призыв станкостроителей подхвачен за-
водами им. Масленникова, карбюраторным
и другими. Они решили отремонтировать
во внеурочное время старое, неиспользуе-
мое оборудование, инструмент и передать
всё это восстанавливаемым предприятиям
Смоленщины. у

В честь Орловских
и Бепгородских дивизий

ВОРОНЕЖ, 12 августа. (По телеф. от
соб. корр.). Колхозники Воронежской об-
ласти, воодушевлённые ‘победами Красной
Армии, день ото дня увеличивают по-
мощь фронту. В Песковском районе<колхо-
зы организуют красные обозы с хлебом в
честь Орловских и Белгородских  диви-
зий. Обозы с хлебом идут день и ночь.
Только за.один-день-юдано в. счёт. хлебо-
поставок более 900 центнеров зерна. Кол-
хоз «Красная Москва»- сдал. 350 центне-
ров, «Красный Октябрь» — 140 центнеров
ил.

Красные обозы в ‘честь Орловских и
Белгородских дивизий были организованы
также в Дрязгинском и ряде других
районов. В

Скоростными методами

~

Боевые успехи Красной Армии вызвали
среди передовых конструкторов промы-
шленности вооружения небывалый творче-
ский под’ём в борьбе за создание новой
боевой техники для фронта.

На Н-ском артиллерийском заводе кол--

лектив конструкторов во главе с П. И.
Костиным добился серьёзных производ-
ственных успехов. Применяя ‘методы ско-
ростного проектирования, коллектив в те-
чение двадцати дней в деловом содруже-
стве. с технологами разработал конструк-
цию одного типа артиллерийского воору-
жения. Производственный цикл освоения
этого вида вооружения по сравнению с
другими боевыми. машинами сокращён в
два раза.

Вечерний университет
марксизма-ленинизма

БАКУ, 12 августа. (По телегр. от соб.
корр.). Открылся вечерний университет
марксизма-ленинизма, организованный Ба-
кинским городским комитетом КП(б) Азер-
байджана. В составе слушателей — 150 че-
ловек, главным образом руководители пар-
тийных, советских и хозяйственных орга-
низаций, а также научные работники, в том
числе и беспартийные. Курс университега
рассчитан на год. Слушатели будут изу-
чать исторический и диалектический мате-
риализм, историю ВКП(б) и политическую
экономиюг В качестве специального пред-

мета выделена история Азербайджана.
К руководству обоими секторами универси-
тета — азербайджанским и русским —

привлечены лучигие научные силы Баку.

Подеобные хозяйетва, _
высокогорных станций

ТАШКЕНТ, 12 августа. (По телеф. от
соб. корр.). Зимовщики высокогорных ме-
теорологических станций Памира, Тянь-
Шаня и других пунктов приняли меры к
пополнению  продовольственных запасов.
Охотясь на дичь и зверя, бережливо от-
носясь к продуктам, почти все коллекти-
вы зимовшиков высокогорных метеостан-
ций Узбекистана создали дополнительный
двухмесячный запас продовольствия.

Особенно много инициативы проявили
работники станции Алтын-Мазар. Ловкие
охотники радист Нелли и рабочий Гури-
чев кормят своих товарищей прекрасным
мясом диких горных коз. Скот, пригнанный
в Алтын-Мазар на убой, в течение зимы
и лета был полностью сохранен и теперь
использован для организации фермы. Ал-
тын-мазарцы в этом году посеяли пшени-
цу, ячмень, картофель, горох. морковь,
свеклу и лук. Овощами алтын-мазарцы
снабдят на весь сезон не только себя, но
И зимовщиков. соседней с ними обсерва-
тории на леднике Федченко.

Большинство зимовшиков высокогорья в
этом году отказалось от смены. Началь-
ник станции Федченко Сергей Чертанов
остается` уже на пятую зимовку.

Восстановить

Кио He слышал 0 романовокой овце,
брейтовской свинье или замечательной
корове-‹«ярославко»? — Родина всех этих
высокопродуктивных — пород — Ярослав-
ская область, и не случайно в эконо-
мике сельского хозяйства области жи-
вотноводетво занимает столь видное ме-
сто. асть издавна славится собствен-
ным породным скотом, который пользует-
ся большим почётом в колхозах и ‹ов-
хозах различные областей нашей странье.
По данным переписи 1935 гола, скот
Ярославской породы  разводилея в 46
краях, областях и республиках СССР.

Во время войны с немецкими зажват-
чиками ярославцы не текратили боль-
ой работы по развитию поголовья. В
прошлом году стадо крупного рогатого
скота увеличилось на 36 проц., овец. —
на 39 нроц. и свиней — на 33 проц.
Рост продолжается и сейчас. За пять ме.
сяцев государственный план по КУН -
му рогатогу скоту уже выполнен на
03,6 проц., а по овцам—на 110,5 проц.

Но при вебм том колхозы Ярославской
обллюти далеко не использовали своих
ботатых возмолоностей. Еели говорить 0
росте поголовья, то облають мотла бы до-
биться гораздо более высоких показате-
лей, Ведь 1.005 колхозов — почти треть
всех хозяйств области — и сейчас ещё
имеют не больще 60 проц. минимума
маточного поголовья крупного ‘рогатого
скота, установленного для колхозов. В
Судайском районе, например, 40 прон.
воех колхозов имеют стада меньше, чем
в 10 коров; в нескольких колхозах толь-
ко по 2—3 коровы. Нет нужды локавы-
вать, что такие молочные фермы ника-
кой товарной пользы. принести не могут.
За тесть
фуражную корову по 250 литров молока, —
примерно. столько же, сколько хаёт коза.

Область, сумевшая создать прекрасное
стадо породного выеокомолочного скота,
Не сделала следующего шага — не обес-
печила высокой ero продуктивности. В
среднем за полугодие по области получе-
но на фуражную корову всего 538 лит-
ров молока  (тодовой план — 1.400).

чий» — кандида сельскохозяйственных
наук тов. Круглов поместил в июне
статью 0 «ярославке». “Автор  справед-
MBO ое ето, бы «ряд руковолите-
лей колхозов, сельсоветов, районов < не-
понятным равнодуптием попирают живот-
новохческие ботатства Hamel области».

И, действительно, 225 коров госплем-
рассадника дали за год по 4.458 литров
молока, в лучигих фермах надаивают ле
5.000 литров молока на корову, а сред-
HRM Годовой удой остальных «ярюславок»
не превышает 1.200 литров. снижаясь в
отдельных районах до 600—700 литров.
Тов. Круглов делает единственно  пра-
вильный вывод: плох. уход за живот-
ными, отсутотвует племенная работа, не-
достаточно уделяется внимажия животно-
волетву. Именно внимания,

Зелёная подкопмка повышает головой
улой коровы на 300—400 литров, —
её почти не применяют. Загонная пасть-
ба даёт обычно прирост удоев на 10—15
проц,, но скот предпочитают паети по-
старинке. Общеизвестно, какое больное
значение для роста продуктивности име-
ют корма, богатыю витаминами и белка-
ми, HO pO многих колхозах силесуют” пе-
резревигую полусухую траву и вдобавок
плохо её обрабатывают. А кто возымётся
подсчитать, сколько литров молока ю-
ведают обезличка в ухоле, запоздалое кор-
мление, неряшливое содержание  живот-
ных? Приведём только одну цифру. Дяя
солержания крупного рогатого скота В
молочно-товарных ° фермах нехватает по-
мещений на 75.870 голов.

месяцев судайцы получили на

В областной газете «Северный  рабо- В

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

190 (8183)
SEE  ИЗВЕ

былую славу

ярославских животноводов;

В Тутаевеком районе, на родине рома-
HOBCKOH овцы, животные лишены  эле-
ментарных условий правильного содержа-
ния. Овцы не обеспечены помещениями,
зимой нехватает кормов. В пастбищный
период овцам отводятся для  пастьбы
участки, совершенно недостаточные 10
размерам и мало пригодные. Ежегодная
смена пастбищ не проводится.

В июне на вленуме обкома BRII(6)
выступил секретарь _ райкома

партии тов. Жидков, много лет’ работаю-
ший в этом районе. :

— Падёж овец принимает  угрэжаю-
щие размеры, — говорил он и, поясняя
причины, добавил. — У нае осталось
мало выгонов, нужно навести порядок в
использовании паютбищ.

С аналогичными речами имели право

выступить и секретари  Рыбинекого,
Мыткитнокого, Угличекого и некоторых
других районов, ибо многие колхозы В

области испытывают одну и ту же беду:
нехватает кормов для животных,

В результале многолетней  рабты в
колхозах области не только в Б раз уве-
личили` стадо, HO и вырастили прекрас-
НЫЙ маточный  востав / овец. Качезтво
производителей также на большой выюо-
те. Но’от хороших родифелей из-за пл-
хого кормления и ухода родится  бра-
кованное потомство. Падёж молодняка в
этом году весьма велик.

В области есть такие районы, тдо скот
престуно  разбазаривается, В Переяслав-
ском районе за пять месяцев разбаза-
или 1.113 голов крупного рогатого.
скота, 2.110 овец и 1.822 свиньи. В

инском районе, те плохо выпол-
‘няетея и госуларетвенный план, разбаза-
рили 15 проц. крупного’ рогатого екотз,
36 проц. овеп, 19 проц. свиней,

Специалисты сельского хозяйства мно-
0 раз поднимали свой протестующий го-

лос против плохого ухода за окотом. Но  б

зоотехиика ещё не сделали в области
командиром производства, е ним не счи-
таютея, его недооценивают.  Зоотехника
по племенному делу - Буйского райсовета
тов. Субботину услали Ha лесозаготовки.
Пречистевском районе, сильное отетаю-
щем по животноводству, главного зоотех-
ника райзо и зоотехника по племенному
делу закрепили на весь период уборки
за колхозами. Так же поступили в. Ко-
строме е главным зоотехником райзо Смир-
новым. Многие
своими решениями и выступлениями на
собраниях подрывают авторитет  зоотех-
ников.

Районам есть у кого брать пример.
Исполкому областного Совета потребова-
лось помещение для парикмахерской. Ко-
тда кончился рабочий день, комендант,
по указанию свыше, выбросил в корилот
несколько столов специалистов животно-
водческого управления, ав их комнате
была оборудована парикмахерская. Свы-
ше месяпа ведёт 0блзо борьбу против
этого возмутительного безобразия. Дело
дензлю до секретаря обкома партии, но...
омециалиеты-животноводы продолжают
работать в коридоре, Е

Не будем приводить ‘ешё факты. И
приведенные досталочно убедительно го-
ворят о том, что мептает Ярославской об-
ласти, добивиейся больших количествен-
ных показателей, достишнуть столь же
высоких и, качественных показателей в
развитии животноводства. Колхозная Яро-
славшина должна сейчас серьёзно нора-
ботать, чтобы завоевать знамя Госудал-
ственного Комитета. Обороны, кандидатом
на получение которого она выдвинута.

Ю. МЕДВЕДОВСКИЙ,
соб. корреспондент «Известий».

ЯРОСЛАВЛЬ.

Накануне нового учебного года в освобождённых районах

ЛЕНИНГРАД, 12 августа. (ТАСС). В
школах области началась подготовка K
учебному году. В освобождённых от не-
мецких оккупантов Демянском, Лычков-
ском, Валдайском, Крестецком и Молво-

тицком районах осенью откроется 166 вос-
становленных школ. Активное участие в
подготовке K зиме принимают обществен-
ные организации, учительство и школь-
НИКИ.

руководители районов  д

}

НА САХАЛИНЕ. Лузший шкинер по ло

ву трески ИН. М. Прееников из рыболо-
вецкого колхоза имени ХУП партконфе-
ренции ИПшрокопадекого района обязался
сверх годового плана дать государству
508 центнеров рыбы. Годовой план лоза
сельди тов. Пресняков уже выполнил.

Фото В. Байдалова. (ТАСС).

Передовая МТС

фронтовой
области

Вчера Наркомзем СССР получил сооб-
щение коллектива Азовской ордена Лени-
на МТС Ростовской области об успешном
завершении ею уборки зерновых в обслужи-
ваемых колхозах. Уборка проведена за 20
рабочих дней, при чём 40 процентов уро-

жая убрано комбайнами. Бензиновые MOTO-

ры комбайнов работали на керосине. Одно-
временно колхозы развернули сдачу хле-
а государству, отправив на элеваторы
11.400 центнеров зерна нового Урожая.

Нередовая МТС первой в области вос-
становила после изгнания немцев свой
тракторный парк и также первой закончи-
ла весенний сев, за что получила грамоту
обкома ВКП(б) и облисполкома. В МТС
образцово ‘работает тракторный парк. С
начала  сельскохозяйственных работ на
каждый трактор выработано уже по 300
гектаров (в переводе на мягкую пахоту),
сэкономлено 20 тонн горючих материалов,
все тракторы и сейчас на ходу.
«Радуясь победам героической Красной
рмии,—пишут директор МТС т. Пимкин,
старший агроном т. Ермакова и механик
МТС т. Перепелкин, —наш коллектив обя-
зуется в августе закончить обмолот и
сдачу натуроплаты, провести осенний сев в
агротехнические сроки, полностью выпол-
нить нлан под’ёма зяби, строго соблюдать
технический уход. Обязуемся ‚ в- ноябре
подготовить тракторный’ парк к работе в
1944 году».

Сев озимых

ЧИТА, 12 августа. (По телеф. от соб.
корр.). Одновременно с  развертыванием
уборочных работ многие колхозы области
приступили к севу озимых хлебов. В
Хилокском районе засеяно 100 гектаров
озимой ржи. Посевные площади озимых
в этом году в Забайкалье расширяются

почти в два с половиной раза — с 32 до
76,6 тыс. гектаров. В связи с этим, вме-
сте с прошлогодними семенами, широко
используется. зерно нового урожая. В
колхозах Забайкалья озимые культуры по-
лучили распространение только за послед-
ние два—три года. Сейчас посевы их про-
двинулись в такие северные районы, как
Зейский. Особенно болышой прирост ози-

мых намечен в колхозах Балейского н
Сретенского районов, где засевается втри
с половиной — четыре раза больше, чем в
прошлом году.

‚СТАЛИНГРАД, 12 августа. (ТАСС). В
северных районах области начался сев.
озимых. В Ново-Анненском районе посев
производится на 13.000 гектаров xopomo
вепаханных паров. Здесь засеяна высоко-
качественными семенами первая сотня гек-
таров. Дружно ведут сев колхозы Ново-
Николаевского района. Трактористка-орде-
ноносец Надежда Усевич, работающая на
полях сельхозартели «Политотделец», за
3 дня засеяла 55 гектаров, значительно
перевытолнив задание.

Налёт наших самолётов на железнодорожные УЗЛЫ

Полтава и

Красноград

В ночь на 12 августа наша авиация второй раз бомбртировала железнолоройна

ный узел Нолтава. При подходе к цели

наши лётчики установили, что ещё с про»

шлой ночи продолжал гореть один военный склад противника. В результате ботвы

бадхировки вновь возникло 6
moi силы.

В ту же ночь. нала авиация

противника.

соверпгила
Красноград. Прямыми попаданиями бомб разбиты

крупных пожатов, сопровождавигихея взрывами боть-

налёт на железнодорожный узет
несколько воинских эшелонов

Все наши самолёты вернулись на свои аэродромы.

Новое в технике обувной
индустрии

Ускоренное развитие советской обувной
промышленности в годы сталиноких пяти-

лоток привело к тому, что начал yxo-
дить в прошлое полукустарный, в основ-
HOM ремесленный  сапожный — промысел.
Сформировалаеь советская обувная инту-
етрия.

Отдавая должное роли новой техники,

конвейеризащии и новой организации тру-

да, надо подчеркнуть, что быстрые темпы
роста обувной промышленности стаси“ в0з-
можными при массовом применении новых
материалов, которые до этого были почти
неизвестны в практике. Обувной промыш-
‘ленности нужны материалы, непроницае-
мые для волы, более прочные, чем кожа,

Таким малериалом являелся резина в
виде ли специально изготовленных по-
донтв, в виде ли прорезиненных,  стано-
вящихея водонепроницаемыми тканей, на-
пример, так называемой кирзы, применение
которой на верх обуви сыграло репалюпкую
рель в экипировке Лействующей Красной
Армии.

Но на пути применения новых малери-
алов возникает много технических труд-
ностей. Несове ыми оказались суше-
ствовавитие слюсобы крепления к обуви
похотвенной резины путёи  пропивки
ит. п. От 10 до 23 процентов резины те-
рялось на отделочных операщиях при вы-
рубке деталей для низа обуви из  плас-
Тин. Инхенерно-техническая мыель на-
стойчиво искала новые способы кренления
резины к заготовке обуви.

Новый материал требовал и новой тех-
нологии. Пока обувное производство оста-
валось чисто механическим, технологичее-
кие процессы были ясны. Но соединение
двух различных материалов — резины и
кожи — наталкивает на мыель о превра-
щении обувного производства уже в хи
мико-механичеекое. Ведь резина вулкани-
зируется, Так нельзя ли её вулканизиро-
вать, сваривать с кожей? Стоит лишь
поставить такой вопрос, чтобы  предета-
вить, какие необычайные перспективы от-
крывает новая техника обувной  инлу-
стрии.

Пиюонерами в разработке этих вопросов
новой техники явились ленингралцы. На
фабрике «Скороход» под  руководетвом

] плавного инженера Мапида . и инженера-

технолога Вейнберга инженеры  Блатове-
crop, Зуев, Хомяков, рабочие Цыплёнков
ий Корольков провели длительную, весьма,
сложную иоследовательскую и  экопери-
ментаторекутю работу.

Оказалось, что резина вулканизируетея
с кожей. Но надо было подобрать и выра-
ботать соответетвующие составы резины
и, плавное, сконструировать такую  ма-
шину, которая бы осуществляла вулкани-
зацию. т.-е. надо было создать пресе го-
рячей вулканизации. Послененно была
найдена рецеттура более эластичного  со-
става резины. Возникли первые прессы.
Кропютливые расчёты позволили устано-
вить необходимые оптимальные величины
удельного давления при сложной конфигу-
рации следа ` подошвы.  Определилаюь и
необходимая температура вулканизации, а
также время, необходимое для вулкани-
защии.

Представьте себе обычный процесс кре-
пления подошвы к верху Прескде
всего к натянутому на колодку верху при-
крепляетея стелька. Хороша стелька, хо-
рош и сапог, — говорят обувщики. Это
значит, что на стельку надо расходовать
лучииие части кожи (чепрак)  толитиной

до 4,5 миллиметра. После прикрепления
стельки предстоит ещё больше 30 Bechara
трулоёмких операций. На армейскую обувь
мы ставим поверх кожаной ещё добавоч-
ную резиновую или пласлкожаную пел
METRY, что усложняет и удлиняе процеее
произволетва.

hak  репнмея  илентичиая производ»
отвенная залача н0зой техника? Hs peex
операций остаётся лишь крепление стель-
ки к предварительно подготовленному Bep-
ху сапога. Но и стельва здесь нужна лру-
тая — она уже не. решает качества са-
пога^ и на неё идет более тонкая кожа.
Падетый на металлическую колодку верх
вапога с прикреилённой стелькой опуска-
ется в постоянную металлическую  (hop=
му — своеобразный обувной кокиль. На-
гретая в пуанеоне ло 150 градусов жи
кая резина пол определённым лавлением
обтекает calor, вулканизируется с кожей.
Через несколько минут сапог вынимается
из формы е приваренной Е нему похопгвой.
Снятием незначительных заусениц закале-
чивается всё изготовление салтота, в кото-
POM нет ни одного твозля, котерый не
пропустит сырости.

Сратинетие двух способов ‘изготовления
обуви показывает, что горячая вулкани-
зация позволяет очень значительно OBES
сить произвотительность и экономить эиню-
го резины, латунной проволоки и других
материалов. Она повьчнает качество обу-
ви, полностью устраняя возможность про
ниунювения влатпи выутоь сапога co ето=
роны подошвы. Сроки носки сатог, изго=
товленных 10 способу горячей вулканизае
ции, увеличиваются почти в три раза. На-
ши фабрики «Окороход», «Пролетарская
победа № 1», начавшая массовый вые
пуек фабрика «Парижекая коммуна» уже
сделали сотни тысяч пар таких сапог.
Бойцы Красной Армии единюдуитне далот
самую положительную оценку новой про
дукции советских обувщиков.

Мы намечаем внедрить новую технику
на обувных фабриках Урала, Сибири и
Средней Азии. Но для этого необхолима
поддеркка CO стороны  маптиностроитель-
ных заводов. Развитие нового дела тормо=
SHICH острым недостатком прессов горячей.
вулканизации. Мы располагаем труппой
тамих прессов, построенных на обувных же
фабриках. Конотруктор Савонеев вместе е
инженерами создал пресе-полуавтомат, поз
воляющий вулканизировать одновременне
8 пар обуви за 10—15 минут. Но преее
горячей вулканизации — машина весьма
сложная, создание еб — дело тонкое; трее
бующее большого труда высококвалифицин
рованных работников, особенню  лекаль-
щиков. Привлечение в стреительству прес-
сов конструкторов  машпиностроительных
заводов, повищимому, позволило бы - ешё
более улучшить и упростить изготовление
HOBBEX маплин.

Советокие  мантиностроители должны
дать обувщикам много новых прессов гэ-
‘pre вулканизащии. Этого требует новая
техника, революционизирующая всё обув-
ное производетво, открывающая широчай-
ппие возможности для дальнейшего улуч=
шения снабжения страмы и фронта эко-
 номичной и добротной обувью.

Д. КОСТЕНКО,

зам. наркома лёгкой промышлен-
ности Союза ССР,

В Стал

На крутом берегу Волги стоял величе-
ственный памятник знаменитому сталин-
градцу — Герою Советского Союза Викто-
ру Хользунову. Немцы взорвали его. Гра-
нитный пьедестал разбит на множество
бесформенных кусков, но огромная фи-
гура бесстрашного  покорителя воздуха
уцелела. Она лишь упала и лежала тут
же рядом с глыбами развалин. Теперь
Хользунов поднялся вновь во весь свой
богатыреокий рост и стоит прямо на зе-
Mie возле своего разбитого пьедестала.
Ему помогли стать на ноги бойць Крас-
ной Армии. Они подпёрли его’ в двух
сторон брёвнами. Кажется издалека, ято
это стоит, опираясь на костыли, раненый
воин, но  етоит твёрдо, непоколебимо.
Правая рука его перебита, но ещё дер-
жится. Он властно показывает ею на бе-
рег Волги, словно повелевая каждому
прохожему склонить свою обнажённую го-
лову перед священной волжекой землёй,
пропитанной кровью героических защит-
ников Сталинтрада..

Это символ возрождения великого го-
рода русской славы. Из фуин и пепла под-
нимается сейчас Сталинград.

*

Co лня окончательного разгрома отбор-
ных гитлеровских войск под Оталингра-
дом прошло полгода. Срок небольнюй, но
какие большие перемены. пфоизоныли за
это время! Ещё совсем недавно «Оталин-
градекая правда» сообщала, что в городе
открылась первая парикмахерская, что
начал курсировать первый автобус, а на
Jlap-Tope открымась первая школа и над
Центральной площадью Павших Борцов
установлен первый мощный репродуктор...
Это было первое свобохное дыхание го-

да-борца, гороха-гвардейца“ после его
В, напряжённой борьбы. Это было
начало возрождения.

С каждым днём прибавляется населе-
ние в Сталинграде. (о всех концов Со-
зетского (Союзх сюда с’езжаются камен-

инграде

щикви, штукатуры, плотники, инженеры,
техники, люди самых разнообразных про-
фессий и возрастов; В городские и обла-
стные организации продолжают поступать
пиеьма советских патриотов.

— Я знаю, каков сейчае Сталинград, —
пишет одна женщина, -— Трудно жить
в разрушенном войной городе, но я хочу
работать в Сталинграде. Я хочу восста-
навливать его. Ведь это же наш родной,
любимый город. :

Родной город! Он дорог. сердцу каждо-
го трудящегося нашей страны, и потому
тот, кто даже впервые приехал сюда на
восстановительные работы, с гордостью
называет себя сталинградцем. Жить в
Сталинграде сейчас действительно ‚нелег-
ко. Народу много, а  блатоустроенных
квартир нет. Люди живут в палатках, в
блиндажах, в землянках, в сохранивигих-
ся подвалах и в наскоро — отетроенных
домиках. В труднейших условиях они
героически трудятся,  всегла помня 9
славных сталинтрадеких традициях. 0
них напоминают ещё валяюшиеся кое-
Tie разбитые вражеские машины, гильзы
патронов и снарядов, осколки авиабомб,
зароенгие травой извилистые пели, блин-
дажи и воронки, лозунги на стенах, при-
зывающие: «Ни шагу назад! Отетоим род-
ной Сталинград!» .

Незабываемые дни обороны Сталинтра-
Aa оставили свой отпечаток полежитель-
Ho На всём. :

На-днях мы проходили по одной из
окраинных улиц. Справа и слева — одни
развалины. Вдруг навстречу нам вы-
бежали мальчик лет воеьми с красным
флажком в руке, ещё пятеро таких же
мальчуганов и длевочка-первокласенипа.

— Вы что здесь делаете, ребята? —
спросили мы.

Мальчик с красным флажком бойко от-
ветил:

— Играем,

— Во что же вы играете?

— В оборону  Сташинтрада.

— В оборону Сталинграда? А кто вы
такие?

Мальчик восюликаул:

— Мы гвардейцы 62-й
штурмовая группа. .

И, не имея больше никаюото желания
об’ясняться с нами, он подал команду:

— Пруппа, за мной! На пгтурм, в ата-
ку! — и стремительно ринулся к стенам
соседнего разбитого ` здания. «Ибтурмювая
группа» дружно крикнула звонкое «ура»
й тоже вихрем помчалась мимо нас, дер-
жа наизготове винтовки-палки.

Такие игры стали любимыми у сталин-
традокой детворы. Пионеры, нкольники
Часло выходят на места боев и там, в в0-
хранививяхея окопах, дзотах, блинлажах,
на полях великой исторической битвы
устраивают военные итры.

Боевой героический дух живет в серх-
пах всех сталинградцев от мала до вели-
ka. И недаром у многих из них на левой
стороне гружи сверкает медаль «За оборо-
ну Сталинграда».

Котла враг рвалея к Волге, у сталин-
гралцев было одню желание — ототоять.
город во что бы то ми стало. Теперь ста-
лингралцы живут другой мыслью — ках
можию быстрее восстановить разрушенное
‘хозяйство. Везде рядом с лозунгом «Мы
отетоим родной Сталинград» местные жи:
тели начертали другой лозунг — «Мы.
возродим тебя, родной наш город».

Bee помыслы, вое силы, вся энергия
направлелы на осуществление этого ло-
зунга. После своей основной работы ena-
линтрадцы идут на стройки, чтобы вло-
жить свой труд в дело восстановления
города. Нодымаелея среди развалин и пе-
пла Сталинград, с каждым днем появля-
ются вое новые и новые дома.

Мы побывали сегодня в заводском рай-
oHe. Эт тот самый район, о котором в
дни Сталинтрадекой
каждой сводке Совинформбюро. — Здесь
происходили ожесточенные бои. Днем и
ночью немцы обстреливали его, превратив

+

армии. Мы

пые успехами Красной Армии, они рабо-

начало массовому патриотическому движе-
нию трудовых добровольческих бригад, ра-
ботающих на стройках во внеурочное вре-
мя. Это молодые камонщики и каменши-
цы Григорий Христов, Иван Селезнёв, Ма-
рия
битвы сообщалось в   тайс,

нветущие рабочие поселки в пустыри.
Район- заводов отстаивали воины Красной
Армии самых различных  напионалыно-
отей. Здесь были русские, украинпы, та-
тары, узбеки, грузимы, тадлоиюи. (яет тво-
Грили чудеса героизма, мужества и отваги,
и они победили. Теперь сюда припии но-
вые люди, пришли с тем, чтобы на ме-
сле пустырей построить новые поселки.
Вот стоит новый каменный дом, построен-
ный бригадой пох руководством — орлено-
моспа Ахата Белялова. Сын татарского
народа, Ахат Белялов затем и приехал в
Сталинград, чтобы приумножить ето б0е-
вую славу славой созилалельното труда.
Й он отдает этому все свои силы, все
своб мастерство. В его бригаде молодежь,
главным образом девупки, никогда рань-
Me He рабогавтие  каменттицами. Ахат
Белялов научил их кладке кирпича. и они
теперь удивляют успехами своего учите-
ля. Мария Сагайдак, девушка из Кремен-
чуга, недавно уложила 3.000 кирпичей
зА смену. Это был рекорд, которым воехи-
щались все молодые каментицьы Сталин-
града. Но‘ вчера Мария Сагайдак за птесть
часов уложила 7.445 кирпичей, а её под-
pyra Лида Бабкина ещё больше — 7.487
киртичей. Так работаэт вся бригада Аха-
та Белялова. За 18 часов она построила
стены нового дома в рабочем поселке.

На новостройках и в лействующих пред-
приятиях сталинтралны показывают образ-
цы самоотверженнюго труда. Влохновлён-

тают в удесятеранной энергией. Среди ena-
линградцев выдвигаются всё новые и н9-
вые герои. Это жена фронтовика Ллекеалн-
дра Максимовна Черкасова, положивтая

Сатайлак, Лидия Бабкина. Айно Пла-

Ими гордятся, по ним. равняются
сталинградцы.

Город начинает жить всё более пол-
нокровной культурной жизнью. Теперь
уже WO городским улицам с раннего утра
до поздней ночи ходят пригородные поез-
да до Тракторного завода. Они ежедневно
перевозят десятки тысяч пабсажиров. По
Волге снуют водные трамвайчики. Появи-
лись‘ киоски ¢ прохладительными напит
ками. На базарах идёт бойкая тортовля.
Болхозники привозят в Сталинтрад овощи,
фрукты, рыбу, мяео, яйна, молоко.

Во’ всех районах открыты  матазины,
столовые, библиотеки. У газетных киосков
длинные очереди; люди нарасхват покупа-
ют газеты, журналы. Сталинтрадекая поч
та и телеграф ежедневно получают и от-
правляют десятки тысяч. писем и ‘теле-
грамм. В городе открыто 8 кинотеатров,
летних киноплощадок. Сегодня лемонетри-
руются фильмы «В старом Чикаго»,
«Лермонтов», «Актриса», «Маскарад»,
«Сын Таджикистана», «Неуловимый Ян»,
«Свинарка и пастух». Возвратилея и при-
ступил к репетициям областной лраматиче-
ский театр имени Горького. Готовится к
открытию государственный цирк Шалито,
В Сталинград на гастроли часто приезжа-
ют артисты из других городов Советекого
Союза. На многих предприятиях организо-
ваны кружки хуложественной самодеятель-
ности, на помощь которым прибыла из
Москвы группа студентов художественных
вузов. В Тракторно-Завохоком райане состо-
ялея конкурс на лучиего певца, танцора,
декламатора, в котором приняли участие
свылю 200 человек. Во всех  обществен-
ных местах установлены громкоговорители.
Ю вечерам в парках и садах устраивают-
ся массовые гуляния.

Постепенно, преодолевая огромные трут-
ности, возрожлается жизнь города-героя.
В этом помогает ему вся страна. Со всех
кондов Советском Союза в Оталинтрая
продолжают прибывать подарки трудянтих-

Bee

Мария Бонхралиова, это mrrawnopurn-

ца-кузнец Любовь Читвинцева, это брига-
диры трудовых добровольческих _ бригад
Садчикова,

ва и многие — другие.

ся из других областей и республик,

В. УЛЬЕВ,
соб. корреспондент «Известий»,

СТАЛИНГРАД. (По телефону).