СУББОТА, 14 АВГУСТА 1943 г. № 191 (8184)

Спас-Деме

Ржаное поле было минировано. С одной
стороны простирались Hany минные поля,
в другой — немецкие. Возле ржи тяну-
лись глубокие траншеи, в которых сидели
бойцы „ Подразделения, где командиром
старшии лейтенант Люлько. Ош роеви-
иеь к разведке боем.

— 9х, пропадает ‚ хобро! — говорит
один боец. — Сейчас бы жнейку сюда,
собрать бы всё по-хозяйски, обмолотить,
на мельницу свезти.

Солнце медленно — склонялось к лесу.
Тяжёлая немецкая артиллерия методиче-
ски била по полям, оврагам, перелескам.

.В это время заговорила наша артилле-
рия. Она била мо переднему краю немец-
кой обороны. Около двух лет немпы
укрепляли эти рубежи. Здесь“они имели
три линии траншей ‘с открытыми и за-
крытыми площадками для пулемётов и
орудий -H болыное ` количество  дзотов.

Вот пю этим укреплениям и стали бить
наши артиллеристы.

Под прикрытием артиллерийского и ми-
номётното огня бойцы подразделения по-
ползли вперёд. Ha флавте действовали
пулембтчики. Внереди, плотно прижимаясь
к земле,` полз старший сержант Илья Ма-
ЗУНИН. За ним коренаетый наводчик Пётр
Чемерчжн тащил пулемёт,

3a время артиллерийской подготовки
стрелки и пулемётчики проползли боль-
шую часть ржаного поля, Здесь находился
гребень, < которого хорошо проематрива-
лось расположение немцев. Не медля ни
минуты, бойцы вынули лопаты и окопа-
лись. Нулемётчики оборудовали и  зама-
скировали свои позиции. Командиры заня-
ли наблюдательные пункты.

Артиллеристы стали бить по второй
линии траншей. Отрелки поднялись и дв
нулись вперёд. Взвод старшего лейтенанта
Журавлева подошёл к немецкой проволо-
ке. Бойцы были обстреляны опибм ручно-
го нулембта © правого фланта. Они залег-
ли, окопалиеь. а ae

— Огонь! — скомандовал Мазунин.

Чемерчин длинной очередью ударил пе
немецкому пулемёту и заставил ero 3a-
молчать. Но в это время откуда-то слева
стал бить второй немецкий “пулемёт, за
вии третий. Началось огневое состязание.
Нолразделение Люлько встунило в огневой
бой. В проволоке подошли также взвояы
лейтенантов Варнакова и Кудряпюва.

Разведка б0ем продолжалась до HacTy-
пиления темпоты. За это время бойцы и
командиры уточнили расположение передл-
него края немецкой обороны и хорошо за-
метили путь, по которому бойцы должны

‘были двигаться во время настунления.
Аттиллеристы обнаружили много целей,
подготовили данные для стрельбы, прове-
ли пристрелку. Сапёры устроили проходы
в минных полях, заложили под немецкую
проволоку футасы. Танкисты наметили
исходное положение ‘для атаки, изучили
боевой курс.

На соседних участках подразделения
провотили развелку боем. Эта развелка по
существу заверптила подготовку частей к
наступлению. .

*

Наступила ночь. Тяжёлая
артиллерия. снова стала бросать снаряды
на поля и перелески. До начала наступ-
ления осталось несколько часов. Голубое

` вебо стало тёмным, только золотой рожок
луны бросал на землю слабый свет.

Рано утром в лесу раздался необычный
грохот. „Это открыли огонь назиа артиллерия
_и миномёты, Началась подготовка атаки.

немецкая!

С деревьев, стоявших невдалеке OT огне-
вых позиций, посыпались лиетья и ветви.

Артиллерийская подготовка атаки имела
целью нарушить систему огня противни-
„Ва, дезорганизовать его управление и на-

блюдение, проделать / прохедые в превят-
слвиях.  Мастерски, co знанием дела
трудились артиллеристы, выполняя. эту

задачу. От полёта бесчисленного количе-
ства енарядов воздух пришёл во движение,
и вскоре дым от выютрелов длинными ни-
тяными облаками потянуло туда\ же, куда
летели снаряды. =

Ночью  сапёры делали проходы в
млнных полях. На рассвете они верну-
лись, доложили о выполнении задания и
тут же легли отдыхать. Они лежали не-
сколько’ минут молча в блиндаже, потом
сои, затоворили,

— Вот это да!. Сроду такого He елы-
Шал, — громко сказал товарищу малень-
кий чернявый сапёр. :

Ковыряя. щупом стенку щели, второй
сапёр Tak же громко ответил: .

— Лостанется сеголня Ффоипам. Б®лут
~ помнить этот день.

апёры продолжали свой громкий раз-
товор. Но я отвернулся, услышав голос
откуда-то сверху. Четыре сосны уходили
верпгинами ввысь. У меня ‘свалилась 6
головы пилотка, когда я поднял голову,
чтобы рассмотреть, кто кричит. На со-
‘нах был устроен наблюдательный пункт.
Невьюокого роста худошавый’ командир ©
биноклем в руках наблюдал за полем

боя и временами яею-то кричал в теле-
фонную трубку.

Гул артиллерийской камонады  нара-
стал с каждой минутой, и’за ним He
было слышино обычного рекота авиацион-
ных моторов. Иетребители, охраняя по-
зиции _ артиллерии, пафили в синеве
неба.

В начале #атей артиллерийской под-
готовки немцы пытались  огрываться.
OXWH снаряд разорвалея у наблюдатель-
jHOTO пункта, равил телефониста, посек
сучья и стволы дерева, на котором сидел
командир. Но наблюдение не прекратилось
ни на минуту, Наша артиллерия всё
била и била, и вскоре немецкие алугилле-
риеты прекратили огонь. `

Нережний край обороны немцев затянуло
чёрным.
нее и плотнее покрывали земйю,. изрытую
немецкими траншеями.

На исхолное положение вынолзажи тан-
ки. На броне танков сидели стрелки. Не-

кистами тренировались здесь же, невдале-
ке от переднего края. Вэбиралиеь на тан-
ки, соскакивали с них по сипналу, залаи-
мали боевые порядки, шли в атаку.
Пехотинцы, маскируясь в траве, во
ржи, в складках местности, в свою оче-
редь ползли вперёд. Вое ближе и ближе
похоиралиеь они к немецким ‘укреллениям,
над которыми бушевал смерч алугиллерий-
ского огня. Вот пехотинцы прекратили
движение. Дальше ползти нельзя, — мож-
HO пострадать от осколков своей же ар-
тиллерии. Бойцы окопались. До немцев —

танками пойдут в атаку.
>

не умолкал. Грохот в расположении нем-
цев усиливалея. Оотни наших бомбарди-
ровщиков сбрасывали бомбы на опорные
пункты немцев.

Но вот в небо взлетели красные раке-
ты. Кончился период подготовки атаки.
Наши тяжёлые танки ворвались на перед-
ний край немецкой обороны. Точно гро-
мадные утюги, они старательно разглажи-

ты, давили бегущих
‚тинцы, прыгая в. траншеи,

Шли вперёд танки, шла вперёд пехота,
переносились вперед и разрывы артилле-
рийских снарядов. Артиллерия и мином8-
ты вели за собой пехоту и танки от од-
ного об’екта немецкой обороны к другому.
Мётким огнём зотиллериеты  истребляли
оживающие огневые точки врага, мешали
ему восстанавливать нарушенную систему
огня, обеспечивали нашей пехоте бросок в
атаку и захват опорных пунктов первой
  линии обороны противника. 2

Одна наша ‘часть встретила на высоте
упорное еопротивление немцев. Они имели
здесь дзоты ‘и блиндажи с несколькими
накатами бревен. Некоторые огневые точ-
ки были уничтожены во время
рийской подготовки, но значительная

часть их ожила. № Этим ожившим точкам

немцы по скрытым ходам сообщения под-
тянули пулемёты и пушки, подбросили
живую силу. Наши пехотинцы залегли.
Командир части позвонил по телефону
и дал заказ артиллерии. Прошло две ми-
нуты, и опорный пункт немцев был на-
крыт  собредоточенным артиллерийским
‘огнём. Бойцы снова nonin Bp атаку. Нре-
 одолев проволочные заграждения, они вор-
вались в траншеи. Начался ближний бой.
В боевых порядках пехоты двигались
пушки. Олно стрелковое подразделение у
самой траншеи было обетреляне немца-
ми из пулемёта. Команлир орудия cep-
жант Зубарбв, внимательно  наблюдав-
ший за полем боя, сразу же оценил зна-
чение этого пулемёта. Он выкатил пушку
на открытую позицию и тремя выетре-
лами подавил его. Путь пехоте снова
был открыт.
Бойцы овладели первыми линиями не-
менких транлией. Началея бой в глубине
обороны. Здесь немцы оказывали особен-
но сильное сопротивление. На участке
протяжением в несколько десятков кило-
метров шёл напряжённый` бой. Немцы
бросали на поле боя всё, что имели под
рукой. Среди пленных стали попадаться
ездовые; писари... к
Взвох  пвардии лейтенанта Попкова
ворвамел в немецкую траншею и сразу
же закрыл огнём пути, ведущие в тыл.
Тогда немцы стали выскакивать из око-
пов и полем побежали к лесу; На них
обрунились наши пулемётчики и артил-
л@фистб. Отделение  твардии старшего
сержанта Кузненова залповым огнём из
винтовок уничтожило свыше двух десят-
ков немецких солдат и офицеров.
Многие солдаты поднимали руки и ©да-
вались в плен. Отделение гвардии крас-
нозрмейца Украинского в траншее отоле-

*

Воронки от взрывов всё плот)

сколько дней под ряд они вместе с тан-

бойной- артиллерии,

100 метров. @теюда пехотинцы вместе 3

артилле-  _
та, танки, артиллерия прогрызали 0б9ро- гражданки

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР. Г

нский прорыв

вулось с большой группой немнев; 19 m8
fax бойцы уничтожили в рукопапьной

ехватке, & 14 аоднахи белый флаг. и
сдались. ‘
По ходам сообщения бойцы начали

преследовать немцев и через несколько
минут ворвались в основные немецкие
укрепления.

= * »

На второй день наступления афтиллже-
рия обеспечивала развитие боя в глубине
вражеской обороны, Главное теперь 59-
‘стояло в том, чтобы оказывать действен-
ную непрерывную помощь намтим частям
в преодолении сопротивления противника:
Эту задачу ‘артиллеристы и миномётчики
решали, -маневрируя опнём и колбеами,
сопровождая пехоту и танки от “одного
06’екта атаки к другому.

емцы уже. опомнились от первого уда-
ра. Ночью они подтянули танки, само-
ходные пушки, артиллерию и` мотоехоту.
Эти подкрепления были расположены в
премежутках между ооновными опорныеи
пунктами, Оборона врата, опираясь
зарытые в землю танки и огонь дально-

устойчивость.
“Ha участке Н-екой гвардейской части
немцы,  сосредоточив несколько  дЖФеят-
ков танков AL самоходных пушек, ©
рассветом перешли в контратаку. Она не
захвалуила, нантих бойцов врасплох. В: те-

чение ночи они наславу поработали 2о-

татами, надежно закренились в отбитых У
проливнижа траншеях, органивовали оч

‚и подтянули противотанковые срелства.

Сосрехоточенным метким  отнём нала
артиллерия встретила немецкие танки.
Противинтик стремился с фланга контрала-

дежная охрана  флантов стала золотым
правилом наших командиров в наступа-
тельнюм бою.

Пехоте врата не  ужалось выполнить

свой план. Метким огнём гвардейцы-трие
Hawa немцев к. земле. Болышинруво
было истреблено, контр-

атака врала отбита.

Немцы попрежнему оказывали упорное! ние
и Из глубины обороны они лядь.
вали траншеи, уродовали пушки, пулеме-/ бризантными снарядами обстреливали на- Облавы на улицах зв последние дни 060-
титлеровцев. Пехо- пгу пехоту. В воздухе слюва появились бенно участились. Жители боятся выйти
штыками и немепюие самолёты. Они пытались бомбить на улицу, чтобы не быть
пранатами истребляли уцелевших немпев.  боевые порадки наступающих. Но в. в03- гитлеровскими питиками.

сопротивление.

духе господствовала ната авиация. Ис-

тробугтезки с высоты обрушились на “Юн-

керсы». Начался воздутеюый бой.

И сразу же помчалея за вторым. Боепри-

тнавши немца, заботин пошёл на таран,
и вокоре немецкий самолёт ¢ отбитым
хрылом- упал на землю... -

Напряжённые бои прололжались. Пехо-

родную землю.

северо-заладнее Спас-Деменска,
сильно укреплённую оборону противника

упорное сопротивление врага, продвину-
лись prepa; на 20 километров. Сильно
укреплённую оборону’ немцев по фронту
15 километров прорвали наши войска,
наступающие из района ` юго-восточнее
Спак-Деменска. Они продвинулись вперёд
на 17 километров.

дорожных станций.
= is *
..Юбер-лейтенанта Краутингера с грун-

плен ‚у. одной деревни.
спросил я у пленного.

Офицер пожал

я

Ha

$

Что происходит   Налёты нашей авиации на железнодорожные

в Харькове

На Харьковоком направлении наши
войска продолжают нахлупление. Бом rx.
пят в непосредетвенной близости от торо-
xa. Чем ближе подходят наши части к
Харькову, тем упорнее делается сопротив-
ление врата, тем © большим \ bemremersom
бросаются он в контралаки. Эти коптр-
атаки неизменно отбиваются. За день
освобождено свыше 30 населённых пунк-
тов. На подступах к‘мнопим из них етоя-
ли десятки  фапижетеюмх оружий, миномё-
тов, пулемётов. Немпы пыталиюь отетоять

`узлы Полтава

и Красноград

В ночь на 13 августа наша авиация в третий раз подвергза сильной бомбар-
дировке воинские эшелоны и военные склады противника на железнодорожном узле
Полтава. В результале бомбардировки подожжены оклады и Пять железнодорожных
составов. Наблюдением отмечено 18 сильных взрывов. К концу бомбардировки

овонь распространился вдоль железнодорожного полотна и слился в! $

На железнодорожном узле Красноград

эчах

разрывы бомб наблюдались среди ско-

пивитихея. здесь эшелонов противника. В результате прямото попадания бомбы в
один из эшелонов произоттёл взрыв отромной силы. После этого взрыва возниюли
южары на всей территории железнодорожного узла.

Все нашти самолёты вернулись на свой базы.

a

Ресурсы советской лесохимии

свой рубежи, вводя в бой значительные
группы танков ‘и пехоты. Bee mx по-
пытки остались безрезульлалными.
Вблизи одного крупного населённого! Советская  лесохнмическая’ промьнилен-
: ность ко времени начала Отечественной

пункта я вотретил двух жениин, нескоть-
ко лней тому назад выбравшихся из Хатв-
кова, Олна из них работница Ольга Ни-
колаевна Власенко рассказывает:

— В связи с наступлением Красной
Армии срели немцев, находящихся в ХатьБ-
кове, парит паника. Многие солдаты 4
офицеры,  расквартированные Wa WCTHBIX
квартирах, прибегают, запыхаватиеь, С

получила  больпую: улицы и говорят: «Нало срочно собирать-

Не- расстреливают.

Замечалельные Образцы мужества, вы- ляли больных
держки и воинского мастерства В Э10М помощи. На улицах Харькова можно ви-
бою показал лётчик-истребитель младитий  деть запряжённых в груженую тележку
лейтенант Вениамин Заботин. Олин «Юн-  мальчиков и девочек, подгоняемых немец-
керс» он` сбил вместе GO своим товарищем   ким солдатом.

пасы вышли. Заботин бым ранен, Но он ходят вести от родственников,
не оставил мысли уничтожить врата. На-  Их #4. фа

3a три дня напряжённых боёв занято Много десятков
свыше 100 населённых пунктов, в том Умело маневрируя, )
числе город Опак-Деменок, крупные насе- несколько крупных вражеских тарнизонов
ленные пунктьЕ, узловая железнодорожная и освободили от немецких захватчиков де-
станция Занозная и ещё пять’ железно- сятки сел и деревень.

пой в 7 сождат наши бойцы захватили В и взяло в плен более 100 немецких солдат

— Какие потери имеет ваша рота? —  ходный марш,

ся». <

Вторая жительнина Харькова —бывтая
работница Пишеторга Антонина Трофи-
мовна Тучкова говорит:

— В последние дни потек немецких
Mallu, лвигавшихся по улицам  Харь-
кова, был столь густым и непрерывным,
что трудно было перейти улицу.

Немцы ‚ набрасываются на беззащитных
людей и вымещают нз них свою злобу.

Недавно» на базаре были схвачены две
женщины, которых гитлеровцы заподоз-
рили в том, что они распространяют слу-

-   ковать одно наше пюдразхеление. Но на- хи о приближении частей Красной Армии.
Прошло три чака. Артиллерийский веба

немедленно повесили на Павловекой
плоцтади. ;

Примерно е 6 августа вновь начался
массовый утон мирного населения в Гер-
манию. Сопротивляяюнтихея, протестующих

немцами населения принял
огромные размеры.  Забирают  послед-
вещи, мебель, домашнюю  pyx-
Ничем не брезгуют гитлеровцы.

Трабёж

схваченными

Население города голодает. В начале
`лета в городе была жестокая. эпидемия
тифа: Умерли тысячи ‘людей. Немцы остав-
без всякой медицинской

>

В адрее жителей Харькова изредка при-
изнываю-
‚пристекой каторге в Германии.
Опи пишут иносказательно, но тем не ме-
нее страшные вести @ зверствах немцев
над‘ ‘украиниами становятся достоянием
харьковчан,

—- Население Харвкова, — заканчивают
Рласенко и Тучкова, — жаёт

ну немцев, перемальвали их ЖИВУЮ Сие лождётоя прихода Красной Армии. Оно
лу, теснили врата на замал, освобожиая  тзбрдо уверено, что

чае освобождения
недалёк, что над городом ©коро ‘снова в30-

Hamm войска. наступающие из района въётея советское знамя.
прорвали

3. ОСТРОВСКИЙ,

спец. корреспондент «Известий».

по фронту 35. километров и, преохолевая  ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, : 13 августа.

Удаль и мастерство

Н-ская гвардейская часть, прорзав не-
мецкую ‘оборону, продвинулась вперёд на
километров.  Гварлейцы,
окружили и истребили

Подразделение, которым командует т. 4е-
щенко, захватило у врага 19 орудий, 57
пулемётов, 4 миномёта, 193 винтовки,
более трёх десятков автомашин и тягачей

и офицеров. Соверигив стремительный об-
гвардейцы подразделения
неожиданно  для немцев оказались у же-

чтобы

плечами и, подумав,   лезной дороги Карачев-— Орёл.

Немецкое командование, за-

— Моя рота находилась в траншеях, а держать продвижение твардейцев, бросило

я © одним взводом сидел
тетрах в двадцати сзади.

В

лагаю, что из всей роты уцелели чолько
мы. Остальные попибли.

Полковник Н. БАКАНОВ,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 августа.

На подступах к Карачеву

Наши части с боями продолжают дви-
таться вперёд. Стремясь ликвидировать
угрозу флангового обхода, немцы броси-
ли в контратаку крупные силы пехоты и
танков” Не добивитиеь успеха и понеся
ботышиё потери, они отступили. Ha
поло, боя остались сотни немецких тру-
108 и около 40 подбитых и сожженных
танков. Атащи. частей Красной Армии
возобновилихь. в

Впереди Карачев — город и крунная
железнодорожная станция ма ПУТИ Б
Брянску. Чем ближе подходят налии ча-
сти к Карачеву, тем яростнее <опроти“
вляюлся немцы. Кроме танков, они при
меняют тяжёлую артиллерию. Tya 608
разносилкя на десятки километров вокруг.

На олноюм из участков противник вы“
_ делил особенно много огневых средств.
От поспешно готовил к 0бороне все ма-
ло-мальски выгодные рубежи. Но „Н-ская
твардейская частв, He pas отличавшаяся
в наступательных > боях, ночью
нулась далеко вперёд, под прикрытием
рощи обошла немецкую оборону и уда-
рила во фланг противнику. Быстро oB-
1246 в течение первой половины ДНЯ
рядом насблённых пунктов, часть созда-
ла здесь угрозу окружения немцев.

ВЫДВИ-

в плен в районе

В районе боёв стоит  ябная погода.
Далеко видно, как пылают пожары и к
небу поднимаются клубы густого дыма.
Всё кругом изрыто, вопахано металлом,
Дымят развалины изб. Стоят  подбитыю
немецкие орудия и танки. В воздухе
трещат моторы самолётов. . f

Карачев был крупной базой снабжения
орловской группировки немцев. Город
заранее подготовлен к обороне. Всюду
траншеи, колючая проволока. Дороги, пе-
лые населбиные пункты минированы. В
этих условиях, , поддерживаемая артилле-
рией и авиацией, ведёт бои нала, пе-
хота. : \

Мы были ‚ свидетелями
боя за одну из господетвующих высот.
Немпы пыли густыми рядами. Ho через“
наши головы на немцев обрушились она-
ряды нашей артиллерии. Немцы были
сметены, высота захвачена. Бой переме-
стился ещё ближе к Карачеву. 3

Противник бросает в ой всё, что м0-
жет, и. несёт громадные потери. Взятый
Карачева 0бер-ефрейтор

ожесточённого

Штиммер рассказал, что из его мотопехот-
ного полка немецкое командование с тру-
дом сколотило один батальон,

— В этом батальоке, — зачвил Пиим-

¢

sep, —2 217. comar. Это всё, что
лось от 2.500 солдат, имевшихся B Ha-
шем полку под Болховфм в начале июль-
ских боёв. Надо учесть при этом,
полк несколько раз пополнялся.

И всё же враг оказывает уперное и
на   лучил прямые

сопротивление. Озжесточённые бои
подступах к городу продолжаются.

Горят десятки окрёстных деревень. В загнал свою машину в болото. Остальные
бешеной злобе враг угоняет к cede в тыл   Удрали.

мирное население. В одной освобожденной
деревне мы прочитали следующий приказ:

«Населению отправляться только в 3a-
падном направлении. Кто будет сходовать
в восточном направлении, будет расетре-
лян. Германское командование»,

Там, Die немцы не успевают уничто-
жить деревню при отетуплении, они дела-
ют это потом ес воздуха. ; Специальные
самолёты с помощью фосфора сжигают
дома. Враг бомбит деревни, убивает жен-
щин, детей, стариков. Но © каждым ки-
лометром продвижения частей Красной

бил» ваша артиллерия. Дуда же сбраеы-   моходными
вали бомбы самолёты. В блиндаж попал артиллерийским и миномётным
снаряд. Нас уцелело всего восемь человек.   сознавая своё количественное

Когда мы выбрались из блиндажа, появи- ство, немцы нагло полезли в контратаку.
лись ваши пехотинцы. Нам не оставалось  Но крепкие удары гвардейцев быетро от-
ничего другого, как поднять руки. Я по- резвили их. р

пункта подразделения. ;
оста-  Командиром Лыгус бросились на

что Яме и был добит. Второй тяжёлый танк

блиндаже,   против них свежую мотодивизию. Прикры-
По траншеях  ваясь авиацией, тяжелыми танками и ва-

пушками, а также сильным

oryem « 1

TIpeBocxoy-

Ибмандование немцев ттустилось после
этого на звантюру. Оно задумало внезан-
но захватить и уничтожить, гвардейский
штаб. По скрытным лесным дорогам нем-
цы бросили несколько тяжёлых танков и
роту автоматчиков для захвата командного

Но получилось совсем не так, как нред?
полагали иемцы. Гвардейцы во главе с
танки
врага с гразатами и бутылками с зажига-
тельной смесью. Тяжёлый танк застрял в

был подожжен противотанковой гранатой
зажигательными бутылками. Третий й5-
попадания из орудия и
замер на ‹ месте. Экипаж четвертого танка

Гвардии майор В. БЕЛОГЛАЗОВ,
БРЯНСКОЕ` НАПРАВЛЕНИЕ, 13 августа,

Высокое сознание
долга,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13: августа.
(Спецкор ТАСС). Во время боя красно-
армейцу Старикову осколком снаряда гю-
вредило левую руку, Боец потерял созна-
ние. Очнулся он на пункте первой по-

Армии на запад приближается час 803- мови. Узнав, что готовится новая атака,

врагом.
& А. БУЛГАКОВ,
  спец корреспондент. «Известий».

1 трёх’ немцез и четвертого,

мездия, час грозной нашей расплаты с Старикой” немедленно отиравился в своё

подразделение. Отважный боец вместе с
другими ворвался во вражескую траншею.
Действуя одной рукой, он расстрелял
который бро-

БРЯНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 13 августа.  сился на него, прикончил прикладом.

ГИЧчНО ГОТОВИТ

войны лишь вступала в пору своего роста.
Начинали действовать новые заводы пласти-
ческих масс, заводы гидролизные, форма-
линовые, `сухой перегонки, ставилось про-,
изводство специальной прессованной дре-
весины, сульфат - целлюлозы, камфары
ит. д. Учёные изыскивали новые, до тогс
неизвестные свойства древесины. Перел
советской лесохимией открылись огромные
перспективы. Отечественная война, выдви-
нув жёсткие требования перед лесохимика-
ми, необычайно расиирила эти  перспек-
THBBL. ;

В самом деле, какая ещё отрасль нашей
промышленности может сравниться с лесо-
химической по неограниченности сырьевых
возможностей?! Лес является одним из
основных сырьевых ресурсов Советскогс
Союза. Ежегодный прирост леса достигает

пор Газогенераторная смола

дину вовлечь в производство новые виды

сырья, -
Об’ектом работ проф. Д. Тищенко явля-
ются сейчае отхолы  газогенераторных

станций древесного питания. Эти отходы
представляют собой наиболее многотоннаж-
ное и наименее изученное сырьё. До сих
в основном
сжигалась, несмотря на то, что из нее
можно получать целый ряд таких ценных
продуктов, как антиокислители для бен-
зинов, фенолы для химической и кожевен-
ной промышленности и многие другие не
менее нужные материалы.

‚ Однако существовавшая ‘до сих пор
технология требовала для переработки да-
же небольших количеств смолы громозд-
кого оборудования, больших цеховых
площадей, большого расхода топлива. Вы-
ход масел из смолы не достигал даже
30 процентов. Технология, разработанная

у нас сотен миллионов кубометров древе-
сины.

Химия почти до бесконечности расши-
ряет перечень продуктов, которые получа-
ются и могут быть получены из дерева.
Химия позволяет не только использовать
в производстве малоценную древесину.
Применяя химическую обработку древеси-
ны, мы можем изменять её свойства и да-
же придавать ей совершенно новые: увели-
чивать её механическую прочность, делать
её антисептичной, водостойкой, огнеупор-
ной ит. д.

Множество областей познания природы и
множество возможностей для её преобра-
‘зования открывает лесохимия. Однако эти
области знания, об’единяемые общим на-
званием лесохимии, оставались до послед-
него времени совершенно недостаточно
изученными, что, несомнеино, отражалось и
на развитии лесохимической промышленно-
сти. Между тем, как много может содей-
ствовать в настоящее время военным уси-
лиям нашей родины лесохимия! Какие таят-
ся у лесохимии возможности для подыскания
заменителей самых дефицитных продуктов,
сколько новых видов сырья для получения
уже известных химикатов она может’ дать!

В обстановке Отечественной войны наши
лесохимики вместе со всей армией совет-
ских учёных ставят и успешно разрешают
такие задачи, которые ещё только намеча-
лись два года тому назад.

`Программы работ лабораторий Цен-
трального  научно-исследовательского ле-
сохимического института разрабатывают-
ся теперь не на год, как раньше, а на
тот срок, на который сочтёт это возмож-
ным научный руководитель. Однако не сле-
дует думать, что в условиях войны мы
отказались от разработки теоретических
проблем. Это было бы грубейшей ошибкой.
Только правильный, покоящийся на глубо-
ких научных основах подход к любому во-
просу даёт ae и верный ответ.

Не случайно уже в первый месяц войны
нам удалось разработать и внедрить впро-
изволство один вид продукции, который
был принят на вооружение Красной Армии.
А за одно лишь первое полугодие войны
мы дали фронту четыре вида продукции.
Теперь это превратилось в традицию, о
которой лучше всего говорит закалённая
и тесная связь нашего института с Крас-
ной Армией.

В суровые. дни осени 1941 года, когда
фронт приближался к лабораториям нашего
института, лучшие научные работники, го-
рячие патриоты своей родины, отказались
прервать научную работу. Больше того, они
работали в эту пору ещё более интенсив-
но, чем всегда. Помнится, как однажды
утром профессор А. Деревягин, шестидеся-
тилетний юбилей которого мы скоро соби-
раемся отмечать, придя в ‘институт, обра-
тился к своим сотрудникам:

— Говорят, немцы близко?

—^Километров за 12.

— Ну, sfo далеко, можно продолжать
работать, — заявил ‘профессор и пошёл в
лабораторию.

Высокие патриотические чувства движут
советскими людьми в самоотверженном
труде для фронта, для победы. И, несмот-
ря на тяжёлые испытания военной обста-
новки, в нашем, например, институте было
создано немало новых производственных
цехов. Некоторые из них, правда, весьма
отдалённо связаны с лесохимией. Но они
дают нужную, очень ценную продукцию
для фронта. И хотя организация ряда про-
изводственных установок, несомненно, OT-
влекла от основной деятельности часть на-
учных сил, никогда раньше не выполняв-
ших производственных заданий, всё же мы
считаем создание их весьма полезным для

ских работ. ;

проф. Д. Тищенко, позволяет перерабаты-
вать болыние количества смолы на не-
большой компактной установке с малым
расходом топлива и с выхолом масеня до
60 процентов.

Не менее успешные результаты получе-
ны для другого вида отходов газогенера-
торных станций, так называемой кислой

воды. Если. газогенераторная смола до
сих пор хотя бы сжигалась, то кис-
лая вода просто спускается в водо-
ёмы, зачастую — отравляя их. Проф.

Д. Тищенко показал, что путём самой‘ про-
стой переработки можно из этой кислой
воды получить такой ценный материал,
как заменитель патоки в литейном деле,
и ещё один не менее важный продукт.
Опыты, поставленные совместно с -одним
из главных военных управлений Народного
Комиссариата Обороны Союза ССР, дали
положительные результаты. а

Большая работа ведётся проф Л. Жере-
бовым, недавно за свои научные заслуги в
области химии древесины  награжденным
орденом Трудового Красного Знамени.
Изыскания проф. Л. Жеребова в области
получения из нентозосодержащего сырья
фурфурола и дрожжей ждут скорейшего
использования в нашей промышленности.

Лаборатория, руководимая А. Дядиным,
ведёт работу в области применения обла-
гороженной прессованной древесины в
авиационной промышленности. Постоянные
требования промышленности на разработ-
ку из древесных пластиков различного
рода деталей служат достаточным мерилом
ценности работ этой лабораторип,

Над проблемой заменителей смазочных ма-
сел и пускового жидкого горючего для газо-
генераторных автомашин работают леауреат
Сталинской премии Г. Рудаков, профессор
А. Деревягин, А. Парятинский. В усло-
виях военного времени’ работа эта имеет
для глубинных Пунктов страны большюе
значение, . высвобождая транспорт от нере-
возки смазочных масел и горючего. Те.
перь путем несложной Технологии мы мо-
жем на месте получать смазочные масла
и горючее, используя обильное лесохими-
ческое сырьё — смолу, скипидар, дёготь,
канифоль.

Не говоря о широчайшем использовании
всевозможных специальных фанер в на-
шей военной технике, работы лесохимиков
позволяют сейчас внедрять особо обрабо-
танную фанеру в те отрасли пэомышлен-
ности, где она ранее никогда не применя-
лась. Фанерная кровля для вагонов, фа-
нерная подошва для обуви и другие но-
вые материалы,—всё& это вполне реальные,
высококачественные вещи, позволяющие
сократить применение дефицитных продук-
тов:

Этим, конечно, далеко не ограничивает-
ся напряженная и плодотворная работа
советских лесохимиков в дни Отечествен-
ной войны. Размах этой работы очень мно-
гообразен и велик. Ho moka emé охваче-
ны далеко не все области лесохимии, не
все проблемы ‘разрабатываются темпами
военного времени. ,

Далеко не всегда научные работы, как
бы очевидна ни была их полезность, бы-
стро внедряются в промышленность. Не во
всех организациях и не у всех работников
встречаем мы сочувствие и помошь. Нахо-
дятся люди, которые боятся переходить от
лабораторных условий сразу к заводским.
По старому шаблону они требуют строи-
тельства промежуточных  полузаводских
установок, хотя стоимость риска не пре-
вышает стоимости подобной установки, а
потеря во времеци колоссальная! Вопрос
о промышленной переработке смолы стоит
в порядке дня уже несколько месяцев, а

успешного развития научно-исследователь-  СДелано пока очень мало.

Особенные трудности представляет реа-

Основной успех работы научно-исследо- ЛИизация дела, когда в нем заинтересованы

вательского центра зависит от наличия в  Несколько наркоматов.
высоко-!Здесь могут продолжаться неделями.

нём энергичных, инициативных,
квалифицированных людей. Советская ле:

Всякие «увязки»

Эти вполне ‚устранимые препятствия на-

сохимия располагает достаточно солидны-  До быстрее пВеодолеть, чтобы обеспечить

ми кадрами, ведущими

сейчас огромную  @щЩё больший под’ём советской лесохимии,

работу. Наши лесохимики в праве гордить- Открывающей широчайшие перспективы в

ся трудами проф. Д. Тищенко. Крупный Использовании наших
ученый, до войны занимавшийся разработ- Для страны и фронта.

кой теоретических проблем органической
химии, он отдаёт сейчас все свои силы на
то, чтобы на основе накопленных им зна-
ний помочь своей родине в трудную го-

лесных сокровищ
С. КОРОТОВ,
директор Центрального ‘научно-ис-
следовательского ` лесохимического

института Наркомлеса СССР.

Железнодорожники готовятся к зиме.

ГОРЬКИЙ, 13 августа. (ТАСС). Энер-
коллектив депо Горький-
пассажирская свое хозяйство к зиме. Уме-

ло используя внутренние ресурсы, комплек-
сные бригады своими

силами отремонти-
ровали отойительную сеть в дею №№ 1

u 2, теплообменники заканчивают ремонт
котла

центрального отопления. Рабочие
механических цехов заготовили тормозные
тяги, втулки шарнирных валиков и дру-
гие запасные части. По предложению тех-
ника Медведева налажено восстановление
плоских золотников. )
‚ В депо успешно освоено производство
среднего ремонта паровозов без смены то-
почных частей:

КРАСНОЯРСКО 13 августа. (ТАСС). На
станциях и предприятиях Красноярской
железной дороги проходит фронтовой де-
кадник подготовки к ‘зиме. Работники
станции Чернореченская за первые дни
декады заготовили 70 кубометров дров,
вагонники и путейцы собрали и отремонти-
ровали 2.000 деталей. Стрелочники стан-
ций Камала, Решеты и Суетихи в свобод:
ное от основной работы время помогли
путейцам ‘отремонтировать полтора кило-
метра линий.

В подготовке к зиме принимают участие
свыше 300 домашних хозяек,

СЕМИПАЛАТИНСК, 13 августа. (ТАСС).
Как только закончился учебный год, чле-
ны  сельхозартели имени Комсомола
Аксуатского района приступили к ремон-
ту школьного здания, классной мебели и
заготовке на зиму топлива. Колхозники
отремонтировали также квартиры учите-
лей. Помимо урожая, который будет со-
бран со школьного участка,’ правление

Колхозная забота о птколе

неров картофеля и много других продук:
тов.  Учещиеся обеспечены горячими зав-
траками.

Инициатива аксуатцев подхвачена sce
ми районами области. В Абралинском рай-
оне из 15 школ силами ‘самих колхозников
подготовлены к учебному году и снабже-
ны топливом 12; в Абаевском ‘из 15—13.
Всего по области отремонтировано .

артели выделило 30 пудов муки, 5 нцент- 220 школ.