Feapoeeu

Начало боя мы видели довольно отчёт-
ливо из блиндажа наблюдательного пунк-
та. По всему холму, за которым лежала
деревня с уцелевшей высокой силосной
башней, мелькали вспышки выстрелов.
Танки взбирались на холм. Они вели огонь
с ходу. Разрывы вражеских снарядов обда-
вали их бурыми волнами дыма.

Командир, руководивший боем, отдавал
приказания по телефону. Не выпуская из
рук трубки, он мог проследить, как вы-
полняются его приказы. i

— Ястреб! — говорил он. — Вы оста-
вили своих бронебойщиков в центре. Под-
тяните их ближе к правому флангу. Там
у противника три самоходки.

Вскоре бой перевалил за гребень холма
и уже нельзя было разглядеть, что там
происходит. Ждали донесения о захвате
деревни, чтобы перенести наблюдательный
пункт вперёд.

Но если нельзя было проследить глазом
за наземными операциями, то зато сраже-
ние в воздухе попрежнему видно было во
всём своём яростном напряжении.

Небо как-раз было в том состоянии, ко-
торое наиболее благоприятно для воздуш-
ных схваток. Редкая облачность. Высота
облаков — две-три тысячи метров. Синие
«окна» между ними то’ сужались, то раз-
двигались,

Слава доблестн

возле немца, что показалось, будто они
столкнулись. Прозвучала короткая оче-.
редь. «Лавочкин» взмыл кверху. Серое ту-
 ловише «Юнкерса» задымило. Он резко
‘стал снижаться и упал недалеко от де-
ревни, обозначив место своей гибели ry-,
 стыми клубами дыма.

Все наблюдавшие этот бой решили, что
обе победы достались одному и тому же
истребителю, хотя снизу, с земли нельзя
было уловить все перипетии боя и тем бо-
лее заметить, который из двоих «Лавоч:
KHHBIX> вышел победителем, свалив
конструктора Лавочкина, его глаза и Уши,
сообщаюние ему все свеления 0 работе
ео машины — от качества самых мелких
деталей до поведения машины в бою. Эти
инженеры, сотрудники Лавочкина, нахо-
дятея на боевых аэродромах, в полках и
дивизнях, живут в землянках сзкоманди-
рами и летчиками, днюют и ночуют на
стартовой площадке... К ФЛавочкину идут
доне®ения: «Деталь закая-то ведёт себя
так-то». Из сопоставления и ©овпадения
многих таких наблюдений и рождается
конечный технический вывод, часто ложа-

последний год «Лавочеян-5»

шийся в основу дальнейших ‘конетруклив-
ных изменений.

за поведением мапгины в бою, на взлёте и
при посадке, на виражах и на прямой, на
вертикали и на горизонтали — неустанное
наблюдение за своим детищем Семён
Алексеевич Лавочкин считает важнейптей
частью работы конструктора:

Творческий талант авиационного конет-
руктора заключается не в некиих внезап-
ных технических «озарениях», а в кро-

потливом труде, в неустанной модерниза-

ции и усовершенствовании существующего
типа машины. 06 этом нам говорил и зна-

КРАСНОЗНАМЁННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 14 августа. (Спецкор ТАСС).
Одному из подразделений балтийских лёт-
чиков переданы самолёты ‘из эскадрильи
«Валерий Чкалов», построенной на сред-
ства горьковских колхозников и рабочих.
Балтийцы умело водят эти отличные бое-
вые машины, изо дня в день наносят креп-

дано былю право искать врага, настигать
его всюду, навязываль ему б0й,  пре-
следовать его, жечь, валить наземь.

Так Дмитрий Глинка стал ассом. А где
в полку был Дмитрий, там, не отставая

кие удары врагу. Лётчик Бычков на Ma-
шине, построенной на средства  горьков-
ского колхозника Москалева, в трёх боях
сбил 3 фашистских самолёта.

Горьковчане постоянно следят за бое-
выми делами балтийцев. Из Горьковской
области поступает ‘много писем, в которых
рабочие и колхозники поздравляют лётчи-

ром же они при встрече условились «вое
вать -вместе»!..
П. БЕЛЯВСКИЙ,
спец. корреспондент «Известий».
КУБАНЬ, -

ков с боевыми успехами.
Колхозники сельскохозяйственной артели
«Ударник» в коллективном письме пишут:
«Мы читали в газете, как наши лёт-
чики-балтийцы громят врага на самолётах
«Валерий Чкалов», которые построены на

менитый ` конетруктор. Яковлев, 06. этом  .

товорит сегодня и Лавочвин. Талант
‘тивость и ценность конструкции заклю-
чаются не только в тех ноказателях, вото-
рые машина пред’являет сегодня, но ив
тех возможностях, какие она В себе таит,
в ее техническом потенциале. Эту сумму
возможностей Лавочкин называют душой
машины.

Раскрыгию и реализации этих возмож-
 ностей, которыми так богат «Лавочкин-5»,
it посвящены сегодня жизнь и деятельность
 Семёна Алексеевича. Каждая минута этой
жизни пронизана стремлением улучшить,
усовершенствовать ту или ‘иную деталь,
тот или иной винтик, те или иные летные
данные мазпины.

— Поверите ли товорит Семён: Алек-
сеевич, — даже во ие не могу отвя-
затьея от своей машины. Порою мне снятся
чертежи, расчёты... Иногда, чтобы отдохь
нуть, пробую на часок «убежать» от своей
машины на рыбную ловлю, но и за удо
кой мысли настигают меня...

Другую важнейшую часть работы mim
структора составляет постоянное наблюле
ние за авиацией врата, её усовериен-
ствованиями,  предвосхищение ©8
нейнгих путей.

— Мне важно-— говорит Лавочкин, —
не только констатировать то или иное из-
менение в конструкции  «Мессерпемитта»
или «Фокке-Вульфа», но и ‘угадать, о ка-
ком дальнейшем  усовершенствований ду-
мает сейчас герр Мессеримитт, чтобы опе-

релить ето...
В результате непрерывного наблюдения
‚за серийным производством,  систематиче-

ской работой над машиной самолёт Лавот-
кина приобрёл десятьи новых качеств. за
т значительно
прибавил скорость и скоропод’ёмность. Как
плод  этих кропотливых забот юонотрук-
тора и ето коллектива (инженеров Задха,
Алексеева, Шиукова) достигнуто несом-
ненное преимущество над лучшими не-
мецкими истребителями. В части, ге
сидел «представитель» Лавочкина. инже-
нер Питерин, во время Орловекой опера-
пии было сбнто 75 немцев.

{

четает повседневную заботу’ о серийном
производелве, вечную «переписку черно-
виков» с обязательным «затадом» в буду-
шее, © работой на завтра.

В сочетании технических мечтаний

Неусыиную, непрекращающуюся слежку  . интересами сеголняинего дня и зажтю-

чен творческий дух нашей авиационной
техники. —

Результатом этого TROPTECKOTO BIOXH-
вения, охватившего конструкторов и ин-
женеров, является тот непреложный факт,
что наши истребители сеголня превосходят
по своим лётным данным истребители
врага. А орлиные сердца советских Jer
чиков,  олухотворяя грозные машины,
делают боевую советскую авиацию несокру-
шимой, стралиной для врага.

Братья ТУР,

Самолёты горьковских колхозников

наши трудовые деньги, и решили описать
вам наши дела». `

Рассказав об успехах своей артели, о
самоотверженном труде колхозников и
колхозниц, авторы далее‘ сообщают, что
колхоз выполнил- государственные, заго-
товки овса, мяса. молока, яиц, шерсти.

Тёплое письмо прислала на Балтику мо-
лодёжь Чкаловского района, где зароди-
лась идея сбора средств на эскадрилью
«Валерий Чкалов».

«Приятно знать, — говорится в  писБ-
ме, — что наши самолёты попали в надёж-
ные руки, что вы на них беспощадно
бъёте озверелых фашистских гадов, Мы

живём одной мыслью с вами — разбить
проклятых гитлеровцев и очистить нашу
священную родину от фашистов. Мы,

оставшиеся в тылу, своим трудом на кол-
хозных полях и на заводах изо всех сил
стараемся помочь вам приблизить победу
над врагом». т

рр
о рад ee ы——>

Наша авиация в 1943 году

Генерал-лейтенант авиации Н. ЗКУРАВЛЕВ

В нынешнем голу наша авиация прини-
мала самое активное участие в операциях
по разгрому немецко-фашистеких войск.
Она вместе с артиллерией подготавливала
атаки танков и пехоты, она громила от-
ходящие вражеские войска и прикрывала
свои войска от ударов с воздуха.

Во многих случаях количество трофеев,
захваченных нашими наземными войска-
ми, было исключительно велико потому,

` что славные сталинские соколы своими

ударами с воздуха лишили противника
возможности своевременно эвакуировать
склады разного имущества. Так, напри-

мер, при отходе противника с Кавказа на-
ши штурмовики разрушили железнодорож-
ный мост через р. Кума, и противник не
смог использовать железную дорогу для
эвакуации своих складов из района Мине-
ральные Воды, где нашим наземным вой-
скам досталась большая военная добыча.
Весна 1943 года ознаменовалась исклю-
чительно жаркими воздушными боями на
Кубани. Здесь противник пытался взять
хоть какой-нибудь реванш за зимние по-
ражения на Кавказе. Пользуясь тем, что
в Ирыму и на Тамани аэродромы просы-
хают быстрее, чем где-либо в другом ме-
сте на нашем фронте, противник сосредо-
точил здесь крупные авиационные силы—
не менее 1.000 самолётов и пробовал при
помощи концентрированных ударов с в0з-
духа добиться успеха над нашими войска-
ми в районе Новороссийска; немцы пола-
гали, что им удастся воссоздать ту обета-
новку, какую обычно они имели при
своих наступлениях в 1941 году. Но фа-
писты жестоко ошиблись; их авиация
встретила самый энергичный отпор в в93-
духе со стороны нашей истребительной
авиации, а вражеские наземные войска в
свою очерель. подверглись ожесточенным
ударам нашей авиации. Воздушная арма-
да Геринга не смогла преодолеть сопротив-
ления напгих истребителей, она понесла
колоссальные потери,
введены лучшие германские истребитель-
ные эскадры — «Удет» и 52, которые
быти укомплектованы отборными лётчиками.

хотя в бои были

ностью действий и хорошей их организа-
цией, но и больней приспособленноетью на-
ших самолётов к выполнению подобного рода
задач; оеобенно хороши для этой цели непре-
Г. взойденные штурмовики «Ильюшин-2 ».
Победа в воздухе на Кубани была одер-  Крупные воздушные бои и массирован-
жана более высоким боевым мастерством ные удары по вражеским  аэродромам в
наших командиров и лётчиков, а также мае и июне были лишь своеобразной пре-
превосходством качества наших самолётов людией к тем сражениям, которые нача-
над вражескими аэропланами. лись на земле и в воздухе 5 июля и ве-
  В боях на Кубани приобрели немеркну-   дутся по сей лень. Наша авиация в про-
щую славу наши  герои-лётчики тт, По-  исходящих сражениях играет очень круп-
крышкин, Крюков, Семенишин,  братья ную роль. Она прежде всего оказалась
Глинка, Фадеев, Лавицкий, Кудря и мно- той силой. которая не позволила немецкой
гие другие. : авиации наносить удары с воздуха по на-
Опыт славных воздушных бойцов-ку- шим войскам на Орловско-Вурском и Bea-
‘банцев был воспринят всем нашим воз-  городском направлениях. Насколько велико
душным флотом и новторен затем на мно- было противодействие, проявленное здесь
гих других участках фронта. нашей авиацией, можно судить хотя бы
Весной и летом этого года — до Б ию- по тому, что немцы за месяц, боёв, с 5 июля
ля, как известно, на советеко-германеком по б августа, потеряли 2.492 самолёта.
фронте не было крупных наземных сраже-  Наши штурмовики и бомбардировщики,
ний. Но этого нельзя сказать про воз-  кроме того, были тем средетвом, которое
дух, ме шла упорная и напряжённая опустошало вражеекие ряды. Под уларами
борьба. р советских лётчиков горели танки и само-
Противник, готовясь к очередному лет- ходные орудия немцев. 9-я немецкая тан-
нему наступлению, всё время пытался ме- ковая дивизия была готова ринуться в
шать осуществлению  контрмероприятий атаку на дер. Самодуровка. В это время
нашего командования. С этой целью нем- на неё налетело большое количество на-
цы пробовали неоднократно нападать наших штурмовиков и бомбардировщиков.
наши коммуникации. Нам точно неизвестно, сколько  <торело
Наиболее крупным налётам подверглись   «тигров» и. «фердинандов» и околько бы-
Курек и ряд железнодорожных станций в ло отправлено на TOT свет фрицев, но
районе этого города. Но эти вражеские на-  атака этой дивизии не состоялась; потери
лёты провалились с треском: немцы не её были очень велики.
могут похвасталь ни одних успешным  В другом случае на том же Орловеко-
налётом на наши железные дороги в  Курском направлении наши разведчики
1943 году. Так, например, два налёта ‘на   заметили скопление большото количества
Курек обошлись им очень дорого. Они по- танков, готовящихся к атаке. Была вы-
теряли почти 50 проц. из числа участво-звана авиация, и наши пехотинцы на-
вавших в налётах машин, а цели не ло:  блюдали, как 14 «тигров» вепыхнули фа-

хватчиков. Истребители непрерывно пат-
рулируют над боевыми  порядками своих
войск, оберегая их от ударов с воздуха, и
ведут ожесточённые воздушные бои; итур-
мовики и бомбардировщики наносят креи-
кие удафы по врату на поле боя, громят
вражескую авиацию на её же аэродромах.

Причин успехов нашей авиации В
1943 году много, и первая из них со-
стоит в том, что мы имеем мощную, пре-
красно работающую авиационную  про-
мышленность, которая создана нашим
народом под руководством великого
Сталина” в годы сталинских пятилеток и
которую мы сумели своевременно эвакуи-
ровать в глубь страны.

Рабочие и инженерно-технический со-
став нашей авиапромышленности на про-
тяжении всей войны проявляют исключи-
тельный трудовой энтузиазм,  блатодаря
чему эвакуированные заводы были пу-
щены в хол на новых местах в рекорлно-
короткие сроки и выпуск продукции да-
леко оставил позади все довоенные нормы.

Ната авиация имеет прекрасные само-
лёты. Истребители «Яковлев-1», «Яков-
лев-7», «Яковлев-9», «Лавочкин-5» сто-
ят на одном уровне с лучшими в. ми-
ре*` марками. Наши истребители обладают
скоростью, равной скорости нелецких <а-
молётов_ истребителей, но превосходят их
в маневренности. Пользуясь этим преиму-
ществом, наши лётчики в боях © немец-
кими истребителями очень быстро вы-
игрывают у них хвост и затем сбивают.

Краса и гордость налиего возтупеного
флота— штурмовик «Ильюшин-2». Он пред-
назначен для уничтожения живой силы
и боевой техники врага, хорошо брони-
ровам, имеет мощное стрелково-пушечное
и бомбардировочное вооружение. Dror ca-

стигли. Ещё менее удачны были их на- келами, 30 средних танков остались не-
лёты на мелкие железнодорожные станции  движимыми на Месте, а остальные, рассы-
в Курском районе. паясь в разные стороны, как пауки; по-
Борьба за господство в воздухе не огра-  ползли назад,
ничилась лишь одними воздушнтими боя-  Подобного рода примеров можно приве-
ми. Наша авиация в свою очередь подвер- сти очень много, но и йз этих IBYX BHI
гала  ожесточённым атакам  вражеские но, что авиация оказала серьёзную по-
аэродромы и причиняла противнику очень  мощь нашим войскам в обороне Курского
тяжёлые потери. Особенно велики были   выступа. :
потери авиации противника на его аэро-  Не менее серьёзную помощь она оказы-
дромах 6, Ти 8 мая, а затем 8 июня.  вает нашим войскам и сейчас, когда они
Успех наших налётов на вражеские   победоносно двигаются вперёд, освобождая
аэродромы об’ясняется не только вмезап- родную землю от ярма фашистских за-

ф

молёт является любимцем нашей пехоты
и. танков, так как он постоянно. лей-
ствует вместе со этими родами войск, про-
клалывая им своим огнём дорогу ‘при на-
стуилении и помогая отбивать вражеские
атаки. т
Улары «Илов» метки и сокруши-
тельны; немцы называют этот самолёт
«чёрной смертью». И действительно, rye
появляются наши’ «Илы», там нет” жиз-
ни фрицам.
Наши бомбардировщики «Петляков-2»
значижельно превосходят в скорости любой

из типов немецких бомбардировиеиков. Нет
у немцев и таких ночных бомбардировщи-
ков дальнего действия, какие имеются у
нас.

Качественное превосходство наших са-
молётов над вражескими является показа-
телем талантливости и одарённости наших
инженеров-конструкторов, заслуженно поль-
зующихся мировой известностью. Наш на-
род гордится такими именами, как Яков-
лев, Ильюшин, Поликарпов, Лавочкин. Су-
хой, Климов. Микулин, Швецов, Микоян
и другие, ибо они в ходе ожесточённой
борьбы против фашистеких захватчиков
сумели создать конструкции прекраеных
боевых ‘самолётов и надёжные  мошные
моторы к НИМ.

Нална авиация громит немецкую He
только потому, у нас хороппие, вамо-
лбты и их‘ стаж. довольно много, но и
потому, что боевой дух у наших лётчиков
несравнимо выше луха фашистеких лёт-

чиков. Славные сталинские соколы не
 спраивают, сколько CHA У врага, а
спрашивают. где он, и смело атакуют

его и в тех случаях, котла на стороне
противника численный перевес.

Совсем недавно был такой случай. Для
отражения налёта вражеских самолётов
полнялась в воздух эскадрилья под коман-
лованием гвардии лейтенанта тов. Котло-
ва. Вражеские самолёты перехвачены. В
воздухе кипит. ожесточённый бой. В это
время неподалеку появилась новая группа
численностью в 50 «Юнкереов» и 15
истребителей «Фокке-Вульф» и «Мессер-
пиуитт». Ооздалась утроза что эта группа,
безнаказанно произведёт удар по олному
из наших 0б’ектов. Лейтенант  Котлов
вместе со своим напарником  млазтим
лейтенантом Грачевым бросаетея на пе-
рехват этойзтруппы, врезается в гушу
фалистоких самолётов си © ходу сбивает
один из «Юнкерсов». На ‘пару отважных
натших истребителей набрасывается сразу
же не менее, десяти истребителей против-
ника. Завязываетея неравный бой. Сбит
млалигий— лейтенант Грачев, но Котлов в
это время сбивает двух  «мессеров».  Кот-
лов. осталея orn. Олнако он не ‘ишет
выхола из боя, Наоборот, он. пробивается
к немеиким бомбартировщикам сбивает

одного из, них и расстраивает строй всех
остальных.

Задача почти выполнена. В это время
вражеским снарядом Вотлову оторвало но-
гу выше колена. Превозмогая ‘адекую
боль, он нажимает на гашетку и’сбивает
пятую в„этом бою вражескую машину.
Самолёт “стал неуправляемым, и Котлов,
напрягая последние силы, выбросился ©
парашютом. Героя подобрали на земле
наши пехотинцы и понесли его на руках,
как знамя. как святыню. Отважный ©-
кол умер на руках у своих товарищей.
Подвиг его. будет жить в веках.

Полвиги, подобные подвигу лейтенанта

Котлова, совершаются ежелневно, на всех
фронтах. в разных условиях. Людей,
совершивших эти подвиги, роднит

отромная сила патриотизма. Ффни беззавет-
но любят свою родину; свой народ п
смертельно ненавилят врата. \

Наши лётчики дерутся отважно ещё и
потому, что их ряды епаяны крепкой то-
варишеской дружбой; каждый из НИХ
знает, что товариши не оставят ег В
беде даже и в том случае, если это сопря-
жено со смертельной опасностью. 0’ силе
дружбы среди нашего лётного состава
даёт представление такой случай. Подбили
самолёт т, Сыромятникова, и, он принуж-
ден был приземлиться на территории про-
тивника. Напарник Сыромятникова т. Ma-
каров, заметив, что товарише попал в б-
ду, немедленно же пришёл к нему на по-
мошь: он. разогнал огяём своего самолёта
немцев, а затем сел рядом © Сыромятчи-
ковЫм, ‘взял его к себе в самолёт п
взмыл в воздух на глазах у немцев. В
празтике немецкой авиации таких случаев
нет и не может быть, потому что. нехпы
воюют во имя грабежа, ‘насилия и mops
оошения чужих наролов; не имея никаких
высоких моральных идеалов, немеп не м0-
жет рисковаль своей жизнью BO имя ‹па-
сения товарища в бою,

Всеми евоими достижениями: мы обязаны
мудрости нашего великого вожля и полко-
волна- товариша Сталияа-н тому горячему
патриотизму. . который живёт в. серлиах
всего советекого народа, воепитанного ве-
ликой ‘партией Ленина— Сталина. Наша
авиация уверенно идёт по пути. к победе
над. фашистскими стервятниками; и каб
бы ни была тяжела борьба, победа бут
завоевана наптимя славными сталинскими
COROIAME,

даль-.

Истинный ` конструктор неизменно с-.

a